Принцип детерминизма в психологии — практическое применение
Жизнь27.10.20190 2 137 2 minutes read
Детерминизмом называют учение о взаимной определенности и взаимосвязи всех происходящих явлений и процессов. Принцип детерминизма в психологии означает, прежде всего, необходимость изучения всех закономерных зависимостей психических явлений от причин, которые их порождают. Психические особенности живых существ определены их обычным образом жизни. Но вместе с его изменением, начинает меняться и их психическая деятельность.
Динамика психических возможностей животных полностью зависит от основных эволюционных процессов. А развитие психики человека — от общего прогресса общества и актуальности его законов, а также способов производства, которые, согласно К. Марксу, влияют на политические, социальные и духовные жизненные процессы.
Статьи по теме
- Устала от одиночества: как справиться с проблемой
19.10.2021
- Психология девиантного поведения человека
13. 10.2021
- Психология труда: главные задачи и особенности
12.10.2021
- Чем опасно плохое воспитание и как не делать роковых ошибок
25.08.2021
Принцип детерминизма в психологии и его формы
В научном познании детерминизм уже давно считается основным объяснительным принципом. Однако с его помощью можно объяснить изучаемые явления только с учетом взаимодействия всех факторов, которые доступны проводимому эмпирическому контролю.
Объяснение свойств психики с помощью диалектического материализма имеет в виду тот факт, что субъект, который вносит изменения в настоящий, окружающий его мир своей деятельностью, также сам изменяется.
Появляются такие понятия как «внешнее» — это те продукты культуры, которые созданы силами индивида и «внутреннее» — концентрация его сущностных сил, сформировавшихся в данных продуктах в процессе их объективации
В целом, детерминизму свойственна форма казуальности, случайности, не поддающейся обобщению, а также причинности факторов и обстоятельств, которые предшествуют какому-либо событию и задают условия для его формирования.
Но кроме этой, детерминизм имеет еще несколько форм:
- целевую — процесс достижения определен самой целью;
- системную — подтверждающую зависимость всех компонентов системы от ее свойств;
- статистическую — возможность образования при наличие одинаковых причин различных эффектов, которые подчиняются статистическим закономерностям;
- обратной связи — при которой следствие влияет на причину, его вызвавшую.
Принципу детерминизма в психологии придается большое значение, так как он считается общенаучным. С его помощью во многих отраслях наук организованы различные схемы построения знаний.
Научные познания о психике довольно длительное время развивались под влиянием механического детерминизма. Поэтому считалось, что все психические явления, а также феномены и процессы были обусловлены механическими факторами. Примерно так же как и рабочие процессы различных устройств. Появились учения о рефлексах, аффектах и ассоциациях.
Практическое применение принципа детерминизма
В XIX веке появление биологического детерминизма привело к тому, что психику стали рассматривать как важнейшую составляющую всей жизнедеятельности. В психологическом детерминизме существует ясное понимание того, что все происходящие психические явления из-за прямого внешнего воздействия, факторы могут формироваться по законам не похожим на известные биологические или физические. Благодаря психологическому детерминизму, специалисты пришли к выводу, что психика не представляет собой замкнутого образования. Это им позволило начать проведение исследований в психической сфере.
С помощью детерминистического подхода в психологии была решена важнейшая проблема отношения психики к работе мозга.
Перед психологией стояла задача изучения механизмов его деятельности, из-за которых происходят психические явления и феномены. Применение принципа детерминизма в психологии позволило подвести физиологические закономерности к постижению психических явлений.
В концепции Л. С. Выготского был сформулирован тезис о преобразовании природных механизмов психической деятельности в результате онтогенетического развития индивида из-за влияния на него социальных и исторических факторов и происходящего усвоения им элементов культуры и взаимоотношений с людьми.
Детерминизм: свобода воли или ответственность — видео
Ревность в отношениях: психология взаимодействия полов
Житейская и научная психология: две стороны одной медали
Статьи по теме
Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов
Детерминизм (от лат. deter- mine — определяю) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
В психологии принцип детерминизма ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений.
Поскольку в психике нет ничего, что не имело бы своей внутренней или внеш- ней причины, как бы эти причины ни были глубоко скрыты и опосредованы другими явлениями, условиями и факторами.
Применительно к психологии в развитии принципа детерминизма можно выделить несколько эпох.
Предмеханический (натурфилософский) детерминизм представ- лен древнегреческими философскими учениями, пронизанными идеями гилозоизма.
Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — философское учение и идеи о всеобщей одушевленности природы — синоним панпсихизма.
Космос и окружающая природа представляются как живой организм в своей целостности, нерасчлененности, противоречивости и цикличности развития.
Душа, в отличие от древнего анимизма (от лат. аnima — душа), мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов, семян вещей), подчиненной общим для всего космоса законам (логосу).
Механический детерминизм связан с механистическими представлениями окружающей картины мира. Новое время (начиная с XVII в.) — эпоха перехода к мануфактурному производству, связано с изобретением и использованием механических устройств.
«Дух механицизма», устройство механизмов и их действие становятся про- образом причинно-механического объяснения всего сущего, окружающего мира, включая живые организмы и их жизнедеятельность.
Общее, что было характерно для науки данного периода в целом, — механистическая тенденция. Механистический принцип в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания мира закрепляется в философии, переносится в психологию, все психические явления, поведение и сознание человека трактуются и описываются по аналогии с механическими процессами.
Философско-психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были и метафизическими по способу мышления.
Перенесение в философию и психологию из естествознания принципа расчленения (анализа) сложных явлений на отдельные элементы, классы и рассмотрение их вне взаимной связи и развития породило односторонность и ограниченность рассмотрения механизмов психики, моделей сознания и поведения (механистичность и метафизичность).
В то же время, несмотря на ограниченность, механистичность и метафизичность существующих подходов, именно в этот период были сформированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых происходило формирование экспериментальной психологии во второй половине XIX в.
Биологический детерминизм исходит из идеи, что жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию вопреки разрушающим воздействиям среды.
Ч. Дарвин и К. Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Первый — изменчивостью, наследственностью, отбором и сохранением форм, эволюционно оказавшихся приспособленными к условиям существования.
Второй — особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии американский физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя — гомеостаз).
С этими идеями было связано радикальное изменение в понимании детерминизма, который отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.
Эти идеи открывали простор для широкого применения статистических методов в области психологических исследований. Психический детерминизм связан с изменением взглядов на пред- мет психологии.
Начиная с Р. Декарта психология ограничивается рамками сознания как совокупности процессов внутреннего мира субъекта, данной ему в непосредственном опыте, и методом его ис- следования — интроспекцией.
Однако концепция В. Вундта о структуре сознания не нашла практической реализации в силу ограничения исследований областью «чистой» науки без ее практической реализации. И на смену вундтовской концепции структурализма приходит функционализм, воспринявший идеи биологической эволюции и изменчивости видов живых организмов.
Функционализм сохранил идею сознания как причинности и предмета исследования психических явлений, но придал ей роль деятельной активности во взаимосвязи организма и окружающей среды.
Представители функционализма считали, что цель психологии не в выявлении элементов сознания, а в изучении функций приспособления сознания (психики) к условиям окружающей среды (американский философ, психолог В. Джеймс (1842–1910)).
Социальный детерминизм исходит из идеи детерминации психического развития социальными условиями и факторами. Причем выделяются направления: макросоциального детерминизма и микросоциального детерминизма.
Философские идеи о социальной сущности человека, обусловленности его развития особенностями национальной культуры начинают реализовываться в конкретных научных исследованиях в истории, этнографии, филологии начиная с XIX в. В. Вундт пишет 10-томный труд «Психология народов» (1900–1920).
По мнению Вундта, для изучения психических процессов высшего порядка (обучаемость, память, речь и др.) применимы только неэкспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии, поскольку природа высших процессов культурно-историческая.
Объяснение психоаналитической терапии, часть 1 — Партнеры по психологии
«Сегодня, благодаря Фрейду, обыватель знает, что, когда он о чем-то думает, то, что он думает, не является тем, о чем он думает. думает, но только то, о чем он думает, он думает, что он думает». В.Х. Auden, 1952.
Психический детерминизм и бессознательная мотивация
Психодинамическая (психоаналитическая) теория вытекает из двух взаимосвязанных предположений. Во-первых, это Без сознания . Это означает, что наше поведение, наше восприятие мира и наши эмоции, по крайней мере частично, определяются силами, находящимися вне нашего сознания и, следовательно, вне нашего рационального контроля. Эти силы, включающие эмоции, импульсы и желания, составляют содержание Бессознательного.
Вторым важным допущением психодинамической теории является Психический детерминизм . Принцип психического детерминизма гласит, что все, что мы делаем, имеет смысл и цель и является целенаправленным. Другими словами, для психоаналитически настроенного наблюдателя не существует такой вещи, как случайное или бессмысленное поведение. Это предположение позволяет наблюдателю использовать исключительно большое количество данных для поиска корней и смысла поведения и чувств человека. Все: от небрежного комментария, до приземленной модели поведения, до причудливого поведения, снов, праздных мимолетных мыслей, оговорок, даже содержание бреда и галлюцинаций, имеет значение и значение и может служить основой для понимания кого-либо. .
Эти две идеи — Психический Детерминизм и Бессознательное — концептуально связаны. Обратите внимание: если вы исходите из того, что все, что делает человек, имеет смысл, то вы сталкиваетесь с проблемой, что когда вы спрашиваете пациента, например, почему он не выполнил вашу рекомендацию похудеть и изменить свой рацион, часто он не может ответить или предлагает причину, которая на самом деле не объясняет халатность (например, «я еще не дошел до этого»). Эта проблема решается концепцией бессознательного, то есть в этом примере джентльмен находится под влиянием какого-то импульса, страха или мотива, о которых он не знает. Возможно, он пытается контролировать свой страх умереть от болезни сердца, просто притворяясь, что проблемы нет. Если он говорит себе, что проблем нет, то у него нет причин менять свои привычки в еде.
Почти невозможно в достаточной мере подчеркнуть, насколько мощными и полезными являются эти две взаимосвязанные концепции. Возможно, лучший способ подчеркнуть это — сказать, что для большинства людей эти идеи больше походят на здравый смысл, чем на психологическую теорию. Эти концепции стали частью нашего культурного наследия с тех пор, как они были предложены Зигмундом Фрейдом на рубеже веков. Каждый из нас регулярно применяет эти понятия. Мы можем задаться вопросом: «Почему моя сестра не расстается с этим парнем, он обращается с ней как с гражданином второго сорта?» или «Почему мой парень не может дать мне обязательство, он все время говорит, что не знает, что такое проблема?» Когда мы отвечаем на эти вопросы такими наблюдениями, как «Она не может бросить своего парня, потому что на каком-то уровне она считает, что он — это все, чего она заслуживает» и «Мой парень не сделает предложение, потому что он боится развода после того, как пережил развод своих родителей, когда он был ребенком» — мы предполагаем, что этими людьми движут страхи и чувства, которые, по крайней мере частично, находятся за пределами их осознания и, следовательно, вне их полного контроля.
Два принципа Психического детерминизма и Бессознательного обеспечивают подход к размышлению о людях, но они не определяют содержание наших бессознательных импульсов, страхов, желаний, защит и т. д. Существует более одного способа осмыслить это содержание. Фрейд предложил связную теорию личности, но есть еще 2 или 3 направления психодинамического мышления, которые отвергают его концептуализацию и заполняют, так сказать, пробелы другими идеями. Эти идеи будут обсуждаться позже.
Модель мотивации «драйв-разряд»
Какова была концепция человеческой мотивации у Фрейда? Для Фрейда мы все являемся Уменьшителями Напряжения (или Разрядчиками Побуждений, одно и то же). Модель мотивации человека «Побуждение-разрядка» утверждает, что при активации телесной потребности создается состояние напряжения, которое человек чувствует себя обязанным уменьшить как можно быстрее. Для Фрейда даже самое сложное поведение и чувства являются результатом попыток разрядить напряжение, созданное активированным влечением. Как вы, наверное, знаете, Фрейд считал, что два влечения: Либидо и Агрессия были наиболее психологически значимыми мотиваторами человеческого поведения и эмоций. С точки зрения Фрейда, понять психологическое развитие означало понять, как либидо и агрессия выражаются в разном возрасте (и на что реагируют родители), а понять функционирование означало понять, каким образом человек контролирует, отвлекает, выражает, страхи, проекты, отрицания и т. д., либидинальные и агрессивные побуждения.
Структура и топография личности
Фрейд предположил, что личность состоит из трех структур: Ид , Эго и Суперэго . Эти три «структуры» не имеют анатомических коррелятов, и даже Фрейд с его пониманием нейроанатомии XIX века не верил, что они есть. Это способы концептуализации конкурирующих внутренних сил, которые мы все ощущаем.
1) Ид: Ид присутствует при рождении и является конечным источником инстинктивной энергии. Он неорганизован, раскован, нерационален и полностью импульсивен. На самом деле это не вещь, а набор импульсов, действующих на основе Принципа Удовольствия. Принцип удовольствия призывает к немедленному снижению любого напряжения, которое может возникнуть. Удовольствие определяется в данном контексте как разрядка напряжения.
2) Эго: Эго действует согласно Принципу Реальности и не считается присутствующим при рождении. Он состоит из различных высших корковых функций: внимания, концентрации, восприятия, памяти, планирования, предусмотрительности, контроля импульсов, социальных рассуждений, абстрактного мышления и т. д. Именно Эго управляет межличностными отношениями и проводит Тестирование Реальности (различение реальности и фантастика). Основная функция Эго — попытаться максимально удовлетворить Ид. Оно настолько примитивно, что может привести человека к таким действиям, которые, возможно, поставят его под угрозу. Эго отвечает за знание социальных условностей и того, какие из них применимы в конкретной ситуации, и пытается найти альтернативные пути для удовлетворения данного влечения. Например, убийство кого-то социально неприемлемо, а стучать рукой по столу — приемлемо. Именно Эго направляет смещение агрессивного импульса из одной области в другую, более приемлемую, для достижения хотя бы частичного удовлетворения импульса.
3) Суперэго: Суперэго — это та часть нас самих, которая не только осознает социальные условности, но и на самом деле чувствует связь и отождествление с социальными ценностями, моральными принципами, а также принципами и идеалами наших родителей. Суперэго основано на внутренних социальных ценностях, касающихся того, как люди должны себя вести, что такое «хорошее» и что такое «плохое» поведение, что достойно восхищения и мужества, а что нет. Суперэго не заботит то, что безопасно или опасно (что повлечет за собой наказание), потому что это забота Эго. В Суперэго обитает принятие и искреннее отождествление с высшими моральными принципами, которым мы учимся сначала от наших родителей, а затем через контакт с учителями и другими авторитетами. В Суперэго живет наше желание быть альтруистичными и творить добро. Это также та часть нас самих, которая может заставить нас чувствовать себя виноватыми (Совесть), когда мы не живем в соответствии с нашими принципами, и которая может заставить нас чувствовать себя гордыми и особенными, когда мы живем в соответствии с этими ценностями (Эго-идеал).
Психосексуальное развитие
Один из наиболее устойчивых вкладов психодинамической теории связан с допущением, что события в прошлом, и особенно события из детства, влияют на то, кто мы есть, как мы действуем и чувствуем, и как мы воспринимаем мир сегодня. До Фрейда считалось, что детское развитие происходит в виде дискретных стадий, а это означает, что, пройдя через стадию, вы оставляете эту задачу развития позади и становитесь чистым листом для следующей стадии. В общем, психологов, изучающих и думающих о детях в те дни, интересовало только когнитивное развитие, и очень мало внимания уделялось эмоциональному и личностному развитию. Господствующая идея заключалась в том, что у детей очень несложная эмоциональная жизнь. Фрейд решительно опроверг это общепринятое мнение: он сказал, что у детей очень сложная эмоциональная жизнь, что когнитивное развитие в значительной степени зависит от эмоционального развития и что переживания на ранних стадиях развития неизбежно влияют на более поздние. даже у нормальных детей. Так, Фрейд популяризировал и утвердил идею о том, что детские переживания оказывают огромное влияние на функционирование взрослой личности. Это еще одна из тех психоаналитических концепций, которые настолько сильны, что в наши дни кажутся упрощенными и здравомыслящими. Очень немногие из нас могли бы честно сказать, что мы думаем, что на нас не повлияли то, кем были наши конкретные родители, в какой именно семье мы выросли, где мы жили, отношения между нашими родителями и так далее.
А какие стадии развития предлагает Фрейд?
Фрейд считал, что дети проходят через ряд стадий развития, каждая из которых характеризуется важностью различных зон тела, являющихся главным фокусом либидинозных и агрессивных импульсов. Примером может служить оральная стадия (первая стадия развития), на которой рот является центром активности и основной зоной, через которую младенец вступает в контакт с миром и через которую получает примитивное удовлетворение. Последующие стадии и порядок их появления таковы: анальная -> фаллическая -> эдипальная -> латентная -> и генитальная фазы. Чрезмерное удовлетворение или лишение, или любая психологическая травма на определенном этапе могут повлиять на личность во взрослом возрасте четырьмя способами:
1) Регрессия/фиксация : Например: недостаточная возможность удовлетворения на оральной стадии может оставить в наследство пессимизм, зависимость или чрезмерную потребность в одобрении. Другой пример: слишком раннее/слишком жесткое приучение к туалету на анальной стадии может привести к навязчивой аккуратности, упрямству, амбивалентности, нерешительности или чрезмерной озабоченности контролем.
2) Защитные механизмы : Ниже приведены объяснения некоторых основных защитных механизмов. Эти механизмы находятся в диапазоне от примитивных до сложных. Чем примитивнее механизм, тем раньше он начался в развитии (в ответ на травму, чрезмерное удовлетворение или лишение).
3) Принуждение к повторению : см. раздел «Объектные отношения» ниже.
4) Мастерство через обращение голоса : см. раздел «Отношения объектов» ниже.
Тревога и защитные механизмы
Многие действия Эго можно рассматривать как попытки уменьшить тревогу. Существует два основных вида тревоги (1 и 2, ниже) и два других, не менее важных:
1) Моральная тревога является результатом осуждения совести (чувство вины или стыда) за то, что человек не соответствует стандартам поведения Суперэго (стандартам, которые по существу являются усвоенными родительскими и социальными моральными ценностями).
2) Невротическая тревога является результатом страха перед тем, что примитивный импульс Ид возьмет верх над поведением человека и приведет к очень антиобщественному поведению.
3) Тревога разлуки — страх разлуки с человеком, от которого зависит.
4) Тревога распада эго — это страх, что человек не сможет справиться с сильными чувствами (такими как одиночество, печаль, гнев и т. д.) и направить их в нужное русло, и что в результате чувства будут настолько подавляющими, что к психотическому срыву.
Эго имеет в своем распоряжении Защитных Механизма , чтобы уменьшить вышеуказанные тревоги. Эти механизмы могут уменьшить тревогу либо за счет изменения восприятия реальности, либо за счет изменения чувств или импульсов, вызывающих тревогу.
Защитные механизмы можно рассматривать как идущие по континууму от примитивных до зрелых, в зависимости от того, насколько сильно искажение реальности или чувств/импульсов вызвано механизмом. Десять механизмов ниже перечислены в порядке от более примитивного к более зрелому. Наиболее зрелые механизмы не перечислены (сублимация, альтруизм, неподдельный юмор), и это далеко не полный список. Имейте в виду, что это не сознательные действия, но скорее мотивированные и осуществляемые бессознательно .
1) Отрицание — это отрицание внешней реальности, так что следствия этой реальности не воспринимаются. Это предполагает опору на фантазию, а не на восприятие реальности. Медицинские пациенты часто используют Отрицание как свою первую попытку справиться с болезнью; делая это, они пытаются контролировать ужас, который они иначе испытали бы, если бы столкнулись с реальностью прямо.
2) Проекция – это приписывание собственных непризнанных чувств другим. Примером может служить ненависть к меньшинству («Они ленивые, глупые, никчемные»), когда на самом деле человек питает большие сомнения в собственной ценности, интеллекте и т. д. Психологически намного комфортнее быть захваченным ненавистью к кому-то другому. чем чувствовать себя бесполезным.
3) Диссоциация — обособление какой-либо группы психических процессов от остальной психической деятельности человека. Мысли, воспоминания, чувства, даже собственная личность буквально отгорожены стеной. Диссоциация возникает при диссоциативных расстройствах, таких как психогенная амнезия, психогенные состояния фуги и множественное расстройство личности. Тревога уменьшается благодаря диссоциации, потому что данное беспокоящее чувство, мысль, воспоминание, факт или вся личность отвергаются, стираются. Пример: деперсонализация/дереализация в контексте сексуального насилия — это первоначальное использование диссоциации в качестве защиты.
4) Регрессия — это частичный возврат к более ранней модели поведения или более раннему эмоциональному стилю, чтобы справиться с тревогой. Цель состоит в том, чтобы заручиться заботой других и насладиться фантазией о полной безопасности под присмотром сильной «родительской» фигуры (лиц). Этот защитный механизм обычно используется людьми с соматическими заболеваниями: пассивность, зависимость от персонала даже в мелких задачах, решениях; чрезмерная потребность во внимании; чрезмерные жалобы на боль, обслуживание и т. д. — все это примеры регрессивного поведения.
5) Пассивно-агрессивное поведение — агрессия, гнев и т. д. по отношению к другим, выражающиеся косвенно через пассивность. Примером может служить опоздание на свадьбу друга, потому что он не сделал вас своим шафером. Прокрастинация часто является пассивно-агрессивным поведением.
6) Формирование реакции предполагает поведение, диаметрально противоположное неприемлемому чувству или импульсу. Примером может служить чрезвычайно независимый человек, который говорит, что не нуждается ни в помощи, ни в друзьях, но на самом деле очень хочет, чтобы о нем заботились. Он бессознательно использует формирование реакции, потому что, по его опыту, выражение потребности в помощи и поддержке равносильно вызову отторжения и насмешек.
7) Смещение — это перенаправление чувств на относительно менее заботливого и, следовательно, менее важного человека или объект, чем человек/ситуация/объект, вызывающие чувства. Пример: кричать на детей, когда очень злишься на начальника.
8) Отмена — это действие, которое символически обращает вспять неприемлемое чувство/импульс/поведение. Ритуалы обсессивно-компульсивных людей (такие как троекратное прикосновение к дверной ручке, прежде чем они смогут выйти из комнаты, навязчивое мытье рук, сложные мыслительные ритуалы) часто, но не всегда, представляют собой попытки магическим образом нейтрализовать чувство вины или отогнать его. некоторое ожидаемое наказание.
9) Идентификация с агрессором: угрожающий человек идентифицируется (что означает получение некоторых его/ее характеристик) как способ уменьшить тревогу, вызванную этим человеком. Пример: ребенок, который играет в доктора, бессознательно пытаясь развеять тревогу по поводу предстоящей встречи. Пример: жертва политического похищения, которая начинает симпатизировать радикальным взглядам похитителей.
10) Интеллектуализация — это акцент на абстракциях или несущественных деталях, неодушевленных объектах или внешней реальности, чтобы избежать переживания чувств и их выражения. Примером может служить врач, который, сообщая пациентам плохие новости, сразу же подчеркивает технические детали лекарственного лечения (частота, дозировка, результаты исследований и т. д.), исключая борьбу со страхом/печалью пациента и собственным страхом/печалью врача.
Детерминизм и свобода воли — Центр психологии
Детерминизм и свобода воли Определение:
Детерминизм и свобода воли — это один из классических споров в психологии, который касается степени, в которой психологи считают, что на человеческое поведение влияют силы, неподвластные нашему контролю. В качестве альтернативы, имеем ли мы личный контроль над своими действиями.
Кей Би верит в проявление + тяжелая работа…
Пожалуйста, включите JavaScript
Кей Б верит в манифестацию + тяжелая работа = свобода воли!Детерминизм: – это точка зрения, согласно которой поведение человека находится под контролем внутренних (гены и т. д.) или внешних (например, обучение поведению наших родителей) сил. Это означает, что поведение должно быть предсказуемым.
Свобода воли: Используется для обозначения альтернативного конца спектра, когда человек рассматривается как самоопределение. Согласно этой точке зрения, люди играют активную роль в контроле своего поведения (т. е. они свободны в выборе и не действуют в ответ на какое-либо внутреннее или внешнее давление9).0011
Научный акцент на причинно-следственных связях:
Один из основных принципов науки состоит в том, что у каждого события во вселенной есть причина, и эти причины можно объяснить с помощью общих законов. Знание причин и формулировка законов важны, поскольку они позволяют ученым предсказывать и контролировать события в будущем. В психологии лабораторный эксперимент позволяет исследователям стимулировать условия пробирки и удалять все другие посторонние переменные, пытаясь точно контролировать и предсказывать поведение человека.
Различные типы детерминизма:
Детерминизм может принимать различных форм (биологический, экологический, психический детерминизм). Это происходит из предположения, что на поведение редко влияет только один фактор
(1) Биологический детерминизм:
Вера в то, что поведение вызвано биологическими влияниями (например, генетикой, гормонами, эволюцией), которые мы не можем контролировать. Например: высокий уровень тестостерона вызывает агрессивное поведение, ген XYY вызывает агрессию, низкий уровень серотонина вызывает депрессию и т. д.
(2) Детерминизм среды:
Вера в то, что поведение обусловлено особенностями среды (такими как системы вознаграждения и наказания), которые мы не можем контролировать. Например, если мы выросли в агрессивной семье, мы узнаем об этом агрессивном поведении (посредством косвенного подкрепления), а также будем демонстрировать агрессивное поведение, наблюдая за тонкими образцами для подражания и косвенным подкреплением, у нас может развиться анорексия и т. д.
(3) Психический детерминизм:
Вера в то, что нами управляют внутренние бессознательные конфликты, которые мы не можем контролировать, например, у нас может развиться ОКР из-за фиксации на психосексуальных стадиях развития, мы можем страдать от депрессии из-за подавленных воспоминаний и т. д.
Последствия Дебаты о детерминизме и свободе воли:
Дебаты о свободе воли и детерминизме повлияли на многие области психологии, и такие дебаты внесли практический и теоретический вклад в психологию, поскольку помогли разработать ряд теорий и стратегий. Однако до сих пор ведутся большие споры о роли свободы воли в поведении.
Дело ЗА детерминизм
Представление о том, что человеческое поведение упорядочено и подчиняется законам, ставит психологию в один ряд с другими более устоявшимися науками. Ценность таких исследований заключается в том, что предсказание человеческого поведения и контроль над ним привели к разработке методов лечения, терапии и поведенческих вмешательств, которые принесли пользу многим, например, психотерапевтическое медикаментозное лечение при контроле и лечении шизофрении. Например, если шизофрения вызвана повышенным уровнем дофамина, для снижения уровня дофамина и облегчения симптомов шизофрении можно использовать такие методы лечения, как антипсихотические препараты. Это подтверждает идею детерминизма, поскольку показывает, что причина повышенного уровень дофамина создает «эффект» расстройства шизофрении. Снижение дофамина приводит к облегчению симптомов шизофрении.
Психические расстройства, такие как шизофрения, когда больные испытывают полную потерю контроля над своими мыслями и поведением, вызывает сомнения в понятии свободы воли. Никто не захочет страдать шизофренией. Это говорит о том, что, по крайней мере, с точки зрения психического заболевания поведение представляется детерминированным.
Дело ПРОТИВ детерминизма
С точки зрения жесткого детерминизма и идеи о том, что индивидуальный выбор не является причиной поведения , это не согласуется с тем, как работает правовая система в Великобритании.
Например, в суде правонарушители несут моральную ответственность за свои действия очень немногие люди будут представлять себя в суде, пытаясь апеллировать к судье или присяжным, что их преступление было биологически, экологически или психически определенный. Это противоречит детерминистскому подходу, потому что предполагает, что мы контролируем свое поведение, что свободная воля может взять верх над любым «биологически детерминированным» идеалом.
Дело ЗА СВОБОДНУЮ ВОЛЮ
Существует очевидная действительность в поддержку концепции о том, что каждый обладает свободой воли. Например, повседневный опыт «создает впечатление», что мы постоянно проявляем свободную волю, делая выбор в любой конкретный день. Кроме того, исследования показывают, что люди с внутренним локусом контроля (внутренним локусом контроля человек чувствует, что он несет полную ответственность за свое поведение и действия), как правило, более психически здоровы. Напротив, Робертс (2000) продемонстрировал, что подростки, которые верили в фатализм (полагали, что их жизнь определяется событиями, находящимися вне их контроля), подвергались значительно большему риску развития депрессии.
Это говорит о том, что вера в свободу воли оказывает положительное влияние на поведение и психическое здоровье человека.
Дело ПРОТИВ СВОБОДНОЙ ВОЛИ
Неврологические исследования предоставили доказательства против идеи свободы воли.
Например, Либет (1985) и Сионг Сун (2008) продемонстрировали, что активность мозга, определяющая результат простого выбора, может предшествовать нашему знанию о том, что мы сделали такой выбор. Исследователи обнаружили, что активность, связанная с тем, нажимать ли кнопку правой или левой рукой, происходит в мозгу за 10 секунд до того, как участник сознательно осознает принятие такого решения.