Принципы эффективной коммуникации
Подытоживая анализ коммуникационной составляющей реализации программы паблик рилейшнз, следует выделить ряд принципов, соблюдение которых поможет практикующим в сфере связей с общественностью преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути разворачивания коммуникационного процесса. Среди них:
Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия. Такой климат должен формироваться благодаря усилиям организации, подчеркивающим ее стремление служить интересам общественности. Люди должны в значительной степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддержку, уважать их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет речь.
Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей. Как бы умело не использовались средства массовой информации, они всего лишь дополняют повседневную жизнь, мнения и действия людей. Контекст ситуации должен предоставлять людям возможность участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия. Сама ситуация, жизненные обстоятельства должны подкреплять сообщения организации, а не противоречить им. То есть эффективная коммуникация требует благоприятного социального климата, в формировании которого принимают участие средства информации.
Содержание. Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей. Нужно, чтобы оно было релевантным ситуации, в которой находится получатель. Люди преимущественно сосредоточиваются на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение. Содержание информации детерминирует аудиторию.
Ясность. Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги и стереотипы. Чем больший круг людей должен получить сообщение, тем доходчивее оно должно быть. Организации стоит разговаривать с общественностью одним голосом, а не множеством голосов.
Непрерывность и последовательность. Коммуникация — нескончаемый процесс. Она нуждается в повторениях, чтобы проник-
нугь к людям. Повторение (в разных вариантах) способствует как обогащению знаний, так и убеждению. Изложение должно быть последовательным.
Каналы. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может быть сложным, длительным и дорогостоящим делом. Различные каналы по-разному воздействуют и эффективно работают на разных этапах процесса распространения информации. Когда нужно выйти на целевые группы общественности, необходимо подбирать специальные каналы. Многие каналы коммуникации ассоциируются у людей с разными системами ценностей.
Готовность аудитории. Коммуникацию следует осуществлять с учетом способности аудитории. Общение приносит наибольший результат, когда люди, которым адресовано сообщение, прилагают меньше усилий для его понимания. Это зависит от таких факторов, как возможности, привычки, способность читать и уровень образования.
Разумеется, перечисленные принципы вовсе не исчерпывают условий эффективной коммуникации. Этой проблеме посвящена обширнейшая литература Да и сама система паблик рилейшнз с самого начала своего существования билась и продолжает биться над поиском путей наиболее эффективной коммуникации и общения с общественностью.
studfiles.net
Шесть ключевых принципов эффективной коммуникации
Любой, даже самый талантливый человек, может разрушить свою жизнь, если не умеет общаться с людьми. У таких людей масса проблем как в личной, так и профессиональной жизни, они не способны находить общий язык с другими людьми, а это особенно важно в 21 веке. Это влияет на настроение и уверенность в себе, на достижение успеха и уровень дохода. Кругом люди, к которым нужно искать подход, и с этим ничего не поделаешь. С некоторыми настолько приятно общаться, что от вас почти ничего не требуется, но большинство людей все же являются достаточно неприятными или сложными. По иронии судьбы, чаще всего именно такие люди влияют на вашу судьбу. Поэтому от умения находить общий язык со всеми зависит качество вашей жизни.
Навык общения хорош также тем, что вы найдете применение ему каждый день. Это не умение кататься на велосипеде, которым вы пользуетесь раз в месяц, речь идет о чем-то более важном и повседневном.
Не стоит забывать, что человек, умеющий общаться с другими людьми, обладает ясным разумом и четко понимает, чего хочет. Он также является хорошим психологом и нравится другим людям. Поэтому если гениальный психолог Дэйл Карнеги вас не впечатлил в виду наличия в его книгах простых советов, то мы собрали для вас шесть более витиеватых.
1
Уверенность
Зачем мы вообще должны в идеале использовать слова? Ответ прост — для того, чтобы получить то, чего желаем. Чтобы это произошло, нам нужно передать сообщение другому человеку, причем не только при помощи слов, но и мимики, тела и жестов.
Люди должны принимать ваши слова всерьез, иначе вы потеряете не только время впустую, но и не добьетесь результатов. Замечали ли вы, что люди вас не слушают и несерьезно к вам относятся, если вы упали духом, не выспались или не уверены в себе? И наоборот, если вы полностью контролируете свою речь, свои эмоции и свое тело, люди как загипнотизированные слушают вас и готовы согласиться с каждым словом? Они ясно понимают ваши намерения и желания.
Бывает что ваша уверенность проходит во время диалога и вы можете заметить, как ваши слушатели постепенно теряют интерес к тому, что вы говорите. Все ваше тело им показывает, что вы имеете в виду совершенно не то, что говорите. И правда, ведь вы сами не станете серьезно воспринимать человека, который мямлит и не может четко сказать, что ему нужно.
Уверенность также означает настойчивость. Если вы приехали в отель, а ваш номер сдали кому-то другому, вы конечно можете смириться. А можете, не закатывая скандала, настойчиво попросить позвать управляющего и добиться справедливости. Крайне важно не повышать голос, но и при этом очень отчетливо указать на ваши права и на то, что они будут соблюдены. По какой-то странной причине люди проникаются уважением к таким людям и готовы выполнить их просьбу.
2
Подлинность
Это крайне важный принцип, который показывает другому человеку что то, что вы говорите и то, как это говорите, гармонирует. Вы наверняка видели как раздраженный человек пытается разговаривать вежливо и как комично это выглядит. Пример этот слишком явный, в остальных же случаях искусственность замечается собеседником на подсознательном уровне. Бывает так, что вы поговорили с человеком, согласились с ним, а уже придя домой начали вспоминать какие-то его отдельные жесты и реакции, которые проигнорировали в процессе разговора.
Плохая стратегия общения заключается в том, что человек боится показаться грубым или невежливым, из-за чего его речь и движения становятся искусственными. Все его тело сопротивляется собственному лицемерию и это отражается в его речи и поведении.
Определите свои цели и ценности. Только в этом случае вы сможете быть настоящим и искренним. Иногда вам придется отстаивать точку зрения или даже говорить не самые приятные вещи вместо молчаливого согласия. Впрочем, здесь многое зависит от ситуации, потому что банальная вежливость часто бывает полезной. И все же старайтесь в большинстве ситуаций быть подлинным. Потому что на длинной дистанции именно это позволит вам научиться общаться с людьми.
И уж точно не пытайтесь шутить, если у вас нет соответствующего настроения.
3
Непредвзятость
Это означает быть готовым рассмотреть другие точки зрения. Человек, обладающий навыками общения, является гибким и может менять манеру общения налету. Не менять свою точку зрения, а допускать существования других. Поэтому с ним легко и приятно общаться. Он не выстраивает стен между собой и собеседником.
Даже если вы бесконечно правы, людям может не понравиться то, что их точка зрения не принимается во внимание и не развивается вами. Это бьет по их самолюбию. Им уже неважна правда, а скорее признание права на собственную точку зрения.
Это сложно, потому что непредвзятость может вступать в конфликт с вашей подлинностью. В этом случае крайне важно не принимать точку зрения другого человека, а просто допустить возможность своей неправоты. В любом случае это тонкая игра и у нее нет четких правил. С опытом придет интуитивное понимание как вести себя в каждом отдельном случае.
4
Эмпатия
Это способность понимать эмоциональную боль другого человека, сопереживать и сочувствовать. Человек, не обладающий таким навыком, будет постоянно ошибаться в своих выводах и произносить совершенно неподобающие моменту фразы.
Вам необязательно пропускать через себя всю эмоциональную боль другого человека, достаточно понимать, в каком он состоянии, как себя чувствует в данный момент. Важно быть искренним в такой ситуации, потому что опять же — люди очень легко распознают фальшь.
Эмпатия является очень важным принципом любой коммуникации хотя бы потому, что в наше время люди стали очень эмоциональными и проблемы возникают у всех. Современного человека может расстроить все, что угодно. Вашей задачей является понимание, в каком случае искренне посочувствовать, а где необходимо перестать потакать человеку, потому что иногда холодный душ помогает лучше сочувствия. Но и этот холодный душ будет намного эффективней, если вы тонко чувствуете ситуацию и знаете, когда его применить.
5
Ясность
Коммуникация — это не то, что вы сказали, а то, как человек это понял. Примите на себя полную ответственность за то, как вы были поняты. Это очень филигранный процесс, поэтому на первых порах вам придется тщательно взвешивать свои слова для того, чтобы донести именно то, что вы намеревались сказать.
Помните, что от того, как человек воспринял ваши слова, зависят дальнейшие его действия и решения. А они в любом случае будут иметь последствия для вас. Это могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и катастрофические, если речь идет о бизнесе. Ваши ясные мысли передаются ясными словами, а те в свою очередь проясняют даже мысли в голове вашего собеседника. Таким образом вы меняете мышление и ход мыслей других людей, что также является примером эффективной коммуникации.
6
Умение слушать
Это не означает, что вы должны покорно слушать другого человека. Принимайте активное участие в ситуации, когда человек чем-то с вами делится. Впрочем, тут могут быть два варианта — человек хочет просто выговориться или же он хочет найти при помощи вас ответы на свои вопросы. В первом случае стоит больше слушать и показывать человеку некоторыми жестами и восклицаниями, что вы понимаете то, что он говорит. Во втором же ваша задача комментировать слова собеседника, но не перехватывать инициативу.
Определите для себя, какого принципа вы чаще всего не придерживаетесь и вводите их в свою жизнь. Если вы поняли, что не умеете слушать, делайте акцент при следующих диалогах именно на этом. Не пытайтесь охватить все принципы сразу, потому что они могут вступать в конфликты друг с другом из-за глубинного их непонимания. Некоторые люди обладают эмпатией и умением слушать, однако им не хватает уверенности. Если вы из таких людей, работайте над уверенностью в своей речи, мимике и жестах. Желаем вам удачи!
4brain.ru
принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации
Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.
Определение коммуникации
Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:
- вербальная;
- невербальная;
- письменная;
- пиктографическая;
- пространственно-символьная и т. д.
Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.
Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.
Основы эффективной коммуникации
Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.
Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:
- Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
- Содержание сообщения.
- Способ передачи информации (как она осуществляется).
- Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
- Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.
Принципы эффективной коммуникации
Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.
Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:
- Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.
- Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
- Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
- Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
- Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
- Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.
Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.
Как добиться положительного эффекта от общения?
Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:
- Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
- Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
- Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.
Приемы эффективной коммуникации
Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.
Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:
- Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
- Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
- Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
- Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
- Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
- Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.
Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.
Правила для эффективной коммуникации
Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.
Правила эффективной коммуникации:
- Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
- Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
- Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
- Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
- При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
- Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.
Способы эффективного общения
Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:
- Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
- Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
- Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
- Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
- Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
- Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.
Невербальные сигналы для улучшения коммуникации
Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.
Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:
- Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
- Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
- Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
- Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
- Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.
Условия эффективного общения с помощью технических средств
Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.
fb.ru
10 принципов эффективных коммуникаций
Реферат статьи Дианы Буэр (Dianna Booher, 10 Questions to Stellar Communication)Питер Друкер, обобщая свой 65-летний опыт консультанта, говорил, что ответственность за общение лидеры должны брать на себя. Одна из ключевых способностей современного лидера – способность эффективно поддерживать связь и осуществлять коммуникации с коллегами, подчиненными, клиентами и поставщиками. Недостаток навыков общения ведет к тому, что лидеру приходится постоянно переделывать работу, напоминать коллегам и подчиненным, что они должны делать, становится причиной ослабления мотивации подчиненных и коллег, отсутствия конструктивной обратной связи о деятельности и предложениях лидера. Автор статьи приводит список симптомов отсутствия коммуникативных способностей:
• ощущение того, что все согласны и поддерживают все, что вы говорите, чувствуете и делаете в большинстве случаев;
• недостаток вопросов, нехватка ответной реакции на ваши идеи; • недостаток или отсутствие идей, предлагаемых слушателями;
• неспособность влиять на других;
• люди, на успех которых вы работаете, не изменяют поведения;
• люди не понимают целей и задач проектов и не верят в вас;
• постоянные конфликты с коллегами; • постоянные напоминания от других сделать что-то, о сроках выполнения заданий и т.п.;
• частые требования о предоставлении более полной информации по теме или результатах, которые вы уже предоставляли;
• чувство отсутствия контакта и дискомфорт при общении один на один и в группе.
В связи с этим можно говорить, что совершенствование коммуникационных навыков должно стать одной из ключевых задач индивидуального развития. Автор статьи предлагает читателям ответить на 10 вопросов и усвоить 10 принципов эффективного осуществления коммуникаций, которые могут быть полезны любому лидеру. В основе статьи – книга автора «Голос власти: 10 стратегий общения, которые необходимо знать каждому лидеру» (Dianna Booher, The Voice of Authority: 10 Communication Strategies Every Leader Needs to Know).
1. Вы всегда говорите правду? Не лгать, не пытаться уйти от ответа, не искажать информацию. В современном мире это нелегко. Люди привыкли не верить друг другу. Но необходимо всегда говорить правду. Особенно полезно, подчеркивает автор, признавать свою неправоту – после этого люди будут охотнее верить вам.
2. Вы предоставляете полную информацию? Лидеры часто «слишком заняты», чтобы сообщать коллегам всю необходимую информацию. Обеспечивать других полной информацией, достаточной, чтобы включиться в работу, понять подоплеку и значение принимаемых решений и разрабатываемых планов – одна из основных задач. Автор приводит наиболее распространенные заблуждения, которые позволяют людям экономить время на сообщении важной информации:
• «Думать – дело руководителя». В результате – недостаточная мотивация сотрудников и низкая лояльность.
• «На сообщение необходимой информации не хватает времени». В результате это время уходит на преодоление последствий недо-понимания.
• «Если потянуть с сообщением плохих новостей – можно самостоятельно решить проблему, или хотя бы свести потенциальный ущерб к минимуму». В результате информация о приближающихся неблагоприятных событиях становится доступной заинтересованным лицам слишком поздно.
Чтобы избежать перечисленных проблем, автор предлагает выработать следующие полезные навыки:
• сообщать обоснование принимаемого решения;
• сообщать не только цели и задачи, но и предполагаемые действия;
• сообщать заинтересованным людям и группам существенную информацию в понятной форме и интерпретации;
• использовать наиболее подходящее средство общения: один звонок может дать больше, чем десять электронных сообщений;
• наладить систему регулярного общения: встречи, собрания, неформальные разговоры.
3. Сообщение, которое вы несете, понятно? Информация, передаваемая вами, должна быть понятна другим. Характерным признаком недостаточного понимания является отсутствие вопросов у аудитории, подчеркивает автор. Чтобы добиться понимания, автор рекомендует следовать следующим правилам:
• ставить итоговую мысль в начало сообщения, ведете ли вы презентацию, пишете ли электронное письмо или инструктируете кого-то на ходу;
• выражать мысль точно, конкретно, аккуратно подбирать слова и при необходимости давать определения;
• согласовывать ваши слова с невербальными сигналами;
• подбирать стиль подачи информации в соответствии с индивидуальными особенностями адресата.
4. Вы сознательно скрываете истинный смысл сообщения? Такт – это норма, он делает жизнь проще. Но если надо прийти к решению проблем и выполнению работы, направьте дискуссию по пути честности. Смысл и значение информации не должны теряться из-за проявленной вами тактичности. Проблемы, задачи и будущую деятельность следует обсуждать открыто, честно, с использованием адекватных, не «смягченных» оценок.
5. Ваши действия, взгляды, приоритеты подтверждают ваши слова? Окружающие получают от вас информацию не только в форме сообщений, но также ее содержат ваши действия, поведение, решения, критерии оценки других и т.д. Исходящая от вас по разным каналам информация должна согласовываться, иначе вам перестанут доверять.
6. Вы – человек, заслуживающий доверия? Люди должны сохранять доверие к вам. В этом смысле важны ваши личные качества: внешний вид, язык (стиль) общения, личная привлекательность в общении, характер и компе¬тентность.
7. Вы заинтересованы в контакте? Необходимо «входить в контакт» с другими при обмене информацией. В этом смысле важно проявлять заинтересованность:
• вы выступаете – слушатели должны чувствовать, что вы заинтересованы в них, как личностях, в том, как у них идут дела, а не только в том, чтобы довести до них информацию
• вы слушаете – выступающий должен чувствовать, что вы заинтересованы его персоной и выступлением. Еще один важный момент в налаживании контакта с людьми – признание ошибок и принесение извинений. Это следует делать своевременно, обращаться конкретно и стараться компенсировать ущерб.
8. Ваше сообщение актуально? Передаваемая вами информация должна быть значимой. Изменения происходят постоянно, поэтому крайне важно, чтобы информация передавалась своевременно.
9. Сообщение свидетельствует о вашей компетентности? Люди судят о ваших профессиональных способностях исходя из получаемой от вас информации, наблюдать за вашей деятельностью для большинства тех, с кем вы контактируете – затруднительно. Чтобы добиться необходимого результата автор рекомендует:
• представлять не просто сухие факты, а законченное повествование;
• найти свой стиль изложения, наиболее удобный для вас;
• проявлять свою индивидуальность при представлении информации, изложение не должно быть отрешенным.
10. Ваше сообщение работает в аудитории? Передаваемая вами информация должна циркулировать в рамках, по меньшей мере, целевой аудитории. Таким образом можно добиться ее наиболее глубокого проникновения. Автор рекомендует предпринимать для этого следующие действия:
• проводить хорошо продуманные обсуждения так, чтобы обеспечить заинтересованность и мотивацию участников;
• каждый вопрос, решение, руководящую информацию и т.п. следует передавать наиболее подходящим образом, нужно всякий раз хорошо продумывать, какое средство передачи информации использовать;
• выработать способность с легкостью вести беседу с сотрудником любого уровня, при этом осознавая, что у него есть свои интересы, в соответствии с которыми он будет говорить и действовать. Темы: HRM
, Лидерство
www.obs.ru
Принципы коммуникации
Мы познакомились с элементами коммуникационного процесса и рассмотрели природу общения, имеющего место в нашей жизни. Обратимся теперь к принципам, руководящим нашим общением. Коммуникация:
имеет цель,
непрерывна, относительна,
имеет культурные границы,
имеет этический аспект.
Кроме того, коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования и коммуникации можно научиться.
Коммуникация имеет цель
Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели. Или, как говорит Кэти Келлерман (Kellerman, 1992), ведущий исследователь по межличностным контекстам: «любая коммуникация целенаправленна», независимо от того, осознанна цель или нет (p. 288). Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной, и один из способов оценить успешность общения — это узнать, была ли достигнута цель общения. Например, Бет звонит Ли и спрашивает, не хочет ли она присоединиться к ленчу и обсудить проект, над которым они вместе работают; ее цель может состоять в разрешении невыясненных вопросов, в том, чтобы сделать совместную работу более тесной или просто создать дружескую атмосферу. Когда Карим доводит до сведения членов студенческого совета собранные им статистические данные о степени распространения наркотиков среди студентов, его целью может являться вынесение этой информации на обсуждение в группе или просто констатация фактов с целью посмотреть в лицо проблеме распространения наркотиков. В зависимости от целей оратора даже, казалось бы, успешная транзакция может провалиться в смысле достижения целей. И, конечно же, для различных целей нужны различные коммуникационные стратегии. Иногда оратор и не подозревает о своих целях. Например, Дима встречает Антона и весело говорит: «Антон, как жизнь?» Дима, пожалуй, и не думает: «Антон — мой знакомый, и я хочу, чтобы он понял, что я его заметил и считаю его достойным того, чтобы с ним поздороваться». В этом случае социальное обязательство — узнать Антона — выполняется спонтанно посредством первого приемлемого высказывания, пришедшего Диме в голову. Независимо от того, осознает ли это Дима, цель мотивирует его поведение. В этом случае можно считать, что Дима достиг цели, если Антон ответит столь же непринужденным приветствием.
Коммуникация непрерывна
Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы. Даже молча. Почти во всех сферах жизни электронная почта вытеснила эпистолярный жанр.
Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования.
Спонтанное выражение— неосознанное кодирование сообщений.
Сценарные сообщения— разговорные выражения, полученные нами из прошлого опыта и соответствующие данной ситуации.
Сконструированные сообщения— сообщения, кодируемые непосредственно в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию.
Передача значения другому человеку включает кодирование сообщения в вербальные или невербальные символы. Процесс кодирования может происходить спонтанно, может основываться на «сценарии», который вы знаете или подготовили, или может быть разработан на основе понимания ситуации, в которой вы оказались (Reardon, 1987). Каждый из нас бывает в ситуациях, когда общение приводит к спонтанному выражению эмоций. Когда такое происходит, наши сообщения кодируются неосознанно. Например, вы обожгли палец и восклицаете: «Ой!». Если все прекрасно, вы расплываетесь в широкой улыбке. Однако в других случаях наши сообщения имеют сценарий; то есть мы используем разговорные выражения, полученные из прошлых опытов, или пытаемся адаптировать их к текущей ситуации. Чтобы эффективно использовать сценарные реакции, мы изучаем и практикуемся в них, пока не доводим их до автоматизма. Многие из этих сценариев мы узнали еще в детстве. Например, вы хотите достать сахарницу, но вам до нее не дотянуться, тогда вы говорите: «Будьте добры, передайте мне сахар», и затем: «Спасибо». Эта разговорная последовательность исходит из «сценария поведения за столом», которому вас научили еще в детстве. Сценарии позволяют нам использовать соответствующие ситуации сообщения и обычно увеличивают эффективность коммуникации. Задача этого текста состоит в том, чтобы познакомить вас с общепринятыми сценариями (или навыками), которые вы можете адаптировать к использованию в коммуникационных опытах в самых разных взаимоотношениях, ситуациях, культурах. И наконец, сообщения могут быть тщательно сконструированы, чтобы отвечать конкретной ситуации. Сконструированные сообщения — это сообщения, которые мы кодируем в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию. Такие сообщение помогают нам общаться эффективно и адекватно ситуации. Творчески сконструированные реакции, пожалуй, являются идеальным коммуникационным механизмом, особенно в ситуации публичного выступления. Когда вы можете представить себе, что и как вы хотите сказать, вы способны сформировать сообщения, в которых подразумеваемое вами значение будет понято. Вторая задача этой книги заключается в том, чтобы ознакомить вас с разнообразными навыками формирования сообщений, которые вы сможете использовать для конструирования эффективных и соответствующих ситуации сообщений.
Комплементарные взаимоотношения— взаимоотношения, в ходе которых один человек позволяет другому определить, кто будет иметь большую власть.
Симметричные взаимоотношения— взаимоотношения, в ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию.
Коммуникация относительна. Относительность коммуникации означает, что в любой коммуникационной ситуации люди не только обмениваются информацией, но и регулируют свои взаимоотношения. Например, в условиях межличностного общения, когда Лаура говорит Дженни: «Я помню, что надо взять с собой карту», она не только передает информацию; здесь важно и то, как Лаура говорит. В зависимости от тона сообщение Лауры может подразумевать следующее: «ты всегда от меня зависишь» или «я главнее тебя — если бы не я, мы бы забыли важную для нашего путешествия вещь».В ходе взаимодействия могут реализовываться два аспекта взаимоотношений. Один аспект — это аффект (от любви до ненависти), присутствующий в любом взаимоотношении. Например, Хосе говорит: «Хэл, рад видеть тебя», а невербальное поведение, сопровождающее эти слова, показывает, действительно ли Хосе искренне рад видеть Хэла (позитивный аффект). Например, если Хосе улыбается, говорит искренне, смотрит в глаза и похлопывает Хэла по спине или уверенно пожимает ему руку, Хэл расценивает это как знаки расположения. А если Хосе произносит приветствие быстро, без интонаций, с бесстрастным выражением лица, Хэл воспримет реплику лишь как следование правилам этикета. Другой аспект относительности коммуникации направлен на выявление доминирующего участника (Watzlawick, Beavin, Jackson, 1967). Том говорит Сью: «Я знаю, тебя беспокоит наш бюджет, но я позабочусь об этом, и нам хватит денег на все». Словами и тоном он может передать, что «отвечает за финансы» и контролирует вопрос. Ответ Сью определяет действительный характер их взаимоотношений. Аспект контроля в отношениях можно рассматривать как комплементарный или симметричный. В комплементарных взаимоотношениях один человек позволяет другому определить, кто будет иметь большую власть. Так, коммуникационное сообщение одного человека может подтверждать доминирование, в то время как коммуникационное сообщение другого — принимать это утверждение. В некоторых случаях взаимоотношение частично проясняется контекстом. Например, традиционно на американских предприятиях отношения между боссом и служащими комплементарны и босс занимает контролирующую позицию. Аналогично, обычно комплементарны и взаимоотношения в ситуации публичного выступления, так как аудитория собирается, чтобы выслушать выступающего, и считает преподносимую им информацию заслуживающей доверия.
В симметричных взаимоотношениях люди «недоговариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию. Если один человек претендует на то, чтобы контролировать ситуацию, этот воспринимается всеми другими как вызов и побуждает их заявить собственное право на подобную власть. Или если некто отказывается от власти, то все другие отказываются принимать это.
В результате взаимодействия коммуникационных сообщений, осуществляющегося через языковые средства и невербальное поведение, определяется, каким будет это взаимодействие — комплементарным или симметричным. Комплементарные взаимоотношения реже приводят к открытому конфликту, а в симметричных взаимоотношениях чаще наблюдается равномерное разделение власти.
studfiles.net
принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации. Основные принципы эффективного общения
Фрагмент книги Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Эта книга, написанная опытным психологом, позволит вам посмотреть на свою работу со стороны, изменить отношение ко многим вещам, а также выработать полезные привычки, повышающие мотивацию и снижающие уровень стресса.
Коммуникация нужна для того, чтобы мотивировать, влиять, обучать, управлять,
убеждать,
а также объединяться ради миссии организации и личных идей и целей.
Тони Алессандра «Платиновое правило»
Эффективная коммуникация, несомненно, необходима для успешной реализации целей организации. Искаженные, неправильно трактуемые сообщения часто становятся причиной поражений крупных компаний, армий и народов. Тем не менее многие менеджеры, предприниматели и бизнесмены по-прежнему думают, что коммуникация подразумевает умение давать распоряжения, спорить и оправдываться. Тогда как прежде всего это активное слушание. Как шутят американцы, для жителей Нью-Йорка слушать означает ждать своей очереди высказаться.
Любой продавец знает, что потенциального клиента нужно выслушать, чтобы понять его потребности, а чтобы поддерживать долгосрочное сотрудничество, следует поставить себя на его место, говорить в том же темпе и теми же фразами. Другими словами, успешный бизнес держится на длительных отношениях с клиентами. Когда вы предоставляете им качественные услуги, между вами устанавливается контакт. После споров или обсуждений вы переходите на другой уровень, осознав, что вас услышали, поняли и настроены к вам дружелюбно. Глубокая взаимосвязь строится на эффективных коммуникациях, которые формируют лояльность коллег, подчиненных и клиентов.
Эффективная или неэффективная
- Неэффективная коммуникация — это пререкания с окружающими, направленные на защиту своих целей и планов. Она подразумевает наличие победителей и побежденных. Подобный стиль «общения» корнями уходит в философию, делящую мир надвое: на «правильно и неправильно», «победу и поражение» или «хорошо и плохо», не учитывая промежуточных состояний. Есть лишь одно верное мнение, поэтому можно пренебречь взглядами и переживаниями людей, которые могут обогатить наши знания о мире и сформировать целостную картину. Вместо этого мы постоянно отстаиваем свои узкие воззрения. Успехом считается пауза в конфликте, когда обороняющийся временно отступает. Разногласия в итоге выливаются в сопротивление, потерю командной эффективности и даже саботаж, пока не воцарится баланс власти и уважения.
- Эффективная коммуникация, в свою очередь, ставит целью понять взгляды, чувства и мнения окружающих. Когда две стороны слушают друг друга, выигрывают обе. Взаимопонимание и уважение становятся основой сотрудничества, взаимозависимости и лояльности. Успех достигнут, если каждая из сторон скажет: «Да, именно это я и имел в виду. Вы меня поняли».
Навыки эффективной коммуникации позволяют сосуществовать противоположностям — это высшая способность понять иную точку зрения и найти компромисс. Зачем спорить о том, кто прав, кто виноват? Цель эффективной коммуникации — наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные.
Демонстрируя желание выслушать и понять позицию и переживания собеседника (не отрицая собственной точки зрения), вы создаете атмосферу безопасности и одобрения, которая повышает вероятность подписания выгодного контракта или заключения сделки.
Сила активного слушания
Сила активного слушания ярче всего проявляется в работе отдела по обслуживанию клиентов и в ходе переговоров. Чем качественнее работает его персонал, тем меньше жалоб и больше удовлетворенных клиентов и повторных обращений.
Хорошо обученные сотрудники отдела предлагают прекрасное обслуживание, учатся избегать споров и стараются сглаживать конфликтные ситуации.
Мой тренинг по эффективной коммуникации включает упражнения по слушанию, предполагающие деление аудитории на подчиненных (или клиентов) и руководителей (или сотрудников отдела обслуживания). Первоначальная цель — выслушать хотя бы три предложения, а затем перефразировать сказанное, пока говорящий не подтвердит, что услышан и понят. Когда участники демонстрируют, что разделяют разочарование или раздражение клиента, тот умеряет свой пыл. Один настоящий покупатель даже сказал: «О, вы так милы. Я думал, вы будете со мной спорить или обвинять во лжи».
Как-то раз на семинаре в строительной компании инженеры прервали речь и начали спорить и искать решение проблемы еще до того, как подчиненный закончил фразу. Даже в условиях ролевой игры дискуссия была довольно жаркой. Когда вы пытаетесь выразить свое недовольство и обиду, а вас не слушают, это очень раздражает.
Потребовалось несколько дней практики, прежде чем сотрудники строительной компании научились выслушивать десять предложений подряд и стали точно перефразировать то, что пытался сказать говорящий. Несколько участников тренинга (преимущественно среди мужской аудитории) рассказали мне во время перерыва, что эти занятия помогают и в общении с женой. На что я ответил: «Если хотите добиться большего, время от времени вставляйте слова “Продолжай” и “Ты права”».
Естественно, активное слушание помогает не толь ко в личных отношениях, но и в работе сервисной службы, в сфере управления персоналом и т. д. Помимо всего прочего, если внимательно слушать собеседника, времени на то, чтобы придумать контраргументы или оправдать свою позицию не остается. Поглощенность речью демонстрирует одобрение и позволяет говорящему чувствовать себя комфортно и раскрываться еще больше. А это означает больше удовлетворенных клиентов, повторные обращения и рост продаж. Навыки эффективной коммуникации напрямую влияют на прибыль любого бизнеса.
Упражнения по эффективной коммуникации
Участники моих тренингов знают, что чем актуальнее тема и эмоциональнее дискуссия, тем неотступнее нужно следовать руководству по достижению взаимовыгодной коммуникации. Процесс внимательного и активного слушания протекает гораздо естественнее, если несколько раз применить данные правила на практике.
- Решите, сколько времени каждый из вас будет говорить непрерывно.
- Смотрите друг на друга и наблюдайте за мимикой и жестами. Вас не должны разделять посторонние предметы, а расстояние между вами должно быть комфортным, примерно метр-полтора.
- Определите, кто говорит первым. Пока один излагает мысль, другой внимательно слушает и наблюдает. Слушатель концентрируется на словах собеседника, его интонации и телодвижениях, чтобы потом пересказать сообщение. Говорящий останавливается после трех-пяти фраз — вполне достаточно для того, чтобы слушатель уловил смысл, и не так много, чтобы забыть суть сказанного.
- Слушат
erfa.ru
Все люди, живущие в обществе, являются коммуникаторами, поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, т.е. включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Коммуникацию можно считать эффективной, если ее функция (управленческая, информативная или фатическая) успешно выполнена. К сожалению, на практике далеко не всегда коммуникативные действия приводят к ожидаемому коммуникатором эффекту. Одной из причин этого является неумение общаться правильно. Многие люди часто общаются не столько с человеком, сколько с представлением об этом человеке. Иногда складывается впечатление, что у них в голове что-то вроде магнитофона и им просто надо сказать тот текст, который записан на пленку. Например, какой-нибудь продавец в магазине продолжает убеждать посетителя в прелестях товара, тратя и свое и его время, хотя тот уже всем видом показал, что он ЭТОГО НЕ ХОЧЕТ. Кончается это тем, что посетитель, отвязавшись наконец от навязчивого консультанта,стремительно покидает помещение, а тот ищет новую жертву. В данном случае можно говорить о неэффективной коммуникации, так как ни продавец, ни покупатель не достигли своей цели. Стратегия эффективной коммуникации. Когда изучали успешных коммуникаторов, то выяснили, что у них существует одна общая стратегия. Эта стратегия общения построена на взаимодействии людей. Профессиональный коммуникатор всегда получает обратную связь и может, если надо, изменить собственное поведение. Стратегия успешного коммуникатора включает ряд шагов, смысл и последовательность которых кратко выглядит так: 1. Калибровка 2. Подстройка. 3. Ведение. 1. Калибровка.Человек, с которым мы общаемся, может находиться в разных эмоциональных и психологических состояниях, которые необходимо учитывать в процессе взаимодействия. Обнаружение даже мельчайших внешних признаков этих состояний и называется калибровкой. Калибровка требует развития определенных навыков анализа движений, напряжения мышц, изменений голоса или дыхания и т.п. Различия, которые нужно определить, могут быть достаточно тонкими – легкий поворот головы, понижение голоса и т.п. Однако, если быть достаточно внимательным, то всегда можно найти эти отличия, какими бы крошечными они ни казались. Наиболее стандартный набор для калибровки, это определение 6 состояний: 1. Положительное активное (радость, восторг, счастье). 2. Положительное пассивное (спокойствие, умиротворение). 3. Состояние интереса, обучения. 4. Состояние принятия решения. 5. Отрицательное пассивное (грусть, разочарование). 6. Отрицательное активное (злость, ярость). Еще несколько полезных калибровок, это: 1. Да – Нет. 2. Нравится – Не нравится. 3. Правда – Ложь. Определение каждого из этих состояний позволяет оптимальным образом построить взаимодействие с партнером для достижения нужного результата. Полезно в этом смысле умение расшифровывать невербальные источники информации. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Владение языком жестов позволяет лучше понимать собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Важно обращать внимание не только на выражение лица – мимику, но и на жесты, поскольку люди больше контролируют свое выражение лица, чем позу и жесты. Ниже описывается ряд наиболее типичных жестов и способов реагирования на них. Жесты нетерпения: Жесты эмоционального дискомфорта: Жесты лжи: Жесты превосходства: Естественно, внешние реакции каждого человека отличаются, поэтому не стоит безоговорочно следовать этим рекомендациям, а лучше изучать вашего собеседника и стараться лучше понять его индивидуальные реакции. 2. Подстройка.Для людей очень важно, чтобы тот, с кем они общаются был «свой». Чем более «свой», тем выше доверие, тем лучше коммуникация. Процесс становления «своим» и называется подстройкой. Подстройка – вполне естественный элемент человеческого (и не только) поведения. Люди практически не могут общаться, если они не подстроены. А чем подстрока лучше, тем лучше общение, успешнее достигается понимание. Задача подстройки – максимально точно совпасть с состоянием другого человека, при этом состояние собеседника Вы определили в процессе калибровки (см. выше). Состояние – нечто внутреннее, что так или иначе проявляется внешними признаками: модуляциями голоса, ритмом дыхания, позой, скоростью и стилем речи. Для того, чтобы под человека хорошо подстроиться, нужно сесть в похожую позу (подстройка по позе), дышать с ним в одном ритме (подстройка по дыханию), говорить похожим голосом (подстройка по голосу) и тому подобное. В психологических тренингах ипользуется упражнение, называемое «Спор». Оно довольно простое. Люди объединяются в пары, и их просят найти тему, в которой они друг с другом не согласны. После того, как тема найдена, нужно ее обсуждать, находясь при этом все время в одинаковых позах. Получается довольно забавно – те, кто честно находятся в одинаковых (подстроенных) позах, обычно очень быстро находят что-то общее в своих мнениях. А те пары, которые увлеклись спором, очень быстро стараются отстроиться друг от друга. Потом следует обратное задание – выбрать темы, в которых собеседники совершенно согласны друг с другом, и обсуждать их в отстроенных (разных) позах. Результат оказывается прямо противоположным: те, кто сидят в отстроенных позах, очень быстро находят, о чем можно поспорить. А те, кто более увлечен обсуждением, постепенно садятся в похожие позы. 3. Ведение.После того, как Вы подстроились, наступает очень интересное состояние (его иногда называют раппортом) – если Вы начинаете менять собственное поведение, Ваш собеседник «идет» за Вами. Вы меняете позу – он тоже ее меняет. Вы сменили тему, он с удовольствием ее обсуждает. Стали более веселым – он тоже повеселел. Когда Вы хорошо подстроены, то Вы в достаточной степени стали своим, к Вам высока степень доверия со стороны другого человека (или других), Вы находитесь в раппорте. Если при этом Вы будете менять свое поведение, Ваш партнер последует за Вами. Вы поднимаете руку, и он тоже. Вы меняете дыхание, и он вслед за Вами. А в более широком смысле – это возможность направлять человека в нужную сторону, вести как вербально, так и невербально. Состояние ведения так же естественно при общении, как и процесс подстройки. Успешность исполнения роли ведущего или ведомого определяется изначально темпераментом, но осознание этого механизма в процессе коммуникации может помочь Вам сменить при необходимости одну роль на другую для достижения наилучшего результата, причем не всегда роль ведущего будет предпочтительной. Проиллюстрировать эффективное взаимодействие для достижения общей цели можно на примере братьев наших меньших. Стая лебедей способна лететь так долго в одном ритме, потому что они подстроены. Их ведущий создает воздушную волну, а все остальные на ней катятся, как на серфинге. Когда один лебедь устает, другой становится ведущим. Лебеди ведут (и ведутся) для достижения общей цели. Использование Я-высказывания для эффективной коммуникации. Описанная выше стратегия успешного коммуникатора дает механизм направления межличностного взаимодействия в нужное Вам русло в ситуации спокойного конструктивного общения. Однако, иногда люди сталкиваются с проблемами в общении, вырастающими из непонимания друг друга, неумения донести до партнера свои мысли и чувства.
В стрессовой ситуации мы часто не можем слышать, что происходит с другим человеком, пока не почувствуем того, что сами услышаны и поняты. Но если мы ощущаем, что нас на самом деле услышали и поняли, поняли то, что мы хотим или в чём нуждаемся — то мы расслабляемся и можем услышать наконец, что же важно для нашего собеседника. Как этого добиться? Психологи предлагают применять для облегчения взаимопонимания так называемое Я-высказывание. При формулировке Я-высказывания необходимо:
Когда мы озвучиваем свои желания, потребности, стремления и тд — важно пытаться озвучивать их в позитивном, нежели негативном ключе. Например, Вы можете сказать «Я хочу жить в доме, в котором грязная одежда не разбросана на полу» и это при небольшом мысленном усилии приводит к выводу — «Жить в доме, в котором чисто и прибрано». Но согласитесь, как по разному это ощущается, когда желания озвучены в позитивном ключе. Заключение. Эффективное общение — это не просто передача информации. Важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Большинство людей применяют те или иные принципы эффективной коммуникации хотя бы на интуитивном уровне. Понимание и сознательное использование психологических аспектов общения может помочь нам строить отношения с окружающими наилучшим образом. При этом следует помнить, что самый главный принцип эффективной коммуникации — это действительно искренне стараться быть услышанным и понятым теми людьми, которым надо донести информацию. Использованные материалы:
|
nsportal.ru