Проблема психологической готовности к школьному обучению: Проблема психологической готовности детей к обучению в школе — Информио

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе — Информио

Особое место в периоде дошкольного детства занимают шестилетки. Это связано с проблемой обучения детей с шести лет. Все психологи, работающие с шестилетками приходят к одному выводу: Шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остаётся ребенком- дошкольником. Но уже не первый год в нашей стране многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность с шести лет. Дети шестилетнего возраста в силу их специфических особенностей в личностном, интеллектуальном, анатомо-физиологическом развитии не могут полноценно развиваться в условиях жёсткой, формализованной системы школьного обучения. Занятия учебной деятельностью требуют особых условий: “дошкольного” режима, игровых методов обучения. Вопрос о поступлении ребёнка в школу с шести лет должен решаться индивидуально. Если какой-то компонент отстаёт в развитии, то это влияет на остальные стороны психики.

Психологическая готовность к школе — это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сферы, сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности:

— личностную (мотивационную)

— интеллектуальную

Именно психологическая готовность ребёнка к школе и будет определять варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Психологи подчёркивают комплектный характер готовности.

Психологическую готовность к обучению разделяют на общую и специфическую. Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных успехов: умение писать считать, читать. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок осваивает внутреннюю позицию школьника. На появление учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Виляет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень. Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей. В частности ответственное отношение к школьным обязанностям.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу важно отношение к учителю, сверстникам, самому себе. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Школа — это социальный институт, который существует и живет по определенным правилам. Они весьма условны, и ребенок должен быть готов «играть» по правилам жизни школы, понимать и принимать условность ситуации, в которую он попадает.

Интеллектуальная готовность к обучению представлена как достаточный уровень развития познавательных процессов и усвоения элементов учебной деятельности.

Выделено два качественно своеобразных уровня развития познавательных интересов, отличающихся как по своему содержанию и широте, так и по устойчивости.

В зависимости от степени устойчивости выделяются два вида интересов: I/ ситуативный, эпизодический и 2/ личностный, стойкий. В ситуативном интересе проявляется переживание ребенком своего отношения к предмету. Стойкий интерес длителен, является свойством личности, определяя ее поведение, поступки, характер. Основой возникновения познавательного интереса является детская любознательность, достигающая своего наибольшего развития к 6-7 годам. Появляется интерес к учению, который, мнению ряда исследователей связан не с занимательностью, а с интеллектуальной активностью. Однако и интеллектуальная активность и связанный с нею интерес возникают и сохраняются лишь в ситуации непосредственного взаимодействия с объектом, в противном случае они быстро угасают. У ребенка должны присутствовать следующие навыки:

-Детализированное восприятие, перцептивные действия на основе эталонов, фонематический слух. В тесте «Нарисуй такой же домик» развитые дети тщательно рассматривают образец, просчитывают детали, а не ограничиваются беглым взглядом. Умеют сравнивать и находить отличия в деталях объектов.

-Сосредоточенное внимание как зрительное (прохождение лабиринта), так и слуховое — умение слушать рассказы, инструкции.

-Память, основанная на логике, последовательности событий, а не набор ярких образов. Цепкое, оперативное запоминание предъявляемых картин, цифр, слов.

-Воображение детализированное и гибкое, позволяющее представить излагаемые события в заданных условиях, а не в стереотипных образах, созданных житейским опытом.

-Наглядно — схематическое мышление — анализ объектов по заданным признакам, умение классифицировать, обобщать, выкладывать сериационный ряд

-Развитие речи, при котором дети свободно понимают несложный текст и могут сами построить сообщение, словами передать эмоции, намерения, признаки предмета.

-Управляемый характер познавательной деятельности в целом, элементы произвольных видов в каждом познавательном процессе.

-Элементы умения учиться, т.е. принимать и понимать учебное задание, стараться воспроизвести заданный способ работы, уметь сравнивать свою работу с образцом, замечать свои ошибки.

Эти показатели высокого уровня познавательных процессов усваиваются детьми к 6 — 7 годам при условии правильно организованных детских видов деятельности. В ряде случаев прибегают и к специальным тренингам. Самым важным в подготовке и развитии навыков ребенка является заинтересованное внимание взрослых, обязательное поощрение успехов и вера в его силы.

Личностная готовность к школьному обучению выражена как становление самосознания ребенка. Начинается складываться его представления о себе как члене сообщества. Появляется ролевое поведение, т.е. система действий социально одобряемых, соответствующих ожиданиям окружающих. Складывается образ Я и самооценка, которые в известной мере становятся основой саморегуляции поведения в значимых социальных контактах.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.

Для психологической готовности к школе оказывается гораздо более важным не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно он оценивает сформированность этого навыка. Ведь если ребенок нетвердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, то и потребности учиться читать у него не возникнет. Если же ребенок говорит: «Я хорошо считаю только в пределах десятка», то это значит, что он не только умеет считать, но и адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания.

Формировать у ребенка критичное отношение к своим действиям легче всего на таких занятиях, которые требуют воспроизведения образца. Можно взять образец, предложить сравнить свою работу с заданным рисунком, вместе поискать, что соответствует и что не соответствует образцу, попросить исправить, чтобы было точно как на картинке. И тогда ребенок будет осваивать и самостоятельно осуществлять и контроль за своими действиями, и их оценку, и учиться исправлять свои ошибки.

Важнейшим показателем готовности к школе является специфическое отношение к взрослому, выполняющему функцию учителя. Большую роль играет и сама организация общения ребенка с взрослым. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение — адекватное восприятие позиции учителя, понимание его профессиональной роли. Это достаточно сложная перестройка отношений.

Отношения с товарищами также перестраиваются, приобретают кооперативно-соревновательный характер. Появляется мотив быть не хуже других. Состязательность в школе будет мотивом высокой успеваемости.

Личностная зрелость проявляется в механизмах иерархии мотивов, в закреплении ведущего мотива делать правильно, заслужить одобрение взрослых. В этом случае, ребенок будет успешно учиться даже при средних способностях.

 

Литература:

 

1. Абдурахманов Р.А. Курс: Психология развития и возрастная психология. Юнита 2. — М.: Современный гуманитарный институт, 2012.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб: Питер, 2004.

3. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.

4. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988.

5. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. — М.: МПСИ, 2005.

 

Оригинал работы:

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе

Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович // Современные проблемы психологии личности: теория и практика

‘; for (var i = 0; i

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Юдина Т. А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

Согласно представлениям современных исследователей психологическая готовность к школе проявляется как итог развития ребенка в дошкольном возрасте.[1] При этом выделяются три ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. В работах Л.И. Божович акцент сделан на последнем.

Л.И. Божович и ее сотрудники занимались изучением развития мотивационной сферы личности. Особый интерес в свете проблемы психологической готовности к школе представляет мотивация детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.И. Божович, дети в этом возрасте «стремятся прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение»[2]. Этот вывод, сделанный по результатам бесед со старшими дошкольниками, посещавшими детский сад, был подтвержден в ходе естественного эксперимента – игры в «школу».

Основываясь на концепции игры Д.Б. Эльконина и ее положении о том, что центральным моментом игры у детей дошкольного возраста становится то, что является для них самым существенным в разыгрываемом событии, Л.И. Божович и ее сотрудники сделали следующее предположение: учение будет выступать основным смыслом игры дошкольников. Был проведен ряд экспериментальных игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста – в разных вариантах и с разным возрастным составом детей. Экспериментальные данные подтвердили первоначальную гипотезу о том, что учение составляет основной смысл школы для детей старшего дошкольного возраста.

Полный текст

Согласно представлениям современных исследователей психологическая готовность к школе проявляется как итог развития ребенка в дошкольном возрасте.[1] При этом выделяются три ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. В работах Л.И. Божович акцент сделан на последнем.

Л.И. Божович и ее сотрудники занимались изучением развития мотивационной сферы личности. Особый интерес в свете проблемы психологической готовности к школе представляет мотивация детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.И. Божович, дети в этом возрасте «стремятся прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение»[2]. Этот вывод, сделанный по результатам бесед со старшими дошкольниками, посещавшими детский сад, был подтвержден в ходе естественного эксперимента – игры в «школу».

Основываясь на концепции игры Д.Б. Эльконина и ее положении о том, что центральным моментом игры у детей дошкольного возраста становится то, что является для них самым существенным в разыгрываемом событии, Л.И. Божович и ее сотрудники сделали следующее предположение: учение будет выступать основным смыслом игры дошкольников. Был проведен ряд экспериментальных игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста – в разных вариантах и с разным возрастным составом детей.

Экспериментальные данные подтвердили первоначальную гипотезу о том, что учение составляет основной смысл школы для детей старшего дошкольного возраста.

При этом в исследовании была наглядно показана динамика отношения детей к школе и учению в зависимости от возраста. Если дети 4-5 лет больше интересуются моментами, не связанными с учебой, – переменами, рисованием, домашним досугом, то у детей 6-7 лет внимание сосредоточено на «школьных занятиях», а остальные моменты сведены к минимуму.

Следует отметить, что для современных психологов и педагогов интерес представляют не только выводы, но и метод данного исследования. С самого своего зарождения детская психология основывалась преимущественно на методе наблюдения, позже были созданы тесты, а классический метод научного познания – эксперимент – использовался исследователями сравнительно реже. Как отмечали многие авторы, это связано с объективной трудностью применения экспериментального метода к изучению детской психики. Кроме того, при проведении психологических экспериментов встает ряд этических вопросов.

В приведенной работе Л.И. Божович экспериментальный метод был этически и методологически корректно применен для исследования такого сложного предмета, как мотивационная сфера ребенка. 

Возвращаясь к проблеме социальной (личностной) готовности к школе, остановимся на понятии «внутренняя позиция школьника», введенным Л.И. Божович. «Личностная готовность ребенка к школьному обучению (выражающаяся в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и к себе лично) предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника».[3] Как отмечает Н.И. Гуткина, наличие у ребенка внутренней позиции школьника может считаться одним из критериев готовности к школьному обучению.[4] При этом важным является содержание социальных мотивов ребенка. По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.

Внутренняя позиция школьника предполагает сочетание у ребенка социальных и познавательных мотивов. Это означает, что ребенок стремится в школу и потому что ему хочется узнавать и осваивать новое, и потому что хочется занять новое положение в обществе. Л.И. Божович указывает на сочетание и взаимодействие этих мотивов: «…выявившееся в нашем исследовании стремление детей старшего дошкольного возраста к учению в школе, несомненно, стоит в зависимости от того факта, что в этот период у детей появляется новый, качественно своеобразный уровень развития познавательной потребности, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам»[5]. Таким образом, интеллектуальный и социальный аспекты готовности к школе являются взаимосвязанными, а не обособленными, как может показаться из абстрактных схем. При этом, как отмечает Л.И. Божович, личностная (социальная) и интеллектуальная готовность далеко не всегда совпадают. Приведенные факты и выводы ставят перед современными исследователями ряд проблем для изучения, в частности вопрос о взаимосвязи и взаимодействии между различными аспектами готовности к школе.

Согласно взглядам Л.И. Божович, «переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего образа его жизни»[6]. У ребенка появляются новые права и обязанности, взрослые начинают относиться к нему иначе, ведь теперь он – школьник. Эти изменения не происходят спонтанно, они подготовлены всей предыдущей жизнью дошкольника.

Развивая идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности, Л.И. Божович пишет, что «в старшем дошкольном возрасте возникает внутреннее противоречие между возможностями ребенка, которые он приобрел в период дошкольного детства, и тем образом жизни, который он еще продолжает вести, включая сюда и ведущую деятельность дошкольников – игру – и те требования, которые детям этого возраста предъявляют окружающие. Отсюда понятно, что к концу дошкольного возраста у детей возникает потребность в новой, более серьезной и ответственной деятельности, а также потребность занять новое, соответствующее его возросшим возможностям положение в жизни»[7].

Стоит отметить, что социальная готовность ребенка к школе является не только психологическим, но и историческим явлением, т.е. зависит от состояния общества, в котором живет и развивается ребенок. За прошедшие десятилетия в общественной жизни нашей страны произошли существенные изменения, что не могло не отразиться на учебной мотивации детей. В связи с этим возникает вопрос, о том, насколько выводы, полученные Л.И. Божович, применимы в условиях российской системы образования в наши дни. Интересным также представляется сравнение мотивации современных дошкольников и младших школьников с их сверстниками, участвовавшими в исследованиях Л.И. Божович и ее сотрудников полвека назад.

Подводя итог исследований мотивации детей дошкольного возраста, Л.И. Божович в работе «Личность и ее формирование в детском возрасте» пишет: «…можно считать установленным, что в дошкольном возрасте формируются качественно новые особенности мотивационной сферы ребенка, выражающиеся, во-первых, в появлении новых по своему строению опосредствованных мотивов, во-вторых, в возникновении в мотивационной сфере ребенка иерархии мотивов, основанной на этих опосредствованных мотивах»[8].

Л.И. Божович предлагает разделять потребности, которые прямо и непосредственно побуждают человека, от опосредствованных потребностей, побуждающих его не прямо, а через сознательно поставленную цель (последние свойственны только человеку). Благодаря появлению таких потребностей у дошкольников начинает возникать соподчинение мотивов, основанных на сознательно принятом намерении. Такие мотивы могут побуждать деятельность ребенка вопреки его непосредственным желаниям. Появление опосредствованных мотивов и иерархии мотивационной сферы создают предпосылки для возникновения произвольности, необходимой для школьного обучения.

Таким образом, в работах Л.И. Божович затронуты различные аспекты готовности к школьному обучению. Ее концепция развития мотивационной сферы ребенка в дошкольном и младшем школьном возрастах может служить основой для исследований в области социальной (личностной) готовности к школе. При этом остается актуальным вопрос о взаимосвязи и взаимодействии интеллектуального и мотивационного аспектов готовности к школе. Следует отметить и научную ценность экспериментальных исследований, проведенных Л.И. Божович с детьми дошкольного возраста.


[1] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

[2] Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. – Вып. 36 – с. 38.

[3] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с. 217.

[4] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

[5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с.227.

[6] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с.208.

[7] Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. – Вып. 36 – с. 45.

[8] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с.240.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  3. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. – Вып. 36.
  4. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Юдина Татьяна Алексеевна, научный сотрудник, Институт проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6209-1583, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 21677
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 3

Подготовка к школе: интеллектуальные, психологические и социальные аспекты

Для родителей вполне нормально беспокоиться о подготовке своего ребенка к школе. Навыки, связанные с чтением и письмом, счетом и арифметикой, а также способность решать логические задачи впервые становятся очень важными в жизни вашего ребенка, когда он идет в школу. Обычно родители больше всего беспокоятся об этих вещах. Многие родители настолько беспокоятся о своих детях, что учат их читать и писать еще до того, как они пойдут в школу, пытаясь предотвратить проблемы, с которыми могут столкнуться их дети, но это только один аспект готовности ребенка к школе. Читайте дальше, чтобы узнать о всех навыках и «коммуникативных навыках», которые необходимы вашему ребенку, чтобы подготовиться к поступлению в школу.

Оценка психологической готовности к поступлению в школу

В погоне за знаниями и навыками многие родители не задумываются о том, как психологически подготовить своих детей к этой огромной перестройке. Новыми для первоклассников или учеников первого класса будут не только академические задачи, но и новые дети, учителя и система правил, положений и оценивания.

При оценке готовности ребенка к школе специалисты обычно учитывают такие показатели, как:

  • желание узнавать новое;
  • способность концентрироваться и удерживать внимание в соответствии с инструкциями и правилами;
  • умение заводить и поддерживать беседу с педагогами и детьми, задавать уточняющие вопросы, отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать и поддерживать групповое взаимодействие на уроках и в свободное время;
  • самоконтроль и самоорганизация;

знания и представления об окружающем мире; Как видите, навыки чтения и письма при поступлении в школу не требуются, при этом основной упор на определение готовности ребенка к школе делается на личностно-коммуникативные аспекты развития детей.

Интеллектуальная подготовка к школе

При подготовке к школе большинство родителей в первую очередь обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность включает:

  • достаточное знание и понимание своего окружения,
  • развитие познавательных функций, таких как внимание, память, критическое мышление, восприятие, воображение, речь и др.
  • понимание знаний, необходимых для обучения в школе (знание понятий математики, чтения и письма)

Безусловно, вышеописанные знания очень ценны, однако никогда не гарантируется идеальная адаптация ребенка к школе. Проблемы будут в любом случае, но интерес вашего ребенка к обучению и получению знаний наряду с достаточными коммуникативными навыками, безусловно, будет иметь решающее значение. Крайне важно помнить, что родителям нужно уделять внимание только подготовке своих детей к обучению чтению и письму, а не их реальным навыкам чтения и письма. Учителя научат их читать и писать в школе!

Личная и эмоциональная подготовка к школе

Помимо интеллектуальной подготовки к школе, необходимо учитывать и такие важные аспекты, как межличностные отношения и зрелость. Личная готовность к школе включает ряд соображений, таких как:

  • мотивация к обучению: хочет ли ребенок ходить в школу? Понимают ли они важность процесса обучения? Заинтересованы ли они в получении новых знаний?
  • способность вести себя в соответствии с правилами: Способен ли ребенок действовать в соответствии со школьными правилами, даже если ребенок этого не хочет? Понимает ли ребенок, когда необходимо соблюдать правила и что он должен уважать и слушать своих учителей?
  • самообладание, правильное поведение, умение находить собственные ошибки и исправлять их. Может ли ребенок сидеть неподвижно в течение нескольких часов и вести себя хорошо? Если ребенок совершает ошибку, достаточно ли у него эмоциональной зрелости и проницательности, чтобы осознать это и извиниться? Самое главное, смогут ли они извлечь урок из своей ошибки и не повторить ее?

По мнению многих ученых и практиков именно личностная зрелость является решающим фактором готовности ребенка к школе. Желание ребенка узнавать новое и его способность управлять действиями и поведением в целом будут пропорциональны интеллектуальной готовности ребенка и впоследствии будут способствовать социометрическому статусу в группе. Личностная зрелость ребенка включает в себя способность выполнять требования педагога и управлять своим поведением.

Социально-коммуникативная готовность к школе

Адаптация детей к школе во многом зависит от их способности общаться с другими детьми и учителями. Коммуникативная готовность включает в себя:

  • готовность ребенка к общению с другими детьми, к участию в групповой деятельности, к принятию противоположных мнений и к соблюдению правил детских групп;
  • способность инициировать и поддерживать деятельность других, вести переговоры и идти на компромисс, а также выражать личную точку зрения;
  • достаточная эмоциональная устойчивость и саморегуляция — способность адекватно оценивать ситуацию и конструктивно выражать свои эмоции в общении с окружающими при снижении количества импульсивных реакций.
  • Очевидно, что ни один первоклассник не будет полностью эмоционально зрелым, но в целом важно, чтобы уровень ребенка не сильно отличался от уровня его сверстников. Помните, что социальные проблемы обязательно будут, несмотря ни на что, поэтому постарайтесь набраться терпения и сначала помогите ребенку быть терпеливым.

Рекомендуемая литература: Как бороться с эмоциональными обидчиками в школе

Психологическая и физическая готовность к школе

Помимо всего вышеперечисленного, на психологическую готовность ребенка к школе будут влиять физиологические факторы:

  • развитие мелких мышц кисти: насколько уверенно ребенок владеет ножницами и карандашом?
  • ориентировка в пространстве, координация движений: Может ли ребенок правильно определять взаимное расположение предметов и направления движения: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад?
  • моторная ловкость, включая различные двигательные навыки, такие как бег, прыжки, завязывание шнурков и т. д.
  • латерализация (какая рука ведущая), влияющая на ориентацию в пространстве и на бумаге. Знает ли ребенок лево и право?
  • Зрительно-моторная координация в системе глаз-рука: может ли ребенок рисовать простые, узнаваемые фигуры?

Принимая во внимание вышеизложенное, готовность к школе представляет собой совокупность навыков и способностей, характеризующих зрелость ребенка и его способность к надлежащему общению и выполнению различных учебных упражнений. Однако ребенок столкнется с эмоциональными и психологическими трудностями в случае отсутствия некоторых из ранее обсуждавшихся важнейших навыков.

Если вы ясно понимаете, что вашему ребенку не хватает некоторых навыков, упомянутых выше, приложите все усилия, чтобы помочь ему развить эти навыки до того, как ваш ребенок пойдет в школу.

Рекомендуемая литература:

Дети-левши чаще склонны к дислексии

Игры, помогающие детям с дислексией научиться читать

Что такое универсальный метод чтения и как его использовать дома

Не забывайте что, хотя это может быть трудным временем, это также одно из самых захватывающих времен! 4

Вебинар для всех Lehrer*innen

Registrieren

Профилактика нарушений поведения у детей и подготовка к школе | Психология

«Доктор. Шоу чрезвычайно хорошо осведомлен и увлечен своими исследованиями. Он позволил мне активно участвовать в работе лаборатории и научил ценить важность безопасных и этичных исследований».

 

Руководящий факультет: Дэниел Шоу, доктор философии.

Контактное лицо: Дэниел Шоу, доктор философии, 412-624-1836, [email protected]

Область исследования:  Изучение предшественников развития и предотвращение проблемного поведения детей младшего возраста (например, проблем с поведением) и содействие подготовке к школе в раннем детстве.

 

Описание исследования: 

Это два лонгитюдных исследования детских и семейных факторов, связанных с развитием и профилактикой проблемного поведения детей младшего возраста и готовностью к школе от рождения до 5 лет. Одно исследование посвящено повышению готовности к школе среди младенцев, подверженных риску проблемного поведения. Семьи с новорожденными были набраны из родильного зала в больнице Маги в Питтсбурге и больнице Белвью в Нью-Йорке, а затем случайным образом распределены в контрольное состояние или комбинированное вмешательство с использованием проекта видео-взаимодействия (VIP) и семейного обследования от 0 до 3. годы. VIP проводится во время плановых профилактических осмотров детей в педиатрических кабинетах и ​​направлен на повышение родительских навыков. Семьи, находящиеся в состоянии VIP-лечения, с риском для родителей, семьи или жизненных навыков (например, грамотности) через 6 месяцев, также проходят семейное обследование. Учащиеся будут обучены проводить домашние и лабораторные оценки детей в возрасте 24 и 48 месяцев (начиная с весны) со старшим персоналом в этом проекте и посещать сеансы вмешательства на дому с персоналом, проводящим вмешательство. Второе исследование проводится на уровне населения, в ходе которого будут набраны родители новорожденных (5000) и детей ясельного возраста/дошкольников (3000) для скрининга и предложения вариантов вмешательства различной интенсивности в зависимости от сильных сторон и проблем семьи. Студенты примут участие в домашних оценках функционирования родителей и детей с интервалом в 6 месяцев в возрасте от 0 до 2 лет и ежегодно для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Обязанности студентов:

В обязанности будет входить проведение оценок родителей и их детей в возрасте от 6 месяцев до 4,5 лет на дому и в лаборатории. Кроме того, студенты узнают о теоретических основах этих двух проектов и других текущих лабораторных исследованиях в рамках продолжающейся серии лекций. После двух семестров работы в лаборатории студенты имеют право стать сотрудниками бакалавриата после получения исследовательского опыта.

 

Дополнительные требования:  Чтобы получить квалификацию, учащиеся должны иметь средний балл по психологии не ниже 3,5 и соответствовать другим директивам Департамента по направленным исследованиям.

Предлагаемые условия: осень, весна и лето

Количество студентов:  Это зависит от семестра, но обычно на программу принимаются 6-7 студентов.

Добавить комментарий