Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения — Виды воображения и его функции | |||||||
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |||||||
Страница 2 из 5
12. 2. Виды воображения и его функции
Произвольным называют воображение, которое регулируется волей человека, а его образы рождаются и изменяются при ее непосредственном участии. Пользуясь данным видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-либо придумать (изобрести, сочинить, сконструировать и т. п.), и далее контролирует процесс воображения с начала и до конца. Непроизвольным, соответственно, называют воображение, в котором воля человека участия не принимает, а образы возникают и изменяются спонтанно. Соответствующий процесс человек не контролирует, осознавая зачастую только его конечный результат, да и то не всегда (например, при галлюцинациях и сновидениях он, как правило, не осознается). Произвольное воображение в основном характерно для людей творческих профессий, например, писателей, художников, инженеров, ученых, режиссеров и других. В любой профессиональной деятельности человека можно найти элементы творчества и, следовательно, произвольное воображение, в принципе, может быть присуще представителям всех без исключения профессий. Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется сравнительно мало нового, хотя отдельные его элементы или их сочетание могут отличаться новизной. Заметим, что если бы в данном виде воображения не было ничего нового, то соответствующий процесс вряд ли можно было бы назвать воображением. Он представлял бы собой копирование или воспроизводство того, что уже известно, и больше был бы похож на восприятие или память, чем на воображение. Как и в других классификациях психических явлений, с которыми мы уже знакомы, в вопросе о разделении воображения на виды не существует единой точки зрения. В связи с этим возникают два вопроса: о соотношении воображения и мышления, и о связи интеллектуального воображения с наглядно-образным мышлением. Эти вопросы уже ставились и частично обсуждались в первом параграфе данной главы, но в силу их значения для понимания природы воображения к ним стоит вернуться. Мышление и воображение — это разные психические функции. Задача «чистого» воображения — творение нового, независимо от того, в какой форме оно проявляется. Это может быть образная, интеллектуальная, эмоциональная или действенная фантазия. Однако то, что творит «чистое» воображение, далеко не всегда представляет собой решение каких-либо, в том числе творческих, задач. Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда человек, включая свое воображение, случайно найдет решение определенной задачи, придумает, создаст что-то новое, сам этого не осознавая. Соответствующий процесс правильнее было бы рассматривать как воображение, а не как мышление, поскольку в сознании человека цель решить какую-либо конкретную задачу изначально не ставилась. Наглядно-образное мышление можно понимать двояко: как воображение и как разновидность мышления. Если человек просто манипулирует образами, и они у него складываются в какие-либо сенсорные образования, безотносительно к конкретной задаче, то мы имеем дело с воображением. Однако если человек действует образами сознательно и целенаправленно, используя соответствующие действия для решения конкретных задач, то в этом случае мы имеем дело с наглядно-образным мышлением. Галлюцинациями называют процессы и продукты воображения, порождаемые измененными состояниями сознания человека. Галлюцинации порождают в голове человека нереальные, фантастические образы, лишают его нормальных контактов с действительностью и возможности ориентироваться в ней. Эти состояния отличаются от обычных психических состояний своей оторванностью от реальной действительности. Они имеют различные формы и могут возникать по разным причинам: в результате заболеваний, под действием гипноза, под влиянием психотропных веществ, в том числе наркотиков и алкоголя, во время сильных эмоциональных переживаниях типа аффектов, стрессов и т. п. Подобные состояния обычно появляются при нарушениях нормальной работы мозга. Находясь под действием галлюцинаций, человек может подвергать себя и окружающих людей опасности, лишается естественных защитных механизмов и нормальных адаптивных реакций, поскольку в подобных состояниях он неадекватно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, неправильно реагирует на происходящее. Сновидения, как разновидность воображения, представляют собой нечто подобное галлюцинациям, но не рассматриваются как аномальные состояния психики. Они появляются периодически в здоровом, нормально функционирующем организме во время сна, тогда как галлюцинации обычно возникают в состоянии бодрствования. С древнейших времен сновидения вызывают повышенный интерес как со стороны ученых, так и со стороны людей, не связанных с наукой, и уже не менее двух с половиной тысяч лет ученые пытаются найти им объяснение. Первое, дошедшая до нас теория сновидений содержалась в трудах древнегреческого философа Аристотеля (Трактат о сновидениях как часть произведения Аристотеля «О душе»). Суть данной теории заключалась в следующем. В ней утверждалось, что тогда, когда человек бодрствует, образы независимо от него существующих вещей естественным путем, через органы чувств попадают в голову, и там рождаются образы восприятия. Когда человек спит, его органы чувств нормально не работают, но образы вещей, тем не менее, продолжаются проникать в его голову через другие части тела. По пути они искажаются, и поэтому человек видит во сне нереальные, искаженные картины действительности. Кроме того, когда человек засыпает, его душа, которая может существовать отдельно от тела, его покидает и свободно перемещается в пространстве и времени. Во время своих блужданий душа продолжает сохранять связь со спящим человеком и посылать ему сигналы в мозг. Поэтому во сне человек может видеть то, что видит его душа во время своих блужданий, и что происходит за пределами его тела, в разных точках пространства, а также в прошлом, настоящем или будущем — там, где в данный момент времени находится его душа. В Средние Века, когда науку заменила религиозная философия, учение Аристотеля о сновидениях сохранило свое влияние, но предложенная им теория была преобразована, чтобы соответствовать канонам религиозного учения. В обновленной, религиозно-мистической концепции сновидений утверждалось, в частности, что во сне с человеком могут общаться Бог или Дьявол (в зависимости от того, под чьим влиянием находится его душа), и содержание его сновидений определяется ими. Если, например, человек видит во сне кошмары, или же его сновидения являются аморальными, неправедными, то они навеяны Дьяволом. Если человек видит приятные и праведные сны, но они, соответственно, навеяны Богом. На этой основе средневековые богословы делали выводы о том, в чьих руках — божьих или дьявольских — находится душа человека, и в соответствие с этим предписывали человеку определенные действия или формы поведения. В эпоху Возрождения, когда науки стали освобождаться от средневековой религиозно-философской мистики и необоснованных запретов на научные исследования, получили возможность свободно развиваться естественные науки, в том числе анатомия и физиология человека. В это время были получены данные, указывающих на связь сновидений с процессами, происходящими в организме, в частности — мозге человека. Мистика эпохи Средневековья, связанная со сновидениями, была отклонена, однако новое, естественнонаучное объяснение, касающееся связи сновидений с действительностью, так и не было предложено. Кроме того, механистическое мировоззрение, возобладавшее в это время, ограничило функции души мышлением и сознанием. В результате появилась чисто физиологическое, эпифеноменалистичекое объяснение сновидений. Согласно эпифеноменалистичекой теории сновидений они порождаются физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека в то время, когда он спит. Содержание сновидений является случайным отражением именно этих процессов, а не того, что во время сна происходит вне человека, тем более — происходило в прошлом или может случиться в будущем. Сновидения, будучи эпифеноменами, то есть простыми бездействующими придатками, никакой роли в жизни людей согласно данной теории не играют. Такое объяснение, однако, не устраивало ученых, тем более — людей, не связанных с наукой. С древних времен они верили в определенную, в том числе полезную, жизненную роль сновидений, а ученые, признавшие правильность эволюционной теории Ч. Дарвина, были убеждены в том, что все, что происходит в организме или психике человеке, в том числе сновидения, выполняют какую-то жизненную важную роль. Эпифеноменалистическая трактовка сновидений не устраивала ученых и людей, не связанных с наукой, еще и потому, что на опыте собственной жизни они не раз убеждались в том, что сны и сновидения каким-то образом все же соотносятся с жизнью человека, с его прошлым, настоящим или будущим. Многое из того, что люди видят во сне, нередко происходит или сбывается в реальной жизни. Довольно часто имеют место прямые совпадения того, что человек видел во сне, с тем, что происходило с ним наяву, или, наоборот, то, что происходило наяву, затем имело продолжение в содержании сновидений. В конце XIX века появилась новая психологическая теория сновидений (предыдущую теорию можно назвать физиологической), автором которой стал 3. Фрейд, и которая приобрела популярность как среди ученых — психологов, так и людей, не связанных с наукой. Согласно данной теории, которую можно назвать психоаналитической, сновидения играют определенную роль в жизни людей, которая заключается в том, чтобы актуализировать бессознательные процессы, активизировать неудовлетворенные потребности (инстинкты) человека и частично, через содержание сновидений, их удовлетворить. Для самого 3. Фрейда в разработанной им практике проведения психоанализа функция сновидений заключалась еще в том, чтобы через них проникать в содержание бессознательного и раскрывать его через процедуру толкования сновидений. Современные ученые-психологи, в основном соглашаясь с идеей 3. Фрейда о том, что посредством сновидений человек может частично удовлетворять свои неудовлетворенные потребности, вместе с тем, возражают против предложенного им способа толкования. Дело в том, что почти все содержание сновидений Фрейд фактически свел к одному, сексуальному инстинкту, и, кроме того, придумал не уступающее мистике Эпохи Средневековья, по сути дела, произвольное толкование сновидений. В последние несколько десятков лет появилась и стала популярной новая, когнитивно-психологическая теория сновидений, основанная на идее том, что мозг человека продолжает работать тогда, когда он спит, а сновидения выступают как отражение продолжающейся во сне обработки информации. Согласно данной теории, находясь в состоянии бодрствования, человек в основном воспринимает информацию, но не успевает ее обработать. В состоянии бодрствования человек берется за решение многих, важных для него задач, но не успевает их решить до отхода ко сну. Когда человек спит, все эти процессы продолжаются в работающем мозге и находят отражение в содержании его сновидений. Поэтому, например, утром человеку могут придти в голову новые, более ценные идеи, чем те, которые приходили вечером. Мечты представляют собой продукты воображения, возникающие в отличие от сновидений в состоянии бодрствования. Своим содержанием они нацелены на желаемое и, вместе с тем, вполне реальное будущее, которое, в принципе, может наступить. В мечтах человека содержатся потенциально осуществимые планы на будущее, причем, эти планы большинство людей стремятся реализовать. Мечты, каким образом, тесно связаны с реальной действительностью. Грезами также называются планы на будущее, но такие, которые в отличие от мечтаний оторваны от реальной действительности, не связаны и не считаются с ней, и в большинстве случаев являются не осуществимыми. Грезы возникают, как правило, тогда, когда реальная действительность людей по каким-либо причинам не устраивает, но они понимают, что изменить ее они не в состоянии. Тогда в своих грезах люди на время уходит от не устраивающей их действительности, и в воображении начинают представлять ее такой, какой они хотели бы ее видеть. Такие мечтания, однако, в большинстве случаев остаются неосуществимыми, поскольку они не учитывают реальную действительность, не опираются на нее. Определим и обсудим главные психологические функции воображения. Они являются следующими: 1. Творческое преобразование действительности с помощью образов и картин, вначале рисуемых воображением, и далее реализуемых в предметах материальной и духовной культуры. Это — творческая, реально-преобразовательная функция воображения. 2. Познание человеком окружающего мира в условиях, когда этот мир непосредственно с помощью органов чувств им не воспринимается. Данную функцию можно связать с возможностью познания мира через его представление и воображаемом форме. Ее, соответственно, можно назвать виртуально-познавательной функцией воображения. 3. Психологическая подготовка человека к предстоящим действиям и поступкам в своем воображении. Эта функция может быть обозначена как планирующая и программирующая поведение человека. 4. Регулирование человеком своих психических процессов и состояний. Данную функцию воображения можно обозначить как мотивационнорегулятивную. 5. Оказание человеком через воображение воздействия на себя. Данная функция воображения в соответствие с результатами ее практической реализации может быть обозначена как психотерапевтическая или психокоррекционная. 6. Изучение психики человека через продукты его воображения. Соответствующую функцию можно обозначить как психодиагностическую.
<< Предыдущая — Следующая >> |
Взаимосвязь воображения и творчества
Вторая функция — эмоциональная — состоит в регулировании эмоциональных состояний. Человек при помощи своего воображения способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.
Третья функция — воспитательная — связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно — образном мышлении человека и в его развитии.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии.
Однако
главная функция воображения — это
его участие в творческом процессе. С помощью
воображения мы можем управлять многими
психофизиологическими состояниями организма,
настраивать его на предстоящую деятельность.
Выводы:
Итак, воображение — это психический процесс, выражающийся: в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение неразрывно связано с другими психическими процессами, занимая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Важнейшее
значение воображения в том, что
оно позволяет представить
Воображение может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) и репродуктивное (воспроизводящее). Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых последовательная; вторая — эмоциональная; третья функция — воспитательная; четвертая состоит в формировании внутреннего плана действий и пятую можно обозначить как психодиагностическую.
2. Взаимосвязь воображения и творчества.
2. 1. Общее понятие творчества
Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу.
Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Творчество не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.[9]
2.2. Механизм творческого воображения
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. [4]
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.
Таким образом, творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Особенность
творческого воображения
2.3. Роль воображения в творчестве
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Нельзя представить себе научную деятельность, как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, следовательно, оно немыслимо без творческого воображения.
В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.
Сущность
художественного воображения
Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступали стимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональную сферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.
Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.
Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.[15]
Выводы:
Подводя итог, отметим, что никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности, оно существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось.
Творчество порождает новые материальные и духовные ценности и является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Это не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство.
Основу творчества составляет творческое воображение, которое направленно на создание новых общественно значимых образов. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно — следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых.
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Воображение
и творчество теснейшим образом связаны
между собой, они является атрибутом человеческой
деятельности — это исторически эволюционная
форма активности людей, выражающаяся
в различных видах деятельности и ведущая
к развитию личности.
Заключение
И в заключении необходимо отметить, что действительно, имеет место взаимосвязь творчества и воображения, т.к. воображение — это основа творческого процесса, одна из важнейших сторон нашей жизни.
Творчество, или творческая деятельность, — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: изобретение новых (или фундаментальная реконструкция старых) машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т.п. А для этого требуется исключительное воображение.
Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.
Вместе
с уменьшением способности
Если лишить человека фантазии — остановится прогресс, следовательно, воображение являются необходимейшей способностью человека.
Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае его источник — объективная реальность.
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.
Феноменология продуктивного воображения | Columbia University Press
Дата публикации: апрель 2022 г.
ISBN: 9783838215525
318 страниц
Формат: Мягкая обложка
Цена по прейскуранту: $48,00
- Основной
- Отзывы
- Содержание
- Выдержка
- Ссылки
- Награды
В своей новой книге Саулиус Гений развивает феноменологию продуктивного воображения, опираясь на те ресурсы, которые мы встречаем у Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера, Мартина Хайдеггера, Эрнста Кассирера, Мики Киёши, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти, и сочинения Поля Рикера, а также участвуя в современных философских дискуссиях о воображении. Исследуя отношения между воображением и воплощением, аффективностью, восприятием, языком, самостью и интерсубъективностью, книга предлагает феноменологическую концепцию продуктивного воображения, которая придерживается основных феноменологических принципов и чувствительна к тому, как продуктивное воображение осмысливалось в истории. феноменологии.
На этом фоне Geniusas разрабатывает новую концепцию продуктивного воображения: Это основная модальность интенциональности, которая косвенно формирует человеческое восприятие мира, формируя контуры действия, интуиции, знания и понимания . Это не столько слепая и необходимая функция души, сколько искусство, скрытое в теле, ибо оно проистекает из инстинктов, влечений, желаний и потребностей.
Автор показывает, какими неожиданными способами феноменология продуктивного воображения обогащает наше понимание воплощенной субъективности.
Продуктивное воображение — понятие, давно заслуживающее специального изучения. Саулиус Гений прослеживает ее важность от Канта и Гуссерля до немецкой и французской феноменологии 20-го века. С широким исследованием и проницательным анализом Geniusas открывает нам глаза на природу продуктивного воображения и его связь с воплощением, языком и субъективностью. Дэвид Карр, почетный профессор Университета Эмори
Книга Саулиуса Гениусаса предлагает радикально новое исследование жизненно важных отношений между воображением и телом. Письмо ясное, убедительное и обширное в своем научном диапазоне. Важное исследование незаменимых побуждений человеческого творчества. Ричард Кирни, профессор философии Чарльза Силиг, Бостонский колледж
Саулиус Гениусас — профессор философии Китайского университета Гонконга. Его основные философские интересы лежат в континентальной философии, особенно в феноменологии и герменевтике. Geniusas является автором Происхождение горизонта в феноменологии Гуссерля (Springer 2012), Феноменология боли (издательство Ohio University Press, 2020) и Что такое боль? Описательная психология, трансцендентальная феноменология и натурализм (на литовском языке; Phi knygos 2021). Он также редактировал ряд книг по феноменологии, герменевтике, сравнительной философии и философии воображения, в том числе «Расширяя пределы продуктивного воображения» (Rowman & Littlefield 2018) и 9 книг.0041 Что такое продуктивное воображение? (под редакцией Дмитрия Никулина; Rowman & Littlefield 2018). Его исследования были опубликованы в основных журналах по континентальной философии, таких как Continental Philosophy Review, Research in Phenomenology, Human Studies, Journal of the British Society for Phenomenology . Гений опубликовал более шестидесяти статей в различных философских журналах и антологиях на английском, немецком и литовском языках. Его произведения также переведены на французский, испанский и польский языки. В настоящее время является одним из редакторов 9-гоСерия книг 0041 Social Imaginaries , опубликованная Rowman & Littlefield.
Предметы
- Континентальная философия
- Философия
Серия
- Тело и сознание
Активное экранное время и воображение у детей 5-6 лет
. 2023 15 мая; 14:1197540. дои: 10.3389/fpsyg.2023.1197540. Электронная коллекция 2023.Дарья Бухаленкова 1 , Ольга Алмазова 2
Принадлежности
- 1 Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
- 2 Кафедра психологии развития, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
- PMID: 37255514
- PMCID: PMC10226465
- DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1197540
Дарья Бухаленкова и др. Фронт Псих. .
Бесплатная статья ЧВК . 2023 15 мая; 14:1197540. doi: 10. 3389/fpsyg.2023.1197540. Электронная коллекция 2023.Авторы
Дарья Бухаленкова 1 , Ольга Алмазова 2
Принадлежности
- 1 Кафедра педагогической психологии и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
- 2 Кафедра психологии развития, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
- PMID: 37255514
- PMCID: PMC10226465
- DOI: 10. 3389/fpsyg.2023.1197540
Абстрактный
В данном исследовании основное внимание уделялось изучению связи таких факторов активного экранного времени дошкольников, как время, проведенное за компьютерными играми, и участие родителей в детских компьютерных играх на воображение детей 5-6 лет. Матерям 772 детей было предложено заполнить анкеты, в которых они описали, как их дети взаимодействуют с гаджетами. 371 из этих детей также участвовали в тесте, оценивающем продуктивное воображение с помощью выполнения задания на рисование (оценивались такие параметры, как гибкость, оригинальность, проработанность). В результате исследования не было обнаружено связи между воображением и временем, проведенным дошкольниками за компьютерными играми. В то же время это исследование выявило значимые связи между воображением и характеристиками родительского участия в использовании гаджетов дошкольниками. Исследование показало, что показатели гибкости воображения значительно выше у детей, которые используют гаджеты с братьями и сестрами или сверстниками, чем у тех, кто часто играет в одиночку или со взрослым.
Ключевые слова: креативность; разработка; гибкость; воображение; оригинальность; дошкольный возраст.
Copyright © 2023 Бухаленкова и Алмазова.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Цифры
РИСУНОК 1
Задания методики «выполнить…»
РИСУНОК 1
Задания методики «дорисуй» (10 рисунков; Дьяченко, 1996). Воспроизведено с…
РИСУНОК 1Задания методики «выполни рисунок» (10 рисунков; Дьяченко, 1996). Воспроизведено с разрешения.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Рекомендации
- Альфонсо-Бенллиуре В., Мелендес Х.К., Гарсия-Баллестерос М. (2013). Оценка программы творческого вмешательства для дошкольников. Думать. Навыки Креатив. 10 112–120. 10.1016/j.tsc.2013.07.005 — DOI
- Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г. (2022). Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития. Московский ун-т. Психол. Бык. 2 51–72. 10.11621/всп.2022.02.03 — DOI
- Белова Е. С., Шумакова Н. Б. (2022). Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников. Преш. Образовательный Сегодня 6 42–53.
- Бертолини Р., Ниссим С. (2002). Видеоигры и детское воображение. Дж. Детский психотерм. 28, 305–325. 10.1080/0075417021000022667 — DOI
- Бланко-Эррера Дж.