Проективная методика несуществующее животное цель: Проективная методика «Несуществующее животное»

Методика «Несуществующее животное» — презентация

Первый слайд презентации

Методика «Несуществующее животное»

Изображение слайда

Слайд 2: История возникновения, автор ы методики

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям. Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И.

М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением. История возникновения, автор ы методики

Изображение слайда

Слайд 3: Сведения про надежность методики

Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики. Сведения про надежность методики

Изображение слайда

Слайд 4: Требования к процедуре диагностики

Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией : « Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем». Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать. Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Требования к процедуре диагностики

Изображение слайда

Слайд 5: Стимульный материал

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности.

Все признаки интерпритируются символично.

Изображение слайда

Слайд 6

Если рисунок нарисован в центре листа (см. рис.1), то все в порядке, ребенок вполне адекватно оценивает окружающую действительность. Если рисунок расположен ближе к верхнему краю листа, то это трактуется как завышенная самооценка (см. рис2). Скорее всего ребенок недоволен собственным положением в обществе, ему не хватает признания окружающих. рис.1 Рис.2 Расположение рисунка

Изображение слайда

Слайд 7

А если же ваш рисунок заехал так высоко, что ему уже не хватает бумаги, нужно быть осторожным. Это уже звездная болезнь! У ребенка могут быть претензии на признание. (рис 3) рис.3

Изображение слайда

Слайд 8

И наоборот, рисунок, сползший в нижнюю часть листа, говорит о неуверенности ребенка в себе, низкой самооценке и нерешительности.

Ребенок переживает, заинтересован в своем социальном положении. рис.4 Рис.5

Изображение слайда

Слайд 9

Основная часть рисунка. Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы. Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них. Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.

Изображение слайда

Слайд 10

Увеличенная голова животного на изображении означает, что ребенок ценит прежде всего в других ясный ум. Как правило, этот человек обладает незаурядной эрудицией, которую довольно успешно применяет в своей жизни. Он избегает общения с глупыми, по его мнению, людьми, поэтому может иметь репутацию замкнутого и нелюбезного человека. Если на голове расположены детали, к ним следует внимательно отнестись. Большие уши указывают на заинтересованность в информации. Такой ребенок схватывает все на лету и всегда в курсе всех дел.

Изображение слайда

Слайд 11

Основная часть рисунка. Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге. Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.

Изображение слайда

Слайд 12

Основная часть рисунка. Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера. Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность. Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

Изображение слайда

Слайд 13

Если на голове изображены дополнительные детали: рога, щетина, иглы или когти – это говорит о склонности художника к защитно – ответной агрессии. Этот человек никогда не развяжет конфликт, но в критический момент способен постоять за себя. Если контур фигуры прорисован с острыми углами, выступами, а также если зверек носит панцирь, все это выдает его тревоги и страхи. Ребенок агрессивно защищается от вторжения окружающих в его жизнь.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика «Несуществующее животное»: Список литературы

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44−49. 2. Венгер А. Л. «Психологические рисуночные тесты». — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. 3. Малкина-Пых Ирина «Телесная терапия». — М.: Эксмо, 2007 г. 4. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.

Изображение слайда

Коррекционная программа агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

     3) клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

     Важным  является анализ специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка. 
 

 

     Основной  целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребенка конфликта. Следует отметить, что при анализе причины конфликта у ребенка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создает аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребенка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.

     Следует подчеркнуть, что процесс диагностики  и коррекции — это единый процесс. На диагностическом этапе осуществляется первичная диагностика, а сам диагностический процесс должен продолжаться на последующих этапах психологической коррекции.

     Установочный  блок включает в себя главную цель — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия

     Основными задачами этого блока  являются:

     1.   Снижение эмоционального напряжения  у ребенка.

     2.  Активизация родителей на самостоятельную  психологическую работу с ребенком.

     3.   Повышение веры родителей в  возможность достижения позитивных результатов коррекции.

     4.  Формирование эмоционально-доверительного  контакта психолога с участниками  процесса.

     Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

     Задачи:

     1.   Преодоление внутрисемейного кризиса.

     2.   Изменение родительских установок  и позиций.

     3.  Снятие проявлений дезадаптации  в поведении ребенка.

     4.   Расширение сферы социального  взаимодействия ребенка.

     5.  Формирование у ребенка адекватного  отношения к себе и к другим участникам занятий.

 

   Первый  метод – это  тест «несуществующего животного».

   Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич  в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем. 

     Второй метод –  это наблюдение  за поведением  ребёнка в ходе  игры.

   Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых,  на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей (см. Приложение № 2). 

   Третий  метод – это  тест руки 

   Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г., предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. (см. Приложение №2). 
 
 

 

   Можно выделить несколько причин возникновения детской агрессии, которые необходимо учитывать  для осуществления эффективной коррекции.

   Для того что бы снизить детскую агрессивность  необходимо проработать все причины  её возникновения, при чем не только те которые реально существуют у денного ребенка (на них конечно необходимо посвятить большую часть времени), но и те которые небыли выявлены в процессе диагностики но потенциально имеют место быть.

   Данная  коррекционная программа будет  включать те методы, которые направлены на преодоление ряда причин возникновения агрессивного поведения. Основной акцент в своей работе я хотела бы сделать на агрессивности ребенка, которая обусловлена школьной дезадаптацией. Отличительной чертой коррекции данного вида агрессии является, что упражнения на снижение агрессивности лучшепроводить в небольшой группе 5-7 человек. 

1. Агрессивность ребёнка  обусловлена семейными  факторам: 

   1. Методика «каракули»:   

   Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.

   Материалы: простой карандаш, лист ватмана и  цветные карандаши.

   Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё  тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу  движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая — либо форма не ассоциируется с некой темой.

   Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок  и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история.

   Здесь консультанту следует обратить внимание на используемые при раскраске цвета, а так же и на увиденные образы. Если ребёнок рассказывает какую то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи. 

   2. «Картина мира»:   

Цель:  Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

   Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

   Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину  мира, то есть мир, его образ, как  ты его себе представляешь. После  этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

   Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

  1. «Планетарная   картина мира» — изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
  2. «Пейзажная картина мира» — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.
  3. «Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, — то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека. 
  4. «Опосредованная, или метафорическая  картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.
  5. «Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

   В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал. 

   а) дефицит внимания по отношению к  ребёнку. 

   3. «Соломенная башня»:   

   Цель: проследить структуру взаимоотношений  в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

   Данное  упражнение выполняется на консультации в присутствии и ребёнка и его родителей.

   Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный домик.

   Процедура: Семье предлагается совместно построить  в течение 20 минут домик или  башню, но так, что бы все участники были обязательно задействованы в работе.

   Консультант засекает время, и пока семья начинает свою работу в его задачу входит проанализировать:

  1. Насколько организованно семья распределила обязанности
  2. Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)
  3. На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу
  4. Какую роль в этом процессе играл ребёнок
  5. Не был ли кто – то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.

   По  окончанию консультант обсуждает  чувства, возникшие в игре, кто  и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены семьи  свои взаимоотношения и т.д. 
 

   4. «Портрет твоей  семьи»: 

   Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

   Материал: карандаши цветные и листы  бумаги.

   Процедура: Ребёнку предлагается по очереди  нарисовать всех членов своей семьи  в виде портрета, организовав некоторую галерею предков. После этого, консультант предлагает оживить портреты, но уже не в нашем времени, а в другом, наделив их качествами, которые присущи изображённым персонам.  Затем, в месте с ребёнком придумывается история, при которой те качества, которые ребёнку не нравятся в предках, помогают им выжить. После этого, консультант в месте с ребёнком рисуют его портрет и тоже переносят в прошлое, где он становится волшебником, а все персонажи  приходят к нему с просьбой перенести  их в их настоящее время. Каким окажется волшебник (с какими качествами), перенесёт ли он предков обратно или нет, решает сам ребёнок (здесь диагностируется принятие или не принятие своей семьи ребёнком).

   Игра  должна закончится тем, что ребёнок  снова идёт по галерее картин с  нарисованными членами своей семьи, и по очереди каждого человека с портрета перенести на общий лист бумаги и нарисовать его за каким-то общем занятием с остальными. Ребёнок же остаётся пока в роли волшебника и может вспомнить все свои «обидки» и нарисовать их в виде разных, страшных животных рядом с каждым членом семьи. Когда рисунок закончен, ребёнку предлагается внимательно посмотреть на страшную картинку и подумать, хотел бы он там оказаться… ведь роль волшебника должна закончится, и ему придётся нарисовать себя тоже на этом страшном листе с животными. Но у него есть последнее желание…  

Проективные методы в психологии: типы, преимущества, недостатки

Методы проективной психологии — это методы, используемые для изучения человеческого разума и поведения. Проективная техника используется для изучения мыслей, чувств и эмоций человека путем проецирования их на объект. Методы используют физические свойства света, звука и других раздражителей для исследования внутреннего мира субъекта. Он включает в себя проецирование в уме набора образов и идей, которые затем анализирует психоаналитик. Это странная техника, которая требует много терпения и времени.

История проективных методов 

 Методы проективной психологии были впервые разработаны в 1960-х годах для клинической психологии. Это форма личностного теста в психологии, которая подвергает испытуемых воздействию ряда неоднозначных стимулов, таких как изображения или фразы. Цель проективных тестов — вызвать у участников эмоциональные реакции, чтобы можно было изучить их установки, качества и поведение. Эти тесты должны выявить скрытые желания и страхи человека.

По словам психолога Дэниела Канемана, человеческий мозг ежедневно принимает миллионы решений. Примерами могут служить небольшие решения, такие как, что одеться, что поесть, каким маршрутом добираться до работы и т. д., а также более сложные решения, такие как покупка нового автомобиля, переезд в новый город или разрыв отношений. Если бы мы сознательно обрабатывали эти решения, наш мозг быстро заполнился бы данными. В результате наше бессознательное обрабатывает несколько решений и мотивы, которые ими управляют. Возможно, люди не всегда осознают бессознательные причины своих действий.

Типы проективных техник в психологии

Ассоциативный тест

Ассоциативный словесный тест — это тест, в котором перед испытуемым произносятся случайные слова, а в ответ испытуемый должен реагировать соответствующим образом. В этом тесте обычно ненормальные люди реагируют на неоднозначное слово. Например, если этот тест провести с больным шизофренией, он будет неоднозначно реагировать на любое слово, которое произносит экспериментатор. Когда испытуемого просят быстро реагировать на стимулы, он использует ассоциативные техники. В ассоциативных методах очень ценится своевременность ответов.

Тест Роршаха — это ассоциативный метод, в котором участников просят ответить на последовательность изображений чернильных пятен. Цвет, тень, форма, движение и отражение — все эти факторы на этих фотографиях помогают исследователям выяснить, почему люди реагируют именно так, а не иначе. Их ответы затем психологически оцениваются и анализируются. Другим типом ассоциативного упражнения является метод словесных ассоциаций (WAT), в котором участнику дается последовательность не связанных между собой слов.

Методы строительства

Подходы к строительству требуют от участников большего, чем просто реакция на стимулы; им также нужно создать что-то из них. Эти изобретения могут принимать форму сказок или визуальных эффектов. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — это метод построения, возможно, одна из наиболее часто используемых проективных процедур. Добровольцам-испытателям вручают карточки с черно-белыми изображениями, и их просят составить рассказ на основе того, что они воспринимают/выводят из изображения. Сюжет и основная сюжетная линия используются для того, чтобы сделать выводы о глубоко укоренившихся стремлениях и требованиях испытуемого.

Задание на завершение

Методы завершения. Методы завершения предоставляют участникам незавершенный продукт любого типа и позволяют им заполнять пробелы любым способом по своему выбору, если их решения соответствуют определенным логическим требованиям. Наиболее распространенным подходом к завершению является тест на завершение предложений, который требует, чтобы испытуемые заканчивали неполные предложения, используя первые слова, которые приходят на ум. Затем экзаменаторы проводят субъективный анализ, чтобы оценить конфликты, отношения и мотивы испытуемых.

Применение проективных методов

Методы проективной психологии предъявляют испытуемому последовательность неоднозначных стимулов (например, картинку) и просят его дать свои уникальные реакции на стимулы. Это делается для того, чтобы у испытуемого не было предубеждений. В отличие от других организованных видов психологического тестирования, двусмысленность стимулов не дает испытуемому никаких подсказок относительно того, каков правильный ответ на запрос. Например, люди могут давать более социально приемлемые ответы в интервью или самоотчетах и ​​могут изменять свои ответы в зависимости от того, как они реагируют на свои ответы. С другой стороны, неопределенные стимулы заставляют людей выражать свои искренние чувства.

Преимущества проективных методов

  • В отличие от организованных процедур тестирования, таких как анкетирование или формальные интервью, проективные тесты позволяют людям выражать свои мысли и идеи, не опасаясь порицания или социальных ограничений.
  • Психологи могут исследовать подсознательные и бессознательные системы, которые могут помочь им понять более личные или деликатные проблемы, когда люди могут более свободно выражать свои мысли, реагируя на неоднозначные стимулы.
  •  Проективные методы психологии эффективно эффективны при доступе к бессознательной части человеческого разума.

Недостатки проективных методик

  • Из-за неоднозначности стимулов и неструктурированного характера этого подхода проективные экзамены должны проводиться и определяться высококвалифицированными специалистами и экспертами.
  • Для получения результатов с использованием проективных подходов необходимы тщательные интервью и анализ. Это, в сочетании с потребностью в образованном персонале, делает эту операцию очень дорогостоящей.
  • Использование проективных методов может привести к предвзятости интерпретации. Это означает, что те, кто читает и анализирует ответы испытуемых, могут неправильно понять результаты, предполагая, например, что мягкая реакция является враждебной.
  • Вывод неправильных выводов из проективных исследований может быть чрезвычайно вреден для испытуемого, поскольку может выявить черты личности или недостатки.
  •  Для наилучшего применения проективных методов психологии требуются высококвалифицированные специалисты.

Заключение

Методы проективной психологии — это методы, используемые для изучения человеческого разума и поведения. Методы используют физические свойства света, звука и других раздражителей для исследования внутреннего мира субъекта.

Добавить комментарий