Что такое стратегия приспособления в конфликте с примерами
К. Томас и Р. Киллмен внесли серьезный вклад в конфликтологию, разработав 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. Однако, они добавили в них и те, которые, казалось бы, ведут к абсолютному проигрышу. Но при этом подчеркивали, что эти стратегии не менее эффективны, все зависит от условий и долгосрочных целей одного из оппонентов. Речь идет о стратегии приспособления.
В этой статье:
Проиграть битву, но выиграть войнуСитуации, в которых побеждает «плюшевый мишка»Примеры применения стратегии в реальной жизниКогда стратегия теряет свою эффективность
Проиграть битву, но выиграть войну
Фото автора Kamaji Ogino: Pexels
Суть стратегии приспособления заключается в том, что в конфликте ты берешь на себя более пассивную роль и готова поступиться своими интересами или их частью, поскольку в такой ситуации, как правило, ты получаешь определенные «бонусы»:
- хорошее расположение других людей;
- восстанавливаешь гармонию в отношениях;
- снижаешь негативные эмоции участников конфликта;
- получаешь ряд привилегий и уступок «в благодарность».
Новости СМИ2
Символом такой стратегии является «плюшевый мишка», который дает ощущения теплоты, мягкости, заботы, он не хочет воевать, он хочет жить дружно, потому что беспокоится не только о себе, но и о всех участниках конфликта. Обычно он вызывает в окружающих доброту, отзывчивость, поддержку и даже уважение за его мудрость, терпение и «здравомыслие».
Ситуации, в которых побеждает «плюшевый мишка»
Приспособление, как стратегия поведения в конфликте, несмотря на то что не дает человеку достигнуть желаемого, может привести к положительному результату, причем гораздо эффективнее, чем конкуренция или «чистая» победа. Но только, если ты правильно понимаешь, при каких условиях нужно выбирать стратегию приспособления:
- если ты видишь, что достигнуть желаемого для твоего оппонента намного важнее, чем для тебя.
Субъективная ценность причины конфликта у вас может быть разная. В таком случае ты уже оказываешься в невыгодном положении, потому что у твоего конкурента гораздо выше мотивация победить, и он готов приложить для этого больше усилий чем ты, тем более, когда цель не так значима для тебя самой;
- если ты, после объективного анализа ситуации, видишь, что у тебя гораздо меньше шансов на победу.
В таком случае борьба может быть просто бессмысленна. Ты потратишь ресурсы, время, нервы, испортишь отношения с конкурентом. Когда шансы получить желаемое малы, лучше уступить, показывая свое хорошее расположение, чем проиграть или просто выйти из конфликта;
- если доброжелательные отношения с оппонентом для тебя более важны, чем победа в конфликте.
В этой ситуации твой выигрыш – это укрепление связей, выстраивание партнерских отношений, которые в долгосрочной перспективе могут принести много выгоды;
- искреннее желание оказать поддержку оппоненту и получение удовлетворения от того, что ты поступила правильно, проявила акт доброты;
Как вести себя в конфликте?
- желание ослабить накал страстей – когда ты чувствуешь, что конфликт только усиливается и, даже несмотря на победу, оказывает разрушительное воздействие на его участников, а также на саму причину конфликта, стратегия приспособления позволяет снизить «градус» эмоций ради всеобщего блага;
- когда ты с оппонентом имеешь разные социальные статусы или находишься в вертикальной структуре власти, то есть он выше тебя по рангу или является твоим непосредственным начальником.
Примеры применения стратегии в реальной жизни
Любая стратегия поведения в конфликте работает на любом уровне, будь то межгосударственный конфликт, или ситуация конкуренции на работе, а может быть, даже ссора между супругами. Чтобы понять, как работает стратегия приспособления, можно рассмотреть ее на простых примерах.
Допустим, вы с коллегой делаете совместный проект, в котором не можете договориться о значимых его сторонах. Он настаивает на своем варианте, ты – на своем. Если ни одни из вас не готов уступить, разгорается конфликт. Чем дольше вы не можете прийти к соглашению, тем серьезнее он становится.
А, тем временем, дедлайн все ближе, и сам проект, который оказался «заморожен» вообще может быть отклонен, тогда вы оба окажитесь в проигрыше. В этой ситуации лучше уступить своему коллеге, иначе суть конфликта вообще потеряет свою актуальность.
Другой пример. Ты споришь с мужем по поводу того, где проводить отпуск. Ты хочешь на море, а он в Альпы. Чем дольше вы спорите, тем сильнее ухудшаются ваши отношения. Если для тебя важнее сохранить крепкий союз с мужем, чем поехать в следующем месяце на море – стратегия приспособления тебе в этом поможет.
Она также будет эффективна, если ты видишь, что Альпы – мечта всей его жизни, к которой он шел долгие годы, то есть для твоего мужа ценность победы в этом конфликте гораздо выше, чем для тебя.
Еще один пример. Ты претендуешь на какую-то выборную должность. Однако, проанализировав мнение большинства, ты видишь, что шансов на победу у тебя слишком мало. У тебя нет на данный момент средств и ресурсов, чтобы это изменить. Тогда вместо того, чтобы дожидаться проигрыша, лучше отступить, сделать «красивый жест», сказать, что твой оппонент гораздо лучше подходит на эту должность.
Так ты сохранишь с ним хорошие отношения, особенно, если после выборов, он будет стоять выше тебя по рангу, покажешь окружающем себя с лучшей стороны.
Когда стратегия теряет свою эффективность
Эффективность той или иной стратегии поведения в конфликте определяется тем, насколько сознательно ты ее используешь. Если это твой выбор, если ты четко видишь долгосрочные перспективы этой стратегии и считаешь ее наиболее подходящей для данной ситуации, она будет «работать» на тебя. Но используя ее, важно понимать, что ты не ущемляешь себя, не «наступаешь на горло», не выходишь из конфликта с обидой и чувством разочарования.
Многие люди используют эту стратегию неосознанно, что сильно им вредит и не позволяет добиваться успеха. Для таких людей характерны:
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- страх проиграть для них превышает желание победить;
- склонность к конформизму, привычка подстраиваться под окружающих, соглашаться с мнением большинства, даже если оно противоречит их собственному мнению;
- неспособность отстоять свою точку зрения;
- негативный образ мысли, который сопровождается фразами: «у меня все равно ничего не получится», «я не достоин», «от меня ничего не зависит»;
- желание быть «хорошей» в глазах окружающих и всегда получать похвалу;
- плохо выстроенные психологические границы.
Обладая такими качествами, человек неосознанно выбирает стратегию приспособления, хотя в душе остается глубокое чувство неудовлетворения собой и исходом конфликта.
Но если использовать данную стратегию грамотно, она станет незаменимым помощником в достижении твоих целей, поможет выстроить доверительные, основанные на взаимовыручке, отношения с окружающими, при этом не позволит развиться в тебе внутреннему конфликту.
Стратегия взаимодействия при конфликте: виды
Определение 1Существуют разные стратегии взаимодействия человека во время конфликтной ситуации. Рассмотрим ключевые:
- уход от конфликтной ситуации;
- принуждение;
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество.
Для того чтобы определить стратегию поведения при определенном конфликте, важно обозначить меру, принимаемую его участниками для удовлетворения собственных интересов и интересов другой стороны, а также определить характер действий (пассивный или активный, совместный или индивидуальный).
Стратегия ухода
Определение 2Под стратегией ухода понимается психологическое или физическое устранение от конфликта.
Как правило, стратегия ухода применяется в ситуациях, когда затрагиваемый вопрос не имеет особого значения для человека, а возможные издержки, которые будут в результате конфликта, оцениваются как неприемлемые. По этой причине субъект, который придерживается этой позиции, не будет отстаивать свои права, не будет сотрудничать ни с кем, для того чтобы найти решение, не захочет тратить силы и время на решение появившихся противоречий. Данный подход также широко применяется в ситуациях, когда у одной из сторон есть большая власть или она полагает, что нет основательных причин для того чтобы продолжать конфликт.
При применении стратегии ухода от конфликта часто вместо уменьшения напряжения происходит развитие конфликта, так как игнорирование несогласия вызывает еще большее недовольство.
Данный подход может обеспечить проигрыш обеих сторон. Но не нужно рассматривать стратегию ухода от конфликта в качестве бегства от проблемы и уклонения от ответственности. При определенных ситуациях данная стратегия может быть приемлемым решением, в особенности, если есть предпосылки того, что конфликт может разрешиться самостоятельно или нет реальных возможностей, которые могут урегулировать конфликт.
Стратегия приспособления
При стратегии приспособления часто происходят попытки удовлетворить интерес партнера в ущерб своим собственным интересам. Иначе говоря, приспособлением является ряд действий, совместных с другой стороной, и без отстаивания личных интересов, для того чтобы сгладить конфликтную ситуацию. Эффективной эта стратегия бывает при ситуациях, когда итог дела очень важен для одной из сторон и не представляет особого интереса для другой стороны, а также в случаях, когда человек может пожертвовать личными интересами ради общего дела или партнера.
Замечание 2При рассмотрении стратегии приспособления в ключе удовлетворенности отношениями, то постоянное приспособление порождает две главные проблемы:
- При улаживании конфликта посредством приспособления одного партнера к другому приведет к невысказанности своей точки зрения, важных фактов, аргументов. Это может повлиять на принятие неверных решений.
- Если основываться на теории обмена, стратегия приспособления может привести к тому, что человек, который приспосабливается все время получает меньше. Это приведет к тому, что в определенный момент данное положение дел перестанет его устраивать, и этот человек захочет найти сбалансированные отношения с другим человеком.
Вместе с тем, важно отметить, что если предмет противоречия не имеет важного значения для сторон, а намного важнее сохранение отношений, то стратегия приспособления может быть вполне применима. Кроме того, некоторые деловые культуры допускают именно такое урегулирование конфликтов. Так, например, японцы считают, что более разумным решением для человека, позволяющим сохранить свое лицо, является приспособление, а не риск утраты уважения к себе при вступлении в ссору.
Стратегия принуждения
При стратегии принуждения во время конфликтной ситуации предполагается разрешение ее при применении силы, манипуляций и словесных нападок. Человеку необходимо в данной ситуации, чтобы его потребности удовлетворили, а идеи одобрили. «Кто силен, тот и прав» — так можно описать стратегию принуждения. Если рассматривать данную стратегию со стороны удовлетворения потребностей, то принуждения является ситуацией «выигрыш – проигрыш».
Применение данного подхода подразумевает наличие властных преимуществ. Принуждать, требовать, мало считать с издержками других – действия, которые свойственны поведению при стратегии принуждения. Если же рассматривать данную стратегию со стороны удовлетворенности отношениями, то принуждение не может сделать отношения гармоничными и, скорее всего, испортит их. Поэтому принуждение имеет место только в тех случаях, когда вопрос имеет очень важное значение, а взаимоотношения, напротив. Также стратегия принуждения возможна во время чрезвычайных ситуаций, когда необходимо принять решительное и быстрое действие, для того чтобы обеспечить безопасность и максимально уменьшить возможный вред.
Совершенно ясно, что стратегия принуждения не может принести успех во время близких и личных отношений, так как не сможет вызывать ничего кроме чувства отчуждения. Также данная стратегия не применима в ситуациях, когда работник не имеет достаточной власти, а его мнение по определенному вопросу расходится с мнением начальника.
Стратегия компромисса
Стратегия компромисса подразумевает возможность пожертвования чем-либо обоими партнерами. Пожертвование в данной ситуации необходимо для того, чтобы найти что-то общее в их позициях. Разрешение конфликта предполагает некоторое удовлетворение обеим сторонам. Иначе говоря, данная стратегия является умеренным учетом интересов каждой стороны. В большинстве ситуаций компромисс позволяет разрешить конфликт быстро, особенно при ситуациях, когда у одной из сторон нет явных преимуществ.
Замечание 3Компромиссы получили широкое распространение при разрешении деловых конфликтов. И, отмечено, что те люди, которые используют стратегию компромисса, получают благоприятную оценку окружающими.
Но компромисс не предполагает взаимного удовлетворения, и отдельного удовлетворения каждой из сторон. При рассмотрении стратегии компромисса со стороны личного удовлетворения, то данная стратегия формирует ситуацию «проигрыш – проигрыш», так как оба партнера в определенном смысле «проигрывают», даже когда «выигрывают».
Замечание 4Акцент в данной стратегии ставится на варианте, который можно обозначить так: Мы не имеем возможности полностью осуществить свои желания, поэтому нам важно найти решение, с которым каждый из нас согласится.
Несмотря на то что компромисс является довольно распространенным методом разрешения конфликтов, он имеет ряд недостатков. Так, важно отметить, что верное решение принимается не во всех ситуациях, так как стороны «придают» лучшее решение, для того чтобы достичь компромисс. Использовать компромисс можно в ситуациях, когда отношения являются важными для человека, проблемы не могут решиться просто, и оба партнера заинтересованы в конкретной стороне вопроса. Компромисс не страшен для длительных отношений, так как обе стороны в итоге получают определенное удовлетворение.
Стратегия сотрудничества
При стратегии сотрудничества конфликт разрешается, учитывая вопросы и потребности каждой из сторон. Партнеры в данном случае приходят к решению, которое их взаимно удовлетворяет. Во время сотрудничества происходит обсуждение тем и высказывается свое отношение к ним, определяются наиболее важные вопросы и находятся решения, которые устраивают обе стороны.
Сотрудничество подразумевает свободный выигрыш, так как решение, принимаемое в ходе него, удовлетворяет обе стороны. При рассмотрении сотрудничества со стороны удовлетворенности отношениями, то он выступает как позитивное явление, так как обе стороны чувствуют, что их мнение важно. Партнеры обмениваются идеями, взвешивают и обдумывают информацию. Независимо от того, какое решение в итоге принимается, партнеры приложили все усилия, чтобы сотрудничать.
Основываясь на практике, отмечено, что сотрудничество является самым приемлемым и наиболее эффективным методом разрешения конфликта.
Обсуждение спорных вопросов, которое имеет конструктивный характер, требует определенных навыков. В этом случае важная роль отводится взаимонастроенности участников конфликта на принятие конструктивного решения возникшей проблемы. В связи с этим стороны должны быть готовы:
- воспринимать конфликт в качестве нормального события, которое даже способствует улучшению результата, при правильном управлении и принятии более творческого решения;
- доверять и проявлять откровенность по отношению к другим;
- принимать и, что важно, следовать обязательствам, которые были приняты на себя во время общего решения;
- понимать, что все участники конфликта имеют равные права в его разрешении и мнение каждого имеет место быть;
- понимать, что ни один уа не будет принесен в жертву в интересах всех.
Таким образом, сотрудничество подразумевает отстаивание личных интересов, но при этом учитывает нужды и желания второй стороны. Ясно, что стратегия сотрудничества наиболее трудна, так как подразумевает скрупулезную и продолжительную работу.
В итоге, хотелось бы отметить, что ни одна из перечисленных стратегий поведения в конфликтной ситуации не может считаться лучшей. Необходимо овладеть каждой их них, обоснованно совершать выбор, учитывая конкретные обстоятельства, следовать такому подходу, при котором возможно найти максимально оптимальное решение возникших противоречий. Знания, опыт, уважение к партнеру, высокая культура делового общения – лучшие советчики при выборе той или иной стратегии конфликтного поведения.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Использование стиля Разрешения Конфликта Размещения — Программа Посредничества MV
ПОКА МЫ СОХРАНЯЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ДИСТАНЦИЮ И ИМЕЕМ МНОГО ВРЕМЕНИ В НАШИХ РУКАХ, ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ НЕКОТОРОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА… СТИЛЬ.Использование Аккомодация Стиль разрешения конфликтов
При посредничестве, фасилитации и коучинге по конфликтам мы работаем над тем, чтобы раскрыть творческий потенциал в процессе разрешения конфликтов. Это в правом верхнем углу диаграммы выше. Мы помогаем развивать совместный процесс, результатом которого является новый творческий результат решения проблем. Это взаимовыгодные соглашения. Конфликт уменьшается, а общение и понимание увеличиваются.
Размещение…
У нас не всегда есть время, необходимое для творческого разрешения конфликтов. Когда возникают конфликты, мы обычно используем наш преобладающий конфликтный подход. Если вы склоняетесь к стилю размещения, расположенному в правом нижнем углу, то, скорее всего, это ваш подход.
Время от времени все приспосабливаются, и это здорово, когда тебя приспосабливают — жизнь состоит из уступок и взятий, и каждый временами ставит потребности других на первое место. Однако для некоторых людей жилье — это все, что они знают.
В каких случаях проживание является разумным выбором?
Существует множество ситуаций, в которых лучшим методом является приспособление. Например:
Сохраняющие отношения
Поддержка других
Другой человек, занимающий полномочия или власть
Восстановление Гармонии
Лучше до конца диспо. служба поддержки клиентов
Принятие решения приспособиться, имея при этом другие варианты выбора, может стать дополнительным выбором и помочь разрешить конфликт.
Приспособление к ошибке
Почему люди склонны приспосабливаться? Согласно Дейлу Эйлерману в его статье ниже: «Эти черты, вероятно, укоренились в детстве и могут быть подкреплены семейными, религиозными или другими ценностями. Люди, склонные к уступчивости, предпочитают гармонию, добрую волю и взаимность, которые часто ассоциируются с эту черту поведения и считают, что большую часть времени она служит им хорошо». Кроме того, люди, ставшие мишенью предубеждений или дискриминации, могут вырабатывать приспособление в качестве механизма выживания в целях выживания.
Когда жилье не подходит?
Если приспособление является единственным известным человеку способом разрешения конфликта, это проблема. При исключительном приспособлении потребности человека поглощаются, а потребности другого человека рассматриваются как высшие. Это не правильно. Голос каждого должен быть услышан, а идеи должны быть обсуждены и рассмотрены.
Если вы склонны быть человеком, который только приспосабливается, идея состоит в том, чтобы создать больше комфорта в отстаивании своих собственных идей и интересов. Трудно изменить старые шаблоны. Для того, кто привык соглашаться с чужими идеями, это может быть сложно. Посмотрите, сможете ли вы найти партнера и попробуйте разыграть беседу, в которой ваши идеи и мнения утверждаются как равноправная часть беседы.
Сделайте это:
Адаптивный стиль управления конфликтами, объяснение
16 июля 2021 г.
Мир строительства включает в себя несколько бригад, трудоемкую работу и сжатые сроки, что делает конфликт неизбежным. Уступчивый стиль управления конфликтами — это лишь один из пяти способов справиться с конфликтом и сохранить ваш проект в нужном русле.
Четыре других стиля управления конфликтами:
- Стиль сотрудничества
- Стиль соперничества
- Компромиссный стиль
- Избегающий стиль
В этой статье
- 1 Что такое уступчивый конфликтный стиль?
- 2 Пример приспосабливающего стиля на практике
- 3 Когда следует использовать приспосабливающийся стиль?
- 4 Как стать более напористым
Что такое уступчивый конфликтный стиль?
Слово «приспосабливающийся» происходит от латинского accommodātus , , что означает «соответствовать, применяться, согласовываться, подходить, приспосабливаться». Как только мы даем определение уступчивости, становится понятно, что уступчивый стиль разрешения конфликтов — это бескорыстие и низкая напористость. На практике это означает готовность отказаться от личных интересов, чтобы найти золотую середину со своей командой. Вы можете использовать эту стратегию, если конфликт небольшой и вам нужно быстро решить проблему.
Пример стиля размещения на практике
Представьте, что большая бригада сантехников приезжает на проект, который не должен был начаться, пока не уйдут электрики. Теперь обе бригады дерутся, и вам нужно вмешаться. Вы уже нанимали этих сантехников раньше и планируете нанять их снова. Так что даже если они испортили расписание, вы предпочитаете его игнорировать. Вы позволяете им продолжать и даете электрикам выходной на остаток дня. Это не самый настойчивый способ справиться с конфликтом — и вы можете мягко подтолкнуть сантехников, чтобы они проверили их календарь, — но, применяя уступчивый стиль, вы используете управленческий навык, который помогает сохранять мир.
Когда следует использовать уступчивый стиль?
Уступчивый конфликтный стиль идеален в следующих ситуациях:
- Когда сохранение отношений важнее, чем получение желаемого.
- Когда вы хотите сгладить или избежать спора.
- Когда у вас сжатые сроки.
В зависимости от конфликтных стилей подход к уступкам следует использовать с осторожностью, так как со временем он может подорвать вашу уверенность. Смелость заявить о себе и противостоять конфликту лицом к лицу, даже если это означает принятие непопулярных решений, принесет вам больше уважения, чем выбор легкого пути.
Как стать более настойчивым
Если вы склонны отступать в конфликте, легко в конце концов почувствовать себя мучеником. Вот почему так важно быть напористым — это может помочь вам отстаивать свои собственные интересы, а также интересы вашей команды.
Чтобы повысить свою уверенность в себе, попробуйте обратиться к тому, кому вы доверяете. Вы можете обсудить конкретную проблему, которая вас беспокоит, а также попробовать ролевую игру, чтобы понять, в чем вы не правы. Когда приходит ваша очередь говорить, четко ли вы заявляете, чего хотите? Или вы боитесь всех подвести? Знание того, что вас сдерживает, поможет вам преодолеть это, и вы обнаружите, что с практикой это становится легче.