Психическое отражение это: Психика и отражение

Содержание

Балин В

Балин В

Балин В.Д.

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ СВОЙСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Интерес к проблеме соотношения свойств физического и психологического пространства и времени существует в науке постоянно. Этой проблемой занимались в разное время И.Кант, А.Бергсон, К.Левин, Э.Мира-Лопец, К.Юнг, А.А.Кроник, Г.А.Аминев, Р.Кнепп, Д.Гарбат, П.Д.Успенский,Н.А.Козырев, Н.И.Моисеева и др. Указанная проблема принадлежит к разряду фундаментальных и для психологии, т.к. от того или иного способа её решения зависит и способ объяснения проблемы назначения и происхождения психического как природного феномена.

В данной работе мы поначалу приведем в обобщенном виде имеющиеся в литературе данные относительно свойства и особенностей физического и психологического пространства и времени,а затем попытаемся увязать обнаруженные различия с особенностями организации процесса отражения свойств окружающей среды нервной системой.

Итак, физическое пространство — это векторное трехмерное евклидово пространство. В нем действуют физические объекты и силы, различающиеся по своим значениям. Физическое расстояние-это кратчайшее расстояние между двумя точками; в свою очередь физическое направление – это направление действия силы. Физическое пространство нейтрально, изотропно, однородно, изохронно, симметрично.

Психологическое пространство можно определить, пользуясь терминологией К.Левина, как «жизненное пространство», представляющее из себя совокупность факторов, влияющих на индивида в конкретный момент времени. В нем каждое воздействие, кроме физических характеристик, имеет еще и физиологический смысл и связано с фило- и онтогенетическим опытом (6,7).

Характеристики психологического пространства существенно отличаются от свойств физического. Такое «пространство» не нейтрально, оно децентрировано, акцентировано, поляризовано, неоднородно, многомерно. Направления и расстояния, одинаковые в физическом пространстве, в психологическом таковыми не являются. Э.Холл и Дж.Трейджер описали четыре типа межличностных расстояний, каждое из которых, в свою очередь, имеют ближнюю и дальнюю фазы: интимное, персональное, социальное и публичное (4). Б.Ф.Ломов подразделяет рабочие зоны оператора, в зависимости от удаленности объекта труда от субъекта на зоны минимальные, нормальные и максимальные (8) .Психологическое расстояние — это наиболее удобный путь, вызывающий наименьшее физическое напряжение. Психологическое направление движения к объекту в конечном счете направлено на объект. Но в конкретный момент времени оно может иметь любое направление.

Поведение человека осуществляется под влиянием психологических сил стремлений, намерений. Последние имеют определенную направленность, величину, точку приложения. Указанные силы обладают валентностью. Валентность — это понятие, обозначающее стремление приблизиться к объекту(положительная валентность) и удалиться от него (отрицательная валентность) (6,7).

При наличии барьера говорят о сдерживающей силе. Физическое время — категория, обозначающая последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Оно характеризуется длительностью, одномерностью, непрерывностью, симметричностью, равномерностью, однородностью, сингулярностью (едино для всех субъектов), хронологичностью (последовательностью).

В современном естествознании имеется два диаметрально противоположных представления о свойствах времени. Одно называется реляционным и основано на представлении, что в природе нет никакого времени самого по себе. Время — это всегда конкретное свойство конкретных физических тел и происходящих в нем изменений. Другой подход — субстанционный. Он предполагает, что время представляет собой самостоятельное явление природы и оно может каким-то образом воздействовать на объекты нашего мира и протекающие в нем процессы. Не исключено и обратное воздействие состояний объектов и характеристик процессов на какие-то свойства времени.

В рамках субстанционного подхода время может уплотняться и разряжаться, оно обладает плотностью. Пока нет достаточных данных для того, чтобы установить достоверно, какой из этих подходов лучше отражает реальную действительность.

Важнейшее свойство времени — его активность. В рамках реляционного подхода физическое время пассивно. Сторонники субстанционного подхода исходят из того, что время активно, обладает направленностью и ходом, существуют интервалы пространства, им не занятые. Время здесь «втягивается» причиной и «выделяется следствием. По временному каналу возможна передача энергии (5).

В рамках одних из существующих моделей Вселенной время конечно, других -либо бесконечно, либо замкнуто и циклично. Психологическое время определяют как отражение в психике систем временных отношений между событиями его жизненного пути. Оно включает оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени (12). Свойства психологического времени в чем-то сходны со свойствами физического времени в рамках субстанционного подхода.

Равные отрезки психологического времени могут оцениваться как не-равноценные. Психологическое время способно уплотняться и разряжаться, оно активно, направлено от прошлого к будущему, асимметрично, ритмично, движется скачками. Каждый субъект является носителем своего собственного времени, т.е. здесь принцип сингулярности нарушается. Более того, каждый конкретный субъект существует одновременно в разных системах отсчета времени (молекулярное время, физиологическое, онтогенетическое, историческое, эволюционное и т.п.). Психологическое время обладает способностью к инверсии, т.е. возможностью перестановки событий во времени. Другое его свойство-возможность временных децентраций, т.е. смещения событий и собственного «Я» во времени, что обеспечивает, в частности, панорамное видение мира(2,3,9).

Психологическому времени свойственны некоторые парадоксальные на первый взгляд особенности. У него, например, имеется возможность» управлять» будущим через настоящее, причем чем дальше отстоит будущее от настоящего, тем легче им «управлять»; прошлым можно «управлять» через будущее. Психологическое время обладает также свойством коммутативности, т.е. его можно суммировать, «копить», оно дает возможность образовывать ретро- и перспективу. Каждый субъект является носителем индивидуальной секунды, которая, по сравнению с эталонной физической может укорачиваться и удлиняться. Эксперименты показывают, что величина индивидуальной секунды зависит от степени упорядоченности индивидуального психологического пространства, от уровня активации нервной системы.

Какие выводы можно сделать из сказанного? Если принять за «эталон» описанные свойства физического пространства и времени, то получается, что психологические пространство и время являются как бы искаженными. Есть основание предполагать, что «искажение» — это способ активизации, акцентуализации среды.
Происходит ее поляризация и иерархизация, выявление доминант, определение предпочтительных направлений для последующего действия, выявление барьеров. Изменению подвержены и временные характеристики среды: происходит децентрация и инверсия, «уплотнение» и «урежение»

событий, изменение величины индивидуальной секунды. Эти искажения не только активизируют пассивное физическое пространство, но делают его более компактным и обозримым, многомерным, неравновесным. Для того, чтобы объяснить механизмы такой активизации физического пространства, необходимо коротко описать процесс анализа-синтеза свойств среды нервной системой.

Существуют два в известной степени независимых способа анализа-синтеза свойств среды (характеризующейся с точки зрения организма

высокой неопределенностью, события в ней носят вероятностный характер).

1-й способ анализа-синтеза среды. В процессе эволюции происходитзакрепление в генетической памяти способов поведения, приводящих к успешной адаптации к условиям среды обитания. Эти образы действия зак-

репляются в виде генетических программ

(ГП). ГП могут иметь разнуюсложность: от программы регуляции клеточного метаболизма до сложноорганизованных программ сексуального поведения, охоты, ухода за детьми и т.п. Под влиянием определенных сигналов, приходящих извне, эти ГП могут быть деблокированы и запущены. Одновременно может быть реализовано сразу несколько программ (батарея ГП). «Запущенная» ГП свидетельствует о том, что организм находится с окружающей средой в определенных отношениях, т.е. организм дает среде тем самым как бы оценку.

На базе ГП окружающая среда оценивается с точки зрения генетичес-

кого опыта, эмоционально. Можно сказать, что эмоциональная оценка со-бытия — это одновременно «подсказка» субъекту о том, как обычно оцени-

валось подобное событие ранее. Такая оценка является ядром любого пси

хического акта.

2-й способ анализа-синтеза среды. Внешний раздражитель, воздейс

-

твуя на органы чувств и вызывая реакции отдельных рецепторов, создает

картину в виде распределения возбуждений на выходах рецепторов, которое используется в дальнейшем для первичного анализа. В результате такого анализа выделяются отдельные признаки действующего стимула.

Выделение признаков осуществляется посредством нейронов-детекторов. Каждому параметру объекта соответствует свой набор рецепторов и детекторов. Эта конструкция в совокупности называется локальным анализатором (отражает отдельное качество объекта). Сенсорный анализатор

состоит из множества локальных (анализаторов признаков), на вход которых поступают сигналы только от определенной группы рецепторов.

Синтез поступающей по разным каналам информации идет таким образом, что постоянно происходит процесс совмещения разнохарактерной информации с целью выделения инвариантных характеристик, уточнения тем самым параметров объекта. Переработка информации в нервной системе с целью ее интеграции осуществляется определенными структурами -модулями, которые различаются по степени сложности, и производят обработку информации каждый по своему алгоритму. Чем больше модуль, тем более сложную информацию он может обрабатывать. Модулями являются микросети, локальные сети, колонки, поля и доли коры, полушария мозга (14).

Работа двух описанных механизмов отражения свойств окружающей среды идет параллельно. Один механизм работает для определения объективных характеристик события, а другой оценивает его смысл, давая организму возможность избегать крупных ошибок при программировании поведения. Такая возможность заложена в конструкции отражательной системы.

Поскольку число признаков ситуации достаточно велико, а возможности сенсорных систем не безграничны, то Природа нашла способ того, как учесть все наиболее важные параметры среды, одновременно не перегружая сенсорные системы излишней информацией. Она начала объединять потоки информации в крупные блоки, формы, и по этой причине вся поступающая информация становится обозримой. Блокировка информации подчиняется определенным законам. Некоторые из них таковы.

Для существования целого нужны элементы и отношения между ними. Чем большее число элементов составляет психическое целое, тем, вообще говоря, оно является более устойчивым, а элементы все в большей степени приобретают признак эквипотенциальности. Элементом психического целого может выступать материальный предмет или его символ, его

«вакансия», а также отношения между элементами другого целого.

Не все элементы психического целого равноценны: некоторые играютроль доминанты, системообразующего фактора. Доминанта обладает такими свойствами: повышенные активность и вариативность активности, способность подавлять активность других элементов и интегрировать их активность. Изменения активности доминанты носят более сложный характер, нежели ее изменения у других элементов, причем изменения этой активности коррелируют с таковой у остальных элементов целого.

Психическое целое имеет многослойный характер, причем каждый слой представляет из себя сферу, вложенную в сферу с большим радиусом, аналогично строению земного шара. Число слоев достаточно велико, но можно говорить по крайней мере о трех основных сферах психического, каждая из которых в свою очередь также состоит из множества слоев. Эти сферы целесообразно назвать эндопсихикой, экзопсихикой и мезопсихикой.

Каждый слой психического можно рассматривать как отдельное целое. Он характеризуется такими параметрами, как энергетический уровень,

степень связности элементов в рамках этого целого и допустимым диапазоном вариативности величины связности между элементами, минимально возможной связью между элементами, еще допускающую существование целого, допустимым диапазоном вариации активности отдельного элемента.

Психическое целое обладает такими свойствами, как интегрируе-

мость, конвергируемость, саморегулируемость, инвариантность, эквипо-

тенциальность,статистический характер связей между элементами.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, почему мы разделяем поня-

тия психологическое и физическое пространство, необходимо описать функции и свойства трех сфер психики.

1.Эндопсихика. Ядро любого психического акта взаимодействия субъ-

екта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т.п. Основная функция

этой сферы — самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляет себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое психическое явление, причем чем больше затрагиваются биологические интересы организма, тем сильнее эмоциональный фон.

Эндопсихика «видит» мир через призму своих реакций. Любая реакция вызывается определенными стимулами из внешней среды или их совокупностью. Основное назначение реакции — регуляция состояния организма с целью адаптации к окружающей среде. Но совокупность таких реакций отражает характеристики стимулов, которыми они «запускаются», и эта совокупность может служить инструментом для познания окружающего мира.

Регулируя себя, эндоспихика регулирует и отражение окружающего мира с позиций интересов организма. «Объективное» отражение внешнего мира осуществляется экзопсихикой, но смысл синтезированного ею образа определяется эндопсихикой. Мир с позиции эндопсихики виден обобщенным, он поляризован, акцентирован, состоит из «враждебных» и «дружественных» объектов и сил, поскольку в конечном счете любая

врожденная реакция направлена на то, чтобы либо стремиться к стимулу, либо избегать его.

2.Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управляет

взаимодействием с окружающей средой. Её основу составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация «специфична», объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование.

Видение мира с позиции экзопсихики отличается дифференцированностью и точностью. Такой мир выглядит несколько абстрактным, но он имеет предметный характер. Явления не иерархизованы, они рядоположены: в объективном мире все предметы и явления равноценны. Главный недостаток такого способа отражения — чрезмерная «объективность

«.

Из сказанного видно, что экзопсихика является более мощным инструментом взаимодействия организма со средой, нежели эндопсихика. Но первая имеет одно уязвимое место — она плохо учитывает прошлый опыт

(онто- и филогенетический). Экзопсихика все постоянно как бы открывает заново, не учитывая того, что многие события повторяются. Эндопсихика наоборот, направлена на прошлый опыт. Её недостаток в том, что она статична, для неё внешний мир не меняется (в рамках индивидуальной жизни).

Таким образом, любая крайность в отражении окружающей среды снижает эффективность адаптации к ней. Нужна система, которая бы совмещала два способа отражения этой среды. Такой системой является мезопсихика.

3. Мезопсихика. Основная функция — совмещение возможностей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение «фигуры», сформированной экзопсихикой, на эмоциональный фон, который создается эндопсихикой. Любые психические явления в привычном для нас виде («фигура»+фон) формируются здесь. Мезопсихика отражает ситуацию наиболее адекватно с точки зрения интересов организма. Мезопсихика наносит «масштабную сетку» на фигуру, рисуемую экзопсихикой. Функции мезопсихики таковы: 1. Адаптация к среде. 2. Стабилизация среды и субъекта восприятия.

3. Вторичная сенсорная интеграция. Главный способ действия мезопсихики — совмещение, что позволяет получать новую информацию, для приобретения которой нет соответствующих рецепторных образований. 4. Калибровка — нанесение на «фигуру» масштабной сетки(1).

Как в связи с вышеизложенным следует интерпретировать различающиеся свойства психологических пространства и времени?

Экзопсихика рисует объективную картину окружающего. Синтезируемые ею образы объектов существуют в среде, обладающей свойствами физических пространства и времени. Такой мир объективен и точен, но картина мира пассивна, события и вещи рядоположены, не иерархизованы. Ориентировка в такой среде затруднена, поскольку здесь нет предпочтительных объектов, направлений и расстояний. Равномерно текущее время не позволяет группировать, классифицировать события и делать их более обозримыми.

Чтобы дать возможность организму взаимодействовать со средой более активно, мезопсихика меняет синтезированную картинку среды, опираясь при этом на онто- и филогенетический опыт индивида. Для этого совмещаются два отображения среды, созданные эндо- и экзопсихикой. Дифференцированность такой обобщенной картины становится меньшей, она делается более искаженной, нежели та, которую дает экзопсихика, но

она становится акцентированной, иерархизованной, в ней можно выявить доминанты. Этот акцентированный образ окружающей среды приобретает свойства регулятора поведения, получая регулирующую функцию именно благодаря своей субъективности, «искаженности», акцентированности. Психологическое пространство — это активированное физическое. Оно активировано потому, что становится акцентированным, неравновесным, несимметричным, напряженным. Следующее за таким отражением окружающей среды поведение как бы «питается» запасенной в синтезированной картине мира «энергией», стремясь восстановить утраченное равновесие, а окружающий мир сделать симметричным и гармоничным, а стало быть пассивным, мертвым и холодным.

Нарисованная картина отражения окружающей среды находится в соответствии с имеющимися в литературе данными. Так, например, Л.П.Павлова описала несколько типов неравновесных корковых активационных структур, являющихся ведущим фактором в обеспечении работоспособности мозга и находящихся в соответствии с характером протекающей психической деятельности (10,11). Можно предположить, что в своих исследованиях Л.П.Павлова описала физиологические механизмы, лежащие в основе указанных выше процессов активизации физического пространства.

Таким образом, мезопсихика создает неравновесную картину окружаю щего мира. Считается, что в далеких от равновесия системах (а такими, в частности, являются живые системы) энергетические затраты на управление намного меньше, чем требуется для достижения того же эффекта

в равновесных условиях.

Указанные особенности функционирования психики находятся в соответствии с представлениями Э.С.Бауэра, выдвинувшего идею об устойчивых неравновесных состояниях и А.А.Ухтомского, видевшего смысл высшей формы нервной активности в уходе от равновесия и поддержании устойчивого неравновесного состояния (13).

В Ы В О Д Ы

  1. Сопоставление свойств физических и психологических пространства и времени позволяют констатировать, что их отличие обусловлено особенностями организации процесса психического отражения. При этом психическое отражение дает как бы искаженную, неравновесную картину окружающей среды.
  2. Существуют два механизма анализа-синтеза свойств среды, работа которых идет параллельно. При этом один механизм настроен на определение объективных, физических характеристик события, а другой — на определение субъективных, биологических свойств, позволяя получать информацию о смысле события.
  3. Двум описанным механизмам отражения свойств окружающей среды на психологическом уровне соответствуют две сферы «интересов»: эндо- и экзопсихика, каждая из которых имеет свою систему отношений как с окружающей средой, так и с организмом. Совмещение указанных сфер дает третью — мезопсихику,которая синтезирует наиболее адекватную конкретной ситуации картину среды.
  4. Синтезируемые экзопсихикой образы существуют в среде, обладающей свойствами физических пространства и времени. Эндопсихика делит мир на «враждебные» и «дружественные» силы, что затрудняет организацию сложных форм поведения. Так называемые психологические пространство и время — это продукт деятельности мезопсихики, которая как бы вносит поправки в созданную экзопсихикой объективную картину мира,делая пред меты субъективно значимыми,а окружающую среду осмысленной.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Балин В.Д. Интегративная функция психического отражения. Вкн.: Теоретические и прикладные вопросы психологии.В.1.С-Петербург,1995

2.Головаха Е.И.,Кроник А.А. Психологическое время: удивительные

свойства сжиматься и прерываться. В кн.: Популярная психология. Хрестоматия.М.,1990

3.Головаха Е.И.,Кроник А.А. Психологическое время: путешествие в» давно» и «не скоро». В кн.:Популярная психология.Хрестоматия.М.,1990

4.Захаров В.П.,Сидоренко Е.В.Методы практической психологии общения.Л.,1

990

5.Козырев Н.А. Избранные труды. Л., 1991

6.Левин К. Топология и теория поля. В кн.: Хрестоматия по истории психологии.М.,1980

7.Левин К. Определение понятия » поле в данный момент». В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М.,1980

8.Ломов Б.Ф.Человек и техника.М.,19669.Моисеева Н.И.Время в нас и время вне нас.Л.,1991

10.Павлова Л.П. ЭЭГ-корреляты умственной работоспособности. В кн.: Информационное значение биоэлектрических потенциалов головного мозга. Материалы симпозиума.Л.,1974

11.Павлова Л.П.,Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека.Л.1987

12.Психология.Словарь/ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1990

13.Ухтомский А.А.Доминанта.М.;Л.1966

14.Шеперд Г.Нейробиология.М.,1987

Балин Виктор Дмитриевич, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии.

Сайт создан в системе uCoz

Психическое отражение. Особенности психического отражения :: SYL.ru

Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.

Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.

Психика – удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.

Определение

Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Особенности процесса

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность

Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность

Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность

Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость

Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

Опережающий характер

Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.

Объективность

Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.

Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.

Формы психического отражения

Традиционно принято выделять несколько направлений:

1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.

2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.

3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.

Уровни психического отражения

В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.

Сенсорно-перцептивный уровень

Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.

Уровень представлений

Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.

Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.

Вербально-логический уровень

Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.

Высшая форма психического отражения – это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.

Узнайте, как лучше понять себя

Перейти к разделу

Что такое самоанализ?

Почему важна саморефлексия?

7 способов практиковать самоанализ

Вопросы для самоанализа

Держите самоанализ управляемым

Вы проводите с собой больше времени, чем кто-либо другой. Но насколько хорошо вы знаете себя?

Сталкиваться с тем, кто мы есть, часто неудобно. Это означает брать на себя ответственность, признавать свои слабости и пытаться способствовать нашему личному развитию. Иногда кажется, что проще игнорировать что-то потенциально негативное о себе.

На самом деле мы менее осведомлены о себе, чем думаем. Многие люди считают, что они обладают самосознанием, но на самом деле только 10-15% американцев им обладают.

Когда мы поймем наши влияния, побуждения и импульсы, нам будет легче жить счастливой и полноценной жизнью. И ключом к пониманию себя является саморефлексия: процесс взгляда внутрь себя и изучения наших эмоциональных реакций и поведения.

Что такое саморефлексия?

Суть саморефлексии заключается в том, чтобы выделить время для того, чтобы глубоко подумать и оценить свои мысли, отношения, мотивы и желания. Это изучение ваших эмоций и поведения, а затем вопрос: «Почему я так себя чувствую и действую?»

Потратить время на размышления о жизни может показаться невыполнимой задачей. Мы можем думать об этом акте самоанализа как о чем-то естественном, когда мы становимся старше, но правда в том, что саморефлексию можно и нужно практиковать в любом возрасте. И это может быть так же просто, как оглянуться на свое поведение в любом сценарии, чтобы спросить себя, почему вы вели себя так, а не иначе.

Саморефлексия развивает самосознание, но только через намерение и преданность делу. Это означает, что вы должны регулярно нажимать «паузу» в своей занятой жизни, чтобы найти время и пространство, чтобы спокойно посидеть, просеять свои мысли и взаимодействия, чтобы тщательно их изучить без осуждения или осуждения.

Почему важна саморефлексия?

Ценность саморефлексии заключается в ее способности помочь определить, что хорошо работает в вашей жизни, и развить понимание того, что не работает — и почему.

Без самопознания, которое приходит благодаря самоанализу, вы можете застрять в рутине, которая не приносит ни продуктивности, ни вдохновения. Вы можете не понимать, почему вы недовольны или что вы можете сделать, чтобы улучшить свои обстоятельства, если вы не знаете, чего вы действительно хотите.

Регулярное участие в процессе самоанализа может:

1. Дать вам свежий взгляд. Когда вы находитесь в настоящем моменте, эмоции могут затуманить ваше суждение, из-за чего плохая ситуация будет казаться еще хуже, чем она есть на самом деле. Самоанализ позволяет вам спокойно и рационально переоценить свои обстоятельства, чтобы понять, что происходит, и найти решение с большей ясностью.

2. Позвольте вам ответить с намерением. Вместо того, чтобы говорить или делать то, о чем вы сожалеете, самоанализ позволяет вам рассмотреть наилучший и наиболее эффективный способ действий в тревожной ситуации. Имея пространство для защиты своих чувств и чувств других людей, вы можете справляться с трудными обстоятельствами намеренно, а не импульсивно.

3. Помогите разобраться в себе. Саморефлексия дает возможность заглянуть в свое подлинное «я», позволяя вам по-настоящему понять, почему вы делаете тот или иной выбор и что делает вас по-настоящему счастливым. Когда вы определите свои приоритеты, вы сможете следовать им без сомнений и путаницы. Вы можете быть уверены, что знаете, чего хотите и что для вас лучше.

4. Совершенствуйте свои навыки принятия решений. Когда вы знаете, что движет вами, вы лучше подготовлены к принятию правильных решений на будущее. У вас есть ясность, необходимая для осуществления вашей мечты, и в то же время гибкость реагирования на меняющиеся обстоятельства.

5. Способствовать обучению. Если вы не уделяете время анализу ситуации, особенно неудобной, вы можете обнаружить, что дрейфуете от одного к другому, не понимая и не оценивая, как вы туда попали. Вы также рискуете совершать одни и те же ошибки снова и снова.

Самоанализ позволяет вам оценить путь, который привел вас к нынешним обстоятельствам, позволяя вам подумать о чувствах, желаниях и мотивах, которые привели вас к этому месту. Если что-то в вашем путешествии идет не так, вы знаете, что вам нужно измениться, чтобы не превратить ошибку в шаблон.

6. Воспитывать чувство благополучия. Понимание ваших приоритетов и ценностей поможет вам установить здоровые границы, которые защитят ваше психическое здоровье и повысят самооценку. Когда у вас есть глубокое понимание того, что вас вдохновляет, огорчает и движет, вы можете лучше подготовиться к негативным реакциям и найти позитивные мотиваторы, которые будут подталкивать вас вперед.

7 способов практиковать самоанализ

Приступая к познанию себя, начинайте медленно. Чтобы расти, вам нужно противостоять как хорошим, так и плохим аспектам своей натуры, но самоанализ не должен приводить к беспокойству, стрессу или депрессии.

Сделайте шаг назад и переориентируйтесь, если вы когда-нибудь обнаружите, что слишком много думаете и корите себя за то, что пошло не так. Суть самоанализа не в осуждении и осуждении, а в понимании и соединении со своим самоощущением.

Включите самопознание в свой распорядок дня, недели и месяца с помощью нескольких простых советов. Выберите время дня, когда обычно тихо и спокойно. Для некоторых людей это когда они просыпаются, а другие ложатся спать. Какой бы распорядок вы ни установили, придерживайтесь его — вы не увидите тех же результатов, если ваша саморефлексия будет непоследовательной или неподходящей.

Это семь эффективных способов приблизиться к процессу самоанализа. Начните только с одного, проверяя методы, пока не найдете то, что работает для вас.

1. Подумайте: что вы хотите узнать?

Найдите время, чтобы решить, какие вопросы вы хотите задать себе во время самооценки. Чтобы максимально использовать свои сеансы, вам нужно определить, где вы могли бы улучшить свое понимание себя.

Вопросы могут быть как простыми, например «Что делает меня счастливым», так и более конкретными, например: «Что произошло на этой неделе, что заставило меня чувствовать себя хорошо?» Начните с определения того, что вы хотели бы обнаружить, а затем используйте это, чтобы направить процесс самоанализа.

2. Практикуйте благодарность

Устройтесь поудобнее и вспомните, за что вы благодарны. Перечисление вещей, которые заставляют вас чувствовать себя благодарными, — отличный способ поднять себе настроение и улучшить свое мировоззрение. Начните с перечисления трех вещей, которые сделали вас счастливыми в течение дня, а затем уменьшите их количество в обратном порядке. За что вы благодарны на этой неделе? Месяц? Год?

3. Медитируйте

Медитация требует некоторой дисциплины, но это отличный способ установить связь с внутренней работой вашего мозга. Сосредоточьтесь на своем дыхании, чтобы очистить и успокоить ум, а затем обратите внимание на возникающие мысли и впечатления. Вы можете определить закономерности или темы, которые стоит изучить, например затяжную тревогу, которую вы не можете побороть.

4. Поставьте цели

Конкретизируйте и определите свои цели. Запишите их и используйте в качестве руководства для своей деятельности по самоанализу. Достигли ли вы вех, которые приблизят вас к желаемому результату? Есть ли какие-то шаблоны мышления, которые сдерживают вас? Есть ли что-то, чему вам нужно научиться, чтобы прогрессировать? Эти и другие вопросы станут топливом для вашего пути к саморефлексии.

5. Запишите это на бумаге

Регулярная запись своих сокровенных мыслей в дневник — отличный способ сделать ваши идеи и впечатления более конкретными. Прикладывание пера к бумаге (или пальцев к клавиатуре) позволяет вам обрабатывать чувства и размышлять о прошлом опыте с безопасного эмоционального расстояния. Вы также можете сравнить, как далеко вы продвинулись, перечитав прошлые записи, чтобы увидеть, что изменилось с течением времени.

6. Поговорите с самим собой

Услышав свои мысли вслух, вы сможете понять, чего не может простое размышление о них. Разговор с самим собой заставляет вас четко формулировать свои эмоции, что приводит к более четкому пониманию того, что вы чувствуете в данный момент. Это также поможет вам логически организовать свои мысли, чтобы четко передать их другим.

7. Выйдите на природу

Если вам трудно войти в состояние, необходимое для личных размышлений, попробуйте выбраться на природу. Время, проведенное на свежем воздухе, оказывает заземляющее действие, позволяя вам погрузиться в настоящий момент, устраняя отвлекающие факторы и очищая голову, чтобы вы могли думать.

Это также прекрасный способ удалить себя из среды, такой как ваш дом или офис, которая может содержать триггеры, отвлекающие вас от процесса самоанализа.

Вопросы для самоанализа

Самоанализ может показаться слишком сложным, когда вы только начинаете. Отличный способ начать самоанализ — задать себе несколько вопросов для самооценки для начинающих. Они также пригодятся, если вы обнаружите, что ваша практика устарела, и хотите освежить свой подход к одиночеству.

Ежедневные вопросы для самоанализа

  1. Что я могу сделать, чтобы лучше заботиться о себе?
  2. Что я могу сделать, чтобы создать позитивный взгляд на жизнь?
  3. Какими сферами моей жизни я чувствую себя удовлетворенным? Какие требуют внимания?
  4. Принимаю ли я что-либо в своей жизни как должное?
  5. Какие страхи или заботы не дают мне спать по ночам?

Вопросы для начала самоанализа

  1. Что меня беспокоит в будущем?
  2. Что я хочу, чтобы мои близкие помнили обо мне?
  3. Что для меня важнее всего?
  4. Когда я в последний раз выходил из зоны комфорта?
  5. Кто тот человек, который оказал наибольшее влияние на мою жизнь?
  6. Какой акт доброты я получил, что я никогда не забуду?
  7. С чем мне жить: с неудачей или без попыток?
  8. Какой аспект моей личности я бы изменил, если что?
  9. Действительно ли меня волнует, что обо мне думают другие?
  10. Есть ли кому-нибудь, кому я бы доверил свою жизнь?

Подсказки для ведения дневника самоанализа

  1. Перечислите 30 вещей, которые заставляют вас улыбаться.
  2. Что вы узнали о себе во время разговора с самим собой?
  3. Какими словами ты живешь?
  4. Опишите, как для вас выглядит безусловная любовь.
  5. Без чего вы не можете представить свою жизнь?
  6. Как для вас выглядит «достаточно»?
  7. Какие изменения вы обнаружили в себе с тех пор, как начали заниматься самоанализом?
  8. Какой совет вы бы дали себе в молодости?
  9. Какие 10 слов вы бы использовали, чтобы описать себя?
  10. Какие слова вам сейчас нужно услышать больше всего?

Держите саморефлексию под контролем

Да, саморефлексия похожа на глубоко личный процесс, но начало практики самоанализа не должно вас пугать. Если вы потратите пять минут вечером на то, чтобы проанализировать свой день и оценить, что сработало для вас, а что нет, это направит вас на путь самосовершенствования.

Внеся это небольшое изменение в свою повседневную жизнь, вы улучшите свое самочувствие, укрепите отношения, сделаете себя лучшим руководителем и поможете добиться успеха в своем личном и профессиональном развитии. Вам нечего терять, если вы освоитесь и начнете свое путешествие по саморефлексии сегодня.

5 стратегий самоанализа (и почему это важно)

В современном быстро меняющемся и занятом мире легко увлечься повседневными делами, не оставляя времени для самоанализа. Хотя может показаться, что найти время сложно, очень важно уделять время самоанализу. На самом деле, необходимо быть лучшей версией себя.

Самоанализ позволяет лучше понять себя и вырасти как личность. Другие преимущества саморефлексии включают снижение стресса, лучшую связь в отношениях и улучшение общего самочувствия. С этими преимуществами вы можете быть удивлены, насколько просто на самом деле практиковать больше саморефлексии в своей жизни.

В этой статье мы рассмотрим определение саморефлексии, почему это важно, а также несколько советов о том, как вы можете практиковать это в своей повседневной жизни.

Содержание

  • Что такое саморефлексия?
  • Почему важно заниматься самоанализом?
  • 5 советов, как лучше практиковать самоанализ
    • 1. Задавайте себе вопросы, чтобы подтолкнуть к размышлению
    • 2. Дневник
    • 3. Уметь отличать самоанализ от размышлений 
    • 4. Обращайтесь за поддержкой 
    • 5. Вырезать время для размышлений 
  • Подведение итогов

Что такое самоанализ?

Самоанализ означает выделение времени на обдумывание и оценку своего характера и действий. Это включает в себя размышления о своих мыслях, поведении, ценностях, предубеждениях, мотивах и желаниях. Это процесс раскрытия «почему», стоящего за вашими мыслями, эмоциями и действиями.

Практика самоанализа требует времени и намерения. Это требует, чтобы вы сделали шаг назад, чтобы подумать о своей жизни и причинах, по которым вы думаете так, как вы думаете, и делаете то, что делаете.

Саморефлексия может принимать различные формы, в том числе рефлексия в данный момент, а также после того, как ситуация произошла. Самоанализ в данный момент позволяет вам быстро понять свои мысли и поведение и действовать в соответствии с ними в режиме реального времени.

Например, у вас может быть трудный разговор с другом, и вы чувствуете, как нарастает напряжение. Самоанализ в этот момент может помочь вам сохранить терпение, признать и понять свои эмоции и мысли и действовать соответственно. Вы можете спросить себя:

  • Почему я так отвечаю?
  • Почему я так себя чувствую?
  • Что движет моим поведением?

Вы также можете размышлять над ситуациями, чтобы расти и учиться на собственном опыте. Например, вы можете спросить себя:

  • Что бы я изменил в своем поведении и реакции в следующий раз?
  • Как я могу преодолеть эти проблемы в будущем?

Наконец, самоанализ также можно использовать как инструмент, чтобы наслаждаться и быть благодарным за приятные моменты жизни.

Например, вы можете вспомнить особый момент в своей жизни, такой как отпуск, свадьба или воспоминание с близкими. Возвращение к этим моментам обогащает жизнь и позволяет ценить ее прекрасные моменты.

Почему важно заниматься самоанализом?

Занятия самоанализом дают много преимуществ, включая снижение стресса, улучшение способности к обучению, лучшее понимание себя, ощущение большей связи в отношениях и общее улучшение самочувствия.

Доказано, что самоанализ снижает уровень стресса в различных сферах жизни, включая учебу и спорт.

В исследовании, проведенном в 2015 году, изучалось влияние упражнений по саморефлексии для студентов-медсестер, проходящих клиническую практику. Исследование показало, что упражнения улучшают клиническую компетентность студентов и снижают уровень стресса.

Что касается легкой атлетики, исследования показывают, что практика самоанализа считается необходимой для улучшения физических и умственных способностей. Спортсмены используют самоанализ, чтобы лучше понять те аспекты своего выступления, которые были успешными, и области, которые они хотели бы улучшить. Затем они могут обсудить решения и план действий для достижения своих целей в будущем.

Исследования также показывают, что саморефлексия связана с личностным ростом и повышением удовлетворенности жизнью. Когда вы способны к самоанализу, вы лучше понимаете свои сильные стороны, области совершенствования, цели и мотивацию. Это открывает вам возможность позитивных изменений и позволяет вам учиться на своем прошлом опыте.

Когда дело доходит до отношений, эксперты говорят, что самоанализ является одним из самых важных пунктов, которые необходимо отметить. Когда партнеры в отношениях рефлексируют и осознают свои эмоции, мысли и поведение, они могут лучше понимать себя, прислушиваться к отзывам своего партнера и осознавать свою роль в проблемах отношений.

💡 Кстати : Вам трудно быть счастливым и контролировать свою жизнь? Это может быть не ваша вина. Если вы хотите начать чувствовать себя лучше, мы собрали информацию из сотен наших статей в 10-шаговую шпаргалку по психическому здоровью, чтобы помочь вам лучше контролировать ситуацию. 👇

Быть счастливым чертовски сложно!

Но это не обязательно! Эти 10 советов защитят вас от всего, что пытается украсть ваше счастье!

5 советов по самоанализу

Теперь, когда вы узнали, почему самоанализ так важен, давайте углубимся в несколько полезных советов, как интегрировать его в свою жизнь.

1. Задайте себе вопросы, чтобы побудить к размышлению

Подумайте, какие вопросы вы можете себе задать, чтобы побудить к самоанализу. Наличие заранее спланированных вопросов может помочь вам создать рутину вокруг самоанализа. Вы можете попробовать интегрировать эту рутину ежедневно, еженедельно, ежемесячно, как вам удобно!

Этот список — отличное место для начала, он содержит более 80 вопросов для самоанализа. Если вы намеренно потратите время на то, чтобы вдумчиво ответить на некоторые из этих вопросов, это отличный способ помочь вам лучше понять себя.

2. Дневник

Ведение дневника — отличный способ выразить свои мысли и эмоции. Это также может быть полезным инструментом для вас, чтобы оглянуться назад и увидеть закономерности и изменения в ваших размышлениях.

Если у вас возникли проблемы с началом работы или вы не знаете, о чем писать, существует множество отличных ресурсов, которые помогут вам. Попробуйте приложение для онлайн-дневника или печатный журнал для самопознания и размышлений.

3. Уметь отличать саморефлексию от размышлений 

Самоанализ должен быть конструктивным и полезным, однако бывают моменты, когда размышления превращаются в беспокойство, негатив и размышления.

Знание того, как отличить конструктивную саморефлексию от размышлений, важно для получения максимальной отдачи от размышлений.

Рефлексивные мысли любопытны, но нейтральны или основаны на фактах.

Например, вы можете подумать: «Что побудило меня сделать это? Почему я так отреагировал?» Наоборот, руминирующие мысли имеют тенденцию быть более негативными, осуждающими и эмоционально заряженными. Например: «Не могу поверить, что совершил такую ​​глупость, что со мной не так?»

Когда вы обнаружите, что размышляете вместо того, чтобы размышлять, сделайте перерыв и повторите попытку в другой раз. Вы также можете попробовать некоторые из этих советов, которые помогут вам перестать размышлять.

4. Обратитесь за поддержкой 

Иногда бывает трудно заниматься самоанализом в одиночку. Если вам нужна помощь в преодолении сложных эмоций или ситуаций, нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за поддержкой к любимому человеку или к обученному специалисту.

Терапевты могут помочь вам улучшить навыки самоанализа в безопасной среде. Они также могут помочь, если вы заметите, что размышления являются проблемой, и изучите любые основные проблемы, которые могут быть способствующим фактором.

В этой статье более подробно объясняется множество преимуществ обращения за поддержкой.

5. Выделите время для размышлений 

Сделайте самоанализ приоритетом, намеренно планируя время для этого! Жизнь может стать беспокойной, когда наши телефоны постоянно гудят, новые шоу для разгула, социальные обязательства, работа; список можно продолжить.

Если вы намеренно не уделяете время самоанализу, скорее всего, вы не уделяете этому достаточно времени, чтобы увидеть преимущества. Начните с малого, пытаясь делать это еженедельно или раз в две недели, а затем постепенно переходите к ежедневному.

💡 Кстати, : Если вы хотите начать чувствовать себя лучше и продуктивнее, мы собрали информацию из сотен наших статей в 10-ступенчатую шпаргалку по психическому здоровью. 👇

Мгновенно улучшите свое психическое здоровье бесплатно

Преуспейте в условиях стресса и достигните своих целей с помощью этих 10 мгновенных советов для вашего психического здоровья.

Подведение итогов

Когда мы не в состоянии проанализировать свою жизнь, мы теряем возможность расти и учиться на собственном опыте. Саморефлексия – это навык, который необходимо развивать и развивать. Потратив немного времени и терпения, вы сможете интегрировать практики саморефлексии в свою повседневную жизнь и ощутить множество преимуществ, которые она дает.

Добавить комментарий