4.Процесс социализации личности.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин `социализация` применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие `социализация` не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования, социальных норм и ценностей, необходимого для его успешного функционирования в данном обществе.
Важной в социологии личности является проблема социализации. Приоритет введения в научный оборот понятия «социализация» принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначения различия предмета «науки о воспитании» (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки.
— «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;
. — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»; — «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;
Социализацией называется процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности. До настоящего времени ни в социологии, ни в социальной психологии не установилось единство взглядов на содержание процесса социализации, но при любом понимании данного процесса очевидно, что общество наделяет личность определенным набором социальных качеств, а личность усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности и преобразует социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, убеждения.
1) стадию подражания и кооперирования детьми поведения взрослых; 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия групповых игр, когда дети учатся понимать ожидания целой группы людей. В социализации выделяют две фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым Функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза — интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Механизм приобретения, изменения и утраты индивидом тех или иных социальных качеств неразрывно связан с функционированием различных социальных институтов, организующих совместную деятельность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся прежде всего семья, школа и трудовой коллектив. Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.
Роль трудового коллектива в социализации индивида общепризнанна, но необходимо учитывать и те, что личность — объект и субъект социального взаимодействия.
Следует подчеркнуть, что в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность человека к трудовой деятельности. Поэтому было принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую периоды социализации. Но при такой периодизации не в полной мере учитывались особенности социализации в детском возрасте и своеобразие ресоциализации взрослых.
✔️ Определение понятия социализация
/ Социализация
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.
1 Определение понятия социализация
2 Процесс социализации
3 Институты социализации
3.1 Социализация в развитии и воспитании
4 Механизмы социализации
5 Социализация личности
5.1 Похожие темы:
Определение понятия социализация
Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Процесс социализации
Процесс социализации человека неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.
На этом положении основывается единство двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях.
Институты социализации
К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся:
- школа
- профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы)
- детские и молодежные организации и объединения
- семья
Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.
Социализация в развитии и воспитании
Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации ребенка. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях – наоборот.
Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение.
Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным».
Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, то есть противоречащим поставленным целям.
Механизмы социализации
Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания.
Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.
Существует и несколько иное представление (Б. Г. Ананьев), в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.
Социализация личности
Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.
Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.
Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную психологию личности. Нельзя не учитывать того, что человек – это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития.
Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно которой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А. В. Брушлинский).
Стремясь избежать крайностей, необходимо подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает полного отказа от концепции развития личности в процессе социализации.
[Решено] Это обсуждение касается процесса социализации. …
Вопрос задан sbutler0226 на сайте coursehero.com
Это обсуждение касается процесса социализации.
Сценарий 1. Недавно в деревне в Таиланде жители деревни нашли дикого (дикого) ребенка. Это была девочка 8-9 лет, на теле которой не было одежды, она не могла говорить и не понимала жестов. Она не могла показывать эмоции, не могла общаться с другими людьми. Она поступила не по-человечески. Ее манеры напоминали звериные. Она давно потерялась и жила одна, без контакта с людьми. Никто не знал, как она выжила.
Сценарий 2. В Огайо был найден ребенок, рожденный от глухонемой матери, которую дедушка много лет заточил на чердаке из опасения, что люди заговорят, если узнают, что ее изнасиловали и забеременели. Двухлетняя девочка также не могла говорить и общаться с другими людьми, не понимала разговорный язык и пугалась вида других людей. Она не росла нормальным ребенком, хотя биологически была совершенно нормальной. Никаких проблем со здоровьем у нее не было.
Узнав о девочке, уважаемый социолог сказал: «…мы сами решаем, как мы создадим «человека»… дайте мне ребенка… это будет мой выбор, растить ли его как ученого-ракетчика» , или преступник… решать мне…» (или слова в этом роде).
Задание:
Глава 5 по социализации.
1. объясните / прокомментируйте, что вы узнали из приведенных выше сценариев о процессе социализации. В своем посте вы должны обсудить, что такое социализация и как она влияет на людей, что делает нас людьми и т. д.?
2 . В социологии ведутся споры о том, что определяет воспитание (ваше социальное окружение, воспитание) или природа (то, как вы родились, ваши гены), кто вы есть как личность. Обсудите, какой из них важен для определения личности человека.
3. Как эта дискуссия вписывается в вышеприведенные истории и замечание социолога?
Критерии:
- Вы должны ответить на каждый вопрос выше в отдельных абзацах как минимум с 8 по 9линии по длине. Конкретные примеры и ссылки из учебника и других источников являются основой для качественного поста.
Социальные наукиСоциология
sectetur
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Donec aliquet
Разблокировать доступ к этому и сверх
10 000 пошаговых объяснений
Есть учетная запись? Войти
sectetur ad
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultr
sectetur
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam laci
sectetur
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pul
Социализация | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем
Человеческое развитие
Описание:
Психологическое развитие погружено в семью, культуру и значимых других людей, которые в наибольшей степени будут формировать взрослую форму, которую принимает индивид. Социализация — это процесс, посредством которого у индивидуума, будь то ребенок или взрослый, развиваются качества, необходимые для его эффективного функционирования в тех секторах общества, в которых он вращается. Таким образом, социализация включает в себя процесс обучения: как он должен себя чувствовать и вести себя; что он должен ценить; как действовать приемлемым для других образом; соответствующие способы думать о реальном мире.
В раннем детстве, когда начинается процесс социализации, дети должны развивать когнитивные навыки, которые позволят им разумно справляться со сложными и меняющимися требованиями повседневной социальной жизни. Они должны стать опытными в сложном социальном поведении, которое способствует обоюдно удовлетворяющим отношениям. Они должны стать опытными в вербальном общении, чтобы они могли влиять и подвергаться влиянию в повседневной жизни. Они также должны научиться ценить общественное одобрение и другие символические награды, которые делают их восприимчивыми к социальному влиянию.
Первичные агенты социализации (а именно люди, чьи социальные роли и функции прочно закреплены в социальных или личных институтах культуры) оказывают свое влияние на раннем этапе психологического и социального развития ребенка. Однако социализация – это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Как и в случае с ребенком, агенты социализации, воздействующие на взрослых, используют для достижения своих целей комбинацию рассчитанных лишений и удовольствий. Социализация взрослых — это, по сути, процесс привлечения развивающихся людей к полноценному участию во множестве ролей, доступных обществу, таких как университеты, клубы, профсоюзы, бизнес-организации, спортивные клубы и социальные круги. Социальные, юридические, образовательные и религиозные организации, средства массовой информации и множество внесемейных агентов в той или иной степени способствуют формированию типов ценностей и моделей реагирования, привитых членам группы. Этот процесс еще более усложняется тем фактом, что эти множественные источники влияния часто действуют в противоречивых направлениях.
Эффективная социализация предполагает некоторое фундаментальное изменение представления индивида о самом себе. У взрослых, попавших в новые ситуации, требующие новых ролей и новых моделей поведения, иногда происходит лишь частичная социализация, и взрослый учится демонстрировать минимально необходимое соответствие во внешности и поведении, не привязываясь и не отождествляясь с социальными институтами, в которых он запутался. .
Конечной целью процесса социализации является замена внешних санкций внутренним контролем в любой конкретной ситуации. Как только человек научился усваивать контроль над своим поведением и развил систему саморегуляции, его требования к себе и самореакции на собственное поведение стали его главными проводниками и сдерживающими факторами.