Примеры поведения людей в толпе: Психология толпы и поведение в толпе: как мы можем себя защитить?

Содержание

Психология толпы и поведение в толпе: как мы можем себя защитить?

Человек среди людейПознать себя

национальные особенности поведения толпы

Механизм формирования толпы психологи и антропологи называют «эволюционной регрессией». В его ходе оживляются, актуализируются низшие слои палеокортекса — самой древней части коры головного мозга. Они возвращают нас в ранние фазы нашей эволюции. А все достижения цивилизации снимаются слой за слоем.

Толпа задействует в нас слои гораздо более глубокие, чем те, на которых вступают в силу национальные различия. Хотя культурные различия в механизмах образования и поведения толпы, конечно, есть. Например, в Лондоне в 60-е годы женщина могла пройтись по улице совершенно голой, и никаких толп из-за этого бы не возникло (да и сейчас не возникнет тоже).

А вот реальный случай, произошедший в Турции. Год, кажется, 1969-й. Исламские фанатики обнаружили полуподпольную коммунистическую ячейку. Толпа идет на штурм под крики «Аллах акбар!», коммунисты готовятся отбиваться запасенными «коктейлями Молотова».

Все очень серьезно, понятно, что будет не просто плохо, а очень плохо, без крови и жертв не обойдется

И вдруг где-то на периферии появляются четыре американские туристки — блондинки в мини-юбках. Для тогдашней Турции это нечто вообще невиданное! И что? Головы как по команде поворачиваются, и от агрессивной толпы погромщиков остается пара десятков человек, которые уже тоже не торопятся на штурм, видя, что остались без поддержки.

А остальные бегут глазеть на почти голых американок. Полиция с американцами ссориться не захотела, и девушек защитили. Хотя как раз защищать коммунистов полицейские совсем не спешили. Вот типичный пример культурных различий. Но если агрессивная толпа все-таки начинает громить и крушить все на пути, то бед она наделает одинаково много: хоть в Англии, хоть в Турции, хоть в Китае — где угодно.

толпа — это не обязательно плохо и опасно?

Толпы возникают так легко, по любым поводам и даже без них, потому что нас тянет в толпу. Это глубинная потребность — периодически освобождаться от груза социальных ролей. И вообще от личности, личность ведь — это большой груз, быть личностью все время, постоянно нести ответственность — это очень трудно. Хочется иногда и отдохнуть.

Самые древние ритуалы «растворения» личности — коллективные молитвы и массовые зрелища

Толпа может служить целям сбрасывания агрессии, снятия напряжения. И фестивали, карнавалы, шествия время от времени нам обязательно нужны — чтобы собраться в толпу и «оторваться», отдохнуть от бремени собственных личностей и обязанностей. Другое дело, что такие мероприятия должны быть всегда очень тщательно организованы, их должны планировать люди, понимающие психологию толпы, знающие, как можно с ней работать.

Но любая другая «польза» от толпы очень относительна. Как максимум, толпа может разрушить что-нибудь ненужное и вредное. Скажем, взять плохо укрепленную Бастилию — это сделала именно толпа. Но вот построить на ее месте она ничего не может. Толпа не созидает.

Как можно работать с толпой?

Толпа управляема, причем часто довольно примитивными приемами, которые, конечно, известны специалистам. Для начала надо понимать, что существуют разные виды толпы. Например, если толпа движется с намерением кого-то убивать, то очень правильно внедрить в нее несколько человек, которые изменят поведение толпы: скажем, начнут по дороге бить витрины и грабить дорогие магазины.

Толпа с удовольствием переключится на это занятие и превратится из агрессивной в стяжательную. Если мы говорим о реальной ситуации и реальной угрозе жизням, то главное — обойтись без жертв. И пусть уж лучше пострадают дорогие магазины, чем невинные люди.

А на экспрессивную толпу, например, очень хорошо воздействует музыкальный ритм. В американских посольствах в странах Латинской Америки в свое время этим очень умело пользовались: громко включали всякие зажигательные ритмы, когда под окнами собирались толпы протестующих. А в Южной Африке даже изобрели «музыкальный танк». Он оснащен брандспойтами и мощными громкоговорителями. Движется на толпу и включает громкую ритмичную музыку. И люди реально начинают танцевать.

Еще один классический прием работы с толпой — деанонимизация. Толпа ведь притягательна тем, что растворяет наши личности

И мы иногда совершаем такое, что нам и в голову бы никогда не пришло, будь мы одни или в компании близких людей. И важно разрушить эту анонимность, вернуть людям их личности.

Два классических примера. Первый — из Ильфа и Петрова, когда толпа на улице собирается бить Паниковского. Что делает Остап Бендер? Надевает какую-то псевдомилицейскую фуражку и проникает в ядро толпы: «Что тут у нас, товарищи? Преступник, все ясно, давайте запишем свидетелей — имя и фамилию ваши, пожалуйста». И все — толпа сразу рассеивается!

Второй — из Евангелия, когда Иисус Христос вступается за блудницу, которую собираются побить камнями. Ведь с психологической точки зрения это очень трудный для него момент. Поддержать толпу, сказать — бейте? Ага, а кто тут у нас проповеди о человеколюбии читал? Сказать «не троньте» — ага, так ты, значит, блуд поддерживаешь! Его ответ гениален. Он говорит: «Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Он возвращает личность каждому в толпе, заставляя людей задуматься о собственных прегрешениях. Это и есть деанонимизация.

Некоторые виды толпы

  1. Окказиональная толпа — это когда что-то случилось, например авария на улице, и зеваки собираются посмотреть.
  2. Конвенциальная толпа — это митинг, демонстрация, люди на стадионе перед началом матча: они все собрались с какой-то изначальной целью, но образовали толпу, а у толпы нет единой общей цели и позиционно-ролевой структуры. У нее общее эмоциональное состояние.
  3. Экспрессивная толпа — это, например, рок-концерт или большое скопление истово молящихся.
  4. Экстатическая толпа — ее крайнее проявление. Есть агрессивная толпа, которая как раз готова что-нибудь разрушить или оторвать кому-нибудь голову. Естественно, это самый опасный случай.

Зависит ли поведение толпы от ее состава?

Если в толпе есть женщины и дети, то выше вероятность ее превращения в паническую. Это когда люди в ужасе бегут, не разбирая дороги, буквально по головам друг друга, только бы из этой самой толпы выбраться. Женщины и дети первыми поддаются панике, они в этом смысле более чувствительны. И увлекают за собой остальных: дело в том, что звуки высоких тонов являются паникопродуцирующими.

Например, когда калмыцкая конница неслась в атаку и визжала, это производило на врага гораздо более сильное воздействие, чем мужественное басовитое «ура». И для работы с людьми в состоянии паники обязательно нужен низкий, мужской голос. А если в толпе возникает женский визг — это, конечно, сразу повышает риск паники.

Что важно знать обычному человеку, который оказался в толпе

Обычному человеку важно понять, как он из толпы сможет выбраться. Хорошо, например, найти себе какой-то ориентир — здание, памятник, приметное дерево — и понемногу продвигаться в его направлении. Толпа движется волнообразно и хаотично, но если постоянно держать направление на свой ориентир, то вы наверняка до него доберетесь.

Но самая важная вещь — представлять себе, что вы находитесь на работе. Это непросто, но если это удается, то вы защищаетесь от любых эмоций, которыми заражает толпа всех своих участников.

Так, во время стихийных бедствий или социальных потрясений — когда как раз и образуются панические толпы — медики, пожарные или спасатели никогда не впадают в панику. Им может быть очень тяжело, но они делают свою работу, и эта психологическая установка оказывается важнее. Психологическая установка оказывается важнее любых страхов и других эмоций. «Я делаю свою работу — и все остальное отступает».

Об эксперте

Акоп Назаретян — психолог, антрополог, философ, автор книги «Антропология насилия и культура самоорганизации».

Текст:Юрий ЗубцовИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Пора остепениться»: правда ли мы становимся интровертами с возрастом — новые доказательства

«Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»

«Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»

Сексуальная гармония и удовлетворенность браком: как любовь к телу улучшает отношения — выводы ученых

Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога

Так говорил Жванецкий: 12 мудростей

Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых

«Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»

Психологические особенности поведения человека в толпе

26.11.2012

Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Человек, подверженный влиянию толпы, меняет свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:

  1. Снижение самоконтроля. Усиливается зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность рефлексии собственного поведения.
  2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — утрачивается индивидуальность поведения. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.
  3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
  4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, т. е. порождая слухи.
  5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам.
  6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например, поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать.
  7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.

Ключевые слова: Толпа

Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология

Материалы по теме

Социально-психологическая сущность толпы

Деркача А.А., Социальная психология

Характеристика различных видов толпы

Деркача А.А., Социальная психология

Масса и её признаки

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Психология массовидных явлений

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Понятие толпы

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Виды толпы

Челдышова Н.

Б., Шпаргалка по социальной психологии

Формирование толпы

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Особенности поведения индивида в толпе

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Коллективное поведение | Определение, типы, теории, примеры, характеристики и факты

Землетрясение на Гаити в 2010 г.: поиск и спасение

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леон Фестингер Нил Смелсер
Похожие темы:
соответствие коллективное насилие распространение инноваций мем бесплатная езда

Просмотреть весь связанный контент →

коллективное поведение , виды деятельности, которыми занимаются значительные, но свободно организованные группы людей. Эпизоды коллективного поведения, как правило, довольно спонтанны и являются результатом опыта, разделяемого членами группы, который порождает чувство общего интереса и идентичности. Неформальность групповой структуры является основным источником частой непредсказуемости коллективного поведения.

В коллективное поведение включены действия людей в толпе, паники, причуды, мода, безумие, публика, культы и последователи, а также более организованные явления, такие как реформы и революционные социальные движения. Поскольку основное внимание уделяется группам, изучение коллективного поведения отличается от изучения индивидуального поведения, хотя часто проводятся исследования мотивации и отношения людей в этих группах. Коллективное поведение напоминает поведение организованной группы тем, что оно состоит из людей, действующих вместе; но оно более спонтанно — и, следовательно, более изменчиво и менее предсказуемо — чем поведение в группах, которые имеют устоявшиеся правила и традиции, определяющие их цели, членство, лидерство и методы работы.

Американский социолог Роберт Э. Парк, который ввел термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, импульс, другими словами, является результатом социального взаимодействие.

» Он подчеркивал, что участники толпы, причуд или других форм коллективного поведения разделяют отношение или ведут себя одинаково не из-за установленного правила или силы власти, и не потому, что как личности они имеют одинаковые отношения, а из-за отличительного групповой процесс.

Отсутствие формальных правил, позволяющих проводить различие между членами и аутсайдерами, определять лидеров, устанавливать цели коллектива, устанавливать приемлемые пределы поведения для членов и определять, как должны приниматься коллективные решения, объясняет изменчивость коллективного поведения. Лидер толпы может стать объектом ненависти толпы за считанные минуты; лидер моды может внезапно стать устаревшим.

Соглашаясь с тем, что коллективное поведение обычно не соответствует повседневным правилам, некоторые исследователи подчеркивают появление в коллективе правил и паттернов, связанных с окружающей социальной структурой. Американский психолог Ральф Х. Тернер и американский социолог Льюис М.

Киллиан определяют коллективное поведение на основе «спонтанного развития норм и организации, которые противоречат или переосмысливают нормы и организацию общества». Несколько похоже на определение американского социолога Нила Дж. Смелзера: «мобилизация на основе веры, которая переопределяет социальное действие». Отличительная вера, которая является обобщенной концепцией событий и отношения членов к ним, обеспечивает основу для развития отличительной и стабильной организации внутри коллектива. Но определение Смелзера обращает внимание, в отличие от других определений, на уникальный способ восприятия реальности участниками; без такого взгляда группа людей не была бы вовлечена в коллективное поведение.

Американский социолог Герберт Блумер определил стремление к социальным изменениям в коллективном поведении, что выражается в его определении: «коллективное предприятие по установлению нового порядка жизни». Это определение, однако, исключает многие временные побеги от обычной жизни через кутежи и оргии, карательные акции типа линчевания и паники, не направленные ни на какое переустройство социальной жизни или общества. Однако большинство исследователей коллективного поведения не стали бы так сильно ограничивать поле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Элементарные формы коллективного поведения

Независимо от того, где и как развивается коллективное поведение, оно требует некоторой подготовки. В организованных группах существуют ритуалы, такие как личное знакомство, юмор тамады и групповое пение, облегчающие переход от индивидуального действия к групповому взаимодействию. Люди могут действовать вместе эффективно, если они были подготовлены к модели поведения, такой как пожарная тревога, но результатом является организованное, а не коллективное поведение. Не имея организации, люди должны сначала стать чувствительными и начать общаться друг с другом. Эти процессы сенсибилизации и коммуникации были названы элементарным коллективным поведением. Три важные элементарные формы — это суета, слухи и социальные волнения.

Фрезерование

Перед большинством случаев коллективного поведения существует период, в течение которого люди двигаются несколько взволнованно, но бесцельно. Ранние исследователи поведения толпы, пораженные сходством с помолом скота перед паническим бегством, дали название этой форме человеческой деятельности. Его характерное физическое беспокойство можно увидеть в аудитории, ожидающей начала программы с опозданием, или среди граждан, которые только что получили известие о покушении. В первом случае люди шаркают ногами, встают со своих мест и ходят, а иногда спонтанно присоединяются к ритмическому поведению, такому как топание ногой. В последнем случае люди прекращают рутинную деятельность и разговаривают с соседями, друзьями и незнакомцами. В большинстве ситуаций перемалывание также означает поиск подсказок к чувствам других, таким как потливость, нервозность и изменение тона голоса.

Толкание человека имеет как минимум четыре важных эффекта. Во-первых, это настраивает людей друг на друга. В этом смысле фрезерование фокусирует внимание людей на коллективе и на предмете или проблеме. Во-вторых, перемалывание, как правило, создает общее настроение среди взаимодействующих людей. Там, где одни могут отреагировать печалью, другие — гневом, а третьи — пристрастным восторгом или безразличием, скольжение помогает распространить единое настроение внутри группы. В-третьих, фрезерование вырабатывает общий образ или интерпретацию ситуации. Толпа решает, безобиден ли западный турист, фотографирующий базарную площадь в туземном квартале азиатского города, или он оскорбляет местное достоинство; арестовывает ли полиция в американском городе просто пьяного водителя или притесняет угнетенное меньшинство. Наконец, измельчение запускает процесс переопределения правил, управляющих поведением. Молчание публики обычно является сигналом того, что привычные правила вежливости по отношению к исполнителям и ораторам больше не применимы и что можно ожидать иных форм поведения.

Ситуации, порождающие слухи

Слухи появляются при определенных обстоятельствах. Американские психологи Гордон У. Олпорт и Лео Постман предложили обобщение, что интенсивность слухов высока, когда велик интерес к событию и его двусмысленность. Американский социолог Тамоцу Шибутани согласился с этим, утверждая, что слухи множатся, когда спрос на новости превышает их предложение по институциональным каналам.

По крайней мере, два условия должны быть добавлены к интересу и двусмысленности в качестве предпосылок для слухов. Во-первых, слухи множатся, когда группа людей разделяет необходимость действовать, но не хочет этого делать, пока ситуация не будет лучше определена. Во-вторых, слухи распространяются только тогда, когда ситуация требует, чтобы в каком-то существенном отношении члены группы действовали сообща, а не индивидуально.

Есть три основных типа ситуаций, в которых обычно выполняются эти четыре условия и распространяются слухи. Во-первых, в социальном порядке, в котором информация находится или считается строго контролируемой властями, слухи интенсивны. Когда контроль над новостями становится постоянным (а не временным) условием, слухи становятся регулярным и важным аспектом повседневной жизни. Создаваемые этими условиями так называемые виноградные лозы регулярно используются тоталитарными режимами, военными организациями и подчиненными им этническими группами, расами и социальными классами.

Во-вторых, слухи распространяются, когда события угрожают пониманию, на котором основана нормальная жизнь. Крупная катастрофа или скандал представляет собой такую ​​проблему. Любое изменение привычных приспособлений между потенциально конфликтующими или конкурирующими группами в обществе также ставит под вопрос рутинные модели поведения. Предположение о том, что руководство может более строго следить за соблюдением фабричных правил, например, или предположение о том, что преподаватели колледжа могут ужесточить или ослабить требования к получению дипломов, немедленно вызывают осаду слухов.

В-третьих, слухи возникают, когда сильное общее побуждение к действию каким-то образом блокируется, даже просто из-за отсутствия повода для действия. Во время состояния скуки слухи извлекают выгоду из незначительных событий, превращая их в поводы для захватывающих коллективных действий.

Передача слухов

Слухи распространяются быстрее всего по ранее существовавшим социальным сетям: среди друзей, коллег и сверстников, а не среди лиц с неравным положением. Посланник, первым рассказавший слух, зарабатывает тем самым престиж. Кроме того, любой конкретный слух имеет тенденцию распространяться наиболее быстро, когда он впервые попадает в группу, и быстрее достигает людей, имеющих обязанности и интересы, связанные с событием.

Часто ошибочно полагают, что люди распространяют слухи только тогда, когда верят им, и что их опровержение остановит их распространение. Другие данные свидетельствуют о том, что люди распространяют слухи независимо от того, верят они им или нет, и что вероятность того, что они поверят, возрастает по мере их повторного прослушивания. Этот последний паттерн понятен, если рассматривать слух как процесс поиска, а не убеждения, в котором каждая идея, какой бы неверной она ни была, дает способ понять странное или неприятное событие. Но поскольку группа считает необходимым прийти к общему пониманию, давление в сторону принятия предпочтительной версии растет по мере расширения процесса слухов. В конце концов, происходит сортировка счетов и настаивание на том, чтобы все согласились на согласованный счет, который затем служит основой для коллективных действий.

Стадии распространения слухов

Есть свидетельства того, что слухи следуют типичному пути. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что процесс распространения слухов исключает самые невероятные и ненадежные сообщения и достигает высокой степени достоверности, когда (1) существует значительная рециркуляция слухов и (2) имеется достаточно хорошо организованная лоза слухов. Когда слух распространяется повторно, возможность сравнить версии с разными группами людей действует как тормоз преувеличения и стирает идиосинкразические аспекты истории. При наличии устоявшейся виноградной лозы источник слухов часто можно проверить, а с лицами, которые, как известно, обладают инсайдерской информацией, регулярно консультируются для проверки.

Как на ранней, так и на поздней стадии содержание слуха меняется при последовательном пересказе в сторону понятного и знакомого и в сторону поддержки действий, которые группа начинает предпринимать. Первое называется ассимиляцией Олпортом и Постманом и иллюстрируется тенденцией согласовывать подробности слухов с предрассудками. Последняя тенденция указывает на то, что группа склонна поддерживать те убеждения, которые оправдывают некий образ действий, к которому она уже предрасположена.

Социальные волнения

Общее состояние общества, в котором помол является частым и широко распространенным явлением и в котором постоянно ходят слухи, является горнилом, в котором развиваются более высокоорганизованные формы коллективного поведения. Это состояние, известное как социальные волнения, может привести к вспышкам насилия. Американским городским восстаниям чернокожих 1960-х годов предшествовали и сопровождались социальными волнениями в виде роста напряженности в чернокожих общинах по всей стране; Русской революции предшествовали несколько лет постоянных беспорядков и беспорядков, сопровождавшихся случайными убийствами, забастовками и беспорядками.

Социальные волнения имеют несколько отличительных черт. Во-первых, это общее нарушение коллективного образа жизни. Людям трудно сосредоточиться на своей работе или даже придерживаться правил в играх. Приветствуется любой повод отказаться от рутины. Во-вторых, люди гиперреактивны. Величина реакции непропорциональна обычному значению любого стимулирующего события. Небольшая полицейская провокация вызывает большой протест по поводу жестокости полиции; тривиальный успех — повод для масштабного празднования. Сплетни и слухи изобилуют, потому что инциденты, которые обычно проходят незаметно, становятся поводом для обоих. В-третьих, социальные волнения характеризуются заразностью. Когда беспокойство строго индивидуально, беспокойство одного человека просто раздражает другого. Но когда беспокойство становится общим опытом, люди очень внушаемы друг другу. Вопросы и изучение альтернативных вариантов действий сведены к минимуму. В-четвертых, социальные волнения не являются специфическими в отношении недовольства или деятельности. Когда в школе происходят социальные волнения, учащиеся жалуются как на ограничения в своем поведении, так и на отсутствие четко определенных правил; они придираются как к школьной администрации, так и к своим однокурсникам. Наконец, социальные волнения, пожалуй, самое изменчивое из коллективных состояний. В отличие от слухов или болтовни, он не остается сосредоточенным на вопросе или проблеме. В отличие от поведения толпы или увлечений, оно еще не было направлено в одно основное русло. Хотя социальные волнения могут со временем стихнуть без каких-либо серьезных последствий, это состояние, при котором людей легко возбудить.

21.1 Типы коллективного поведения – Социология

Цели обучения

  1. Перечислите основные типы коллективного поведения.
  2. Объясните разницу между обычной толпой и действующей толпой.
  3. Опишите поведение, которое обычно происходит во время и после аварии.

Коллективное поведение — это термин, который социологи используют для обозначения разнообразного набора моделей поведения, в которых участвует большое количество людей. В частности, коллективное поведение относится к относительно спонтанному и относительно неструктурированному поведению большого числа людей, действующих вместе с другими людьми или находящихся под их влиянием.

Относительно спонтанное означает, что поведение в некоторой степени спонтанное, но также и в некоторой степени запланированное, тогда как относительно неструктурированное означает, что поведение в некоторой степени организованное и предсказуемое, но также в некоторой степени неорганизованное и непредсказуемое. Как мы увидим, некоторые формы коллективного поведения являются более спонтанными и неструктурированными, чем другие, и некоторые формы с большей вероятностью, чем другие, включают индивидуумов, которые действуют вместе, а не просто находятся под влиянием друг друга. Однако в целом коллективное поведение считается менее спонтанным и менее структурированным, чем обычное поведение, такое как то, что происходит в классе, на рабочем месте или в других условиях повседневного поведения, с которыми мы хорошо знакомы.

Как только что было отмечено, термин «коллективное поведение» относится к разнообразному набору поведений. Таким образом, эти типы поведения часто имеют очень мало общего друг с другом, даже если их основные черты позволяют классифицировать их как коллективное поведение. Общие формы коллективного поведения, обсуждаемые в этом разделе, включают толпы, толпы, панику, беспорядки, поведение в случае стихийных бедствий, слухи, массовую истерию, моральную панику, а также причуды и сумасшествие. Из этих форм одни (толпы, паника, беспорядки, катастрофы) связаны с людьми, которые обычно находятся в присутствии друг друга и более или менее взаимодействуют друг с другом, в то время как другие формы (слухи, массовая истерия, моральная паника, причуды и сумасшествия) связаны с людьми, которые не находятся рядом друг с другом — на самом деле, они могут быть разделены сотнями или тысячами миль — но, тем не менее, разделяют определенные убеждения или опасения.

Другой распространенной формой коллективного поведения является общественное движение. Изучение социальных движений резко возросло в 1960-х и 1970-х годах, и в настоящее время исследования социальных движений затмевают исследования других форм коллективного поведения. Таким образом, вторая часть этой главы посвящена исключительно социальным движениям.

Толпа

Толпа — это большое количество людей, собравшихся вместе с общей краткосрочной или долгосрочной целью. Социолог Герберт Блумер (1969) разработал популярную типологию толп, основанную на их цели и динамике. Он выделил четыре типа: случайные толпы, обычные толпы, экспрессивные толпы и действующие толпы. Пятый тип, толпы протеста, также выделяют другие ученые.

Случайная толпа

Случайная толпа — это группа людей, оказавшихся в одном и том же месте в одно и то же время. Люди в этом типе толпы не имеют реальных общих связей, долгосрочной цели или идентичности. Примером случайной толпы может служить скопление людей, ожидающих перехода улицы на оживленном перекрестке в большом городе. Правда, все они ждут, чтобы перейти улицу, и в какой-то степени имеют общую цель, но эта цель временная, и это конкретное скопление людей быстро исчезает, как только эта цель достигнута. В роли Эриха Гуда (1992, с. 22) подчеркивает, что «члены случайных толп имеют мало общего, кроме их физического местоположения». На самом деле Гуд считает, что случайные толпы на самом деле не отыгрывают коллективного поведения, поскольку их поведение относительно структурировано в том смысле, что оно следует общепринятым нормам поведения в таких условиях.

Обычная толпа

Обычная толпа — это собрание людей, собравшихся для определенной цели. Они могут быть в кино, на спектакле, на концерте или на лекции. Гуд (1992) снова думает, что конвенциональные толпы на самом деле не отыгрывают коллективного поведения; как следует из их названия, их поведение очень условно и, следовательно, относительно структурировано.

Выразительная толпа

Выразительная толпа — это собрание людей, которые собираются в первую очередь для того, чтобы поволноваться и выразить одну или несколько эмоций. Примеры включают религиозное возрождение, политический митинг в поддержку кандидата и такие мероприятия, как Марди Гра. Гуд (1992, стр. 23) указывает, что основная цель выразительной толпы


принадлежит самой толпе. Массовая деятельность для ее членов является самоцелью, а не только средством. В обычной толпе зрители хотят посмотреть фильм или послушать лекцию; быть частью аудитории второстепенно или не имеет значения. В экспрессивной толпе зрители также хотят быть частью толпы и участвовать в ее поведении — кричать, кричать, аплодировать, хлопать и топать ногами.

Обычная толпа иногда может стать выразительной толпой, например, когда зрители в кино начинают кричать, если ломается кинопроектор. Как показывает этот пример, грань между условной толпой и экспрессивной толпой не всегда четкая. В любом случае, поскольку возбуждение и эмоциональное выражение являются определяющими чертами экспрессивной толпы, индивидуумы в такой толпе участвуют в коллективном поведении.

Действующая толпа

Как следует из названия, действующая толпа делает еще один важный шаг за пределы экспрессивной толпы, проявляя насилие или другие разрушительные действия, такие как мародерство. Толпа — сильно эмоциональная толпа, которая совершает или готова совершить насилие — является основным примером действующей толпы. Многие фильмы и романы о Диком Западе в истории США изображают толпы, линчующие скот и угонщиков лошадей, не предоставив им возможности суда. Начиная с периода Реконструкции после гражданской войны, толпы линчевателей на Юге и в других местах повесили или иным образом убили несколько тысяч человек, большинство из которых были афроамериканцами, в том, что теперь будет рассматриваться как преступления на почве ненависти. Паника — внезапная реакция толпы, которая включает в себя саморазрушительное поведение, например, когда люди топчут друг друга, убегая из театра, когда вспыхивает пожар, или врываются в большой магазин, когда он открывается рано с потрясающей распродажей — еще один пример действующей толпы. Актерские толпы иногда становятся настолько большими и неконтролируемыми, что перерастают в полномасштабные беспорядки , которые мы сейчас обсудим.

Протестная толпа

Как определили Кларк Макфейл и Рональд Т. Вольштейн (1983), пятый тип толпы — протестная толпа. Как следует из названия, протестная толпа — это собрание людей, которые собираются, чтобы протестовать против политических, социальных, культурных или экономических проблем. Собрания людей, которые участвуют в сидячей забастовке, демонстрации, шествии или митинге, — все это примеры толпы протеста.

Беспорядки

Бунт — это относительно спонтанная вспышка насилия большой группы людей. Срок бунт звучит очень негативно, и некоторые ученые использовали такие термины, как городское восстание или городское восстание , для обозначения беспорядков, которые пережили многие города США в 1960-х годах. Однако большинство исследователей коллективного поведения продолжают использовать термин «бунт», не обязательно подразумевая что-то плохое или хорошее в отношении этой формы коллективного поведения, и мы используем здесь «бунт» в том же духе.

Несмотря на терминологию, беспорядки были частью американской истории с колониального периода, когда колонисты часто устраивали беспорядки по поводу «налогообложения без представительства» и других вопросов (Rubenstein, 1970). По оценкам, между 1641 и 1759 годами произошло от 75 до 100 таких беспорядков. После того, как разразилась война с Англией, произошло еще несколько десятков беспорядков в рамках применения насилия колонистами во время Американской революции. Беспорядки продолжались после того, как образовалась новая нация, поскольку фермеры, столкнувшиеся с долгами, часто восставали против государственной милиции. Знаменитое восстание Шейса, обсуждаемое во многих книгах по истории США, началось с бунта сотен людей в Спрингфилде, штат Массачусетс.

Массовые беспорядки стали еще более частыми в первые несколько десятилетий XIX в.век. В этот период беспорядки были «такой же частью гражданской жизни, как голосование или работа» (Розенфельд, 1997, стр. 484), и почти три четверти городов США пережили по крайней мере один крупный бунт. Большая часть этих беспорядков была совершена коренными белыми против афроамериканцев, католиков и иммигрантов. Их действия побудили Авраама Линкольна в 1837 году заметить: «Сообщения о бесчинствах, совершаемых толпой, составляют ежедневные новости того времени… Каковы бы ни были их причины, они являются общими для всей страны» (цит. по Feldberg, 19).80, с. 4).

Беспорядки продолжались после Гражданской войны. Белые нападали на китайских иммигрантов, потому что боялись, что иммигранты отнимают работу у белых и удерживают заработную плату ниже, чем в противном случае. Рабочие беспорядки также стали обычным явлением, поскольку рабочие протестовали против бесчеловечных условий труда и низкой оплаты труда.

Расовые беспорядки снова произошли в начале 20 века, когда белые продолжали нападать на афроамериканцев в крупных городах США. Крупные беспорядки в Ист-Сент-Луисе, штат Иллинойс, в 1917 унесло жизни 39 афроамериканцев и 9 белых. Беспорядки, начатые белыми, произошли по крайней мере еще в семи городах в 1919 г. и закончились гибелью десятков людей (Васков, 1967). В 1960-х годах во многих северных городах произошли беспорядки, поскольку афроамериканцы бурно реагировали на сообщения о жестокости полиции или другом несправедливом обращении. Оценки количества беспорядков за десятилетие колеблются от 240 до 500, а оценки числа участников беспорядков — от 50 000 до 350 000 (Даунс, 1968; Гурр, 1989).

Типы беспорядков

В зависимости от мотивации и целей участников беспорядков можно выделить несколько типов беспорядков. Одна популярная типология проводит различие между протестными беспорядками и праздничными беспорядками (McPhail, 1994). Протестные беспорядки выражают недовольство политической, социальной, культурной или экономической проблемой, в то время как праздничные беспорядки выражают радость или восторг по поводу события или результата, такого как празднование чемпионства футбольной команды, которое выходит из-под контроля. Беспорядки протеста носят принципиально политический характер, в то время как праздничные беспорядки явно аполитичны.

Другая популярная типология выделяет четыре типа беспорядков: целенаправленные, символические, праздничные и беспричинные (Гуд, 1992). Целенаправленные беспорядки возникают из-за неудовлетворенности конкретным вопросом и направлены на достижение конкретной цели в этом вопросе. Упомянутые ранее колониальные беспорядки являются примерами преднамеренных беспорядков, как и многие беспорядки, имевшие место в тюрьмах США за последние несколько десятилетий. Символические беспорядки выражают общее недовольство, но на самом деле не преследуют конкретной цели. Бунты белых в начале 20-го века, о которых также упоминалось ранее, являются примерами символических беспорядков. Разгульные беспорядки аналогичны уже рассмотренным праздничным беспорядкам, в то время как беспричинные беспорядки не имеют видимой основы или цели. Примером беспричинного бунта являются грабежи и всеобщее насилие, которые иногда происходят во время общегородского отключения электричества.

Важным фактором в понимании беспорядков является тип людей, которые принимают участие в беспорядках. Этот вопрос обсуждается во вставке «Социология к лучшему».

Социология меняет мир к лучшему

Взгляд бунтовщиков на «отбросы земли»

Когда происходят беспорядки, почти естественно думать, что бунтовщики должны быть неконтролируемыми, жестокими людьми, происходящими из отбросов общества и представляющими их. В изучении беспорядков и массовых беспорядков это убеждение называют взглядом «отбросов земли». Отражая эту точку зрения, итальянский ученый около века назад называл бунтовщиков «преступниками, безумцами, отпрысками безумцев, алкоголиками, слизью общества, лишенными всякого нравственного смысла, предавшимися преступлению» (Правило, 1988, с. 95). . В научных кругах эта точка зрения, хотя и часто выражавшаяся в менее крайних выражениях, была достаточно популярна с конца XIX в.го века, когда он был впервые сформулирован, в течение 1960-х гг.

Если ученые и общественность придерживаются такого взгляда на бунтовщиков, то становится легко отмахнуться от бунта как от иррационального действия людей, не заслуживающих нашего внимания, и, таким образом, не реагировать ни на какие возможные экономические или политические условия, которые могли привести к бунту. бунт. После того, как в 1960-х годах в городах США начались городские беспорядки, политики и средства массовой информации часто изображали городских бунтовщиков в негативном ключе, что в основном отражало точку зрения «отбросов земли». Это изображение помогло делегитимизировать беспорядки, которые, таким образом, рассматривались не как протесты против бедности и других условий, затрагивающих города США, а скорее как бессмысленное насилие со стороны отбросов общества.

Проведенное социологами исследование социального происхождения участников городских беспорядков 1960-х годов внесло важные коррективы в этот распространенный взгляд на участников беспорядков. Эти социологи обнаружили, что бунтовщики были довольно типичны для среднего жителя — с точки зрения занятости, экономического положения и других факторов — районов, в которых произошли беспорядки. Например, исследование почти 3400 человек, арестованных во время крупных беспорядков 1965 года в районе Уоттс на юге Лос-Анджелеса, показало, что более половины из них ранее не были судимы, а остальные были осуждены только за мелкие правонарушения. На самом деле эти преступления были менее серьезными, чем те, которые привели к арестам жителей Лос-Анджелеса в 1919 году.65 по причинам, не связанным с беспорядками. Исследователи также обнаружили, что средний уровень образования арестованных участников беспорядков был таким же, как и у других жителей Южного Лос-Анджелеса, а их политические взгляды также были схожи со взглядами жителей, не участвовавших в беспорядках.

Важный вывод из этих и других данных о городских бунтовщиках 1960-х годов заключался в том, что бунтовщики были не «отбросами земли», а довольно типичными представителями тех сообществ, где происходили беспорядки. Эти выводы показали, что беспорядки могли не легко отвергнуть как действия отбросов общества, а вместо этого следует рассматривать, несмотря на их насилие, как протесты против городской бедности, которые заслуживают внимания. Предоставив эту точку зрения, работа социологов помогла изменить ситуацию. (McPhail, 1971; Oberschall, 1967; Rule, 1988)

Социальные движения

Социальное движение — это организованное усилие большого числа людей, направленное на осуществление социальных, политических, экономических или культурных изменений или на их препятствование. Далее в этой главе мы еще многое можем сказать о социальных движениях, а пока просто идентифицируем их как важную форму коллективного поведения, играющую ключевую роль в социальных изменениях.

Поведение при стихийных бедствиях

Бедствие — это несчастный случай или стихийное бедствие, которое приводит к многочисленным человеческим жертвам и значительному материальному ущербу. Ураганы, землетрясения, торнадо, пожары и наводнения являются наиболее распространенными стихийными бедствиями, а крушение Титаника и взрыв нефтяной скважины BP в апреле 2010 года являются одними из самых известных аварий, имевших катастрофические последствия. Некоторые катастрофы, такие как авиакатастрофы и затопление «Титаника» , очень «локализованы» и затрагивают относительно небольшое число людей, какими бы трагичными последствия ни были для тех, кто непосредственно пострадал. Другие стихийные бедствия, такие как ураганы и землетрясения, затрагивают гораздо большую географическую территорию и число людей и, таким образом, имеют далеко идущие последствия.

Некоторые социологи изучают, почему происходят бедствия, но социологи, интересующиеся коллективным поведением, изучают другой аспект бедствий: как люди ведут себя во время и после бедствия. Мы называем эту форму поведения катастрофическим поведением.

При стихийных бедствиях нарушается повседневная жизнь людей и нормальный распорядок дня. Как отмечает Дэвид Л. Миллер (2000, стр. 250),


Бедствия часто случаются без предупреждения, и когда они случаются, люди сталкиваются с неожиданными и незнакомыми проблемами, которые требуют прямых и немедленных действий. Существует очевидная проблема выживания в тот момент, когда происходит катастрофа. Во время воздействия люди должны противостоять своим страхам и справляться с ними, в то же время заботясь о своей безопасности и безопасности других. После стихийного бедствия люди сталкиваются с многочисленными проблемами, требующими решения жизни и смерти, когда они спасают и помогают пострадавшим.

В течение следующих нескольких дней, недель и месяцев им предстоит многое изменить, поскольку их жизнь постепенно возвращается к нормальной жизни или, по крайней мере, настолько близко к нормальной, насколько можно ожидать. Как вообще ведут себя люди, когда все это происходит?

Распространено убеждение, что после бедствия люди заботятся о себе, впадают в панику и проявляют «дикое, эгоистичное, индивидуалистическое, эксплуататорское поведение» (Гуд, 1992, стр. 181). Однако социологи, изучающие поведение при стихийных бедствиях, как правило, обнаруживают, что верно обратное: люди остаются удивительно спокойными после того, как происходит бедствие, и по большей части не реагируют на него с ужасом или паникой. Как Гуд (1992, с. 181) замечает: «Люди склонны совещаться с другими о соответствующем направлении действий. Они взвешивают альтернативы, обдумывают последствия и предлагают социально и коллективно обоснованные решения». Кроме того, относительно немногие люди испытывают эмоциональный шок. Друзья, родственники и даже незнакомцы, как правило, помогают друг другу и обычно проявляют «высокий уровень заботы и великодушия по отношению к жертвам стихийных бедствий» (Миллер, 2000, стр. 274). Горе, депрессия и другие психологические последствия действительно имеют место, но они, как правило, не более серьезны, чем реакции, которые следуют за смертью друзей и членов семьи, вызванной причинами, отличными от стихийных бедствий.

Слухи, массовая истерия и моральная паника

Типы коллективного поведения, обсуждавшиеся до сих пор — толпы, беспорядки и поведение в результате стихийных бедствий — связаны с людьми, которые часто физически взаимодействуют друг с другом. Однако, как упоминалось ранее, некоторые формы коллективного поведения включают людей, которые гораздо более широко распространены географически и обычно не взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, эти люди разделяют определенные убеждения и представления, которые социологи классифицируют как коллективное поведение. Были выделены две широкие категории этих верований и представлений: (а) слухи, массовая истерия и моральная паника; и (b) причуды и увлечения.

Слухи, массовая истерия и моральная паника связаны с твердо укоренившимися убеждениями и представлениями, которые на деле оказываются неверными или, по крайней мере, грубыми искажениями реальности. Слух — это история, основанная на ненадежных источниках, которая, тем не менее, передается от одного человека к другому. Слух может оказаться правдой, но часто оказывается ложным или, по крайней мере, преувеличением или искажением фактов. Однако определяющей чертой слуха является то, что когда он возникает, он не основан на надежных доказательствах и, таким образом, является необоснованным (Гуд, 1992). В сегодняшнюю электронную эпоху слухи могут очень быстро распространяться через Интернет, а также через Facebook, Twitter и другие социальные сети. В октябре 2010 года быстро распространился слух, что Apple планирует купить Sony. Хотя слухи не соответствовали действительности, акции Sony выросли в цене после того, как слухи появились (Albanesius, 2010).

Массовая истерия относится к широко распространенному, сильному страху и беспокойству по поводу опасности, которая оказывается ложной или сильно преувеличенной. Эпизоды массовой истерии относительно редки. Один из часто цитируемых эпизодов — «Война миров» (Miller, 2000). 30 октября 1938 августа актер и режиссер Орсон Уэллс показал радиоадаптацию этого известного рассказа Герберта Уэллса, в котором рассказывается о марсианском вторжении на Землю. Шоу изображало вторжение, происходящее в Нью-Джерси и Нью-Йорке, и, как сообщается, тысячи слушателей думали, что вторжение действительно происходит. Это было за десятилетия до Интернета, поэтому они звонили в полицию, Национальную гвардию, больницы и другие источники для получения информации и связывались с друзьями и членами семьи, чтобы поделиться своими страхами. Хотя на следующий день газеты опубликовали множество историй о давках в театрах, сердечных приступах, самоубийствах и других бурных реакциях на радиошоу, эти истории оказались ложными.

Моральная паника тесно связана с массовой истерией и относится к широко распространенному беспокойству по поводу предполагаемой угрозы моральному порядку, которая оказывается ложной или сильно преувеличенной. Часто людей очень беспокоит моральная проблема, связанная с таким поведением, как употребление наркотиков и сексуальная активность. Их опасения могут не иметь под собой реальной основы или могут сильно преувеличивать потенциальную и реальную опасность, которую представляет проблема. В любом случае их твердые моральные взгляды на ситуацию усиливают их беспокойство, и они часто добиваются законодательства или предпринимают другие действия, чтобы попытаться решить моральную проблему.

Гуд и Нахман Бен-Иегуда (2009) описывают несколько моральных паник в американской истории. Одним из наиболее важных было беспокойство по поводу алкоголя, которое мотивировало движение за запрет в начале 20 века. Это движение возглавляли прежде всего сельские протестанты, которые ненавидели пьянство как моральный и социальный грех. Они думали, что употребление алкоголя было особой проблемой среди городских жителей, многие из которых были ирландскими католиками и иммигрантами из Италии. Их католическая вера и статус иммигранта способствовали возмущению активистов сухого закона по поводу их употребления алкоголя.

Еще одна моральная паника по поводу наркотиков возникла в 1930-х годах и привела к принятию антимарихуанового законодательства. До этого марихуана была легальна, но англо-американцы были обеспокоены ее использованием среди американцев мексиканского происхождения. Газеты начали публиковать статьи о воздействии марихуаны, которая, как говорили, превращала ее потребителей в насильников и других жестоких преступников. Федеральное бюро по борьбе с наркотиками предоставило «факты» об этих эффектах средствам массовой информации, которые опубликовали эту вводящую в заблуждение информацию.

Как показывают эти два примера, моральная паника часто концентрируется на социальных группах, которые уже очень непопулярны, включая бедных, цветных людей и религиозные меньшинства. Предубеждение против этих групп подпитывает рост и интенсивность моральной паники, а моральная паника, в свою очередь, усиливает и даже усиливает это предубеждение.

Причуды и увлечения

Причуды и увлечения составляют вторую категорию убеждений и восприятий, которые считаются коллективным поведением. Причуда — это довольно незначительная деятельность или продукт, пользующийся популярностью в течение относительно короткого времени, тогда как повальное увлечение — это временное занятие, привлекающее навязчивый энтузиазм относительно небольшой группы людей (Гуд, 19). 92). Американская история на протяжении многих лет была свидетелем многих видов причуд и помешательств, в том числе проглатывания золотых рыбок, запихивания людей в телефонную будку и печально известного поведения в кампусе, известного как полосатость. Продукты, которые стали причудливыми, включают Кубик Рубика, Pet Rocks, куклы Cabbage Patch и Beanie Babies. Сотовые телефоны были причудой, когда они впервые появились, но они стали настолько распространенными и важными, что вышли далеко за рамки определения причуды.

Ключевые выводы

  • Коллективное поведение включает в себя большое количество людей и является относительно спонтанным и относительно неструктурированным. Его основные типы включают толпы, беспорядки, слухи и причуды.
  • Беспорядки были обычным явлением в американской истории с колониальной эпохи. Два основных типа беспорядков — это беспорядки протеста, которые носят политический характер, и праздничные беспорядки, которые носят аполитичный характер.
  • В большинстве случаев поведение при бедствиях довольно спокойное и альтруистическое. Жертвы стихийных бедствий обычно не реагируют панически или эгоистично.
  • Моральная паника часто сосредотачивается на непопулярных группах в обществе, включая бедняков, цветных людей и иммигрантов.

Ссылки

Albanesius, C. (2010, 26 октября). Apple покупает Sony? Возможно нет. Журнал ПК . Получено с http://www.pcmag.com/article2/0,2817,2371467,2371400.asp.

Блумер, Х. (1969). Коллективное поведение. В AM Lee (Ed.), Принципы социологии (стр. 165–221). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Барнс и Ноубл.

Даунс, Б. Т. (1968). Социальные характеристики бунтующих городов: сравнительное исследование. Social Science Quarterly, 49 , 504–520.

Фельдберг, М. (1980). Бурная эпоха: беспорядки и беспорядки в джексоновской Америке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Гуд, Э. (1992). Коллективное поведение . Форт-Уэрт, Техас: Харкорт Брейс Йованович.

Гуд, Э., и Бен-Иегуда, Н. (2009). Моральные паники: социальная конструкция девиантности . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

Гурр, Т. Р. (1989). Протест и восстание 1960-х годов: Соединенные Штаты в мировой перспективе. В TR Gurr (Ed.), Насилие в Америке: протест, восстание, реформа (Том 2, стр. 101–130). Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.

Макфейл, К. (1971). Участие в гражданских беспорядках: критическое рассмотрение недавних исследований. American Sociological Review, 36 , 1058–1073.

Макфейл, К., и Вольштейн, Р. Т. (1983). Индивидуальное и коллективное поведение на собраниях, демонстрациях и беспорядках. Ежегодный обзор социологии, 9 , 579–600.

Миллер Д.Л. (2000). Введение в коллективное поведение и коллективные действия (2-е изд.). Спрингфилд, Иллинойс: Waveland Press.

Обершалл, А. (1967). Беспорядки в Лос-Анджелесе в августе 1965 года .

Добавить комментарий