Произвольное внимание примеры: Произвольное внимание

Произвольное и послепроизвольное внимание: что это такое в психологии, чем характеризуется, примеры

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Особенности произвольного внимания
    • 1.2 Причины возникновения 
    • 1.3 Виды и характеристики
  • 2 Что такое произвольное внимание у детей
    • 2.1 Формирование 
  • 3 Постпроизвольное сосредоточение
    • 3.1 Особенности 
    • 3.2 Формирование 
  • 4 Заключение

Наши психические познавательные процессы это то, что делает нас уникальными, отличными от животных. Они всегда работают сообща: наши ощущения позволяют составить впечатление о явлении, восприятие отражает действительность внутри нашего сознания, мышление привлекает к работе другие функции мозга и так далее. В этой статье я дам определение термину произвольное внимание и подробно объясню, что это такое в психологии, как оно влияет на наши представления об окружающем мире и как взаимодействует с психомоторными способностями человека.

 

Описание

Если попытаться обозначить понятие общими словами – эта функция является тем самым механизмом, который запускает познавательную активность мозга в отношении конкретного явления окружающего мира или предмета. Далее, подключаются и другие процессы, решающие самые разные задачи. В конечном итоге мы имеем некое представление обо всем, что существует вокруг нас. 

Я выделю три вида внимательности:

  1. Произвольное внимание характеризуется тем, что индивид заранее ставит себе цель – понять и запомнить что-либо.
  2. Непроизвольное не требует от человека прикладывания каких-либо стараний.
  3. Послепроизвольное является своеобразным продолжением произвольного, но силы уже не затрачиваются, а выполняются в автоматическом режиме.

Необходимость использования усилий к пониманию и запоминанию определяется самим отношением личности к событию, его личным опытом, испытываемым интересом или его отсутствием. Со временем даже самая важная ситуация, требуемая обращения к силе воли, несколько сглаживается и становится безразличной – тогда происходит переход первого вида ко второму.

Особенности произвольного внимания

Отличительных черт у этого типа психических процессов не мало, но главной остается постановка конкретной задачи. Человек сам определяет то, что хочет понять, запомнить, чему желает научиться. Следующим этапом является некая программа, которая реализуется с использованием познавательной функции.

При этом произвольное внимание не обусловлено врожденными навыками и талантами, кроме силы воли. Оно развивается постепенно, шаг за шагом, в конечном итоге переходя в новую форму. Одним людям проще развить его, другим – сложнее. Но главной функцией в любом случае останется активное регулирование всех психических процессов, происходящих в головном мозге, в том числе памяти, мышления.

Отдельно выделю следующие особенности:

  1. Опосредованность и осознанность использования. Приложение волевых усилий для сосредоточения происходит в определенной ситуации, выбранной индивидом и всегда контролируемой им.
  2. Произвольность. У личности должно существовать намерение сделать или понять что-либо.
  3. Возникновение в ходе эволюции и развития человеческого общества. Этот вид внимания недоступен животным.
  4. Формирование на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства.
  5. Прохождение нескольких фаз развития.
  6. Зависимость от обучения со взрослыми, особенно если речь идет о школе.

Дополнительно отмечу, с точки зрения физиологии, эта познавательная функция живет в коре больших полушарий. Та же часть мозга отвечает за поведение человека и его деятельность.

Причины возникновения 

Поводом к появлению психического процесса можно назвать взаимосвязь, возникающую между уже полученным ранее опытом и новой поставленной задачей. Как только определяется цель и план, способствующий ее достижению, запускается механизм намеренного сосредоточения. Чем чаще используется функция, тем быстрее происходит переключение, а значит, результат достигается все лучше, стремительнее и эффективнее.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Всю эту работу можно сравнить с выработкой условного рефлекса в практике бихевиоризма. Простой пример произвольного внимания – усвоения ребенком правил дорожного движения: изо дня в день при приближении к пешеходному переходу его учат, что необходимо посмотреть по сторонам, убедиться в безопасности и лишь после этого идти. В конечном итоге напоминание к совершению этих действий перестает требоваться, так как входит в привычку.

Говоря о первопричинах, обязательно следует отметить и важность процесса в контексте защищенности, а возможно, и выживаемости. Механизм не зря формировался на протяжении всего периода эволюции и развитии человека. Чем важнее ситуация для сохранения жизни и здоровья, тем быстрее усвоится процесс – оперативнее перейдет от произвольного к постпроизвольному. Влияет на лучшее освоение программы и собственный интерес индивида.

Виды и характеристики

Принято выделять несколько типов произвольного сосредоточения, каждый из них обладает собственными уникальными чертами. Разделить внимательность можно по общим признакам на следующие формы:

  1. Волевая – механизм включается только в конфликтных ситуациях между условиями «мне надо» или «я должен», диктуемыми обществом, родительскими установками, правилами, и индивидуальными «я хочу».
    При этом переключиться на обязательное выполнение установленных кем-то положений помогает именно сила воли и усилия.
  2. Выжидательная – требуется, когда определенная ситуация продолжается длительное время, и на протяжении всего срока от человека требуется проявление бдительности. При этом ошибка может привести к неприятным последствиям. Особенно актуален этот вид сосредоточения во взрослой жизни, например, в трудовой сфере.
  3. Сознательная – этот тип уникален вдвойне. С одной стороны, его выполнение всегда намеренно, но с другой – усилия прикладываются незначительные, например, в силу собственного интереса человека, привлекательности ситуации.
  4. Спонтанная – такая форма проявляется, если трудно начать новое действие, но после преодоления первого барьера происходит переключение на постпроизвольный тип внимательности, а значит, больше стараний прилагать не нужно или они минимальны.

В раннем и дошкольном возрасте любая из представленных выше разновидностей сосредоточения развита слабо – основной задачей педагогов и родителей становится обучение и тренировка.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

 

Что такое произвольное внимание у детей

Несмотря на то что длительный интерес не доступен для малышей до их поступления в школу, где начинается серьезная подготовка, уже в младенчестве можно увидеть зачатки познавательного процесса. Например, в тот момент, когда взрослые показывают ребенку яркую игрушку, он внимательно следит за ней взглядом. Этот показатель является одним из ключевых в определении степени психического развития в первые месяцы жизни.

Через пару лет формирование навыка становится более активным, а к 4-5 годам малыш может выполнять инструкции воспитателя или родителя во время обучения. На этом этапе важным остается поддержание интереса ребенка и вовлечение этого процесса в игровую деятельность. К моменту поступления в школу волевые навыки развиваются достаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно определять для себя цель, давать инструкцию к ее достижению и составлять некую программу.

Временной промежуток, на протяжении которого дети способны удерживать сосредоточенность на конкретном деле, гораздо меньше, чем у взрослых. Поэтому крайне важно учитывать возрастные особенности и не предъявлять слишком высокие требования. Даже самая увлекающая игра не заинтересует трехлетку больше, чем на 20 минут, как и занимательный урок не удержит ребенка за партой дольше, чем на 45 минут.

Формирование 

Чтобы научиться сосредотачиваться на чем-либо, недостаточно одних желаний или талантов –  если речь идет о маленьком ребенке. Гораздо более важной оказывается подготовительная работа, проводимая взрослыми. Помочь быстрее освоить новый навык могут несколько ключевых факторов:

  1. Умение группировать по виду, цвету, форме, другим показателям (они зависят от возраста).
  2. Четкое обозначение правил игр, а также ее начала и завершения.
  3. Последовательные инструкции, даваемые воспитателем или родителем.
  4. Дозирование нагрузок с учетом возрастных особенностей психики.

Важно также правильно организовать тренировочный процесс, особенно если он строится одновременно с группой детей, как происходит в детском саду. Педагог должен быть не только настойчивым в своем стремлении обучить, но и последовательным, логичным, гибким. Индивидуальный подход – вот залог успешного усвоения предлагаемого материала.

Развитию волевых качеств способствует также физическое воспитание. Именно спортивные занятия и игры впервые учат детей целеустремленности, следованию правилам, воспитывают самостоятельность и активность. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право совершать ошибки, отвлекаться. Процесс должен быть постепенным и аккуратным, а не жестким и агрессивным. Ощутимые плоды приносят регулярные занятия и совместная работа воспитателей и родителей.

Постпроизвольное сосредоточение

Определение послепроизвольного внимания в психологии – это процесс, возникающий, если во время осуществления какой-либо деятельности, значимым и интересным для человека становится не столько результат, сколько сама работа.  

Говоря простым языком, нас настолько захватывает какое-то дело, что прилагать даже самые маленькие волевые усилия для успешного его завершения не требуется. Желание сделать больше, достичь новых результатов, решить задачи – все усиливается.

Обычно об этом виде говорят как о продолжении произвольного. Примером послепроизвольного внимания является обучение в школе – изучая новую тему на уроке, ученикам приходится заставлять себя слушать слова учителя, следовать его инструкциям, но в какой-то момент процесс изучения становится настолько интересным, что прикладывать усилия уже не требуется. Школьник полностью концентрируется на решении задачи не для получения ответа или хорошей оценки, а потому что ему интересен сама мыслительная деятельность.

Задайте вопрос

Все хобби человека с самого первого дня требовали от него намеренного сосредоточения и лишь через какое-то время стали увлекать и захватывать так, что этому делу хотелось уделять все больше своих сил. Музыкант играет на пианино не для того, чтобы собирать концертные залы, а потому что ему нравится сама процедура создания новой музыки своими руками.

Особенности 

Поскольку эта форма сосредоточения буквально вытекает из произвольной, они во многом имеют схожие черты. Но есть и уникальные признаки, характеризующие познавательный процесс:

  1. Увлеченность человека выполняемой деятельностью.
  2. Отсутствие волевого усилия.
  3. Удержание сознания на объекте действия. Все вокруг как будто перестает существовать, кроме единственного предмета.
  4. Практически полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Это значит, что, взявшись за интересное дело, индивид не отвлекается на посторонние разговоры. Чтобы отвлечь его от занятия, необходимо очень постараться.

Главная черта этого вида кроется в том, что оно исходит из самых глубин личности человека, строится на особенностях характера, предпочтениях, желаниях.

Формирование 

Поскольку оно всегда берет начало в намеренном сосредоточении, можно с уверенностью сказать, что развитие его начинается с тех же самых механизмов, затрагивающих те же физиологические структуры мозга. Но в какой-то момент на первый план выходят другие факторы. Постепенно преодолевая возникшие трудности, заставляя себя и, возможно, переступая через свои желания, индивид фактически привыкает к деятельности.

Появляется некоторый интерес, если его удержать на таком же уровне или даже усилить, он полностью захватит человека. Воля ослабевает, поскольку организму уже не нужно тратить собственные силы на поддержание работы. При этом результат не становится хуже, продуктивность не падает, а, наоборот, возрастает с каждой минутой. Два вида познавательных процессов объединяет полная осознанность своих действий и постоянный их контроль.

Единственное, что может нарушить сформированное постпроизвольное внимание  – это утомление. Уставший индивид не способен поддерживать внутренний интерес, особенно явно это заметно у школьников. Сложная образовательная программа, большое количество предметов и факультативов, недостаток сна и отдыха – все это провоцирует изнеможение, а оно ведет к отказу от использования любых психических навыков.

Заключение

Произвольное и послепроизвольное сосредоточение одинаково важны для человека. Первое служит основой всего обучения, изучения мира, второе – позволяет задействовать максимальный физические и психические ресурсы, а значит достичь лучшего результата за минимально возможный срок.

Задача родителей, воспитателей и педагогов – вовремя развить в ребенке потенциал. При этом делать это нужно таким образом, чтобы не оттолкнуть скучными занятиями, книгами, играми.В этой статье я рассказала о произвольности интереса, описала, что это такое, и объяснила, в каком возрасте у личности начинает складываться произвольное внимание. Если вы не можете найти свое любимое дело, не знаете, что делать дальше, запишитесь на мою консультацию. Вместе мы решим все ваши проблемы. Увлеченный человек становится более успешным в профессиональной деятельности. Если все время приходится прилагать слишком много усилий, наступает усталость, а значит, отрицается сама необходимость что-либо делать.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Консультация (младшая группа) на тему:

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика.Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов.

Виды внимания.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях.Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.

-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями;

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Еслинепроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное— с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом вниманияпроизводным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может статьнепроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н. Ф. Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

-3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В произвольном внимании выделяют:

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

Особенности развития внимания у детей

дошкольного возраста

Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания. Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однакопроизвольность познавательных процессов у детей 6–7 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Итак, слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностейдошкольника. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приёмов его можно развить и скорректировать. Доказано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребёнка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребёнку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестаёт откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребёнка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений.Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, то к 6–7 годам она возрастает до 1,5–3-х часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольныеформы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание. Также возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше). Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старшийдошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям ввозрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

— расширяется объем внимания;

— возрастает устойчивость внимания;

— формируется произвольное внимание.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровеньразвития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детствеРазвитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. Отнепроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цельразвитие наблюдательностивнимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Смотри на руки

Цельразвитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?

1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания

задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.

Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.

Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде Начали медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде Стоп прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение МУХА.

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3×3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток(например, до 4×4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

Упражнения на развитие распределения внимания

Можно предложить ребёнку одновременно считать в обратном порядке и повторять за вами физические упражнения.

Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке: Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Ребенку предлагают ряд предметов, каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов, задача ребенка – угадать, чего не хватает.

Рисование по рассказам.

Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребенку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребенка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.).

Данный метод рекомендуют использовать уже с 5 лет, подбирая рассказы в соответствии свозрастом ребенка. Пример рассказа: Пришвин М. «Золотой луг».

Упражнения могут быть различными, педагог придумать их может самостоятельно в зависимости от ситуации, например:

— Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер

. — Найдите одноцветные рисунки.

— Сосчитайте группы предметов по общему признаку.

Как видим, недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитиеопределённых качеств произвольного внимания. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.

Произвольный вывод

Описание

Краткое введение в когнитивные искажения

Когнитивные искажения, когнитивные предубеждения или «бесполезные стили мышления» — это характерные способы, которыми наши мысли становятся предвзятыми (Beck, 1963). Мы всегда интерпретируем окружающий мир, пытаясь осмыслить происходящее. Иногда наш мозг использует «ярлыки», и мы думаем о вещах, которые не совсем точны. Различные когнитивные короткие пути приводят к разным предубеждениям или искажениям в нашем мышлении. Иногда мы можем прийти к наихудшему заключению («этот грубый участок кожи — рак!»), в других случаях мы можем винить себя за то, в чем мы не виноваты («Если бы я не разозлила его, он бы не ударили меня»), а в других случаях мы можем полагаться на интуицию и делать поспешные выводы («Я знаю, что они все меня ненавидят, хотя и ведут себя мило»). Эти предубеждения часто поддерживаются характерными бесполезными предположениями (Beck et al., 19).79).

Различные когнитивные искажения связаны с различными клиническими проявлениями. Например, катастрофизация связана с тревожными расстройствами (например, Nöel et al, 2012), дихотомическое мышление связано с эмоциональной нестабильностью (Veen & Arntz, 2000), а слияние мысли и действия связано с обсессивно-компульсивным расстройством (Shafran et al, 1996).

Улавливание автоматических мыслей и (пере)оценка когнитивных процессов являются ключевым компонентом традиционной когнитивной терапии (Beck et al, 1979; Бек, 1995; Кеннерли, Кирк, Вестбрук, 2007). Выявление наличия и характера когнитивных искажений часто является полезным способом введения этой концепции — клиенты часто быстро оценивают и отождествляют себя с концепцией «бесполезных стилей мышления», и их можно легко научить замечать наличие предубеждений в своих собственных действиях. автоматические мысли. После выявления предубеждений клиентов можно научить оценивать точность этих автоматических мыслей и делать новые выводы.

Произвольный вывод

Произвольный вывод (также именуемый «произвольными интерпретациями» и «поспешными выводами») является одним из самых ранних и широко распространенных когнитивных искажений, выявленных в когнитивной терапии:

Произвольная интерпретация определяется как процесс формирование интерпретации ситуации, события или опыта, когда нет фактических данных, подтверждающих вывод, или когда вывод противоречит доказательствам

Бек, 1963, с. 328

Произвольные выводы связаны с различными ошибочными процессами рассуждений. К ним относятся предвзятые интерпретационные рассуждения, суждения об ожидании (т. е. наличие негативных ожиданий в отношении будущего) или ковариационные предубеждения (т. е. переоценка связи между стимулами, связанными со страхом, и неприятными результатами; Harvey et al., 2004). Однако другие исследователи предполагают, что это искажение слишком общее, чтобы быть клинически полезным (Rachman, 1983). Соответственно, некоторые терапевты предпочитают сосредотачиваться на более конкретных когнитивных искажениях, связанных с произвольным выводом, таких как чтение мыслей или гадание (Burns, 2020).

Произвольное вмешательство также связано с целым рядом трудностей, в том числе:

  • Гнев (Eckhardt & Kassinove, 1998).
  • Зависимости (Burns, 2020: Najavits et al., 2004).
  • Беспокойство (Blake et al., 2016).
  • Биполярное расстройство (Kramer et al., 2009).
  • Дисморфия тела (Buhlmann et al. , 2015).
  • Заблуждения (Линкольн и др., 2010).
  • Депрессия (Блэкберн и Юнсон, 1989).
  • Эмоционально нестабильное расстройство личности (Puri et al., 2021).
  • Перфекционизм (Davis & Wosinski, 2012).
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР; Najavits et al., 2004).
  • Психоз (Dudley et al., 2016).
  • Трудности в отношениях (Эпштейн, 1986).
  • Суицидальность (Jager-Hyman et al., 2014).

В основе произвольного вывода лежит неспособность рассмотреть менее тревожные и более вероятные объяснения событий и переживаний. По этой причине люди особенно восприимчивы к произвольным выводам в неоднозначных ситуациях. Например, Бек и Алфорд (2009 г.) приведите пример медицинского интерна, который почувствовал разочарование после того, как ему сообщили, что все пациенты, принимаемые стажерами, также будут проверяться персоналом по месту жительства. Получив эту новость, интерн пришел к выводу, что старшие врачи, должно быть, сомневались в его профессиональных способностях — интерпретация, которая могла не иметь отношения к политическому решению.

Хотя произвольные умозаключения обычно самореферентны (например, «У меня кашель, значит, у меня разовьется рак») (Beck, 1970), они также могут быть аллоцентрическими. Например, Экхардт и Джемисон (2002) отмечают, что люди, которые борются с гневом, часто делают произвольные выводы о враждебных мотивах других людей — то, что они описывают как «враждебную предвзятость атрибуции» (например, «он пытается раздражать, игнорируя меня »). По этой причине произвольные выводы часто играют роль в трудностях в отношениях (Эпштейн, 1986; Бек, 1988).

Примеры произвольного вывода включают:

  • Выводы о неоднозначных событиях (например, «Я услышал взрыв — кто-то врывается в мой дом»).
  • Выводы об отношении других людей (например, «Он, должно быть, думает, что я неудачник»).
  • Выводы о поведении других людей (например, «Моя жена поздно возвращается домой — у нее роман»).
  • Выводы о будущем, т. е. «гадания» (например, «Я никогда не буду чувствовать себя лучше»).

Люди, делающие произвольные выводы, могут иметь «слепые пятна» в следующих вопросах:

  • Реалистичная интерпретация неоднозначных событий.
  • Рассмотрение альтернативных объяснений событий и исходов.
  • Формирование реалистичных ожиданий.
  • Точная оценка отношения и мотивации других людей.

Как и в случае многих когнитивных искажений, могут существовать эволюционные причины, по которым люди делают произвольные выводы. Гилберт (1998) предполагает, что произвольные выводы могли быть адаптивными для ранних людей. Например, взвешивание нескольких интерпретаций, вероятно, усложнит принятие решений в угрожающих ситуациях. С другой стороны, произвольный вывод мог функционировать как стиль мышления «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть», позволяя быстро принимать решения в ситуациях высокого риска.

Инструкции

Многим людям трудно делать произвольные выводы, и похоже, что это может относиться и к вам. Не могли бы вы исследовать это со мной?


Клиницисты могут начать с психообразования в отношении произвольных выводов и автоматических мыслей в целом. Вы можете поделиться некоторыми из этих важных деталей:

  • Автоматические мысли возникают в нашем уме спонтанно, обычно в форме слов или образов.
  • Они часто находятся «на обочине» нашего сознания. С практикой мы можем лучше осознавать их. Это немного похоже на театр — мы можем вывести наши автоматические мысли «в центр сцены».
  • В некоторых случаях полезно делать произвольные выводы. Когда мы находимся под угрозой, поспешные выводы могут помочь нам принимать быстрые решения и делать поспешные суждения, которые помогают нам оставаться в безопасности. Однако бывают моменты, когда нам нужно думать о вещах медленнее и более взвешенно.
  • Автоматические мысли не всегда точны: то, что вы что-то думаете, не делает это правдой.
  • Автоматические мысли часто бывают неточными по характерным признакам. Одним из распространенных типов предвзятости в автоматических мыслях является «произвольный вывод»: иногда мы приходим к выводам без доказательств, подтверждающих их, даже когда факты могут свидетельствовать об обратном.
  • Признаки того, что вы делаете произвольные выводы, включают поспешные выводы о значении событий (например, «этот грохот означает, что кто-то ворвался в мой дом»), о том, что думают другие люди (например, «она думает, что я ужасный человек ») или что произойдет в будущем (например, «Я никогда не почувствую себя лучше»).

Для устранения произвольных выводов можно использовать множество методов обработки:

  • Децентрирование. Метакогнитивное осознание, или децентрирование, описывает способность отстраниться и рассматривать мысль как когнитивное событие: как мнение, а не обязательно как факт (Flavell, 1979). Помогите клиентам потренироваться обозначать процесс, присутствующий в мышлении, а не заниматься содержанием, например, говоря себе: «Я делаю произвольный вывод», когда они замечают эти мысли.
  • Когнитивная реструктуризация с записью мыслей. Записи мыслей можно использовать для фиксации и переоценки произвольных выводов по мере их возникновения. Один из традиционных методов состоит в том, чтобы оценить доказательства за и против автоматического мышления. Полезные подсказки включают:
    • «Если бы вы сняли очки «произвольных выводов», как бы вы увидели это по-другому?»
    • «Какие доказательства подтверждают ваш вывод? Какие доказательства не подтверждают вывод?»
    • «Как еще можно понять эту ситуацию? Какая интерпретация была бы наиболее полезной для вас?»
    • «Представьте, что вы объективный наблюдатель. Как бы вы увидели эту ситуацию по-другому?»
    • «Что бы вы сказали другу, который пришел к такому выводу? Как бы вы помогли им увидеть ситуацию более точно?»
  • Анализ затрат и результатов. Исследуйте преимущества и недостатки выводов, которые делает клиент. Они полезны? Какие проблемы они могут вызвать? Некоторые клиенты могут полагать, что произвольные выводы функциональны (например, «В неопределенных ситуациях лучше перестраховаться, чем сожалеть»).
  • Ретроспективное несоответствие. Попросите клиента вспомнить случаи, когда он делал поспешные выводы. Были ли эти выводы правильными или неточными и бесполезными? Подчеркивание несоответствия между произвольными выводами и реальностью может поставить под вопрос предполагаемую точность этих суждений (Wells, 1997).
  • Сбор данных. Поощряйте клиента собирать данные, которые либо подтверждают, либо опровергают его выводы. Это может включать опрос окружающих (для переоценки выводов о причинах и значении событий), риск (для переоценки выводов об ожидаемых результатах) и запрос обратной связи (для переоценки выводов о мыслях других людей). и суждения).
  • Проверка убеждений и предположений. Может быть полезно выяснить, придерживается ли клиент убеждений или предположений, лежащих в основе его произвольных выводов, таких как «Мои мысли всегда точны», «Предположения и поспешные суждения полезны» или «Лучше предположить худшее». Если такие предположения идентифицированы, клиенты могут оценить точность и полезность этих убеждений. Также можно изучить их отношение к более здоровым предположениям, например: «Мои мысли — это интерпретации, а не факты» и «Лучше всего думать как ученый и собирать доказательства, прежде чем делать вывод». Предположения также можно проверить с помощью поведенческих экспериментов, включая опросы (например, «Давайте посмотрим, пришли бы другие люди к такому же выводу, если бы они оказались в такой ситуации»).

Произвол Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

[ ahr-bi-trer-ee-nis ]

См. синонимы для произвол на Thesaurus.com
существительное

  1. качество подчинения воле, суждению, усмотрению или личному предпочтению человека: Конечно, все это не имеет смысла; это просто показывает произвольность и субъективность того, что считается непристойным. Учащиеся должны признать, что в любом рейтинге есть определенная произвольность, и меньше беспокоиться о том, поднялась ли школа немного вверх или вниз в тот или иной год.

  2. качество отсутствия видимой причины или закономерности; случайность: эти несоответствия показывают произвольность, несоответствие и ненадежность того, что запоминается.

  1. состояние или свойство быть неконтролируемым или неограниченным законом; тирания: Когда бюрократия служит только самой организации, верховенство закона может легко превратиться в произвол. Настоящим бременем для крестьян был произвол самодержавной формы правления.

  2. Лингвистика, семиотика. (слов или языка) качество отсутствия соответствия между звуками или формой слова и формой, функцией или значением обозначаемой вещи: Произвольность слов абсолютна, потому что слова являются абстракциями.

  3. Математика. качество неопределенности или отсутствия определенного значения: произвольность ε завершает доказательство для этого случая.

Происхождение произвола

1

произвольный + -ness

Другие слова из слова произвольный iness

  • арбитраж
  • арбитраж
  • арбитраж
  • арбитраж
  • произвол
  • произвол
  • произвол
  • арбитраж
  • арбитраж
  • арбитраж коллегия
  • арбитр
  • 9 0057

    Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

    Как использовать произвольность в предложении

    • Также большое внимание уделялось бустерам микротранзакций, которые предъявляли к игроку произвольные требования, побуждающие к тратам или большему гринду.

      Все игры Assassin’s Creed, ранжированные | Элиза Фавис, Джин Парк | 11 ноября 2020 г. | Washington Post

    • Люди, подавшие заявки на получение услуг, описывают трудный и произвольный процесс отбора.

      Людям с нарушениями развития была обещана помощь.

      Вместо этого они сталкиваются с задержками и отказами. | Эми Сильверман для Arizona Daily Star, с анализом данных Алексом Девоидом, Arizona Daily Star | 5 ноября 2020 г. | ПроПублика

    • Хотя фирмы могут обращаться в суды, если они считают действия CFIUS произвольными или деспотичными, это может быть долгим делом.

      Как секретный CFIUS стал мощным оружием в торговых войнах | Джефф | 19 октября 2020 г. | Fortune

    • В Израиле действует сложный режим разрешений для палестинцев, который правозащитные группы называют эксплуататорским и произвольным.

      Палестинцы нарушают режим самоизоляции, чтобы отправиться на пляж | Фиона Зублин | 18 сентября 2020 г. | Ози

    • Она знает, что означающее имеет произвольные отношения с означаемым.

      Настоящая история любви в романе Элиф Батуман «Идиот» — это роман с языком | Констанс Грейди | 11 сентября 2020 г. | Vox

    • Более того, как только Гриндейл будет спасен, они быстро объявляют о своей помолвке, еще больше раскрывая его произвол .

      Финал сезона «Сообщество»: Гриндейл снова смотрит в бездну | Канцлер Агард | 18 апреля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

    • Она избрана не каким-то сиюминутным произволом , а в результате вышеизложенных наследственных условий: она подчиняется.

      Жизнь Джорджа Элиота, Том. III (из 3) | Джордж Элиот

    • В Его действиях не может быть неправильности, непоследовательности, произвола или каприза, ибо это означало бы несправедливость.

      Жизнеспособность мормонизма — Краткие очерки | Джеймс Э. Талмейдж

    • Предполагалось, что произвол был главной чертой всего процесса.

      Библия и жизнь | Эдвин Холт Хьюз

    • Все законы должны быть справедливыми, иначе это произвол а не закон.

      Элементы морали | Пол Джанет

    • Иногда она противится и ссорится с ней, если у матери меньше такта, чем самоуправства .

      Девушка того времени и другие социальные очерки, Vol.

Добавить комментарий