Классификатор профессий по Климову | Я есть Проект ©
Это чистейшей воды — психология
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
- «человек — живая природа»,
- «человек — техника»,
- «человек — человек»,
- «человек — знаковая система»,
- «человек — художественный образ».
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). |
Человек — природа. | Ботаник | Ветеринар. | Биоинженер. |
Человек — техника. | Наладчик станков с ЧПУ. | Водитель, слесарь. | Изобретатель, Инженер. |
Человек — знаковая система. | Графолог. | Архивариус, библиотекарь. | Программист. |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр. | Художник, дизайнер. |
Человек — человек | Психолог. | Учитель, врач. | Режиссёр. |
Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности, требованиям, предъявляемым ему профессией.
Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий | |||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. | |||||
Предмет труда | Природа | Техника | Человек | Знак | Худо- жественный образ |
Условия труда | Бытовые | НаОткрытом воздухе… | Необычные | C повышенной Моральной ответст- венностью | |
Средства труда | Ручные | Машины | Автоматизи- рованные | Функци- ональные | |
Цели труда | Гностичес- кие | Преобразую- щие | Изыскатель- ские |
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек -природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда.
C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«Ч Е Л О B Е К — Т Е Х Н И К А»
Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
- профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»
Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
- профессии, связанные с информационным обслуживанием;
- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
- потребность в общении,
- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
- умение находить общий язык с разными людьми.
«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»
Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:
- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»
Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек -художественный образ» включают:
- профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
- профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа «человек -художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
- Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
- Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
- Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
- Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
- Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
- Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
- Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
- Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
- Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
- Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
- Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Вот честно — не наше! Автор: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Источник: Ориентир. Путь к успеху
Конспект занятия «Что я знаю о профессиях. Классификация профессий по Климову».
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Калининской
Мария Николаевна Середа,
педагог дополнительного образования
ст. Калининская
2019 г.
Цель: познакомить учащихся с классификацией профессий по Климову.
Задачи:
· образовательная: формирование и закрепление первичных знаний о разновидностях профессий;
· развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к тому или иному типу профессии;
· воспитательная: воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать, делать осознанный выбор.
Возраст участников: 7-18 лет
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Ожидаемые результаты:
· активизация процесса профессионального самоопределения;
· расширение представлений о профессиях.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово.
— Здравствуйте уважаемые ребята! Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.
Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.
Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию. Но, прежде чем его пройти, нужно разобраться, а какие профессии бывают вообще.
II. Основная часть:
Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).
В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:
Профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации.
Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.
Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).
Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.
Специальность— комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.
Квалификация– степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ.
Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.
Должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства.
Карьера– продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.
Типы профессий
Классификация профессий по Е.А. Климову
Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым.
1. «Человек – живая природа» (П). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.
2. «Человек – техника и неживая природа» (Т). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т. д.
3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.
4. «Человек – знаковая система» (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.
5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). |
Человек — природа. | Ботаник | Ветеринар. | Биоинженер. |
Человек — техника. | Наладчик станков с ЧПУ. | Водитель, слесарь. | Изобретатель, Инженер. |
Человек — знаковая система. | Графолог. | Архивариус, библиотекарь. | Программист. |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр. | Художник, дизайнер. |
Человек — человек. | Психолог. | Учитель, врач. | Режиссёр. |
Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:
Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром.
Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.
Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.
Сейчас мы с вами попробуем пройти данный тест (прохождение теста и интерпретация результатов).
III. Заключительная часть:
Итак, друзья, вы познакомились с типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Эту тему мы рассмотрим позже. А сейчас, я надеюсь, данный тест вам хоть немного помог в познании себя и планировании своей жизни.
Используемые источники:
1. https://fibradecor.ru
2. https://studfiles.net/preview/3965365/
Мотивация выбора будущей профессии у современных старшеклассников
Реферат
В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме выбора профессии и ее мотивации у выпускников школ. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов московских школ. В ходе анонимного письменного опроса студентам был задан ряд вопросов: выбрали ли они уже свою будущую профессию? Если есть, то какая профессия и почему? Если они еще не сделали свой выбор, то какую профессию и почему они хотели бы выбрать? Результаты опроса показывают, что выбор профессии школьниками во многом индивидуален и осуществляется исходя из их личных желаний, интересов и склонностей. 60% выпускников уже выбрали свою будущую профессию, что значительно меньше по сравнению с их сверстниками в эпоху социализма. Распределение названных школьниками профессий показывает, что современные подростки ориентированы на сферы, характеризующиеся социальным взаимодействием и межличностным общением («человеко-мужские» профессии). Это отвечает потребностям молодежи и соответствует ее реальным склонностям, что подтверждается результатами профориентационного тестирования. Наибольшей популярностью у школьников пользуются творческие профессии, сферы IT-технологий и образования, что отражает специфику современной постиндустриальной экономики, основанной на широком использовании информационных технологий, отраслей знаний и сферы услуг, а также молодых потребность людей в самосовершенствовании и самовыражении.
Ключевые слова:
Введение
Профессиональное самоопределение, являющееся одной из важнейших задач возрастного развития в старшем школьном возрасте, обязательно предполагает выбор определенного занятия, профессии или сферы деятельности, которой выпускник хотел бы посвятить себя после окончания учебы . Вопрос выбора будущей профессии вытекает из специфического социального положения старшеклассников на пороге взрослой жизни и поэтому является традиционным для выпускников разных исторических эпох. Однако в современном мире глобальных и динамичных изменений, с непредсказуемыми последствиями, происходящими во всех сферах жизни человека, меняется и проблема профессионального выбора. Сегодня принцип «одна работа на всю жизнь», которым руководствовалось поколение бабушек и дедушек нынешних выпускников, уже не актуален. Мир профессий стремительно меняется в ответ на запросы общества и развитие новых информационных и коммуникационных технологий. Появляются неведомые ранее почти фантастические специальности (например, IT-генетика, биоэтика, конструктор «интеллектуальной среды»), а традиционные профессии (например, бухгалтер), постепенно отмирают или кардинально меняют свой функционал (Варламова и др. , 2020). ). И уже сейчас очевидно, что современных молодых людей нужно готовить к тому, что когда-то выбранное занятие им, возможно, придется менять несколько раз в течение трудовой жизни (Арон, 2016; Чеснокова и др., 2019).; Хаймовская, Бочарова, 2016). Однако именно в старших классах молодые люди делают свой первый и потому важный профессиональный выбор.
Многочисленные исследования показывают, что период профессионального самоопределения является психологически очень напряженным для многих старшеклассников. Молодые люди оценивают это время своей жизни как тяжелое, испытывая личную неудовлетворенность, повышенную тревожность, неуверенность в завтрашнем дне (Головей и др., 2019). Не все старшеклассники сегодня готовы к полноценному, самостоятельному и ответственному выбору будущей профессии. При этом значительные трудности профессионального выбора испытывают школьники независимо от типа учебного заведения и региона проживания (Гузич, Хохлова, 2016; Снегова, Мальцева, 2019).). Поскольку психологическое благополучие и профессиональная уверенность определяют не только внешние факторы, но и внутренние, личностные характеристики: систему ценностных ориентаций молодого человека и устойчивость познавательных интересов, формирование профессиональных планов, знание и учет своих склонностей и возможностей, социальные интеллект, готовность эффективно действовать в постоянно меняющихся условиях (Коншина и др., 2018; Молчанов, Кирсанов, 2018; Прязников и др., 2018; Пучкова и др., 2019).).
Постановка проблемы
Очевидно, что на профессиональный выбор молодого человека влияет множество факторов, как субъективных, так и объективных. Можно предположить, что в современном динамичном постиндустриальном обществе с множественными чертами транзитивности профессиональное самоопределение становится более сложным для выпускников школ, чем для их сверстников, взросление которых происходило в более стабильную советскую эпоху, основанную на индустриальная экономика.
Исследовательские вопросы
Целью исследования было ответить на следующие вопросы:
- Какие профессии сегодня выбирают выпускники школ?
- Чем мотивирован этот выбор?
- Сколько школьников выбрали свою будущую профессию?
- Отличаются ли ученики 10 и 11 классов в профессиональном выборе?
- Существуют ли различия в выборе профессии сегодняшними старшеклассниками и их сверстниками из предыдущей исторической эпохи?
Цель исследования
Цель исследования — изучить уверенность в профессиональном выборе, его содержание и мотивацию у современных школьников 10-11 классов.
Методы исследования
Исследование проводилось в феврале 2020 года. В ходе письменного и анонимного опроса студентам был задан ряд вопросов о том, выбрали ли они будущую профессию? Если да, то какой и почему? Если еще не выбрали, то какую профессию и почему хотели бы выбрать, если бы не было ограничений и сомнений?
Статистическую обработку проводили с использованием t-критерия Стьюдента (в процентах).
Выборку исследования составили учащиеся 10-11 классов школ Москвы и Московской области в возрасте 16-17 лет; учащиеся 10-45 классов (23 мальчика, 22 девочки) и учащиеся 11-33 классов (13 мальчиков, 20 девочек). Есть 78 человек.
Находки
Уверенность в профессиональном выборе учащихся 10-11 классов
Результаты опроса показывают, что по сравнению с 10-м классом (24,4%; p ≤ 0,01) значительно увеличилось количество учащихся, выбирающих будущую профессию (60,6 %), а также значительное снижение количества учащихся, покидающих школу (10 класс 42,2%, 11 класс 15,2%, р ≤ 0,01). Количество старшеклассников, еще не сделавших окончательный выбор и рассматривающих два-три варианта карьеры, остается примерно одинаковым в 10 и 11 классах (33,3% и 24,2%). Достоверных различий в уверенности юношей и девушек в выборе будущей профессии нет.
Что касается полученных количественных показателей, то следует отметить, что по данным исследований 1960-х гг. В ХХ веке количество учеников выпускного класса школы, указывающих, какую именно профессию они выбирают, было заметно выше, чем у сегодняшних учеников, и составляло 84% (Бойович, 2008).
Таким образом, сегодняшние выпускники школ демонстрируют меньшую уверенность в профессиональном выборе, чем их сверстники середины века. Можно предположить, что во многом это связано со спецификой мира профессий и рынка труда в современном постиндустриальном обществе, их значительным разнообразием, динамичностью и высокой конкурентоспособностью. Кроме того, в переходном обществе, нестабильном и неопределенном, молодежь уже не может рассчитывать на помощь взрослых, также не имеющих четкой ориентации на современные реалии, в выборе профессии. В таких условиях сделать профессиональный выбор для сегодняшних выпускников становится гораздо более сложной задачей, чем для их сверстников прошлых поколений.
Какие профессии выбирают старшеклассники
Важным контекстом, влияющим на профессиональный выбор выпускников школ, являются конкретные социальные и экономические условия общества. Так, например, в тяжелые послевоенные годы (1947-1948), когда наша страна остро нуждалась в рабочих руках, 31% выпускников московских школ выбрали производственные профессии (Арискина, 1952). В начале 1960-х годов, в период развития индустриальной экономики и начала новой эры в освоении космоса, старшеклассники отдавали предпочтение техническим, инженерным и гуманитарным профессиям. В то время как в середине 19В 80-е годы приоритет отдавался уже гуманитарным специальностям, а также профессиям, относящимся к сфере обслуживания, ранее попадавшим в категорию «малостатусных» среди молодежи (Мкртчян, Чирикова, 1985).
В России сегодня наблюдается тенденция к постиндустриальной экономике, в которой все большее значение приобретают передовые информационные технологии, все более востребованы знания и интеллектуальные ресурсы, увеличивается доля услуг (финансовых, юридических, управленческих, образовательных и др.), что также должно найти отражение в профессиональных предпочтениях выпускников.
Наше исследование показало, что круг профессий, выбираемых школьниками, достаточно широк. Называя уже выбранные и желаемые для себя профессии, старшеклассники указали около 60 различных специальностей, профессий и профессиональных направлений. Их количественное распределение по классификации Климова и Носкова (2020) представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Виды профессий в вузе (%) Посмотреть полный размер >Видно, что современные юноши и девушки во многом ориентированы на выбор профессий, связанных с социальным взаимодействием (профессии типа «Человек-человек»). Наименее востребованы технические специальности и работа с природными объектами. При этом приоритетными профессиональными направлениями являются выпускники творческих специальностей, сферы IT-технологий и сферы образования. Такой выбор отражает как специфику, так и запросы современной постиндустриальной экономики, основанные на широком развитии информационных технологий, индустрии знаний и услуг, а также выраженную потребность молодежи в самосовершенствовании и самовыражении.
В связи с этим интересно отметить существенные изменения, произошедшие в отношении молодежи к педагогическим профессиям: если в начале 2000-х гг. педагогическая деятельность находилась на последнем месте среди профессиональных предпочтений старшеклассников (по : Азбель, 2004), что сегодня профессии в системе образования (учитель, воспитатель, учитель иностранного языка/воспитатель, детский спортивный тренер) являются одними из приоритетных.
В нашем исследовании выявлены гендерные особенности профессиональных предпочтений старшеклассников: молодежь чаще выбирает такие профессии, как «Человеко-знаковые системы» (p ≤ 0,05) и «Человек-техника» (p ≤ 0 ,1). Это согласуется с установленными ранее фактами о гендерной специфике профессионального выбора, согласно которой мальчики отдают предпочтение техническим, предпринимательским и научным специальностям, а девочки – социальной направленности (Головей, 19).96).
Важно отметить, что общее предпочтение выпускниками профессий, предполагающих активное социальное взаимодействие, отражает не только желания молодежи, но и в значительной степени соответствует ее способностям и предрасположенностям. Так, например, по данным сервиса «Профиль», по результатам профессиональных консультаций на основе существующих тенденций школьников, современной молодежи рекомендуются именно такие профессии, как «Человек-человек» (продажи консультант, психолог, менеджер по туризму, официант, администратор и др.). Однако эти профессиональные рекомендации не всегда могут совпадать со стремлением молодежи к получению высшего образования и последующему получению престижной и высокооплачиваемой работы (Career for Zoomer, 2020).
Мотивы профессионального выбора у старшеклассников сегодня
При выборе будущей профессии старшеклассники руководствуются разными мотивами и часто приводят несколько причин выбора. Варианты мотивации профессионального выбора представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Мотивация профессионального выбора у старшеклассников (% цитат) Посмотреть полный размер >Анализ мотивации старшеклассников при выборе профессии показывает, что юноши и девушки мотивированы прежде всего собственными интересами и склонностями («Инженер-программист, системный администратор. Почему? Да потому что мне это нравится!», «Архитектор: Люблю рисовать, рисую, моделирую»).
Для них важно, чтобы профессиональная деятельность приносила им удовольствие, была интересной и давала возможности для саморазвития и самовыражения («Я хочу стать учителем, так как эта профессия всегда актуальна, интересна и дает новые пути к саморазвитию»; «Я выбрал профессию дизайнера, так как в ней я могу раскрыть свои художественные способности и получать удовольствие от работы»).
Широкая социальная мотивация («Хочу быть детским врачом. Хочу лечить, помогать, облегчать боль детей»; «Полицейский, пожарный. Я выбираю эти профессии, потому что они мне нравятся, и я хочу помогать людям в разных жизненные ситуации. Также эти профессии могут пригодиться в любой жизненной ситуации»), а также прагматичность мотивации («Я выбираю профессию IT-разработчика, так как эта работа мне интересна, а также хорошо оплачивается и востребована»), Они гораздо реже встречаются у современных школьников и почти никогда не называются единственной причиной выбора профессии.
Заключение
Исследование показало, что к окончанию школы у большинства выпускников определялся выбор будущей профессии, но не все 11-летние решали эту задачу.
Профессиональный выбор старшеклассников весьма индивидуален и осуществляется, прежде всего, исходя из собственных желаний, интересов и склонностей.
Юноши и девушки сегодня ориентированы на профессии, связанные с социальным взаимодействием и межличностным общением, которые не только отвечают собственным потребностям молодых людей, но и отвечают их реальным тенденциям.
Самыми привлекательными профессиями для старшеклассников являются творчество, IT и образование. Этот выбор соответствует потребностям постиндустриальной экономики, а также выраженной потребности современной молодежи в самовыражении и самореализации.
Ссылки
Арискина К. А. (1952). Выбор профессии учащимися средней школы. Москва. [на рус.]
Арон, И. С. (2016). Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития. Вопросы психологии, 1, 86–9.5 [на рус.]
Азбель А.А. (2004). Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников. Москва. [на русск.].
Бойович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. [на рус.]
Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. (2019). Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и творческие факторы. Культурно-историческая психология, 15(4), 109–118. DOI: 10.17759/чп.2019150411
Головей, Л. А. (1996). Психология становления субъекта деятельности в период юности и взросления. Санкт-Петербург. [на русск.]
Головей Л.А., Данилова М.В., Груздева И.А. (2019). Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению. Психологическая наука и образование, 24(6), 63–73. DOI: 10.17759/pse.2019240606
Гузич М.Е., Хохлова Н.И. (2016). О готовности молодежи Северного региона России к профессиональному выбору. Психологическая наука и образование, 8 (1), 86–9.5. DOI: 10.17759/psyedu.2016080109
Хаймовская Н. А. и Бочарова А. Л. (2016). Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе. Психологическая наука и образование, 8 (1), 105–113. DOI: 10.17759/psyedu.2016080110
Карьера для шума: ожидание и реальность. (н.д.). [Карьера для Зумера: ожидание и реальность]. Источник: https://vybor-professii.tass.ru/reytingéprofessiy/0005
Климов Е.А. и Носкова О.Г. (ред.) (2020). Психология труда: учебник для вузов. Юрайт. [на рус.]
Коншина Т.М., Пряжников Н.С. и Садовникова Т.Ю. (2018). Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект. Психологический вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 3, 37–59. DOI: 10.11621/ vsp.2018.03.37 [in Russ.]
Мкртчян Г.М., Чирикова А.Е. (1985). О профессиональных ориентациях старшеклассников. Вопросы психологии, 3, 91–97. [на рус.]
Молчанов С.В., Кирсанов К.А. (2018). Связь личной профессиональной перспективы и статуса идентичности в профессиональной сфере в старшем подростковом возрасте. Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Психология, 4, 38–49. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-38-49
Прязников Н. С., Молчанов С. В. и Кирсанов К. А. (2018). Морально-ценностные основы процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Психологические исследования, 11(62), 7. http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html.
Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. (2019). Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков. Психологическая наука и образование, 24(5), 27–36. DOI: 10.17759/pse.2019240503
Снегова Ю.В., Мальцева С.Ю. (2019). Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников. Записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 32(2), 130–137. [на русск.]
Варламова Д., Судаков Д., Виноград Э., Рамзаева М., Кукин Ф., Михайлова А. и Дьякова Е. (2020). Атлас новых профессий 3.0. Альпина. [на рус.]
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Профессиональные характеристики лиц с нарушением контроля импульсов или без него при болезни Паркинсона по данным одноцентрового когортного исследования, Москва, Россия
Профессиональные характеристики лиц с расстройством контроля импульсов или без него при болезни Паркинсона по данным одноцентрового когортного исследования, Москва, Россия
Информация о сеансе
Время сеанса: 13:15-14:45
Местоположение: Agora 3 West, Level 3
Задача: Мы проанализировали профессиональную активность пациентов с болезнью Паркинсона (БП) с расстройством контроля над импульсами (ИКБ) и без него в одном центре когортного исследования в Москве, Россия, с использованием E. A. Климова [1] классификация типологии профессий впервые.
Справка: Профессиональная деятельность в ПД может быть проанализирована по 5 типологическим разрядам по профессиональной принадлежности: природа, техника, человек, художественный образ, знаковая система.
Метод: 51 больной БП с ИКД (БП+ИКД, средний возраст 65,8±8 лет, средняя длительность заболевания 6,6±4,94 года, ИКД 731±454 мг) и 36 пациентов без ИКД (ПД-ИКД, средний возраст 70,6±5,9 лет, средняя длительность заболевания 7,53±4,9 года, ИКД 760,4±342,1 mg) были классифицированы по системе Климова следующим образом: «Человек-Природа» = профессии, связанные с преобразованием, изучением и охраной природы (агроном и др.), «Человек-Технология» = профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники (инженер , строитель и т. д.), «Человек-Человек» = обучение и образование (врач, учитель и т. д.), «Человек-Знаковая система» = работа с такими знаковыми системами, как числовая, математическая, «Человек-Художественный образ» = профессии, связанные с творчеством и артистизм (актер, певец и т. д.).
Результаты: Классификация профессий Климова по подгруппам ПД+МКБ и ПД-МКБ приведены в табл. 1 [табл.1]. Категория «Человек-художественный образ» была значительно перепредставлена в группе PD+ICD по сравнению с группой PD-ICD (стр.
Заключение: Профессии, относящиеся к категории «Человек-художественный образ», по-видимому, в значительной степени связаны с группой PD+ICD и могут отражать высокие показатели поведения, направленного на поиск вознаграждения, которое может предрасполагать к ICD в этих профессиональных группах
Литература: [1] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва, 2004. С. 304
Цитировать этот тезис в стиле АМА:
Н. Титова, Н. Шипилова, Е. Катунина. Профессиональные характеристики людей с нарушением импульсного контроля или без него при болезни Паркинсона по данным одноцентрового когортного исследования, Москва, Россия [аннотация].