Проведение социометрии: Проведение социометрии

Содержание

3. Процедура проведения социометрического исследования

Применение социометрического метода требует разъяснения некоторых общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов. Ряд авторов помещает социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Такая точка зрения особенно распространена среди социологов (см. Рабочая книга социолога). Вместе с тем, по технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса. Напомним, что метод есть основной способ сбора, обработки и анализа данных, а техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода (в данном случае процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации социометрического исследования), возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть возможно применение различных методик социометрического исследования. Методикой обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Хотя существует множество вариантов (методик) использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, которая заключается в следующем определении.
Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.
Формы этой фиксации могут быть различными: от менее до более явных.

Непосвященный удивится простоте социометрии, однако простота эта кажущаяся и касается скорее самой техники опроса, а не процедуры в целом. Сложность социометрического метода заключается в том, что любой исследователь, вознамерившись использовать его, не сможет прибегнуть к описанной в какой-либо литературе технике социометрического опроса. Перед ним всегда встанет задача самостоятельного определения критериев, их количества, проблема ограничения выборов, разработка техники проведения. Следовательно, социометрический метод требует от психолога особых знаний, подготовки, навыков и глубины понимания осуществляемых процедур.

Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п.

Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы.

Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.

Требования к проведению социометрического опроса.

Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора.

Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает требование конфиденциальности, являющееся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.

5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Психологу важно понимать, что раскрытие социометрической информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».

Рассмотрим пример такого сильного негативного влияния неправильных действий социометриста (будем так называть лицо, использующее социометрию) на личность.

На занятиях по психологии для старшеклассников преподаватель психологии провел социометрический опрос, затем весь класс принял участие в обработке социометрических данных, в построении социоматрицы, что означало знакомство с распределением выборов, раскрытие социометрической информации. В итоге выяснилось, что одна девочка не получила выборов – она не попала в число тех, с кем хотели пойти в кино. В дальнейшем весь класс успокаивал ее, говорил, что количество возможностей «взять кого-либо в кино» было ограничено, что в реальной ситуации с ней обязательно бы пошли в кинотеатр, тем не менее, состояние девочки было очень удрученным, она плакала и не верила обещаниям.

Дело в том, что в этом классе взаимоотношения между учениками были вполне доброжелательными, и многих девочка считала своими друзьями. Следует помнить, что отсутствие выборов отнюдь не перечеркивает приятельских отношений между людьми, но объяснить это человеку в возрасте, когда отношения окружающих очень значимы, после неграмотных действий психолога, весьма трудно. Сложившаяся ситуация привела к уходу девочки из школы.

Приведенный выше пример является ярким доказательством необходимости ответственного поведения социометриста. Требование конфиденциальности является этическим принципом работы психолога. Вмешательство во внутригрупповые отношения может привести к непредсказуемым последствиям. Исключение составляет только социометрия, проводимая в групповой психотерапии с терапевтическими целями или в тренинге личностного роста.

Иногда в литературе встречается смешение понятий «анонимность» и «конфиденциальность». Если перед психологом стоит задача изучения внутригрупповых связей, он не может прибегнуть к анонимному сбору данных, так как в дальнейшем будет невозможно строить социограмму отношений, выявлять микрогруппы, зоны напряженности и так далее. Лишь в редких случаях приходится использовать анонимность источников информации для получения неформального рейтинга участников коллектива, если нас интересует только распределение лидерских позиций в группе, и мы используем одинарный критерий (см. ниже).

Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.

Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:

Фамилии

членов группы

Критерии выбора

I

Дежурство

II

Праздник

III

Совместный проект

Медведев

+

+

Лисицына

+

Волков

Зайцев

+

Ежов

+

Кабанов

+

Хомякова

Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании.

Можно применять также и такой вид социометрической карточки:

Ф.И.О._____________________________________________________________

  1. С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

  1. С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

  1. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

  1. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

Частым вариантом проведения социометрии является включение выбранных заранее критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.

21 ноября 2019 года Институт психологии приглашает Вас принять участие в конкурсе чтецов, посвященном 220

21 ноября 2019 года Институт психологии приглашает Вас принять участие в конкурсе чтецов, посвященном 220 — летию со дня рождения А. С. Пушкина

Институт психологии

  • Главная /
  • Университет /
  • Структура и органы управления образовательной организацией /
  • Институты, факультеты, филиалы, НИИ, колледжи /
12 Мая 2023

Сотрудники лаборатории приняли участие в Международной научной конференции «Дешериевские чтения – 2023»

Подробнее

25 Апреля 2023

Ученые СВФУ изучили особенности якутского и эвенского языка в Среднеколымском районе

Подробнее

11 Апреля 2023

Эксперт СВФУ Ленора Гренобль: «Один из главных факторов изменения языковой экологии – это урбанизация»

Подробнее

14 Декабря 2022

Круглый стол «Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в XXI веке»

Подробнее

9 Декабря 2022

Образовательные задания по изучению якутского языка на платформе «ЛингвоДок» разрабатывают в СВФУ

Подробнее

29 Ноября 2022

СФУР-2022: практики по документированию и цифровой обработке родных языков представили на форуме

Подробнее

16 Ноября 2022

Социологическое исследование школьников саха, обучающихся в школах с выраженной этнокультурной составляющей

Подробнее

30 Октября 2022

Когнитивные парадигмы языкового сознания и проблемы билингвизма в современной лингвистике

Подробнее

28 Октября 2022

X Всероссийская научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» имени профессора Н.

Н. Трауготт

Подробнее

15 Октября 2022

Международная конференция «Настоящие люди в 21 веке: язык и культура коренных народов Арктики»

Подробнее


Информация

  • Телефонный справочник
  • Карта сайта
  • Партнеры
  • СВФУ для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Сведения об образовательной организации

2023 © Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова.

  • |
  • Департамент цифровых технологий

Наука социометрии — Мичиганский центр психодрамы

Джейкоб Леви Морено, известный как Дж. Л. Морено, доктор медицины, был швейцарско-американским психиатром и основателем психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он родился 18 мая 1889 года в Бухаресте, Румыния, и умер 14 мая 1974 года в Биконе, Нью-Йорк, США.

Морено получил степень доктора медицины в Венском университете в 1917 году. Затем он начал работать ассистентом в психиатрической больнице.

В 1924 году Морено начал разрабатывать концепцию социометрии, которая изучает социальные отношения и то, как на них влияет индивидуальный выбор. Он рассматривал социометрию как способ измерения и анализа динамики группы, а также отношений между отдельными людьми и группой в целом.

Работа Морено в области социометрии оказала большое влияние на психодраматическую терапию, и он широко использовал ее в своей практике. Психодраматерапия — это форма психотерапии, которая включает использование импровизационной драмы и ролевых игр для исследования и выражения чувств и переживаний. Морено считал, что психодрама может помочь людям лучше понять свою жизнь и повысить самосознание.

Он также считал, что психодрама может помочь людям развить лучшие коммуникативные навыки. Кроме того, чтобы построить доверительные отношения с другими и повысить их чувство собственного достоинства.

Ранняя работа Морено с социометрией и групповой психотерапией

Его ранняя работа включала наблюдение за пациентами в групповой терапии. Это вдохновило его на разработку новых методов понимания и улучшения социальных взаимодействий. Для этого он разработал множество терапевтических процедур.

В 1920-х годах Морено начал экспериментировать с новой формой терапии, которую он назвал «психодрама». Это включало использование импровизации, ролевых игр и групповой динамики, чтобы помочь пациентам исследовать свои эмоциональные и психологические проблемы и работать над ними. Техника оказалась очень эффективной, и Морено стал известен как ведущий новатор в области психотерапии.

В 1930-х годах Морено разработал концепцию «социометрии», которая изучает социальные отношения внутри групп. Он считал, что социальные взаимодействия могут быть измерены и проанализированы так же, как физические явления могут быть измерены и проанализированы в физике или химии. Социометрия включает использование различных методов, таких как опросы и интервью, для измерения социальных взаимодействий и отношений внутри группы.

В этом эссе будет рассмотрена теория социометрии Морено и ее применение в психодраматической групповой терапии. Это включает в себя концепции теле и проекции в рамках групповых процессов. Концепция достижения теле в целях оптимальной работы группы является целью социометрии, также будет изучена.

Теория социометрии Джейкоба Л. Морено

Теория социометрии основана на идее о том, что людей естественным образом привлекают определенные люди в группе. Это влечение может оказать значительное влияние на их поведение и отношения.

Применение социометрии в психодраматической групповой терапии доказало свою эффективность в содействии групповой сплоченности, самовыражению и росту. Социометрия имеет приложения за пределами психодрамы и групповой терапии и может использоваться для изучения организации любой группы.

Морено считал, что благодаря пониманию закономерностей притяжения и взаимодействия внутри группы. Терапевты могут помочь людям решить свои межличностные проблемы и развить более позитивные отношения с другими. Социометрия — это концепция измерения социальных взаимодействий и отношений между людьми в группе. Цель состоит в том, чтобы выявить модели взаимодействия и притяжения.

Одним из ключевых понятий в теории социометрии Морено является теле. Этот термин относится к эмоциональной дистанции или близости между людьми в группе.

Теле — это процесс проецирования собственных чувств, мыслей и желаний на других. Этот процесс происходит бессознательно. Когда люди проецируются на других, они могут чувствовать себя ближе к некоторым членам группы и более далекими от других.

Теле является важным понятием в психодраматической групповой терапии. Это потому, что это позволяет людям исследовать свои эмоциональные переживания в контексте их отношений с другими. С помощью психодраматических приемов члены группы могут отыгрывать свои чувства и переживания. Это может помочь им развить большую эмоциональную осведомленность и устойчивость.

Люди могут создавать более искренние и искренние отношения, исследуя свои эмоциональные переживания. Это исследование должно происходить в контексте их отношений с другими людьми. Это может привести к большему чувству связи и сплоченности внутри группы.

Достижение теле в целях оптимальной работы группы является целью социометрии. Терапевты могут помочь людям решить свои межличностные проблемы и развить более позитивные отношения с другими. Они делают это, определяя модели влечения и взаимодействия внутри группы. Это может привести к большей сплоченности группы и создать более благоприятную и исцеляющую среду для всех членов группы.

Историческое развитие социометрии

Дж. Л. Морено разрабатывал свои теории социометрии на протяжении нескольких десятилетий. На его идеи повлияло множество различных аспектов, таких как исторические, культурные и личные факторы. Вот несколько примеров того, как Морено разрабатывал свои теории социометрии:

Венские годы : В начале 1920-х годов Морено жил и работал в Вене. Он был частью яркой культурной жизни, в которую входили художники, писатели и интеллектуалы. За это время Морено развил свои идеи о социальном атоме и социограмме. Они были основаны на его наблюдениях за социальной динамикой этих сообществ.

Годы психодрамы : В 1930-х и 1940-х годах Морено сосредоточил свое внимание на развитии психодрамы. Это терапевтическая техника, в которой использовались ролевые игры и импровизация, чтобы помочь людям исследовать свои эмоции и отношения. Психодрама помогла ему уточнить свои представления о социометрии и роли социальных отношений в формировании человеческого поведения.

Годы Второй мировой войны : Во время Второй мировой войны Морено работал с солдатами и беженцами. Он использовал социометрию и психодраму, чтобы помочь им справиться с травмой войны и перемещения. Этот опыт дал Морено новое понимание того, как социальные отношения могут быть как источником поддержки, так и источником стресса.

Послевоенные годы : После войны Морено переехал в США. Затем он продолжил развивать свои идеи о социометрии и психодраме. Он основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. Его работа помогла сделать групповую терапию законной формой психотерапии.

Поздние годы : В последние годы своей жизни Морено продолжал развивать свои теории социометрии. Он использовал эту науку для изучения того, как социальные сети и социальное влияние могут формировать наше поведение и отношение. Он также много писал о роли культуры и общества в формировании человеческого опыта. Его работа продолжает оказывать влияние на такие области, как социология, антропология и организационная психология.

Как психодраматисты используют социометрию

Психодраматисты используют социометрию несколькими способами для изучения и понимания социальной динамики группы. Вот несколько примеров:

  1. Разминка: социометрические упражнения можно использовать в качестве разминки, чтобы помочь членам группы наладить связь друг с другом и создать чувство общности. Например, психодраматист может попросить членов группы встать в круг и определить, с кем они больше всего связаны в группе. Это может помочь создать позитивную групповую динамику и укрепить чувство принадлежности.
  2. Формирование групп: социометрию можно использовать для формирования групп внутри больших групп. Например, психодраматист может попросить членов группы определить людей, с которыми им комфортно работать, а затем сформировать подгруппы на основе этих связей. Это может помочь убедиться, что члены группы работают с людьми, с которыми они чувствуют себя комфортно и которым доверяют.
  3. Выбор роли: социометрию также можно использовать, чтобы помочь членам группы выбрать роли для психодрамы. Например, психодраматист может попросить членов группы определить, кто, по их мнению, лучше всего подходит для исполнения той или иной роли, основываясь на их связях с другими членами группы. Это может помочь гарантировать, что роли распределяются таким образом, который кажется естественным и аутентичным.
  4. Разрешение конфликтов: социометрию можно использовать для исследования и разрешения конфликтов внутри группы. Например, психодраматист может использовать социометрические методы для выявления клик или подгрупп внутри более крупной группы. Эта информация используется для интеграции этих групп таким образом, чтобы способствовать лучшему общению и пониманию.

Четкое понимание групповой социометрии является важным навыком для режиссера психодрамы. Без этого у режиссера мало шансов достичь цели психодрамы, заключающейся в усилении индивидуальной спонтанности и творчества.

  • Автор
  • Последние сообщения

Патрик Бароне

Патрик Т. Бароне – адвокат по уголовным делам в Мичигане и соучредитель Мичиганского центра психодрамы. Он является сертифицированным тренером, преподавателем и практиком психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Патрик применил свои психодраматические навыки в своей уголовно-правовой практике, а также при обучении юриспруденции и навыкам судебного разбирательства. Он также использовал социодраму, дополнительную форму психодрамы в деловой среде и библиодраму в религиозной среде. Он является автором главы под названием «Оживление Писания с помощью библиодрамы» для книги Адама Блатнера «Исследования действием: использование психодраматических методов в нетерапевтических условиях» (Paralax Productions, 23 февраля 2019 г.).).

В качестве бизнес-консультанта г-н Бароне работал с владельцами и руководителями компаний всех размеров по всему Мичигану.

Кроме того, г-н Бароне продолжает заниматься юридической практикой и является партнером-основателем и генеральным директором Barone Defense Firm.

Последние сообщения Патрика Бароне (посмотреть все)

Социометрия Морено в практике тренировки элитных баскетболисток

С.Ю. Алькова , доцент, к.т.н.
А.С. Снигирев , доцент, к.т.н.
А.В. Вехова
Сургутский государственный университет, г. Сургут

Ключевые слова: спортивная команда , тимбилдинг, социометрия Морено, социометрический метод, социометрическое исследование.

Введение . Сегодня в управлении организациями популярен метод тимбилдинга (англ. team building — создание команды), который основан на практическом использовании социометрических методик. Термин используется в бизнес-контексте и применяется к широкому кругу действий, направленных на создание команды и повышение ее эффективности. В нашем случае интересно использовать этот метод в командных видах спорта, в частности в элитной женской баскетбольной команде.

Объект и методы исследования . С помощью социометрических методов определяли эффективность групповой тренировочной работы, проводимой в предсезонный период в женской баскетбольной команде «Университет-Югра» (г. Сургут).

Исследование проводилось в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла элитных баскетболисток на первом этапе (тренировочный сбор) и втором (тренировочный сбор, посвященный специальной физической и технической подготовке). Перед сборами состав был на 60% новым. Отсюда актуальность изучения межличностных отношений внутри баскетбольной команды, так как взаимопонимание и поддержка внутри команды являются одними из ключевых факторов спортивного результата.

В ходе исследования были выявлены социометрические критерии, сформулированные в виде вопросов, решение которых послужило основой для выявления внутригрупповых отношений.

Формальные критерии были выбраны для изучения отношений в определяющей деятельности, а неформальные — для изучения неформальных отношений.

Параметрическая процедура была выбрана в исследовании, направленном на снижение вероятности случайного выбора. Суть процедуры заключалась в ограничении количества выборов для каждого из участников (обычно минимальное значение «социометрического ограничения» для групп из 22-25 человек необходимо определять в пределах 4-5 выборов). Значение ограничения «d» называется «социометрическим ограничением» или «пределом выбора». Внешние условия выбора в группах разного размера можно стандартизировать, введя это значение. Для этого значение d следует определять исходя из одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формула для определения этой вероятности представлена ​​Дж. Морено и Э. Дженнингсом.

d = P(A) x (N — 1)

где P(A): вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбираемого в диапазоне [0,2-0,3];

N: количество членов группы.

Далее была разработана социометрическая карта, которая использовалась при проведении социометрии.

Процедура создания карточки была следующей:

1) составлен список участников команды;

2) каждому члену группы был присвоен номер, который стал его идентификационным номером;

3 вертикальные таблицы справа от каждого члена команды в списке карточек соответствовали выборам, которые якобы были разрешены для этой группы.

Определение количества выборов для разных по номеру групп, но с заданным значением Р(А) в диапазоне 0,14-0,25, можно произвести с помощью специальной таблицы (табл. 1). Фрагмент ее представлен ниже.

Таблица 1. Предельные значения социометрических выборов (фрагмент)

Количество членов команды

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P(A)

5

8-11

12-16

1

2

3

0,20-0,14

0,25-0,18

0,25-0,19

 

Социометрия проводилась следующим образом: В каждом микроцикле для организации досуга игроков команды в выходные дни проводились командообразующие тренировки, включающие специальные упражнения и игровые задания, в которых участвовали все Члены команды. Выбранные методы были доступны, просты в исполнении и не предъявляли особых требований к материально-технической базе и кадровому обеспечению. Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.

Пример. Упражнение «Сороконожка». Исходные условия: участники стоят в ряд. Ведущий связывает нитками ноги двух стоящих рядом игроков (на уровне щиколоток). Задача: пройти 20 метров по веревке, не порвав нить.

Уровень развития отношений в группе, влияющих на сплоченность коллектива, измерялся:

1) на начальном этапе кондиционно-тренировочных сборов;

2) на втором этапе учебно-тренировочных сборов – на развитие технических навыков и специальной физической подготовки;

3) на заключительном этапе предсезонных сборов.

Для нужд социометрии тренер давал устные инструкции, а затем раздавал социометрические карточки (табл. 2).

Таблица 2. Индивидуальная социометрическая карта                                                      

Критерии

Выбор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А. К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Ю.

ПК

Оу.В.

ФЭ

1

Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При заполнении карт применялись следующие правила:

  • каждая девушка заполняла свой список сама, ни с кем не обсуждая и не думая вслух при выборе ответов;
  • при заполнении списка учитывались все члены команды, а не только присутствующие в этот момент;
  • каждая девушка могла сделать до двух вариантов.

Кроме того, на данном этапе были выбраны методы обработки количественных данных: табличный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).

В заключительной части исследования индексы групповой сплоченности (С) рассчитывались по следующей формуле:

Результаты и обсуждение. Анализ социоматрицы (матрицы отношений) по каждому критерию дает достаточно четкую картину межличностных отношений внутри группы: главное ее преимущество — возможность представления выбора в числовом виде, поэтому порядок эффектов в группе можно ранжировать (табл. 3-5).

Таблица 3. Социоматрица на начальном этапе кондиционно-тренировочного сбора

Вопрос № 1

Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А. К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Ю.

ПК

О.В.

ФЭ

Количество вариантов

2

2

1

2

4

2

3

1

1

1

2

1

2

2

Взаимный выбор

1

1

0

1

2

1

2

0

0

1

2

1

2

1

Вопрос № 2

Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Ю.

ПК

О.В.

ФЭ

Количество вариантов

5

2

1

1

3

2

5

1

0

1

2

1

2

0

Взаимный выбор

1

2

1

0

2

0

1

0

0

0

0

0

2

0

Вопрос № 3

Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Ю.

ПК

О.В.

ФЭ

Количество вариантов

1

2

0

5

1

2

5

1

0

0

1

0

4

3

Взаимный выбор

1

0

0

2

1

0

2

0

0

0

0

0

1

2

 

Таблица 4. Социоматрица второго этапа учебно-тренировочного сбора, посвященного технической подготовке и специальной физической подготовке

Вопрос № 1

Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

Н.Н.

О. М.

П.Я

ПК

У.В.

FE

Количество вариантов

2

1

1

4

2

2

0

0

1

3

5

1

2

2

Взаимный выбор

2

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

2

Вопрос № 2

Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

Н.Н.

О.М.

П.Я

ПК

У.В.

FE

Количество вариантов

4

0

1

1

4

0

9

0

0

0

4

0

1

1

Взаимный выбор

1

0

1

0

2

0

2

0

0

0

1

0

1

0

Вопрос № 3

Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

Н.Н.

О.М.

П.Я

ПК

Оу.В

FE

Количество вариантов

1

1

3

4

0

2

1

0

1

1

2

1

4

5

Взаимный выбор

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

2

 

Таблица 5. Социоматрица на завершающем этапе предсезонных сборов.

Вопрос № 1

Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Я.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Я.

ПК

Оу. В.

ФЭ

Количество вариантов

2

1

2

3

2

0

3

0

2

0

4

0

3

2

Взаимный выбор

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

Вопрос № 2

Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А. К.

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

Н.Н.

О.М.

П.Я

ПК

У.В.

FE

Количество вариантов

3

0

1

0

4

1

5

0

1

0

8

0

0

1

Взаимный выбор

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

Вопрос № 3

Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

Н.Н.

О.М.

П.Я

ПК

Оу.В

FE

Количество вариантов

1

3

1

4

0

1

2

0

1

2

3

0

2

4

Взаимный выбор

0

2

0

2

0

0

1

0

1

1

2

0

2

1

На основе социоматрицы была разработана социограмма (схематическое изображение реакции респондентов друг на друга при ответе). С помощью этой социограммы проведен сравнительный анализ пространственной структуры межличностных отношений в группе на определенной плоскости («щите»).

С помощью групповой социограммы рассматривались общие межличностные отношения в группе. Групповая социограмма была представлена ​​в виде условной социограммы, где игроки изображены в виде кружков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или расхождения (рис. 1-3).

Рис. 1. Социограмма начального сбора ЭРАП — по физической подготовке

Рис. 2. Социограмма на втором этапе сбора, посвященного технической и специальной физической подготовке 9000 3

Рис. 3. Социограмма на завершающем этапе предсезонных сборов.

Анализ социоматриц и социограмм отчетливо демонстрирует сдвиг предпочтений, проявляющийся при переходе от одного числа к другому, например, от 1, 4, 5, 7, 13 к 7, 11, 14. Готовность совместной деятельности членов команды проявляется в следующем: микрогруппа 2-5-13 трансформировалась в микрогруппу 2-5-11-13 и микрогруппу 4-9-14 в 4-7-9-14 соответственно. Человеческие связи в команде распределялись неравномерно: на первом этапе исследования номер 11 имел общее количество 5 выборов и сумму 2 взаимных, тогда как на третьем этапе он стал лидером: 15 и 5. , соответственно. Наоборот, номера ведущего первой фазы (номер 7), т.е. 13 выборов и 5 взаимных, изменились на 11 и 1 соответственно на третьей фазе.

Следует отметить, что по окончании сборов и при избрании капитана команды (по результатам тайного голосования) уверенное первое место занял номер 11 (11 голосов из 14). Что касается выбора капитана, то мнение команды совпало с мнением тренеров.

Если рассматривать социограмму визуально, то становится очевидным, что «нить», символизирующая социометрические выборы, к концу сборов стала более закрепленной. Закрепление «нити» свидетельствует о том, что тренировочная работа способствовала сплочению коллектива.

Если проанализировать расхождение выбора, то можно прийти к следующему выводу: № 8 практически игнорировалась группой, так как она шла по индивидуальному режиму тренировок и не участвовала в общей подготовке команды. Заслуживающая должного внимания ситуация в межличностных отношениях с остальной командой наблюдалась в случаях 10 и 12. Тренеру необходимо разобраться в причинах этого и продумать пути выхода из этой неблагоприятной ситуации.

При расчете показателей групповой сплоченности (С) были получены следующие результаты (табл. 6).

Таблица 6. Результаты показателей групповой сплоченности

На начальном этапе подготовки в тренировочном лагере

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0,53

0,32           

0,32

На втором этапе учебно-тренировочных сборов по технической и специальной физической подготовке

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0,32

0,28

0,35

На заключительном этапе предсезонных сборов

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0,14

0,14

0,42

 

Анализируя данные первого вопроса, можно предположить, что резкое снижение индекса с 0,53 до 0,14 вовсе не свидетельствует об ухудшении межличностных отношений в коллективе. Наоборот, результат указывает на пересмотр выбора каждого члена команды. Если в начале сбора девушки делали выбор по первому впечатлению или только исходя из характера и уровня физической подготовки конкретных игроков, то к концу сбора каждая спортсменка уже показала свои возможности. Следовательно, полученный результат свидетельствует об объективности собственной оценки игроками «рабочего состояния». То же самое можно сказать и об интерпретации результатов второго вопроса.

Ответ на третий вопрос, вероятно, указывает на постепенное улучшение сплоченности команды. Иными словами, зная все положительные и отрицательные стороны в уровне физической подготовки, игроки все равно готовы взаимодействовать, сотрудничать и общаться друг с другом.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по командообразованию (прирост индекса групповой сплоченности на 0,10). Социометрический метод Джейкоба Морено может быть использован для изучения структуры межличностных отношений в коллективе и динамики их развития, что полезно в игровых видах спорта.

Добавить комментарий