Что такое отражение в научной психологии и каких форм оно бывает
Психика человека выполняет такие функций, как регуляция активности, сохранение организма, его адаптация, а также отражение.
Отражение, с точки зрения научной психологии, это процесс взаимодействия человека, или другого живого существа, с окружающей действительностью. В результате отражения формируется определенной образ реальности, который выступает ориентиром для дальнейшей деятельности.
Отражение – это субъективный образ объективной реальности, который не существует вне психики.
Высшей формой психического отражения является сознание, которое присуще каждому человеку.
В этой статье:
Признаки отраженияСтадии отраженияОтражение в психологии
Новости СМИ2
Признаки отражения
Image by Сергей Мельников from Pixabay
У отражения, как психического процесса, есть ряд признаков:
- активность;
- индивидуальность;
- совершенствование;
- опережающий характер;
- правильность.
Активность и индивидуальность отражения
Она выражается в том, что, во-первых, оно происходит только при активном взаимодействии с окружающей средой.
Во-вторых, наша психика умеет избирательно относиться к поступающим сигналам и фиксировать только значимые его части. Причем эта избирательность постоянно адаптируется к окружающей среде.
Например, человек, который впервые приехал в большой город, воспринимает все раздражители, которые его окружают. Но пожив достаточно долгое время, он уже спокойно засыпает под шум машин за коном, не замечает людей в общественном транспорте и яркие вспышки света от билбордов и витрин магазинов. Эти стимулы для него ничего не значат, и психика перестает их фиксировать.
Уровни психического отражения в филогенезе
Отражение всегда носит индивидуальный характер. На процесс отражения реальности влияют наши индивидуальные особенности, весь наш предыдущий опыт.
Развитие, совершенствование и опережение
Процесс отражения не статичен, он всегда находиться в стадии развития и стремиться к совершенствованию. Младенец, увидев улыбающуюся мать, улыбается ей в ответ, то есть отражает ее поведение. Взрослый человек не только улыбнется в ответ, он может принять ту же позу человека, темп его речи, даже скорость сердцебиения.
Впрочем, младенцы уже тоже это умеют. Так, например, если мама волнуется, потому что у нее проблемы на работе или потому что упал курс рубля. Младенец, которого она держит на руках, тоже начнет волноваться, у него участится пульс и дыхание, он начнет плакать. Он и понятия не имеет, что начальник у мамы «деспот и тиран» и как ситуация в мировой экономике влияет на курс рубля и ипотеку, которую взяли родители. Он просто отражает ее эмоциональное состояние.
Отражение имеет опережающий характер. Благодаря опыту, условным рефлексам, интеллекту и знаниям, мы способны предугадывать результаты взаимодействия с окружающей средой, что является важнейшим критерием приспособления к меняющейся реальности.
Правильность отражения
Психические образы, которые появляются в процессе отражения, должны быть адекватны реальности, это напрямую влияет на наше выживание. Нарушения принципа правильности отражения наиболее наглядно проявляются у людей, испытывающих галлюцинации. Человеку кажется, что на него нападает тигр и он выпрыгивает в окно, чтобы спасти свою жизнь, хотя на самом деле никакого тигра и нет.
Но неправильное отражение реальности проявляется и не в таких клинических случаях. Например, ты подумала, что твой муж тебе изменяет, потому что он часто задерживается на работе. Это влияет на твое поведение – ты закатываешь сцену, или начинаешь быть подозрительной и ревнивой, или разрываешь отношения.
А на самом деле твой муж и не думал об интрижке на стороне, просто его начальник «деспот и тиран». Но твое неадекватное отражение действительности привело к действиям, которые не соответствуют нормальной реакции на эту самую действительность.
Так мы подходим к главной проблеме психического отражения. Тот образ, который мы строим в своем сознании, никогда на 100% не соответствует реальности. Потому что на процесс отражения накладывается наш прошлый опыт.
Психическое отражение – это не отражение в зеркале. Хотя даже зеркальное отражение не равно действительности, по крайней мере той, которую мы воспринимаем. Поэтому нам кажется, что на фотографиях мы выглядим как-то не так. Потому что мы видим «зеркальное» отражение себя. А поскольку наше лицо не симметрично, если поменять его половины местами, то перед нами будет немного другой человек.
В ситуации психического отражения все гораздо сложнее. То, как мы воспринимаем реальность, сильно отличается от того, как эту реальность воспринимает другой человек. Простой пример – для одного человека флирт с коллегой не считается изменой, а для другого считается.
Стадии отражения
Способностью к отражению обладают все живые существа. Чем сложнее и более развита психика, тем сложнее и адаптивнее будет процесс отражения. Эти стадии еще называют формами отражения, среди которых можно выделить четыре:
- сенсорная;
- перцептивная;
- интеллектуальная;
- сознательная.
Сенсорная является простейшей стадией отражения, которая выражается в реакции на уровне рефлексов только на биологически значимые раздражители и проявляется в форме ощущения – горячо-холодно, опасно-безопасно. Так амеба будет реагировать только на то, что может грозить ей опасностью и избегать этого.
Следующая форма отражения – перцептивная. Это не просто ощущение, это уже восприятие целостных образов и инстинктивная реакция на них, например, если мы видим льва, готового на нас бросится.
Image by 5598375 from PixabayИнтеллектуальная стадия выражается в форме восприятия связей между событиями и ситуациями – кусты шевелятся, возможно, там лев. На этом уровне психика способна не только к интеллектуальной оценке ситуации, но и к научению.
Сознательная стадия – на этой стадии находится человек, который способен воспринимать, помимо всего перечисленного, еще и социальные связи, настроение других людей, осознавать причинно-следственную связь, учиться, контролировать свою жизнь, регулировать эмоции, преображать окружающую среду.
Есть несколько реакций на окружающую среду. Простейшая из них это раздражимость, которая есть у простейших форм материи. Это реакция обусловлена лишь биологически значимыми стимулами. Более сложной реакцией является чувствительность – она не связана с биологической значимостью стимулов и носит сигнальную функцию.
С развитием появляется следующая реакция – поведение, которое отличается осознанностью и целенаправленностью.
Поведение присуще сознанию – высшей форме отражения, при котором человек способен отделить себя от окружающей среды, осознать свою индивидуальность, свой опыт и преобразовать не только реальность, но и самого себя.
Сознание, как психическое отражение, отличается тем, что образы, которые формируются в психике не ограничиваются отражением раздражителей окружающей среды, но и формируют определенную оценку этим образов – хорошо или плохо, нравиться или не нравиться. Этот вид отражения напрямую влияет на нашу деятельность.
Отражение в психологии
Отражение в психологии – это совокупность процессов и явлений, которые отражают внутренний мир человека, его представления о себе и окружающем мире. На формирование психологической картины мира человека влияют разные факторы: воспитание, образование, деятельность, жизненный опыт, мировоззрение.
Отражение может быть активным или пассивным. Активное отражение происходит, когда личность принимает активное участие в процессе отражения, а пассивное отражение происходит, когда личность просто принимает восприятие и отражает его на своем поведении. Отражение используется в психологии для понимания и изменения поведения личности. Этот процесс помогает людям понять свои мотивации, идеи, потребности и предпочтения.
Понимание душевного состояния и психических форм отражения – одна из основных проблем психологии. В самом общем виде психологическое отражение – это процесс восприятия психических явлений. Оно является исходным для всех остальных понятий, которые в рамках психологии используются для описания психики человека.
Отражение может использоваться для понимания и изменения чувств, мыслей и поступков других людей. Это может быть полезно для психологов и консультантов, помогающих людям обрабатывать свои сложные эмоциональные состояния и принимать более продуктивные решения.
Уровни психического отражения:
- Чувства и восприятие – это основные уровни построения психических образов, которые возникают в первую очередь в процессе развития, но не теряют своей значимости и впоследствии.
Субъекты строят свои собственные стратегии поведения на основе информации, полученной от реальных объектов, стимулирующих органы чувств. Проще говоря, стимулы вызывают цепочку ответных реакций, а события, происходящие в реальном времени, меняют последующее поведение.
- Образы могут возникать и без непосредственного сенсорного контакта с объектом, то есть в воображении, памяти и творческом мышлении. По мере того как объект неоднократно появляется в поле восприятия субъекта некоторые из наиболее важных характеристик первого воспоминания устраняются из второго.
Люди учатся работать с образами объектов, с которыми они уже сталкивались ранее. Основными функциями уровня психического отражения являются планирование, контроль и корректирующие действия.
- Вербально-логический уровень. На этом уровне человек имеет еще меньшее отношение к реальным событиям и действует с помощью логических понятий и методов. Он абстрагируется от своего непосредственного опыта, воображения и памяти о событиях собственной жизни и действует, взяв за основу опыт других людей.
Способность отражения – это способность к познанию, которая является одной из основных, но не единственной способностью, присущей человеку. Человек, как и все живое, обладает способностью чувствовать, а значит, и способностью к восприятию действительности.
В зависимости от того, как человек адаптируется к реальности, он может получить как положительное, так и отрицательное отражение. При положительном отражении человек получает удовольствие от своей деятельности, и стремится к получению нового опыта. При отрицательном отражении, человек может впасть в депрессию, или, наоборот, стать агрессивным.
В основе этого лежит утверждение о том, что поведение человека обусловлено не только его желаниями и потребностями, но также и его внутренними установками, то есть психологическими факторами. Человек в своем поведении может действовать и по своему желанию, и под влиянием установок.
Мышление возникает как процесс, встроенный в жизнедеятельность, и по мере своего развития становится достаточно самостоятельным видом деятельности с собственными мотивами, целями и методами.
Мышление – это уровень психического отражения, включающий сознательные и бессознательные элементы, и мышление как деятельность опосредовано этими отражениями.
Поскольку деятельность всегда развивается во времени и является процессуальной, невозможно противопоставить ее характеристики как психического процесса ее характеристикам как деятельности.
Продукт мышления является частью целостного образования, которое А. Н. Леонтьев называл «образом мира», и одновременно формирует его качественные характеристики. Он является необходимым элементом акта общения с другими индивидуумами и входит в процесс межличностного познания.
На определенных этапах развития люди способны к ментальному общению (интеллектуальному «воспроизведению» взаимодействия с другими). Человеческое мышление – это одновременно и личное, и индивидуальное состояние. Отражение – это необходимый элемент человеческого размышления и сам объект размышления.
Рефлексивное мышление означает восприятие более широкой картины и понимание всех ее последствий. Это не значит, что ты просто должен записывать свои планы на будущее или то, что ты делал в прошлом. Это означает, что ты действительно пытаешься понять, почему ты сделал то, что сделали, и почему это важно. Это часто включает в себя изучение всех чувств, реакций и эмоций.
Способность человека осознанно управлять собой, своими эмоциями, мыслями и действиями называется саморегуляцией. Если ты хочешь изменить свое психическое отражение, ты должен научиться это делать. И для этого нужно использовать все доступные ресурсы: эмоции, мысли и действия.
Что такое психическое отражение
Содержание
- Психическое отражение: что это?
- Характеристика психического отражения
- Уровни психического отражения
Еще в древности психологами, учеными и философами было замечено, что жизнь представляет собой не только объективный и вещественный мир. Люди испытывают чувства, желания, способны мыслить, переживать, анализировать. Такая жизнь в философии называется психической. Психика имеет уникальную способность отражать действительность. Главное свойство психики заключается в тесной взаимосвязи между поведением индивидуума и отражением объективной реальности в сознании.
Психическое отражение: что это?
Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.
Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.
Сознание и самосознание – форма психологического отражения. В мозг человека поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося. Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями. Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.
Характеристика психического отражения
Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:
Динамичность.
В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.
Активность.
Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.
Объективность.
Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.
Субъективность.
Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.
Скорость.
Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.
К особенностям психического отражения относится:
— отражает действительность на практике;
— самосовершенствование и личностное развитие;
— опережающий характер;
— прояление индивидуальности личности;
— формируется только на основании активной деятельности человека;
— контролирует поведение индивидуума.
Уровни психического отражения
Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:
Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании.
Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт.
Логическое мышление. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.
Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.
Размышления об эффективности рефлексивной практики
Самопознание высоко ценится в современном обществе; достаточно просмотреть разделы психологии или самопомощи в любом книжном магазине, чтобы столкнуться с целым рядом книг, рекламирующих потребность в саморефлексии как средстве лучшего понимания своих мыслей и действий. Точно так же в современной клинической психологии важность саморефлексии провозглашается в всеобъемлющем подходе к клиническому обучению, называемом рефлексивной практикой. Рефлексивная практика считается неотъемлемым атрибутом профессиональной компетентности Американской психологической ассоциацией, среди других организаций. Рефлексивная практика определяется как «осознание психологами важности самосознания и необходимости оценивать и размышлять о своей собственной практике» (BPS, 2008, стр. 8). более глубокое самосознание, клиническая мудрость, профессиональный опыт, повышенная забота о пациентах и этическое обоснование (Gates & Senediak, 2017; Sendiack, 2013; Lavender, 2003).
Будучи студенткой магистратуры, первый автор этого блога познакомилась с рефлексивной практикой во время своей клинической практики в Мельбурнском университете. В рамках практики по нейропсихологии от нее требовалось документировать свои клинические случаи в бортовом журнале и заполнить раздел «Размышления об опыте», где ее попросили подробно остановиться на вопросах, связанных с «вкладом нейропсихологии, вашей личной реакции на обстоятельства пациента, то, что вы узнали, развиваемые основные компетенции и/или выявленные ограничения». Упражнения на рефлексивную практику несколько различаются в зависимости от программы обучения и могут также включать ответы на вопросы, которые просят обучаемых поразмыслить над своими когнитивными и аффективными реакциями на пациентов, подумать, почему они приняли определенные клинические решения, спросить себя, какие альтернативные варианты действий они могли бы выбрать. , чтобы оценить, что они сделали и что не сделали хорошо, и как они могли бы изменить свою клиническую практику в свете этих суждений.
Рефлексивные модели практики предполагают, что эти действия могут повысить способность практикующих врачей критически относиться к своей повседневной работе и, в идеале, позволить им стать более проницательными и эффективными клиницистами. Учитывая, сколько времени она тратила на самоанализ своего клинического опыта, первый автор, естественно, начала задаваться вопросом, существуют ли какие-либо научные доказательства эффективности этой практики. Наш недавний обзор литературы и комментарии были направлены на то, чтобы выяснить, согласуется ли рефлексивная практика с выводами, полученными из фундаментальной психологии, такой как социальное познание.
Во-первых, одно из основных предположений рефлексивной практики состоит в том, что саморефлексия позволяет людям преодолевать свои предубеждения. Однако одна из проблем, связанных с этим предположением, заключается в том, что мы склонны иметь ограниченный прямой доступ к нашим когнитивным процессам более высокого порядка, таким как доступ к причинам нашего поведения (Nisbett & Wilson, 1977). Таким образом, вопросы рефлексивной практики, которые просят обучаемых рассмотреть, как на их убеждения повлиял определенный клинический опыт, скорее всего, будут отражать их неявные причинно-следственные связи, а не действительные причины такого поведения. Кроме того, у нас есть склонность к слепому пятну предубеждений (Pronin, Lin, & Ross, 2002), то есть склонность воспринимать других, но не самих себя, как восприимчивых к предубеждениям. Одним из источников слепого пятна предубеждений является иллюзия самонаблюдения, когда люди ошибочно полагают, что их самоанализ дает ценную информацию об их предубеждениях (Hansen & Pronin, 2012). Исследования показывают, что, когда люди пытаются обнаружить предвзятость в себе, они обычно смотрят внутрь себя в поисках доказательств такой предвзятости. Не обнаружив его, они делают вывод, что они беспристрастны (Pronin & Kugler, 2007). Несмотря на то, что это исследование является корреляционным, оно предполагает, что упражнения на рефлексивную практику, в которых используется самоанализ для устранения предубеждений, могут непреднамеренно усугубить слепое пятно предубеждений, поскольку они могут подпитывать ошибочное впечатление, что наши предубеждения никуда не делись.
Во-вторых, литература по рефлексивной практике предполагает, что, учитывая свои сильные и слабые стороны, а также то, что мы сделали хорошо и что плохо, психологи могут улучшить свою клиническую деятельность. Однако одним из важнейших препятствий для рефлексивной практики является то, что многие или большинство людей плохо оценивают себя. Например, хорошо воспроизведенные своды данных показывают, что люди, обладающие низким уровнем навыков и знаний, склонны переоценивать свои навыки и знания, явление, называемое эффектом Даннинга-Крюгера (Dunning, 2011). В случае клинической работы одним из важнейших навыков является способность размышлять о своей деятельности; тем не менее, из-за эффекта Даннинга-Крюгера практикующие специалисты, которые наименее склонны к размышлениям, могут быть среди тех, кто с наибольшей вероятностью не сможет обнаружить пробелы в знаниях и навыках и считать себя адептами.
Третий вызов литературе по рефлексивной практике заключается в том, что исследования показывают, что мы склонны приобретать опыт, в том числе клинический, в крайне ограниченных условиях. Например, мы обычно накапливаем знания с опытом только в условиях высокой достоверности (Kahneman & Klein, 2009), а именно там, где большинство неудач и успехов очевидны, а обратная связь относительно немедленна. Профессии и хобби, такие как игра в шахматы, пожаротушение и компьютерное программирование, являются примерами того, где профессионалы обычно извлекают пользу из опыта. Напротив, в большинстве случаев клиническая практика представляет собой среду с низкой валидностью, в которой обратная связь с клиницистами часто неоднозначна и запаздывает (Tracey et al., 2014). Например, определить, уменьшилась ли у клиента депрессия, чем на предыдущем сеансе, может быть непросто, а определить, вызваны ли такие изменения вмешательством, тем более сложно, учитывая, что клиницисты могут ждать недели, прежде чем обнаруживать, улучшилось ли состояние клиента. Даже в этом случае делать причинно-следственные выводы опасно. Следовательно, в той мере, в какой люди, как правило, не могут развить опыт в результате обратной связи в среде с низкой достоверностью, маловероятно, что простое размышление о своем клиническом опыте поможет обойти этот камень преткновения на пути к обучению.
В целом, мы пришли к выводу, что рефлективная практика в том виде, в каком она концептуализирована и используется в настоящее время, несовместима с когнитивными способностями человека, такими как их способность точно отражать свои мотивы и поведение, а также извлекать пользу из самооценки и учиться на собственном опыте. Напротив, многообещающее направление исследований направлено на уменьшение предубеждений с помощью методов «рассмотрения альтернативы», которые побуждают людей поддерживать гипотезы, отличные от их собственных (Crosskerry, Singhal, & Mamede, 2013). Мы надеемся, что в будущем литература по рефлексивной практике установит более тесные связи с фундаментальными исследованиями социального познания, обучения и клинического суждения/предсказания.
Вопросы для обсуждения
- Могут ли рефлексивные практики быть вредными для людей, которые слишком уверены в себе и имеют низкий уровень понимания?
- Как можно пересмотреть рефлексивную практику, чтобы она согласовывалась с литературой по социальному познанию и клиническому суждению/прогнозу?
Биография автора
Кэндис Бастерфилд получила степень магистра клинической нейропсихологии в Мельбурнском университете (Австралия). В настоящее время она работает научным сотрудником в Университете Эмори, на кафедре реабилитационной медицины, в отделении нейропсихологии.
Скотт О. Лилиенфельд — Сэмюэл Кэндлер Доббс, профессор психологии в Университете Эмори. Его интересы включают доказательную практику и применение научного мышления в клинической психологии.
Справочная статья
Лилиенфельд, С.О., Бастерфилд, К. Рефлексивная практика в клинической психологии: Размышления из фундаментальной психологической науки. Клиническая психологическая научная практика . 2020; 00:e12352. https://doi.org/10.1111/cpsp.12352
Ссылки
Британское психологическое общество (BPS). (2008). Критерии аккредитации программ последипломного образования в области клинической психологии . Лестер: Британское психологическое общество.
Кроскери, П., Сингхал, Г., и Мамеде, С. (2013). Когнитивное устранение предубеждений 2: препятствия и стратегии для изменений. BMJ Qual Saf, 22, ii65-ii72.
Даннинг, Д. (2011). Эффект Даннинга-Крюгера: о незнании собственного невежества. В Дж. М. Олсон и М.П. Занна (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 44, стр. 247-296). Нью-Йорк: Academic Press
Гейтс, Нью-Джерси, и Сенедиак, К.И. (2017). Нейропсихологическая супервизия: включение рефлексивной практики. Австралийский психолог , 52 , 191-197.
Хансен, К. Э., и Пронин, Э. (2012). Иллюзии самопознания. В S. Vazire & TD Wilson (Eds.), Справочник по самопознанию (стр. 345–362). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Канеман, Д., и Кляйн, Г. (2009). Условия для интуитивного опыта: отказ от несогласия. Американский психолог , 64, 515-526.
Лаванда, Т. (2003). Восстановление баланса. Место, история и будущее рефлексивной практики в клинической подготовке. Клиническая психология , 27 , 11-15.
Нисбетт, Р. Э., и Уилсон, Т. Д. (1977). Рассказывая больше, чем мы можем знать: Вербальные отчеты о психических процессах. Психологический обзор , 84 , 231-259.
Пронин, Э., и Куглер, М.Б. (2007). Ценить мысли, игнорировать поведение: иллюзия самоанализа как источник слепого пятна предубеждения. Журнал экспериментальной социальной психологии , 43 , 565-578.
Пронин, Э., Лин, Д.Ю., и Росс, Л. (2002). Слепое пятно предвзятости: восприятие предвзятости в отношении себя к другим. Бюллетень Личности и Социальной Психологии , 28, 369-381.
Сенедиак, К. (2013). Интеграция рефлексивной практики в супервизию семейной терапии. Австралийский и новозеландский журнал семейной терапии , 34 , 338-351.
Трейси, Т.Дж., Вамполд, Б.Е., Лихтенберг, Дж.В., и Гудиер, Р.К. (2014). Опыт в психотерапии: недостижимая цель? Американский психолог , 69, 218-229.
Хотите внести свой вклад в серию блогов SCP? Загрузите нашу форму для публикации в блоге!
Неделя Beyond Finals: задания на самоанализ в курсе психологии
Чтение, 5 мин.
Советы сверстников и советы по обучению
Резюме статьи
- Самоанализ позволяет учащимся применять содержание психологии в своей жизни.
- Одно эффективное задание по самоанализу включает в себя три простых шага.
- Проекты на вынос могут стать привлекательной альтернативой выпускным экзаменам.
Время чтения: 3 минуты
Иван Уэйн — докторант педагогической психологии Университета Северного Колорадо.
Содержание курсов по психологии легко применимо к жизни студентов. Многие студенты признаются, что это основная причина, по которой они выбирают курсы «Введение в психологию» или «Основы психологии» в качестве факультативных курсов.
Однако не всегда обсуждается то, как занятия по психологии могут повлиять на студентов в долгосрочной перспективе.
Вместе заканчивая семестр, многие студенты курсов психологии завершили определенный уровень неформального самоанализа. Анализ области психологии напоминает студентам как о себе, так и о том, что они испытали в жизни до сих пор.
Помогите учащимся воспользоваться преимуществами самоанализа
Привнесение в класс самоанализа и выставление оценок усиливает важность активного самоанализа. Ближе к концу семестра проект, сосредоточенный на саморефлексии, позволяет учащимся лучше усвоить содержание психологии, которое они изучили, после выпускной недели.
Первоначально называвшийся The Takeaway Project , вы можете назвать это итоговое оценивание как хотите и изменить его по своему усмотрению. Общая цель состоит в том, чтобы побудить учащихся задуматься о том, как они изменились в результате содержания психологии в вашем курсе.
Этот проект дает учащимся возможность поделиться этими важными выводами как со своим инструктором, так и со своими сверстниками. Обычно я использую The Takeaway Project либо в качестве замены выпускного экзамена, либо в качестве задания, на котором мы фокусируемся за неделю до финальной недели.
Предложите учащимся провести самоанализ в 3 этапа
Согласно первоначальной задумке, этот проект требует, чтобы учащиеся выбрали из вашего курса три разных фрагмента контента, которые они считают трогательными, впечатляющими или запоминающимися. Я требую, чтобы учащиеся приносили эти фрагменты контента из разных разделов в классе, чтобы все их выборки не ссылались только на одну часть курса.
Требования в The Takeaway Project начинаются с трех вопросов по каждой из трех частей содержания курса, выбранных учащимися:
- Как эта часть содержания курса изменила для вас предыдущий образ мышления?
- Как эта часть содержания курса изменила ваше прежнее поведение или как она изменит ваше поведение в ближайшем будущем?
- Как вы думаете, что большинство людей в целом неправильно понимают в отношении содержания этого курса — или что вы хотите, чтобы люди в целом знали о нем?
В общей сложности эти три подсказки, относящиеся к трем частям содержания курса, составляют девять требований. Рубрика на усмотрение преподавателя. Я говорю студентам, что этот проект может быть выполнен в любом формате, который они выберут. Иногда я требую, чтобы студенты выполнили свое задание помимо написания статьи или создания презентации в PowerPoint, что позволяет им выйти из своей зоны комфорта.
Самоанализ с окончательным заданием
Я требую, чтобы мой класс представил свой окончательный проект «Вынос» небольшим группам однокурсников. Я резервирую место в кампусе, однако это можно сделать в комнатах отдыха в Zoom для онлайн-курсов. Тогда для этой части проекта «Вынос» я:
- Распределите учащихся на небольшие группы по пять человек
- Предложите учащимся выбрать порядок представления
- Дайте каждому учащемуся от 10 до 15 минут, чтобы представить свой проект и ответить на вопросы
Я слежу за группами и слушаю, что они создали. Обычно я не оцениваю их на презентациях, а оцениваю только их конечный продукт. Затем вы можете добавить презентацию в рубрику и назначить баллы за эту часть проекта.
Привлекайте учащихся на протяжении всей жизни
Презентации проекта Takeaway Project остаются одним из моих любимых заданий в классе. Студенты в восторге от этого в своих оценках курса, а иногда даже по собственной воле благодарят меня за назначение такого типа саморефлексии.
Мысль о том, что наши курсы могут изменить студентов как людей, невероятно сильна, и многие студенты никогда не получают возможности так думать о своих занятиях.
Как преподаватели, мы считаем, что учащиеся должны записываться на занятия не для того, чтобы выполнить требования, а для того, чтобы зажечь свою страсть к учебе. Этот проект — один из способов встроить эту миссию в наши журналы оценок и в опыт студентов в колледже.
Размышляйте над собственными важными уроками
Проект на вынос настолько силен, что я был вдохновлен на создание собственного проекта на вынос каждый семестр. После того, как студенты представили свои группы, я делюсь своими тремя самыми важными выводами.