Признаки больших социальных групп: The requested URL could not be retrieved

Признаки больших социальных групп

Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы:

  1. развитие;
  2. определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие;
  3. своя ролевая структура.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. В любом обществе, за исключением первобытного, существуют классы, хотя внешне они не всегда четко выражены.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяйства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т.е. неравенство. В соответствии с этим в капиталистическом обществе выделяли класс буржуа и люмпенов, а структуру советского общества сводили к рабочим, крестьянам и прослойке — интеллигенции. Между тем в советском обществе, как и в любом другом, наряду с общепринятыми и названными общностями людей имели место и другие, например бездомные и нищие.

Социально-психологические признаки классов следующие:

  • социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
  • определенный образ, качество и стиль жизни;
  • шкала ценностей, система потребностей и интересов;
  • традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки и круг общения;
  • социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества — явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промышленность. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворотом от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменением социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному). Собственность как критерий социальной стратификации общества постепенно теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Признавая ценность концепции постиндустриального общества, тем не менее нельзя не видеть ее утопичность.

Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты:

  • политический;
  • экономический;
  • социологический;
  • социально-психологический.

В рамках социально-психологического подхода большие социальные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни,культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические явления. Как правило, их освещение производилось с идеологических позиций. При этом интересы предпринимателей характеризовались как алчные, как интересы эксплуататоров, а рабочих — как движущая сила общественного процесса. Разумеется, таким упрощенным образом нельзя объяснять интересы больших социальных групп. Подобной антитезы на самом деле нет. Во всяком случае это характерно для периода первоначального накопления капитала.

В развитых странах противоречия между классами сглажены, но тем не менее существуют.

Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп выражается в коэффициенте их жизнестойкости. Он определяется путем учета таких показателей, как средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности, распространенность генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных затрат на социальные и экономические программы и т.д. Данный коэффициент определяется по шестибалльной шкале. На сегодняшний день «пятерку» не получила ни одна страна в мире. Что касается Швеции и стран Бенилюкса, то жизнестойкость населения этих стран оценена в «четыре» балла. Этот факт говорит о том, что социальная система, построенная на социал-демократической основе, позволяет удовлетворять и гармонизировать потребности и интересы больших социальных групп.

Таким образом, идея конвергенции капитализма и социализма — не очередная утопия, а реальность. Что же касается концепции общечеловеческих ценностей, то она достижима лишь в том случае, если решен вопрос о витальных (жизненных) потребностях конкретных социальных групп, т. е. неравенства последних.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

Многопартийность — основа демократического общества. Монополизм как в политике, так и в экономике губителен для общественного развития. Однако многопартийность значительно усложняет общественную жизнь и без наличия определенной культуры превращается в хаос, источник опасности для общества из-за конфронтации и борьбы за власть.

Переход к рынку привел к значительному расслоению общества.

Появились классы — «новых русских», предпринимателей и т.д. Но этот неизбежный в общем-то исторический процесс принял деформированный характер. Неравенство усугубилось. Разница между материальным положением предпринимателей и остальными слоями населения достигла громадных размеров. При этом не образовался средний класс, являющийся социальным буфером между верхними и низшими классами общества. Процесс расслоения привел не только к разрыву между классами в области их материального положения, но и к криминализации предпринимательской среды и коррумпированности власти. Вместе с тем основные классы: интеллигенция, работники госбюджетной сферы, рабочий класс, крестьяне — оказались в положении люмпенов. На самом же деле при хорошо продуманных стратегии и тактики перехода к рынку должно было произойти образование самого значительного класса — среднего.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения — человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологическими признаками:

  • отсутствием организованности;
  • слабым взаимодействием между членами;
  • анонимностью.

По существу, массовые движения — это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т. п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными».

Среди них различаются:

  1. национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего,возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
  2. профессиональные общества (например, ассоциация «Анти СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;
  3. культурно-воспитательные общности, в частности «Мир через семью» и др. ;
  4. различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
  5. общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки.

В тоталитарном обществе деятельность любых массовых движений подконтрольна, санкционирована и поэтому лишена смысла, гак как носит добровольно-принудительный характер.

Иной характер деятельности массовых движений в демократическом обществе. Все социальные движения здесь возникают в связи с наличием недовольства чем-либо, например задержкой зарплаты. Иными словами, социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов.

Для примера можно взять профсоюзное и молодежное движение. На протяжении семидесяти лет профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма». Нельзя сказать, что они не защищали интересы трудящихся, но были фактически зависимы от партии. Иное дело — независимые профсоюзы. Психология их членов отличается от других объединений. Для обеспечения прав и интересов своих членов они имеют денежный фонд и могут объявлять забастовки, стачки. Для этих целей избираются стачкомы.

Забастовка может принимать массовый характер и охватывать не только работников какой-либо организации, но и всю страну. В таком случае говорят о гражданском неповиновении. Забастовочное движение, как правило, отличается единством целей и требований, материальной психологической поддержкой, групповой идентификацией, эмпатией и в то же время наличием конфликтных интересов по отношению к другим социальным группам. Здесь максимально проявляется эффект, связанный с «Мы» и «Они».

Разумеется, молодежные движения отличаются от деятельности профсоюзов. Они, как правило, образуются на почве интереса к какому-либо жанру эстрадной музыки, спортивной команде (речь идет о так называемых «фанатах») и т.д.

Характеристика больших социальных групп » Страница 2

1.2 Общие качества группы

Теперь мы, непосредственно, рассмотрим общие качества группы:

• Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
• Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
• Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
• Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
• Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей.
• Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

• направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
• организованность — реальная способность группы к самоуправлению;
• эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
• интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
• волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям.

Глава 2. Большие социальные группы

2.1 Общая характеристика больших социальных групп

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева , А.И. Горячева и М.Г.Макаров , Г. Г. Дилигенский, О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова , Е. С. Кузьмин, А. Р. Лурия , Б. Д. Парыгин, Б Ф. Поршнев . В В.Шаронов (1975) и др.

Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп.

Так, Г. М.Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие:

• какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
• какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи:
• каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
• какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений.

Г.Г. Дилигенский считает, что психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутри групп новых социальных связей.

В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей. Во втором случае — это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Дилигенский, принимая это деление, называет первые объективными макрогруппами, вторые — субъективно-психологическими. Для уяснения соотношения между этими вилами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичным по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).
По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах. Признак контактности взаимодействия выступает тоже как существенный. Половозрастные группы, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г. Г. Дилигенскмй выделяет два типа социальных групп. Первый тип — объединение люден, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.

Первый — нижний уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями.

Степень гетерогенности и гомогенности группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности. Реально всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей и эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.

Г.Г. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми являются, например, признаки расы, языка, пола..

На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Ограниченность одних общностей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрихозяйственными объединениями, контактами, более интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.

Интегрирующим признаком социально-психологической общности является идеология.

Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом.

Что это такое и как его подзарядить

Термин «социальная батарея» описывает количество энергии, которое человек имеет для общения. Люди с полной социальной батареей имеют много энергии для социальных взаимодействий, тогда как люди с низкой социальной батареей часто могут чувствовать, что им нужна «подзарядка».

Концепция социальной батареи — это метафора, помогающая людям описать, как общение влияет на них. Размер социальной батареи у разных людей разный, и разные люди предпочитают разные виды деятельности для подзарядки.

Некоторые люди, например экстраверты, черпают энергию из социальных взаимодействий. Поэтому, когда они чувствуют упадок сил, они могут предпочесть провести время с другими.

Интроверты, напротив, расходуют энергию во время социальных взаимодействий. Им может потребоваться перезарядка, проводя время в одиночестве. Другие люди, которым может понадобиться это сделать, включают аутичных людей и людей с социальной тревожностью.

Социальная батарея не является медицинской концепцией, но это популярный и удобный способ объяснить другим, как социальная деятельность влияет на них. Читайте дальше, чтобы узнать больше о социальной батарее.

Социальная батарея — это метафора, объясняющая, сколько энергии у человека есть для общения.

Небольшая или кратковременная социальная батарея означает, что у человека в целом меньше энергии для общения. Возможно, они находят общение утомительным, стрессовым или чрезмерно стимулирующим. Поскольку небольшая социальная батарея быстро разряжается, этим людям нужно чаще подзаряжаться.

Социальная батарея большего размера или продолжительного действия свидетельствует о том, что у человека много энергии для общения. Им может потребоваться много времени, чтобы они почувствовали усталость, поэтому им не нужно так часто перезаряжаться. Фактически, они могут получать энергию от общения.

Многие факторы могут влиять на то, как долго длится социальная батарея человека, в том числе:

  • его личность
  • тип социального взаимодействия
  • качество или легкость взаимодействия
  • внешние стрессовые факторы, такие как пребывание в шумном или непредсказуемом Окружающая среда
  • внутренние стрессоры, такие как тревожность

Интроверсия и экстраверсия — это показатели того, как люди реагируют на внешние стимулы, включая социальное взаимодействие.

Экстраверты склонны сосредотачиваться на внешнем мире, получая энергию от социальных взаимодействий. Интроверты больше сосредоточены на внутренних факторах, и социальные взаимодействия могут истощать их.

Используя концепцию социальной батареи, экстраверты имеют более длительные социальные батареи и более низкую терпимость к одиночеству. Напротив, у интровертов более короткие социальные батареи, но они находят одинокую или тихую деятельность заряжающей энергией.

Важно отметить, что интроверты по-прежнему могут получать удовольствие от общения и получать от этого удовольствие. Тот факт, что социальные взаимодействия расходуют их энергию, указывает не на застенчивость или недостаток социальных навыков, а просто на особый тип темперамента.

То, что истощает энергию человека, зависит от его личности и того, как он воспринимает социальные взаимодействия. Очень экстравертный человек может не чувствовать, что его социальная батарея когда-либо истощается.

На тех, кто в конце концов находит общение утомительным, может оказать влияние следующее:

  • Люди, с которыми человек общается: Человек может обнаружить, что ему требуется больше энергии для взаимодействия с некоторыми людьми, чем с другими. Например, общение с коллегами в напряженной профессиональной среде или общение с незнакомцами может быть более утомительным, чем общение с близкими друзьями или семьей.
  • Тип взаимодействий: Качество взаимодействий может сделать их более или менее истощающими. Проведение времени с бесчувственным или недружелюбным членом семьи может быть более утомительным, чем с любящей группой друзей. Люди обычно находят взаимодействия, которые подтверждают и приветствуют, менее истощающими.
  • Размер группы: Большие группы требуют больше взаимодействия, создают больше шума и включают более сложную социальную динамику. По этой причине человек может найти эти взаимодействия более утомительными, чем встреча один на один.
  • Продолжительность: Длительное общение истощает больше энергии и дает меньше возможностей для перезарядки. Человеку может нравиться посещать два коротких мероприятия в день с перерывом между ними, но недельное мероприятие может оказаться утомительным.
  • Дисбаланс сил: Расизм, сексизм, эйблизм и дисбаланс сил влияют на социальные взаимодействия. Человек, принадлежащий к исторически маргинализованной группе, может чувствовать себя более истощенным при общении с человеком, который не понимает его опыта.
  • Стресс: Определенные события связаны со стрессорами, помимо общения, которые могут быть утомительными. Например, человек может нервничать из-за речи или презентации, которую он должен выступить на мероприятии, или он может испытывать стресс по дороге к месту проведения мероприятия.

Человеку может не хватать энергии для общения, если он чувствует:

  • усталость
  • стресс или выгорание
  • меньше заинтересован в разговоре, чем раньше
  • желание пойти домой или быть где-то знакомым
  • потребность сделать что-то тихое, например, почитать или посмотреть фильм

Признаки того, что у вас меньшая социальная батарея, включают:

  • чувство потребности в тишине, особенно после общественных мероприятий
  • стремление сосредоточиться на внутренний мир или воображение, а не на внешний мир
  • расстраиваются или устают от социальных ситуаций быстрее, чем другие
  • чувство подавленности толпой, концертами или другими массовыми мероприятиями

Способы перезарядки социальной батареи у людей могут быть разными. Для некоторых общительность может перезарядить его. Людям, которые так считают, может быть полезно следующее:

  • планирование регулярных телефонных звонков, встреч или видеозвонков с друзьями и семьей
  • присоединение к активным онлайн-сообществам
  • присоединение к местным группам или клубам по интересам
  • избегание жизни или работы в одиночку

Выполнение этих шагов может дать людям ряд возможностей для общения, чтобы, если друзья или семья недоступны, у них были другие способы взаимодействия с людьми.

Соединенные Штаты придают большое значение экстраверсии, и многие рабочие места и школы поощряют быть общительными и общительными. В результате экстравертам легче перезарядить свои батареи, чем интровертам, в зависимости от того, где они живут или работают. Однако, согласно исследованию 2019 года, интроверты составляют почти 50% населения.

Интровертам и другим людям с меньшей социальной батареей, возможно, придется предпринять дополнительные шаги, чтобы помнить об уровне своей энергии. Они могут сделать это:

  • Наблюдение: Человек может замечать, как ощущаются социальные ситуации и сколько времени требуется, чтобы потом почувствовать себя перезаряженным. Это может помочь им понять, как много они могут общаться и сколько времени им нужно, чтобы восстановиться между событиями.
  • Строительство во время перезарядки: При планировании социальных мероприятий может помочь блокировать время после активности для перезарядки. Например, если человек знает, что ему требуется около дня, чтобы почувствовать себя энергичным после вечеринки, он может включить это в свое расписание всякий раз, когда получает приглашение. Избегание планирования общественных мероприятий без перерывов между ними может помочь человеку сохранить энергию для мероприятий, которые он посещает.
  • Изучение того, что заряжает энергией: Человек может попробовать разные виды деятельности в одиночестве, чтобы увидеть, что наиболее эффективно заряжает его социальную батарею. Некоторым людям может просто хотеться отдохнуть, в то время как другие могут найти более восстанавливающим силы в спокойной деятельности, такой как походы, чтение, йога, садоводство или рукоделие.
  • Варьирование событий: Может быть полезно сочетать высокоинтенсивные и низкоинтенсивные занятия. Например, человек, у которого намечена свадьба на одни выходные, может запланировать более спокойные и тихие мероприятия с одним другом на следующие выходные.
  • Планирование перерывов: Во время напряженных или длительных социальных ситуаций важно планировать перерывы. Например, во время похода на выходных с друзьями человек может совершить несколько одиночных прогулок или пораньше вернуться в палатку, чтобы почитать в одиночестве.
  • Общение: Если возможно, человек должен сообщить своим близким, что общение истощает их энергию и что им могут понадобиться перерывы. Они могут объяснить, что уход раньше других или пропуск каких-то мероприятий — это не отказ, а способ заботы о себе.

Социальная тревожность возникает, когда человек постоянно нервничает или боится осуждения со стороны других. Это может сделать общение более утомительным, поскольку люди часто чувствуют необходимость «отредактировать» свое поведение или речь, чтобы избежать негативного восприятия. Физические последствия беспокойства также могут вызывать усталость.

Поскольку социальная батарея — это метафора, люди с социофобией могут счесть ее полезным способом описать, как общение влияет на них.

Некоторых людей может интересовать снижение энергии после общения из-за социальной тревожности или из-за того, что они интроверты.

Социальная тревожность и интроверсия — разные понятия. В то время как люди с социальной тревожностью чувствуют себя напряженными или обеспокоенными в социальных ситуациях, интроверты могут чувствовать себя комфортно, пока их батарейка не начнет садиться. Они могут чувствовать себя непринужденно рядом с другими, но у них меньше возможностей проводить с ними длительные периоды времени.

При этом можно быть интровертом и в то же время испытывать социальную тревогу. В таких случаях оба фактора могут способствовать сокращению продолжительности социальной батареи.

Более раннее исследование студентов колледжа, проведенное в 2006 году, показало, что низкая самооценка является сильным предиктором социальной тревожности, но интроверсия менее важна. Если люди часто чувствуют себя неадекватными или испытывают частый стресс из-за того, что думают другие, это может сигнализировать о социальной тревожности.

Узнайте больше о симптомах социального тревожного расстройства.

Социальная батарея — это способ концептуализации энергии человека для общения. У одних людей много энергии для общения, у других меньше. Такие факторы, как интроверсия, экстраверсия, психическое здоровье и нейродивергенция, могут влиять на то, насколько человек чувствует себя способным к общению, прежде чем его батарея разрядится.

Идея социальной батареи не является научной концепцией, которая надежно предсказывает какое-либо конкретное поведение или эмоцию. Тем не менее, это может быть полезным инструментом, помогающим человеку понять свою реакцию на социальное взаимодействие и то, как планировать события, чтобы они не были слишком утомительными. Для людей с такими состояниями, как социальная тревожность, это может быть важно для самопомощи.

Если человек не уверен, связана ли его низкая социальная батарея с тревогой, расстройством аутистического спектра или чем-то еще, он может обратиться к врачу за советом.

21 Примеры социального статуса (2023)

Социальный статус относится к уровню престижа, привилегий и почета, который, как считается, имеет кто-либо в обществе.

Примеры социального статуса включают вашу профессию, одежду, автомобиль, политическую принадлежность, почтовый индекс и принадлежность к школам, группам или организациям. Каждый из этих элементов влияет на ваш общий социальный статус.

Социальный статус относится к тому, как вас воспринимают люди в обществе. Как правило, мы можем видеть это как:

  • Высокий статус:  Вы пользуетесь большим уважением благодаря своему богатству, карьере или социальному влиянию.
  • Низкий статус Вы не пользуетесь уважением или даже изгоем общества из-за недостатка богатства, престижа, образования и т. д.

Социологи, такие как Макс Вебер, утверждают, что люди с высоким социальным статусом имеют в обществе привилегии, которых нет у людей с низким статусом. Это может включать в себя более уважительное отношение со стороны полиции и деловых людей и приглашение на большее количество мероприятий.

1. Одежда

 Люди покупают модную и даже брендовую одежду, чтобы выглядеть престижно.

Например, покупая дорогие бренды, такие как Gucci и Georgio Armani, вы можете выглядеть так, как будто у вас много денег, а также изысканный вкус.

Некоторые субкультуры также будут иметь свои собственные модные тенденции, которые помогут показать чью-либо принадлежность к группе. В то время как в более широкой культуре этот человек может считаться человеком с низким статусом, внутри группы он может пользоваться престижем из-за своей контркультурной кожаной куртки или черных кожаных ботинок.

2. Членство в группе

Членство в определенных группах и организациях может дать вам статус. Например, членство в каменотесе может предоставить вам доступ к влиятельным бизнесменам, которые помогут вам добиться успеха в жизни.

Точно так же быть alma mater того же колледжа, что и человек, проводящий собеседование при приеме на работу, может быть ценным, если этот человек предвзято относится к людям, которые учились в том же колледже, что и они (и даже лучше, если вы были в одно и то же братство или женское общество!).

3. Материальное имущество

Владение физическими благами, такими как спортивный автомобиль, особняк, дорогие часы или новейшее технологическое устройство, может помочь человеку достичь более высокого статуса.

Например, если в вашем особняке будет большой бассейн, у вас может появиться гораздо больше друзей или обожающих поклонников, потому что вы сможете привлечь их, пригласив поплавать.

Хотя поначалу они могли и не быть настоящими друзьями, у вас был способ спровоцировать дружбу, которая могла перерасти в настоящую дружбу. Здесь вы можете увидеть, как высокий статус может помочь вам в жизни.

4. Национальность

 Путешествуя по миру, вы можете узнать, что ваша национальность связана с набором стереотипов.

Меня, как австралийца, иногда воспринимают как в положительном (непринужденном, дружелюбном), так и в отрицательном (социально отсталом, неуместном) стереотипе. Точно так же американцев можно считать грубыми и громкими, но также и щедрыми чаевыми.

Будем надеяться, что с ростом социального взаимодействия с вами люди перестанут обращать внимание на свои первоначальные предположения о вашей национальности. Тем не менее, поскольку нация происхождения — это приписываемый статус, от него трудно ускользнуть во время первоначального взаимодействия.

См. также: Типы стереотипов

5. Популярность или «крутость»

Социальная стратификация происходит в очень раннем возрасте в детских группах сверстников. Дети, которых считают популярными или «крутыми», поднимаются на вершину своих социальных групп.

Быть крутым — это набор привычек с самого раннего возраста. В младенчестве это может быть так же просто, как наличие популярного товарища по играм. Когда дети поступают в школу, крутые дети часто воспринимаются как обладающие мастерством остроумных ответов, способностью управлять толпой и близостью к другим сверстникам, которые также воспринимаются как крутые.

Даже во взрослом возрасте популярность остается ключевым фактором социального статуса человека. Например, влиятельные лица в социальных сетях имеют престиж, потому что у них много онлайн-подписчиков. Это, в свою очередь, может купить им привилегии, такие как спонсорство бренда и эксклюзивный доступ в ночные клубы.

6. Почтовый индекс

 Некоторые почтовые индексы и районы считаются особо престижными. Например, почтовый индекс

в Беверли-Хиллз (Калифорния) настолько престижен, что его именем назван телесериал (шоу шло с 2008 по 2013 год).

Точно так же проживание в непосредственной близости от Центрального парка в Нью-Йорке приносит определенный статус (и, конечно же, потребность в больших деньгах, чтобы позволить себе квартиру!) 

7.

Профессия (род занятий)

Профессии традиционно были четким и поддающимся количественной оценке способом определения социального статуса человека.

К высокостатусным профессиям относятся юристы, врачи и пилоты. Эти профессии являются признаком чьих-то достижений и значимости.

Родители некоторых людей подталкивают их к занятию с высоким статусом. В этих ситуациях родители используют профессию своего взрослого ребенка для создания положительного общественного имиджа своей семьи.

См. также: Профессии белых и синих воротничков

8. Религия

В разных культурах разные религии имеют разный статус. В Испании 16 века быть католиком считалось обязательным для члена правящего класса.

В то время как секуляризм распространился по всему западному обществу, религиозная принадлежность по-прежнему играет незначительную роль в достижении «желаемого» статуса. Политики и кандидаты в президенты, например, часто должны продемонстрировать свою религиозную принадлежность, чтобы получить голоса избирателей. Исторически протестантизм был самой ценной религиозной принадлежностью для политиков, баллотирующихся на посты в США.

9. Политическая принадлежность

Политическая принадлежность может как открывать, так и закрывать для вас двери. Это может оказать негативное влияние, если ваша принадлежность отличается от принадлежности к истеблишменту, но членство в политической партии также может помочь вам добиться успеха в жизни.

Нигде это не проявляется так очевидно, как в Северной Корее, где членство в правящей партии является необходимым условием для продвижения по служебной лестнице в обществе.

10. Дети элиты

Быть ребенком кого-то из элитного класса может дать вам огромное преимущество в жизни. Это может дать вам доступ к хорошим школам, хорошей работе и невероятному богатству.

Таким образом, мы часто видим известные семьи из нескольких поколений, такие как Кеннеди, Кардашьян, Болдуины и семья Уилла Смита (чей сын сейчас известный певец).

Будучи ребенком богатого или известного человека, у вас есть много дверей, открытых для вас просто из-за вашей фамилии.

11. Посещение элитной школы

Учеба в элитной школе или университете отлично смотрится в резюме. Это заставляет людей обращать на вас внимание и может дать вам преимущество на собеседовании.

Хорошим примером такого эффекта является дело британских премьер-министров. Он произвел не менее двадцати премьер-министров, каждый из которых получил преимущество, установив социальные связи, учась в самой шикарной школе страны.

12. Семейное положение

Исторически отсутствие брака, к сожалению, было признаком вашей низкой социальной ценности. Неженатые мужчины и женщины в возрасте 30 лет считались социально нежелательными.

Это часто приводило к отказу в ипотечной заявке, невозможности подняться в обществе и позору для семьи человека.

Сегодня в большинстве западных обществ это не такая большая проблема, как когда-то, потому что семейное положение все чаще рассматривается как ничье дело, кроме вашего собственного.

13. Хобби

Хобби могут раскрыть ваш классовый статус в обществе. Человек, играющий в поло, обычно считается представителем более высокого класса, чем, например, тот, кто играет в регби.

Хотя это может показаться не очень важным вопросом, социальный капитал, который вы создаете, занимаясь своим хобби (люди, с которыми вы встречаетесь и общаетесь), может помочь вам добиться успеха в жизни.

Кроме того, некоторые люди могут осудить вас, не узнав вас поближе, если вы скажете им, что у вас есть времяпрепровождение, которое они считают низшим классом.

14. Владение капиталом и активами

Владение капиталом означает владение такими вещами, как сдаваемое в аренду имущество, акции, облигации, фабрики и предприятия.

Если вы владеете этими активами, ваш престиж повышается, потому что вы считаетесь более влиятельным в обществе. Власть, которая приходит с контролем над средствами производства, дает вам больше денег и больше доступа к богатым людям.

Поверхностные люди также могут попытаться приблизиться к вам, чтобы получить доступ к вашим деньгам.

15. Ваша фамилия

В некоторых городах делить фамилию с опозоренными людьми может быть большой проблемой.

Хотя лично у вас может и не быть причин, чтобы вас считали позором, если двое ваших дядей попали в тюрьму, а ваши двоюродные братья плохо себя ведут в местной школе, это может сработать против вас. Люди могут стереотипировать вас.

Напротив, если вы младший брат или сестра умного человека или звездного спортсмена, люди могут увидеть в вас большой потенциал.

16. Цвет кожи, этническая принадлежность и раса

Цвет кожи, этническая принадлежность и раса — это все, с чем вы родились, но они могут существенно повлиять на количество предубеждений, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни.

Исторически сложилось так, что цветные (не белые люди) на Западе подвергались дискриминации. Это привело к структурным недостаткам и структурной дискриминации, которые сохраняются и по сей день.

17. Пол

Исторически женщины подвергались дискриминации и считались гражданами второго сорта. Это резко повлияло на возможности трудоустройства для поколений женщин (с предрассудками, предполагающими, что женщины должны оставаться дома и воспитывать детей).

Сегодня гендерный разрыв в оплате труда женщин все еще существует, что свидетельствует о том, что в обществе все еще существуют некоторые структурные проблемы в отношении пола. Некоторые люди не согласны с этим утверждением, показывая, что данные могут по-разному интерпретироваться разными людьми.

18. Возраст

Молодые люди имеют статус, потому что их считают лучшими, крутыми и влиятельными. Однако, как ни парадоксально, они также могут рассматриваться как наивные и некомпетентные в рабочей силе.

Точно так же пожилые люди могут считаться менее ценными (особенно если их физические или когнитивные способности снижаются). Однако они также будут рассматриваться как имеющие более высокую ценность, если уважать их знания и мудрость.

Таким образом, возраст является сложной социальной идентичностью, когда речь идет о социальной стратификации. Он меняется в зависимости от культуры и контекста. Кроме того, между людьми могут быть разногласия по поводу того, насколько ценен пожилой или молодой человек. Так вот, это очень сложно!

Как правило, мы можем разделить социальный класс на иерархию:

  • Низший класс:  Также известный как рабочий класс, они обычно рассматриваются как находящиеся ниже в социальной структуре и, следовательно, имеющие низкий статус. Считается, что у них мало денег, а иногда и плохие манеры.
  • Средний класс:  Люди среднего класса имеют комфортную жизнь (дом, машина, поездки в отпуск), но, как правило, не получают особых привилегий. Большинство людей относятся к среднему классу, но вы можете отнести себя к нижнему среднему классу (например, изо всех сил пытаетесь выплатить ипотеку и имеете в целом популистские вкусы в еде) или к верхнему среднему классу (довольно комфортно, но не в состоянии разбрасываться деньгами). ).
  • Высший класс: Эти люди часто являются владельцами бизнеса, которые владеют средствами производства, наслаждаются дорогими вкусами и имеют высокий статус.

20. Награды и почести

Награды и почести включают получение военного значка за вашу службу, медали от королевы (если вы из страны Содружества) или награды за признание вашего сообщества.

Эти награды представляют собой жетоны, которые явно означают вашу ценность для сообщества. Тот факт, что не каждый может его получить, придает ему эксклюзивность, которая наделяет вас статусом.

21. Высшее образование

Несмотря на то, что в наши дни университетское образование становится все более распространенным явлением, оно по-прежнему считается признаком определенного уровня интеллекта и способностей.

Если когда-то диплом был эксклюзивным символом, то сегодня он часто является просто отправной точкой для возможности прорваться на путь карьеры более высокого класса (и, следовательно, более высокого статуса).

В 1904 году Вебер выдвинул «трехкомпонентную теорию» стратификации в своей книге Протестантская этика и дух капитализма .

В книге говорится, что социальный класс, социальный статус и партийный класс (также известный как политическая принадлежность) способствуют системе социальной стратификации. Система социальной стратификации представляет собой социальную иерархию, в которой одни люди имеют привилегии над другими.

Социолог Ральф Линтон впоследствии определил два типа статуса: достигнутый статус и приписываемый статус, обсуждаемые ниже.

Достигнутый статус

Достигнутый статус относится к собственным достижениям человека, а не к тому, с чем он родился.

Личные достижения могут включать: 

  • Получение степени
  • Создание успешного бизнеса
  • Стать влиятельным в социальных сетях
  • Быть на престижной работе
  • Стать автором бестселлеров

Чтобы глубже изучить эту тему, см. нашу статью о примерах достигнутых статусов.

Приписанный статус

Приписанный статус — это черта личности, с которой вы родились. Они часто основаны на стереотипах об определенных типах людей.

Примеры:

  • Ваша фамилия
  • Ваш пол
  • Ваша национальность
  • Ваша национальность
  • Ваш цвет глаз

Чтобы глубже изучить эту тему, см. нашу статью о примерах присвоенных статусов.

Часто задаваемые вопросы

Что такое несоответствие статуса?

Ключевым понятием в модели иерархической социальной системы является понятие непостоянства статуса. Это происходит, когда человек может одновременно занимать разные статусы.

Например, учитель имеет высокий статус в том смысле, что его ценят и уважают, а также низкий статус в том смысле, что ему мало платят.

То же самое и с волонтером, которого высоко ценят, несмотря на то, что общество не вознаграждает его за ценный и даже престижный труд.

Феминистские теоретики часто подчеркивают, что это несоответствие распространено в феминизированных отраслях, таких как преподавание и уход за больными, потому что исторически женский труд недоплачивался. Здесь мы видим, как приписываемые статусы, такие как пол, раса и инвалидность, могут оказывать чрезмерное негативное влияние на социальный статус.

Что такое мастер-статус?

Главный статус человека — это статус, который он считает наиболее важным для своей личности.

Например, если человек имеет следующие статусы, он может рассматривать один из них как наиболее важный: хирург, отец, муж, ученик колледжа, волонтер, брат, христианин, футболист, консерватор и богатый.

Общество может воспринимать статус мастера этого воображаемого человека как хирурга (высоко ценимая профессия), в то время как лично они могут воспринимать свой статус мастера как отца (потому что это самый важный аспект их идентичности для них) ).

Точно так же, если посмотреть на статус Барака Обамы , мы увидим, что он был первым чернокожим президентом Соединенных Штатов Америки, отцом, профессором, общественным организатором, писателем и мужем. Общество явно оценило бы его статус хозяина как статус первого чернокожего президента.

См. также: Примеры социальной идентичности  

Одной из самых строгих и устойчивых социальных иерархий в мире является индийская кастовая система. Это социальная структура, приписывающая статус людям при рождении и не допускающая перемещения между кастами.

Это наносит значительный ущерб людям, потому что те, кто родился в касте, считающейся «неприкасаемой», обречены на низкооплачиваемую работу. Люди из других каст не хотят иметь с ними ничего общего.

Эта социальная проблема настолько системна, что людям определенных каст не разрешается быть поварами, потому что люди не хотят есть еду, приготовленную «неприкасаемыми».

Несмотря на то, что эта система официально запрещена в Индии, а правительственные квоты для преодоления кастовых барьеров действуют десятилетиями, проблема все еще существует и по сей день в некоторых слоях индийского общества.

Заключение

Социальный статус человека — это его положение в социальной иерархии общества. На ваше положение в иерархии влияет множество сложных факторов, включая возраст, пол, расу, карьеру, фамилию и уровень образования.

По мере либерализации западного общества движение вверх и вниз по иерархии стало для многих легче. В то же время общество, как правило, меньше заботится о чьем-то престиже, стремясь относиться ко всем людям одинаково. Однако до достижения подлинного равенства для всех еще далеко.

Дополнительная литература

Барон, Р. (2017). Социальная психология . 14-е изд. Харлоу, Англия: Пирсон.

Бурдье, П. (1979). Отличие: социальная критика суждения вкуса. Лондон: Рутледж.

Фиске, С. (2010) Межличностная стратификация: статус, власть и подчинение. (стр. 941–982). В Fiske, S., Gilbert, D. & Lindzey, G. (eds.) Справочник по Социальной психологии . Лос-Анджелес: John Wiley & Sons, Inc.

Прато М., Кипрайос Э., Эртуг Г. и Ли Ю. Г. (2019). Новый взгляд на соответствие среднему статусу: взаимодействие между достигнутым и приписываемым статусом.

Добавить комментарий