Может ли любовь считаться психическим расстройством?
ВОЗ определяет психическое здоровье как состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить вклад в жизнь общества. Оно лежит в основе способностей человека — самостоятельно или в коллективе — принимать решения, строить отношения и формировать окружающий мир.
Нарушение же психического здоровья — это собирательное понятие, охватывающее психические расстройства, различные виды психосоциальной инвалидности и прочие психические патологические состояния, сопряженные со значительным дистрессом, функциональными нарушениями или риском самоповреждения.
В международной классификации болезней психические расстройства и расстройства поведения выделены в отдельный блок. Один из разделов которого — F63 — действительно посвящен расстройству привычек и влечений, не нашедших классификации в других рубриках (данные приведены на основе десятого пересмотра МКБ (МКБ-10) — прим. ТАСС). В соответствии с МКБ-10 расстройства привычек и влечений характеризуются повторяющимися поступками без ясной рациональной мотивации, которые не контролируются и, как правило, наносят вред самому больному и окружающим. Так, например, сюда относятся патологическое влечение к азартным играм, поджогам (пиромания), воровству (клептомания), выдергиванию волос (трихотилломания) и т.д.
Любовь не упоминается ни в пункте F63.9 — «Расстройство привычек и влечений неуточненное», ни во всем разделе психических заболеваний. Самое близкое к упоминанию любви, что можно найти в МКБ-10, — это пункт «Потеря любовных отношений в детстве» в разделе о факторах, влияющих на состояние здоровья.
Кроме того, с 2022 года в силу вступил 11-й пересмотр МКБ — МКБ-11, внедрение которого началось и в России. В этом варианте МКБ в принципе другая кодировка заболеваний.
Директор Института аналитической психологии, врач-психиатр и психотерапевт Валерий Трофимов в беседе с ТАСС отметил, что в случае маниакальной любви «можно говорить об отходе от условной психической нормы. Такая любовь может принимать форму любовной зависимости, «комплекса слияния» с утратой собственного «я», форму властной навязчивости вплоть до преследования объекта любви и суицидных тенденций в случае отсутствия взаимности. Подобной любви часто сопутствуют ревность, агрессия, тревога, амбивалентные чувства в адрес объекта. Влюбленный становится не властен над собой и поэтому зачастую мечется между агрессией и депрессией, утопическими надеждами и отчаянием. В такого рода любви как бы исчезает и сам объект страсти — она почти полностью основана на фантазиях и проекциях, а не на реальном стремлении познать, принять человека, построить с ним справедливые, равные отношения истинной близости». Но, по мнению эксперта, это лишь одна из форм любви, характеристики которой никак нельзя распространять на все чувство в целом.
Взгляд на любовь как на расстройство, пожалуй, не единственное заблуждение, связанное с психическим здоровьем, распространяемое в социальных сетях на эту тему.
Существует немало ложных стереотипов о психических заболеваниях. И многие люди, страдающие ими, сталкиваются со стигматизацией, дискриминацией и нарушением прав. Так как психическое заболевание может восприниматься как что-то постыдное и неизлечимое, а больные люди — как опасные, нестабильные или беспомощные.
По мнению Валерия Трофимова, сколько людей, столько и разнообразных, уникальных случаев, поэтому однозначно говорить, что любое психическое расстройство непременно означает социальную опасность, некорректно.
Стигматизация может сдерживать людей от обращения за помощью как в плане психического, так и в плане физического здоровья. Поэтому на основании экспертных оценок условий оказания психологической помощи можно сделать вывод, что в настоящее время важно повышать, с одной стороны, качество медицинских услуг, а с другой — уровень доверия к ним со стороны людей, испытывающих проблемы.
Психолог и гештальт-терапевт Дарья Филиппова рассказала ТАСС, что некоторые психические расстройства очень хорошо компенсируются медикаментозно. Кроме того, личная и семейная психотерапия способна создавать благоприятный климат вокруг человека с расстройством, в результате чего он может находиться в длительной ремиссии и окружающим его заболевание будет незаметно.
Несмотря на то что в российском обществе, по оценкам некоторых экспертов, фиксируются полярные позиции по вопросу обращения за помощью к специалистам, в последние годы ощущается увеличение спроса на услуги психологов и психиатров. Люди, у которых произошли какие-то резкие перемены в жизни, которым необходимо время для адаптации к новым условиям, могут в процессе беседы с психологом рассмотреть ситуацию под разными углами, овладеть навыками общения, не подвергаясь при этом критике и чувствуя поддержку.
Без ума от школы: как проверить психику учителя | Статьи
Минздрав актуализирует перечень медицинских психиатрических противопоказаний для ряда профессий, в том числе для педагогов, которых обязали с этого года проходить медицинское освидетельствование. Действия скорее формальные, но дискуссия вокруг темы важна — стоит ли внимательнее отбирать педагогов, пригодных к обучению детей в школах, и наоборот — как сохранить психическое здоровье учителя на фоне огромной каждодневной нагрузки? В вопросе разбирались «Известия».
С какими расстройствами нельзя работать в школе
Перечень психиатрических противопоказаний необходимо актуализировать по той простой причине, что его последняя версия утратила силу 1 сентября. Из-за этого, как сообщали СМИ, проведение психиатрического освидетельствования работников стало на некоторое время невозможным — список профессий, представители которых должны проходить обследование, успели принять (приказ № 342н Минздрава), а уточнение, на какие именно заболевания, — нет.
Проект перечня противопоказаний уже опубликован. Согласно документу, противопоказаниями для педагогов будут такие заболевания, как различные виды деменций, делирий, не вызванный алкоголем, другие органические, психические расстройства (по классификации — F00 — F09). Кроме того, препятствием для работы с детьми считаются шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F20 — F29). Нельзя идти на работу в школу с расстройствами настроения или аффективными расстройствами (F30 — F39) — это биполярное аффективное расстройство, маниакальный и депрессивный эпизоды, рекуррентное депрессивное расстройство.
Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Patrick Pleul
Также запретят работать в образовательных учреждениях с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами (F40 — F48), — фобиями, обсессивно-компульсивным расстройством. Не примут в школу человека с расстройствами личности и поведения в зрелом возрасте (F60 — F69). Сюда входят в том числе расстройства половой идентификации — транссексуализм, трансвестизм двойной роли и другие.
Нельзя учить детей с умственной отсталостью (F70 — F79) и общими расстройствами психологического развития (F84) — аутизмом, синдромом Ретта, синдромом Аспергера.
Раз в пять лет этот список будут пересматривать.
Согласно приказу № 342н, по результатам обязательного психиатрического освидетельствования гражданин может быть признан непригодным из-за психического расстройства на срок не более пяти лет с правом последующего переосвидетельствования.
Зачем проверять психику педагогов
Приказом № 342н в список профессий, представители которых обязательно должны проходить периодическое психиатрическое освидетельствование, добавили педагогов. В профсоюзе «Учитель» замечают, что
Юрист «Легес Бюро» Мариан Мышлецов подтверждает: ранее правилами было установлено, что освидетельствование работника проводится на добровольной основе. Психиатрическое обследование проводилось только при трудоустройстве в качестве педагога.
— Кроме того, нужно понимать, что
В профсоюзе «Учитель» считают, что новая обязанность по психиатрическому освидетельствованию является «лишней и ненужной», так как педагоги проходят регулярный медицинский осмотр, в том числе включающий в себя посещение врача-психиатра. Председатель профсоюза Юрий Варламов рассказал, что в Минздрав направили обращение, но ответа на него пока не было. При этом он замечает, что конкретно это новое обследование, хотя и усложняет еще немного жизнь учителям, не сможет стать каким-то решающим фактором при выборе человеком места работы.
Фото: ТАСС/Алексей Кушниренко
— Педагогическая деятельность уже в достаточной степени забюрократизирована, чтобы еще одна лишняя проверка стала серьезным препятствием для того, чтобы в школу шли новые кадры, — отметил он. — Другое дело, что они туда не идут по другим причинам: в основном из-за низкого уровня заработной платы, хамского отношения со стороны как администрации, так и очень часто родителей, и абсолютного отсутствия уважения к профессии со стороны общества.
При этом Варламов говорит, что ранее такое психиатрическое освидетельствование становилось инструментом давления на некоторых учителей
— Оба они находились в затяжном конфликте с администрацией школы, и та использовала этот инструмент, чтобы немножко больше заставить людей мучиться и, вероятно, принудить их к самостоятельному увольнению из школы, — рассказывает он. — В случае с Курганской областью, насколько нам известно, была прямая договоренность между директором школы и руководителем психоневрологического диспансера. Там суд восстановил учителя на работе, ему выплатили все необходимые компенсации. Но это пример того, как этот инструмент используется для давления.
Варламов считает, что это освидетельствование является, по сути, лишним.
— Психиатрическое заболевание может стать опасным для детей, с этим нельзя спорить, — говорит он. — Но нужно понимать, что педагог проходит врача-психиатра во время стандартного ежегодного медицинского осмотра, и если это нормальный осмотр, он может оценить состояние человека. Если же это формальность, то тогда нужно не вводить новые требования по освидетельствованию, а ежегодный осмотр сделать действительно качественным медицинским исследованием здоровья учителя.
Завкафедрой «Педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ Татьяна Егоренко считает, что психиатрическое освидетельствование педагогов — это разумная мера с учетом случаев, которые происходили в школах и становились достоянием общественности.
— Диспансеризацию перед началом учебного года учителя проходят, но освидетельствование — это немножко другая процедура, — говорит она. — Это более полноценное обследование, поэтому возможно заметить какие-то скрытые риски.
Член комитета по просвещению Госдумы Лариса Тутова также не видит ничего страшного в этом освидетельствовании.
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
— Безопасность детей превыше всего, и, наверное, правильно не только педагогов, а вообще всех, кто работает с людьми, проверять, — полагает она. — Но им не нужно опасаться: если всё нормально, если никаких проблем нет, то никаких последствий не будет. Если медики считают, что нужно это делать, то почему нет.
Руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова замечает, что при устройстве на работу педагогом уже и так нужно проходить психиатрическое освидетельствование.
Минздрав в ответ на запрос «Известий» ограничился сообщением о том, что «проект перечня противопоказаний проходит общественное обсуждение в соответствии с регламентом». В Минпросвещения на момент публикации материала не ответили на запрос.
Как сохранить здоровье педагогам
Однако все опрошенные эксперты подчеркнули: речь в вопросе психиатрического наблюдения надо вести не столько о том, чтобы не навредить ученикам, — ради этого и так многое делается, — а о том, чтобы помочь самим педагогам.
— Мы говорим о здоровье и безопасности наших детей, но и вопросы защиты и безопасности учителей тоже важны, — подчеркнула Лариса Тутова. —
Варламов также соглашается, что педагогам самим не помешала бы психологическая помощь. По его словам, очень многие из них из-за очень большой нагрузки выгорают на работе.
— В результате чаще появляются срывы на учеников, — отмечает он. — Деньги, которые выделяются на формальные осмотры, можно было бы сэкономить, и всем учителям приобрести полис дополнительного медицинского страхования. Учитель сам сходит к хорошему врачу, когда ему понадобится.
Татьяна Егоренко замечает, что во всех образовательных организациях есть штатная единица педагога-психолога.
— В Москве это целые психологические службы, — говорит она. — И в их деятельность входит в том числе оценка психоэмоционального состояния педагога. В идеале продуманная психологическая служба в организации работает со всеми субъектами образовательного процесса: и педагогами, и родителями, и обучающимися.
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Людмила Дудова считает, что необходимо принять пакет законов, чтобы закрепить психологическую поддержку педагогов и заниматься профилактикой профессионального выгорания.
— Педагоги, я думаю, занимают одно из первых мест в перечне профессий, подверженных неврастении и гипертонии, — говорит она. — Это связано с непомерными нагрузками, которые испытывает педагог. При работе на одну ставку — а это 18 часов — и при наполняемости класса не меньше 25 человек учитель только за день может иметь дело со ста учениками. Это очень много! Поэтому, думаю, важно говорить не о проверке адекватности учителя, а о том, что его может привести к психическим проблемам.
Она рассказывает, что в некоторых школах уже созданы комнаты для психологической разгрузки педагогов. Такие классы Дудова встречала в Казани, в других городах.
— Надо сказать, такие кабинеты не пустуют, — говорит она. — Но встает вопрос оснащения таких кабинетов, наличия в бюджете средств для того, чтобы содержать профессионального психолога, который бы занимался этими проблемами. Такие центры психологической поддержки нужны, но было бы неплохо как-то это законодательно прописать, чтобы были соответствующие статьи расходов.
Кроме того, продолжает Людмила Дудова, сейчас сокращены курсы подготовки педагогических кадров, связанные именно с предупреждением психоэмоционального напряжения.
— Порой учителя оказываются на грани психического нездоровья просто потому, что не знают, как работать с детьми, не знают особенности детей, — рассказывает эксперт. — Работа учителя — это работа в условиях постоянного стресса. Справка о том, может человек работать педагогом или нет, нужна, но что дальше? Нужно сопровождение, потому что иногда неудачная параллель, с которой приходится работать учителю в школе, доведет до неврастении и здорового человека.
Она считает, что надо также подумать о том, чтобы при приеме на учебу по педагогическим специальностям проводить психологическую проверку, как это делается перед приемом в большинство военно-учебных заведений.
Спектр шизофрении и другие психотические расстройства
Лица со спектром шизофрении и другими психотическими расстройствами испытывают ряд часто изнурительных симптомов, которые могут включать галлюцинации, бред и дезорганизованное мышление, речь и/или дезорганизованное или необычное поведение. Психотические расстройства включают шизофрению, шизоаффективное расстройство, шизофреноформное расстройство, кратковременное психотическое расстройство, бредовое расстройство, общее психотическое расстройство, психотическое расстройство, вызванное психоактивными веществами, и парафрению. По данным Национального института психического здоровья, менее 1% американцев больны шизофренией.
Что такое спектр шизофрении?
Шизофрения — сложное заболевание, которое часто неправильно понимают. Это хроническое заболевание, которое может быть изнурительным, поскольку больные шизофренией часто не могут отличить реальность от своих галлюцинаций и бреда.
Это может привести к несоблюдению режима лечения, в том числе к несоблюдению предписанного режима приема важных и эффективных лекарств. Шизофрения часто впервые появляется у мужчин в позднем подростковом возрасте или в начале двадцатых годов. Начало у женщин обычно в возрасте двадцати или тридцати лет. Шизофрения имеет сильный генетический компонент и может передаваться по наследству, но ее можно эффективно лечить с помощью лекарств и терапии.
Какие пять типов шизофрении выделяют на основе преобладающих симптомов?
- Кататоническая шизофрения
- Дезорганизованная шизофрения/гебефреническая шизофрения
- Параноидальная шизофрения
- Резидуальная шизофрения
- Недифференцированная шизофрения
Однако подтип шизофрении у клиента может меняться в течение его/ее болезни. Поэтому специалисты в области психического здоровья обычно классифицируют пациентов по трем более широким диагнозам, называемым расстройствами шизофренического спектра.
Существует три расстройства шизофренического спектра:
Аналогично шизофрении с большими эпизодами настроения (большое депрессивное расстройство или биполярное расстройство)
Идентично шизофрении, но продолжительность симптомов меньше (дольше месяца, но менее шести месяцев )
Подобно шизофрении, но приступы не такие частые, продолжительные или интенсивные. Людей обычно можно заставить осознать разницу между их искаженными представлениями и переживаниями и реальностью.
Существует 5 других психотических расстройств. К ним относятся:
Классификация, используемая, когда психотические симптомы возникают внезапно и длятся менее месяца.
- Бредовое расстройство
Индивидуум демонстрирует одну или несколько иллюзий в течение как минимум месяца. Это отличается от шизофрении, поскольку функционирование обычно не нарушается, а поведение (кроме бреда) не кажется «странным». Существует несколько различных типов бредового расстройства, в том числе: грандиозный, ревнивый, персекуторный, соматический, эротоматический и смешанный. Если бред человека не подпадает ни под одну из этих категорий или не может быть четко определен, расстройство классифицируется как неуточненное бредовое расстройство.
У одного человека в отношениях есть заблуждение, а другой человек принимает такое же ложное, фиксированное убеждение.
Характеризуется галлюцинациями и/или бредом вследствие прямого воздействия вещества или отмены вещества.
- Парафрения
Подобно шизофрении, но начинается в более позднем возрасте (в пожилом возрасте).
Узнайте больше о других диагнозах психического здоровья
Симптомы психических расстройств у взрослых
Келли Холли
Полный список психических заболеваний и симптомы психических расстройств у взрослых. Также обзоры психических заболеваний, тревожных расстройств, депрессии, детских психических расстройств и многого другого.
Предостережение:
Этот список психических заболеваний предназначен только для взрослых. Он не предназначен для замены диагноза, рекомендаций и ухода врача или лицензированного специалиста в области психического здоровья. Пожалуйста, имейте в виду, что если у человека проявляются определенные симптомы расстройства, это не обязательно означает, что он страдает этим расстройством. (Это может сбивать с толку, но определенные симптомы могут быть связаны с любым количеством расстройств.) Только обученный врач или лицензированный специалист в области психического здоровья может поставить этот диагноз и оценить его состояние. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно симптомов психического заболевания, мы рекомендуем вам обратиться к своему врачу или лицензированному специалисту в области психического здоровья.
Помните, что список психиатрических симптомов предназначен исключительно для образовательных целей, и его использование для любых других целей строго запрещено. Кроме того, имейте в виду, что список симптомов психических расстройств не является полным и охватывает в основном симптомы психических расстройств у взрослых. Он предназначен для того, чтобы дать нашим посетителям некоторое представление о различных расстройствах психического здоровья.
Список психических расстройств
Описание, симптомы, причины
- Расстройство адаптации
- Симптомы расстройства адаптации и их последствия
- Расстройство адаптации у детей: симптомы, последствия, лечение
- СДВГ / ДОБАВИТЬ
- Симптомы СДВГ: Признаки и симптомы СДВГ
- Как вы получаете СДВГ? Причина СДВ и СДВГ
- Агорафобия
- Злоупотребление алкоголем / злоупотребление психоактивными веществами
- Симптомы зависимости: признаки зависимости
- Причины наркомании — Что вызывает наркоманию?
- Болезнь Альцгеймера
- Болезнь Альцгеймера: причины и факторы риска
- Нервная анорексия
- Симптомы анорексии — признаки анорексии, о которых следует знать
- Причины анорексии
- Тревожные расстройства
- Симптомы тревожного расстройства, признаки тревожного расстройства
- Что вызывает тревожные расстройства?
- Расстройство аутистического спектра
- Признаки расстройства аутистического спектра, симптомы, диагностика
- Причины расстройства аутистического спектра
- Биполярное расстройство
- Симптомы биполярного расстройства: как определить, есть ли у вас биполярное расстройство
- Причины биполярного расстройства
- Нервная булимия
- Симптомы нервной булимии: признаки булимии, которые должен знать каждый
- Причины нервной булимии
- Циклотимическое расстройство
- Бредовое расстройство
- Деменция (алкогольная, типа болезни Альцгеймера)
- Депрессия
- Симптомы депрессии: Каковы симптомы депрессии?
- Причины депрессии: Что вызывает депрессию?
- Дистимия
- Расстройства пищевого поведения
- Симптомы расстройства пищевого поведения
- Многие причины расстройств пищевого поведения
- Генерализованное тревожное расстройство
- Симптомы генерализованного тревожного расстройства (симптомы ГТР)
- Причины генерализованного тревожного расстройства
- Большое депрессивное расстройство
- MDD: Критерии DSM для большого депрессивного расстройства
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Признаки и симптомы ОКР
- Причины ОКР: Является ли ОКР генетическим, наследственным?
- Паническое расстройство
- Симптомы панических атак, предупреждающие признаки панических атак
- Причины панического расстройства: основные причины панического расстройства
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Симптомы и признаки посттравматического стрессового расстройства
- Причины посттравматического стрессового расстройства: причины посттравматического стрессового расстройства
- Шизоаффективное расстройство
- Каковы симптомы шизоаффективного расстройства?
- Что вызывает шизоаффективное расстройство?
- Шизофрения
- Полный список симптомов шизофрении
- Причины шизофрении, развитие шизофрении
- Тревожное расстройство разлуки
- Социальная фобия
- Симптомы социального тревожного расстройства (социофобии)
- Причины социального тревожного расстройства: что вызывает социальную фобию?
- Специфическая фобия
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Болезнь Туретта
Список расстройств личности
- Антисоциальное расстройство личности
- Психопат / Социопат
- Избегающее расстройство личности
- Пограничное расстройство личности
- Зависимое расстройство личности
- Диссоциативное расстройство личности
- Нарциссическое расстройство личности
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности
- Истерическое расстройство личности
- Параноидальное расстройство личности
- Шизоидное расстройство личности
- Шизотипическое расстройство личности
Обзор различных расстройств и общих проблем психического здоровья
- Что такое психическое заболевание?
- Психическое заболевание (обзор)
- Борьба со СПИДом
- Болезнь Альцгеймера
- Детские психические расстройства
- Расстройство поведения
- Оппозиционно-вызывающее расстройство
- Психические заболевания у детей: виды, симптомы, лечение
- Диабет
- Насилие в семье
- Билль о правах на психическое здоровье
- Воспитание
- Госпитализация в психиатрическую больницу
- Психиатрические препараты
- Членовредительство
- Самопомощь для психического здоровья
- Подростковое самоубийство
Справочник APA
Холли, К.