Процессы воображения в психологии: Процессы воображения

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Воображение (в психологии). Большая российская энциклопедия

Психические, психофизиологические процессы или явления

Области знаний:
Когнитивные функции (процессы)

Воображе́ние, способность человека конструировать образы объектов, которые в предшествующем опыте не воспринимались, в том числе таких, которые актуально вообще не могут быть восприняты с помощью органов чувств (события далёкого прошлого или будущего, фантастические существа и т.  п.).

В ранних философских течениях психологии рубежа 19–20 вв. общие представления о воображении сформировались под влиянием Э. Гуссерля, которым оно было описано как основной механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологической редукции» психологические особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. Экзистенциалисты М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартр попытались преодолеть замкнутость такого феноменологического подхода рамками сознания, рассматривая образы воображения не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.

Согласно взглядам, разработанным в отечественной психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции воображения состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего.

Основное различение в эмпирических исследованиях проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, воображением. Процессы репродуктивного воображения относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного воображения, лежащего в основе художественного и научного творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) воображение. К числу феноменов непроизвольного воображения иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.

Экспериментальное изучение воображения первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетических образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов воображения преобладали физико-химические аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографическими отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов воображения приостановилось до появления во 2-й половине 20 в. когнитивной психологии. Современные исследования воображения показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физическими объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творческого воображения показали ограничения, накладываемые на воображение привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, например кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли воображения в качестве мнемотехнической стратегии, улучшающей память. Чем необычнее такие намеренно созданные образы, тем больше они способствуют запоминанию.

В психометрических исследованиях интеллекта оценки творческого воображения входят в число основных компонентов креативности. Особые методы, предположительно стимулирующие творческое воображение, разработаны в психотерапии (метод «активного воображения», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что воображение открывает путь к осознанию и интеграции бессознательных содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).

Исследования познавательного развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм воображения, включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 месяцев), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (например, в теорию психического, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психического развития часто сказываются на особенностях воображения ребёнка и взрослого. Например, дети с аутизмом могут испытывать специфические трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастических объектов.

Дискуссионным остаётся объяснение отношений воображения и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется воображение для интерпретации воспринимаемого; в свою очередь, воображение опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал воображение как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – воображение. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и воображения, так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций воображения наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем воображение увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием. В современных работах в особенности подчеркивается роль структур коры головного мозга, увеличивающих свою активность в состоянии относительного покоя, когда внимание человека не направлено на решение актуальных поведенческих или перцептивных задач (т. н. дефолтная система мозга, англ. default mode network).

В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуются как процессы применения языковых средств для управления воображением, т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. К особым средствам художественного воображения относится, например, аристотелевский приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастического содержания в реалистический контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах художественного воображения используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, как в случае трансформации идентичности людей и предметов, увеличения и уменьшения их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).

В работах по моделированию процессов познания у человека понимание воображения как фундаментального механизма научного мышления связано с работами основателя логико-математического интуиционизма Л. Э. Я. Брауэра, а также С. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров». Дальнейшим развитием этой концепции является теория «ментальных пространств» Ж. Фоконье. Эта теория описывает закономерности процессов воображения в межличностной коммуникации и творческом мышлении.

Величковский Борис Митрофанович

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:40 (GMT+3)

Воображение на границе психологии | Справочник по воображению и культуре

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник по воображению и культуреСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник по воображению и культуреСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Зиттун, Таня и Влад Петре Главяну, «Воображение на рубежах психологии», Таня Зиттун и Влад Главяну (редакторы), Справочник по воображению и культуре , Границы в культуре и психологии (

Нью-Йорк,

, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 октября 2017 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780190468712.003.0001, по состоянию на 24 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник по воображению и культуреСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник по воображению и культуреСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Резюме

В этой вводной главе представлены цели, объем и структура Справочника

. Основные цели — вернуть воображение с границ психологии в ее центр и показать фундаментальную роль, которую воображение играет в жизни отдельных людей и общества. Глава открывается серией примеров повседневного воображения, свидетельствующих о центральной роли этого культурного феномена. Затем он представляет парадокс соединения воедино «воображения» — часто воспринимаемого как внутреннее и индивидуальное, и «культуры» — часто воспринимаемого как внешнее и коллективное. Здесь авторы предлагают социокультурную психологию, рассматривающую эти явления как взаимно конституирующие. В главе представлены четыре эпистемологических допущения подхода и обрисован вклад других дисциплин, которые хотя бы частично разделяют эти допущения. На этой основе предлагается первое определение воображения. Наконец, представлена ​​структура книги.

Ключевые слова: воображение, культурная психология, развитие человека, социальные изменения, Новаторство, Искусство, психология, воображение социальных наук, культурная психология, развитие человека, социальные изменения, Новаторство, Искусство, психология, социальные науки

Предмет

Социальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.

Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Роль воображения в творчестве | Философия творчества: новые очерки

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Стоукс, Дастин, «Роль воображения в творчестве», Эллиот Сэмюэл Пол и Скотт Барри Кауфман (редакторы), Философия творчества: новые эссе (

Нью-Йорк

, 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 июнь 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199836963.003.0009, по состоянию на 24 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Стоукс утверждает, что воображение важно даже для самых минимально творческих мыслительных процессов. Как отмечает Стоукс, немногие философы продумывали различие между воображением и творчеством, и немногие психологи непосредственно проверяли разницу между этими двумя конструкциями. Основывая свою главу на современной философии, Стоукс также опирается на когнитивную психологию и психологию развития, чтобы определить архитектурные особенности, общие для творчества гениального уровня, а также более повседневные формы творчества. Стокс начинает с того, что проводит различие между «ограниченностью правдой» — когнитивными состояниями, которые служат для точного представления мира, — и «не связанными с правдой» состояниями, которые не функционируют для точного представления мира, а вместо этого облегчают манипулирование информацией. Они представляют. Стоукс утверждает, что богатые творческие достижения в искусстве и науке, а также более повседневные прорывы основаны на процессах когнитивного манипулирования. Стоукс заключает, что воображение выполняет роль когнитивного манипулирования и характеризуется четырьмя чертами: оно не связано с истиной, находится под непосредственным произвольным контролем, взаимодействует с аффективными и мотивационными системами, а также управляет выводами и принятием решений. Глава Стокса затрагивает ряд философских проблем, связанных с воображением и художественной литературой, а также психологических проблем, связанных с ролью сознательного, преднамеренного мышления в творчестве.

Ключевые слова: креативность, минимальная креативность, воображение, познание, когнитивные прорывы, когнитивная работоспособность, когнитивная игривость креативность, минимальная креативность, воображение, познание, когнитивные прорывы, когнитивная работоспособность, когнитивная игривость

Предмет

Философия наукиЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий