Проявление бессознательного по фрейду – Бессознательное по Фрейду. Понятие и виды бессознательного

Содержание

Бессознательное понятие по Фрейду

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятия и виды бессознательного……………………………………………………3

1.1. Проявления бессознательного……………………………………………………3

1.2. Фрейд о бессознательном…………………………………………………………3

1.3. Юнг о бессознательном…………………………………………………………..5

2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность .7

2.1. Исторический обзор проблемы поощрения и наказания………………………7

2.2. Виды и формы поощрения и наказания……………………………………….10

2.3. Меры поощрения………………………………………………………………..10

2.4. Меры наказания…………………………………………………………………11

2.5. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции…………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..15

1. Понятия и виды бессознательного

1. 1. Проявления бессознательного

Бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные . Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра- и инфразвуки). Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр – его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется. Бессознательные движения – это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет). В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации. Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти. Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь
,
которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко. Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций
.
Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания .

Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного – неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.

1.2. Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

По мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я . Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердц

у. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняю

mirznanii.com

9. Понятие бессознательного и его трактовка в психоанализе з. Фрейда. Мотивационные основы бессознательного.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются нашитайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или инаямотивацияпроявляется всновидениях,невротических симптомахитворчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный
психоанализом
.

Во времена Фрейда идея бессознательного получила повсеместное распространение. Однако благодаря Фрейду это понятие приобрело иное психологическое звучание, поскольку он целенаправленно использовал его для объяснения психических и в особенности невротических расстройств. В ходе проведенного Брейром лечения пациентки Анны О., страдавшей истерией, Фрейд заметил, что в основе ее страданий лежат «реминисценции» травматического происшествия, то есть неведомые и в то же время известные пациентке образы, вызывающие болезненные переживания. Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен — и тогда невроз лишится своей причины.

Фрейд выделил три основные формыпроявления бессознательного: этосновидения, ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) иневротические симптомы.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Первая модель Фрейда — бессознательное, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.

Сверх-Я(Супер-Эго) —моральныеустановки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет.Совесть,стыд— всё это проявления Сверх-Я.Задача Супер-Эго — это соблюдение норм, принятых в окружающем обществе.В некоторых случаях нормы общества и желания Ид могут не совпадать, тогда для разрешения конфликта включаются защитные механизмы, порождающие бессознательные реакции: вытеснение, рационализацию, сублимацию, проекцию, регрессию и прочие.

Эго — та часть человеческой личности, которая осознаётся как«Я»и находится в контакте с окружающим миром посредствомвосприятия. Эго осуществляетпланирование, оценки,запоминаниеи иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленнымипредвидениемивоображением).

Оно, иногдаИд— являет собой бессознательную частьпсихики, совокупностьинстинктивныхвлечений.

studfiles.net

Бессознательное по Фрейду — Психологос

По представлению Фрейда, бессознательное — огромно, а сознание — лишь маленькая верхушка этого асберга

Фрейд представлял Социум большим и всесильным, а детские импульсы — маленькими и беспомощными.

Бессознательное как продукт вытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся.

Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть достать бессознательное, вернуть в сознание человеку обычными средствами нельзя. Это область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи, но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику. Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций. Внимание туда принципиально не достает.

По Фрейду, объем такого бессознательного превосходит объем сознания (метафора айсберга, где сознание — крошечная вершина, а основная глыба под водой — бессознательное) и именно оно отвечает за большинство невротических проявлений. Именно бессознательное, согласно Фрейду, виновато во всех наших личностных бедах. Это и есть бессознательное в изначальном и узком смысле, бессознательное в понимании З.Фрейда.

Сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

www.psychologos.ru

8. Характеристика сознательного, предсознательного и бессознательного по з. Фрейду

Второй класс неосознаваемых процессов — неосознаваемые побудители сознательных действий — представлен в теории Зигмунда Фрейда. Согласно теории в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Вы, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до этого момента актуально их не осознавали. Точно так же вы хорошо знаете теорему Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании.

Таким образом, скрытые знания — это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания нужно только усилить следы прошлых впечатлений.

Фрейд считает возможным поместить эти содержания в сферу, непосредственно примыкающую к сознанию (в предсознание), поскольку они при необходимости легко переводятся в сознание.

Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами.

Прежде всего, содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы, как в случае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое отличительное свойство бессознательных представлений — это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.) и невротические симптомы.

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

Пример из его врачебной практики.

Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь он свободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям Фрейда, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен — и тогда невроз лишится своей причины.

Следующий пример относится к оговоркам. Фрейд считал, что оговорки возникают не случайно: в них прорываются истинные (скрываемые) намерения и переживания человека.

Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать наше собрание закрытым».

А вот пример ошибочного действия. Когда Фрейд был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверями некоторых квартир он вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя «как дома».

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

С той же целью используется частично знакомый нам ассоциативный эксперимент. Расскажу об этом методе более подробно, так как он наиболее простой.

В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым, пришедшим в голову, словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями. (Гиппенрейтер, с. 89-92)

studfiles.net

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд. Удивительная философия

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов(от греч. psyche– «душа» и logos– «учение») первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

Представьте себе айсберг – огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией(от лат. sublimare– «возносить или переходить»).

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ(от греч. psyche– «душа» и analysis– «разложение»). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.

Не случайно же говорят: «Предупрежден – значит, вооружен».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

История бессознательного и Зигмунд Фрейд

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.  

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Критика научного сообщества

Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:

УченыйКритика
Фриц ПерлзСоздатель гештальт-терапии, в авторских работах как будто бы ведет постоянный критический диалог с Фрейдом, оспаривая всевозможные стороны психоанализа [1].
Эрих ФроммОбвинял его в излишней «буржуазности» и адаптации классического психоанализа под потребности времени [2].
Альберт ЭллисПоддавшись более сильному влиянию работ Карен Хорни и Эриха Фромма, покидает ряды ярых сторонников теории психоанализа и опровергает многие его фундаментальные основы [3].
Карл КраусЛитературный критик упрекал Ф. в создании чуть ли не новой светской религии, где главная фигура преклонения — сам психоаналитик.
Карл ПопперИзвестный созданием критерия фальсифицируемости ученый. Во время изучения работ Ф., усомнился в научности психоанализа, назвал теорию незаслуживающей доверия [4].
Альфред АдлерОдин из соучастников и потенциальных продолжателей «кружка» Фрейда, неоднократно подвергал разгромной критике идеи Фрейда, что причиной их размолвки .
Карл ЮнгУход самого Карла Юнга из круга соратников Ф. оказался ударом в спину. Раскол произошел из-за увлечения Юнгом оккультными практиками и неприятия идеи Ф. о верховенстве сексуальной составляющей в психике человека [5].
Ганс Юрген АйзенкОдин из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, так писал в своей книге: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни.» [13].

Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.

Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}. Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Бессознательное 1914

Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 [6]) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления {tipт. е. нет частей мозга, отвечающих исключительно за сознательные или бессознательные проявления жизнедеятельности человека} не в смысле анатомии человека {/tip}, а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями «сознательное» и «бессознательное»? Эти термины характеризуют принадлежность {tipФ. ни в коем случае не утверждает, что какая-то часть мозга отвечает полностью или частично за бессознательные проявления или сознательные действия} протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики {/tip}. Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

У других авторов

У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.

Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.

Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].

Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:

  1. Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
  2. Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
  3. Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.

Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:

  • воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
  • Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
  • Концепция «Анима и Анимус»

Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).

Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.

За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. [Fromm Е.] Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет

Публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Бессознательное по Фрейду

Зигмунд Фрейд заложил основы современной психологии. Трансакционный анализ Эрика Берна и большинство постулатов Нейролингвистического программирования основаны на его открытиях. Изучая работу Фрейда «Бессознательное», меня не покидало ощущение дежавью, и подозрение, что за последние сто лет психологи не придумали ничего нового. Разве что переименовали, слегка углубили и расширили. Но Фрейд – не писатель беллетристики.

Читать его мне, человеку не обделенному интеллектом, тяжело и нудно. Чтобы передать, насколько фундаментально он сформировал психологические науки, мне придется сделать то же самое: переименовать, упростить и разбавить картинками. Итак….

Части психики по Фрейду современным языком

Сначала разберемся с терминами. Не важно, как вещь называется, важно, что она означает. Чтобы было приятнее и понятливее, я многие понятия упростил. В 1915 году Фрейд описал в работе «Бессознательное», что наше внутреннее, душевное, наша Психика состояние состоит из трех частей: 1. Бессознательное: это такая штука, из которой исходят желания и влечения. Сокращение – Ubw (на немецком Unterbewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Ребенок. Источник бесконечной энергии и силы, стремящийся играть. Основные эмоции Ребенка – веселье или страх.
  • В НЛП это то самое бессознательное, которое мастера НЛП любят просить, взламывать, якорить. Которое все помнит, и ничего не запоминает.
  • В модели пикаперов это рептильная часть мозга, самая древняя, и отвечающая за секс. Якобы рептильная чаcть мозга отвечает последовательно на вопросы: (1) «Это опасно?», если нет – (2) «Это можно съесть?», если нет – (3) «Это можно поиметь?», если нет – (4) теряем интерес. Разумеется, пикаперам нравится третий вопрос, и большинство трюков направлено на рептильный мозг.

2. Предсознание. Сокращение – Vbw (на немецком Vorbewusstsein). Это место обитания убеждений, представлений, эмоций. Предсознание – слишком научное и некрутое название, но наиболее показательное для объяснения процесса Вытеснения. Я бы назвал его совестью или моралью, но оставил изначальный термин из уважения к науке.

  • В трансакционном анализе Берна это Родитель. Строгий такой, всегда приструнивающий ребенка, указывающий, что надо делать, что можно, что нельзя. Это тот, кто дает предписания.
  • В НЛП точного эквивалента не знаю. Им нравится работать с Бессознательным.
  • Это может быть лимбической частью мозга. Местом, где живут эмоции и чувства.

3. Сознание. То самое, умное, сообразительное, которое вы сейчас осознаем. Сокращение – Bw (на немецком Bewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Взрослый. Хладнокровный, логично думающий, и спокойно ищущий решения
  • В НЛП это все манипуляции, направленные на подстройку к собеседнику, скрытое воздействие, и работу с Бессознательным.
  • Это может быть Неокортексом. Самым новым эволюционным подарком человеку. Место логики и мышления.

Теперь основные процессы по Фрейду, или как все это работает. Мы будем использовать наши, простые термины.

Побуждения. Фрейд называет их Психическими Актами. Сны, влечение, тревога. Мысли, желания, воспоминания. Фантазии, инстинкты, процессы. Психические Акты – это собирательное понятие, олицетворяющее все, что происходит в нашей психике. Слово Побуждения звучит для меня менее научно и более жизненно.

Цензура. Не всякие Побуждения из Бессознательного хороши на публике. К примеру, желание разбить окно у соседа. Фрейд выяснил, что наша Предсознание выполняет некую функцию цензуры, не пуская всякие «грязные» желания в Сознание. И тогда эти желания становятся вытесненными.

Вытеснение. Это как раз результат работы Цензуры в Предсознании. Не все, что мы желаем бессознательно, пропускается Предсознанием в Сознание. И тогда мы это Побуждение сознательно не воспринимаем. Не «знаем», что оно существует. Но вот загвоздка: Побуждение не пропадает. Стекло все равно разбить хочется. И тогда начинается у нас дискомфорт, доводящий до невроза и неадекватного поведения. И тут начал лечить Фрейд. И тут мы можем начать разбирать его труд «Бессознательное», опубликованное в 1915 году.

Соотношение бессознательного и вытесненного

Как можно познать Бессознательное? Мастера НЛП любят экспериментировать с этой штукой. Обращаются к нему с вопросами, задают простые задачки, и проверяют ответы. К примеру, исходя из предположения, что Бессознательное все замечает, можно его спросить, сколько ступенек в лестничном пролете, и проверить. Таким образом можно мягко выработать доверие к своему Бессознательному, и самому себе. В психоанализе и психотерапии – это преодоление сопротивления, выведение на свет темных тайн нашего прошлого, вытесненного неврозом. Таким образом Бессознательное содержит двоякий опыт:

  • который мы сознательно получили и на данный момент не обязательно помним, как в примере с количеством ступенек, и
  • болезненные переживания, которые наш организм «предпочел» забыть.

Обоснования допущения понятия «бессознательное»

Как доказать, что Бессознательное существует? Все мы знакомы с неподконтрольными нам порывами. Сны, влечение, тревога. Мысли, которые неизвестно откуда возникают, но сознательно нами воспринимаются. А если предположить, что мысли появляются из Бессознательного, со своими закономерностями? Тогда станет ясна связь между этими порывами и к ним ведущими процессами.

Если же на себе испытать пару приемов, когда через воздействие на бессознательные процессы мы можем влиять на сознательные порывы и состояния? К примеру, пройдет ли волнение на интервью, если представить собеседников голыми? Если пройдет, то не доказательство ли это Бессознательного, и что с ним можно работать?

Что еще указывает на существование Бессознательного? СЕЙЧАС мы сознательно можем воспринимать только то, что видим сейчас. Если попросят, мы вспомним, что видели вчера. Ну а до тех пор, информация о вчера находится в памяти, в латентном, бессознательном состоянии. Мы ведь знаем, что под гипнозом можно вспомнить даже то, что мы вчера сознательно не заметили, или забыли. Мастера НЛП утверждают, что с помощью их техник можно научиться добывать эту информацию из Бессознательного и без гипноза.

Страшно как-то

И все-таки многие спросят, зачем в этой белиберде копаться. Можно считать свои ошибки просто неудачей или ударом судьбы, и так будет до тех пор, пока у человека нет знаний о внутренних законах о Бессознательном. Карл Юнг писал: «Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба».

Фрейд: «Тому, кто ошибочные действия нормальных людей считает случайностями и довольствуется старой мудростью, что сны — морская пена, остается только игнорировать несколько загадок в психологии сознания, и тогда незачем будет допускать бессознательную деятельность.

Есть и другая трудность, мешающая познать Бессознательное, и требующее мужества. Человеку свойственно присваивать свои мысли другим людям и даже природе. Мы надумываем другому неблаговидные мотивы, но делаем это через свой опыт. Мы предполагаем, что растениям нравится слушать Моцарта. Это не более чем умозаключением. Также можно предположить, что есть Бессознательное. И тогда придется признать, что всё поведение, которое мы не можем объяснить, как будто принадлежит другому лицу. То есть признать, что я не один, во мне живет несколько людей. От такой мысли мурашки по коже…. 

Как довериться Бессознательному? Допуск к нему особенный, требующий большого доверия к самому себе. Особенно сложно, когда наблюдаешь за своими привычками. Они удобны, кое где и кое как приемлемы, и отработаны до автоматизма. Только в моменты, когда что-то с их помощью начинает не получаться, человеку приходится сделать выбор. Или сказать, что это судьба или звезды. Или признать, что привычки придется поменять. А они идут откуда-то из внутренней неизвестности, из Бессознательного. Начать заново изучать себя – это путешествие с неизвестным результатом, и потребуется сильное доверие самому себе, чтобы поверить, что в конце дорога самопознания закончится чем-то хорошим, но иногда сознательно непредвиденным.

Многозначность бессознательного

Все Побуждения изначально зарождаются в Бессознательном. Бессознательное содержит с одной стороны переживания и процессы, просто не осознаваемые, латентные, и с другой стороны «вытесненные», не допущенные в сознание. Пример латентной работы Бессознательного можно найти в такой известной технике НЛП как «шестишаговый рефрейминг». В упрощенном варианте человек осознанно задает Бессознательному вопрос, и просит найти решение и осуществить его в жизнь наилучшим для него образом. Если перевести эту технику на язык Фрейда, Бессознательное «латентно» и неосознанно начинает работать и менять действия человека, приводя к сознательно запрашиваемому результату. Это является для меня примером «латентных, временно бессознательных» процессов.

Вытесненные же Побуждения «отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание». Они проходит Цензуру, проверку на критерий этого резкого отличия. Если испытание не пройдено, Побуждение не допускается до уровня сознания, остается «вытесненным» в Бессознательном.

Разбирая Бессознательное, Фрейд задается вопросом, как работает мозг. Сохраняется ли Побуждение, допущенное из Бессознательного в Сознание, новой «копией» изначального переживания, и тогда в мозге одна и та же информация записана дважды? Или речь идет о том же материале и локальности, обладающем дополнительным признаком? Фрейд отказывается от окончательных выводов, что сознательные процессы протекают в мозговой коре, а бессознательные в субкортикальных частях мозга.

Тем не менее, в современных любительских постах, особенно о пикапе, принято разделять рептильный, обезьяний лимбический и интеллектуальный (Неокортекс) мозг. Рептильная форма мышления отвечает последовательно на вопросы «Это опасно?», «Это можно съесть?» и «Это можно поиметь?», и является зоной секса и страха. Обезьяний мозг отвечает за эмоции, и интеллектуальный за осознанные решения. Тут сложно не заметить соответствие современных популярных разъяснений и раскладки на бессознательное, предсознание и сознательное.

Существуют ли бессознательные аффекты?

Аффект, в переводе с латинского «душевное волнение» или «страсть» — это (1) сильное кратковременное Побуждение, (2) сопровождающееся реакциями в теле, (3) проявляющаяся обычно в критических ситуациях, на которую мы не можем адекватно среагировать. Как правило это реакция на негативный опыт в прошлом, когда малозначительная деталь запускает ответную реакцию, как бы предупреждая организм о возможном повторении события.  Если вы «взрываетесь» от кажущейся со стороны безобидной фразы в вашу сторону, это может быть тем самым аффектом. По мотивам более поздних психоаналитиков, таких как Карен Хорни, я бы назвал аффект внешним проявлением невроза.

Уже по определению аффект, как Побуждение с телесными реакциями не может быть бессознательными. На то оно и телесное, чтобы быть воспринятым. Что же тогда «бессознательная любовь», «бессознательное сознание вины» или «бессознательный страх»?

С любовью просто разобраться. Как ни крути, это форма влечения. По Фрейду влечение может быть только продуктом бессознательного, что прекрасно раскрывает НЛПшник Тимур Гагин в инструкции по основам эротического воздействия.

{youtube}2zQBM9PXaUA{/youtube}

Чтобы разобраться со страхом, давайте определимся, что такое эмоция? На тренингах можно услышать, что эмоция – это оценочная реакция на внешнее событие. Оценка – это внутреннее представление, является ли событие положительным или отрицательным, что соответствует представлению Фрейда. Может ли быть аффект, как форма эмоции, бессознательным?

Фрейд приводит пример, что яркое чувство может восприниматься ошибочно. К примеру, влечение, которое всегда исходит из Бессознательного, может быть не допущено в Сознание. Потребность ребенка в близости с отцом может быть вытеснено занятым отцом, который не выделяет времени на общение с ребенком. Или же может быть вытеснено моральными установками, если речь идет уже о другой форме влечения.

В обоих случаях влечению приходится ждать в Бессознательном, пока оно не находит замещающего представления. Активность к объекту влечения превращается в бегство от него. Ближайшее представление для бегства – это избегание опасности. А для избегания опасности соответствующая эмоция – это страх. Так получается, что бессознательное влечение воспринимается как страх, хотя по сути должно было бы ощущаться как любовь. Такой процесс Фрейд называет бессознательным аффектом, когда желание началось и «вытеснилось» обратно в Бессознательное, а сознательно оценивается в совсем другом представлении.

Одной из задач Сознания, согласно Фрейду, является контроль над аффектом. До тех пор, пока Сознание контролирует произвольные моторные движения, психическое состояние индивидуума может считаться нормальным. Гораздо сложнее для Сознания влиять на само возникновение аффекта, где оно вступает в противодействие с Бессознательным.

Экономический подход к описанию вытеснения.

Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии. К примеру, вытеснение – это недопускание Побуждения из бессознательном в сознание. Как происходит недопускание? Если верно предположение, что сознательное Побуждение отличается от бессознательного только признаками, но не является новой копией той же информации в мозгу, то этим признаком может быть энергия.

Побуждение становится активным, и может подняться в Сознание, когда ему придается энергия. Источником энергии может быть аффект как защитная реакция, или влечение (интерес). Поскольку любое воспоминание в Бессознательном сохраняет активность, то энергия может отнимается от чего-то другого, а именно от Предсознания. Задача Предсознания — защитить Сознание от натиска Бессознательного. Для создания и поддержания вытеснения требуется постоянное усилие.  Таким образом энергия, которая отнимается от Побуждения, затрачивается на противодействие с ним же.

В любительской психологии этот подход Фрейда выражен в лозунгах-задачах «найти себя», «привести себя в гармонию с собой», чтобы освободить внутреннюю энергию и направить ее на достижение своих целей.

Свойства Бессознательного и его продукты

Бессознательное получает информацию через восприятие, и не обладает цензурой. Все пути восприятия остаются свободными. Это перекликается с постулатами НЛП, что подсознание все замечает, даже если мы отвлечены размышлениями.

В то же время Побуждения, вытесненные в Бессознательное, отличаются от сознательно услышанной информации, даже если они имеют одно и то же содержание.

Из чего состоит Бессознательное? Фрейд сравнивает его с «аборигенами», некой суммой из животных инстинктов и выт

freud.online

Добавить комментарий