Психоэмоциональная лабильность что это такое: Эмоциональная лабильность в психологии: симптомы и причины

Эмоциональная лабильность

В рисунке несуществующего животного главные признаки высокой эмоциональной лабильности, как и в рисунке человека, – это значительные колебания силы нажима на карандаш, степени детализирован -ности и аккуратности изображения (рис. 74).

Свое животное Марина назвала кошилоп. У него большое ухо, «чтобы слушать, чтобы остерегаться врагов». Он живет в космосе, один. Питается звездами. Ни друзей, ни врагов у него нет. Больше всего он любит где-нибудь лежать, а больше всего боится земли. Как объяснила

Марина, «он на ней не был, но чувствует, что ее надо бояться». Желание у него только одно: «Чтобы все осталось как есть».

Сравнение этого рисунка со сделанным Мариной рисунком человека (см. анализ рис. 32) показывает, что в обоих тестах проявились проблемы общения (животное живет в космосе, одно, питается явно несъедобными звездами; пустые глаза без радужки и зрачков говорят о возможной аутизации). В рисунке несуществующего животного значительно больше, чем в рисунке человека, представлены тревожность, боязнь перемен (желание, «чтобы все осталось как есть»), эмоциональная лабильность, астенизация.

Признаками астенизации служат линии, не доведенные до конца, а также любимое занятие животного: где-нибудь лежать (в других случаях на астени-зацию может указывать сообщение о том, что животное много спит). Боязнь перемен – признак пессимистической позиции: по-видимому, Марина не ожидает от будущего ничего хорошего и поэтому хотела бы, чтобы ничто не менялось.

Основными проявлениями эмоциональной ригидности в тесте «Несуществующее животное», как и в тесте «Рисунок человека», служат избыточное количество деталей, повышенная аккуратность и тщательность рисунка, сильный равномерный нажим на карандаш. Склонность к чрезмерной детализации, однообразным перечислениям проявляется и в рассказе о животном.

Четырнадцатилетний Женя Е. нарисовал киборга (рис. 75). Это характерный для подросткового возраста рисунок, построенный по модели человека и свидетельствующий о высокой потребности в общении. Рисунок стандартный, лишенный оригинальности.

Описывая свое животное, Женя рассказал: «Это киборг, модель 2101. Половина руки человеческая, а низ руки – железный. В спине – аккумулятор, который выдает энергию. В голове – компьютер, который ему заменяет мозг. Вторая рука вся из железа. Внизу на этой руке – насадка, которую он может менять. Грудь человеческая, на ней есть клавиши. На второй половине груди – микрофон. На животе одна часть из железа, другая – человеческая мышца. Брюшной пресс снаружи – человеческий, внутри – из железа. Одна нога железная, вторая – наполовину. На ногах – типа провода. Передающая система, которая передает воздух, благодаря которому он может лететь». На вопрос о том, чем киборг обычно занимается, Женя ответил : «Телохранитель».

Подобные однообразные перечисления («одна часть – человеческая, другая – железная…») типичны для высоко ригидных людей. В данном случае степень выраженности этой особенности позволяет предположить наличие эпилептоидной акцентуации (в рамках психологической нормы).

Кроме признаков, говорящих о высокой ригидности, рисунок Жени отличается подчеркнутой мужественностью фигуры (широкие квадратные плечи, подробно проработанная мускулатура, в том числе и на «железной» ноге). Как и в рисунке человека, это обычно служит признаком частой у подростков повышенной значимости маскулинных (мужских) ценностей, нередко сочетающейся с агрессивностью. В рисунке Жени присутствуют и другие признаки агрессивности: одна рука вместо пальцев завершается когтями, другая – режущим орудием (пилой), основное занятие персонажа – телохранитель. Высокая значимость маскулинных ценностей и агрессивность – черты, тесно связанные с эпилептоидной акцентуацией, поэтому указанные признаки косвенно подтверждают выдвинутое ранее предположение.

В рисунке также подробно выри сованы внутренние органы. Особен но показательна «передающая система» на ногах, очень напоминающая сеть кровеносных сосудов. Изображение внутренних органов интерпретируется как признак ипо-хондричности, беспокойства о состоянии своего здоровья. Оно часто встречается при невротизации, а также при психических заболеваниях. Однако в рисунке отсутствуют какие-либо другие признаки, указывающие на наличие соответствующих отклонений.

Поэтому гипотеза о высокой ипохондричности, невротизации не может быть выдвинута без дополнительных данных.

Женя – крупный спокойный мальчик; выглядит старше своего возраста. Приведен на консультацию с жалобами на конфликты в школе и на «чрезмерную самостоятельность»: он гуляет до 12 часов ночи, курит (и в школе на переменах). Родители и учителя считают, что у него слишком много девочек. Вместе с тем, имеются и позитивные проявления взрослости: Женя подрабатывает мытьем лестниц, все деньги приносит домой: тратит их на свои нужды под контролем родителей.

В отношениях со сверстниками отмечается агрессивность. В последнее время, после того как мальчик стал заниматься кон-фу, агрессивность снизилась, по-видимому, она канализировалась в занятия спортом и потому перестала проявляться в других ситуациях.

Данные психологического обследования позволяют полагать, что трудности связаны с развертыванием подросткового кризиса на фоне специфических личностных особенностей мальчика. Недостаток гибкости и неспособность к разумным компромиссам, свойственные людям с эпилептоидной акцентуацией, приводят к конфликтам с социальным окружением. Рекомендована психотерапия, направленная на повышение гибкости и способности приспосабливаться к социальным условиям.

В рисунке двенадцатилетнего Игоря Р. (рис. 76) тоже выявляется тенденция к изображению многочисленных однотипных деталей: рыбьей чешуи. Однако Игорь покрыл ею лишь небольшую часть тела нарисованного им животного. В целом рисунок остался крайне мало детализированным. Незавершенность начатой работы типична для состояния астении (нервного истощения).

Рассказ Игоря о придуманном им животном чрезвычайно лаконичен: «Золотая рыба. Живет в воде. Кушает все, что попадается в воде. Дружит с другими рыбами. Боится акул. Больше всего любит кушать». Подобная лаконичность, связанная с экономией сил, тоже вполне типична для астении. В рисунке проявилась также тревожность (штриховая линия). Таким образом, личностный склад Игоря в целом должен быть оценен как психастенический, поскольку имеющаяся у мальчика ригидность отнюдь не определяющая черта его личности.

Однако она может дополнительно обострять проблемы, порожденные астенией: при нехватке энергии, вызванной астенией, ригидное застревание на несущественных деталях еще более снижает продуктивность работы. Эти личностные особенности сочетаются с низким уровнем развития воображения (рисунок предельно банален), часто сигнализирующим о низком общем культурном и/или интеллектуальном уровне.

Родители Игоря обратились за психологической консультацией в связи с трудностями в учебе и плохо складывающимися отношениями мальчика с одноклассника

ми (по их словам, у Игоря нет друзей). Психологическое обследование позволило предположить, что одна из причин этих проблем – пассивность, вызванная астеническим состоянием. Таким образом, первоочередной задачей является укрепление нервной системы. Любые другие коррекционные мероприятия желательно начинать на более благоприятном неврологическом фоне после проведения общеукрепляющего лечения.

Министерство здравоохранения

Для женщины до родов понятие «послеродовые депрессии» — вещь удивительная и непонятная.

Казалось бы, вот оно счастье, скоро долгожданная встреча, любимый малыш. О факторах риска развития послеродовой депрессии, ее продолжительности и последствиях рассказала медицинский психолог, заведующая психологическим отделом городской клинической больницы №1 (Перинатальный центр) Екатерина Владимировна Картламаева.

— Почему у некоторых женщин развивается послеродовая депрессия ?

— Переход к выполнению родительских функций оказывает серьезное влияние на женщину и мужчину, их взаимоотношения как семейной пары, на их трудовую деятельность и социальную активность, а в ряде случаев может явиться для них и стрессовой ситуацией. В результате могут возникнуть новые внутрисемейные конфликты и обостриться старые. Наиболее высока вероятность такого развития событий у женщин или супружеских пар, имеющих повышенный риск возникновения трудностей с реализацией родительских функций, в частности у матерей‑подростков, а также тех женщин, которые в конфликте с собственной матерью и в детстве были жертвами насилия.

Послеродовая адаптация тесным образом связана с характером взаимоотношений женщины и ее партнера. Поддержка со стороны отца ребенка может помочь женщине снизить проявления родительского стресса. Одной из форм эмоциональных нарушений, выявляемой у матери после родов, является, так называемый материнский блюз. Материнский блюз является нередким, доброкачественным и транзиторным состоянием, наблюдаемым в течение первых 10 дней после рождения ребенка. Выявляемая частота данного варианта эмоционального нарушения у рожениц составляет от 28 до 80%. В типичных случаях материнский блюз начинается на 3-4 день после родов, достигая пика проявлений к 4-5 дню. Наиболее частым симптомом расстройства является немотивированный плач, причем в первые несколько часов после рождения ребенка плач женщины может сочетаться с радостными чувствами. Женщины часто указывают на подавленное настроение, однако не считают, что у них имеются проявления депрессии.
Ярким проявлением данного расстройства является выраженная эмоциональная лабильность. В некоторых случаях у женщин наблюдаются внезапные подъёмы настроения, которые могут быть умеренно выраженными, но иногда являются предвесниками серьезных расстройств. Материнский блюз также может сопровождаться раздражительностью, отсутствием теплоты в отношении матери к ребенку, враждебностью по отношению к супругу, нарушениями сна, головными болями, беспокойством. Могут быть жалобы на ощущения нереальности, деперсонализации, опустошённость.

—       —  С чем связано проявление материнского блюза ?

-Материнский блюз выявляется у женщин – представителей различных социальных классов и различных культур. Риск развития данного состояния напрямую не связан с полнотой семьи, хотя чаще выявляется на фоне неблагоприятных внутрисемейных отношений. Имеются сведения о том, что данное состояние чаще возникает у женщин, имевших ранее проявление депрессии, а также в случаях проявлений депрессии у других членов семьи, нарушений социальной адаптации матери и на фоне большого числа стрессовых событий. При наличии материнского блюза женщины нуждаются в психологической поддержке. Им следует разъяснить, что симптомы, наблюдаемые у них, встречаются у женщин достаточно часто, что они скоро могут пройти. Положительный эффект отмечается на фоне вовлечения женщины в уход за новорожденным. У большей части женщин симптоматика материнского блюза полностью проходит в течение 2 недель, редко симптомы сохраняются до месяца, что требует специального обследования для исключения серьезных психических нарушений. Более серьезным расстройством является послеродовая депрессия, которая относится к числу аффективных расстройств продолжительностью более двух недель. Факторами риска послеродовой депрессии являются, прежде всего, социально‑экономические характеристики семьи.

-Как быстро начинают проявляться признаки послеродовой депрессии ?

-Признаки обычно начинают проявляться на 1–6 месяцах после родов. У некоторых женщин депрессия формируется как исход затяжного, утяжелившегося материнского блюза. В других случаях депрессия возникает на фоне относительного благополучия, после которого наблюдается постепенное формирование симптомов, характеризующихся слезливостью, слабодушием, эмоциональной лабильностью, чувством вины, снижением аппетита, нарушениями сна. Кроме того, у женщины появляется ощущение того, что она не может справиться с ребенком, у нее нарушается концентрация внимания, снижается память, возникает повышенная утомляемость и раздражительность. Некоторые женщины проявляют повышенное беспокойство о здоровье ребенка, его вскармливании, считают, что они «плохие», неадекватные, нелюбящие матери. Фактором риска послеродовой депрессии является и наличие семейных проблем во время беременности. Наличие внешних стрессовых факторов повышает риск послеродовой депрессии, однако наиболее сильным стрессором являются трудности, испытываемые матерью в связи с уходом за ребенком, а также наличие у ребенка патологии периода новорожденности. Имеются сведения о том, что риск развития послеродовой депрессии может быть связан с повышенной чувствительностью женщины к существенным колебаниям уровня гормонов, наблюдаемым в норме в послеродовом периоде. Продолжительность послеродовой депрессии при отсутствии лечения обычно составляет несколько месяцев. У женщин могут возникать серьезные трудности в формировании привязанности к младенцу, они могут проявлять к нему индифферентность, а в ряде случаев даже неприязнь и отвержение. У женщин, испытавших послеродовую депрессию, в дальнейшем чаще наблюдаются эпизоды депрессии. Послеродовая депрессия у матери может иметь негативные последствия и для ребенка. К числу таких ближайших негативных последствий, проявляющихся уже на первом году жизни ребенка, можно отнести более частые нарушения поведения, укладывающиеся в проявления так называемого «трудного» темперамента, а также менее чувственные взаимодействия ребенка с матерью, которые в дальнейшем приводят к формированию небезопасных форм привязанности младенца к матери. Дети чаще характеризуются нарушениями сна на первом году жизни, имеются данные о более высоком риске синдрома внезапной смерти младенца в тех случаях, когда у матери имелись проявления послеродовой депрессии. К числу более отдаленных негативных последствий послеродовой депрессии у матери для ребенка можно отнести более частые эмоциональные нарушения у детей в возрасте 5 лет, выявляемые преимущественно у мальчиков, более низкие показатели коэффициента интеллекта, более частые случаи нарушения внимания и даже более частые потребности в специальном обучении у детей в 11 лет, что также в большей мере касалось мальчиков. Таким образом, следует отметить, что нарушения эмоционального состояния матери могут существенно повлиять на формирование материнско‑младенческой привязанности, негативно отразиться на последующих показателях соматического и психического развития ребенка.

 — Какая работа ведется специалистами в части профилактики подобных состояний ?

-Психологический отдел нашего перинатального центра проводит глубокую работу по профилактике послеродовой депрессии. Каждая беременная направляется на консультацию к психологу. На протяжении многих лет работает школа будущих родителей «Путь к ребенку» и ряд других программ, которые способствуют формированию родительских паттернов поведения. В рамках программы проводится диагностика, где выявляются особенности эмоционального состояния будущих родителей и определяется вероятность возникновения послеродовой депрессии у матери. Школу с удовольствием посещают родители уже имеющие детей, ожидающие второго или третьего ребенка, так как каждая новая беременность – это новый опыт, и уже имеющиеся проблемы в детско-родительских отношениях в семье могут явиться пусковым механизмом для возникновения нарушений эмоционального состояния, в том числе и послеродовой депрессии. Важно рассмотреть кризисные моменты заранее, до родов. Зная все предстоящие подводные камни гораздо проще сохранить здоровье и отношения в новых реалиях. В ситуациях возникновения трудностей роженице, либо её близкому окружению следует незамедлительно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

При содействии Ульяновского областного центра медицинской профилактики.

 

Для справки

В районах Ульяновска кабинеты медицинской и социально-психологической помощи работают на базе:

1. Детской амбулаторной службы Ульяновской областной клинической психиатрической больницы имени В.А. Копосова по адресу: ул. Кирова 20, обслуживает детское и взрослое население.

График работы кабинета:

Понедельник, среда, пятница – с 15.00 до 17.00 Прием ведет медицинский психолог Павлова Т.Л.

Вторник, четверг – с 15.00 до 17.00 Прием ведет медицинский психолог Фирсова О.В.

Запись на прием возможна по телефону 32-15-92, 35-21-84.

2. Городской поликлиники №5 (дневной стационар) по адресу: б-р Пензенский 5, обслуживает взрослое население.

График работы кабинета:

Вторник – с 8. 00 до 12.00

Прием ведет медицинский психолог Зайцева Н.С.

3. Городской поликлиники №2  ЦГКБ по адресу: пр-д Заводской,30А.

График работы кабинета:

Ежедневно с 8.00 до 15.12 (кроме выходных) Прием ведет медицинский психолог Дронина Т.В.

 

Характер соматических и психоэмоциональных нарушений у детей с различными формами ювенильного артрита

Введение

Ревматология всегда занимала особое место в педиатрии, так как отмечается значительный рост и распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков [1-4]. Распространенность патологии среди населения является важнейшим критерием социальной значимости болезней [5-8].

По данным Всемирной организации здравоохранения, ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) занимает одно из первых мест среди детских ревматических заболеваний, а по тяжести клинической картины и последствий не имеет себе равных среди других видов артрита. 1,9-13]. Ревматические заболевания являются источником серьезных медицинских, социальных и личностных проблем, которые определяются общими негативными свойствами, присущими этой группе заболеваний: распространенностью, часто ранним началом, высокой частотой и интенсивностью болей, дисфункцией суставов, хроническим течением. характер течения большинства из них со сплошным прогредиентным течением, приводящим к инвалидности с отчетливой тенденцией к ранней инвалидизации вследствие нарушения не только функции суставов, но и частого вовлечения в патологический процесс внутренних органов с развитием грубый функциональный дефицит [14-18].

Поражение суставного аппарата при ЮРА часто сочетается с внесуставными проявлениями, и одним из наиболее частых является поражение почек [19-21]. Частота поражения почек у детей с ЮРА колеблется от 13 до 73% [11,21-23]. Многие исследователи отмечают, что морфологические признаки поражения почек при ЮРА встречаются чаще, чем клинические симптомы ревматоидной нефропатии [21,23-25]. Поражение почек у детей с ЮРА может проявляться одним типом гломерулонефрита, васкулитом или нефропатией как осложнение при длительной терапии неспецифическими противовоспалительными препаратами (НПВП). Длительное применение НПВП может вызывать разнообразные поражения почек и сопровождаться самыми разнообразными симптомами — от минимального мочевого синдрома до тяжелого поражения [26-29].].

Поражение глаз у детей с ЮРА встречается реже, однако представляет серьезную клиническую и социальную проблему, так как при поздней диагностике и несвоевременной терапии возможны нарушения зрения глаза, вплоть до слепоты [11,30,31]. Несмотря на очевидную связь ЮРА с поражением глаз, до сих пор нет единого подхода к пониманию патофизиологических механизмов такого поражения [2,4,32,33]. Если одни авторы рассматривают поражение глаз при ЮРА как результат дисбаланса клеточного и гуморального иммунитета, то другие — как аутоиммунную реакцию, обусловленную наличием в организме аутоантител к компонентам глазного яблока [10,14,30,31]. ]. Особенности поражения глаз при ЮРА: в ряде случаев возникает после суставного синдрома, но чаще предшествует развитию артрита [9].,16,17,19].

Физические страдания детей с ЮРА, связанные с деструктивными процессами, очень часто приводят к значительным изменениям в психоэмоциональной сфере вследствие дисфункции вегетативной нервной системы [2,10,34,35]. Вегетативная дисфункция – это состояние функциональной нестабильности, обусловленное различными причинами, в том числе социально-экологического или психоэмоционального характера [16,34,36,37].

Детство – сложный этап, в течение которого детский организм постепенно достигает биологической зрелости. На протяжении всего периода детства происходят нервно-психические и эндокринно-гуморальные изменения, определяющие рост, морфологическое и функциональное преобразование органов и систем. А это предъявляет высокие адаптационные требования к детскому организму, обусловливая повышенную ранимость и склонность к функциональным нарушениям и даже пограничной патологии [11,34,37,38].

Психоэмоциональная сфера детей с ЮРА является еще одним важным аспектом, требующим внимания врачей, медперсонала стационаров и ближайшего окружения этой группы детей [34,35,37,39]. Являясь неуклонно прогрессирующим заболеванием, приводящим к инвалидизации ребенка, ЮРА имеет ряд факторов, потенциально приводящих к невротизму, астеническим проявлениям, эмоциональной неустойчивости и, как следствие, социальной дезадаптации. Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей с ЮРА позволяет выявить их внутренние переживания, взаимоотношения в семье, в школе, а также с медицинским персоналом [34,35,37].

Ряд зарубежных работ посвящен изучению особенностей психоэмоциональной сферы. В исследованиях Джо Ю (2001) описываются характеристики детей с ЮРА, а именно замкнутость, неуверенность в себе и низкая самооценка. В работе Яковлевой Л. (1999) автор утверждает, что эмоциональные характеристики личности детей с ЮРА зависят от давности заболевания, пола и возраста. Длительность заболевания делает детей более практичными, что можно объяснить адаптацией к своему заболеванию. Изменения в эмоциональной сфере более выражены у девочек-подростков, проявляются замкнутостью и тревожностью, тогда как мальчики этой возрастной категории характеризуются повышенной раздражительностью и агрессивностью. Несмотря на публикации, в которых освещаются вопросы психоэмоциональных нарушений у детей с ЮРА, дальнейшее изучение данной проблемы целесообразно, так как позволяет врачам-ревматологам выбрать оптимальную тактику комплексного лечения данной категории детей [1,2,10, 19]. Снижение качества жизни, постоянный болевой синдром, нарушение функциональной активности, потеря свободы самостоятельного движения, психоэмоциональное расстройство создают нагрузку не только на самого больного, но и на его семью, и эта проблема требует дальнейшего изучения [26, 35,37,40]. Поэтому цель исследования — представить характер соматических и психоэмоциональных нарушений у детей с различными формами ЮРА.

Материалы и методы

Работа выполнена в Областном детском многопрофильном медицинском центре города Андижана Республики Узбекистан. Результаты исследования основаны на данных клинико-инструментального обследования детей с ревматоидным артритом, находившихся на лечении в кардиоревматологическом отделении за период 2019 г.- 2020 г.

Клиническая оценка

Всем больным детям, включенным в исследование (n = 70), проводилось однократное традиционное ревматологическое обследование. Клиническое обследование каждого ребенка включало: сбор анамнеза, оценку состояния внутренних органов, суставного синдрома. Функциональные расстройства суставов оценивали по критериям, разработанным АРА (American Psychiatric Association, 1991).

Лабораторная диагностика

Лабораторные методы исследования включали: клинический анализ крови (количественные показатели гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов с лейкоцитарной формулой и СОЭ) и биохимический анализ крови (общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок, реакция Малена , тест ДПА и определение ревматоидного фактора).

Оценка состояния мочеполовой системы

Состояние мочеполовой системы оценивали по результатам общего анализа мочи (изменение цвета мочи, относительной плотности, анализа осадка — наличие гематурии, лейкоцитурии, протеинурии) и исследование суточной мочи методом пробы Зимницкого.

Оценка активности ЮРА

В качестве маркеров лабораторной активности ЮРА использовали результаты СОЭ более 20 мм в час, С-реактивного белка более 5 мг/л, иммуноглобулина G более 22 ,5 г/л, а серомукоид более 0,200 ЕД. Определяли ревматоидный фактор как показатель прогрессирующей деструкции суставов независимо от активности заболевания. Однако, по данным многочисленных исследований, отрицательный результат на наличие ревматоидного фактора не исключает полностью диагноз ЮРА.

Инструментальная диагностика

Инструментальная диагностика включает: рентгенографию суставов, УЗИ мочеполовой системы, ЭКГ, эхокардиографию, РЭГ. Дополнительно все дети были осмотрены офтальмологом.

Верификация диагноза ревматоидного артрита основывалась на критериях Американской ревматологической ассоциации (1987).

Поскольку участники данного исследования являются несовершеннолетними, родители участника дали письменное информированное согласие на участие в исследовании и публикацию фотоматериалов.

Результаты и обсуждение

Под наблюдением находилось 70 детей, которых мы разделили на две возрастные группы. В первую группу вошли дети младшего школьного возраста (7 лет — 10 лет) — 54,2%; вторую группу составили дети старшего школьного возраста (11 лет — 16 лет) — 45,8% (табл. 1). По полу преобладали девушки – 68,5% (рисунок 1).

Таблица 1: Соотношение детей с ЮРА по полу и возрасту.

 

Деление по возрасту
Первая группа
7 — 10 ( н = 38)
Вторая группа
11 — 16 ( n = 32)

Итого n = 70 (100%)

Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Итого % Итого % Итого % Итого %
16 42,1 22 57,9 6 18,8 26 81,2
Рисунок 1: Соотношение детей по полу и возрасту (n = 70).

В качестве показателей степени активности ревматоидного воспаления включали клинические проявления суставных поражений по визуально-аналоговой шкале Хаскинсона. Повреждение костной структуры фиксировали на рентгенограммах по Штейнброккеру (рис. 2).

Рис. 2: Рентгеновские столики по Steinbroker.
Стадия 1(А) — Периартикулярный остеопороз
Стадия 2(В,С) — Сужение суставной щели и появление мелких узур и кист
3(Г) стадия — Наличие множественных эрозий, подвывихов суставов
Стадия 4(F) — Формирование анкилоза.

В ходе исследования установлено, что ЮРА чаще всего протекал в форме суставного поражения. Суставная форма (80%) представлена ​​двумя вариантами: полиартикулярным – 44,3% и олигоартикулярным – 35,7%. При системном варианте ЮРА поражение суставов протекало исключительно в виде полиартикулярного синдрома. Локализация поражения суставов представлена ​​в табл. 2.

Таблица 2: Локализация поражения суставов в зависимости от вариантов ЮРА ( n = 70).
Локализация поражения суставов Полиартикулярный
Вариант t ( n = 31 ) 900 56
Олигоартикулярный вариант ( n = 25) Системный вариант ( n = 14)
Колено 21 (84%) 2 (14,3%)
Лодыжка 3 (9,7%) 1 (4%)
Соединения стопы 8 (25,8%) 7(50%)
Колена 3 (12%)
Запястье 4 (13%)
Соединения рук 16 (51,5%) 5 (35,7%)

Вне зависимости от варианта максимальную группу составили дети с давностью от начала заболевания от 2 до 5 лет (54,3%) (рис. 3).

Рисунок 3: Продолжительность ЮРА в зависимости от дебюта заболевания.

Особенности клинических проявлений выделены отдельно в каждой возрастной группе. Первая группа детей с ЮРА (38 детей) была представлена ​​преимущественно суставной формой (63,2%), чаще встречался олигоартикулярный вариант этой формы (58,3%), преимущественно с поражением коленных и голеностопных суставов. . Воспалительная реакция в коленных суставах сопровождалась значительной экссудацией, что вызывало сильную боль и ограничение подвижности в нем. У детей с полиартикулярной болезнью были характерны утренняя скованность и деформация суставов (41,6%). Поражение голеностопных суставов и суставов стопы отмечено у 2 детей; суставы лучезапястного сустава и кисти — у одного ребенка и сочетанное поражение — у одного ребенка (рис. 4,5).

Рисунок 4: Пациент А, 12 лет, с полиартикулярным вариантом: деформация лучезапястного сустава, кисти, голеностопного сустава, стопы.

Рисунок 5: Больной Н., 11 лет, с олигоартикулярным вариантом: деформация коленных суставов.

Лабораторная активность у детей с суставной формой оценивалась как умеренная, а степень поражения костной структуры по данным рентгенологического заключения соответствовала I (64,3%) и II степени (35,7%) при олигоартикулярной форме и до II (60%) и III (40%) степеней с более тяжелым поражением костной структуры при полиартикулярном варианте.

Системная форма ювенильного артрита выявлена ​​только в этой возрастной группе и представлена ​​аллергическо-септическим вариантом (20%), серопозитивным на ревматоидный фактор. Состояние детей при поступлении оценивалось как тяжелое. Ведущим клиническим симптомом у всех детей была лихорадка, которая носила постоянный характер в течение первого месяца болезни, а в последующие периоды болезни температура повышалась вечером или ночью до фебрильных цифр, а ее самостоятельное снижение было сопровождается обильным потоотделением. Такой характер течения лихорадки был более выражен у детей, ранее длительно получавших глюкокортикоидную терапию. Гепатомегалия имела место у всех детей. У одного ребенка гепатомегалия сопровождалась повышением активности печеночных ферментов (АЛТ и АСТ) в сыворотке крови, что дало основание для диагностики иммунокомплексного гепатита. Суставной синдром представлен артралгией и сформированным артритом коленных суставов со II (50%) и III (50%) стадиями рентгенологического поражения костной структуры. Из висцеральных поражений отмечались изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, притупление сердечных тонов, систолический шум на верхушке сердца. На ЭКГ диагностирована высокая электрическая активность левого желудочка. Высокие клинико-биохимические показатели крови наряду с систолическим шумом на верхушке сердца послужили основанием для постановки III степени активности у данной возрастной группы детей.

Представлена ​​вторая группа детей (32 человека) в возрастном диапазоне 11 лет — 16 лет. Дети с длительностью ювенильного артрита более 5 лет составили 56,2%. Эта группа в наших исследованиях представлена ​​суставным вариантом ЮРА (100%), где ведущее место занимали полиартикулярные поражения (81,2%) с быстрым прогрессированием процесса. У детей этой возрастной группы при поступлении в стационар ведущими были поражения голеностопных, проксимальных пястно-фаланговых, межфаланговых, лучезапястных и коленных суставов. У 2 детей выявлена ​​язвенная девиация пальцев в сочетании с лучевой девиацией запястья, у одного ребенка — вальгусная деформация голени. По результатам рентгенологического исследования суставов у одного ребенка (3,1%) определялись костные изменения I степени; у 37,5% детей — со II степенью; 46,9% — с III степенью и 12,5% детей с IV степенью рентгенологических изменений. В наших исследованиях рентгенологические изменения в суставах были более выражены в «преобладающих» суставах кисти и стопы, что можно объяснить большей физической нагрузкой на них.

В наших исследованиях у 25 детей из общего числа обследованных детей (35,7 %) имелось поражение суставного аппарата в сочетании с поражением почек. Почечная патология, по мнению многих авторов, расценивается как одна из наиболее тяжелых висцеропатий, определяющих тяжесть течения и прогноз ЮРА. Первые признаки изменений в анализах мочи наблюдались у детей с давностью заболевания более 3 лет и исключительно при полиартикулярном варианте, в виде мочевого синдрома. У детей с мочевым синдромом изменения в моче носили транзиторный характер и проявлялись гематурией и лейкоцитурией без уродинамических нарушений при ультразвуковом исследовании почек.

Если поражение почек наблюдалось у детей с полиартикулярным вариантом, то поражение глаз имело место у 8 детей с олигоартикулярным вариантом ЮРА (57,1%), также при давности заболевания более 3 лет. По заключению офтальмолога поражение глаз у этих детей протекало в форме иридоциклита. Основными жалобами детей были покраснение склер и незначительная боль в глазах, но у 3 детей иридоциклит протекал бессимптомно и диагноз был установлен только после осмотра офтальмологом. Один ребенок лечился у офтальмолога с применением кортикостероидов еще до манифестации ювенильного артрита.

Тяжесть течения ювенильного артрита вне зависимости от варианта и возраста детей подтверждалась высокой лабораторной активностью.

Из большого количества внесуставных жалоб у всех обследованных нами детей особое место занимали жалобы, связанные с вегетативной дисфункцией, из которых наиболее частыми мы выделили головную боль (51,4%), повышенную потливость ( 35%), эмоциональная лабильность (48,5 %), плаксивость (17,1 %), социальная дезадаптация (отсутствие постоянных друзей, нарушение контакта со сверстниками 38,5 %), замкнутость (15,7 %).

Из астенических жалоб у детей, независимо от варианта ЮРА, преобладали раздражительность, социальная дезадаптация (повышенная конфликтность в семье и в школе) и повышенная плаксивость, особенно у детей в возрастной группе 7 лет — 10 лет (табл. 3). ).

Таблица 3: Характер и частота астенических проявлений у детей с ЮРА.
Симптомы Полиартикулярный
вариант ( n = 31) 9 0056
Олигоартикулярный вариант ( n = 25) Система ic вариант ( n = 14)
Раздражительность 14 (45%) 16 (64%) 4 (28,6%)
Возбудимость 12 (38,7%) 16 (64%)
Плаксивость 6 (19,3%) 5 (20%) 1 (7,1%)
Заглушка 7 (22,5%) 2 (8%) 2 (24,3%)
Повышенный конфликт 19 (61,3%) 5 (20%) 3 (21,3%)

Дети с полиартикулярным вариантом характеризовались повышенной конфликтностью в школе (61,3%), что, по-видимому, связано с частой госпитализацией и наличием ограниченной подвижности пораженных суставов вследствие их деформации. Для детей с олигоартикулярным вариантом характерна повышенная раздражительность и возбудимость (64%), нередко заканчивающаяся плаксивостью. Особенностью детей с системным вариантом была их замкнутость (24,3%), а беседа с ними очень часто заканчивалась повышенной раздражительностью. Частота вегетативных проявлений представлена ​​в табл. 4.

Таблица 4: Частота вегетативных проявлений ( n = 70).
Симптомы Полиартикулярный
вариант ( n = 31 )
Олиго Суставной
вариант ( n = 25)
Системный вариант ( n = 14)
Головная боль 19 (61,3%) 5 (20%) 12 (85,7%)
Головокружение 8 (25,8%) 1 (2,5%) 10 (71,4%)

Вегетативные расстройства у детей с ЮРА были представлены головной болью (36 детей) и головокружением (19дети). Чаще всего эти симптомы возникали у детей в возрасте 11 лет — 16 лет, а чаще у девочек с давностью заболевания более 3 лет. Головная боль чаще всего локализовалась в лобной части головы, имела умеренную интенсивность и продолжительность несколько часов, но не всегда требовала приема медикаментов.

У половины детей с системным вариантом ювенильного артрита появление головной боли было обусловлено повышением АД, что мы связывали с длительной гормональной терапией и интоксикацией. Для купирования головных болей потребовалось дополнительное медицинское вмешательство.

Среди детей с суставным вариантом ювенильного артрита головная боль встречалась у 26,7% детей с полиартикулярным вариантом, а степень активности основного заболевания при поступлении оценивалась как умеренная. При анализе данных реоэнцефалографии (РЭГ) у 9 детей (16%) отмечено нарушение венозного оттока; у 4 (7,1%) — извитость артерий; у 2 детей (3,5%) — артериальный спазм. Повышение АД на фоне головной боли диагностировано у 2 детей 15 и 16 лет, при длительности ювенильного артрита более 5 лет, с быстропрогрессирующим течением и длительной глюкокортикостероидной терапией.

Реже жалобы на головную боль предъявляли дети с олигоартикулярным вариантом, что составило 10,7% от общего числа детей с данным вариантом течения ювенильного артрита. Головная боль в этой группе детей была обусловлена ​​эмоциональной лабильностью, не сопровождалась повышением АД и не требовала медикаментозного вмешательства.

Эмоциональная лабильность имела место более чем у половины обследованных нами детей (52,5%). Дети первой возрастной группы легче вступали в контакт при разговоре с ними, однако быстро наступали приступы раздражительности, и они замыкались на себе, что было особенно выражено у детей с системным и полиартикулярным вариантами, имевшими функциональную недостаточность суставы II и III степени.

Несколько большие трудности в общении мы испытывали при общении с детьми второй возрастной группы (11 лет — 16 лет). Они были более сдержанны и неохотно отвечали на вопросы. Раздражительность и легкую агрессивность проявляли мальчики (22,2%) 15-16 лет, имеющие инвалидность в связи с деформацией суставов. Девочки (38,9%) отличались вспыльчивостью и быстрой сменой настроения. В этой возрастной группе чаще встречалась социальная дезадаптация детей.

Родители трети опрошенных детей отмечают снижение успеваемости в школе, что, по-видимому, может быть связано с негативным влиянием самого заболевания, а также частыми и длительными госпитализациями.

В целом эмоциональная лабильность встречалась более чем у половины наблюдаемой популяции детей и проявлялась раздражительностью, трудностями в общении, агрессивностью.

Заключение

  1. При проведении комплексного клинико-инструментального обследования установлено преобладание суставных форм (80%) у детей с ЮРА, при этом наибольшая доля приходится на детей с полиартикулярным поражением (44,3%) и длительностью заболевания более 3 лет (61,3%).
  2. Наиболее часто при поступлении в стационар у детей с ЮРА диагностировали II стадию лабораторной активности (48,6%) и с преимущественным поражением суставов нижних конечностей и их деформацией, что подтверждается III и IV стадией рентгенологических изменений в костной структуре (31,4%), связанные с полиартикулярным и ЮРА-вариантами системы.
  3. Из внесуставных проявлений ЮРА поражение почек проявлялось в виде мочевого синдрома (84%) и тубулоинтерстициального нефрита (16%), диагностированных только у детей с системным вариантом. Поражение глаз наблюдалось у 13% детей с полиартикулярным и у 28% детей с олигоартикулярным вариантами ЮРА, у трети детей был бессимптомный иридоциклит.
  4. Ведущим проявлением вегетативных нарушений у детей с ювенильным артритом была головная боль (51,4%), представленная у всех детей с системным вариантом и 26,7% с полиартикулярным вариантом, обусловленная сосудистыми нарушениями, что подтверждается результатами РЭГ.
  5. Эмоциональная лабильность в I группе детей заключалась в раздражительности и замкнутости в себе; во II группе — вспыльчивость, агрессивность, социальная дезадаптация.
  6. Своевременное выявление и коррекция психоэмоциональных расстройств является важным аспектом комплексного лечения детей с СЮРА.

Резюме

Обобщая полученные результаты, установлено, что в наших исследованиях преобладали дети с суставным вариантом ревматоидного артрита, с высокой лабораторной и рентгенологической активностью, с тяжелым поражением почек, с выраженными нарушениями психоэмоциональной сферы. . Выраженность клинических проявлений, как суставных, так и висцеральных, не зависела от наличия ревматоидного фактора в крови и начала заболевания.

Таким образом, исследование показало, что в суставном синдроме преобладал полиартикулярный вариант (p

Ведущим проявлением вегетативных нарушений у детей с ювенильным артритом была головная боль (p

Статья об эмоционально+лабильности от The Free Dictionary

Эмоционально+лабильность | Статья об эмоционально+лабильности от The Free Dictionary Эмоциональность+лабильность | Статья об эмоционально+лабильности от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

эмоциональный лабильность

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Эмоциональный спектр
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная устойчивость
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • Эмоциональная буря
  • Эмоциональный тест Струпа
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • Животное эмоциональной поддержки
  • Животное эмоциональной поддержки
  • животные для эмоциональной поддержки
  • Животные для эмоциональной поддержки и животные-поводыри
  • кошка эмоциональной поддержки
  • собака эмоциональной поддержки
  • эмоциональная поддержка собака/кошка/и т.

Добавить комментарий