Психическое воздействие на человека: Психологическое воздействие | Диплом по психологии

Понятие психологического воздействия

На уровне обыденного сознания психологическое воздействие «чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия – отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан, и т.п.»[1]. В такого рода определении, несмотря на всю его «ненаучность», имеется рациональное зерно. В нем предполагается, что здесь, во-первых, используются психологические (а не физические) средства воздействия на человека, а во-вторых, объектом воздействия служит психическая сфера индивида, а также его поведение. Следовательно, психологическое воздействие – это воздействие на психические состояния, мысли, чувства и поступки людей, выполненное с помощью психологических средств.

Один из ведущих отечественных специалистов по проблеме психологического воздействия – Т.

С. Кабаченко определяет его как «изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических и социально-психологических закономерностей». При этом оно «может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)»[2].

Изучению различных аспектов проблемы психологического воздействия в человеческом обществе посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Как справедливо отмечает известный российский психолог А.Г. Ковалев, «проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями»[3].

При анализе феномена психологического воздействия отдельные авторы – как психологи, так и представители других наук, используют различную терминологию. Так, наряду с «психологическим воздействием» применяются такие понятия, как «психическое воздействие», «психологическое насилие», «психическое насилие», «влияние», «манипулирование», «побуждение». В правовых науках при описании деструктивного психологического воздействия на потерпевшего при совершении широкого круга преступлений используются понятия «психическое насилие», «принуждение», «понуждение», «шантаж», «угрозы». В целом все эти термины описывают различные аспекты одной и той же психологической реальности. Некоторые из них используются синонимично, другие же имеют собственное значение и особую область применения.

Наиболее близки по смыслу термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие». Как правило, в научных психологических работах они используются как синонимы. Иной позиции придерживается А.И. Папкин, который полагает, что между ними есть некоторые содержательные различия: «Психологическое воздействие – преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие»[4].

Необходимо отметить, что в литературе термин «психологическое воздействие» встречается значительно чаще, чем «психическое воздействие».

В зарубежных исследованиях понятия «влияние», «воздействие» и «манипулирование» также обычно рассматриваются как синонимичные. Например, известная работа Р. Чалдини «Психология влияния» фактически посвящена описанию манипулятивного воздействия при межличностном, деловом общении и способам противостояния этому воздействию[5]. Подобное отождествление присутствует и в некоторых других работах по социальной психологии[6].

В отечественной психологической литературе понятия «психологическое воздействие» и «влияние» также иногда используются в одном и том же значении. Вероятно, здесь сказывается влияние западной научной традиции. Кроме того, и в литературном русском языке эти понятия имеют очень близкую семантику. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слова «воздействие» и «влияние» определяются как синонимы: влияние – действие, оказываемое кем-, чем-либо на кого-, что-либо; воздействие[7].

В «Словаре современного русского литературного языка» также дается близкое определение[8].

В психологической традиции (в отличие от правовой) термины «психологическое насилие», «психическое насилие» имеют ограниченное хождение. Они наиболее активно используются при исследованиях деятельности псевдорелигиозных организаций и деструктивных культов, анализа их воздействия на своих членов, механизмов вовлечения людей в деятельность культов и управления ими[9]. Например, С. Хассен, говоря о воздействии на членов тоталитарных культов, указывает на используемое в отношении них психологическое насилие. При этом данными терминами описываются антисоциальные по направленности и наиболее деструктивные по характеру разновидности психологического воздействия, применяемые в практике руководителей и адептов тоталитарных сект.

Вслед за зарубежными авторами широко при изучении деструктивных культов применяет термин «психологическое насилие» Е.Н. Волков, определяя его как «социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности и социальной группы; осуществляемое без информационного согласия и без обеспечения социальной психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу)»[10].

Наиболее детально понятие «психическое насилие» разработано в русле правовой традиции. Его анализ представлен во второй главе настоящего научно-методического пособия.

 


[1] Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000. С. 16, 17.

[2] Там же. С. 23.

[3] Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41.

[4] Папкин А.И. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 378, 379.

[5] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1997.

[6] См., например: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001.

[7] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 78.

[8] См.: Словарь современного русского литературного языка. М., 1951. Т.2. С. 351, 453.

[9] См., например: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб., 2002;

Лифтон С. Технология промывки мозгов. СПб., 2005.

[10] Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практич. психолога. 2002. №  6.
С. 191.



Криминальное психологическое воздействие. Большая российская энциклопедия

ТерминыТермины

Кримина́льное психологи́ческое возде́йствие, понятие, производное от общепсихологической категории психологического воздействия. Используется в криминальной психологии – разделе юридической психологии. Криминальное психологическое воздействие – это, прежде всего, антисоциальное по направленности и деструктивное по характеру психологическое воздействие, оказываемое преступником (преступниками) на потерпевшего (потерпевших) в ситуации совершения преступления. Подобное воздействие может осуществляться не только в момент совершения преступления, но также и предшествовать ему, иметь длительный характер (Кроз. 2008. С. 44).

В более широком смысле оно включает также и негативное воздействие, оказываемое преступником целенаправленно либо непреднамеренно и на других людей (в том числе и на неопределённо широкий круг лиц, вплоть до общества в целом). Примером здесь может служить захват террористами заложников (ст. 206 Уголовного кодекса РФ). Деструктивное воздействие, как физическое, так и психологическое, здесь в первую очередь направлено на лиц, оказавшихся заложниками террористов. Даже в редких случаях корректного обращения с ними, отсутствия физического насилия такая ситуация является выраженно психотравмирующей практически для любого человека. Соответственно, этих лиц можно условно назвать «жертвами первого порядка».

«Жертвами второго порядка» в этом случае выступают родные и близкие заложников, для которых подобная ситуация также остро травматична. Наконец, вектор воздействия террористов направлен и на общество в целом. Их целью, наряду с воздействием на органы власти и побуждением их выполнить условия террористов, зачастую является формирование атмосферы страха, паники, ощущения беззащитности перед силами, которые представляют преступники; скептического отношения к возможностям правоохранительных органов и силовых структур по противодействию террористам. Таким образом, всё общество в этом случае можно рассматривать как основной объект криминального психологического воздействия, или, условно, как «жертву третьего порядка».

Наконец, одной из форм криминального психологического воздействия можно рассматривать и деструктивное воздействие, оказываемое жертвой на преступника и провоцирующее последнего на совершение преступления (Кроз. 2008. С. 45). Типичным примером здесь могут служить преступления, связанные с применением оружия солдатами-срочниками против сослуживцев. Причинами их совершения зачастую выступают систематические унижения, издевательства, побои со стороны потерпевших – военнослужащих более ранних призывов (старослужащих), создавшие для преступников субъективно непереносимую ситуацию, которую они разрешали, расправляясь с обидчиками с помощью вверенного им оружия.

Г. А. Ковалёвым предложена наиболее общая типология разновидностей психологического воздействия – его стратегий: развивающая, императивная и манипулятивная (Ковалев. 1987). В криминальных ситуациях реализуются лишь две последние стратегии, основанные на субъект-объектной парадигме психологии. Основными функциями стратегии императивного воздействия «являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. Реализация императивной стратегии происходит чаще всего там, где человек в силу тех или иных обстоятельств обладает ограниченными возможностями для самостоятельного выбора поступков или решений» (Ковалев. 1987. С. 42–43).

Основной характеристикой манипулятивной стратегии воздействия является его скрытый характер для объекта манипуляции (как самого факта воздействия, так и его целей и направленности). В результате такого воздействия, скрыто управляя поведением человека, манипулятор получает односторонний выигрыш.

В правовых науках, прежде всего в уголовном праве, используются термины «психическое насилие», «принуждение», «понуждение», «угрозы», «посягательство», «склонение», «оскорбление», «издевательство», «шантаж», «вовлечение», «мошенничество», «обман», «злоупотребление доверием» и др. Понятие «психологическое воздействие» в них не применяется. При этом с позиций юридической психологии криминальное психологическое воздействие является наиболее общим, родовым понятием по отношению ко всем правовым терминам, которые характеризуют разные его виды, способы и методы. Такое воздействие реализуется в рамках либо императивной («угрозы», «психическое насилие», «принуждение» и др.), либо манипулятивной («мошенничество», «обман», «злоупотребление доверием» и др.) стратегии и охватывает широкий спектр противоправных деяний.

Дата публикации:  7 июля 2022 г. в 13:22 (GMT+3)

#Психологические концепции

Психологические концепции

#Преступление

Преступление

Данные и статистика

  • Система наблюдения за поведенческими факторами риска (BRFSS)

    BRFSS собирает информацию о поведении, связанном с риском для здоровья, профилактических методах и доступе к здравоохранению. Вопросы включают в себя недавние психически нездоровые дни, тревожные и депрессивные расстройства, психические заболевания и стигматизацию, а также психологические расстройства.

  • Обследование пульса домохозяйств

    CDC в партнерстве с Бюро переписи населения США разработали экспериментальную систему данных под названием «Обследование пульса домохозяйств» для отслеживания тенденций в области психического здоровья, медицинского страхования и проблем с доступом к медицинской помощи.

  • Национальное обследование состояния здоровья и питания (NHANES)

    NHANES оценивает состояние здоровья и питания посредством опросов и медицинских осмотров. Собранные данные охватывают ряд состояний, включая депрессию и тревогу, симптомы состояний, проблемы, связанные с психическим здоровьем и злоупотреблением психоактивными веществами, а также использование и потребности в психиатрической помощи.

  • Национальное обследование состояния здоровья (NHIS)

    NHIS собирает данные о психическом здоровье и психических расстройствах как взрослых, так и детей. Для взрослых это включает серьезный психологический стресс и чувство депрессии и беспокойства. Для детей это включает наличие синдрома дефицита внимания/гиперактивности и расстройства аутистического спектра. NHIS также изучает использование услуг по охране психического здоровья и наличие у людей неудовлетворенных потребностей в области психического здоровья. Вопросы о недавнем беспокойстве или частом стрессе были включены в предыдущие годы.

  • Национальное обследование амбулаторного медицинского обслуживания (NAMCS)

    NAMCS собирает данные о посещениях офисных врачей, не работающих на федеральном уровне, которые в основном занимаются непосредственным уходом за пациентами, а начиная с 2006 г. — отдельную выборку посещений местных медицинских центров. Собираются данные о типе поставщика, лекарствах, первичных диагнозах и наличии длительных заболеваний.

  • Национальное обследование медицинского обслуживания в больницах (NHCS)

    NHCS позволяет проверять медицинское обслуживание, предоставляемое в лечебных учреждениях. Данные охватывают поставленные врачами диагнозы, услуги и процедуры, виды медицинских работников, посещаемых врачами, характеристики больниц, диагнозы при выписке, хирургические и диагностические процедуры, а также предписания для амбулаторных посещений.

  • Национальное исследование после неотложной помощи и длительного ухода (NPALS)

    NPALS отслеживает тенденции в предложении, предоставлении и использовании основных секторов платных, регулируемых услуг длительного ухода. Данные охватывают психические заболевания, депрессию и использование услуг.

  • Национальное обследование здоровья детей (NSCH)

    NSCH исследует здоровье детей, в том числе детей с особыми потребностями, с акцентом на благополучие, например, медицинские дома, семейные взаимодействия, здоровье родителей, школьные и внешкольные мероприятия, а также безопасные районы. Опрос также собирает информацию о наличии психических или поведенческих проблем.

  • Национальное исследование диагностики и лечения СДВГ и синдрома Туретта (NS-DATA)

    NS-DATA собирает информацию о детях в возрасте от 2 до 15 лет в 2011–2012 годах, у которых когда-либо диагностировали синдром дефицита внимания/гиперактивность ( СДВГ) и/или синдром Туретта (ТС) с целью лучшего понимания методов диагностики, степени нарушения и методов лечения этой группы детей.

  • Национальная система регистрации насильственных смертей (NVDRS)

    NVDRS собирает данные от судмедэкспертов, коронеров, полиции, криминалистических лабораторий и свидетельства о смерти, чтобы понять обстоятельства насильственной смерти, включая самоубийства. NVDRS также может предоставить подробную информацию об обстоятельствах, которые могли привести к насильственной смерти, включая психические заболевания и психические расстройства.

  • Система мониторинга оценки рисков при беременности (PRAMS)

    PRAMS собирает данные об отношении и переживаниях матерей до, во время и после беременности. Исследования наблюдения включают распространенность послеродовой депрессии и симптомов тревоги, о которых сообщают сами женщины.

  • Изучение школьной политики и программ в области здравоохранения (SHPPS)

    SHPPS – это общенациональное исследование, оценивающее школьную политику и практику в области здравоохранения на уровне штата, округа, школы и класса. Собранные данные включают политику в области психического здоровья и социальных услуг.

  • WISQARS™

    WISQARS CDC (веб-система запросов и отчетности по статистике травм) представляет собой интерактивную систему базы данных, которая предоставляет настраиваемые отчеты о данных, связанных с травмами, такими как преднамеренное членовредительство, включая самоубийство.

  • Система наблюдения за рискованным поведением молодежи (YRBSS)

    YRBSS отслеживает поведение, связанное с риском для здоровья, включая употребление табака, злоупотребление психоактивными веществами, непреднамеренные травмы и насилие, сексуальное поведение, которое способствует нежелательной беременности и венерическим заболеваниям.

Поддержка работников общественного здравоохранения и медицинских работников

Распечатать

Предоставление ухода и услуг населению может быть трудоемким и напряженным. Связанный с работой стресс может повлиять на ваше самочувствие, заботу и услуги, которые вы оказываете другим, выполняя свою работу, а также на благополучие людей, о которых вы заботитесь вне работы.

Руководителям и руководителям крайне важно понять, как выглядит стресс, и изменить организационную политику и практику, чтобы уменьшить стресс, связанный с работой. Руководителям и рабочим также полезно научиться справляться со стрессом и знать, куда обращаться за помощью.

  • Чувство раздражения, гнева или отрицания
  • Чувство неуверенности, нервозности или беспокойства
  • Чувство беспомощности или бессилия
  • Отсутствие мотивации
  • Чувство усталости, подавленности или выгорания
  • Чувство грусти или депрессии
  • Проблемы со сном
  • Проблемы с концентрацией внимания

Знайте о выгорании:

Работники, переживающие выгорание, часто чувствуют себя истощенными и циничными. Работа в стрессовой обстановке может привести к перегрузке физического, эмоционального и психологического состояния человека. Работники с выгоранием чаще испытывают психические расстройства, такие как тревога и депрессия. Выгорание также может повлиять на удержание сотрудников. Работники, испытывающие эмоциональное выгорание, могут быть менее вовлечены в работу и вообще уйти с работы или профессии.

Менеджеры и супервайзеры могут сыграть большую роль в снижении и предотвращении стресса, связанного с работой. Выгорание может развиться, когда у работников слишком много требований, требующих усилий, и недостаточно ресурсов для удовлетворения этих требований.

В то время как индивидуальные решения, такие как самопомощь и обучение устойчивости, могут помочь, изменение политики и практики на рабочем месте — лучший способ справиться с выгоранием.

Руководители и руководители могут использовать подход Total Worker Health ® для внедрения политик, практик и программ. Программа по снижению стресса, связанного с работой, может включать:  

  1. ","469777815":"hybridMultilevel"}» aria-setsize=»-1″ data-aria-posinset=»1″ data-aria-level=»1″> Внедрение организационных и управленческих политик, направленных на устранение основных причин стресса, таких как чрезмерные требования или травля на рабочем месте. Также внедрите политики, обеспечивающие работникам повышенную гибкость и контроль над их работой и графиками.
  2. Обеспечить обучение руководителей стратегиям снижения стрессовых условий труда.
  3. ","469777815":"hybridMultilevel"}» aria-setsize=»-1″ data-aria-posinset=»1″ data-aria-level=»1″> Обеспечьте обучение и мероприятия по повышению устойчивости к управлению и снижению стресса для всех работников. Предоставьте доступ к программам помощи сотрудникам.
  • Сообщите своим коллегам, руководителям и сотрудникам о стрессе на работе.
    • Открыто расскажите о том, как стресс на работе влияет на ваше самочувствие.
    • Выявление факторов, вызывающих стресс, и совместная работа над поиском решений.
    • Спросите, как получить доступ к ресурсам по охране психического здоровья на вашем рабочем месте.
  • Определите и примите те вещи, которые вы не можете контролировать.
  • Делайте перерывы во время смены, чтобы отдохнуть, размяться или пообщаться с поддерживающими вас коллегами, коллегами, друзьями и семьей.
  • В свободное от работы время по возможности занимайтесь спортом. Проводите время на свежем воздухе, занимаясь спортом или отдыхая.

Добавить комментарий