Процесс социализации можно представить как совокупность: 14. Составляющие социализации

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Любягина О. А.

Университет управления «ТИСБИ», г. Казань , Российская Федерация

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Социализация личности представляет собой процесс формирования личностных и индивидуальных качеств индивидуума под воздействием различных социальных институтов. Процесс социализации личности развивается на протяжении всей жизни человека. Особенно остро проблема социализации личности стоит перед учащимися старших классов. Так как у старшеклассников происходят существенные биологические изменения, связанные с тем, что физическая и половая зрелости достигают своего пика. Из-за различных сроков созревания у школьников наблюдается дифференциация в поведении, характере, Я-концепции .

Влияние социума (школа, система образования, рынок труда, средства массовой информации) оказывает большое воздействие на профессиональное самоопределение старшеклассников.

В школе закладываются условия для саморазвития и самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. Система образования приобщает старшеклассника к жизненным ценностям, развивает способности учащегося, формирует необходимые знания, умения, навыки. С помощью рынка труда у старшеклассника вырисовывается картина востребованных профессий. Из средств массовых информаций школьник также может узнать о перспективах развития в различных видах профессиональной деятельности.

Согласно периодизации развития личности А. В. Петровского, на каждом возрастном этапе в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в личностном развитии – адаптация (процесс становления личности в условиях среды), индивидуализация (процесс проявления личностных индивидуальных способностей), интеграция (процесс объединения в целое) [3]. Для старшего школьного возраста характерно преобладание процесса интеграции над процессом индивидуализации, которое влечет устойчивость собственной личности, что является важным фактором установления внутреннего благополучия.

К старшему школьному возрасту у молодых людей развивается потребность в достижении, реализующаяся в различных сферах деятельности. Потребность в достижении развивает такие качества личности, как организованность, волевой потенциал, стремление к самовоспитанию, которые помогают старшеклассникам ставить перед собой определенные задачи и формировать конкретные цели, тем самым школьник начинает осознавать необходимость самоопределения и самоутверждения.

Важнейшим фактором становления человека как полноценного члена современного общества является его самоопределение (социальное, жизненное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и т.д.), основы которого закладываются в более раннем возрасте.

В настоящее время существуют разные подходы к изучению самоопределения личности с точки зрения социологии, философии, педагогики, психологии, истории и других наук, а также взаимоинтеграция данных подходов.

С точки зрения социологического подхода сущность самоопределения заключается в активной социализации учащегося, содействующей становлению социальной позиции, личностных и профессиональных свой ств шк ольника (П. И. Бабочкин, Р. Бернс, П. О. Кенкманн ). В исследованиях Л. С. Выготского , И. С. Кона, В. Ш. Масленниковой, отмечается роль систематического образования учащегося в учебном заведении на процесс социализации личности, готовящая его к выполнению различных социальных ролей в жизни, к числу которых относится и его готовность к выбору профессии.

Социализацию учащихся можно представить как совокупность процессов: социальная адаптация – социальная идентификация – индивидуализация (Г. В. Морозова, Т. И. Староверова ).

Основными критериями эффективной социализации личности старшеклассника являются:

— развитая система ценностных ориентаций ;

— сформированный уровень образованности ;

— социальная приспособленность личности ;

— развитие социально-личностного субъекта ;

— гражданская позиция личности ;

— духовно-личностное становление.

В результате совокупности процессов социализации личности старшеклассник приобщается к определенным профессиональным ценностям, включая их в свой внутренний мир, формируя профессиональную сознание и культуру.

Таким образом, процесс социализации личности является основой процесса становления профессионального самоопределения личности.

Совокупность условий для развития личности субъекта предопределяется социальным и экономическим типами хозяйственной деятельности, а также общественно-политическим строем и основывается на адаптации молодежи в конкретных социальных условиях понять концепцию общественных ценностей, содействовать их дальнейшему эффективному формированию на основе установившихся ценностных принципов[4]. Ценностные ориентиры старшеклассников предопределяются социальными установками и ценностными ориентирами общества. Невозможно развитие самоопределения личности субъекта без учета особенностей и уклада социума, так как личность в данном случае окажется изолированной от общества, что не позволит ей гармонично и устойчиво сформироваться.

По мнению Г. В. Морозовой, детерминантой , обуславливающей особенности включения и положения старшеклассников в формирующиеся рыночные отношения, является микросреда, оказывающая влияние на систему потребностей, интересов, ценностей учащихся, разрушая одни и формируя другие, задавая новые социальные роли личности [2]. Социальной микросредой старшеклассника является его круг общения, который служит вектором самоопределения, влияющим на выбор дальнейшей профессии. Под влиянием общения со сверстниками у старшеклассников рождается культ престижных профессий, и как следствие, происходит замена одних ценностных ориентаций на другие.

Р. Бернс считает процесс самоопределения одним из механизмов освоения новых социальных ролей. «Путь юношеского развития – это путь социализации…, сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора» [1, с. 181]. Это связано с тем, что у старшеклассника нет практического опыта по выбранной профессии, он не осознает перспективы дальнейшего профессионального пути.

Таким образом, процесс социализации личности влияет на становление профессионального самоопределения старшеклассника. Проблема становления профессионально-ориентированной личности учащегося выступает как проблема личного и социального развития будущего специалиста в качестве субъекта социального действия.

Список использованных источников:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс ; п од общ . р ед. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского . – М.: Прогресс, 1986. – 422 с .

2. Морозова Г. В. Условия жизни молодежи Татарстан а : реальность и оценки / Г. В. Морозова ; п од общ . р ед. А. М. Габутдиновой . – Казань: Изд-во Казанского гос . ун-та, 1994. – 87 с .

3. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. – Ростов н /Д : Феникс, 1996. – 512 с.

4. Староверова Т. И. Основы формирования конкурентоспособной личности / Т. И. Староверова // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности : м атер . XV Всеросс . науч . — практ . конф .; п од науч . ред. В. И. Андреева. – Казань; Йошкар — Ола: Центр инновационных технологий, 2007. С. 353 – 356.

Социализация индивида как присвоение культурного опыта.

Социализация индивида как присвоение культурного опыта. . Психология и педагогика.

Социализация произошло от латинского слова socialis или общественный.Социализация- это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.Т.е. у общества существуют уже определенные нормы, требования, условия и человек постепенно эти нормы, скажем так, происходит интериоризацией и человек присваивает эти нормы.Эти нормы становятся его.

Процесс социализации можно представить как совокупность четырех составляющих.
Первое: это стихийная социализация.Т.е. та социализация, которая происходит сама собой. Человек рождается, приходит в дет.сад, потом в школу, живет в семье,отдыхает в обществе и социализация происходит сама собой.

Вторая часть это относительно направляемая социализация.Сюда входят различные законодательные,экономические, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь человека.Например: есть обязательный минимум образования,т.е. каждый человек должен закончить среднюю школу. Или есть минимум образования для поступления на государственую службу, человек должен обладать тем или иным уровнем образования.Также мера по установлении сроков и времени службы в армии.Раньше у нас был срок службы в армии 2 года, сейчас 1.5 и мы переходим постепенно к сроку службы 1 год.Все это также влияет на социализацию человека.Не маловажным аспектом являются сроки выхода на пенсию.В каком возрасте человек считает уже себя пенсионером.Сейчас пока в 55 или 60 лет, то в ближайшем будущем речь идет о том, что сроки выхода на пенсию отодвинуться дальше.Как в Европе например 60 и 65 лет.

Третий раздел социализации это относительно социально контролируемая социализация.Подразумевается планомерное создание обществом (государством) условий для развития человека.Таким примером контролируемой социализации можно назвать например введение материнского капитала, когда при рождении второго ребенка, мать получает материнский сертификат, который можно потратить на жилье или еще что-то. Вот это и есть не что иное как попытка контролировать социализацию, не допускать сползание в демографическую яму, т. е. попытаться вывести уровень рождаемости на более высокий уровень.В том случае если бы это не получилось, то  в целом пока сейчас идет, удается контролировать социализацию, удается контролировать рождаемость. Если так будет и дальше у нас есть перспективные шансы. 

Четвертый фактор о котором нужно сказать.Это самоизменение человека.

В чем сущность социализации?

Сущность социализации стоит в сочетании приспособления, адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества. Т.е. с одной стороны у нас есть интериоризация, т.е. присвоение социо-культурного опыта индивидом, а с другой стороны мы говорим о том, для того чтобы индивид сохранился и сохранилась личность нам необходимо, чтобы человек все таки являлся достаточно обособленной личностью. В противном случае она просто размывается.Это и есть негативная сторона социализации, в том случае если не удается сохранить личность, то она размывается и уже вместо общества, где каждая часть этого общества- личность.То вместо общества получается толпа. Толпа в которой отдельный индивид не представляет из себя ничего особенного, а все это механизмы и винтики тоталитарного режима, даже нельзя сказать тоталитарного общества, а именно тоталитарного режима. Когда личности нет, а есть только то, что все люди становятся одинаковыми, как часть тоталитаризма.

Процесс социализации: Социализация

Социализация


Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры. Родители, учителя и другие должны превратить их в культурных и социально адаптированный животные. Общий процесс приобретения культуры называется социализация . В процессе социализации мы учимся язык культуры, в которой мы родились, а также роли, которые мы должны играть в жизни. Например, девочки учатся быть дочерьми, сестрами, друзей, жен и матерей. Кроме того, они узнают о профессиональные роли, которые их общество приготовило для них. Мы также изучаем и обычно принимаем нормы нашей культуры.

через процесс социализации. Нормы — это концепции надлежащего и ожидаемого поведения, которые большинством членов общества. В то время как социализация относится к общий процесс приобретения культуры, антропологи используют термин инкультурация процесс приобщения к определенной культуре. Вы были привиты к вашей конкретной культуре вашими родителями и другими люди, которые вас воспитали.

Социализация важна в процессе формирование личности. Хотя большая часть человеческой личности является результатом наши гены, процесс социализации может формировать его в определенных направлениях путем поощрение конкретных убеждений и взглядов, а также выборочное предоставление опыт. Это, вероятно, объясняет большую часть различий между общие типы личности в одном обществе по сравнению с другим.

Для например, семай соплеменники центрального Малайского полуострова Малайзии обычно нежны люди, которые не любят буйных, агрессивных личностей. На самом деле они по возможности избегайте их. В напротив, яномам Индийцы на границе между Венесуэлой и Бразилией обычно тренируют своих мальчики должны быть жесткими и агрессивными. Идеальный мужчина яномам не сжимается от насилия и сильных эмоций. На самом деле он их ищет. Аналогичным образом, мужчины-мусульмане-шииты в Иране время от времени должны публично выражать свою религиозную веру посредством эмоционально сильного акта самонанесения боль.

  мужчин-мусульман-шиитов в Иран
ритуальное избиение сами
кровавый с руками и цепями
как акт религиозного вера
поминовение смерть
имама Хусейн в 680 г. н.э.

стандартная школа
учебная программа для обеспечения
широкое признание
норм общества

Успешная социализация может привести к единообразию внутри общества. Если все дети получают одинаковую социализацию, вероятно, что они будут разделять одни и те же убеждения и ожидания. Этот факт была сильной мотивацией для национальных правительств во всем мире стандартизировать образование и сделать его обязательным для всех детей. Решить, что будет учить и то, как их учат, является мощным политическим инструментом для контроля люди. Те, кто усваивает нормы общества, менее склонны нарушать закон или хотеть радикальных социальных изменений. Во всех обществах, однако есть люди, которые не соответствуют культурно определенным стандарты нормальности, потому что они были «ненормально» социализированы, т. говорят, что они не усвоили нормы общества. Эти люди обычно клеймятся их обществом как девиантные или даже психически больные.

Крупные общества, такие как Соединенные Штаты, обычно состоят из многих этнических групп. Как следствие, ранняя социализация в разных семьях часто различается по методам, целям, и ожидания. Поскольку эти сложные общества культурно не однородны, у них нет единого мнения о том, что должно быть общие нормы. Неудивительно, что эта национальная двусмысленность обычно приводит к терпимость к социальным отклонениям — более приемлемо отличаться от других внешний вид, личность и действия в таких крупных обществах.


Как дети социализируются?

Социализация – это процесс обучения, который начинается вскоре после рождения. Раннее детство – период наиболее интенсивная и наиболее важная социализация. Именно тогда мы приобретаем язык и изучить основы нашей культуры. Это также, когда много формируется наша личность. Тем не менее, мы продолжаем социализироваться на протяжении всей нашей жизни. С возрастом мы вступаем в новые статусы и нужно учиться подходящие для них роли. У нас также есть опыт, который учит нас уроки и потенциально привести нас к изменению наших ожиданий, убеждений и личность. Например, опыт изнасилования, вероятно, заставить женщину недоверчиво относиться к другим.

Глядя на мир, мы видим, что разные культуры используют различные методы для социализации своих детей. Есть два широких типа методов обучения — формальные и неформальные. Формальный образование — это то, что в основном происходит в классе. Обычно это структурируется, контролируется и направляется в основном взрослыми учителями, которые являются профессиональными «знающими». В отличие, неофициальный образование может возникнуть где угодно. Он включает в себя подражание тому, что другие делать и говорить, а также экспериментировать и повторять базовые навыки. Вот что происходит, когда дети в своих ролевых играх разыгрывают взаимодействие взрослых. игры.

юношей проходят строго
стандартизированный формальное образование в
буддийский монастырь 

пожилые люди неофициально
социализированный за их роль
пенсионеры пенсионеры

Наиболее важная ранняя социализация на протяжении всего мир делается неофициально под присмотром женщин и девушек. Первоначально матери и их родственницы несут основную ответственность за социализация. Позже, когда дети переходят в младшие классы школы, они обычно находятся под контролем женщин-учителей. В Северной Америке и в некоторых других промышленно развитых странах нянями чаще всего являются девочки-подростки. которые живут по соседству. В других обществах они, вероятно, старшие сестры или бабушки.

    Североамериканская мать
неформально общаться с ней
дочь

ребенок в Бутане
на попечении
старшей сестры

бабушка на севере
Америка помогает
пообщаться с ее внуком

В начале 1950-х годов Джон и Беатрис Уайтиинг руководили обширной полевое исследование практик ранней социализации в шести различных обществах. Это были гуси Кении, раджпуты из Индия, деревня Тайра на остров Окинава в Японии, Таронг принадлежащий Филиппины, Микстека Индейцы центральной Мексики и Новой Англии сообщество, получившее псевдоним Орчардтаун. Все из этого общества объединяет тот факт, что они были относительно однородными культурно. Два генерала выводы, сделанные в результате этого исследования. Во-первых, практика социализации. заметно различались от общества к обществу. Во-вторых, социализация. обычаи в целом были одинаковыми среди людей одного и того же общества. Этот неудивительно, поскольку люди из одной культуры и сообщества, вероятно, поделиться основными ценностями и представлениями. Кроме того, мы обычно социализировать наших детей во многом так же, как наши родители социализировали нас. Уайтинги и их коллеги-исследователи обнаружили, что различные методы используется для контроля над детьми в этих шести обществах. Например, Гусии в основном применялись страх и физические наказания. Напротив, люди г. Тайра использовала родительскую похвалу и угрозу воздержаться от похвалы. Таронг в основном полагался на поддразнивание и запугивание.

Местонахождение обществ в межкультурное исследование практики воспитания детей 1950-х годов

Это кросс-культурное исследование социализация провокационна. Возможно, вы сейчас спрашиваете себя какие методы вы бы использовали, чтобы контролировать поведение ваших детей. Бы вы шлепаете их или угрожаете сделать это? Вы бы использовали только похвалу? Вы бы унижали или дразнили их за неподобающее поведение? Вы попытаетесь сделать ваши дети независимы и самостоятельны, или вы бы препятствовали этому в пользу постоянной зависимости? В какой-то момент нашей жизни большинство из нас будет занимается воспитанием детей. Будете ли вы делать это так же, как вы были подняты? Скорее всего, так и будет, потому что вы были так социализированы. Жестокие родители в большинстве случаев подвергались жестокому обращению со стороны своих родителей. Так же, нежные, снисходительные родители сами так воспитывались. Есть ли правильный или неправильный способ социализировать детей? В определенной степени ответ зависит от системы отсчета. То, что правильно в одной культуре, может быть ошибся в другом.

 

Даже, казалось бы, незначительные действия родителей может оказать серьезное влияние на социализацию их детей. Для Например, что бы вы сделали, если бы ваш ребенок постоянно плакал, но не болел? голоден или нуждается в смене подгузника? Не могли бы вы подержать своего ребенка, рок взад-вперед, ходить или тихонько петь, пока плач не прекратится, даже если это заняло несколько часов. Ответ, который вы даете, скорее всего, зависит от вашего культура. Традиционный навахо Индийская реакция обычно заключалась в том, чтобы отстранить ребенка от социальных контактов до тех пор, пока плач прекратился. Убедившись, что ребенок не болен и не находится в физическое недомогание, его или ее выведут за пределы маленькой одноместной комнаты дом и оставили в безопасном месте, пока плач не прекратился. Затем ребенка снова приносили в дом, чтобы он присоединился к семье. Возможно, поэтому младенцы навахо, воспитанные таким образом, обычно очень тихие. Они рано узнают, что из-за шума их удаляют из социальных сетей. контакт. Сегодня в большинстве североамериканских семей мы держим ребенка на руках. в этой ситуации пока плач не прекратился. Урок, который мы непреднамеренно можем дать заключается в том, что плач приводит к социальному контакту. Это неправильно? Нет обязательно, но это другой метод социализации.

 

Вернуться в меню   

Практическая викторина

Следующая тема  


Последнее обновление этой страницы: Четверг, 08 декабря 2011 г.
Copyright 2002-2011 Деннис О’Нил. Все права защищены.
Кредиты на иллюстрации

4.1: Социализация и культура — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Page ID
    63850
    • ERIKA GUTIERREZ, JANét Hund, Shaheen Johnson, Carlos Ramos, Lisete Rodrice, и Mojét Hund, Shaheen Johnson, Carlos Ramos, Liseletse и Moy Tis, и Moy Tis, и Moud Tis, и Moy Thue, и Moy leghe. Инициатива образовательных ресурсов (OERI)
      Рисунок \(\PageIndex{1}\): «Белое молчание — это насилие». (CC BY 2.0; Тим Пирс через Flickr)Рисунок \(\PageIndex{2}\): Пьер Бурдье (19 лет)30-2002). (CC PDM 1.0; Викимедиа). Видео \(\PageIndex{3}\): По словам Пьера Бурдье, культурный капитал — это культурные знания, которые служат валютой, помогающей нам ориентироваться в культуре и меняющей наш опыт и доступные нам возможности. Эта теория фокусируется на воплощенных, объективированных и институционализированных состояниях капитала и очень важна для понимания неравенства в образовании и других социальных структурах. (Субтитры и другие настройки YouTube появятся после начала видео.) (CC BY-SA; Sociology Live! через YouTube)
        Рисунок \(\PageIndex{4}\): Уличные фонари на Таймс-сквер. (CC BY 4.0; Хосе Франсиско Фернандес Саура через Pexels)

            Эта страница под названием 4.1: Социализация и культура распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0, авторами, ремиксами и/или кураторами являются Эрика Гутьеррес, Джанет Хунд, Шахин Джонсон, Карлос Рамос, Лизетт Родригес и Джой.

          Добавить комментарий