Психология восприятия цвета человеком: Как цвета влияют на восприятие человека? «Ochkov.net»

Содержание

Как цвета влияют на восприятие человека? «Ochkov.net»

Цвет в первую очередь несет в себе определенную информацию об окружающем мире. Способен он влиять и на настроение человека. Сегодня существует даже такой метод лечения, как цветотерапия — воздействие на нервную систему различными оттенками. Рассмотрим эту тему подробнее, узнаем, какую роль в жизни человека играет цвет.

Цветоощущение — как оно функционирует?

Цветоощущение — это одна из функций зрения, благодаря которой человек воспринимает мир во всем разнообразии цветов и оттенков. За формирование изображения отвечают преломляющая система глаза и сетчатка, на которой собираются световые лучи после преломления их хрусталиком и роговицей. За цвет картинки отвечает центральная точка сетчатой оболочки — макула, а точнее — колбочки. Эти фоторецепторы обеспечивают цветное зрение и участвуют в фотопическом (дневном) зрении.

Всего в природе существует три основных цвета: красный, зеленый, синий. Все многообразие оттенков, которых насчитывается несколько десятков тысяч, образуется путем смешения этих трех главных тонов. Данную теорию выдвинул еще Ломоносов в 1756 году. В этом же направлении вел свои исследования Т. Юнг. Впоследствии идея трехкомпонентности цветовосприятия была дополнена Г. Гельмгольцем и его учениками. Есть три вида колбочек, каждый из них содержит определенный пигмент. Иными словами, в макуле находятся синие, красные и зеленые колбочки. При этом цветовые волны, независимо от их длины (спектра), воздействуют сразу на весь колбочковый аппарат. При наличии каких-либо дефектов в нем восприятие цвета будет неправильным. В этом случае речь идет о нарушениях цветоощущения. К ним приводят патологии зрительного нерва, сетчатки, нервной системы.

Расстройства цветового зрения встречаются редко. Примерно 8% всех мужчин имеют врожденные нарушения этой зрительной функции, но это не означает, что они совсем не могут различать цвета. В большинстве случаев им оказывается недоступен один из спектров. У женщин проблемы с восприятием цветов встречаются еще реже (примерно 0,5% случаев). Нарушения цветоощущения могут создать некоторые трудности при выборе рода деятельности. Информация довольно часто подается в форме цветовых сигналов — в транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.

Влияние цвета на человека

Сегодня проблему влияние цвета на человека изучают и психологи. С их точки зрения, те или иные оттенки несут в себе эмоциональную информацию, а следовательно, участвуют в формировании настроения. Подобные данные можно использовать для того, чтобы сделать свой образ более привлекательным, обстановку — комфортной, а товары и услуги — продаваемыми. Цвета могут использоваться в лечении заболеваний нервной системы, в маркетинге и других областях. Многие люди относятся к этому скептически. Действительно, такие теории тяжело поддаются изучению и их не всегда можно научно доказать. Однако полностью отвергать их не стоит. Узнаем, в чем они заключаются, как влияют цвета на человека и его жизнь.

Особенности восприятия цвета

Восприятие цвета человеком является субъективным. Одному нравятся более теплые оттенки, другие предпочитают холодные тона. Более того, один и тот же цвет может по-разному восприниматься людьми. Конечно, есть общие закономерности. Так, по результатам опросов, большая часть людей любит голубой цвет. Почему именно его? Что определяет выбор оттенка?

Существует три теории, объясняющие этот вопрос:

  • эволюционная;
  • теория гендерных схем;
  • теория экологической валентности.

В чем суть каждой из них?

Биология или эволюция. Согласно этой теории, биологические механизмы, сформировавшиеся в ходе эволюции, определяют цветовые предпочтения человека. Так, изначально синий цвет ассоциировался с ночью, а значит, и со спокойствием, пассивным времяпрепровождением. Желтые оттенки, которые напоминают солнце, соотносились с активностью. Почему же в таком случае мужчины любят синий, а женщины — розовый? К этим различиям привели эволюционные изменения, произошедшие еще во времена собирательства и охоты. В раннюю эпоху женщины должны были готовить еду, собирать фрукты. Они в основном красные и желтые и хорошо различаются на фоне зеленой листвы. Именно по этой причине представительницы прекрасного пола предпочитают всевозможные оттенки красного и желтого. Доказать данную теорию достаточно трудно. Другие две гипотезы, объясняющие цветовые предпочтения, выглядят более убедительно.

Теория гендерных схем. На формирование цветовых предпочтений влияет половая принадлежность. Так утверждают сторонники этой теории. Закладывается цветовосприятие, с психологической точки зрения, еще в детстве, как только ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. После этого они ищут в окружающем мире информацию, в том числе цветовую, которая ассоциируется с их полом. Родители же укрепляют гендерные стереотипы. Мальчиков они одевают в одежду голубых или темных тонов, девочек — в розовую. Из-за этого девушки впоследствии тяготеют к этому цвету, а парни — к синему. Было проведено исследование, в котором специалисты наблюдали за детьми от 7 месяцев до 5 лет. Мальчики все больше отстранялись от розовых тонов, чем больше они узнавали про собственный пол. Такая же закономерность была выявлена среди девочек. Они все чаще отдавали предпочтение розовым оттенкам.

Теория экологической валентности. Предыдущие концепции частично объясняют цветовые предпочтения людей. Но эти теории являются общими. Ответить на вопрос, почему человек любит темно-синий, светло-голубой, нежно-розовый и другие оттенки, они не способны. Откуда такое разнообразие вкусов? Ответ на этот вопрос попыталась дать теория экологической валентности. Согласно ей, восприятие цвета формируется на основе эмоционального опыта. Человеку больше будут нравиться те оттенки, которые у него ассоциируются с чем-то положительным, радостным, приятным.

Чтобы доказать эту теорию, ученые провели исследование. В нем испытуемым предлагались две ручки разного цвета с музыкальным сопровождением. Один цвет сопровождала неприятная музыка, второй — позитивная. Большинство людей выбрали ручки, которые ассоциировались с хорошей музыкой. Преимущество этой теории еще и в том, что она не отвергает идеи предшественников, оформивших теорию гендерных схем. Обратите внимание, что мальчикам дарят чаще голубые игрушки, а девочкам — розовые. Игрушки вызывают положительные эмоции. В дальнейшем и цвет будет ассоциироваться только с хорошим. По экологической валентностью, которая дала название теории, понимается способность адаптироваться к факторам внешней среды.

Восприятие человеком цветов и их значений

Эмоциональный фон, который окружает тот или иной оттенок, может объяснить теория экологической валентности. Однако она бессильна в осмыслении проблемы семантического значения цвета. Почему каждый из них ассоциируется с чем-либо? Например, красный — со страстью? Ответы на подобные вопросы дает теория ассоциативных сетей. В головном мозге в течение жизни человека складывается сеть взаимосвязанных знаний. Они основаны на эмоциях, чувственном опыте и семантическом смысле. В данной теории эти факторы называются «узлами». Для каждого цвета в головном мозге есть свой узел. Он может меняться в ходе жизни, то есть в результате получения нового опыта. Важные события формируют крепкие узлы. Так, например, если человека сбил автомобиль красного цвета, в голове сформируется узел именно этого тона. Он будет ассоциироваться с определенными эмоциями. Впоследствии к ним могут добавиться другие чувства.

Психологи часто наделяют цвет тем или иным значением. Голубой признан спокойным, черный — приземленным, желтый — веселым. Собственно, такое представление о цветах свойственно многим, но сама цветовая психология не так проста. Одного значения, которое бы максимально полно и емко описывало цвет, не существует. Люди могут вкладывать совершенно разные противоречивые смыслы в конкретный оттенок, основываясь на собственном опыте. К примеру, работники ритуальных служб привыкли находиться среди предметов черных тонов. Нет ничего удивительного в том, что они ассоциируются у них со скорбью. Люди, которые любят кататься на лыжах, воспринимают белый цвет положительно. Он ассоциируется со снегом и приятными эмоциями, получаемыми во время лыжных прогулок.

Это не все факторы, влияющие на восприятие цвета. Важную роль в этом играет культура. Есть некоторые закономерности: на Западе люди предпочитают голубой. На Востоке этот же цвет воспринимается холодным, он ассоциируется с негативом и даже злом. Многие народы Африки воспринимают белый цвет, как отрицательный, черный же для них, по понятным причинам, является предпочтительным.

Есть и еще один весомый фактор — контекст. Красный цвет в быту у многих ассоциируется со страстью. В годы революции красные тона символизируют пролитую народом кровь. Для чего важно изучать подобные вопросы? Какую пользу может принести эта информация?

Во-первых, лично для каждого человека будет проще организовать рабочее пространство или быт. Зная свои цветовые предпочтения и вкусы своих родственников, Вы можете создать дома более уютную атмосферу. Во-вторых, изучение восприятия цветов может пригодиться в маркетинге. Прежде чем приступить к реализации продукта, изучите целевую аудиторию. Продавая кастрюли и сковородки, Вы можете выбрать черный цвет ручек — он в этом случае более практичен. В-третьих, цвета помогают лечить. На этом положении основана цветотерапия. Специалист может выяснить, какие оттенки для человека являются положительными и отрицательными, а потом использовать их для того, чтобы повлиять на психоэмоциональное состояние пациента.

Как можно сделать цвет «хорошим»?

Итак, ранее было отмечено, что восприятие цветов человеком субъективно. Каждый может видеть разные оттенки, ассоциируя их с хорошими или плохими эмоциями. Но при этом почти любой цвет можно сделать положительным. При подборе оттенка учитывайте три фактора: уместность, эстетику, значение. О значении цвета было рассказано выше. Что касается уместности, то здесь все достаточно просто. Стол, например, лучше выбирать коричневый, а не голубой. Эстетика является более сложным фактором. Здесь важно полагаться на хороший вкус. При оформлении квартиры или офиса, подборе одежды учитывайте мнение дизайнеров, стилистов и прочих специалистов в данном вопросе.

Цветотерапия — это не наука, а учение, один из методов лечения. При этом он не может быть шаблонным. Психологи постоянно изучают проблему восприятия человеком цвета. С одной стороны, Вы сами можете попробовать определить, как тот или иной оттенок влияет на Ваше настроение. С другой — каких-то абсолютных закономерностей не существует. В течение жизни предпочтения могут меняться.

Восприятие цвета человеком

В связи с бурным развитием промышленности в середине XIX века все больше внимания исследователей цветовых теорий стал занимать вопрос  восприятия цвета человеком. Не удивительно, ведь рост промышленного производства повлек за собой и рост конкуренции.

Производители красок, тканей и отделочных материалов хотели удивить своих клиентов новыми образцами товаров. Им на помощь пришел цвет и его способность менять вид предметов до неузнаваемости.

Поэтому среди теоретиков цвета появилось много практиков -промышленников, которые применяли свои знания в собственных производствах. Они получали отклик из первых рук — от своих клиентов. Покупатели товаров  «голосовали» своими деньгами за находки ученых-производственников.

Такой исследовательский процесс приводил к удивительным результатам.

Среди наиболее заметных теоретиков, изучавших вопросы и особенности  восприятия цвета человеком можно выделить Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена. Рассмотрим далее некоторые аспекты их теорий о восприятии цвета.

Цвету присущи еще и цветовые эффекты которые часто применяют при оформлении интерьеров для создания визуальных эффектов.

Теории про восприятие цвета человеком

Цветовая теория Мишеля Шевреля (1786-1889)

Шеврель — директор фабрики по производству красок в Париже. Яркий пример ученого — производственника. Провел массу исследований, изучая на практике, восприятие цвета человеком.

Основные принципы теории Шевреля:

  • Яркие, контрастирующие цвета, взятые в правильных пропорциях, не меняют своего оттенка, а наоборот, делают друг друга более четкими, сочными. Когда же два таких же цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности, в результате получается практически новый цвет — уже тусклый и непривлекательный.

  • Если два цвета на цветовом круге немного удалены друг от друга, то есть не аналоговые (находящиеся рядом на цветовом круге), но и не комплементарные ( дополняющие, расположены друг против друга на цветовом круге) , то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На примере, желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетового цвета.

  • Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, «образуя» при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичныи цвет (красный, желтый или голубой).

Теория цвета Вильгельма фон Безольда

Вильгельм фон Безольд,  дизайнер тканей XIX века тоже изучал восприятие цвета человеком и доказал, что

изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости.

Это правило больше всего применимо к сочетаниям доминантных цветов.  На примере ярко-желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план.

«Эффект Безольда» еще более ощутимо заметен на этих композициях. На обоих изображениях  был изменен только цвет горизонтальных полос: на левом рисунке полосы синие на правом желтые. Восприятие цвета композиции изменилось кардинально.

Теория цвета Джозефа Альберса (1888-1976)

Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахаус, уделял особое внимание  взаимодействию и относительности восприятия цвета человеком. Он обнаружил, что, в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

Восприятие цвета человеком. Пример-цветовой эффект «вампира»

На примере мы видим так называемый «эффект вампира». Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре. Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такого же цвета справа кажется ближе к синему.

На этом рисунке наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит «эффект вампира».

Цветовая теория Иоганна Итена (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, изучавший восприятие цветов человеком,разработал теорию о цветовых контрастах. По теории Иттена, существуют такие виды цветовых контрастов:

  • по оттенку,
  • по яркости,
  • по насыщенности,
  • по теплоте,
  • по комплементарности,
  • по количеству

Восприятие цвета- цветовые контрасты по оттенку

Рассмотрим пример.

В качестве испытуемого возьмем красный цвет. На черном фоне красный цвет выглядит наиболее четко и выразительно, на белом фоне красный цвет  теряет  свою яркость и четкость, а в сочетании с оранжевым и вовсе «пропадает».

Красный квадрат на черном фоне выглядит больше, чем на белом и оранжевом фонах.

Распределение цвета в пространстве композиции

Посмотрите на рисунки, которые выполнены с использованием четырех одинаковых цветов, которые меняются лишь в  распределении на плоскости композиции. Видно, как группируются цвета, схожие по тоновым характеристикам, и как разные формы становятся акцентными в зависимости от изменения цветового тона.

Восприятие цвета человеком по количеству цвета

Важное значение имеет количество цвета в композиции. На рисунках видно, как отличается эффект концентрации цвета в одной области от впечатления при распределении цвета в небольших количествах по всей композиции. Красная форма на переднем плане привлекает внимание, во-первых, благодаря своим большим размерам, во-вторых, из-за характерной формы, где сочетание выпуклых и вогнутых линий создают динамический баланс композиции.

Точки красного цвета, рассеянные по изображению, во-первых, воспринимаются как группа, во-вторых, становятся визуально частью фона.

Восприятие цвета – Лаборатория цветоведения

Цвета — это личные психологические переживания, которые могут быть вызваны различными видами раздражителей, чаще всего светом определенного спектрального состава. Считается, что они представляют собой континуум, переходя в нем различными способами. Как и все перцептивные переживания, они субъективны и сильно зависят от освещения, окружения и ряда других перцептивных явлений.

Цель и мотивация

Значительный объем работы был расширен, чтобы выяснить, как люди воспринимают цвет. Наша цель состоит в том, чтобы определить степень и возможные причины изменчивости среди группы наблюдателей, в повторных испытаниях и на основе различий в возрасте, поле и опыте в оценках цветовых различий. Другой интерес заключается в определении вариаций в выборе наблюдателями уникальных оттенков (красного, желтого, зеленого и синего).

Мы также стремимся определить минимальное количество наблюдателей, необходимое для определения глобального среднего наблюдателя цветового различия.

Изменчивость между и внутри наблюдателя при оценке цветовых различий

Способность наблюдателей различать цвета уже давно является предметом экспериментов и дискуссий. Оценка различий в цвете между двумя материалами (например, эталоном и лабораторным или производственным испытанием) имеет фундаментальное значение в промышленных условиях и представляет интерес для специалистов по зрению и цвету. Существует значительная вариабельность в оценке небольших цветовых различий между окрашенными образцами среди людей-наблюдателей. Имеется очень мало информации о диапазоне и величине изменчивости среди наблюдателей, основанной на систематических исследованиях. Существующие визуальные данные, используемые для разработки формул цветоразличия, включают множество экспериментальных настроек, которые не позволяют точно определить вариацию наблюдателя, специфичную для условий оценки.

Ключевым аспектом нашей работы является создание надежного метода визуальной оценки образцов, содержащих небольшие и средние цветовые различия, которые дают наименьшую изменчивость среди статистически достоверной группы наблюдателей. Мы показали, что оценка небольших и средних цветовых различий образцов ткани, основанная на использовании воспринимаемой линейной серой шкалы, снижает изменчивость в пределах набора субъектов с нормальным цветом. Мы стремимся установить изменчивость визуальных данных среди субъектов из разных регионов мира в строго контролируемых условиях наблюдения. Затем эту изменчивость можно использовать для определения максимально возможной производительности формулы предсказания цветового различия.

Роль опыта в визуальной оценке цветового различия

В большинстве исследований по визуальной оценке цветового различия участвуют люди с нормальной цветовой гаммой, которые не имеют опыта в какой-либо промышленной оценке цветового различия. Однако на практике для визуальной оценки в рамках контроля качества цвета привлекаются «эксперты» по визуальной оценке и измерению цвета (имеющие значительный опыт в оценке небольших цветовых различий в промышленных условиях). Опыт субъектов в разработке наборов визуальных данных потенциально важен. Субъект-новичок определяется как оценщик с нормальным цветом, не имеющий опыта коммерческой оценки цветовых различий «годен/не годен». Эксперт определяется как оценщик нормального цвета, работа которого связана или связана с коммерческим подбором оттенков или контролем качества цвета в отрасли.

В отсутствие моделей цветовых различий, которые полностью учитывают большую вариабельность восприятия между субъектами, и на основании результатов серии экспериментов, о которых мы сообщали в другом месте [JOSA A (2010) 27 (6), 1482-1489], мы обнаруживаем, что для разработки небольших наборов данных цветовых различий могут использоваться как новички, так и опытные оценщики. Однако, поскольку в настоящее время не существует стандартной экспертной программы обучения визуальной оценке цветовых различий внутри или между отраслями, использующими цвета, мы предпочитаем использовать достаточно большой набор новичков, которые не имеют потенциальной коммерческой предвзятости. Хорошим рабочим протоколом является разработка хорошо контролируемой визуальной методики с не менее чем тремя повторениями и проверка значительных изменений повторяемости и точности между испытаниями. Мы сравнили визуальную оценку небольших цветовых различий у начинающих испытуемых с оценкой экспертов, использующих метод шкалы серого. В контролируемом психофизическом методе мы обнаружили, что суждения, высказанные новичками, в среднем хорошо соответствовали суждениям опытных испытуемых. Эксперты, однако, в среднем давали на 43% более высокие оценки визуального различия по сравнению с новичками. Результаты анализа компонентов дисперсии для определения основных причин вариабельности показали, что несколько факторов влияют на визуальную оценку между обеими группами испытуемых. Мы стремимся определить основные причины изменчивости среди экспертов и новичков.

Буресценция и влияние старения на восприятие цветовых различий

С возрастом человеческое тело претерпевает изменения, в том числе изменения оптического аппарата и соответствующих секторов, отвечающих за построение изображения на сетчатке. Изменения макулярного пигмента в разных глазах по мере старения также способствуют общей изменчивости цветового зрения у людей. Постоянные изменения окружающей среды, рост глаз и возраст также изменяют топографию роговицы по мере старения субъекта. По мере старения глаза распространенность положительной сферической аберрации имеет тенденцию к увеличению. Сообщается, что хрусталик и роговица взаимно компенсируют аберрации, вносимые друг другом, но есть подозрение, что этот баланс нарушается из-за изменяющихся свойств каждого элемента с возрастом. На рисунке ниже показан объектив 79летняя (вверху) выглядит желтее, чем 39-летняя, и поглощает большую часть УФ и часть синего света. Мы провели серию экспериментов, о которых будет сообщено, и сравнили оценку небольших цветовых различий группой молодых и пожилых людей и определили, что между двумя группами существуют значительные различия.

Определение уникальных цветовых стимулов

Геринг постулировал три перцептивные противоположные пары цветов (Urfarben): белый и черный, желтый и синий, зеленый и красный, в терминах которых можно описать любое цветовое восприятие. Оттенки четырех хромтических цветов обычно называют уникальными оттенками (UH). Концепция Геринга о четырех психологических оттенках для людей с нормальным цветовым зрением, из определенных бинарных смесей, из которых состоят все остальные оттенки, широко, если не общепринята. В перцептуально непрерывном кругу оттенков есть четыре исключительных и элементарных в том смысле, что они похожи только на самих себя и ни на какие другие оттенки. Уникальный красный (uR), например, представляет собой красный оттенок, который воспринимается как не имеющий ни желтоватого, ни голубоватого оттенка, что сопоставимо с тремя другими уникальными оттенками. Система порядка цветов и атлас, основанные на концепциях, выдвинутых Герингом, — это Шведская система естественных цветов (NCS), которая широко используется сегодня. Недавние прямые определения положения в спектре трех других оттенков, считающихся уникальными, показали, что особи значительно различались в своем выборе, причем наибольшие отклонения проявлялись в зеленом цвете.

На рисунке выше слева показаны образцы, использованные для оценки уникальных оттенков на основе образцов Шведской системы натуральных цветов.

В эксперименте по ментальному сопоставлению испытуемые, по-видимому, неизбежно используют свой прошлый опыт сопоставления цветов стимулов, как с помощью вычитательных, так и аддитивных процессов, для выработки ответов. В результате их ответы относительно соответствия uHs могут значительно различаться. Нас интересует определение причин и степени изменчивости цветов нормальных субъектов при выборе уникальных оттенков с использованием цвета объекта.

На рисунке слева показан диапазон выборок, выбранных группой из 30 наблюдателей (15M, 15F), представляющих для них UH. Уникальные оттенки используются в моделях внешнего вида цвета для прогнозирования оттенка стимула по сравнению с определенными стимулами, которые их представляют. CIECAM02, например, определяет уникальные оттенки на основе выбора Шведской системы естественных цветов (NCS). В предыдущей публикации мы указали, что может быть значительная изменчивость в средних стимулах, которые представляют эти четыре оттенка, как показано на рисунке справа.

Увлекательная наука о восприятии цвета

Вы когда-нибудь спорили с другом, членом семьи или коллегой о цвете объекта? Если это так, вы испытали, насколько субъективным может быть цвет. (Помните печально известное платье, которое стало вирусным в 2015 году, потому что никто не мог договориться о цвете?)

За восприятием цвета стоит сложная наука и множество факторов, влияющих на то, как мы видим. Как минимум, эти различия могут вызвать дружеские разногласия. Однако, если точные, согласованные цвета продуктов являются важной частью успеха вашей компании, игнорирование этих различий может быть дорогостоящей ошибкой.

Как мы видим цвет

Мы видим благодаря фоторецепторным клеткам в сетчатке наших глаз, которые передают сигналы в наш мозг. Высокочувствительные палочки позволяют нам видеть при очень слабом освещении, но в оттенках серого. Чтобы видеть цвет, нам нужен более яркий свет и колбочки в наших глазах, которые реагируют примерно на три разные длины волн:

  • Короткий (S) — синий спектр (пик поглощения ≈ 445 нм)
  • Среда (М) – зеленый спектр (пик поглощения ≈ 535 нм)
  • Длинный (L) – красный спектр (пик поглощения ≈ 565 нм)

Восприятие цвета зависит от того, как объект поглощает и отражает длины волн. Люди могут видеть только небольшую часть электромагнитного спектра, примерно от 400 до 700 нм, но этого достаточно, чтобы мы могли видеть миллионы цветов.

Это основа трихроматической теории, также называемой Юнгом-Гельмгольцем в честь исследователей, разработавших ее. Это было подтверждено только в 1960-х годах, а это означает, что этому уровню детализации в понимании длин волн и цветов всего 60 лет.

Между тем, противоположная теория процесса постулирует, что то, как мы видим цвет, зависит от трех рецепторных комплексов с противоположными действиями: свет/темнота (или белый/черный), красный/зеленый и синий/желтый.

Вместе эти две теории помогают описать сложность человеческого восприятия цвета.

Восприятие цвета: пример из реальной жизни

Сегодня увидеть желтый школьный автобус — обычное дело. Когда в 1939 году «желтый школьный автобус» был выбран в качестве стандартного цвета для принятия, мы не знали так много о том, как мы видим цвет, как сейчас.

В статье Смитсоновского института «История того, как школьные автобусы стали желтыми» Иван Шваб, клинический представитель Американской академии офтальмологии, объясняет

: «Лучший способ описать [цвет] — длина волны».

Желтый цвет школьного автобуса фактически находится в середине длин волн, которые вызывают наше восприятие красного и зеленого цветов. Поскольку он находится прямо посередине, этот конкретный цвет одинаково воздействует на наши колбочки (или фоторецепторы) с обеих сторон. Это делает практически невозможным пропустить школьный автобус, даже если он находится в нашем периферийном зрении.

Когда свет падает на объект, часть спектра поглощается, а часть отражается. Наши глаза воспринимают цвета в соответствии с длинами волн отраженного света.

Мы также знаем, что то, как мы видим цвет, зависит от времени суток, освещения в комнате и многих других факторов. Для обычного человека это не проблема, но представьте, что люди оценивают образцы цвета в разных офисах по всему миру. Они могут воспринимать различные вариации цвета в зависимости от ряда факторов, включая их освещение.

Вот почему так важно использовать цифровые инструменты для управления цветом. Эти инструменты — от спектрофотометров до программного обеспечения и услуг — обеспечивают объективность оценки цвета, несмотря ни на что. Также важно следовать рекомендациям по эксплуатации и обслуживанию приборов для измерения цвета.

Как наше окружение влияет на восприятие цвета

Большинство из нас может распознавать цвет знакомых объектов даже при изменении условий освещения (например, желтый школьный автобус). Эта адаптация глаза и мозга известна как постоянство цвета. Однако он не применяется к тонким цветовым вариациям и не противодействует изменениям цвета из-за интенсивности или качества света.

Мы также могли бы договориться друг с другом о длинах волн, определяющих основные цвета. Однако это может иметь больше общего с нашим мозгом, чем с нашими глазами.

Например, в исследовании 2005 года, проведенном в Университете Рочестера, люди склонны воспринимать цвета одинаково, хотя количество колбочек в их сетчатке сильно различается. Когда добровольцев попросили настроить диск на то, что они назвали бы «чисто желтым» светом, все выбрали почти одинаковую длину волны.

Но все становится намного сложнее, когда один или несколько человек пытаются сопоставить цвета с образцами продуктов или материалов. Физические факторы или факторы окружающей среды, а также личные различия между зрителями могут изменить наше восприятие цвета. К этим факторам относятся:

  • Физические: источник света, фон, высота над уровнем моря, шум
  • Личное: возраст, лекарства, память, настроение

Если ваша работа зависит от постоянного получения нужного цвета, полагаться только на человеческое зрение не получится. Это потому, что есть факторы, не зависящие от нас, которые диктуют как мы видим цвет.

Мало того, когда вы работаете с людьми в разных офисах, будь то по всей стране или по всему миру, эти факторы значительно увеличивают риск цветовых отклонений.

Еще больше усложняет ситуацию то, что феномен невозможных цветов, химерических цветов и многого другого существует и может нанести ущерб бизнесу, который в значительной степени зависит от точных показаний цвета.

Использование приборов для точного определения цвета в образцах и продуктах является обязательным условием, а согласование между приборами еще важнее. ThoughtCo хорошо объясняет влияние этих факторов.

Значение цвета в нашей жизни

Цвета играют жизненно важную роль в нашей повседневной жизни. Как желтый школьный автобус. Почему важно, чтобы мы видели это даже на нашей периферии? Для безопасности, конечно.

Многие цвета используются для изображения важных сообщений без слов. Красные знаки остановки и зеленые светофоры универсальны. Эти и другие регулируемые цвета играют важную роль в нашей жизни.

Мы также ассоциируем цвета с гордостью. Подумайте о цветах флага страны или даже о цветах, которые мы носим, ​​чтобы поддержать наши любимые спортивные команды.

Но цвета существовали тысячи и тысячи лет до того, как появились школьные автобусы, знаки остановки и спектрофотометры. История красок и красителей весьма увлекательна и восходит к 2000 г. до н.э. Нет сомнений, что уже тогда они имели сильное влияние.

Математика восприятия цвета

Поскольку на восприятие цвета влияют окружающие и личные факторы, мы не можем быть уверены в точном совпадении при визуальном сравнении цветов со стандартным образцом. Это может вызвать реальные проблемы для бизнеса, такие как задержки производства, потери материалов и сбои в контроле качества.

В результате предприятия обращаются к математическим уравнениям для определения цветов и беспристрастным измерительным устройствам для обеспечения точного соответствия.

Цветовая модель CIE, или цветовое пространство CIE XYZ (показано выше), была создана в 1931 году. По сути, это картографическая система, отображающая цвета в трехмерном пространстве с использованием красных, зеленых и синих значений в качестве осей.

Определено множество других цветовых пространств. Варианты CIE включают CIELAB, определенный в 1976 году, где L относится к яркости, A — красная/зеленая ось, а B — синяя/желтая ось. Еще одна модель, CIE L*C*h, учитывает светлоту, цветность и оттенок.

Измерение зависит от колориметров или спектрофотометров, которые предоставляют цифровые описания цветов. Например, процентное содержание каждого из трех основных цветов, необходимое для соответствия образцу цвета, называется трехцветным значением. Колориметры Tristimulus используются в приложениях контроля качества.

Первый шаг к преодолению различий в восприятии цветов

Управление цветами, несмотря на неизбежные различия в человеческом восприятии цветов, начинается с осознания и обучения.

Добавить комментарий