Принципы разрешения конфликтов: Принципы, методы и технологии разрешения конфликтов

Содержание

Психология конфликтов. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ. Принципы ненасильственного общения

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов. Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:

• в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы;

• не избегать конфликтов, а направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;

• одинаково справедливо относиться ко всем ученикам;

• вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания;

• не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;

• учить школьников умению учиться;

Итак, можно перечислить следующие особенности педагогических конфликтов:

• ответственность учителя (преподавателя) за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики (студенты) усваивают нормы отношений между людьми;

• участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик — родитель, студент — преподаватель — администрация), чем и определяется их поведение в конфликте;

• разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

• присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить педагогу;

• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как формирующеюся личность.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:

1.    тактика ухода, или избегания конфликта;

2.    силовое подавление, или метод насилия;

3.    метод односторонних уступок или приспособления;

4.    тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве.

Принципы ненасильственного общения

Ненасильственное общение (ННО) — способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего. Подход ненасильственного общения сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах, и описал в книге «Язык жизни».

Наши потребности напрямую связаны с чувствами. Если потребности удовлетворены, мы рады, если нет — злимся. Розенберг предлагает сосредоточиться на понимании потребностей и сопереживании чувствам других людей.

Форма ненасильственного общения универсальна. В своей книге Розенберг приводит примеры использования ННО в общении с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу.

Во всех случаях ННО помогает понять собеседника и без пассивной агрессии расспросить его о важном.

Пример:

Насильственное общение: «Нормальные люди в такое время музыку не слушают!»

Ненасильственное общение: «Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы ее не было слышно».

Универсальные рекомендации по поведению в любом конфликте

1. Давать Вашему оппоненту в конфликте каждый раз полностью высказаться. Не перебивать его при этом. Слушать его спокойно и внимательно. (Как бы Вам не хотелось вставить свои пять копеек). Очень часто обсуждение конфликтной ситуации в принципе вообще возможно исключительно только после того, как оппонент выпустит весь излишний пар. «Побеждают всегда терпеливые», гласит ещё одна древняя мудрость.

2. Показывать Вашему оппоненту интерес к тому, что он говорит. Как бы Вам не нравилось то, что он Вам высказывает, постарайтесь для себя разобраться в его логике и его эмоциях. Проявляйте заинтересованность. Мало что настраивает людей в Вашу пользу так, как скрытая лесть заинтересованного внимания. И это первый мостик, позволяющий перебраться через стоящую на Вашем пути пропасть противоречия интересов.

3. Предлагать оппоненту сотрудничество по решению конфликта. Фразы типа «давай (те) вместе поищем способ решить проблему» имеют куда больший смысл, чем многим кажется. Они позволяют на бессознательном уровне выстраивать мостики, преодолевать разобщённость, вызванную конфликтом интересов.

4. Всегда оставлять возможность оппоненту сохранить лицо. Если даже Ваш оппонент на 100% не прав, никогда не указывайте на это прямо, используйте обходные пути и намёки, аккуратно и исподволь подводящие его к пониманию своей неправоты. Дело в том, что подавляющее большинство людей, которым прямо «в лоб» резко указали на их неправоту, даже если её и поймут, никогда уже потом её не признают, ради «сохранения лица» (особенно мужчины).

5. Показывать уважение к оппоненту. Это не так уж сложно. Достаточно следить за своими интонациями и не допускать никаких резких высказываний, особенно касающихся личности оппонента. Если даже Ваш оппонент проявляет яркое неуважение к Вам, до тех пор, пока Вы демонстрируете уважительное отношение к нему, всегда остаются неплохие шансы, что Вам удастся в итоге эффективно решить этот конфликт. Проявление Вами встречного неуважения к оппоненту приведёт к тому, что шансов на решение конфликта не будет.

6. Оставаться открытым и честным. Любой конфликт усугубляется, если Вами используются недомолвки и недоговорки. Демонстрируйте, что Вы не держите камня за пазухой, ничего не скрываете от оппонента из того, что касается конфликта. Никогда не врите, если Вы действительно хотите решить конфликт. В крайнем случае, если от Вас требуют конфиденциальной информации, которую Вы не вправе разглашать — так об этом и скажите: «я не имею права об этом рассказывать, поскольку связан тут обязательством неразглашения».

7. Ищите и предлагайте компромиссы. Взаимовыгодный компромисс — лучшая основа для решения любого конфликта. Идеальная ситуация «сотрудничества», которую так любят разные гуру коучинга, приводя в пример, конфликт по поводу апельсина, когда в итоге выясняется, что делить-то и нечего, поскольку одному нужна только вся мякоть для сока, а другому только вся корка для цедры, в реальной жизни почти никогда не встречается. Далеко не все, но большинство конфликтов решаются именно через компромисс, например, в большинстве конфликтов по поводу апельсина, придётся апельсин именно так или иначе, но делить.

8. Не ищите виноватых. Обвинения в адрес оппонента — это лучший способ устроить затяжной нерешаемый конфликт. Вопрос «кто виноват?» в конфликте не должен звучать ни в коем случае. Тем более не должны звучать обвинения в адрес оппонента, если Вы хотите найти решение конфликта (даже если оппонент, на Ваш взгляд, сам во всём виновен на 100%). Не бросайте в адрес Вашего оппонента никаких обвинений, если хотите решить конфликт.

Применение ННО в образовании

Концепция ННО направляет большую часть своего внимания на образовательную сферу. Применение ненасильственного общения в преподавании и обучении естественным образом приводит к новой модели образования. Доктор Маршалл Розенберг часто говорил о важности коммуникации в образовании, что подробно описано в его книге «Образование, обогащающее жизнь». Он говорил о школах, основанных на принципах ненасильственного общения. В таких школах учащимся часто разрешают самим выбирать своих учителей, и более чем в половине случаев они выбирают в этой роли других учеников. Логика заключается в том, пятиклассник может преподавать математику третьекласснику так же эффективно, как и взрослый, — и данный подход помогает сохранить рабочие ресурсы учителя для учеников, которые в них больше всего нуждаются.

Использование ННО в школах также помогает обучать детей навыкам разрешения конфликтов и споров ненасильственным способом. К тому времени, когда детям исполняется около 12 лет, они уже могут помочь младшим ученикам справиться с их межличностными конфликтами.

Формы завершения и принципы урегулирования политических конфликтов // Социосфера — 2010. № 2

Аннотация

One of priority directions of modern conflictology is preparation of constructive mechanisms of the decision of conflicts. In general certain contradictions occurring in a society compels people to vary rather their settlements. Historically there were various forms of settlement of conflicts. The concept the resolution of conflict assumes resolution of conflicts and the problems standing on the basis of these contradictions by means of joint efforts of subjects of the conflict. For the resolution of conflict activity of both subjects of the conflict is required.

Ключевые слова: political conflict, completion, settlement, world policy

Рубрика издания: Политология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шафиев У.А., Мирбашир Э. Формы завершения и принципы урегулирования политических конфликтов // Социосфера. 2010. № 2. С. 66–69.

Фрагмент статьи

Одним из приоритетных направлений современной конфликтологии является подго­товка конструктивных механизмов решения конфликтов.

Происходящие в обществе опреде­ленные противоречия вынуждают людей меняться относительно их урегулирования. Исто­рически существовали разнообразные формы урегулирования конфликтов. Однако до пере­хода к анализу форм разрешения конфликтов необходимо дать определение некоторым по­нятиям анализируемых категорий. Таким образом, понятия «завершение конфликта», «раз­решение (решение)», «урегулирование» и др. имеют разные значения. Процесс завершения конфликта предполагает предотвращение конфликта по любым причинам. Понятие «раз­решение конфликта» предполагает посредством совместных усилий субъектов конфликта разрешение противоречий и проблем, лежащих в основе этих противоречий. Для разреше­ния конфликта требуется деятельность обоих субъектов конфликта. Они, взаимодействуя между собой в результате переговорных процессов, разрешая противоречия, порождающие конфликты, способствуют их решению. Помимо этого, процесс решения конфликта тре­бует серъезных изменений в позициях сторон. По мнению американского конфликтолога М.
Дойча, начальными критериями разрешения конфликта является обеспечение интересов  каждой стороны или же удовлетворение условиями разрешения конфликта обеими сторона­ми (2, с. 212). Говоря об урегулировании конфликта, имеются в виду попытки разрешения противоречий с участием третьей стороны. Во время урегулирования конфликта существу­ет большая вероятность принятия решений, отвечающая интересам или посредника, или же одного из сторон. А это является причиной непрерывности постконфликтных отношений. Урегулирования конфликта может  служить решению только определенных его элементов. Урегулирование также обусловливает принятие определенных компромиссных решений. Урегулирование конфликта способствует достижению первичных целей и обеспечению не полностью, в определенной степени, интересов сторон (6, с. 143). О завершении конфлик­та можно говорить тогда, когда имеются основные признаки конфликта, по мере того, как противоречие между сторонами на время приостановлено.

Полный текст

Одним из приоритетных направлений современной конфликтологии является подго­товка конструктивных механизмов решения конфликтов. Происходящие в обществе опреде­ленные противоречия вынуждают людей меняться относительно их урегулирования. Исто­рически существовали разнообразные формы урегулирования конфликтов. Однако до пере­хода к анализу форм разрешения конфликтов необходимо дать определение некоторым по­нятиям анализируемых категорий. Таким образом, понятия «завершение конфликта», «раз­решение (решение)», «урегулирование» и др. имеют разные значения. Процесс завершения конфликта предполагает предотвращение конфликта по любым причинам. Понятие «раз­решение конфликта» предполагает посредством совместных усилий субъектов конфликта разрешение противоречий и проблем, лежащих в основе этих противоречий. Для разреше­ния конфликта требуется деятельность обоих субъектов конфликта. Они, взаимодействуя между собой в результате переговорных процессов, разрешая противоречия, порождающие конфликты, способствуют их решению. Помимо этого, процесс решения конфликта тре­бует серъезных изменений в позициях сторон. По мнению американского конфликтолога М.

Дойча, начальными критериями разрешения конфликта является обеспечение интересов  каждой стороны или же удовлетворение условиями разрешения конфликта обеими сторона­ми (2, с. 212). Говоря об урегулировании конфликта, имеются в виду попытки разрешения противоречий с участием третьей стороны. Во время урегулирования конфликта существу­ет большая вероятность принятия решений, отвечающая интересам или посредника, или же одного из сторон. А это является причиной непрерывности постконфликтных отношений. Урегулирования конфликта может  служить решению только определенных его элементов. Урегулирование также обусловливает принятие определенных компромиссных решений. Урегулирование конфликта способствует достижению первичных целей и обеспечению не полностью, в определенной степени, интересов сторон (6, с. 143). О завершении конфлик­та можно говорить тогда, когда имеются основные признаки конфликта, по мере того, как противоречие между сторонами на время приостановлено.

Захоронение конфликта предполагает предотвращение основных структурных элемен­тов конфликта с помощью различных способов давления. Захоронение конфликта традици­онно носит деконструктивный характер, то есть не предполагает обоснованное предотвра­щение противоречий, порождающих конфликт, просто в большинстве случаев происходит уничтожение его признаков насильственными способами. Если иметь в виду, что проис­ходящие противоречия сопровождаются материальными, моральными, а самое  главное – человеческими потерями, то скорое захоронение конфликта также имеет конструктивную сторону. Существующий или же продолжающийся конфликт при переходе в другой также считается завершенным. Это происходит тогда, когда между сторонами начинаются более резкие, совсем отличные от предыдущих противоречия. То есть, меняется объект конфлик­та. В таких случаях прежние противоречия теряют свою значимость, и внимание уделяется предотвращению новых противоречий. Если среди вышеперечисленных понятий определе­ние границ носит иногда относительный характер, то оно имеет важное значение в правиль­ном оценивании существующей конфликтной ситуации.

Какими путями будет завершен политический конфликт, зависит от характера конкрет­ного конфликта. Поскольку конфликты происходят из-за борьбы, конкуренции и противо­речивых интересов различных социально-политических групп, также существует и разный характер методов, подходов к разрешению каждого конфликта. Помимо того, форма завер­шения конфликта напрямую зависит от того, на какой стадии развития он находится. Так, например, по мнению выдающегося исследователя К. Митчеля, предотвратить конфликт обычно можно на его латентной стадии завершения. Это объясняется тем, что противо­речия, стоящие в основе конфликта в латентной стадии, имеют относительно умеренный, мягкий характер. В это время возможности влияния на все элементы конфликтного поведе­ния субъектов оказываются большими. Форма урегулирования завершения конфликта при­обретает значение, когда стороны стоят уже в открыто противоречивом положении. В таком случае, основываясь на подходе К. Митчеля, можно сказать, что завершение конфликта так­же может происходить при латентной стадии  развития. 

По мнению  К. Митчеля, политический конфликт может считаться завершенным в ни­жеследующих  условиях [1]:

  • когда причины, порождающие конфликты, полностью уходят из политической жиз­ни;
  • при принятии политических решений, удовлетворяющих всех участников и направ­ленных на завершение конфликта;
  • когда нет необходимости контроля третьей стороной осуществления достигнутых согласованных условий договора;
  • когда достигнутая договоренность считается правильной и справедливой со стороны всеми участниками конфликта;
  • когда достигнутая договоренность состоит не из компромисса, потому что в таком случае обеспечивается  только лишь некоторая  часть интересов сторон;
  • при условии восстановления сотрудничества и  создания позитивных отношений между сторонами конфликта по достижению договоренности;
  • когда стороны конфликта добровольно принимают достигнутое соглашение без внешнего  давления.

По мнению же многих исследователей, в общем использование термина «завершение конфликта» – неправильно. Здесь можно отметить известного немецкого социолога Р. Да­рендорфа, который считает, что термин «завершение конфликта» и мнение относительно его важности порождают ложные и ошибочные представления. По его мнению, полностью завершение конфликта или бесконфликтное общество нереально [5, с. 145].

Для односторонней деятельности, обусловливающей завершение конфликта, харак­терная особенность состоит в том, что субъекты во время такой деятельности показывают полную свободу независимо  друг от друга. Первое направление естественно односторон­ней деятельности, обусловливающее завершение конфликта, может быть характерным для всех положений конфликта. Таким образом, конфликт может быть завершен только победой одной из сторон. Начальное положение сторон, после поражения противника, состоит в полном достижении своих интересов после  эскалации открытого столкновения конфликт­ного положения.

Односторонняя деятельность субъектов конфликта, направленная на полное  удовлет­ворение своих притязаний, наряду с условием победы одной из сторон, может также умень­шить полностью или частично потенциал обеих сторон. Завершение конфликта на основе этих принципов, как правило, сопровождается активным насилием и экономическим упад­ком субъектов. Помимо этого, завершение конфликта полной победой одной из сторон носит крайне опасный характер. Таким образом, в это время противоречия, стоящие в основе кон­фликта, не урегулируются и продолжают сохранять свою актуальность. Неурегулирование же противоречия после постконфликтной ситуации содержит более резкую актуальность. Таким образом, полная победа одного из субъектов конфликта осушествляется за счет пол­ного контроля целей и интересов противоположной стороны. Мир и установленное наряду с ним бесконфликтное положение в таких условиях не может быть продолжительным. Опас­ность характера урегулирования конфликта такими путями отмечает бывший госсекретарь США, один из известных исследователей в области политической науки Киссинджер: если одна из сторон полностью удовлетворена условиями урегулирования  конфликта, то значит, другая сторона будет полностью не довольна [4, с. 36].

Одним из видов односторонней деятельности субъектов политического конфликта, обусловливающие его завершение, является признание одной стороны перед противником своего поражения без какого-либо сопротивления, т. е капитуляцией. Это обычно происхо­дит тогда, когда соотношение сил между сторонами является неравным и слабая сторона, во избежание еще более тяжелых последствий, признает свое поражение. Из истории известно множество конфликтов, в которых один из субъектов конфликта перед сильными военны­ми силами противника сдается без боя. Такое завершение конфликта логически возможно на основе не реализации целей и интересов капитулировавшей стороны. Это означает, что основные противоречия, порождающие конфликт и, естественно, возможность нарастания конфликта в более резкой форме будет продолжаться.

В научной литературе по конфликтологии показывается лояльное отношение субъектов конфликта к конфликтной  ситуации как одно из направлений односторонней деятельности. То есть такое значение деятельности заключается в том, что не принимаются никакие меры, направленные на урегулирование возникших в обществе противоречий. Такое положение в науке о конфликтологии называется «избегание конфликта». В большинстве случаев лояль­ное отношение к конфликтной ситуации исходит из отрицания существования их в обще­стве. То есть какое-либо противоречие, происходящее в обществе, не принимается, и ему не уделяется должного внимания. Такое отношение к конфликтам также является опасным. Г. Киссинджер, анализируя эту проблему, отмечал: «нерешение конфликта создает кризис, неконтролируемый же кризис порождает в обществе катаклизмы». И правда, происходив­шие в недавнем прошлом события доказывают высказывания Киссинджера. Таким образом, из-за непризнания и непринятия  возникших национальных, экономических, социальных противоречий со стороны правительства в бывшем СССР впоследствии все постсоветское пространство оказалось охваченным множеством острых конфликтов. Значит, если пробле­мы и противоречия не находят вовремя своего решения, то они, накапливаясь с годами, впоследствии создают эффект «пороховой бочки». Говоря иными словами, завершение кон­фликта возможно на основе наличия противоречий в его основе. Несмотря на это, многие исследователи отмечают положительные стороны такого завершения конфликта. Например, избежать конфликт можно в более короткий период времени. Избегание конфликта также ликвидирует необходимость привлечения дополнительных ресурсов. Оно в значительной степени может обусловливать ослабление степени его развития.

Как мы уже отмечали, политический конфликт также может быть завершен в результате совместной деятельности его субъектов. Урегулирование конфликта совместными усилиями субъектов носит конструктивный характер и обладает множеством преимуществ. Субъекты конфликта, обсуждая возникшие противоречия между собой или осознавая его важность, дают преимущество формам совместной деятельности. Именно политическими средствами в результате совместной деятельности возможно урегулирование конфликта. Говоря о поли­тическом урегулировании конфликта, имеют в виду осуществление переговорного процесса прямо или с участием медиатора. Переговорный процесс, позволяющий сторонам придти к общему знаменателю, обусловливает установление договоренности между ними.

Иногда субъекты конфликта наряду с совместными действиями по решению спорно­го вопроса прибегают к использованию односторонней деятельности. То есть, параллель­но стараются реализовывать эти виды деятельности. Однако в процессе урегулирования конфликта возможность субъектов осуществлять различные виды деятельности на новом уровне бывает ограниченной. В зависимости от характера конфликта, от уровня напряжен­ности и существующих условий доминирует только один из видов деятельности. Какой вид деятельности будет доминировать, зависит, наряду с отмеченными факторами, также от су­ществующих традиций, от участников конфликта, имеющих механизмы урегулирования, от полученного опыта в этой области и т. д. В процессе урегулирования конфликта основной вид деятельности может  быть заменен другими. Такие изменения имеют свои причины.

В анализируемых видах деятельности субъекты конфликта  пользуются конкретными средствами. Средства, используемые в процессе урегулирования или же решения политиче­ского конфликта, целесообразно объединить в две  группы. Это мирные и насильственные средства. Если обратить внимание на научную литературу по конфликтологии, можно уви­деть, что мирные и насильственные средства урегулирования конфликтов обычно противо­поставляются  друг другу. Эта тенденция более явно показывает себя в системе междуна­родных  отношений. Однако, по нашему мнению, противопоставление в более резкой форме мирных и насильственных средств не согласуется с реальностью. То есть нельзя сказать о наличии жесткой границы между ними. Мирные и насильственные средства обычно допол­няют друг друга. Взгляды канадского ученого, виднейшего исследователя переговорного процесса, Г. Уинхема, доказывают это. Так, по мнению Г. Уинхема, переговоры обычно яв­ляются «орудием» победителей. Они, получив превосходство с помощью силы, посредством переговоров стараются его сохранить и усилить. Самое большое значение переговорного процесса состоит в том, что он обеспечивает стабильность в обществе. Те, которые стара­ются изменить международное  положение военным путем, ставят стабильность в большую опасность. Помимо этого, Г. Уинхем в другом своем произведении выражал похожие мыс­ли. Он писал, что переговорный процесс обусловливает восстановление отношений между уже пострадавшими от конфликта, или же состоящими в конфликтном положении госу­дарствами. В этом смысле переговоры во взаимоотношениях выполняют вспомогательную функцию насильственным средствам в процессе ликвидации противоречий.

В общем, взгляды о диалектическом единстве мирных и насильственных средств, под­держиваются со стороны многих исследователей. Одним из таких исследователей являет­ся русский исследователь В. Б. Луков. В. Б. Луков, исследуя эту проблему, отмечал, что исторически переговоры использовались как орудие для подготовки новой войны или же для легитимации последствий вооруженных конфликтов. Автор считал, что переговорный процесс является одним из направлений военной стратегии и он используется для принятия одной из сторон военного преимущества со стороны противника.

Из вышеперечисленного становится ясно, что сколь конструктивными мирные средства урегулирования конфликта не были бы, будучи подчиненными насильственным средствам или же играя роль вспомогательного элемента в их отношениях, они приобретают второ­степенное значение. Такое положение, можно сказать, прослеживается по всей истории. Французский дипломат Франсуа де Кальер, являющийся автором первого произведения о переговорах, не случайно писал, что участник переговоров прежде всего должен обладать полной информацией о вооруженных силах противника. Потому что последствия перегово­ров определяют именно насильственные средства [3, с. 403].

Литература

  1. Андреев В. В. Процесс посредничества в решении социального конфликта // Автореферат диссерта­ции на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Новочеркасск, 1999.
  2. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1, С. 202–212.
  3. Кальер Ф. Каким образом договариваться с государями. – М: МИА, 2001. – 403 с.
  4. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 36.
  5. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1993. – № 5. – С. 145.
  6. Юридический конфликт: процедуры разрешения (Юридическая конфликтология). – М., 1995. – Ч. 3. – С. 143.

Шафиев У.А., Бакинский государственный университет, Баку

Мирбашир Э., Бакинский государственный университет, Баку, Азербайджан

Метрики

Просмотров

Всего: 5375
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 507
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

6 принципов разрешения конфликтов

Майкл Стюарт

Майкл Стюарт

Ускорение стратегии за счет согласования культуры и формирования лидеров

Опубликовано 13 марта 2019 г.

+ Подписаться

Наше исследование выявило поведение, которое приводит к конструктивным результатам конфликта: более тесным отношениям, творческим решениям, лучшим решениям для компании и большей уверенности в том, что проблемы могут быть успешно решены. Шесть принципов разрешения конфликтов: присоединяться, сочувствовать, вовлекать, владеть, сдерживать себя и укреплять доверие. Эти принципы и рекомендации по их применению на практике обсуждаются ниже.

Партнер против Чужого

  • Покажите, что вы не представляете угрозы для этого человека и хотите присоединиться к нему в справедливом решении проблемы.
  • Относитесь к другому человеку уважительно, так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
  • Сосредоточьтесь на том, что вам нравится в этом человеке.
  • Будь подлинным. Не будьте слишком дружелюбны, иначе вас могут принять за фальшивку.
  • Не выходи из себя и не говори того, что не думаешь.
  • Имейте в виду, что то, что вы считаете приемлемым, может быть оскорбительным для кого-то другого. Помните об их ценностях и ожиданиях.

Быть чутким или быть эгоистичным

  • Сочувствие означает не только точное понимание точки зрения другого человека, но и способность донести ее до другого человека.
  • Быть эгоистом означает выражать только свою точку зрения, не пытаясь учитывать мысли и чувства другого человека. Примеры такого поведения: не слушать, осуждать другого человека, давать советы или проповеди или просто проявлять интерес только к своей стороне.
  • Рассмотрите рабочую среду другого человека: его организацию и команду, его прошлое, его давление, его цели и видение, его победы и поражения, что для него важно и почему.
  • Лучший способ проявить сочувствие — сначала выслушать. Позвольте другому человеку сказать свое слово, а затем перефразируйте то, что вы услышали для него. Таким образом, они могут исправить вас, если вы ошиблись. Только после того, как вы оба убедитесь, что понимаете не только их позицию, но и ее важность для другого человека, вы можете предложить свои взгляды.
  • Убедитесь, что собеседник тоже понимает вашу точку зрения. Задавайте вопросы до тех пор, пока не убедитесь, что они понимают вашу позицию и ее важность для вас.
  • Хотя вы по-прежнему можете не соглашаться с позицией другого человека, проявляя сочувствие, вы сделаете его позицию, по крайней мере, понятной для вас, что приведет к более продуктивному разговору.

Вовлечение или избегание

  • Вовлечение — это открытое признание существования проблемы, стремление к диалогу и пониманию, а также действия для решения проблемы.
  • Избегание — это просто избегание ситуации, оправдывая проблему или нежелание признать наличие проблемы.
  • Если вовлеченность создает страх, противодействуйте ему с помощью упражнений для укрепления мужества, таких как визуализация разговора с другим человеком о проблеме, прежде чем приступить к ней.
  • Время имеет решающее значение для взаимодействия. Если вы сделаете это слишком рано, обе стороны могут быть не готовы к разговору, а если вы сделаете это слишком поздно, детали могут быть забыты, или одна из сторон может двигаться дальше, так и не осознав важность проблемы.
  • Назначайте встречу, когда обе стороны готовы к участию, а также когда ни одна из сторон не занимается более серьезными проблемами; рассматриваемая проблема может показаться тривиальной и беспокойной, если есть более крупная рыба, которую нужно поджарить.
  • Будьте чувствительны к коммуникативным навыкам: по возможности используйте «я»-утверждения, будьте осторожны с языком тела и старайтесь не проявлять гнев или оборону.

Своя против Вины

  • Собственность — это честное рассмотрение того, какой вклад вы внесли в проблему. Принимая на себя ответственность за свои действия, вы видите более полную картину проблемы, которая может привести к лучшему решению.
  • Обвинение других полностью отрицает вашу причастность к проблеме. Полностью винить себя также является препятствием на пути к решению проблемы, поскольку редко когда один человек несет полную ответственность. Привлекайте к ответственности себя и других.
  • Используйте самоанализ, чтобы проанализировать свою роль в конфликте. Спросите себя, где ваша страсть может быть экстремальной, каковы ваши слепые пятна в вашем взгляде на себя и что другие могут не видеть в вас, что движет вашими убеждениями — люди не смогут понять вас, если они не знают вас.
  • Спросите других, как, по их мнению, вы могли способствовать конфликту. Убедитесь, что это кто-то объективный, кто не станет на вашу сторону и обвинять других — это бесполезно.
  • Помните, что все мы совершаем ошибки. Не дуйся и не парься из-за своих неудач. Примите их, учитесь у них и двигайтесь дальше.

Практикуйте сдержанность вместо проявления эмоций

  • Обратите внимание на свои эмоциональные реакции и невербальное поведение: вздохи, закатывание глаз, нахмуренные брови, отворачивание, избегание или тяжелый зрительный контакт, скрещенные руки и т. д. негативное влияние на ситуацию. Вместо этого попробуйте использовать привлекательный язык тела, например, кивать, улыбаться и наклоняться, чтобы лучше слышать ответы.
  • Если вы чувствуете, что можете быть эмоциональны, используйте успокаивающие приемы, например, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти или уговорите себя. Если вы заранее знаете, что встреча может быть эмоциональной, подготовьтесь, прогулявшись или потренировавшись перед встречей.
  • Узнайте уровень терпимости других участников собрания, чтобы подготовиться к тому, сколько эмоций вы можете проявить на собрании. Некоторым людям кажется, что ограниченные эмоции могут равняться ограниченной вовлеченности, в то время как другим кажется, что малейший эмоциональный всплеск не дает старта.

Создание доверия или недоверия

  • Основная цель построения доверия состоит в том, чтобы обе стороны знали, что разрешение конфликта будет честным. Большинство людей не верят, что они всегда должны добиваться своего, если они верят в честность и честность в обсуждениях и вытекающих из них решениях.
  • Доверие основано на отношениях и интуитивном чувстве, поэтому, чтобы построить доверие, вы должны построить отношения. Найдите что-то общее с этим человеком, узнайте о его семье, образовании, карьерных интересах, увлечениях и увлечениях.
  • Прозрачность порождает прозрачность. Будьте самораскрытыми и открытыми о себе, и они с большей вероятностью будут открыто говорить о себе с вами. Чтобы узнать кого-то, расскажите ему о своих ценностях, стрессах и опыте. Не рассказывайте им о своих достижениях — эта разница очень важна. Первое рассказывает о вас как о человеке, а второе является попыткой установить власть.
  • Будь подлинным. Не ведите себя так, будто ваша мотивация в конечном счете заключается в «продаже» вашей идеи им. Также имейте в виду, что люди в любом случае могут так думать о вас, основываясь на своем предыдущем опыте, поэтому будьте осторожны и вдумчивы в своем подходе к построению отношений. Представьте себя настоящего, а не версию себя из «Фейсбука».
  • Целью укрепления доверия является устранение любого чувства угрозы. Проводите время с другим человеком, занимаясь приятными делами, и не недооценивайте силу синхронизации психомоторной активности — совместная прогулка приводит к эмоциональной и когнитивной синхронности. Прогулка и разговор — очень мощный инструмент для укрепления доверия.
  • Помните о силе своей репутации; даже люди, которые никогда не встречались с вами, возможно, что-то слышали о вас и уже имеют мнение о том, стоит ли вам доверять. Прилагайте все усилия для создания и поддержания репутации человека, которому можно доверять как в ситуациях сотрудничества, так и в конфликтных ситуациях.
  • Признайте силу вашей истории с человеком; трудно построить доверие и легко создать недоверие. Если у вас или другого человека есть какие-либо причины не доверять другому — даже десятилетия назад — сегодня разрешить конфликт может быть гораздо сложнее. Если возможно, продолжайте предпринимать шаги по восстановлению отношений и восстановлению доверия, чтобы будущие конфликты легче разрешались.

Разрешение конфликтов — одно из важнейших направлений деятельности любой организации, и чем лучше урегулирован конфликт, тем больше вероятность успеха организации. Эти шесть принципов разрешения конфликтов могут помочь вашей организации быстро и эффективно разрешать конфликты с успешными результатами.

Work Effects стремится создавать надежных лидеров и целеустремленную культуру, чтобы помочь организациям достичь устойчивых результатов и конкурентных преимуществ. Посетите наш веб-сайт по телефону https://work-effects.com для получения дополнительной информации.

  • Метрики для процесса управления преемственностью: измерение и предотвращение угрозы смены руководства

    18 марта 2019 г.

  • Пять ОСНОВНЫХ качеств отношений для эффективного лидерства

    25 фев.
    2019 г.

  • Доверие: важнейший ингредиент для повышения производительности на рабочем месте

    14 фев. 2019 г.

  • Использование защитников культуры для внедрения и поддержания изменений в культуре

    30 января 2019 г.

  • Целеустремленная культура — ДНК вашей организации

    25 января 2019 г.

  • Маленькие шаги к построению доверия

    23 января 2019 г.

  • Варианты поддержки лидеров, получивших обратную связь

    15 января 2019 г.

  • Коучинг лидеров, задавая вопросы

    9 января 2019 г.

  • Зачем лидерам нужна обратная связь 360

    10 декабря 2018 г.

  • Саммит некоммерческих талантов и культуры 2017 г.

    23 февраля 2017 г.

Увидеть все

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Обучение трем принципам разрешения конфликтов

Опубликовано: 14 января 2022 г.   | Последнее обновление:

Важнейшим элементом общего благополучия любого ребенка является качество его отношений со сверстниками. Но что происходит, когда ребенок сталкивается с конфликтом или разногласиями между друзьями? Если вы поможете им развить важные навыки разрешения конфликтов, это поможет им построить прочные связи. Исследования показывают, что без прочных отношений дети с большей вероятностью будут вести себя опасно и рискованно, чтобы найти признание, которого они жаждут.

Конфликт неловкий. Неудобный. тревожный. Подавляющий. Уязвимый. А с другой стороны все хорошее — связь, близость, приверженность, поддержка и любовь.

Мы хотим, чтобы у каждого ребенка были все возможности преуспеть в жизни и жить богатой, глубокой и наполненной любовью жизнью. Итак, мы должны научить детей разрешать конфликты. Это не то, что вы просто подбираете. Его нужно сознательно моделировать, преподавать и утверждать. Нам, взрослым в их жизни.

Вот 3 принципа разрешения конфликтов, которые, как мы думаем, вам пригодятся. Практикуйте их сами и делитесь ими со своими детьми и учениками.

1. Признать наличие конфликта:

Первым шагом к разрешению конфликта является фактически признание того, что в отношениях произошел разрыв. Эта часть тонкая.

У нас всегда есть соблазн вести себя так или убеждать себя, что на самом деле все в порядке. Но чем более осознанными и честными мы становимся, тем больше мы способны распознать, когда что-то повреждено и нуждается в ремонте.

2. Возьмите на себя ответственность и примите свою часть:

Довольно редко конфликт бывает полностью односторонним. На самом деле, в 98% случаев для танго нужны двое. По какой бы причине вы ни способствовали разногласиям, оскорблениям или недопониманию — признайте это .

3. Обязательство исправить:

После того, как у каждого будет возможность поделиться своими чувствами и взглядами, обсудите способы восстановления отношений и избегайте повторения те же узоры.

Это могут быть извинения и объятия. Это может выглядеть как обязательство приходить вовремя или быть более честными друг с другом раньше. Это может даже занять какое-то время, чтобы дать себе время поработать со своими чувствами. Или, возможно, пришло время изменить динамику дружбы.

Трудно представить, что кто-то идет по жизни и строит настоящие, поддерживающие отношения, такие, которые все хотят и в которых нуждаются для процветания, не научившись практиковать разрешение конфликтов.

Добавить комментарий