Принципы детерминизма в психологии авторы: Принцип детерминизма в психологии

Содержание

Принципы детерминизма

                             Содержание

Введение

Глава1. Понятие и методологические принципы психологии

    1. Понятие принципов психологии
    2. Объяснительные принципы психологии

Глава 2. Понятие и сущность принципа детерминизма

2.1.

 

 

Заключение

Список литературы

                                      Введение

 

 

Современная научная психология придерживается определенных объяснительных принципов, препятствующих возникновению необоснованных суждений и выводов.   
Объяснительные принципы скрепляют между собой и объединяют в целостную систему знаний о психике научные психологические категории и понятия, в которых запечатлено то, что добыто   трудом представителями различных школ и направлений.  
 
Объяснительных принципов три:  
 
детерминизм, под которым следует понимать обусловленность психических явлений порождающими их факторами;  

 
системность — принцип, который предписывает рассматривать каждое психическое явление в соответствии с той функцией, которую оно выполняет в структуре целой психики,  
 
и развитие — изучение явления в том виде, каким оно стало «теперь», с точки зрения его возникновения и прохождения определенных этапов развития

Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов.

Целью данной работы является изучение принципа детерминизма.

Задачи:

— дать понятие принципа  детерминизма;

Актуальность темы исследования обусловлена существенными изменениями как философско-теоретического, так и социально-практического характера. Стремительно изменяющийся мир заставляет по-иному взглянуть на концепции человека и общества, подвергнуть переосмыслению многие прежние взгляды, казавшиеся очевидными или  хорошо доказанными истинами.

1.1. Объяснительных принципов три:

 
 
детерминизм, под которым следует понимать обусловленность психических явлений порождающими их факторами;  
 
системность — принцип, который предписывает рассматривать каждое психическое явление в соответствии с той функцией, которую оно выполняет в структуре целой психики,  
 
и развитие — изучение явления в том виде, каким оно стало «теперь», с точки зрения его возникновения и прохождения определенных этапов развития

 

«Принципы (от лат. рппсйршт — начало, основа) и методы науки конструируются в соответствии с тем или иным пониманием ее предмета. Поскольку предмет психологии человека мы определили как исследование его внутреннего мира, то и прин ципы и методы следует сформулировать так, чтобы они работали на решение этой основной задачи». Сноска Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. – С 74.

 

Принцип – (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного.

В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

«Подводя итоги рассмотрения проблемы принципов психологии, можно констатировать, что совместное применение трех вышеупомянутых принципов в их единстве существенно лучше помогает справиться с теоретическими проблемами, нежели при опоре на один какой-либо принцип в отдельности». Сноска Сноска Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. – С.79

 

 

Методологические принципы психологии

Объяснительные принципы психологии

Принципы объяснения — основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации. 


     Учет и использование основополагающих психологических принципов при построении и объяснении психической реальности являются непременным условием успешной деятельности психолога-исследователя.
Давайте рассмотрим содержание основных объяснительных принципов психологии как науки. 
     Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и развитие — два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимодействия и развития проявляется в том, что взаимодействие возможно только как развитие, а развитие — это «способ существования… взаимодействующих систем, связанный с образованием качественно новых… структур… за счет развивающего эффекта взаимодействия». Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем. 
     Для психологии важно выделение как самого процесса взаимодействия и развития, так и продуктов этого процесса — структур, фиксирующих информационные модели совершившихся взаимодействий.
 
     Принцип взаимодействия и развития получил выражение в фундаментальной концепции эволюции. Эволюция — это процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Вопреки распространенной точке зрения, эволюционная теория не является собственно биологической, она была сформирована и развивалась как междисциплинарная и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют физические, биологические и социальные системы, биогеоценозы, планетные системы, галактики и Вселенная в целом. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится в определенном соотношении с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биогенетического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида. 
     Рассматриваемые далее принципы непосредственно вытекают из принципа взаимодействия и развития (в дальнейшем — принцип взаимодействия) и являются различными формами его конкретизации.  
     Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминация, или причинность, — генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними). (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Причинная (каузальная) связь асимметрична — она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно-следственной связи, тогда как их последовательность во времени — лишь результат такого отношения. Важно отметить, что причинно-следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.
 
     Следует различать принцип детерминации как реализации отношения порождения (детерминация лежит в основе развития, возникновения новых объектов, явлений и их свойств) и концепцию детерминизма, при помощи которой описывают взаимодействия объектов в классической механике. Механический, или линейный, детерминизм не обладает таким важнейшим свойством, как необратимость во времени, поскольку классическая механика, изучая статику или динамику объектов и их взаимоотношений, не обладает теоретическим аппаратом для описания их развития и эволюции (Пригожий И. С., Стенгерс И., 1991). 
     В конце XIX — начале XX в. основные психологические школы и направления принимали идею механического, линейного детерминизма в качестве объяснительного принципа. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) подверг критике такое использование этой идеи, которую он обобщил в форме постулата непосредственности. Согласно этому постулату, психические явления, включая феномены сознания, являются следствием воздействий объективного мира (Узнадзе Д. Н., 1966). 
     Именно предполагаемая жесткая связь причин и следствий в механических линейных каузальных взаимоотношениях внутреннего (психического) и внешнего (объективного мира) позволяла использовать постулат непосредственности как обоснование познаваемости психики. Известны частные формулировки постулата непосредственности, например предложенный Вильгельмом Вундтом (1832-1920) принцип замкнутой каузальности психики, согласно которому психические следствия вытекают из психических же причин (Вундт В., 1912). 
     Содержательная критика этого постулата показала, что введение промежуточных переменных, например таких, как познавательные схемы (в версии когнитивного бихевиоризма) или представление, что культура является фактором, опосредствующим влияния объективного мира па психику, не отменяет постулата (Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), 1975; Узнадзе Д.Н., 1966), поскольку суть непосредственности состоит в принятии именно механической линейной версии детерминации, неприменимой для объяснения развивающихся, целостных объектов.  
     Принцип целостности. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как:

В истории науки существовали различные версии отношения к феноменам этого круга: от обоснования отрицания рассматриваемых свойств (элементаризм, редукционизм и др.) до признания целостности первичным началом, мистифицирующим суть явления (холизм) (Петровский Артур Владимирович (1924), Ярошевский М. Г., 1996). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  • Элементаризм (атомизм) — механистическая версия принципа целостности, предполагающая составленность целого (системы) из элементов и возможность разложения системы в набор (несвязное множество) исходных элементов. Такая трактовка целостности находится в противоречии с принципами взаимодействия, системности, субъектности и др.

  • Редукционизм (от лат. reductio — снижение, сведение) — принцип, по сути отрицающий целостность объектов. Редукционизм объясняет свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого.

  • Холизм (от греч. — целый) — версия принципа целостности, постулирующая невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающая целостность первичным, не сводимым ни к чему началом. Заметим, что принцип системности также исходит из того, что целостность объектов является их неотъемлемым качеством, но объясняет их на основе принципов взаимодействия и детерминизма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Конкретно-научный аспект целостности подчеркивается в формулировке принципа целостности как принципа системности. Согласно этому принципу, свойство целостности присуще особому классу объектов — системам. По определению П. К. Анохина, «система — это множество элементов (компонентов), обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимосодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром» (Анохин Петр Кузьмич (1898-1974), 1978). Система формирует и воспроизводит адаптивные взаимоотношения с окружающей средой, которые обеспечивают ее развитие, т.

е. сохранение, воспроизведение, видоизменение и т. д. 
     Целостность системы как структуры, фиксирующей модели взаимоотношений с миром, обеспечивается общностью происхождения ее компонентов, их общей эволюцией. Результат, достигаемый при актуализации любого взаимодействия из множества аккумулированных, имеет адаптивное значение для всего организма в целом. 
     Принципы системности и взаимодействия служат обоснованием концепции системогенеза (Анохин П. К., 1978). Эта концепция противостоит концепции развития как органогенеза и описывает развитие организмов как процесс формирования и усложнения систем. Определенная система формируется как общность компонентов различной анатомической принадлежности, совокупная активность которых обеспечивает достижение важного для жизнедеятельности индивида результата. 
     Степень онтогенетической зрелости конкретного органа соответствует количеству систем, для обеспечения которых происходила дифференциация (специализация) его морфологических компонентов. С этой точки зрения, органы представляют собой множества морфологически фиксированных этапов развития взаимоотношений организма с окружающей средой. Научение, приобретение знаний, формирование структуры субъекта реализуются как процессы системогенеза. 
     Принцип активности. В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий. Как пишет Я. А. Пономарев, «активность может быть понята как эффект аккумулированных взаимодействий» (Пономарев Я. А., 1983, с. 14). Пространственно-временные и содержательные характеристики активности определяются соответствием свойств реализованных в прошлом взаимодействий, фиксированных в специализированных структурах, целям, достижение которых актуально, характеристикам ситуации, в которой цель будет достигаться, и средствам, которые будут использоваться. Активность обеспечивает непрерывность развития. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
     Следует различать понятия активности и действия:

Противостоящее принципу активности представление о реактивности организмов также основывается на приписывании абсолютного значения одному из аспектов описания взаимодействия, а именно — влиянию со стороны внешних объектов.

Реализующаяся активность мотивирована структурами, аккумулировавшими модели взаимодействий, т.е. субъектом, и характеризуется как предметная, по целям и результатам (продуктам) активности. 
     Принцип субъектности. Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром. Такая структура уникальна, поскольку история ее формирования индивидуальна, способна к саморазвитию, обладает активностью и является ее источником, целостна (в соответствии с принципами взаимодействия, детерминизма, системности и активности). Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать такую структуру, как субъект взаимодействия. 
     Субъектами могут быть любые живые системы, которые способны к фиксации и воспроизведению информационных моделей взаимоотношений с миром: животные и человек, индивиды и социальные группы. В зависимости от аспекта рассмотрения взаимодействия могут быть выделены субъекты предметной деятельности, межличностных отношений, социальных отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Наиболее новые в истории становления субъекта социальные взаимоотношения реорганизуют и подчиняют другие виды отношений субъекта с миром. Социальные по своему происхождению речь, сознание, способность к рефлексии являются неотъемлемыми характеристиками человека как субъекта социальных отношений (Брушлинский А. В., 1996). 
     Следует отличать общепсихологический принцип субъектности от феноменов субъективности, непосредственной представленности субъективной реальности каждому из нас. Возможность осознания некоторых аспектов целостных взаимоотношений с миром присуща субъекту именно социальных отношений. 
     Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения.  
     Формулируя свое познавательное отношение к этим структурам и процессам, исследователи выдвигали предположения о доступности этих структур и процессов самонаблюдению (эмпирическая психология, интроспективная психология) или выводили их за рамки исследования (бихевиоризм). 
     Принцип реконструкции, вытекающий из принципов взаимодействия, детерминизма, целостности, активности и субъектности, позволяет снять проблемы как выделения внешнего и внутреннего, так и определения границы между ними. Так как развивающееся взаимодействие всегда целостно, то различные аспекты рассмотрения этого взаимодействия с необходимостью являются согласованными, т.е. между ними, по определению, существуют отношения подобия. 
     Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими всегда целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки при помощи исследовательских процедур, а часть может быть только реконструирована на основе этих оценок.  
     Согласно этому принципу, на основе эмпирических оценок одних компонентов взаимодействия (например временных характеристик поведения, продуктов деятельности, электрической активности мозга и мышечной активности) могут быть реконструированы характеристики других компонентов взаимодействия (структур аккумулированных моделей взаимодействий и процессов их формирования, реорганизации и актуализации).

 

Рассмотри более подробно принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма и принцип развития.

Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:

  • системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности заключается в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;
  • признание единства сознания и деятельности, что означает:

— взаимообусловленность развития  сознания в деятельности;

— регулирующее воздействие сознания  на ход, способы осуществления  и результаты деятельности;

  • признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – совместную и практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю.

Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.

Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.д.

Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделение специфического и неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое толкование этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии

Французский социолог Э. Дюркгейм исходил из того, что идеологические («нравственные») факты – это своего рода «вещи», которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде «коллективных представлений», принудительно навязываемых индивидуальному уму.

Ценная сторона программы Дюркгейма состояла в очищении от психологизма, в установке на позитивное изучение идеологических явлений и продуктов в различных общественно-исторических условиях. Под влиянием программы Дюркгейма развернулась работа в новом направлении, принесшая важные конкретно-научные плоды.

Однако эта программа страдала методологическими изъянами, что, естественно, не могло не сказаться и на частных исследованиях.

Дюркгеймовские коллективные представления выступали в виде своего рода самостоятельного бытия, тогда как в действительности любые идеологические продукты тесно связаны с материальной жизнью общества. Что касается трактовки отношений социального факта к психологическому, то и здесь позиция Дюркгейма наряду с сильной стороной (отклонение попыток искать корни общественных явлений в индивидуальном сознании) имела и слабую.

Потивопоставление индивидуальной жизни личности ее социальной детерминации, безусловно, оставалось коренным недостатком дюркгеймовской концепции.

Вместе с тем антипсихологизм Дюркгейма имел положительное значение для психологии. Он способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному, притом утверждаемой не умозрительно, а на почве тщательного описания конкретно-исторических явлений.

На всем историческом пробеге детерминизм полярен телеологии (целесообразность). Каждый его успех ознаменован ее отступлением. Телеологию живого детерминистски объяснило учение Дарвина. Телеологию психического образа и действия – учение Гельмгольца, а затем Сеченова. Что же касается телеологии сознания, то здесь она прочно удерживалась в силу самоочевидной способности человека поступать сообразно предваряющей его телесные и умственные акты цели.

Задача заключалась в том, чтобы, не принимая сознание с его реальными ипостасями (способностью к целеполаганию, рефлексией, рациональным анализом ситуации, выбором оптимальной реакции на нее, предваряющей телесное действие, и т.п.) за непосредственно данное, которое, все объясняя, само в причинном объяснении не нуждается, вывести эти ипостаси из объективных, внешних по отношению к индивидуальному сознанию детерминант. Иначе говоря, утверждался целевой детерминизм.

С переходом от механической к биологической трактовке взаимодействия живых существ с природой на передний план выступило активное начало их поведения. Однако активность свелась к адаптации, к изменению действий организма в целях выживания в наличной среде, но не создания мира культуры. Этот мир социален, ибо возникает в системе общественных отношений, и сущность человека не что иное, как совокупность этих отношений.

Макросоциальный детерминизм утверждался в острой полемике с концепцией «двух психологий», выдвинутой в конце XIX века немецким философом В. Дильтеем.

Эта концепция сосредоточилась на проблеме зависимости высших проявленийчеловеческой психики от ценностей духовной культуры.

Детерминация ценностями культуры, как сказано, не идентична другим «измерениям»микросоциальной детерминации. Конечно, и культура является общественно-историческим феноменом. Однако ее духовные формы (ценности) направляют ход психической жизни личности по особому типу. Это и дало повод Дильтеюпротивопоставить психологию, следующую принципу каузального (причинного) объяснения, другой психологии, которую он назвал описательной.

Описание противопоставлялось объяснению, построению гипотез о механизмах внутренней жизни; расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов.

Взамен психических «атомов» новое направление предлагало изучать нераздельные, внутренние связанные структуры, на место механического движения поставить целесообразное развитие. Так Дильтей подчеркивал специфику душевных проявлений.

Как целостность, так и целесообразность вовсе не были нововведением, появившимся впервые благодаря описательной психологии. С обоими признаками мы сталкиваемся неоднократно в различных системах, стремившихся уловить своеобразие психических процессов сравнительно с физическими. Новой в концепции Дильтея явилась попытка вывести эти признаки не из органической, а из исторической жизни, из той чисто человеческой формы жизнедеятельности, которую отличает воплощение переживаний в творениях культуры.

В центр человеческой истории ставилось переживание. Оно выступало не в виде элемента сознания в его традиционно-индивидуалистической трактовке (сознание как вместилище непосредственно данных субъекту феноменов), а в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Тем самыминдивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей.

Уникальный характер объекта исследований обусловливает, по Дильтею, уникальность его метода. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, а ихпонимание, постижение. «Природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем». Психология поэтому должна стать «понимающей» наукой.

Критикуя «объяснительную психологию», Дильтей объявил понятие о причинной связи вообще неприменимым к области психического (и исторического): здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Путь, на который он встал, неизбежно повел в сторону от магистральной линии психологического прогресса, в тупик феноменологии и иррационализма.

Союз психологии с науками о природе разрывался, а ее союз с науками об обществе не мог быть утвержден, поскольку и эти науки нуждались в причинном, а не в телеологическомобъяснении явлений.

Изучение макросоциальной детерминации человеческой психики закрепилось в категориальном аппарате. Оно радикально преобразовало его прежние блоки и ввело новые. Если на первых порах успехи в развитии принципа психического детерминизмаопределило изучение укорененности психики в процессах биосферы, то устремленность научной мысли к высшему, человеческому уровню психической жизни вывела на путь познания ее вовлеченности в создание ноосферы.

Далее рассмотрим особенности микросоциального детерминизма.

К этому межличностному уровню детерминационных отношений обращались многие психологические школы. З. Фрейд искал источник психических травм в общении ребенка с родителями. Лидер последнего варианта бихевиоризма Б. Скиннер объяснял вербальное поведение подкреплением речевых реакций со стороны собеседника.  К. Левин ставил «локомоции» отдельного лица в зависимости от «социального поля».

Групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в качестве новых детерминант. Это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходное принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом которого становится его субъективная проекция.

Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминизма какмеханизма преобразования социальных отношений и действий во внутрипсихические.

Первый проект такого механизма наметил И. Сеченов. Главную преграду на пути объяснения психики с позиций детерминизма он усматривал в противопоставлении непроизвольных действий произвольным, за источник которых принимался в качестве первопричины волевой импульс. Сеченов рассчитывал преодолеть эту преграду, используя генетический метод.

Силы, движущие ребенком, даны в независимой от его сознания системе отношений.

К этим силам относятся «чужие голоса» – управляющие его действиями команды других лиц. Постепенно эквивалентом «приказывающей матери или няньки» становится образ «Я», обладающий собственным голосом. За индивидуальной волей и индивидуальнымсознанием скрыта интериоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, то есть система микросоциальных отношений.

В сходном плане объясняли генезис сознания и воли Пиаже, Выготский. В поисках детерминант этих высших психических проявлений они обращались к групповому действию и общению.

Итак, психический детерминизм представлен в нескольких формах. Образ, действие имотив служат детерминантами поведения всех живых существ, радикально меняя свой строй с переходом к человеку. Его социальное бытие порождает новый тип организации психической жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый термином «сознание».

Выделяя принцип детерминизма в качестве осевого для категориального аппарата, следует иметь в виду, что его обособление от других осей предпринято в аналитических целях. В реальной работе научной мысли детерминизм неотделим от принциповсистемности и развития. 

 

· 5.2. Принцип развития в психологи 

 

Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как кфилогенетическим процессам, характеризующим психику животных, так и контогенезу животных и человека. Применительно к личности, важнейшим фактором ееразвития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социализации в интересах человека и (или) общества, к которому он принадлежит.  

 

Социализация имеет стихийный характер и отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию. Не являются сколько-нибудь обоснованными попытки противопоставить обучение и воспитание как компоненты образовательного процесса.  

 

Нет такой формы обучения, которая бы имплицитно не включала бы в себявоспитательную функцию. В то же время, воспитывая человека, невозможно изъять из этого процесса элементы обучения. Так, формирование навыка становится базой для возникновения привычки, которая не может возникнуть сам по себе, вне того или иного момента обучения.

В теоретическом плане представляет значительный интерес в качестве предмета обсуждения вопрос о соотношении обучения и развития (Ж. Пиаже, Д. Брунер и др.). Наиболее продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложенЛ.С. Выготским, показавшим детерминированность развития процессами обучения, в более широком понимании – образования.

Это не снимает вопроса о выяснении роли наследственного (биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими, социально-обусловленными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения. 

 

Биологическое и социальное, наследственное и благоприобретенное, и их определяющее значение на протяжении многих лет так или иначе становится исходным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующих принцип развития:психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции Ст. Холла, теория конвергенции двух факторов В.Штерна и др.). 

 

В первой половине XX века в работах как российских, так и зарубежных ученых принцип развития трактовался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразований психических явлений от их включенности в целостную систему.

Новообразования в ходе психического развития характеризовались: необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа к этапу развития, «надстраиванием» новых преобразований над предшествующими, имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры.

Выяснилось, что наиболее продуктивен к построению теорий психического развития такой подход, в котором находятся в органичном сочетании идеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития.

Если до начала 70-х годов XX века в психологии доминировала проблема развития психики, то в последующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса оразвитии личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов. Одним из вариантов решения этой проблемы стало обращение к возможностям социальной психологии.

В качестве системообразующего начала был принят принцип деятельностного опосредствования, детерминирующий закономерности перехода от одного возрастного периода к другому. На этом основании была построена периодизация развития личности.

Итак, принцип развития может и должен рассматриваться в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории – детерминизма и системности.

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети XX столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина.

И.М. Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить от простого к сложному Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных, а не у человека.

Детерминизм или свобода воли: современное обновление

Источник: ESB Professional/Shutterstock

Знакомое выражение «задним числом всегда 20/20» подтверждает, что, оглядываясь назад на поведение, вы можете понять то, о чем раньше не подозревали. И что независимо от того, могли ли вы это предвидеть, это было предсказуемо.

Допустим, вы были на рынке дома, и ваш риелтор показал вам 20, более или менее соответствующих вашим требованиям. После мучений в течение целой недели вы, наконец, определились, на какую из них сделать ставку. Тогда вопрос — в этом продолжающемся споре о свободе воли — будет звучать так: «Было ли все это время обдумывания вашего выбора действительно необходимым?»

Кроме того, ваши размышления указывали на то, что вы действительно применяли самоопределение и свободу действий, или ваше решение было фактически предопределено вашей генетикой и историей окружающей среды?

Конечно, в то время, должно быть, чувствовал , как будто вы выбирали свободно. Но могло ли это быть только иллюзией — иллюзией, которую мы все разделяем?

Иными словами, если ваш предполагаемый выбор контролировался внутренним программированием, вы сами делали этот выбор или он контролировался силами, находящимися вне вашего сознательного контроля?

Чтобы помочь вам лучше понять эти вопросы, оставшаяся часть этого поста будет посвящена предположениям различных мыслителей современности об этом вечно противоречивом и постоянно развивающемся предмете.

Что такое «жесткий детерминизм»? Мощное влияние Фрейда и Скиннера

Чтобы преобразовать упрощенные представления о человеческой психике в более респектабельную научную парадигму, Зигмунд Фрейд постулировал «науку» психоанализа. Желая демистифицировать капризы человеческого поведения, открыв непреложные законы, управляющие им, он пришел к тому, что в настоящее время известно как психологический детерминизм.

Его всеобъемлющая теория разума углубилась в глубины человеческого сознания, чтобы вывести на поверхность то, что, не воспринимаемое человеком, влияло — или, по сути, диктовало — как на его вербальное, так и на невербальное поведение. Как описывает это М. Дж. Герсон: ««Логика» [нелогичных] симптомов вскоре привела [Фрейда] к пониманию логики снов, ошибок, шуток и оговорок». Короче говоря, практически обо всем, что есть в человеке, можно сделать вывод, изучив его историю.

Б. Ф. Скиннер, наиболее известная (или неодобряемая) фигура бихевиоризма, является еще одним весьма влиятельным психологом-теоретиком, а также твердым сторонником строгого или «жесткого» детерминизма. Однако его выводы о природе человеческой природы основывались на гораздо более индуктивном подходе.

Его сравнительное исследование оперантного обусловливания — сначала с крысами, затем с голубями (классическая работа Павлова по обусловливанию проводилась с собаками) — привело его к изучению человека поведение также регулируется причиной и следствием.

Итак, как и прежняя одержимость Фрейда бессознательным, сосредоточенность Скиннера на наградах и подкреплении не оставляла ему иного выбора, кроме как рассматривать свободу воли аналогичным образом: не более чем иллюзию.

Но если все поведение находится под контролем стимулов, как тогда мы можем считать кого-либо ответственным за свои действия?

Как резюмирует эту дилемму С. А. Маклеод: «[Одна] проблема с детерминизмом заключается в том, что он несовместим с общественными представлениями об ответственности и самоконтроле, которые составляют основу наших моральных и юридических обязательств».

Вот почему психологи, социологи, культурные критики и философы-этики (не говоря уже о прокурорах и судьях) сочли такой абсолютизм бесхитростно упрощенным (если не произвольно самодержавным).

Должны ли мы распахнуть двери наших тюрем и выпустить на свободу даже самых злобных заключенных, потому что, в конце концов, они не могли не совершать гнусные преступления?

Войдите в «мягкий» детерминизм

Некоторым это может показаться делом словесной акробатики. Но сторонники мягкого детерминизма считают свободу воли и личную ответственность, а также противоположную причинность детерминизма не совсем несовместимыми — вот почему один из часто используемых синонимов мягкого детерминизма (неудивительно) индетерминизм . Этот различающий термин рассматривается как более близкий к изображению нашей исторически общей реальности, чем механизация, характеризующая жесткий детерминизм.

Здесь точка зрения такова, что многие элементы, лежащие в основе жизни, лучше всего рассматривать как случайные или случайные, а не как неизбежные или предсказуемые. Более того, по самой своей природе они навсегда останутся таковыми.

Кроме того, любые прогнозы, которые мы можем сделать о будущем поведении человека, не могут не быть предварительными и слишком общими или расплывчатыми, чтобы считаться окончательными.

Рой Баумайстер выдвигает любопытную точку зрения на этот предмет, защищая мягкий детерминизм не потому, что он просто более обоснован с научной точки зрения, чем его жесткий аналог, а потому, что он, откровенно говоря, намного более разумен и практичен. По мнению этого уважаемого исследователя психологии, люди ежедневно сталкиваются с выбором из множества возможностей, и рассматривать этот выбор как чисто иллюзорный означает скручивать весь феномен «в нереалистичную смирительную рубашку».

Развивая эту точку зрения, Баумейстер утверждает:

Верить в [твердый] детерминизм, значит, выйти далеко за пределы наблюдаемых и известных фактов. Это может быть правдой, я полагаю. Но это требует огромной веры, а также мучительных усилий, чтобы отрицать реальность того, что мы постоянно наблюдаем и переживаем.

…Нет никаких доказательств того, что любой результат на 100 процентов неизбежен, хотя на практике некоторые вещи кажутся очень надежными.

Собственная тщательно оговоренная детерминистская позиция Маклеода дополняет утверждение о том, что:

Мягкий детерминизм представляет собой золотую середину, у людей есть выбор, но этот выбор ограничен внешними или внутренними факторами. [Таким образом] бедность не заставляет вас воровать, но может повысить вероятность того, что вы пойдете по этому пути из-за отчаяния.

Мягкий детерминизм предполагает, что некоторые виды поведения более ограничены, чем другие, и что в любом поведении присутствует элемент свободы воли… Психологи не могут предсказать поведение человека со 100-процентной точностью из-за сложного взаимодействия переменных, которые могут влиять на поведение.

В некотором смысле обе эти формулировки можно рассматривать как гуманистические, поскольку они пытаются оставаться верными научным принципам причинности, не сводя человечество к существам, совершенно лишенным самоопределения. Это разумная позиция, поскольку, если мы не сможем добиться такого компромисса, мы, несомненно, будем вынуждены подчиниться моральному нигилизму.

Это также более сострадательный подход, потому что, если мы «усердно пойдем» на детерминизм, как мы сможем чувствовать что-либо, кроме жалости (и, возможно, даже презрения) к людям как к слабым, неэффективным и лишенным какой-либо подлинной мотивации, автономии или воли.

Разумнее полагаться больше на факты, чем на теории

Беспощадное вторжение Владимира Путина в Украину является тому примером. Деспот предупредил США, что если они оснастят Украину ракетами Patriot, это может привести к «непредсказуемым последствиям». И, учитывая все переменные, может ли сам Путин быть уверен, как он в конечном итоге отреагирует на эту западную угрозу? Он может чувствовать себя достаточно отчаянным или достаточно оправданным, чтобы подумать о мстительном ядерном возмездии. Несмотря на саморазрушительную иррациональность такого поступка, он все же возможен.

Как это ни парадоксально, эта осторожная психологическая оценка придает больше правдоподобности понятию свободы воли, чем детерминизму. История Путина, восходящая к его жестокому обращению, пренебрежению и насилию в детстве, позволяет нам многое сделать для выводов о его пристрастиях и наклонностях и, менее прямо, о его биологическом наследии и темпераменте.

Эти факторы и потенциально «познаваемые» другие факторы позволяют нам предсказать его будущее поведение или, по крайней мере, его жизнеспособные альтернативы— приблизительно . Но поскольку существует так много переменных, и ни одну из них нельзя однозначно сопоставить со всеми остальными, ни действия Путина (или чьи-либо еще) невозможно однозначно предсказать заранее. Итак, к лучшему или к худшему, взвешенная, мягкая детерминистская точка зрения на человеческое поведение является, наконец, наиболее выгодной — и этичной — точкой зрения.

© 2023 Leon F. Seltzer, Ph.D. Все права защищены.

Принцип детерминизма и его проявления в философии и психологии — стиль жизни

Видео: Пауль Мил — Философская психология Лекция 1/12

Понятие детерминизм происходит от латинского слова determino — определяю, а в самом общем смысле означает некую естественную обусловленность всех событий и явлений, происходящих в природе и жизни общества . Эта категория широко используется при описании и анализе различных явлений в широком круге наук и в обыденном сознании людей. Именно поэтому принцип детерминизма трактуется и трактуется достаточно широко, в зависимости от области научного знания, в которой он применяется, а также от методологической базы, на которой строится познавательно-аналитическая деятельность исследователя.

Принцип детерминизма в философии – это учение, согласно которому любой факт бытия, любое явление в природе имеет вполне естественную причину своего появления и существования. В этом смысле принцип детерминизма противостоит индетерминизму, предполагающему картину мироздания, в которой возможно все и этому нет рационального объяснения. Простейшую форму причинности можно отобразить закономерностью: причина — следствие, при этом эта закономерность обладает следующими свойствами:

— временная последовательность, в которой причина всегда предшествует следствию;

— причина всегда выступает как порождающий фактор по отношению к следствию;

— преемственность, согласно которой любое следствие следует за причиной сразу, без временного интервала;

— необратимость означает однозначность связи, то есть причина не может быть причиной причины, если она уже является причиной следствия, в самом процессе реализации причинности место не может занимать причина следствия, хотя любое событие может быть и причиной, и следствием;

— необходимость и всеобщность предполагают, что при одних и тех же условиях наступления события одна причина по свойствам закономерно и неизбежно порождает одно и то же следствие.

Принцип детерминизма в психологии проявляется на основе его философской интерпретации и понимания и представляет собой научную парадигму, согласно которой все явления не случайны и имеют вполне конкретную причину. Применительно к психологии это выражается в том, что психические явления опосредствованы факторами, их породившими и влияющими на их существование. Здесь принцип детерминизма рассматривается как закономерность возникновения психических и психологических явлений от каких-либо причин, предшествующих возникновению этих явлений. Считается, что временная последовательность возникновения причины и следствия не исчерпывает всех признаков детерминизма. Принцип детерминизма может проявляться как системный, то есть когда свойства отдельных элементов системы опосредованы свойствами системы в целом. Статистическая форма предполагает, что при действии одних и тех же причин могут наблюдаться те или иные отклонения в наступлении следствий и др.

Ранее господствующим методом в психологии была ориентация на механистическую форму проявления детерминизма, согласно которой он рассматривался как обусловленность психических проявлений материальными факторами.

Добавить комментарий