что это и как работает в жизни
Главная / Блог / Триггер в психологии: что это и как работает в жизни
Время на чтение: 5 минут
|
20 февраля 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах
Триггер в психологии — это внешний стимул, который запускает у человека цепочку образов, ощущений и чувств. Они могут быть приятными или неприятными, однако чаще слово «триггер» используют для обозначения травмирующих воспоминаний.
Читайте в статье:
- Что такое триггер
- Как триггеры проявляются в жизни
- Как они формируются
- Как триггеры влияют на жизнь
- Как избавиться от неприятного триггера
Что такое триггер? Объясняем простыми словами
С английского слово «триггер» переводится как «спусковой крючок». Значение слова в психологии такое же. Триггер — это запах, предмет, ситуация, слово, звук или другой раздражитель, который напоминает о травмирующем событии и запускает реакцию. Человек получает сигнал, и в нем просыпаются конкретные чувства, воспоминания, мысли, телесные ощущения, желания.
Обычно нахлынувшие переживания застают врасплох. Притом триггернуть может даже привычная вещь.
Пример. Олег ежедневно посещает одну и ту же кофейню, но только сегодня ему вдруг вспомнился неприятный случай из детства, связанный с походом в кафе. Олег увидел мужчину, похожего на отца. И вспомнил, как однажды отец ударил его за пролитый кофе. Основной триггер здесь не кофейня, а сочетание нескольких факторов.
Триггеры бывают и приятными. Например: вы слушаете запись шума воды, и это напоминает вам отпуск, отдых на море. Или почувствовали запах духов, как у мамы, и вспомнили ее теплоту, захотели съездить в гости.
Примеры триггеров из жизни
- Илью в детстве укусила овчарка, теперь он боится всех овчарок. Обычно его это не беспокоит, но, увидев на улице собаку, он вспоминает детский опыт и меняет маршрут.
- Юля хотела поговорить с начальником о повышении.
- Настя смотрит фильм, сцена из него напомнила эпизод из жизни с бывшим парнем-абьюзером. Настя давно вышла из отношений, уже и забыла обо всех ужасах, но эта сцена словно откинула ее в прошлое.
- Максим шел по улице и увидел мальчишек, которые дрались на мечах-палках. Это напомнило ему о друге детства. И Максим захотел позвонить приятелю, предложить встретиться.
- Катя была близка с папой, он всегда поддерживал ее и понимал как никто другой. Папа умер, у Кати остались на память его часы. Каждый раз, когда девушке грустно и нужна поддержка, она смотрит на часы, вспоминает отца и наполняется ресурсом.
Как формируются психологические триггеры
Психика работает с образами и ассоциациями. Мы запоминаем то, что вызвало в нас сильный эмоциональный отклик — позитивный или негативный. Обычно запоминается не сам факт, а обстоятельства, окружающие предметы, запахи, звуки и прочее.
Исследователи экспериментально доказали, что запахи запоминаются лучше, чем другие стимулы, и чаще вызывают эмоциональный отклик.
Мы воспринимаем мир через органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. Поэтому могут формироваться разные ассоциации, даже между несвязанными предметами или явлениями.
Например, если в дождливый день человек узнал о смерти близкого, то психика может связать эти данные. И в будущем дождь будет напоминать об утрате, вызывать боль, грусть, обиду и другие неприятные чувства. Особенно в том случае, если человек получил психотравму и не прожил ее.
Читайте также:
Психологические травмы: почему возникают и как влияют на жизнь
Реакция на триггер может быть сильнее, чем сила воздействия раздражителя. Дело в том, что человек реагирует не на нынешнюю ситуацию, а на травмирующие обстоятельства из прошлого. Он переживает их здесь и сейчас. Поэтому и реакции могут быть неожиданными. Человек действует инстинктивно, а его тело и психика готовятся защищаться.
Как триггеры влияют на жизнь
Триггеры, которые вызывают приятные воспоминания, обычно не беспокоят и не мешают. Их самое «опасное» осложнение — импульсивная покупка на волне приятных ассоциаций. Или разочарование в десерте из детства, который оказался «уже не тем».
Чаще людей беспокоят негативные триггеры. Те, которые вгоняют в стресс, вызывают страх, злость, стыд, вину и могут стать причиной панических атак. Такие триггеры мешают жить, учиться, работать, строить отношения. Рассмотрим примеры:
Травма |
Негативный триггер |
физическое насилие |
любые резкие движения и звуки |
сексуальное насилие |
любой тактильный контакт |
|
отказ, критика |
потеря |
расставание, одиночество |
Если вы замечаете, что в каких-то ситуациях ведете себя иррационально, скорее всего, дело в триггере. Что-то или кто-то вызывает в вас такую реакцию. Остается найти триггер, исследовать его и проработать.
Как избавиться от неприятного триггера
Если вы хотите убрать триггер, то нужно прорабатывать его первопричину.
Рассмотрим пошаговый план, как избавиться от триггера:
- Ведите Дневник эмоций. Записывайте реакции, которые хотите изменить, и ситуации, в которых они проявляются.
- Исследуйте записи, найдите триггеры.
- Подумайте, что они вам напоминают, когда и почему могли возникнуть. И как вы можете изменить реакцию, чем заменить, как проработать первопричину.
- Научитесь видеть триггеры в жизни. Обычно реакцию можно заметить на уровне тела. Как она проявляется в вашем случае?
- В следующий раз, когда ощутите это в теле, напомните себе о триггере и его причине. Это поможет вам взять эмоции и ситуацию под контроль.
Мы приготовили шаблон Дневника эмоций, который вы можете заполнять, чтобы отслеживать свои триггеры:
Дата |
Что произошло? |
Что вы чувствовали? |
Что вы подумали? |
Что вы ощутили в теле? |
Что вы сделали? |
Что чувствуете, думаете и ощущаете сейчас? |
Пример заполнения |
Партнер повысил на меня голос |
Страх |
Я плохая |
Дрожь |
Расплакалась |
Думаю, что это напомнило мне жестокого отца |
Если не удается самостоятельно разобраться с триггерами и их причинами, то стоит обратиться к психологу.
Триггеры могут лежать в основе фобий, страхов, комплексов, импульсивных поступков или неспособности принять решение. Чем лучше вы знаете себя, слышите свои потребности и чувства, тем меньше вероятность поддаться их влиянию. Поэтому важно уметь видеть свои триггеры, прорабатывать деструктивные и формировать полезные — те, которые запускают цепочки положительных воспоминаний, вдохновляют, мотивируют и наполняют ресурсом.
- советы психологов
«Психология — это ключ к успеху!» Интервью со студенткой Факультета психологии, директором по персоналу
ПСИХОЛОГИЯ / 10 марта
В чем секрет успеха в профессиональной и личной жизни современного человека? На эту тему мы поговорили со студенткой нашего факультета Соной Новрузовой.
Сона Новрузова
Студентка Факультета психологии Среды обучения,
директор по персоналу
Москва, Россия
— Сона, добрый день! Благодарю Вас за то, что согласились на эту беседу. Расскажите для начала немного о себе.
— Здравствуйте. Была рада принять Ваше приглашение! Сейчас мне 40 лет, три года назад я переехала в Москву из Баку. Работаю директором по персоналу в крупной энергетической компании. Получаю профессию психолога: в марте 2021 года начинается последний семестр моего обучения на программе переподготовки «Психологическое консультирование и диагностика личности».
— Когда я готовилась к нашей беседе, то подумала, что это будет встреча со «специалистом мечты»: директором по персоналу с психологическим образованием.
— Благодарю за эти слова! Могу сказать, что это было верное решение — получить профессию психолога для повышения качества своей работы в HR-сфере.Психология — это ключ к успеху! Как директор по персоналу, могу точно сказать, что техническим навыкам (hard skills) можно научить, а развить «мягкие» навыки (soft skills) достаточно сложно. Психология, безусловно, в этом помогает. И, конечно, это знание будет полезно всем, кто хочет разобраться в себе, раскрыть потенциал и научиться эффективно взаимодействовать с другими!
— Очень интересно взглянуть на психологию с точки зрения руководителя! Как Вы считаете, какие «soft skills» необходимы современному успешному человеку?
— Один из главных навыков успешного человека — это умение строить здоровые отношения и сохранять их. Еще очень важно научиться управлять конфликтом: использовать противоречия для достижения качественно новых результатов. Сейчас бесконфликтное взаимодействие ценится гораздо меньше, чем навык использования энергии противоборства во благо. На эту тему есть потрясающая книга Михаила Литвака «Психологическое айкидо», которую посоветовали нам во время обучения на программе переподготовки.
Я считаю, что в современном мире навык успешной коммуникации — самое главное, остальному можно научиться. Это важная компетенция будущего!
— Как Вы думаете, что позволяет освоить навык эффективной коммуникации?
— В основе формирования коммуникативных навыков лежит эмоциональный интеллект и эмпатия, как одна из его частей. Умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей дает возможность принимать противоположную точку зрения и находить взаимовыгодные решения для обеих сторон.
— Сона, расскажите, пожалуйста, когда Вы решили изучать психологию профессионально?
— У меня накопился достаточно большой опыт в области управления персоналом. Как специалиста работающего с людьми, психология интересовала меня всегда, но я обладала достаточно разрозненными психологическими знаниями. Назрела необходимость углублять и структурировать их.Компания, в которой я работаю, больше ориентирована на людей, нежели на процессы. Во взаимодействии с подчиненными мне очень важно понимать их глубинную мотивацию. «Я люблю свою работу», — это только слова, в которые каждый вкладывает свой смысл. Для построения эффективного взаимодействия внутри коллектива мне было важно знать, что движет людьми каждый день, почему они совершают те или иные поступки или коммуницируют определенным образом? Решением этой профессиональной задачи стало изучение психологии.
Через интернет я нашла информацию о Высшей школе «Среда обучения» и познакомилась с программами Факультета психологии. На принятие решения повлияла возможность учиться дистанционно и совмещать образование и работу, которая занимает большую часть времени. Поэтому я сразу выбрала подходящую программу и подала заявку на поступление.
— Интересно, изменилась ли Ваша жизнь и работа за время обучения?
— Хочешь узнать других — начни с себя! Точно могу сказать, что профессиональная программа переподготовки «Психологическое консультирование и психологическая диагностика личности» помогает разобраться в своих травмах, мотивах, убеждениях и повышает осознанность. Это делает общение с другими более гибким.
Если раньше я достаточно импульсивно реагировала на определенные высказывания и на людей в целом, то сейчас мое самоощущение стало более сбалансированным и взвешенным. Психологические знания дают возможность понимать причину того или иного поведения и облегчают процесс рабочего взаимодействия.
— Планируете ли Вы работать по новой специальности: психолог-консультант?
— Я человек корпоративной среды, но если когда-нибудь решу уйти в свободное плавание, то психология станет моим путем. Еще меня очень интересует коучинг, это тоже одно из возможных направлений, в которых я вижу себя!Что касается психологической модальности для дальнейшего развития, сейчас мне ближе всего транзактный анализ. На практике во время обучения я проводила сессии в рамках этого метода и убедилась в его эффективности.
— Каким специалистам по Вашему мнению важно иметь психологическое образование?
— Если педагоги, врачи, любые руководители и HR-специалисты будут иметь профессиональные знания в психологии, это позволит им еще более грамотно выполнять свою работу. Я думаю, что наличие психологических знаний у специалистов в сфере «человек-человек» приведет к повышению уровня их профессиональных навыков и эффективности труда.Преподавали смогут не только грамотно мотивировать учеников, но и презентовать свои услуги. Врачам удастся создать более доверительный контакт с пациентами, что благотворно повлияет на процесс выздоровления. Руководители смогут увеличить вовлеченность сотрудников, что повысит на финансовую прибыль любой организации…
— Сона, я слышу, что Вам очень нравится работа с людьми. Какую ценность Вы реализуете сейчас на своей должности?
— Спасибо за вопрос! Мне ценно помогать людям и важно быть HR-специалистом, который ориентирован больше на сотрудников, чем на процесс. Чтобы компания функционировала успешно, важно не забывать, что организацию составляют люди. То, как каждый сотрудник ощущает себя на работе сильно сказывается на общей атмосфере и, соответственно, на результатах компании.
— Осталось ли еще что-важное, чем Вам хотелось бы поделиться с нашими читателями?
— Да, я бы хотела упомянуть еще одну очень важную деталь! На момент поступления в Среду обучения, кроме развития профессиональных навыков, у меня была еще одна цель: научиться грамотно воспитывать своего ребенка, которому на тот момент было 2 года. Я задавалась знакомыми каждому родителю вопросами: как поддержать малыша в развитии, но не избаловать; как сохранить привязанность, но вырастить самостоятельного человека? Где найти балланс?
Я считаю, что родителям необходимо знание психологии для того, чтобы понимать не только детское, но и свое поведение. Причиной срывов и родительского выгорания является то, что многие взрослые плохо знают себя. Это нормально, но знание психологии укрепляет в людях осознанность, принятие и формирует навыки самоподдержки. Для родителей особенно важно уметь находить душевное равновесие, так как воспитание требует много ресурсов. Гармоничное состояние взрослого позволяет строить отношения с ребенком таким образом, чтобы он вырос здоровой личностью. Поэтому, на мой взгляд, знание психологии важно во всех областях жизни: личной и профессиональной!
Материал подготовила Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Psychology is a Hub Science – Association for Psychological Science – APS
В номере журнала Scientific American, редакторы заметили, что «каждый раз, когда мы публикуем статьи на социальные темы, некоторые читатели возражают против того, чтобы мы придерживались «реальных» наука» («Особый институт», 2002, стр. 8). Мы с вами уверены в научности психологии, но кто в APS не чувствовал ледяного скептицизма попутчика в самолете после того, как вы ответили на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Поэтому вас может приятно удивить наукометрическое исследование, озаглавленное «Картографирование основы науки» (Boyack, Klavans, & Borner, 2005). 1 Статья обязательна к прочтению деканами факультетов научной психологии. Я объясню, почему в ближайшее время. Но сначала немного предыстории.
В Средние века теология и философия представляли собой динамичный дуэт центральных дисциплин, вокруг которых были организованы другие науки. Эти две области повлияли на мышление в различных областях науки (Leydesdorff, 2006).
За последние три столетия наука достигла беспрецедентных успехов. За это время появились научные теории невидимых сил, действующих с измеримыми эффектами, например, в случае магнетизма, гравитации и темной материи. Натурфилософия стала отождествляться с физикой, которая вместе с математикой взяла на себя роль центральной научной дисциплины.
В течение прошлого столетия научные исследования продолжали ускоряться с точки зрения количества и воздействия. Люди могут вспоминать старые добрые времена, но благодаря науке и технологиям сумма общего дохода, расходуемая на предметы первой необходимости в еде, одежде и жилье, упала с 80 процентов в 1901 году до 50 процентов в 2002/2003 году (Министерство труда США, 2006). Столь же экстраординарным был взрыв числа ученых, научных специализаций, журналов и исследовательских статей за последнее столетие. Учитывая эти драматические изменения, наука по-прежнему организована вокруг одной или двух центральных дисциплин? Появился ли в период быстрого роста несколько узловых дисциплин? Или все научные дисциплины созрели независимо и в достаточной степени, чтобы в науках не было центральной, присущей им общей структуры?
Бояк и его коллеги попытались ответить на эти и подобные вопросы. Наукометрический и библиометрический анализы использовались для выявления кластеров авторов, статей или ссылок, но только недавно появились вычислительные возможности, вычислительные алгоритмы и методы визуализации, которые позволяют анализировать крупномасштабные наборы данных документов. Бояк и его коллеги провели количественную оценку моделей научного влияния внутри и между науками на основе данных о цитировании более миллиона журнальных статей, появившихся в 7 121 журнале по естественным и социальным наукам, опубликованных в 2000 г. В качестве источника высококачественных данных о цитировании они обратились к Индекс научного цитирования (SCI) и Индекс цитирования социальных наук (SSCI). Использование SCI и SSCI также позволило использовать в качестве единицы анализа отдельные журнальные статьи, а не целые журналы. К ограничениям использования SCI и SSCI относится то, что материалы конференций и семинаров не индексируются, а неанглоязычные журналы с меньшей вероятностью будут включены.
Восемь различных подходов к количественной оценке моделей цитирования использовались для обеспечения структурной точности, где точность означает, что журналы в рамках одной и той же поддисциплины были сгруппированы вместе, а группы журналов, которые цитируют друг друга, были близки друг к другу. Кроме того, были использованы новые методы визуализации для создания двумерной пространственной карты наук на основе каждой метрики. Наконец, достоверность этих карт сравнивалась с использованием двух различных мер точности. Лучшие меры сошлись на ландшафте научного влияния. Полученное в результате картографирование науки дает визуальное представление о том, где находится каждая научная дисциплина, что ее окружает, каковы ее отношения с соседними дисциплинами и насколько сильно ее влияние на соседние дисциплины.
Рисунок 1. Карта науки, созданная с использованием меры сходства на основе социтирований. Надписи крупным шрифтом обозначают основные области науки. Маленькие метки обозначают дисциплинарные темы соседнего кластера журналов. Из Бояк и др. (2005).
Результаты представлены на рис. 1. Неудивительно, учитывая научную специализацию в прошлом веке, современные науки больше не происходят из одного источника. Вместо этого можно выделить семь узловых наук: математика, физика, химия, науки о Земле, медицина, психология и социальные науки. Да, психология стала одной из центральных научных дисциплин!
Расположение многих дисциплин также имеет юридическую силу. Электротехника и ядерная инженерия находятся между математикой и физикой, химическая инженерия и аналитическая химия — между физикой и химией, а статистика — между математикой и социальными науками. Что еще более интересно, общественное здравоохранение, неврология, неврология, радиология, кардиология и генетика находятся среди наук, которые находятся между психологией и медициной, тогда как образование и геронтология находятся между психологией и социальными науками.
Чем замкнутее поле, тем ближе поле будет лежать к внешней стороне карты. Те, у кого много междисциплинарных связей, с большей вероятностью окажутся ближе к середине карты. Поэтому интересно отметить, что психиатрия, юриспруденция, политология и экономика лежат снаружи, тогда как психология ближе к середине, что отражает ее междисциплинарный характер. Другая карта, изображающая связи между научными областями, подтвердила, что психология является центральной дисциплиной, то есть дисциплиной, научные исследования которой цитируются учеными из многих других областей. Например, медицина опирается на психологию в большей степени через неврологию и психиатрию, тогда как социальные науки опираются непосредственно на большинство специальностей психологии.
В период, когда наши национальные лидеры более склонны отождествлять психологию с работами доктора Фила и доктора Лауры, чем с тысячами ученых со всего мира, которые входят в состав Ассоциации психологических наук, крайне важно, чтобы высшие учебные заведения ясно показывают центральное место и влияние психологической науки, а также важность сохранения и содействия ее развитию. Действительно, Бояк и соавт. (2005) отметил: «Наш интерес к картографированию проистекает из желания детально понять входы, ассоциации, потоки и результаты научно-технического предприятия, что поможет нам направлять это предприятие (или, по крайней мере, ту его часть). она действует в наших учреждениях) в более плодотворных направлениях» (стр. 352). Большинство университетов организованы в соответствии с более традиционными дисциплинарными границами, но решения о факультетах и средствах могли бы выиграть от знаний о научных дисциплинах, которые являются особенно центральными и влиятельными. Результаты Boyack et al. (2005) указывают на то, что научный вклад в психологию способствует развитию не только дисциплины, но и многих других научных областей.
Я начал эту колонку с наблюдения редакторов Scientific American о том, что всякий раз, когда они публикуют статьи на темы «общественных» наук, они получают протесты от некоторых читателей, которые советуют им придерживаться настоящей науки. Редакторы Scientific American далее сказали, что они редко слышат такие жалобы от работающих ученых-физиков или биологов: «Они первыми указали, что природную вселенную, при всей ее сложности, легче понять, чем человеческое существо. . Если социальные науки кажутся мягкими, то это в значительной степени потому, что их предмет настолько сложен, а не потому, что люди каким-то образом недостойны научного исследования» (The Peculiar Institution, 2002, стр. 8). Важность и центральное место психологической науки могут быть не полностью поняты политиками, но факты очевидны: картографирование науки показывает, что психология является центральной дисциплиной, которая может многое предложить другим научным дисциплинам (и извлечь из них уроки).
Ссылки
Бояк, К.В., Клаванс, Р., и Бернер, К. (2005). Картирование основы науки. Наукометрия, 64 , 351-374.
Редакторы. (2002). Своеобразное заведение. Scientific American, 286 , 8.
Лейдесдорф, Л. (2006). Можно ли классифицировать научные журналы с точки зрения агрегированных отношений цитирования журнал-журнал с использованием Journal Citation Reports ? Журнал Американского общества информационных наук и технологий, 57 , 601-613.
Министерство труда США (2006 г.). 100 лет потребительских расходов в США . Вашингтон, округ Колумбия (также доступно на http://www.bls.gov/opub/uscs/)
1 Исследование было любезно отправлено автору Элиотом Смитом.
Что такое прикладная психология? Top Applied Psychology Careers
Прикладная психология — это изучение и способность решать проблемы человеческого поведения, такие как проблемы со здоровьем, проблемы на рабочем месте или образование. В прикладной психологии существуют различные области специализации, включая клиническую психологию, консультационные услуги, медицинскую психологию и судебную психологию. В этой статье мы рассмотрим основы степени прикладной психологии, разницу между базовой психологией и прикладной психологией, карьеру, которую вы можете выбрать с этой степенью, и то, как вы можете специализироваться в области прикладной психологии.
- Зачем выбирать степень прикладной психологии
- Чему вы научитесь, получив степень по прикладной психологии
- Базовая и прикладная психология
- Карьера в области прикладной психологии
Зачем выбирать степень по прикладной психологии
При выборе специальности в колледже важно учитывать вашу способность получить работу в своей области после окончания учебы. Одной из областей, в которой наблюдается рост прогнозируемого спроса на работу, является психология. Хотя степень психолога может стать основой для карьеры в области консультирования, терапии или клинической психологии, она также дает вам навыки, которые вы можете использовать в других областях, включая:
- Образование
- Маркетинг
- Управление человеческими ресурсами
- Разрешение конфликта
- Уголовное правосудие и исправительные учреждения
- Социальные услуги
- Технология
По данным Бюро статистики труда, большинство выпускников программы бакалавриата по психологии работают в отраслях, не связанных с психологией, таких как продажи, бизнес и образование.
Степень бакалавра в области прикладной психологии обычно фокусируется на том, как применить психологическую теорию и методы на практическом, повседневном уровне. Цель состоит в том, чтобы подготовить профессионалов, которые могут повысить производительность, усилить групповую динамику и построить прочные отношения с клиентами в любом контексте.
Чему вы научитесь, получив степень в области прикладной психологии
Навыки и концепции, которые вы изучите, вероятно, включают:
- Разрешение конфликтов
- Исследования, включая статистику
- Управление групповой динамикой
- Понимание поведения, включая поведение потребителей
- Человеческое развитие
В рамках этой программы вы также разовьете свои профессиональные навыки письма и презентации до высокого уровня.
Базовая и прикладная психология
Базовая психология отличается от прикладной психологии тем, что фокусируется на теории и фундаментальном понимании, а не на практических решениях проблем. Прикладная психология фокусируется на реализации этих теорий в реальном мире, чтобы лучше служить своему сообществу. Одно ключевое различие между базовой психологией и прикладной психологией заключается в том, что прикладная психология использует информацию, собранную базовой психологией, для разработки методов лечения или программ для решения проблем, с которыми сталкиваются люди.
Прикладная психология Карьера
Поскольку эта квалификация настолько универсальна, результаты карьеры сильно различаются. Вот несколько примеров карьерных путей, доступных выпускникам прикладной психологии с соответствующим опытом:
Карьера | Средняя заработная плата | 2014-2024 Темп роста |
Специалист по кадрам | $57 420 | 5% |
Менеджер социальных служб | 62 740 долл. |