Психическое отражение представляет собой: Психика и отражение

А.Н.Леонтьев. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ» >> Глава II ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ 1.

Глава II

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

1. УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНИЯ

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фун — даментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение поня — тия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее раз — витию на новой, марксистско — ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкрет — но — научные представления развивались и изменялись; однако главное — под — ход к психике как субъективному образу объективной реальности — остава — лось и остается в ней незыблемым.

Говоря об отражении, следует прежде всего подчеркнуть исторический смысл этого понятия. Он состоит, во — первых, в том, что его содержание не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, о челове — ке и обществе оно развивается и обогащается.

Второе, особенно важное положение состоит в том, что в понятии отра — жения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватным им. Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в не — живой природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.

В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепен — ное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отра — жения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным.

Известно, что Ленин рассматривал отражение как свойство, заложенное уже в «фундаменте самого здания материи», которое на определенной ступе — ни развития, а именно на уровне высокоорганизованной живой материи, при — обретает форму ощущения, восприятия, а у человека — также и форму теоре — тической мысли, понятия.

Такое, в широком смысле слова, историческое по — нимание отражения исключает возможность трактовать психологические явле — ния как изъятые из общей системы взаимодействия единого в своей матери — альности мира. Величайшее значение этого для науки заключается в том, что психическое, изначальность которого постулировалась идеализмом, превращается в проблему научного исследования; единственным же постула — том остается признание независимого от познающего субъекта существования объективной реальности. В этом и заключается смысл ленинского требования идти не от ощущения к внешнему миру, а от внешнего мира к ощущению, от внешнего мира как первичного к субъективным психическим явлениям как вторичным. Само собой разумеется, что это требование полностью расп — ространяется и на конкретно — научное изучение психики, на психологию.

Путь исследования чувственных явлений, идущий от внешнего мира, от вещей, есть путь их объективного исследования. Как свидетельствует опыт развития психологии, на этом пути возникают многие теоретические труд — ности.

Они обнаружились уже в связи с первыми конкретными достижениями естественнонаучного изучения мозга и органов чувств. Работы физиологов и психофизиков хотя обогатили научную психологию знанием важных фактов и закономерностей, обусловливающих возникновение психических явлений, од — нако сущности самих этих явлений они непосредственно раскрыть не смогли; психика продолжала рассматриваться в ее обособленности, а проблема отно — шения психического к внешнему миру решалась в духе физиологического иде — ализма И. Мюллера, иероглифизма Г. Гельмгольца, дуалистического идеализма В. Вундта и т. д. Наибольшее распространение получили параллелистические позиции, которые в современной психологии лишь замаскированы новой тер — минологией.

Большой вклад в проблему отражения был внесен рефлекторной теорией, учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Главный акцент в исс — ледовании существенно сместился: отражательная, психическая функция моз — га выступила как продукт и условие реальных связей организма с воз — действующей на него средой. Этим подсказывалась принципиально новая ори — ентация исследований, выразившаяся в подходе к мозговым явлениям со сто — роны порождающего их взаимодействия, реализующегося в поведении организ — мов, его подготовке, формировании и закреплении. Казалось даже, что изу — чение работы мозга на уровне этой, по выражению И. П. Павлова, «второй части физиологии» в перспективе полностью сливается с научной, объяс — нительной психологией.

Оставалась, однако, главная теоретическая трудность, которая выража — ется в невозможности свести уровень психологического анализа к уровню анализа физиологического, психологические законы к законам деятельности мозга. Теперь, когда психология как особая область знания получила широ — кое распространение и приобрела практическое распространение и приобрела практическое значение для решения многих задач, выдвигаемых жизнью, по — ложение о несводимости психического к физиологическому получило новое доказательство — в самой практике психологических исследований.

Сложи — лось достаточно четкое фактическое различение психических процессов, с одной стороны, и реализующих эти процессы физиологических механизмов — с другой, различение, без которого, разумеется, нельзя решить и проблемы соотношения и связи между ними; сложилась вместе с тем и система объек — тивных психологических методов, в частности методов пограничных, психо — лого — физиологических исследований. Благодаря этому конкретное изучение природы и механизмов психических процессов вышло далеко за пределы, ог — раниченные естественнонаучными представлениями о деятельности органа психики — мозга. Конечно, это вовсе не значит, что все теоретические вопросы, относящиеся к проблеме психологического и физиологического, нашли свое решение. Можно говорить лишь о том, что произошло серьезное продвижение в этом направлении. Вместе с тем встали новые сложные теоре — тические проблемы. Одна из них была поставлена развитием кибернетическо — го подхода к изучению процессов отражения. Под влиянием кибернетики в центре внимания оказался анализ регулирования состояний живых систем посредством управляющей ими информации.
Этим был сделан новый шаг по уже наметившемуся пути изучения взаимодействия живых организмов со средой, которое выступило теперь с новой стороны — со стороны передачи, перера — ботки и хранения информации. Вместе с тем произошло теоретическое сбли — жение подходов к качественно разным управляющимся и самоуправляющимся объектам — неживым системам, животным и человеку. Само понятие информа — ции (одно из фундаментальных для кибернетики) хотя и пришло их техники связи, но является по своему, так сказать, происхождению человеческим, физиологическим и даже психологическим: ведь все началось с изучения пе — редачи по техническим каналам семантической информации от человека к че — ловеку.

Как известно, кибернетический подход с самого начала имплицитно расп — ространялся и на психическую деятельность. Очень скоро его необходи — мость выступила и в самой психологии, особенно наглядным образом — в ин — женерной психологии, исследующей систему «человек — машина», которая расс — матривается как частный случай систем управления.

Сейчас понятия типа «обратная связь», «регулирование», «информация», «модель» и т. д. стали широко использоваться и в таких ветвях психологии, которые не связаны с необходимостью применять формальные языки, способные описывать процессы управления, протекающие в любых системах, в том числе технических.

Если внесение в психологию нейрофизиологических понятий опиралось на положение о психике как функции мозга, то распространение в ней киберне — тического подхода имеет иное научное оправдание. Ведь психология — это конкретная наука о возникновении и развитии отражения человеком ре — альности, которое происходит в его деятельности и которое, опосредствуя ее, выполняет в ней реальную роль. Со своей стороны кибернетика, изучая процессы внутрисистемных и межсистемных взаимодействий в понятиях инфор — мации и подобия, позволяет ввести в изучение процессов отражения коли — чественные методы и этим обогащает учение об отражении как общем свойстве материи. На это неоднократно указывалось в нашей философской литературе, так же как и на то, что результаты кибернетики имеют су — щественное значение для психологических исследований.

Значение кибернетики, взятой с этой ее стороны, для изучения механиз — мов чувственного отражения представляется бесспорным. Нельзя, однако, забывать, что общая кибернетика, давая описания процессов регулирования, отвлекается от их конкретной природы. Поэтому применительно к каждой специальной области возникает вопрос о ее адекватном применении. Извест — но, например, насколько сложным является этот вопрос, когда речь идет о социальных процессах. Сложным он является и для психологии. Ведь кибер — нетический подход в психологии, конечно, заключается не в том, чтобы просто заменять психологические термины кибернетическими; такая замена столь же бесплодна, как и делавшаяся в свое время попытка заменить пси — хологические термины физиологическими. Тем менее допустимо механически включать в психологию отдельные положения и теоремы кибернетики.

Среди проблем, которые возникают в психологии в связи с развитием ки — бернетического подхода, особенно важное конкретно — научное и методологи — ческое значение имеет проблема чувственного образа и модели. Несмотря на то, что этой проблеме посвящено немало работ философов, физиологов, пси — хологов и кибернетиков, она заслуживает дальнейшего теоретического ана — лиза — в свете учения о чувственном образе как субъективном отражении мира в сознании человека.

Как известно, понятие модели получило самое широкое распространение и употребляется в очень разных значениях. Однако для дальнейшего рассмот — рения нашей проблемы мы можем принять самое простое и грубое, так ска — зать, его определение. Мы будем называть моделью такую систему (множест — во), элементы которой находятся в отношении подобия (гомоморфизма, изо — морфизма) к элементам некоторой другой (моделируемой) системы. Совершен — но очевидно, что под такое широкое определение модели попадает, в част — ности, и чувственный образ. Проблема, однако, заключается не в том, мож — но ли подходить к психическому образу как к модели, а в том, схватывает ли этот подход его существенные, специфические особенности, его природу.

Ленинская теория отражения рассматривает чувственные образы в созна — нии человека как отпечатки, снимки независимо существующей реальности. В этом и состоит то, что сближает психическое отражение с «родственными» ему формами отражения, свойственными также и материи, не обладающей «яс — но выраженной способностью ощущения». Но это образует лишь одну сторо — ну характеристики психического отражения; другая сторона состоит в том, что психическое отражение, в отличие от зеркального и других форм пас — сивного отражения, является субъективным, а это значит, что оно является не пассивным, не мертвенным, а активным, что в его определение входит человеческая жизнь, практика и что оно характеризуется движением посто — янного переливания объективного в субъективное.

Эти положения, имеющие прежде всего гносеологический смысл, являются вместе с тем исходными и для конкретно — научного психологического иссле — дования. Именно на психологическом уровне возникает проблема специфичес — ких особенностей тех форм отражения, которые выражаются в наличии у че — ловека субъективных — чувственных и мысленных — образов реальности.

Положение о том, что психическое отражение реальности есть ее субъек — тивный образ, означает принадлежность образа реальному субъекту жизни. Но понятие субъективности образа в смысле его принадлежности субъекту жизни включает в себя указание на его активность. Связь образа с отража — емым не есть связь двух объектов (систем, множеств), стоящих во взаим — но — одинаковом отношении друг к другу, — их отношение воспроизводит поля — ризованность всякого жизненного процесса, на одном полюсе которого стоит активный («пристрастный») субъект, на другом — «равнодушный» к субъекту объект. Эта — то особенность отношения субъективного образа к отражаемой реальности и не схватывается отношением «модель — моделируемое». Последнее обладает свойством симметричности, и соответственно термины «модель» и «моделируемое» имеют релятивный смысл, зависящий от того, какой из двух объектов познающий их субъект полагает (теоретически или практически) моделью, а какой — моделируемым. Что же касается процесса моделирования (т. е. построения субъектом моделей любого типа или даже познания субъек — том связей, определяющих такое изменение объекта, которое сообщает ему признаки модели некоторого объекта), то это вообще другой вопрос.

Итак, понятие субъективности образа включает в себя понятие прист — растности субъекта. Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления, мышления от того, «что человеку нужно», — от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом под — черкнуть, что такая пристрастность сама объективно детерминирована и вы — ражается не в неадекватности образа (хотя и может в ней выражаться), а в том, что она позволяет активно проникать в реальность. Иначе говоря, субъективность на уровне чувственного отражения следует понимать не как его субъективизм, а скорее, как его «субъективность», т. е. его принад — лежность деятельному субъекту.

Психический образ есть продукт жизненных, практических связей и отно — шений субъекта с предметным миром, которые являются несопоставимо более широкими и богатыми, чем любое модельное отношение. Поэтому его описание в качестве воспроизводящего на языке сенсорных модальностей (в сенсорном «коде») параметры объекта, воздействующие на органы чувств субъекта, представляет собой результат анализа на физикальном, по существу уровне. Но как раз на этом уровне чувственный образ обнаруживает себя как более бедный по сравнению с возможной математической или физической моделью объекта. Иначе обстоит дело, когда мы рассматриваем образ на психологи — ческом уровне — в качестве психического отражения. В этом качестве он выступает, напротив, во всем своем богатстве, как впитавший в себя ту систему объективных отношений, в которой только реально и существует от — ражаемое им содержание. Тем более сказанное относится к сознательному чувственному образу — к образу на уровне сознательного отражения мира.

А.Н.Леонтьев. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ».

 


 


   RSS     [email protected] 

Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты шпоры психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Билет №1

1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты.

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).

В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.

Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.

Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.

Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.

Скачать 476.06 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Саморефлексия 101: Что такое саморефлексия? Почему важна рефлексия? И как отразить.

Знаменитое изречение Сократа: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».

И хотя это изречение, безусловно, верно, саморефлексия не всегда проста для практики. Мы живем в невероятно быстро меняющемся мире. Наши мобильные телефоны постоянно гудят, социальные сети бесконечно звонят, и у Netflix всегда есть что-то новое, чем можно заняться.

Тратить время на размышления — это что-то вроде утраченного искусства. Большинство из нас, к сожалению, живут неизученной жизнью.

Так быть не должно. Мало что может быть более ценным, чем саморефлексия.

Но что такое саморефлексия? И какие есть простые способы практиковать это?

В этой статье мы разберем, что, почему и как саморефлексия.

Готов? Начнем…

Что такое саморефлексия? A Self-Reflection Definition

Проще говоря, саморефлексия (также известная как «личное размышление») — это время, которое нужно обдумать, помедитировать, оценить и серьезно обдумать свое поведение, мысли, отношение, мотивацию и желания. Это процесс глубокого погружения в свои мысли, эмоции и мотивы и определения важного вопроса «Почему?» позади них.

Личное размышление позволяет проанализировать свою жизнь как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне вы можете оценить общую траекторию своей жизни. Вы можете видеть, куда направляетесь, определять, довольны ли вы направлением, и при необходимости вносить коррективы.

На микроуровне вы можете оценить свои реакции на определенные обстоятельства и события. Гейл Браунинг, доктор философии, говорит о личной рефлексии так:

«Рефлексия — это более глубокая форма обучения, которая позволяет нам сохранить каждый аспект любого опыта, будь то личный или профессиональный — почему что-то произошло, что влияние заключалось в том, должно ли это произойти снова, а не просто в памяти, что это произошло. Речь идет о том, чтобы задействовать каждый аспект опыта, прояснить наше мышление и отточить то, что действительно важно для нас».

Практика самоанализа требует дисциплины и преднамеренности. Для этого нужно сделать паузу в хаосе жизни и просто найти время, чтобы подумать и поразмыслить о своей жизни, что не так просто сделать для многих людей. Но это невероятно ценная практика.

В этом коротком видео прекрасно показана важность саморефлексии и самоанализа:

Важность саморефлексии

Без саморефлексии мы просто идем по жизни, не задумываясь, переходя от одного дела к другому, не уделяя времени оценить, действительно ли все идет хорошо. Мы не останавливаемся, чтобы подумать. Анализировать. Чтобы определить, что идет хорошо, а что не работает. К сожалению, в результате мы часто застреваем.

Например, недостаток личных размышлений может привести к тому, что мы будем продолжать работу, которая нам не нравится, или отношения, которые не складываются хорошо.

Отсутствие размышлений заставляет нас просто продолжать бежать, пытаясь не отставать от вещей, даже если дела идут не очень хорошо. Нам кажется, что мы просто пытаемся держать голову над водой. В конечном итоге мы снова и снова делаем одни и те же действия, даже если они не приносят тех результатов, на которые мы надеялись.

Преимущества саморефлексии

Да, найти время для самоанализа может быть непросто. Может быть сложно выделить необходимое время, чтобы сделать шаг назад и подумать о том, что действительно важно. Тем не менее саморефлексия дает множество замечательных преимуществ, и мы все должны уделять этому время.

Это позволяет вам обрести перспективу

Эмоции могут затуманить ваши суждения, и вы можете упустить из виду то, что действительно важно. Некоторые вещи кажутся больше и хуже, чем они есть на самом деле.

Самоанализ позволяет сделать шаг назад и взглянуть на то, что важно, а что можно игнорировать. Он позволяет обрабатывать события и добиваться ясности по ним.

Это поможет вам реагировать более эффективно

Большую часть времени мы просто реагируем на любые обстоятельства, которые возникают на нашем пути. Это может привести к тому, что мы будем говорить и делать то, о чем сожалеем. Когда мы находимся в реактивном режиме, мы не уделяем необходимого времени обдумыванию своих действий и слов.

Личное размышление позволяет вам обдумать последствия ваших слов и действий. Это также позволяет вам рассмотреть наилучший, наиболее эффективный и наиболее полезный способ действовать в данной ситуации.

Способствует обучению и пониманию

Когда мы идем по жизни, не останавливаясь, чтобы подумать и поразмышлять, мы не учимся и не получаем более глубокого понимания жизни. Мы просто переходим от одного дела к другому, никогда не останавливаясь, чтобы обдумать, какие ценные уроки мы можем извлечь.

Самоанализ, с другой стороны, позволяет нам оценивать и обрабатывать то, что мы испытали. Это позволяет нам глубоко задуматься и обдумать значение наших обстоятельств, эмоций и мотивов. Это позволяет нам жить целостной, интегрированной и здоровой жизнью.

Образец самооценки

Итак, как именно вы выполняете самоанализ? Как правильно и полезно размышлять о себе и своей жизни?

Один из простых способов выполнить это упражнение по самоанализу — использовать журнал (онлайн-журнал или печатный журнал). Просто запишите эти вопросы, а затем не торопитесь, чтобы вдумчиво ответить на них. Убедитесь, что вы не спешите. Сделайте паузу и поразмышляйте. Глубоко подумайте о том, что действительно важно для вас.

Во-первых, определите период времени, на который вы планируете оглянуться. Хочешь оглянуться на прошедшую неделю? Прошлый месяц? В прошлом году? Последние 5 лет?

Затем начните с подведения итогов того, что на самом деле произошло за этот период. Если вы уже ведете дневник, этот шаг будет для вас проще и, возможно, станет хорошим напоминанием о ценности ведения дневника.

Просмотрите свой ежедневник, журнал и фотографии и отметьте основные моменты и недостатки.

Застрял? Вот несколько советов:

  • Вы куда-нибудь ездили в этом году?
  • Пережили какие-нибудь личные или семейные вехи?
  • Что изменилось в ваших отношениях, работе или увлечениях?

Взгляните на свой новый список ярких и слабых мест, попробуйте найти какие-то закономерности.

Ваши основные моменты обычно связаны с определенными людьми в вашей жизни? Или какие-то конкретные мероприятия?

Может быть трудно возвращаться к неудачам, но это также отличный способ обрести покой и рост.

Для каждого слабого места спросите себя: Было ли это в моей власти?

  • Если да , спросите себя, что вы можете сделать по-другому в следующий раз.
  • Если нет , спросите себя, как вы можете обрести с ним мир.

Запишите в свой дневник как основные, так и слабые моменты, а затем найдите время, чтобы подумать. Чего вы хотите достичь в течение следующего месяца, года и пяти лет? Что вы хотите изменить в своей жизни? Что вы можете улучшить?

Уделите время этому упражнению, и оно поможет внести ясность и перспективу в вашу жизнь.

Управляемая самооценка

Оглядываясь на выбранный вами период времени, оцените себя по шкале от -5 до +5 в каждой из следующих шести областей вашей жизни.

Выбрав номер, напишите, что заставило вас так себя чувствовать. Выражение эмоций и чувств, которые у вас есть, — отличный способ провести более глубокие и содержательные размышления.

  • Ум — Чувствуете ли вы ясную голову, вовлеченность и интеллектуальное развитие?
  • Тело — Ваше тело чувствует себя здоровым, напитанным и сильным?
  • Душа — Чувствуете ли вы покой и связь с окружающим миром?
  • Работа — Чувствуете ли вы интерес и удовлетворение от своей работы?
  • Играть — Вы чувствуете радость? Занимаетесь ли вы деятельностью, которая приносит вам радость?
  • Любовь — Вы положительно относитесь к отношениям в своей жизни?

Не спешите с самооценкой. Выделите необходимое время, чтобы подумать о каждой сфере своей жизни. Если вы поторопитесь, вы упустите ценность саморефлексии.

Вопросы для самоанализа, которые следует задавать себе (Что такое хорошие вопросы для самоанализа?

Вопросы для самоанализа — это мощные инструменты, которые вы можете использовать, чтобы вдохновить и дать вам возможность открыть свою внутреннюю истину.

Тем не менее, часто это трудно чтобы знать, с чего начать.

Будьте нежны с собой.

Задавать вопросы — это навык, который нужно развивать, как и все остальное, и это требует времени и практики.0005

Вот несколько вопросов для самоанализа, взятых из нашей Колоды карточек Holstee Reflection Cards для начала:

Если бы вы могли что-то изменить в своем детстве, что бы это было?

Что из творчества вы делали, когда были моложе, но больше не делаете? Почему ты больше этого не делаешь?

Какая у тебя суперсила?

Какие вещи вы собирали в прошлом?

Используйте эти вопросы как отправную точку, чтобы придумать свои собственные.

Вы знаете себя лучше всех, и ваши лучшие вопросы для саморефлексии находятся прямо под поверхностью, ожидая, пока вы их зададите.

Когда следует заниматься самоанализом?

Иногда самоанализ особенно полезен. Во-первых, может быть полезно делать это по несколько минут каждую неделю. Вам не нужно отвечать на все вопросы или тратить на это часы. Сосредоточьтесь на том, что было у вас на уме в эту конкретную неделю.

Также может быть полезно практиковать самоанализ в качестве личного обзора в конце месяца и личного обзора в конце года.

Другими словами, в конце каждого месяца и года делайте глубокий личный анализ своей жизни. Оглянитесь на предыдущие дни и месяцы и проанализируйте свою жизнь. Эта практика даст вам полезную перспективу и гарантирует, что вы живете полной жизнью.

Не живите неисследованной жизнью

Когда мы не размышляем о своей жизни, мы теряем перспективу, увлекаемся вещами, которые не имеют значения, и часто упускаем из виду самое важное. Сократ был прав, когда сказал, что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить.

Не живи бездумно. Сегодня займитесь самоанализом.

Заинтересованы в развитии вашей практики рефлексии? Мы создали приложение Reflection.app, бесплатный онлайн-журнал, который помогает вам фиксировать ваши лучшие и слабые моменты по мере их возникновения, а также делиться вашими записями с вами для управляемого размышления в конце каждого месяца и года.

Команда Holstee также использует аналогичную структуру для своего ежегодного журнала Guided Reflection Journal.

Ищете вопросы для самоанализа, которые можно использовать в группе или взять с собой? Посмотрите на колоду карточек Холсти.


Вы практикующий врач и хотите помочь своим клиентам с помощью упражнений на размышления? Проверьте Quenza и отправляйте потрясающие цифровые мероприятия клиентам.

Важность саморефлексии

Мы все слышали о саморефлексии, и я готов поспорить, что большинству из нас будет удобно ее определять. Но в целом саморефлексия существует больше как концепция, которую понимают в теории, а не на практике. Сколько из нас действительно постоянно саморефлексируют? И как мы могли? Почему мы должны? Современный мир полон информации, деятельности и ресурсов; трудно найти время или достаточное обоснование того, почему саморефлексия вообще необходима. Тем не менее, именно это изобилие делает самоанализ еще более важным прямо сейчас. Далее мы рассмотрим, что такое саморефлексия, почему мы все нуждаемся в ней сейчас больше, чем когда-либо, и какую ценность она может принести в нашу жизнь.

Что такое саморефлексия?

Проще говоря, самоанализ — это выделение времени для оценки и серьезного обдумывания своих эмоций, поведения, мотивации, мыслей, точки зрения и желаний. Речь идет о том, чтобы выйти за пределы поверхностного уровня, чтобы найти «почему» за этими элементами нас самих и опытом, который у нас есть. Идея саморефлексии состоит в том, чтобы получить более глубокое, более грубое понимание себя. А для тех, кто не знаком, вы обнаружите, что с этим пониманием приходит сила и ясность, которые просто невозможно уловить иначе.

Современный мир стал более развитым, чем когда-либо, и постоянно напоминает нам о том, что снаружи и что доступно нам. Но внутри этой среды может лежать ловушка. Ловушка, которая убеждает нас в том, что ответы на самые трудные вопросы находятся в мире, и мы должны их найти, а не внутри себя, ожидая своего раскрытия. С учетом сказанного давайте углубимся в причины, по которым саморефлексия важнее, чем когда-либо.

Почему сейчас?

Covid и климат неопределенности и враждебности

Начнем с очевидного: нынешнего состояния общества. За последние полтора года мы все, вероятно, чувствовали, что носим лишний вес. Атмосфера неопределенности в сочетании с растущей поляризацией и враждебностью сильно повлияла на нас как лично, так и в обществе. В такие времена, как сейчас, саморефлексия может стать для нас большим другом. Это может помочь нам оставаться на земле и оттачивать нашу способность не терять перспективу. То, что вы занимаетесь самоанализом, не означает, что мир изменится или проблемы исчезнут, но это, безусловно, может помочь в вашей способности справляться с указанными проблемами и оставаться верным тому, что приносит вам удовлетворение в жизни.

Современный цифровой век

Давайте проясним; эта статья не предназначена для того, чтобы изображать наш современный прогресс в негативном ключе. Безусловно, в этом есть большие преимущества. Тем не менее, есть законные недостатки, с которыми мы все, вероятно, сталкивались. Будь то социальные сети, интернет в целом, множество гаджетов, которые мы используем, и т. д., дело в том, что в мире никогда не было больше отвлекающих факторов, из-за которых невероятно трудно оставаться внутри себя. Каждый день нам постоянно напоминают о том, что еще есть в мире, что есть у других, чего нет у нас, и о том, как люди нас воспринимают. Неспособность держать эти напоминания под контролем — верный путь ко всевозможным негативным психическим последствиям. Самоанализ может помочь вам в этом отношении. Это невероятный инструмент для того, чтобы сосредоточиться на том, что у вас есть в жизни, что для вас важнее всего, и понять свою истинную личность, независимо от того, что могут подумать другие.

Кризис психического здоровья

Ни для кого не секрет, что проблемы психического здоровья стали национальной, если не всемирной проблемой. Все больше и больше молодых людей сообщают о проблемах с психическим здоровьем, и, конечно же, эта проблема только усугубилась пандемией COVID-19. И хотя мы значительно продвинулись в своем отношении к проблемам психического здоровья, нам еще предстоит пройти долгий путь, особенно в том, чтобы помочь людям пережить эти трудные времена. Саморефлексия не панацея, но она точно не повредит при решении проблем с психическим здоровьем. Как упоминалось ранее, если все сделано правильно, саморефлексия в конечном итоге может придать сил и удовлетворения. И, как мы увидим дальше, это может принести большую пользу в вашу жизнь, независимо от того, было ли психическое здоровье проблемной областью или нет.

Ценность саморефлексии 

Инструмент обучения и роста

Естественно, мы склонны считать, что хорошо себя знаем, и это справедливое предположение. Однако вы будете удивлены, как много вы не  знаете о себе, если не будете часто заниматься самоанализом. Не всегда все так, как кажется на первый взгляд. Иногда нашими эмоциями движет что-то еще глубоко внутри нас, или, возможно, наше поведение было мотивировано силой, о которой мы никогда раньше не задумывались. Мы гораздо более сложные существа, чем мы думаем, и часто бывает трудно не отставать, не тратя дополнительное время на то, чтобы проследить и переосмыслить. Саморефлексия открывает двери, которые, возможно, никогда раньше не видели, не говоря уже об открытых. И с этим знанием приходит сила учиться, развиваться и расти как личность.

Сосуд для самоуспокоения

Это основывается на том понимании, о котором говорилось ранее. Имея более аутентичное представление о себе, вы можете принимать более правильные решения и вести себя так, как вы знаете, в конечном итоге принесет вам пользу. Например, не все, что нам нравится делать, обязательно приносит нам пользу в долгосрочной перспективе. Иногда мы совершаем действия, которые дают нам то, что нам нужно в данный момент, но оставляют нас пустыми в долгосрочной перспективе. Может быть трудно по-настоящему понять, что хорошо для нас, а что нет, пока мы не найдем время, чтобы погрузиться глубоко внутрь. И как только мы это сделаем, у нас будет больше контроля над нашей способностью чувствовать себя в мире с тем, кто мы есть, куда мы идем и что для нас важнее всего в жизни.

GPS вашей жизни

Куда вас ведут предыдущие пункты, вот концептуальная дорожная карта на всю жизнь. Теперь давайте проясним, большая часть жизни — это неизвестность, риск, обучение на опыте и просто «жизнь». Однако у большинства из нас часто возникает непреодолимое чувство, что мы понятия не имеем, куда движется наша жизнь, чего мы от нее хотим и куда двигаться дальше. И именно здесь могут помочь саморефлексия и понимание себя. Вы сможете лучше понять, что вас больше всего удовлетворяет, что вы хотите получить от своего пребывания здесь, куда вы хотите пойти дальше и как вы можете это сделать. Саморефлексия не даст вам ответов на все вопросы и не позволит шаг за шагом составить карту всей вашей жизни, да и желать этого в любом случае не следует; для этого и существует жизнь. Но это может помочь вам на пути к получению этих ответов, обучению на собственном опыте, росту как личности и поиску цели в жизни.

Заключение

Важно знать, что ценность можно испытать, только если вы подходите к самоанализу с дисциплиной, законными намерениями и последовательными действиями. Саморефлексия также требует готовности быть честным с самим собой и, возможно, противостоять вещам, в которых вы, возможно, не хотели в прошлом. Но то, что вы получите от саморефлексии и как вы это сделаете, зависит только от вас. Ниже я включил несколько ресурсов, которые помогут вам начать работу. Если вы новичок в этом, попробуйте разные и посмотрите, что вам подходит. Не смотрите на саморефлексию как на сложную задачу; это должно быть полезным, а не стрессовым. Вы должны найти то, что приносит вам наибольшую ценность.

Добавить комментарий