Произвольное воображение: Произвольное воображение | это… Что такое Произвольное воображение?

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО — Mind Map

r

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта. 

Виды Воображения

пассивное воображение

r

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным, пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. 

Активное воображение

r

Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Произвольное воображение

r

Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществится. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников. 

Воссоздающее воображение

r

Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. 

Творческое воображение

r

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

r

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит (и вера эта основательна) в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.  

Функции Воображения

Общая Функция

Специфические для воображения Процессы

преувеличение

акцентирование

агглютинация

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

от Валентин Мохначев — 1 year ago

91

Поделиться

Вы закончили презентацию

Перезапустить

Нажмите сюда, чтобы центрировать карту.

виды, функции, что оно дает человеку

Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Содержание

  • Что такое воображение
  • Функции воображения
  • Виды воображения
    • Пассивное
    • Активное
  • Создание образов
  • Что дает воображение человеку
  • Как развить воображение
    • У взрослых
    • У детей
  • Пример из жизни
  • Заключение

Что такое воображение

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация.
    Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Защита поэзии

выдержки из Защита поэзии

(ПЕРСИ БИСШЕ ШЕЛЛИ)

Согласно к одному способу отношения к тем двум классам умственных действий, которые называется разум и воображение , первое можно рассматривать как разум, созерцающий отношения, одной мыслью на другую, как бы она ни была произведена; а последний, как ум воздействуя на эти мысли, чтобы окрасить их своим собственным светом, и составляя из них, как из элементов, другие мысли, каждая из которых содержит внутри себя принцип собственной целостности.

 

Причина перечисление уже известных величин; Воображение – это восприятие стоимости этих количеств как по отдельности, так и в целом. Причина уважает различия, а воображение — сходство вещей. Разум относится к воображению как к инструменту агента, как тело к духу , как тень к субстанции.

 

Поэзия, в общем смысле можно определить как » выражение Воображения:» и Поэзия связано с происхождением человека. Человек – это инструмент, над которым серия внешних и внутренних впечатлений движима, как чередование вечно меняющегося ветра над эолийским лира; которые своим движением приводят его в постоянно меняющуюся мелодию.

 

Для язык произвольно производится воображением и имеет отношение к мыслям один; но все другие материалы, инструменты и условия искусства, отношения между собой, которые ограничивают и вмешиваются между концепциями и выражение . .. Мы Таким образом, мы ограничили значение слова «Поэзия» рамками того искусства, которое наиболее знакомо и больше всего совершенное выражение самого факультета.

 

А человек, чтобы быть очень хорошим, должен воображать интенсивно и всесторонне; он должен поставить себя на место другого и многих других; в боли и удовольствия его вида должны стать его собственными. Великий инструмент нравственного добра есть воображение; и поэзия действует воздействуя на причину. Поэзия расширяет окружность воображение, пополнив его мысли вечно новых наслаждений , обладающих силой притягивать и уподобляя своей природе все другие мысли, которые образуют новые промежутки и промежутки, пустота которых вечно жаждет свежей пищи.

 

Мы хотим, чтобы творческая способность представляла то, что мы знаем; мы хотим щедрый порыв действовать так, как мы себе представляем; мы хотим поэзия жизни : наши расчеты превзошли наши представления; мы съели больше, чем можем переварить.

 

А человек не может сказать: «Я буду сочинять стихи». Величайший поэт даже не может этого сказать: ибо разум в творении подобен угасающему углю, который какое-то невидимое влияние, подобно непостоянному ветру, пробуждается к преходящему яркость… при композиции начинается, вдохновение уже на исходе.

 

Поэзия таким образом делает бессмертным все лучшее и самое прекрасное в мире; он останавливает исчезающие видения, которые преследуют промежутки жизни, и скрывая их, или в языке, или в форме, среди человечества, неся сладкую весть о родственной радости тем, с кем их сестры пребывают… пребывают, потому что нет портала выражения из пещер духа, в которых они обитают, во вселенную вещей. Поэзия искупает от упадка посещения божества на человек.

Примечания защиты

Примечания о книге Перси Биши Шелли «Защита поэзии»

1) Согласно одному способу рассмотрения этих двух классов умственных действий, которые называются разумом и воображением, первое можно рассматривать как разум созерцание отношений одной мысли к другой, как бы она ни возникла; и последний, как ум, воздействующий на эти мысли, чтобы окрасить их свой свет, и составляя из них, как из стихий, другие мысли, каждая содержит в себе принцип собственной целостности.

Шелли делит умственную способность на две части: разум и воображение. Причина подразумевает своего рода логический процесс, который позволяет связать идеи вместе и/или определить их отношения друг к другу. Это пассивная вещь. Тем временем воображение воздействует на эти мысли. Это позволяет творить; Это является источником наших художественных желаний.

2) Разум есть перечисление уже известных количеств; Воображение – это восприятие значения этих величин как по отдельности, так и в целом. Разум уважает различия, а воображение — сходства вещей. Разум для воображения как инструмент для деятеля, как тело для дух, как тень к веществу.

Отличие между разумом и воображением сродни различию между качеством и количество. Мы признаем важность каждого, все время придерживаясь один в более высоком отношении по сравнению с другим. Разум — меньшая способность, но это необходимо и способствует воображению. Причина предполагает механическое знание вещей. Однако пока воображение не позволяет нам распознать важность таких фактов, они не имеют значения. Это душа простого сосуд тела. Одно неразрывно связано с другим.

3) Поэзия в общем смысле может быть определена как «выражение Воображение: «и Поэзия родственна происхождению человека. Человек есть инструмент, над которым производится серия внешних и внутренних впечатлений. гонимый, как чередование вечно меняющегося ветра над эоловым лира; которые своим движением приводят его в постоянно меняющуюся мелодию.

Поэзия есть реальное и внешнее выражение человеческого воображения, а Поэзия есть врожденное свойство человека. Человек – это тело с воображаемым душа. Подобно природе, создающей музыку на эоловой арфе Кольриджа, наши взаимодействия с миром сами являются формами поэзии. Мы постоянно обрабатываем вещи, оценивая и пересматривая, кто мы есть.

4) Ибо язык произвольно производится воображением и имеет отношение только к мыслям; но все другие материалы, инструменты и условия искусства, находятся между собой в отношениях, которые ограничивают и вставляют между концепциями и выражение … Таким образом, мы ограничили значение слова Поэзия в пределах того искусства, которое наиболее знакомо и наиболее совершенно выражение самой способности.

Поэтический язык лучше всего выражает воображение, потому что речь непосредственно связана с к нашим мыслям. Это проблема посредничества; слова — наш лучший способ передают наши мысли. Воображение создает мысли, а язык «более прямое представление наших действий и страстей наших внутреннего бытия». Шелли считает поэзию высшей формой искусства, превосходящей к музыке, живописи и скульптуре.

5) Человек, чтобы быть очень хорошим, должен воображать интенсивно и всесторонне; он должен поставить себя на место другого и многих других; боли и удовольствия его вида должны стать его собственными. Великий инструмент нравственное добро есть воображение; и поэзия приводит к эффекту, действуя по причине. Поэзия расширяет границы воображения, пополняя его мыслями о вечно новом наслаждении, обладающими силой привлекать и уподобляющие своей природе все другие мысли и образующие новые промежутки и пустоты, чья пустота вечно жаждет свежей пищи.

Это Социальный аспект поэзии Шелли. Поэзия не только для того, чтобы вызывать восторг и удовольствие, которое даровано, приносит пользу. Он может и должен вдохновлять на добро в человеке, но в то же время она не должна быть дидактической. Это должно позволять богатство интерпретаций.

6) Мы хотим, чтобы творческая способность представляла то, что мы знаем; мы хотим щедрый порыв действовать так, как мы себе представляем; мы хотим поэзии жизни: наши расчеты превзошли наши представления; мы съели больше, чем можем переварить.

Шелли также говорит: «Стихотворение есть самый образ жизни, выраженный в ее вечном истина». Этот божественный атрибут поэзии мало чем отличается от концепции Кольриджа. первичного воображения. Он предупреждает нас, однако, что, хотя мы хотим всегда иметь возможность воображать и творить, есть также опасность позволять наши инновации, чтобы поработить нас. Он приписывает дуалистическую природу божественного к поэзии; это одновременно «Бог и Мамона мира».

7) Человек не может сказать: «Я сочиню стихи». Величайший поэт даже не может этого сказать: ибо разум в творении подобен угасающему углю, который некоторые невидимое влияние, подобно непостоянному ветру, пробуждается к преходящему блеску… начинается сочинение, вдохновение уже на исходе.

Состав поэзия неуправляема. Поскольку Поэзия присуща человеку, нет перевод из наблюдения, которое происходит. Источник творения внутренний, и мы не можем контролировать, когда и как приходит вдохновение. Более того, композиция не может противостоять тому, что было воображено; это всегда будет хуже, потому что нет адекватного способа уловить это всегда ускользающее Правда. Хотя Поэзия выражает вечную истину жизни, это истина, запечатленная в несовершенстве.

8) Поэзия таким образом увековечивает все лучшее и самое прекрасное в мире; он останавливает исчезающие видения, которые преследуют просветления жизни, и сокрытие их, или в языке, или в форме, посылает их среди людей, принося сладкую весть о родственной радости тем, с кем живут их сестры, — пребывать, потому что нет портала выражения из пещер духа которую они населяют, во вселенную вещей.

Добавить комментарий