Из чего состоит мировоззрение: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Что такое мировоззрение: понятие и структура

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Многие люди, не достигнувшие того, что хотели, уверены, что жизнь не зависит исключительно от поступков и желаний человека. Чаще всего основной мыслью многих людей является то, что многое происходящее в жизни невозможно предугадать. Однако случайностей не бывает, а мысли зависят от мировоззрения. Именно структура мировоззрения влияет на правильность принятия решений. В данной статье вы узнаете, какие типы мировоззрения бывают, и как формируется мировоззрение.

Влияние на жизнь

Понятие мировоззрения подразумевает совокупность взглядов, принципов и оценок, с помощью которых определяется понимание мира. Особенностью мировоззрения является придание осмысленности и организованности деятельности индивида.

В целом мире насчитывается около 7 миллиардов людей, и у каждого разные взгляды. У каждого человека выстраивается определенный образ по отношению к чему-либо, а зависит это от индивидуальных мыслей. На протяжении всей жизни человек собирает по элементам образы и понятия. Это приводит к переосмыслению и помогает увидеть связь между образами и окружающим миром.

Виды мировоззрений

Мировоззрение может быть калейдоскопическим и мозаичным. Подструктура первого вида не подразумевает какой-либо четкой связи образов явлений, а существующие образы являются лишь отдельными помощниками примитивного существования. К разрушению такой картинки может привести даже незначительный стресс.

К мозаичному мировоззрению относится структурное полотно, при котором человек с помощью своего воображения вполне может найти недостающую деталь. Индивид, обладающий таким мировоззрением, видит мир целостно, а также понимает, что существует причинно-следственная связь. Тем не менее, оба вида являются абсолютными крайностями, которые в реальной жизни являются практически невозможными.

Формирование мировоззрения

Формироваться мировоззрение может, исходя из внутреннего мира индивида. Содержание внутреннего мира подразумевает:

  1. Интеллектуальное развитие, зависящее от необходимости в познании себя и мира.
  2. Эмоциональное проявление, которое заключается в удивлении, радости, гневе, страхе и других эмоциях.
  3. Чувства, которые основываются на нравственности, интеллекте.
  4. Близкое окружение личности и нравственные взгляды.

В истории человечества существовало 2 группы знаний.  Одни знания были доступны всем, а другие — предназначены для узкого круга, чтобы те, кто там состоит, могли управлять мировоззрением общества. Таким образом общество было зависимо от маленькой группы. Даже английский философ Фрэнсис Бэкон был уверен, что именно знание является властью, а тот, кто входит в этот небольшой круг, обладает большими полномочиями.

Мировоззрение людей является предметом для многих обсуждений. Стоит сказать, что несовершенное мировоззрение может привести мир к катастрофе.

  Часто мировоззрение меняется при саморазвитии, обычно в лучшую сторону. Поэтому необходимо постоянно развиваться. Начать можно, например, с курса Викиум «Эмоциональный интеллект».

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура

Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. Тем не менее определенные представления о мировоззрении, отражающем различные его свойства и стороны, стали складываться намного раньше, выражаясь через содержание таких поня-тий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представления о некоем высшем обобщенном знании, наиболее ценном и труднопостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с непреходящими законами, господствующими в мире.

Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на Окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопедии это понятие трактуется так: «Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей» .
Детализируя сущность мировоззрения, ученые оперируют такими понятиями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жизни и занимать в ней определенную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.
Как видим, в качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?
Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Вполне понятно, что овладение научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдельные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют одинаковое мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение человека. Об этом немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня».

Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания следует относить к мировоззренческим? Некоторые исследователи (А.Г. Спиркин, К.К. Платонов, Н.Г. Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщенные знания. Другие же (Э.И. Моносзон, P.M. Рогова) считают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой. Но со вторым мнением здесь вряд ли можно согласиться. Как справедливо отмечает К.К. Платонов, «включение в научное мировоззрение всей суммы научных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, поскольку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания – это означало бы отождествлять научное мировоззрение с наукой в целом» .
Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т. е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.
Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.
Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда взгляды и оценочные суждения человека не подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Человек может, например, положительно оценивать принципиальность как черту личности, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же человек может резко отрицательно оценивать, например, лицемерие и тем не менее проявлять его, действуя в своих эгоисти-ческих интересах. В этом смысле более действенным компонентом мировоззрения человека являются убеждения.
Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутренних побуждений на деятельность, поведение и личностное развитие человека. В качестве таких побуждений выступают общественно-политические и нрав-ственно-эстетические идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представляет собой глубокое познание истины и стремление (желание) придерживаться ее при любых обстоятельствах жизни. В этом смысле под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения.
Убеждения – это результат сложнейшего интеллектуально-эмоционального процесса и жизненного опыта личности, вследствие чего усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов поведения и служат основой для укрепления ее волевых усилий. Убеждение – это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.
Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний – менее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для сознания человека, могут забываться или отбрасываться совсем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать с такой же легкостью, как знания. Например, убеждение в том, что центром Вселенной является Земля, долгое время вызывало у многих людей неприятие гелиоцентрической теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в конце концов изменилось.
Фактически изменение убеждений – это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем устойчивость убеждений есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих оп-ределенную целостность, ценность и индивидуальность.
Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более сильного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивы-ми и часто диаметрально противоположными. Такой человек постоянно находится под чьим-то влиянием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, доступное примитивному восприятию решение проблем.
Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением, личности. «Идеал, – пишет С. Л. Рубинштейн, – представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть» .
Таким образом, идеал человека – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в служении родине, науке, общественному прогрессу.
Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.
Какие же идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания имеются в содержании образования и воспитания в школе и позволяют формировать у учащихся научное мировоззрение?

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Главная страница =>педагогика=>оглавление

Что такое мировоззрение?

В фильме «: Прибытие » (2017) инопланетяне посещают Землю, и люди сталкиваются с необходимостью выяснить, как общаться с существами, которые полностью отличаются от них. По мере того, как они изо всех сил пытаются выучить инопланетный язык, становится ясно, что у этих существ есть понимание вселенной, которое в корне расходится с человеческим пониманием.

Основные идеи людей непонятны инопланетянам. Идеи, которые люди находят невероятно сложными, лежат в основе понимания инопланетян. Все, что они думают о мире, совершенно другое. Короче говоря, у них принципиально разные мировоззрение .

Мировоззрение — это именно то, на что это похоже: то, как кто-то смотрит на мир. Другими словами, это точка зрения, с которой вы понимаете реальность. Причина, по которой эта идея важна, заключается в том, что, когда дело доходит до важных вопросов о смысле жизни или существовании Бога, наша точка зрения влияет на то, как мы понимаем доказательства. Таким образом, мировоззрение многое объясняет, почему умные, вдумчивые люди часто расходятся во мнениях по важным вопросам.

Вот три иллюстрации, которые помогут показать, как работает мировоззрение, чтобы мы могли лучше понять проблемы, с которыми мы сталкиваемся, говоря о больших вопросах.

Очки

Подобно очкам, мировоззрение влияет на то, как вы все видите. Хорошие очки помогают видеть вещи более четко и точно. Но плохая пара искажает вещи, искажает ваше видение и мешает вам видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

То же самое и с мировоззрением – правильное мировоззрение покажет вам мир яснее, неправильное – затемнит и исказит его. Лучшим мировоззрением будет то, которое помогает нам точно видеть реальность.

Сценарий фильма

Представьте, что вы приходите в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм, и обнаруживаете, что пропустили первые 10 минут! Вы немного сбиты с толку тем, что происходит, но делаете все возможное, чтобы не отставать. Но потом через 10 минут срабатывает пожарная сигнализация, и ты вынужден уйти, не дождавшись конца. Как смущает и сбивает с толку! Вы не можете понять это.

Теперь представьте, что кто-то дал вам копию сценария — вы можете прочитать пропущенные фрагменты, и вдруг все обретет смысл. Все разрозненные нити сходятся. Если бы кто-то был злым, он мог бы дать вам неправильное начало или конец, и вы бы изо всех сил пытались понять, как все это сочетается друг с другом. Вы бы не поняли фильм правильно.

Мировоззрение немного похоже на сценарий фильма. Это попытка разобраться в запутанном мире, в котором мы живем, где мы прибываем в середине и уходим до того, как все закончится. Проблема в том, что мы можем написать свой собственный сценарий, пытаясь самостоятельно заполнить пробелы, вместо того, чтобы обращаться к автору за окончательным ответом.

Картинка на коробке с пазлами

Представьте, что кто-то дал вам пазл из 1000 деталей, но не дал коробку. Вы даже не представляете, что пытались сделать! Вы можете начать добиваться прогресса в одних областях, но застрять в других. Или что, если бы у вас были кусочки не в той коробке? Вы можете потратить много времени на сборку деталей в неправильном месте, не понимая, где вы ошибаетесь. Но точное мировоззрение даст вам полную картину и поможет разобраться во всех ее частях.

И что теперь?

Понимание мировоззрения — важный шаг к реальным разговорам о важных вопросах. Мы не можем предполагать, что другие люди видят мир так же, как мы. Нам нужно задавать вопросы, чтобы понять, как другие видят мир. Но нам также нужно задавать вопросы о нашем собственном мировоззрении, чтобы понять, не ошибаемся ли мы где-нибудь.

Дополнительная литература

«Деконструкция мировоззрения» Ника Полларда

Каково ваше мировоззрение? Джеймс Н. Андерсон (Crossway, 2014) Прочтите наш обзор

© bethinking.org

Что такое мировоззрение?

Одной из самых больших проблем современного общества является влияние общих изменений и ускорений на человеческую психологию. Ни индивидуальные умы, ни коллективная культура, кажется, не в состоянии справиться с непредсказуемыми изменениями и растущей сложностью. Нарастают стресс, неуверенность и разочарование, сознание перегружается информацией, обрывки знаний, ценности размываются, негативные события постоянно преувеличиваются, а позитивные игнорируются. В результате царит атмосфера нигилизма, беспокойства и отчаяния. Хотя мудрость, накопленная в прошлом, во многом утратила свою актуальность, у нас также нет ясного видения будущего. В результате кажется, что не осталось ничего, что могло бы направлять наши действия.

Что нам нужно, так это структура, которая связывает все вместе, которая позволяет нам понять общество, мир и наше место в нем, и которая могла бы помочь нам принимать важные решения, которые определят наше будущее. Он синтезировал бы мудрость, собранную в различных научных дисциплинах, философиях и религиях. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на небольших фрагментах реальности, это даст нам картину в целом. В частности, это помогло бы нам понять и, следовательно, справиться со сложностью и изменениями. Такую концептуальную основу можно назвать «мировоззрением».

Бельгийский философ Лео Апостель посвятил свою жизнь развитию такого интегрирующего мировоззрения. Как он быстро понял, сложность этой задачи слишком велика для одного человека. Поэтому большая часть усилий Апостела была направлена ​​на то, чтобы собрать других людей с разным научным и культурным опытом для совместной работы над этой задачей. Лишь в последние годы жизни, после нескольких неудачных попыток, ему удалось создать такую ​​организацию: группу «Мировоззрения», в которую вошли люди из таких разных дисциплин, как инженерия, психиатрия, теология, теоретическая физика, социология и биология.

Их первым крупным продуктом стала короткая книга под названием «Мировоззрения: от фрагментации к интеграции». Этот буклет — призыв к оружию, программа, в которой перечислены цели, а не достижения. Его основной вклад — четкое определение того, что такое мировоззрение и каковы его необходимые компоненты. Группа «Мировоззрения» продолжала работать над различными составляющими и аспектами этой общей цели. Многие из его членов также участвуют в новом междисциплинарном исследовательском центре Свободного университета Брюсселя, названном в честь Лео Апостела: «Центр Лео Апостел».

В книге перечислены семь основных компонентов мировоззрения. Я буду обсуждать их один за другим, используя формулировку, которая немного отличается от той, что в книге, но которая отражает основные идеи.

Модель мира
Она должна позволить нам понять, как устроен мир и как он устроен. «Мир» здесь означает совокупность, все, что существует вокруг нас, включая физическую вселенную, Землю, жизнь, разум, общество и культуру. Мы сами являемся важной частью этого мира. Поэтому мировоззрение должно отвечать и на основной вопрос: «Кто мы?».
Пояснение
Предполагается, что второй компонент объясняет первый. Она должна отвечать на вопросы: «Почему мир такой, какой он есть? Откуда все это взялось? Откуда пришли мы?». Это, пожалуй, самая важная часть мировоззрения. Если мы сможем объяснить, как и почему возник определенный феномен (скажем, жизнь или разум), мы сможем лучше понять, как этот феномен функционирует. Это также поможет нам понять, как это явление будет продолжать развиваться.
Футурология
Эта экстраполяция прошлой эволюции в будущее определяет третий компонент мировоззрения: футурологию . Он должен отвечать на вопрос «Куда мы идем?» Это должно дать нам список возможностей, более или менее вероятного развития событий в будущем. Но это поставит нас перед выбором: какую из различных альтернатив нам следует продвигать, а какой следует избегать?
Значения
Это более фундаментальный вопрос ценности: «Что такое добро и что такое зло?» теория ценностей определяет четвертую составляющую мировоззрения. Он включает в себя мораль или этику, систему правил, которая говорит нам, как мы должны или не должны себя вести. Это также дает нам ощущение цели, направления или набора целей, которыми мы руководствуемся в своих действиях. Вместе с ответом на вопрос «зачем?» ответ на вопрос «зачем?» может помочь нам понять истинный смысл жизни.
Действие
Однако знать, к чему стремиться, еще не значит знать, как этого достичь. Следующий компонент должен быть теория действия (праксиология). Это ответит на вопрос «Как мы должны действовать?» Это помогло бы нам решить практические задачи и осуществить планы действий.
Знание
Планы основаны на знаниях и информации, на теориях и моделях, описывающих явления, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому нам нужно понять, как мы можем построить надежные модели. Это компонент приобретения знаний . Это эквивалентно тому, что в философии называется «эпистемологией» или «теорией познания». Это должно позволить нам отличать лучшие теории от худших теорий. Он должен ответить на традиционный философский вопрос «Что истинно, а что ложно?»
Строительные блоки
Последний пункт повестки дня строителя мировоззрения не предназначен для ответа на какой-либо фундаментальный вопрос. Это просто напоминает нам, что мировоззрение не может быть выработано с нуля. Для начала вам нужны строительные блоки. Эти строительные блоки можно найти в существующих теориях, моделях, концепциях, руководствах и ценностях, разбросанных по различным дисциплинам и идеологиям. Это определяет седьмой компонент: фрагментов мировоззрений в качестве отправной точки .
В качестве примера того, как может быть достигнуто мировоззрение, проект Principia Cybernetica начал строить эволюционно-системное мировоззрение, которое исходит из различных концепций и принципов, разработанных в кибернетике, теории систем и теории эволюции. Его мировоззрение можно обобщить в виде ответов на список вечных философских вопросов.

На первый взгляд несвязанные компоненты мировоззрения на самом деле могут быть поняты как часть всеобъемлющей схемы, описывающей взаимодействие между системой или «я» и миром или окружающей средой. В кибернетике автономная система или агент понимается как система управления, которая пытается достичь своих целей или ценностей, инициируя правильные действия, компенсирующие возмущения, создаваемые окружающей средой. Для этого ему необходимо воспринимать или получать информацию о последствиях своих действий и последствиях событий, происходящих в мире. В частности, ему необходимо понимать, как определенные события (прошлые) вызывают другие события (будущие), то есть ему нужна модель, которая позволяет ему объяснять и предвидеть события. Первые шесть компонентов мировоззрения охватывают все основные аспекты этой схемы управления, как показано на следующем рисунке. Компоненты мировоззрения (в жирным шрифтом ) написаны над соответствующими элементами схемы управления.


Copyright© 2000 Principia Cybernetica — Ссылка на эту страницу

Автор
Ф. Хейлиген,

Дата
17 апреля 2000 г. (изменено)
9 декабря 1996 г. (создано)

Home

Введение в Principia Cybernetica
Философия, Введение

Вверх
Пред.

Добавить комментарий