Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Профилактика девиантного поведения подростков — ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №4» министерства здравоохранения Краснодарского края

Профилактика девиантного поведения школьников | Статья (4 класс) на тему:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.

Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы.

Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с курением» и др.), желательно реализовывать профилактические программы, имеющие целью развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.

Можно выделить основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников:

  • Информирование;
  • Программы формирования жизненных навыков и личностного роста;
  • Обучение противостоянию негативным социальным влияниям;
  • Организация «альтернативной деятельности»;
  • Укрепление здоровья;
  • Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста;
  • Семейная профилактика девиантного поведения;
  • Коррекционно-развивающие программы;
  • Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей.
  • Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт — лучшие помощники в работе с девиантными подростками.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.

3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 1989.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.

5. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.

6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.

7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,Российское педагогическое агенство. 1996

8. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.

9. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:Российское педагогическое агенство,1997.

Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

15-17 декабря 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних», цель которой – обсуждение ключевых проблем и задач развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, повышение компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики.

Оператор конференции – федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей».

В этом году конференция проходила в очном и дистанционном форматах. Всего в мероприятиях конференции приняли участие более 2 500 специалистов из 85 субъектов Российской Федерации. Среди участников Конференции: представители Администрации Президента Российской Федерации; Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; федеральных органов исполнительной власти; Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Следственного комитета Российской Федерации; Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; органов и учреждений системы профилактики субъектов Российской Федерации; науки, общественности, экспертного сообщества.

На пленарных докладах обсуждались пути реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, проблемные вопросы реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2025 года, современные тренды проектирования в области профилактики асоциального поведения детей и подростков.

В ходе работы секций «Безопасность детства. Социальные практики помощи ребенку и его семье», «Личность и социум. Профилактика асоциального поведения детей и подростков», «Ценность здоровья. Позитивная профилактика зависимого поведения», «Медиативные практики. Пространство конструктивного взаимодействия» был представлен опыт профилактической деятельности Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Забайкальского края, Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Астраханской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Омской,  Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской,  Томской, Ульяновской, Челябинской областей,
г. Москвы, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийского автономного округа.

В рамках работы конференции прошли Всероссийское совещание директоров специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ), панельная дискуссия «Психологическое благополучие как основа безопасности детей и профилактики подростковой девиации» и проведенный  в Общественной палате Российской Федерации круглый стол «О повышении эффективности деятельности сети организаций, обеспечивающих специальную профилактическую работу с несовершеннолетними, и внедрение современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних. Ресурсы СУВУ», ключевой вопрос которого — внедрение современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, ресурсов СУВУ в профилактической работе.

Большой интерес у участников конференции вызвал открытый марафон мастер-классов: «Школа осознанных родителей как ранняя профилактика семейного неблагополучия», «Ресурсные медиативные практики в тренингах как способ профилактики отклоняющегося поведения подростков», «Давай договоримся! Развиваем навыки конструктивного диалога», «Просто дети, не трудные». Развитие отношения повышения внимания и заботы к детям с отклонениями в поведении».

По завершении мероприятия участники получили возможность внести предложения в резолюцию Всероссийской научно-практической конференции.

Предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних

##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##

Скачать

Статистика

Счетчик чтения: 123 Скачать : 100

##plugins.themes.academic_pro.article.main##

Аннотация

В том, что социальные нормы являются составной частью управления обществом, что социальные нормы представляют собой совокупность правил, гармонизирующих поведение человека или социальной группы с определенной социальной средой, суть серьезных изменений и тенденций в система социальных норм в период земного шара, роль принципов изучения – современные факторы, влияющие на девиацию творчества – интернет, виртуальный мир, анализ притока информации, изучение его социологических аспектов и изучение проблем молодежи свидетельствуют о том, что в процессе глобализации возникают серьезные риски, направленные на нарушение нашей духовной жизни, и разработка мер по их предотвращению. Каждый из социальных пороков, связанных с пьянством, наркоманией, самоубийствами, входящих в состав девиантных типов поведения, имеет разные по своей сути аспекты по возникновению и социальным последствиям. Первое отличие будет заключаться в том, что устойчивые социальные вредные привычки становятся неотъемлемой частью девиантного поведенческого образа жизни. Постоянные семейные разногласия, неудовлетворенность семьей и окружением, непонимание в доме и т. д. – все это травмирует психику ребенка и он пытается изменить сложившуюся ситуацию. В этом месте отрицательную роль в социальных институтах играют системы социального контроля, предотвращающие и препятствующие развитию недостатков, в том числе конфликтов.

Ключевые слова

Несовершеннолетние девиантное поведение диагностика подросток

##plugins.themes.academic_pro.article.details##

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Как цитировать

Султанбергенов Исламбек. (2022). Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Zien Journal of Social Sciences and Humanities , 6 , 8–10. Получено с https://www.zienjournals.com/index.php/zjssh/article/view/947

.

Литература
  1. Аримова Л.И. Социальная психология и реклама: Учебник для вузов. Т.: Издательско-полиграфический творческий дом. Г. Гуляма, 2004. С. 20
  2. Абдурасулова Преступность несовершеннолетних и ее профилактика. «Охраняемый законом» Т. №1. 2001г. 23 страницы
  3. Гидденс Э. Социология. Ташкент — Шарк, 2002.
  4. Алиев А., Рафиков Г., Султонов Т., Муллажонова М., Рахмонов Б. Социология. Методическое пособие. -Т.: 2005. 120-127 с.
  5. .
  6. http// www.sociologu.ru.

Самые читаемые статьи того же автора(ов)

  • Султанбергенов Исламбек, Роль слуха у детей и психологические состояния, вызывающие расстройства , Zien Journal of Social Sciences and Humanities: Vol. 6 (2022): ЗЖСШ

Профилактика и пресечение сотрудниками правоохранительных органов девиантного поведения несовершеннолетних

Пробелы в российском законодательстве Выпуск №4 — 2022

Геляхова Лейла Абдуллаховна

Подробнее об авторах

Геляхова Лейла Абдуллаховна кандидат юридических наук, капитан полиции, заместитель начальника отдела организации правоохранительных органов
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Нальчик, Россия

Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Реферат:

Проступки несовершеннолетних имеют определенные особенности.

Этот факт ярко проявляется в преобладании отдельных видов асоциальных и асоциальных действий детей и подростков. Вышеуказанные лица в возрасте до 18 лет находятся в процессе становления личности, что сопровождается динамичными изменениями жизненных взглядов и ориентиров. Появление девиантов выступает своеобразным сигналом о потенциальной уязвимости этих лиц к реализации противоправных и преступных идей в будущем. В связи с этим обосновано пристальное внимание правоохранительных органов к проблемам девиантного поведения и его масштабного распространения среди современных детей и подростков. Целью настоящего исследования является анализ актуальных вопросов профилактики и пресечения девиантного поведения несовершеннолетних сотрудниками правоохранительных органов. Автор приходит к выводу, что современная система правоохранительных органов предусматривает множество механизмов предупреждения и пресечения девиантного поведения несовершеннолетних, что представляется вполне оправданным, так как на различных этапах формирования их личности необходимо оперативное реагирование со стороны могут потребоваться компетентные службы.
Отмечается необходимость учета современных тенденций распространения девиантного поведения среди несовершеннолетних в деятельности сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит указанный вопрос. Акцентировано внимание на необходимости тесного взаимодействия правоохранительных органов с образовательными учреждениями, а также различными общественными организациями в профилактике и предупреждении девиантного поведения лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Образец цитирования:

Геляхова Л.А., (2022), ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕСЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Пробелы в российском законодательстве, 4 => 225-229.

Референс-лист:

Давитадзе М.Д., Майстренко Г.А. Девиантное поведение несовершеннолетних как причина роста преступности // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 69-72.
Меркулов Р.И. Факторы, влияющие на девиантное поведение несовершеннолетних // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

2021. № 2-2 (53). стр. 173-176.
Молчанова Т.Ю. Особенности формирования и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Мировой научный потенциал. 2021. № 9 (126). стр. 20-23.
Петрова Т.А., Банаева М.П. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в изоляторах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2 (12). стр. 259-263.
Полшников А.В., Буданова Е.А., Демидова О.В. Оценка уровня распространенности девиантного поведения среди несовершеннолетних воспитанников общеобразовательных учреждений // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 1. С. 191-199.
Расторгуев А.Ю. К вопросу о киберрисковом онлайн-поведении несовершеннолетних // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. стр. 362-366.
Соловейчик М.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних органами внутренних дел Российской Федерации в современных условиях // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием.
Рязань, 2020. С. 458-462.
Томаева Д.М. Определение термина «девиантное поведение». сущностные социально-педагогические черты личности несовершеннолетнего с девиантным поведением // Научное мнение. 2021. № 4. С. 50-55.

Ключевые слова:

девиантное поведение, противоправная деятельность несовершеннолетних, пресечение правонарушений и преступлений несовершеннолетних, правоохранительные органы, профилактическая и профилактическая деятельность.



1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Страницы: 21-26 Выпуск №19269 ​​

Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму в Северо-Кавказском регионе

Шериев Альберд Малилевич

Верховецкий Игорь

Голяндин Николай Петрович

правоохранительные органы экстремизм противодействие профилактика Северный Кавказ

Показать больше

5. 2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 240-245 Выпуск №20773

Причины и условия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок в контексте экономической безопасности

Гапоненко Владимир Федорович

коррупция в системе государственных и муниципальных закупок экономическая безопасность правовые нормы контрактная система в сфере закупок электронный аукцион

Подробнее

13. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Страницы: 173-175 Выпуск №7176

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПОЛИЦИИ РОССИИ

Воронин Сергей Александрович

милиция коррупция антикоррупционный закон «О полиции» правоохранительные органы

Подробнее

11. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОМ ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ Страницы: 194-195 Выпуск №5694

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кочесокова Залина Хазраталиевна

4 экономическая безопасность Правоохранительные органы политическая стратегия оппозиция идеология

Подробнее

4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 234-237 Выпуск №21338

К вопросу о противодействии незаконной выдаче потребительских кредитов в Российской Федерации

Хасановна

потребительский кредит (заем) незаконная выдача потребительских кредитов противодействие преступности Правоохранительные органы Уголовное право России

Подробнее

11. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 182-187 Выпуск №3758

ПОНЯТИЕ СЛУЖАЩЕГО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Добродеев Сергей Александрович

сотрудник правоохранительных органов Правоохранительные органы уголовное право верно специальный предмет преступления

Подробнее

9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 173-175 Выпуск №5746

ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Кочесокова Залина Хазраталиевна

7 экстремизм Правоохранительные органы политическая стратегия оппозиция идеология

Подробнее

7. Уголовный процесс Страницы: 168-170 Выпуск №4285

Значение для координации деятельности правоохранительных органов и межведомственного взаимодействия при осуществлении уголовного преследования должностных лиц правоохранительных органов, виновных в сокрытии преступлений бухгалтерского учета

Колесов Михаил Владимирович

Прокурор прокурорский надзор координация сокрытие преступлений от учета правоохранительные органы

Подробнее

6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, В.П. НАУЧНАЯ ШКОЛА РЕВИНА Страницы: 146-149 Выпуск №2615

Несколько слов о построении концепции современной уголовной политики, направленной на защиту интересов правосудия

Полищук Дмитрий Адольфович

концепция уголовная политика управленческое решение борьба с преступностью правосудие

Подробнее

14.

Добавить комментарий