Признаки социально зрелой личности: Признаки зрелой личности — Московская Школа Конфликтологии

Признаки зрелой личности — Московская Школа Конфликтологии

Признаки зрелой личности

(из разных источников)

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас… (Зигмунд Фрейд)

В течение жизни мы становимся более эмоционально зрелыми, развиваем уверенность в себе, стремление к серьезным отношениям, улучшаем собственную жизнь.  Психологическая зрелость — важная составляющая при оценке состояния собственной психики. Зрелость способствует раскрытию всех способностей и талантов человека, помогает процветанию как в духовном, так и материальном плане. Сама по себе зрелость — это не какая-то точка, которую можно достигнуть, скорее — это состояние которое смог достигнуть человека и которую можно улучшать.Черты характера, по которым можно судить о зрелости человека:

1. Способность воспринимать конструктивную критику

Это весьма важное качество для справедливой оценки собственных достоинств и недостатков. Следует быть готовыми слышать правду, а не отрицать ее. Убегая от проблем или притворяясь, что их нет, вы не избавитесь от существующих трудностей. Когда людям сложно воспринимать реальность, они ищут спасение в иллюзиях, которые ведут, в конечном счете, лишь к разочарованиям.

2. Умение приспосабливаться к переменам

Перемены не всегда легко совершать. Они способны перевернуть весь мир с ног на голову и стать причиной для возникновения стресса. Ведь меняться могут как ваши планы на день, так и работа, социальный статус, место жительства и многое другое. Нужно быть способными приспосабливаться к изменениям, а не раздражаться, позволяя им выбить себя из колеи.

3. Невосприимчивость к стрессам

Страхи, внутренние переживания, стресс могут привести к ряду физических недомоганий. От того, насколько вы невосприимчивы к стрессам, зависит ваше духовное и физическое здоровье.

4. Способность не только принимать, но и отдавать

Л         юди, которые уделяют другим свое время, внимание, оказывают помощь и финансовую поддержку, намного счастливее остальных. Те же, кто больше склонен принимать, зачастую являются эгоистами, завистниками.

5. Умение относиться к людям с пониманием

Жизнь — это процесс взаимодействия с людьми, поэтому очень важно, как вы выстраиваете свои отношения. Любовь и уважение — это два ключевых фактора, ведущих к гармоничной жизни.

6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло

Очень важно уметь перенаправлять свои негативные эмоции, не держать их в себе, а, напротив, стараться использовать во благо.

7. Умение любить

Любовь — это великая сила. Люди рождаются со способностью любить, и очень важно пронести это чувство всю свою жизнь.

8. Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния общественных  стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
9. Осознание собственных ограничений (физических, интеллектуальных, эмоциональных) и принятие себя,   таким как есть.
10. Отсутствие хищных форм поведения – отношение  к другим людям, как к средству достижения своих интересов.
11. Спонтанность проявлений, простота и естественность.
12. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний,  сознательный конформизм на уровне 12.внешнего поведения.
13. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
14. Позиция рефлексивной отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне.
15. Самокритичность.
16. Автономия и независимость от окружения; устойчивость  воздействию фрустрирующих факторов.
17. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
18. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
19. Чувство общности с человечеством в целом.
20. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие.
21. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
22. Демократичность в отношениях.
23. Готовность учиться у других.
24. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
25. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ограниченность или невзгоды никогда не считаются смешными.
26. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
27. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

_______________

Педагогическая конфликтология 

Конфликтология и конфликты

Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XXI веке: теория и практика

‘; for (var i = 0; i

Аннотация

The analysis of student age features is presented in the article; it is shown that the student’s age is the sensitive period for development of a social maturity of the person.

Ключевые слова: личность, социальная зрелость, студенческий возраст

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Руднева И.

А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «воз­раст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведен­ческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли замет­ные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматиче­ского, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старе­ния, особенно в сфере интеллекта и личности.

Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический воз­раст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – сте­пень овладения культурой данного общества [4, с. 9].

Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпа­дения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, напри­мер, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являть­ся зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрело­сти студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ ре­зультатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества харак­теризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 го­дам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчива­ется формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уров­ня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствитель­ности – в 20 лет [1, с.

285].

Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В воз­расте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллек­туальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста яв­ляется развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот пери­од происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого орга­низма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие челове­ка может происходить бесконечно.

Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность че­ловека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л.И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет.

К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человече­ских отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной ста­дии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходи­мый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.

Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровожда­ется кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, ин­троспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социаль­ный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с. 204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизнен­ного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные че­ловеческие возможности (Там же, с.

201). Однако личность человека может не только развивать­ся в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоя­тельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией че­ловека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры лично­сти. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается рань­ше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.

Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в он­тогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологи­ческую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является ре­зультатом определенного жизненного этапа человека.

Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как фи­лософская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную ав­тономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством цен­ностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автоном­на: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентиро­вана на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностя­ми и требованиями других людей и общества. Следовательно, социальную зрелость можно опре­делить как целостное личностное качество.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный дина­мично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как це­лостное качество человека.

Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возраст­ного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензи­тивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека // хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психол., 1996.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштей­на. М. : Междунар. пед. академия, 1995.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М. : Наука, 1988.
  4. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М. : Просвещение, 1981.
  5. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1985. № 6. С. 26–37.

Руднева Инна Александровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: inna.

[email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 14874
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 6

признаков того, что вы стали эмоционально зрелыми

8 сентября 2022 г.

Становление эмоционально зрелым — это непрерывный процесс. Это не происходит в одночасье. Вместо этого, чтобы стать более зрелым человеком, требуются постоянные усилия и приверженность делу. Более зрелый человек понимает нюансы человеческих отношений и обращается к ним за поддержкой, когда это необходимо. Они также могут четко сформулировать свои чувства, демонстрируя сочувствие к другим, а не сосредотачиваясь только на себе. Чтобы стать эмоционально зрелым, нужны практика и решительность, но вы можете вырасти как личность, если будете преданы делу и настойчивы в своих усилиях. Продолжайте читать, чтобы обнаружить эти признаки того, что вы становитесь эмоционально зрелым:

Вы полностью принимаете себя

Когда вы становитесь эмоционально зрелым, вы начинаете принимать себя и свои недостатки. Вы понимаете, что у всех есть недостатки и слабости, но это не обязательно делает их плохими людьми. Вместо того, чтобы желать, чтобы вы были другим, вы понимаете, что быть самим собой — это лучший способ действовать в этом мире. Вы принимаете на себя ответственность за свои действия, но знаете, что не можете контролировать все в своей жизни. Способность полностью принять себя — это первый шаг к эмоциональной зрелости, но и самый трудный.

Вы чувствуете себя комфортно в одиночестве

По мере того, как вы становитесь более эмоционально зрелыми, вы принимаете свою способность быть в одиночестве и не чувствуете себя одиноким, как будто вам чего-то не хватает. Вы знаете, что временами вы будете одни, и это нормально. Признание того, что одиночество дает вам возможность перезарядиться, поразмышлять и сосредоточиться на себе. Вы можете не чувствовать себя некомфортно в тишине или нуждаться в том, чтобы заполнить ее ненужной болтовней.

Вы можете видеть хорошее в других

По мере того, как вы становитесь более эмоционально зрелыми, вы меньше сосредотачиваетесь на негативных аспектах окружающих вас людей и больше на их положительных качествах. Вы способны видеть в людях хорошее и понимать, что иногда люди поступают плохо или совершают ошибки, потому что нуждаются в руководстве и помощи. Вы чувствуете, что можете предложить помощь, не проявляя снисходительности или осуждения. Вместо того, чтобы осуждать других за их недостатки; вместо этого ищите способы помочь им увидеть в себе хорошее.

Вы можете выражать свои чувства другим

По мере того, как вы становитесь более эмоционально зрелыми, вы можете четко и с сочувствием выражать свои чувства другим. Вы можете сообщить другим, когда они причинили вам боль, не стыдя ни их, ни себя. Вам не нужно держаться за свои чувства, вместо этого вы можете отпустить их после того, как расскажете о них. Наличие здоровых коммуникативных навыков является неотъемлемой частью эмоциональной зрелости и требует от вас практики и терпения.

Вы знаете, чего хотите

По мере того, как вы становитесь более эмоционально зрелыми, вы знаете, чего хотите от жизни и что вы готовы сделать для этого. Вы ясно представляете свои ценности и то, за что вы выступаете, что важно, поскольку это позволяет вам принимать решения и делать выбор, которые отражают то, кем вы являетесь как личность. Отпустите вещи, которые не важны, без чувства вины или раскаяния, поскольку эти вещи не соответствуют вашим ценностям.

Вы честны с собой и другими

По мере того, как вы становитесь более эмоционально зрелыми, вы честны с другими и с собой. Вы не лжете ни себе, ни другим, даже если это что-то, казалось бы, незначительное. Вы признаете, что нечестность с собой и другими вредна как для вас самих, так и для других. Вместо этого вы открыты и искренни в общении с другими, что позволяет им больше доверять вам.

Вывод

Становление эмоционально зрелым может оказаться долгим и трудным путешествием. Это не происходит в одночасье, а вместо этого требует постоянных усилий и готовности быть уязвимым с другими. Это также требует готовности взглянуть на свои недостатки и честно сказать о них, что является трудной, но необходимой частью процесса. Когда вы становитесь эмоционально зрелым, вы понимаете тонкости человеческих отношений и знаете, как обращаться за поддержкой к другим, когда это необходимо. Вы также можете четко сформулировать свои чувства, демонстрируя сочувствие по отношению к другим.

Другие полезные статьи

  • Psychology Today’s EQ Test
  • Эмоциональный интеллект
  • 5 способов развить эмоциональный интеллект

Посмотреть больше сообщений в этой категории

забота о себе

15 признаков того, что вы более зрелы, чем окружающие вас люди

Возможно, вы сказали своему брату/сестре, что его/ее друг более зрелый, чем он/она. Зрелость не измеряется возрастом, это отношение, построенное на опыте. Вы можете встретить молодого человека, который ведет себя более зрело. Вы можете быть одним из них, кто более зрелый, чем другие. Этот блог поможет вам понять, что вы более зрелый человек, чем другие, или стать зрелым человеком.

Номер 1 — Они относятся ко времени более серьезно

Управление временем — один из очевидных признаков зрелого человека. Более зрелые люди понимают ценность времени и эффективно его используют. Они не любят тратить свое время впустую, а также уважают время других людей, одинаково важное в личных и профессиональных отношениях.

Номер 2 — Они принимают на себя ответственность

В моем блоге «9 признаков незрелого человека. Незрелый человек имеет безответственный характер. Если вы пропустили этот блог, нажмите здесь.

Ответственность — одна из ключевых черт, которая приходит с опытом, а не с возрастом. Это помогает стать здоровым, счастливым и продуктивным человеком. Зрелые люди не откладывают свои задачи на потом и чувствуют себя намного лучше, если сначала справятся со своей ответственностью.

Номер 3 — Они серьезно относятся к вашей работе

Зрелый человек серьезно относится к работе независимо от того, какую работу он выполняет, будь то постоянная или временная работа. Они всегда прилагают все усилия, чтобы получить наилучший результат от своей работы. Они понимают только важность каждой работы в долгосрочной перспективе и то, как она повлияет на их будущее.

Номер 4 — Они уважают различия

Зрелые люди более открыты, они принимают разных людей и вещи, которые отличаются от того, что им нравится. Они открыты для того, чтобы попробовать что-то новое, чего раньше не понимали.

Номер 5. Они овладели искусством слушать

Зрелые люди больше не чувствуют, что их эго должно сиять в каждом разговоре, и они могут слушать кого-то, не перебивая его до того, как он закончит говорить. Они знают только цену слушания. Они поняли, что большинство людей не слишком заботятся обо всем, что происходит в их жизни.

Номер 6 — Они думают, прежде чем ответить

Зрелые люди фильтруют их, прежде чем говорить, и уделяют пристальное внимание словам других. Зрелые люди никогда не позволяют своему гневу взять верх во время спора. Они скорее выиграют отношения, чем выиграют спор.

Число 7 — Они сосредотачиваются на самосовершенствовании

Со зрелостью зрелые люди приходят к пониманию того, что они должны больше совершенствоваться. Зрелым людям нравится развиваться и создавать для себя новые ситуации и возможности.

Номер 8 — Они знают, что на самом деле означает терпение

Пока мы живем в мире мгновенного удовлетворения, зрелые люди понимают только ценность терпения. Они не ожидают, что что-то произойдет мгновенно. Их ожидания более реалистичны. Они готовы приложить усилия и ждать вознаграждения, независимо от того, сколько времени это займет.

Номер 9 — Они не боятся обязательств

Зрелые люди не боятся обязательств на работе или в отношениях, даже если они переживают трудные времена. Они воспринимают эти трудные времена как урок и растут из них.

Номер 10 — Они больше идут на компромисс

Мы живем во времена, когда все думают, что они всегда правы, даже если это не так. Но зрелые люди способны идти на компромисс и приспосабливаться к другим. Зрелые люди принимают, когда они не правы, и вы всегда ищете способ исправить ситуацию.

Номер 11 — Их семья стала важнее

Вы не можете выбирать свою семью, но никто не захочет идти ради вас дальше, чем они. Кажется, что в наши дни большинство людей пренебрегают своими родителями из-за своих друзей, но никто из ваших друзей не стал бы рисковать собой ради вас. Зрелые люди поняли, что семья — это единственный человек, который действительно готов поставить тебя выше себя.

Номер 12 — Они думают о вашем здоровье

Большинство из нас думают, что когда мы станем старше, мы будем уделять больше внимания своему здоровью, но зрелые люди знают, что заботятся о своем здоровье независимо от возраста. Они уделяют пристальное внимание вашему питанию и вносят изменения в образ жизни, чтобы сохранить свое здоровье.

Номер 13 — Они не возражают против одиночества

Зрелым людям не нужно, чтобы кто-то был рядом, чтобы занять себя. Они обязательно уделяют им время для саморазвития.

Число 14 — Они приняли позитивный настрой

Зрелые люди осознают, что мысли сильно влияют на то, кем они являются. Зрелые люди знают, что позитивный настрой поможет вам стать более счастливым и уравновешенным человеком. Зрелые люди не жалуются и не сравнивают себя с другими.

Номер 15 — Они принимают то, что вы не можете контролировать

Зрелые люди знают, что перемены — единственная постоянная вещь в жизни. Зрелые люди со своей зрелостью осознали, что некоторые вещи находятся вне их контроля, и они принимают тот факт, что не все высечено на камне.

Быть незрелым легко. Когда человек становится старше и от него ожидают, что он будет вести себя зрело. Чтобы стать зрелым, нужно много работать и прилагать усилия. Речь идет о том, чтобы взять под контроль себя, свою жизнь, свои действия и уважать других.

Спасибо, что читаете этот блог, и я искренне надеюсь, что эти советы помогут вам улучшить свою жизнь.

Добавить комментарий