Произвольное воображение это в психологии: Произвольное воображение | это… Что такое Произвольное воображение?

Содержание

Виды воображения

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни.

Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и
активное
. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы. 1. Виды активного воображения Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях  не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён.
Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле
1.1. Воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования.
При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест. Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя. Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков. Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа
литературного воссоздающего воображения
. 1.     Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.
2.     У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания. 3.     В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.
4.     Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, — как пишет О.И. Никифорова: «сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось». Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто «видели» образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений. Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания. Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.
1.2. Антиципирующее воображение
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это — универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.
д. Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает «строительные» материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества. В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия. Человеку не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно такое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что является, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последствий — повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. — удерживают многих людей от соблазна залазить на деревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты. Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Эту ситуацию, возникающую в воображении, можно обозначить как ситуацию «как будто». Принимая определенную социальную или личностную роль в такой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей «экологии», то есть о непосредственно окружающей среде и окружающих людях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые. Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности. Степень правдоподобия предположения будет зависеть от того, насколько в гипотезе учитываются известные факторы и законы природы и человеческого общества, а также противоречит ли данная гипотеза установленным законам. Усиление функции активного воображения может оказаться особенно полезным для человека, занимающегося поисками решения научной задачи. 1.3. Творческое воображение Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии — это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике — это наглядная модель строения атома, в биологии — модель, образ молекулы белка и т.д. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация — самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему. Наибольший интерес представляет работа Э. Блейлера «Аутистическое мышление» (1927), в которой дается развернутый и глубокий анализ пассивного воображения. В последующие (30-60-е) годы появились лишь единичные исследования, что отражает, очевидно, определенное снижение интереса к изучению этой психической функции. В последнее время в связи с развитием психологии положение начинает изменяться, но остаются актуальными неразрешенные проблемы значения патологии воображения в патогенезе неврозов, невротических состояний и психозов. 2. Пассивное воображение Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. «Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов» (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности. Логика, отражающая реальные соотношения действительности, не может служить для пассивного воображения руководящим началом. В динамике образов-фантазий различные желания и тенденции личности могут сосуществовать независимо от того, противоречат они друг другу или нет. Если в процессе реалистического мышления, полагает Блейлер, в поступках и высказываниях большое число влечений, желаний и потребностей игнорируется, подавляется как нежелательное в пользу того, что является субъективно более важным, то в образах пассивного воображения все это может получить свое яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, разумный и осторожный человек будет слишком агрессивно проявлять свое несогласие с несправедливыми и обидными действиями начальника. Зато в мысленной оценке, которую рисует «разогретое» желанием мести воображение, этот же начальник может подвергаться самой саркастической уничтожающей критике со стороны подчиненного. Он может быть даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и компенсирует обиду. Подавленное желание ответить обидчику выступает в пассивном воображении на первый план с особой силой. Именно неотреагированные желания, прерывание начавшихся или еще только планируемых действий, невозможность действовать из-за непреодолимого препятствия, крушение планов — все это субъективно переживаемое как состояние фрустрации является основным активатором пассивного воображения. И вот фантазия создает образы, являющиеся заместителями удовлетворения, не полученного в реальной деятельности. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Образы воображения могут быть совершенно независимыми от действительности, что в крайних случаях приводит к созданию абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной другим. Пассивное воображение управляется двумя принципами. 1)                         каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот. 2)                         мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления; неприятного мы избегаем. Образы активного творческого или практического воображения могут быть переданы (кристаллизованы) в вербальном сообщении или в творческом произведении. В большинстве случаев продукты пассивного воображения являются образами, труднопередаваемыми в словесной форме, абстрактными, символическими, случайными, непонятными для других и поэтому несообщаемыми, как считает Л.С. Выготский. Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т. д. В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием. Игнорирование «реальности» в процессе пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер, заключается в том, что логические законы оказываются действительными для материала мыслей лишь постольку, поскольку они могут служить главной цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных. Противоречия, касающиеся содержания мыслей, еще более грубы и многочисленны, нежели аффективные противоречия. Э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер аутистического мышления особенно четко обнаруживается в символике, которая повсюду отличается сравнительным однообразием из века в век в мифологии, в сновидениях вплоть до душевной болезни. Действительно, в основе огромного количества сказов, мифов, притч лежит относительно ограниченное число мотивов

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности. Продуктивное Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. Галлюцинации Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. Мечты Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. Грезы Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека. Сновидения Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Основные виды воображения и их краткая характеристика.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное {творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д.

Успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Основные виды воображения и их краткая характеристика.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Основные виды воображения и их краткая характеристика.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Основные виды воображения и их краткая характеристика.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Воображение | Psychology Today

Альберт Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено всем, что мы теперь знаем и понимаем, тогда как воображение охватывает весь мир и все, что когда-либо будет знать и понимать». С помощью воображения люди могут исследовать идеи вещей, которых нет физически, начиная от знакомых (например, толстый кусок шоколадного торта) и заканчивая никогда ранее не испытанными (например, инопланетный космический корабль, появляющийся в небе).

Содержимое
  • Какова цель воображения?
  • Воображение и психология
  • Детское воображение

Какова цель воображения?

В отличие от восприятия, воображение не зависит от внешней сенсорной информации, полученной из того, что человек может видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус или осязать в данный момент. Скорее, оно генерируется изнутри и часто неосознанно зависит от воспоминаний и чувств. Люди используют воображение по разным причинам: чтобы приобрести опыт и знания о мире, лучше понять точку зрения другого человека, решить проблемы, создать художественные произведения и взаимодействовать с ними и многое другое. Воображение, как правило, идет рука об руку с творчеством и играет ключевую роль на разных этапах развития.

Является ли воображение признаком интеллекта?

Мечты (или блуждания ума) — это состояние обработки информации, которое сочетает в себе знание и воображение, динамичный дуэт. Более развитое воображение позволяет человеку делать творческие выводы и выводы, используя свой прошлый опыт и базу знаний. В результате исследования показывают, что более сильные мечтания связаны с превосходным интеллектом.

Всегда ли воображение опасно?

В большинстве случаев наличие воображения чрезвычайно полезно для вашей жизни, оно открывает вам более широкие перспективы и помогает достигать высоких целей. Однако воображение может быть вредным в тех редких случаях, когда воображение ошибочно принимается за восприятие. Это может происходить всякий раз, когда кто-то борется с ментализацией или способностью различать то, что реально, и то, что выдумано в его уме. Отсутствие ментализации может привести к тому, что человек будет реагировать на воображаемый страх (например, на то, что самолет, в котором он находится, разобьется), как на реальный, что часто приводит к сильному стрессу, беспокойству, страху и травме.

Как дать волю своему воображению?

Ваше воображение полно потенциала, который только и ждет, чтобы его использовали. Есть много способов дать толчок вашему воображению. Сознательно измените свое восприятие себя с помощью таких инструментов, как позитивные утверждения. Наденьте шляпу наблюдателя и используйте все свои чувства, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг вас. Попробуйте закрыть глаза на несколько минут и заново пережить приятное воспоминание. Откройте себя возможности, спросив себя, что произойдет, если вы скажете «да» возможности вместо «нет». Будьте любопытны и игривы. Проводите больше времени на природе.

Воображение и психология

Воображение может быть мощным инструментом в психологии. Многие люди намеренно используют мысленные образы, чтобы визуализировать желаемые результаты (например, победу в соревновании), обработать прошлый опыт, справиться с трудными эмоциями или расслабить ум и тело (как в медитации). Существует сильная, хотя и не до конца понятная связь между разумом и телом. Обученные специалисты в области психического здоровья могут использовать воображение в форме управляемых терапевтических образов, чтобы помочь пациентам справиться с рядом проблем, включая горе, депрессию, стресс и тревогу, проблемы с употреблением психоактивных веществ, проблемы в отношениях, проблемы семьи и родителей, а также посттравматическое стрессовое расстройство.

Почему люди мечтают?

Мечтания часто считают бесполезной тратой времени, но мечты о славе на самом деле могут повысить творческий потенциал и самоконтроль. Это происходит, когда сеть исполнительного внимания и сеть режима по умолчанию взаимодействуют друг с другом. Мечтательность позволяет людям отгородиться от внешней среды и прояснить позитивные долгосрочные цели, ради которых они затем могут работать. Визуализация своего будущего «я» может мотивировать их предпринять необходимые шаги для оттачивания своих навыков и достижения успеха.

Как воображение помогает нам преодолеть страх?

Многие люди страдают от парализующего страха, который негативно влияет на их повседневную деятельность. С 1950-х годов экспозиционная терапия была предписана, чтобы подвергать этих людей их страхам в управляемых дозах, пока они не обретут контроль над реакцией своего тела на страх. В некоторых случаях экспозиционная терапия невозможна (например, из-за слишком высокой стоимости или других практических ограничений) или нежелательна, и воображаемое воздействие на самом деле может принести многие из тех же преимуществ, что и реальное воздействие угрожающего раздражителя. В сущности, живое воображение может помочь людям отучиться от страха.

Как воображение может помочь при травме?

После травматического опыта легко застрять в негативе, снова и снова размышляя над болезненными воспоминаниями о том, что произошло. Воображение может обеспечить побег — способ заглянуть за пределы того, что есть, к тому, что могло бы быть. Воображение новых историй, особенно с помощью специалиста в области психического здоровья, может помочь человеку уйти от страданий и направиться к исцелению. С помощью воображения они могут восстановить чувство личной свободы действий и почувствовать себя более сильными после жизненного кризиса.

Как воображение влияет на память?

Факты показывают, что наши воспоминания не являются статическими записями реальных событий; на самом деле доказано, что они меняются с каждым пересказом. Это может быть либо адаптивным, как в случае личной травмы, либо опасным, как в случае с законом и преступностью. Например, воображение очевидца может изменять воспоминания — чаще всего бессознательно — в сторону личных убеждений, и этому факту следует уделять больше внимания в ходе судебного разбирательства.

Детское воображение

Дети могут извлечь большую пользу из яркого воображения, особенно при поддержке ключевых взрослых фигур в их жизни, таких как родители и учителя. Воображение играет решающую роль в раннем развитии, повышая когнитивные, творческие и социальные навыки детей. Дети с богатым воображением могут более глубоко исследовать свои мысли и чувства и научиться творчески решать проблемы. Они могут с пользой использовать эти уроки, строя дружеские отношения и преследуя личные цели.

Что такое воображаемая игра?

Притворная игра или понарошку состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является замена объекта, которая может включать в себя либо притворство объекта чем-то другим (например, банан становится телефоном), либо использование воображаемого объекта. Ребенок также может приписывать объекту притворные свойства (например, заставить мягкую игрушку «говорить»). Воображаемая игра может включать в себя социальные взаимодействия со сверстниками или взрослыми. Ребенок также может играть в ролевую игру или действовать так, как если бы он был кем-то другим (например, знаменитостью), с реквизитом или без него. Воображаемая игра часто включает в себя метакоммуникацию, например обсуждение того, кто какую роль будет играть и как будет развиваться история.

Почему игра с воображением важна для развития ребенка?

Притворная игра крайне необходима для развития ребенка. Фантазии и притворство могут научить детей важным социальным навыкам, таким как общение, сопереживание, способность оценивать ситуацию и решать проблемы. Творческая игра может стимулировать любопытство и творчество, что часто приводит к большим успехам в школе. Родители могут способствовать развитию воображения своего ребенка, читая ему перед сном и регулярно обсуждая такие темы, как природа и социальные проблемы.

Нормально ли, что у ребенка есть воображаемый друг?

Многие здоровые дети создают себе воображаемых друзей, из которых со временем вырастают. Дети, которые более склонны к фантазиям, как правило, общительны, креативны и умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей. Дети также могут выражать свои мысли и чувства через воображаемого друга, что дает родителям возможность лучше понять их внутренний мир. Воображаемые друзья могут многое рассказать детям о возможностях художественной литературы, которые могут быть полезны им во взрослом возрасте.

Essential Reads

Что такое социологическое воображение? Как вы можете использовать это?

Вы когда-нибудь задумывались, почему ваша семья готовит индейку на День Благодарения? Если вы спросите, вы можете получить самые разные причины: потому что это традиция, потому что это вкусно, потому что это то, что ели паломники в первые дни Америки. Все эти факторы — вкус, личная история и всемирная история — приводят к тому, что вы едите индейку в один из праздников.

Это предпосылка социологического воображения. Подобно воображению в более типичном смысле, социологическое воображение просит нас использовать наш мозг, чтобы по-новому думать о вещах и обдумывать, почему мы делаем то, что делаем.

В этой статье мы познакомим вас с концепцией социологического воображения, его историей, тем, как оно изменило социологическое поле и как вы можете использовать его каждый день, чтобы изменить свое представление о мире.

 

Что такое социологическое воображение?

Социологическое воображение — это метод осмысления мира. Как вы уже догадались, это часть области социологии, изучающей человеческое общество.

Когда вы соединяете «социологию» — изучение общества — и «воображение» — концепцию формирования новых идей, часто творчески, — вы получаете довольно хорошее определение этой концепции: метод мышления как о людях, так и об обществе посредством рассматривая различные социологические контексты.

Социальное воображение побуждает людей думать о своей жизни не только на индивидуальном уровне, но и с учетом социального, биологического и исторического контекста. Социальный контекст говорит нам о нашей культуре — когда мы его рассматриваем, мы думаем о том, как наши желания, действия и мысли формируются нашим сообществом и как это сообщество меняется. Биологический контекст говорит нам о том, как «человеческая природа» влияет на наши желания и потребности. И, наконец, исторический контекст учитывает наше место во времени; как события прошлого привели к тому, что мы имеем сейчас?

По сути, концепция социологического воображения предполагает, что то, чем вы являетесь как личность, также является вашим непосредственным окружением, вашей семьей, вашими друзьями, вашей страной и миром в целом. Вы можете сами выбирать, что есть на обед, но то, что вы выберете — сэндвич с тунцом, равиоли с лобстером или тако с креветками — также определяется социальными факторами, такими как место вашего проживания и то, что вы ели в детстве.

Использование социологического воображения означает переключение взгляда с себя и более широкий взгляд на вещи, включение контекста в отдельные действия.

Если вы думаете об обеде, скорее всего, вы выберете что-то знакомое. В другой культуре или даже в другой части вашего города человек, очень похожий на вас, может выбрать другую еду из-за того, что ему знакомо. Если мы немного уменьшим масштаб, мы можем понять, что люди в штатах, не имеющих выхода к морю, вряд ли вообще выберут обед из морепродуктов, потому что свежая рыба стоит дороже, чем на побережье. Уменьшите масштаб, и вы поймете, что рыба даже не входит в меню некоторых культур из-за социальных табу или ограничений.

И это только пространственные границы. Вы также можете рассмотреть отношение вашей семьи к употреблению рыбы или то, как ваше культурное и этническое наследие повлияло на то, где вы находитесь, к какой еде у вас есть доступ, и на ваши личные вкусы. Все это позволяет увидеть себя и свою культуру в новом свете, как продукт общества и истории.

В этом смысле использование социологического воображения позволяет вам взглянуть на себя и свою культуру как на стороннего наблюдателя. Цель состоит не в том, чтобы быть беспристрастным и отстраненным, а в том, чтобы видеть себя не «естественным» или «нормальным», а частью более крупной системы, такой же, как и все люди.

 

 

Почему полезно социологическое воображение

Часть привлекательности использования социологического воображения заключается в том , что оно помогает людям избежать апатии . В этом контексте апатия относится к чувству безразличия или незаинтересованности в проверке морали своих лидеров. По словам К. Райта Миллса, создателя идеи социологического воображения, если мы признаем, что наши убеждения, традиции и действия нормальны и естественны, мы с меньшей вероятностью будем задавать вопросы, когда наши лидеры и члены сообщества совершают аморальные поступки.

Рассмотрение социологического контекста позволяет людям задавать вопросы и изменять общество, а не просто жить в нем. Когда мы понимаем исторический и социальный контекст, мы лучше подготовлены к тому, чтобы рассматривать наши действия и действия нашего сообщества как результат систем, которые можно изменить, а не как присущие человечеству.

Говоря более технически, Миллс бросал вызов господствующему структурно-функционалистскому подходу к социологии. Структурный функционализм предполагает, что общество состоит из различных структур, которые формируют взаимодействия и отношения между людьми, и эти отношения можно понять и проанализировать, чтобы помочь нам узнать больше об обществе.

Что отличало Миллса от его концепции социологического воображения, так это то, что он считал общество не только серией систем, но что следует также учитывать роль индивидуума. Фактически, Миллс считал, что социальные структуры возникают из-за конфликта между группами, обычно элитой и остальными, такими как правительство и граждане или богатые и бедные.

 

Институт политических исследований / Flickr

 

Откуда этот термин?

Как упоминалось ранее, C. Wright Mills является источником термина «социологическое воображение». В своей книге 1959 года « Социологическое воображение » профессор социологии Колумбийского университета предложил социологам переосмыслить то, как они взаимодействуют с этой областью. В его время многие социологи придерживались своего рода взгляда на мир сверху вниз, сосредоточив внимание на системах, а не на людях. Миллс считал, что и то и другое важно, и что общество следует понимать как отношения между различными системами, возникшие в результате конфликта.

Хотя его книга с тех пор была названа одним из самых важных социологических текстов 20-го века, Миллс не пользовался популярностью среди современников. Миллса особенно интересовал класс в социальных сферах, особенно элита и армия, а также то, как конфликт между элитой и неэлитой влияет на действия отдельных лиц и наоборот.

Миллс также был против тенденции социологов наблюдать, а не действовать. Он считал, что социология — отличный инструмент для изменения мира, и считал, что использование социологического воображения побуждает людей всех мастей, включая социологов, разоблачать социальную несправедливость и реагировать на нее.

Миллс называл склонность социологов мыслить абстрактно «большой теорией». Эта тенденция привела к тому, что социологи того времени больше интересовались организацией и таксономией, чем пониманием — поскольку Миллс был настолько озабочен опытом отдельного человека, а также опытом целого, это способствовало его ощущению, что социологическое поле было слишком далеко. удалены от реальных людей, составляющих общество.

Поскольку многие идеи Миллса о социологическом воображении были направлены на то, чтобы приблизить социологов к людям и их проблемам, он разработал ряд принципов, чтобы побудить их мыслить иначе.

 

 

Советы Миллса по социологическому воображению

Книга Миллса была посвящена тому, как социологическое воображение может помочь обществу, но это был не только теоретический подход. The Sociological Imagination содержит советы для социологов, а также для широкой публики, которые помогут им лучше контекстуализировать мир!

 

Избегайте существующих наборов процедур

Так много социологии было основано на существующих системах, что Миллс чувствовал, что эта область сосредоточена на методе, а не на человечестве. Для борьбы с этим он предложил социологи должны действовать как личности и предлагать новые теории и методологии, которые могут бросить вызов установленным нормам и укрепить их.

 

Будьте ясны и кратки

Миллс считал, что некоторые академические формулировки, используемые в области социологии, поощряют чувство дистанции, которое так беспокоило его. Вместо этого он выступал за то, чтобы социологи были ясными и краткими, когда это возможно, и чтобы они не излагали свои теории языком, предназначенным для дистанцирования от общества и критики.

 

Наблюдайте за макро и микро

До работы Миллса структурный функционализм был основной философией в этой области. Миллс не соглашался с нисходящим подходом к социологии и призывал социологов заниматься макроэкономикой, как они это делали раньше, в дополнение к микро. Он считал, что история состоит как из большого, так и из малого, и что изучение каждого из них необходимо для надежного поля.

 

Наблюдайте за социальной структурой и средой

Развивая свой последний тезис, Миллс также предположил, что социальная структура и индивидуальные действия, которые он назвал «средой», взаимосвязаны и в равной степени заслуживают изучения. Он объяснил, что отдельных мгновений, а также большие промежутки времени одинаково необходимы для понимания общества.

 

Избегайте произвольной специализации

Миллс выступал за более междисциплинарный подход к социологии. Часть социологического воображения мыслит за пределами себя; для этого Миллс предложил социологам выйти за рамки своих специализированных областей в направлении более всестороннего понимания.

 

Всегда учитывайте человечество и историю

Поскольку во времена написания Миллсом большая часть социологии была связана с системами, он выступал за большее внимание как к человечеству, так и к истории. Это означало рассмотрение человеческого опыта на индивидуальном и общественном уровне, а также в конкретном и широком историческом контексте.

 

Понимание человечества как исторического и социального актора

Миллс хотел, чтобы социологи рассматривали людей как продукты общества, а также общество как продукты человечества. Согласно Миллсу, люди могут действовать индивидуально, но их индивидуальные желания и мысли формируются обществом, в котором они живут. Поэтому социологам следует рассматривать человеческую деятельность как продукт не только индивидуальных желаний, но и исторических и социальных акторов.

 

Рассматривайте людей в связи с социальными проблемами — общественное — это личное, личное — это общественное

Одним из самых важных моментов Миллса было то, что индивидуальная проблема часто является также и общественной проблемой. Он предложил социологам выйти за рамки обычного дискурса и найти альтернативные объяснения и соображения.

 

 

 2 Примеры углубленного социологического воображения

Социологическое воображение может быть сложным для понимания, особенно если вы еще не социолог. Однако когда вы берете эту идею и применяете ее к конкретному примеру, становится намного легче понять, как и почему она работает для расширения вашего кругозора. Таким образом, мы разработали два примера углубленного социологического воображения, чтобы помочь вам понять эту концепцию.

 

Покупка пары обуви

Начнем с довольно простого примера — покупки пары обуви. Когда вы думаете о покупке новой пары обуви, ваше объяснение может быть довольно простым, например, что вам нужна новая пара обуви для определенной цели, например, для бега или школьных танцев, или что вам просто нравится, как они выглядят. Обе эти вещи могут быть правдой, но , используя ваше социологическое воображение, уводит вас от сиюминутности этих ответов и побуждает вас думать глубже.

Итак, давайте рассмотрим первое объяснение: вам нужна новая пара кроссовок. Наш первый шаг к использованию социологического воображения — спросить себя «почему?» Ну, так что, конечно, вы можете бежать! Но почему вы хотите бегать, в отличие от любого другого вида упражнений? Зачем вообще заниматься спортом? Почему новые кроссовки, а не бывшие в употреблении?

Как только вы начнете задавать эти вопросы, вы начнете понимать, что это не просто ваш индивидуальный выбор — решение купить кроссовки является продуктом общества, в котором вы живете, вашего экономического положения, вашего местного сообщества и так далее. Может быть, вы хотите заняться бегом, потому что хотите привести себя в форму, и ваш любимый профиль в Instagram активно занимается бегом. Возможно, вы недавно смотрели новостной репортаж о здоровье сердца и поняли, что вам нужен новый режим упражнений, чтобы прийти в форму. И, возможно, вы выбрали новую обувь вместо подержанной, потому что у вас есть финансовые средства, чтобы купить пару известной марки.

Если бы вы были другим человеком в других условиях — скажем, если бы вы жили в более бедном районе, или в районе с более высоким уровнем преступности, или в другой стране, где другие формы упражнений более практичны или популярны — вы могли бы сделать другой выбор. Если вы жили в более бедном районе, дизайнерская обувь может быть вам даже недоступна. Если в вашем районе было много преступлений, бег может быть небезопасным методом упражнений. А если бы вы жили в другой стране, возможно, вы бы занялись велоспортом, тай-чи или боссаболом.

Когда вы рассматриваете эти идеи, вы можете увидеть, что, хотя вы, безусловно, являетесь личностью, принимающей индивидуальные решения, эти решения частично формируются контекстом, в котором вы живете. Это использование вашего социологического воображения — вы видите, как личное решение о покупке пары кроссовок также является публичным, поскольку то, что вам доступно, какое социальное давление вы испытываете и что вы чувствуете, формируется вашим окружением.

 

На ком женятся люди

Брак по любви является нормой в американской культуре, поэтому мы предполагаем, что так было всегда. Зачем еще кому-то жениться?

Когда мы используем наше социологическое воображение, мы можем понять это. Вы можете выйти замуж за своего партнера, потому что любите его, но почему иначе вы можете выйти замуж? Ну, это может упростить ваши налоги или повысить вашу квалификацию для получения ипотечного кредита. Если ваш партнер из другой страны, это может помочь ему остаться в США. Таким образом, даже в Соединенных Штатах, где брак обычно считается обязательством любви, существует множество других причин, по которым вы можете жениться.

На протяжении всей истории брак был средством заключения союзов или приобретения собственности, обычно с женщиной в качестве разменной монеты. Любовь даже не была частью уравнения — на самом деле, в Древнем Риме одного политика выгнали из Сената за то, что он имел наглость целовать свою жену на публике.

Только в 17-м и 18-м веках любовь стала поводом для брака благодаря идее Просвещения о том, что жизнь должна быть посвящена поиску счастья. Но в то время женщины все еще считались скорее собственностью, чем людьми — так было до тех пор, пока движения за права женщин в 1900-х, что американские женщины выступали за собственное равенство в браке.

В других культурах полигамия может быть приемлемой, или люди могут заключать браки по договоренности, когда семья человека выбирает за него супруга. Это звучит для нас странно, но только потому, что в нашей культуре нормой является брак по любви, а другие причины, такие как финансовые или иммиграционные проблемы, отходят на второй план.

Таким образом, даже для отдельного человека на решение может влиять множество факторов. Вы можете никогда не формулировать эти желания, потому что брак по любви является нашей культурной нормой (и это не очень хорошо звучало бы в свадебной речи) 9. 0076, но такого рода соображения оказывают подсознательное влияние на принятие нами решений.

 

 

Социологическое воображение в социологическом сообществе социологии своего времени.

Многие социологи сопротивлялись предложенным Миллсом изменениям в поле. На самом деле Миллса иногда называют опередившим свое время , поскольку ценности, которые он отстаивал в отношении человеческих связей и социальных проблем, были видными мыслями в 1960-х годах, сразу после его смерти.

Один из его бывших учеников написал о том, чем Миллс отличался от других социологов той эпохи:

«Сама внешность Миллса была предметом споров. В ту эпоху осторожных профессоров в серых фланелевых костюмах он с ревом мчался в Морнингсайд-Хайтс на своем мотоцикле «БМВ» в клетчатых рубашках, старых джинсах и рабочих ботинках, неся свои книги в спортивной сумке, перекинутой через широкую спину. Его лекции соответствовали яркости его личного имиджа, поскольку ему удавалось развлекать тяжеловесными социальными теориями Мангейма, Ортеги и Вебера. Он вывел нас из оцепенения нашего Безмолвного Поколения, ударив по столу и провозгласив, что каждый человек должен построить свой собственный дом (как он сам сделал несколько лет спустя) и что, ей-богу, при надлежащем изучении каждый из нас должен быть в состоянии построить свой собственный дом. построить нашу собственную машину! «Современные люди часто чувствуют, что их личная жизнь — это череда ловушек», — написал Миллс в первом предложении «Социологического воображения», и я слышу, как он говорит это, расхаживая перед классом. непреодолимое чувство интриги, как будто он раскрывает вам великую тайну».

 

Хотя философия Миллса чрезвычайно важна для современной социологии, его стремление к власти и близорукий характер академиков его эпохи не сделали его друзьями.

Однако с течением времени поле стало относиться к нему по-другому. Его вызов полю помог преобразовать его в нечто, связанное как с макро, так и с микро. Разговоры — даже негативные — о предложениях Миллса способствовали распространению его идей, что привело к «Социологическое воображение» в конечном итоге был признан вторым по важности социологическим текстом 20-го века.

 

 

Как применить социологическое воображение к собственной жизни

Самое замечательное в социологическом воображении то, что для этого не нужно быть профессиональным социологом. Вам не нужен огромный словарный запас или глубокое понимание социологических текстов — достаточно готовности отойти от собственной точки зрения и рассмотреть мир в контексте.

Это поможет вам уйти от собственной точки зрения и взглянуть на мир иначе. Это может означать, что вы можете принимать решения, менее подверженные культурным предубеждениям — возможно, вам в конце концов не нужны эти дорогие кроссовки.

Чтобы тренировать свое социологическое воображение, возьмите в привычку задавать вопросы о поведении, которое кажется вам «нормальным». Почему вы считаете это нормальным? Где ты этому научился? Есть ли места, где это не может быть замечено как обычно?

Рассмотрим относительно распространенную традицию, например, Рождество. Даже если вы не из особенно религиозной семьи, вы все равно можете отмечать этот праздник, потому что он распространен в нашем обществе. Почему это? Ну, может быть, это традиция. Но откуда взялась эта традиция? Вероятно, от ваших предков, которые, возможно, были более набожными, чем ваша нынешняя семья. Вы можете проследить этот тип мышления в прошлом и рассмотреть свою личную историю, историю своей семьи и окружающий культурный контекст (конечно, не все культуры празднуют Рождество!), чтобы понять, как что-то, что кажется «нормальным», дошло до такого состояния.

Но культурный контекст — не единственная важная часть социологического воображения. Миллс также предположил, что социологам следует учитывать и личное, и общественное. Когда вы сталкиваетесь с чем-то, что кажется личным вопросом, подумайте об этом в социальном контексте. Почему этот человек может вести себя так, а не иначе? Существуют ли социальные причины, которые могут способствовать их ситуации?

Типичным примером этого является идея безработицы. Если вы безработный, вы можете испытывать одновременно чувства разочарования, беспокойства и даже ненависти к себе. Многие люди винят себя в том, что у них нет работы, но есть и социальные факторы. Например, поблизости может просто не быть доступных вакансий, особенно если вы обучены в определенной области или вам нужно достичь определенного уровня дохода, чтобы заботиться о своей семье. Вас могли уволить из-за низкой прибыли или даже потому, что вы живете в месте, где законно увольнять с работы по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Возможно, вам не удастся найти работу, потому что вы тратите так много времени на заботу о своей семье, что у вас просто не хватает времени, чтобы подать заявку на многие вакансии.

Таким образом, хотя безработица может показаться личной проблемой, на самом деле существует множество социальных проблем, которые могут способствовать ее возникновению. Философия Миллса требует, чтобы мы рассматривали и то, и другое в разговоре друг с другом — дело не в том, что у людей нет свободы воли, а в том, что каждый человек является продуктом своего общества, а также личностью.

 

Что дальше?

Психология, как и социология, может дать нам представление о человеческом поведении. Если вы думаете об изучении психологии в будущем, этот список магистерских программ по психологии может дать вам представление о том, в каких колледжах есть лучшие программы!

Социология может даже помочь вам понять литературные произведения, такие как Великий Гэтсби ! Узнайте больше о взглядах Ф. Скотта Фицджеральда на американскую мечту из нашего гида.

Хорошее понимание истории является одним из основных элементов хорошего социологического воображения. Чтобы улучшить свои исторические знания, подумайте об этих уроках истории в старшей школе, которые вы должны пройти!

 

Нужна дополнительная помощь по этой теме? Проверьте Tutorbase!

Наша проверенная база данных репетиторов включает ряд опытных преподавателей, которые могут помочь вам отшлифовать эссе по английскому языку или объяснить, как производные работают в исчислении.

Добавить комментарий