Психолог арт терапия: что такое, упражнения, психология / Skillbox Media

Арт терапия. Занятия и консультации онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE

  • творчество
  • скрытые переживания

Что такое Арт-терапия?

Арт-терапия — это подход в психотерапии, где проблемы человека решаются при помощи творческого самовыражения. В нем различные виды творчества, например, рисование или стихосложение используются в качестве инструментов для изучения клиентом своей личности. С помощью методов и техник арт-терапии можно понимать и проживать свои психологические трудности через творческое соприкосновение с переживаниями.

Терапия творчеством работает с депрессивными и стрессовыми состояниями, тревогой и фобиями, психологической травмой, негативным настроением, сложностями в принятии себя, трудностями в отношениях с другими людьми и многими другими запросами. Подход также применяется при лечении психических расстройств, а еще в работе педагогов для психокоррекционной работы с детьми с особенностями.

Чаще всего этот подход применяется как дополнительный к основному, в котором работает психотерапевт. При этом методики арт-терапии позволяют ей быть и самостоятельным подходом, помогающим справиться с множеством психологических проблем.

Суть подхода

Часто люди страдают от неспособности выразить свои эмоции другим напрямую. Поэтому часто то, что происходит внутри, их внутренняя жизнь, выражается в созданных ими творческих произведениях. Творчество помогает человеку выразить себя безопасным путем. Оно дает возможность на время отстраниться от происходящего вокруг, перестать следить за информационным потоком и остаться один на один с самим собой. Погрузиться в собственный внутренний мир.

В то время как мысли просто остаются в голове, творческая работа имеет наглядный результат, готовый к интерпретациям и анализу. Это позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и смыслах, а также неосознаваемых психических процессах, которые повлияли на создание работы. В творчестве часто отражаются даже те переживания, которые человек сам от себя скрывает и старается никому не показывать прямо.

Методы арт-терапии позволяют интерпретировать творчество эффективно. В психологии существуют области знания, о которых человек без профессиональной подготовки может не знать. Например, о восприятии цвета.

История подхода

Впервые название арт-терапия возникло в центре для лечения туберкулезных больных, где она использовалась для облегчения состояния пациентов. Ее эффект первым обнаружил британский художник Адриан Хилл в 1938 году. Он выздоравливал от туберкулеза в санатории короля Эдуарда VII в английском Мидхерсте и проводил время, рисуя все, что мог видеть со своей больничной койки. Спустя какое-то время художник обнаружил, что этот процесс способствует улучшению его здоровья.

В следующем году администрация санатория пригласила Адриана Хилла уже в качестве преподавателя рисования — сначала раненым солдатам, вернувшимся с войны, а затем и обычным гражданским пациентам. Тогда художественные практики применялись скорее для расслабления и облегчения стресса, чем для проработки психологических проблем и восстановлении ментального здоровья.

Еще Зигмунд Фрейд и Карл Юнг обратили внимание, что человек с помощью творчества пытается реализовать или хотя бы выразить свои недоступные желания.

Современная арт-терапия — это отдельное психотерапевтическое направление, которым пользуется множество психологов и психотерапевтов по всему миру.

В психотерапии творчество может использоваться для анализа состояния клиента, помогать ему учиться понимать себя и свое настроение. В арт-терапии существуют и различные упражнения, развивающие осознанность. Результаты творчества клиента рассматриваются как отражение его психических процессов. Например, психотерапевт может попросить вспомнить детство и нарисовать всех значимых родственников того времени в виде животных, сидящих за столом. Когда рисунок будет закончен, терапевт попросит клиента рассказать о выборе животных, образов, их поз и эмоциях, которые вызывает рисунок.

Цели и задачи Арт-терапии

Изначально использование нового психотерапевтического направления преследовало максимально простую цель: облегчить психологическое состояние пациентов, испытывающих сильный стресс. Для этого в основном проводились групповые сеансы. Однако производимый арт-терапией эффект оказался сильнее, чем простая нормализация настроения. Например, сейчас методики подхода помогают производить диагностику состояния клиента.

В арт-терапии важно заниматься творчеством и ценить его без оглядки на мастерство.

У арт-терапии есть особенности, которые помогают ей добиваться отличных результатов. В современной практике творческие техники применяются для решения самых разных задач и клиентских запросов:

  • Развитие осознанности и понимание процессов психики

    Арт-терапия буквально фиксирует переживания, мысли, чувства и состояния человека в продукте его творчества. Пока шел процесс создания, клиент был погружен внутрь и себя и не отвлекался на рефлексию. Когда творение готово, его можно интерпретировать и часто не один раз. Во время того, как клиент с помощью психолога интерпретирует свое творение, к нему приходят инсайты, раскрывающие смыслы созданной работы. Без фиксации переживаний с помощью творчества потребовалось бы больше времени на то, чтобы эти смыслы обнаружить. В арт-терапии одна интерпретация уже может стать серьезным прорывом в решении запроса.

  • Развитие своей индивидуальности, раскрытие личностного потенциала

    На сеансе арт-терапии человек смотрит на себя со стороны с помощью творчества. Он анализирует свои мысли и чувства, систему ценностей, мотивацию и так далее. В ходе терапевтической работы клиент многое узнает про самого себя.

  • Улучшаются навыки общения

    Происходит это потому, что в любом общении, включая конфликты, человеку важно понимать свои намерения и уметь выразить себя правильно, понятно и доступно. Интерпретация творчества способствует развитию этого навыка, клиент учится выражать себя словами.

Арт-терапия позволяет обходить часто неосознанную самоцензуру, а также способствует формированию более устойчивой самооценки. Факт того, что человек раз за разом творит что-то для себя красивое, не боясь осуждения и критики, помогает ему унять перфекционизм и не относиться к себе слишком строго. Многие люди не могут начать творить, потому что заранее клеймят себя за отсутствие умения. То есть предъявляют себе завышенные требования, и страдают от их невыполнения.

  • Принятие своего неидеального, но важного и значимого творчества помогает снять с самооценки груз завышенных ожиданий.

  • Понимание своих мотивов (зачем я это рисую) и объективных навыков (я никогда не учился рисовать) делают общение с другими людьми более легким, так как триггеры защиты самооценки от критики перестают срабатывать.

Методы и приемы Арт-терапии

Практические приемы арт-терапии обширны, как и само творчество. Любой объект искусства содержит в себе мысли, чувства и замыслы своего творца. А потому использовать для терапевтической работы можно практически любое творческое действие.

Вместе с психологом клиент может создавать индивидуальные техники и приемы, однако в арт-терапии существуют и используемые всеми упражнения.

  • Воспроизведение сновидений

    Сновидения содержат в себе множество информации, часто очень эмоциональной и детальной. В психологии все происходящие во снах события и их участники считаются элементами психики одного человека — того, кто спит. Это его интерпретации событий, проекции людей и отношений с ними. Делая зарисовки снов регулярно, можно отследить важные темы, которые не теряют актуальности, в отличие от остальных сюжетов.

  • Рисунок прошлого

    Для более глубокого понимания своего характера нужно понимать, из чего состоит личность. Важной ее частью являются события прошлого и люди, которые были их непосредственными участниками. В упражнении предлагается нарисовать себя в определенном моменте прошлого, например в возрасте 12 лет, а также всех людей, которые составляли ближайшее окружение. Когда рисунок будет закончен, психотерапевт будет задавать вопросы о том, что на нем нарисовано. Это поможет увидеть себя в то время, свои переживания и мысли, понять, с чем они были связаны. Главное, рисунок прошлого помогает увидеть взаимосвязь прошлого и настоящего клиента.

  • Написание истории

    Часто слова тяжело выразить человеку лично, проще это сделать на бумаге. Для истории нужна сюжетная линия, а также главные герои. Обычно у них есть прототипы из реальной жизни клиента. Нужно выбрать декорации для истории, описать внешний вид героев и общение, происходящее между ними. Важно стараться в истории дойти до какого-то понятного финала. В ходе анализа этого упражнения важно обратить внимание на то, как развивалась история, какие факторы клиент видел ключевыми.

Виды Арт-терапии

  • Активная

    Самый известный вид арт-терапии. Клиенту нужно создавать творческие произведения самостоятельно, а потом анализировать их с помощью вопросов психолога.

  • Пассивная

    Не всегда для психотерапии требуется активное творчество. Пользу приносит и интерпретирование уже созданных произведений. Например, можно больше узнать о личности клиент, если проанализировать персонажа фильма, с которым он себя ассоциирует.

  • Смешанная

    Интерпретировать уже готовые произведения можно с помощью собственного творчества. У клиента могут быть любимые произведения. Часто их выбор связан с его эмоциональной жизнью. Тогда их осмысление через собственное творчество будет исследованием, приносящим терапевтическую пользу.

Как проходит сессия

Сперва терапевт выяснит запрос, с которым к нему обратился клиент. Далее он предложит творческие техники, наиболее подходящие клиенту.

Задача психотерапевта заключается не в том, чтобы дать оценку творчеству клиента, но помочь ему с помощью получившегося произведения осознать свои скрытые переживания. В работе используется любое творчество: рисование, музыка, стихи, создание сказок, историй и даже игра с песком, которую впервые использовал Карл Юнг. Техники арт-терапии подходят всем людям: детям, подросткам, и бывшим детям — взрослым.

Развитые навыки в том или ином виде искусства не столь важны для арт-терапии.

Ответы на частые вопросы

Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.

Посмотреть профили психологов

Другие подходы

Психоаналитическая терапия

  • перенос
  • эго
  • бессознательное

Транзактный анализ

  • ребёнок
  • родитель
  • взрослый

Системная семейная терапия

  • правило
  • генограмма
  • семья

Экзистенциальная терапия

  • смерть
  • жизнь
  • смыслы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • мышление
  • реакции
  • навыки

Гештальт-терапия

  • настоящее
  • эмоции
  • опыт

Клиент-центрированная терапия

  • личность
  • принятие
  • эмпатия

Юнгианский анализ

  • архетипы
  • символы
  • мифы

Коучинг

  • развитие
  • цели
  • достижения

Нарративный подход

  • ситуация
  • рассказ
  • интерпретация

Психодрама

  • монодрама
  • роли
  • сцена

арт-терапия

Скоро

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

18 — 19 мая
Online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологические исследования внешности и образа тела»

23 мая
Москва

Всероссийская конференция молодых ученых, посвященная памяти академика А.В.Снежневского

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения.

Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А. Л.Журавлева

Весь календарь

Библиотерапия: теория и исследования

Библиотерапия — направление, которое появилось вместе с книгой, еще в древней египетской библиотеке Рамзеса II была обнаружена надпись «лекарство для души», сегодня это подтверждается множеством эмпирических исследований…

23.04.2023

Применение метода «Киносновидения» в профилактической работе педагога-психолога

Для решения задач адаптации студентов первого курса к процессу обучения и новому коллективу, а также с целью профилактики возможного аддиктивного поведения учащихся внедряется программа психологической профилактики аддиктивного и девиантного поведения.

Комментариев: 515.04.2023

Творческое самовыражение как фактор развития личности подростков группы риска с помощью технологии «Мозартикотерапия»

Основная цель мозартикотерапии при работе с девиантными подростками состоит в активизации способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов.

08.04.2023

Метод «Корасон» и раскрытие аутентичного голоса: примеры из практики

Метод основан на творческом объединении таких аспектов, как сознание, осознанное внимание к внутренним процессам, рефлексия своего опыта, звучание голоса, функции энергетических центров, принципах гуманизма и философских идеях Востока…

07.04.2023

Музыкотерапевтический подход в работе с детьми с ОВЗ

Порой бывает очень сложно диагностировать проблему, мешающую ребёнку чувствовать себя полноценным и счастливым, музыка в этом случае выступает как особый универсальный язык, как способ коммуникации, помогающий наладить связь между взрослым и ребёнком.

14.02.2023

Саморегуляция как инструмент преодоления стрессогенных ситуаций и психологический метод здоровьесбережения

«Целью исследования является формирование у молодых людей способностей к преодолению ситуаций стресса на основе освоения здоровьесберегающих техник и расширению знания о природе человека и общества посредством вхождения в пространство искусства…»

Комментариев: 107.

02.2023

Из России — с любовью. К истории российской психодрамы

«Если бы меня спросили, за что я полюбила этот …метод…, я бы ответила: за то, как много в нем удивления перед загадкой жизни. За умение быть мудрым и непосредственным одновременно. За дар возвращения смысла простым и даже банальным сюжетам…»

Комментариев: 207.02.2023

Метод «Киносновидения» как инструмент активной кинотерапии

«Киносновидения» относится к видео-арт-терапевтическим проективным методам диагностики и коррекции психологического состояния, основан на свободном ассоциировании при выборе кинематографического материала, его интерпретации и психодинамической трансформации…

04.12.2022

Психотерапия в комплексной реабилитации детей-инвалидов

По данным социологических исследований, отмечается очень высокая потребность детей инвалидов в социальной помощи (98%) и в психологической помощи (97%). Необходимость психологической помощи родителям составляет 50%.

03.12.2022

Использование анекдотов в психотерапии

Для психолога анекдот может быть идеальным сном. Где потребности заменяются символами, и эта метафорическая круговерть дает возможность психике высказать себя, не принимая за это ответственности и не понимая, про что говорит рассказчик…

Комментариев: 302.12.2022

Метод «Мои пиктограммы» в диагностике и терапии

«Если классический метод пиктограмм исследовал запоминание, мышление и немного аффективные особенности человека, то я позволила себе исследовать еще и эмоциональные связи человека с другими людьми и различными аспектами жизни…»

03.10.2022

Бесплатная встреча об интегративной голосовой терапии

4 октября состоится открытая онлайн-встреча с музыкальным и вокальным терапевтом, психологом-консультантом Ольгой Плистик о терапевтических возможностях голоса и о том, как справиться с тревогой.

30.09.2022

«Ведомое рисование» как метод инициальной психотерапии

«Ведомое рисование» начинается только тогда, когда внутри и через само рисование открывается возможность исходное и «застывшее» внутреннее состояние привести в движение, позволить ему начать изменяться…

06.08.2022

Терапевтическая кукла в работе психолога

2 августа состоится открытая онлайн-встреча с деканом психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, специалистом в области куклотерапии А.Ю. Татаринцевой.

29.07.2022

Половое воспитание детей: рекомендации клинического психолога

Родители и педагоги часто спрашивают: «Как начать свой первый разговор с ребенком о половом воспитании?» Первый разговор чаще всего касается правильных названий половых органов.

Есть несколько способов это сделать, но один из самых бережных — начать с рисунка…

19.07.2022

Д.В.Винникотт: случай подростка, которого не существовало

Кейс из практики психотерапевта Дональда Вудса Винникотта, автора проективного метода рисования «каракулей», ранее не публиковался на русском языке.

16.06.2022

16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов

На пленарном заседании 16-го Санкт-Петербургского саммита психологов собралось более 700 гостей, а просмотры онлайн-трансляции превышают 15000. С 6 по 8 июня состоялось более 80 практических встреч с ведущими психологами: интерактивных лекций и мастер-классов.

10.06.2022

Плейбэк-перформанс: опыт использования в комплексной терапии химической зависимости

О многолетнем опыте перформансов в реабилитационных центрах и о терапевтическом воздействии проигрывания историй пациентов рассказывает психолог и актриса плейбэк-театра Татьяна Бороздина.

28.05.2022

Работа с отношениями в паре с помощью библиотерапии

Особенностью библиотерапии как метода психотерапевтического воздействия является ее экологичность и ресурсность. Ведь мы имеем дело с творческим потенциалом, давая возможность клиенту его в себе обнаружить. В статье рассматриваются кейсы из практики.

27.05.2022

Плейбэк-перформанс как инструмент взаимодействия для людей с зависимостями и их близких

Проект «Вечер НЕ(со)зависимости» может быть интересен психологам и представителям других помогающих профессий, интересующихся расширением психологического инструментария, формами прототерапии, вопросами интеграции искусства, психологии и социальной работы.

19.05.2022

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19

23 апреля 2023 , воскресенье

В этот день

Екатерина Александровна Бурина празднует день рождения! Поздравить!

122 года назад родился(ась) Леонид Владимирович Занков.

87 лет назад родился(ась) Роберт Львович Кричевский.

Скоро

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

18 — 19 мая
Online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологические исследования внешности и образа тела»

23 мая
Москва

Всероссийская конференция молодых ученых, посвященная памяти академика А. В.Снежневского

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А.Л.Журавлева

Весь календарь

23 апреля 2023 , воскресенье

В этот день

Екатерина Александровна Бурина празднует день рождения! Поздравить!

122 года назад родился(ась) Леонид Владимирович Занков.

87 лет назад родился(ась) Роберт Львович Кричевский.

Скоро

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

18 — 19 мая
Online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологические исследования внешности и образа тела»

23 мая
Москва

Всероссийская конференция молодых ученых, посвященная памяти академика А.В.Снежневского

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А. Л.Журавлева

Весь календарь

Арт-терапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Арт-терапия включает в себя использование творческих техник, таких как рисование, рисование, коллаж, раскрашивание или лепка, чтобы помочь людям выразить себя художественно и изучить психологические и эмоциональные оттенки своего искусства. Под руководством сертифицированного арт-терапевта клиенты могут интерпретировать невербальные сообщения, символы и метафоры, часто встречающиеся в этих формах искусства, что должно привести к лучшему пониманию их чувств и поведения, чтобы они могли перейти к решению более глубоких проблем.

Содержимое
  • Когда это используется
  • Как это работает
  • Что ожидать
  • Что искать в арт-терапевте

Когда это используется

Арт-терапевты работают с отдельными лицами, парами и группами в различных условиях, включая частные консультации, больницы, оздоровительные центры, исправительные учреждения, центры для престарелых и другие общественные места.

Для успеха арт-терапии не требуется никакого художественного таланта, потому что терапевтический процесс заключается не в художественной ценности произведения, а скорее в поиске ассоциаций между сделанным творческим выбором и внутренней жизнью клиента. Художественное произведение можно использовать в качестве трамплина для пробуждения воспоминаний и рассказывания историй, которые могут раскрывать сообщения и убеждения бессознательного.

Арт-терапия может помочь при многих состояниях и переживаниях, в том числе:

  • Исследование эмоций
  • Проблемы с самооценкой
  • Стресс
  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Травма
  • Горе
  • Расстройства личности
  • Физические заболевания и инвалидность

Хотя арт-терапия полезна для многих людей, исследования неоднозначны; некоторые исследования продемонстрировали его эффективность, в то время как другие обнаружили небольшую пользу.

Как это работает

Арт-терапия основана на вере в то, что самовыражение посредством художественного творчества имеет терапевтическую ценность для тех, кто лечится или ищет более глубокого понимания себя и своего поведения. По данным Американской ассоциации арт-терапии, арт-терапевты обучены понимать роли, которые цвет, текстура и различные художественные средства могут играть в терапевтическом процессе, и то, как эти инструменты могут помочь раскрыть мысли, чувства и психологическое состояние человека. Арт-терапия объединяет психотерапию и некоторые формы изобразительного искусства как специфическую самостоятельную форму терапии, но также используется в сочетании с другими видами терапии.

Например, исследователи опросили пациентов арт-терапии с расстройствами личности и выявили пять преимуществ:

  1. Восприятие и самовосприятие: искусство помогло участникам сосредоточиться на настоящем моменте, определить свои эмоциональные реакции и соединить свои эмоции и осознание тела.
  2. Личная интеграция: они укрепили свою идентичность и самооценку.
  3. Регуляция эмоций и импульсов: они улучшили способность регулировать и контролировать эмоции.
  4. Изменение поведения: они научились изменять свои поведенческие реакции на себя и других, возможно, благодаря самонаправленному характеру художественного творчества.
  5. Проницательность и понимание: Они выразили свои эмоции и переживания словами.

Что ожидать

Как и при любой форме терапии, ваш первый сеанс будет состоять из разговора с терапевтом о том, почему вы хотите получить помощь, и изучения того, что терапевт может предложить. Вместе вы разработаете план лечения, который включает в себя создание какого-либо произведения искусства.

Как только вы начнете творить, терапевт может время от времени просто наблюдать за вашим процессом во время работы, не вмешиваясь и не осуждая. Когда вы закончите работу над произведением искусства — а иногда еще работаете над ним, — терапевт задаст вам вопросы о том, как вы относитесь к художественному процессу, что было легко или сложно в создании вашего произведения искусства и какие мысли или воспоминания, которые у вас могли быть во время работы. Как правило, терапевт спрашивает о вашем опыте и чувствах, прежде чем давать какие-либо наблюдения.

Арт-терапевты используют различные вмешательства; благодаря творчеству и инновациям они могут адаптировать свои методы к каждому отдельному клиенту. Арт-терапевты используют различные средства и модальности. Например, арт-терапевт может помочь пациентам построить глиняные конструкции членов своей семьи, участвовать в свободных ассоциациях о произведениях искусства или рассказать историю с помощью фотоколлажа.

Что искать в арт-терапевте

Арт-терапевт имеет как минимум степень магистра, как правило, по интегрированной программе психотерапии и изобразительного искусства в учебном заведении, аккредитованном Советом по аккредитации высшего образования (CHEA). Инициалы ATR после имени терапевта означают, что он или она зарегистрированы в Совете по сертификации арт-терапии (ATCB). Инициалы ATR-BC означают, что терапевт не только зарегистрирован, но и сдал экзамен на получение сертификата ATCB.

Также важно найти психотерапевта, с которым вам будет комфортно. Вы можете задать терапевту несколько вопросов, прежде чем приступить к работе с ним. Вопросы могут включать:

  • Как они помогут с вашими конкретными проблемами?
  • Имели ли они дело с этим типом проблемы раньше?
  • Каков их процесс?
  • Каковы сроки их лечения?
Ссылки

Веб-сайт Американской ассоциации искусств, по состоянию на 20 декабря 2016 г.

Slayton SC, D’Archer J, Kaplan F. Исследования результатов эффективности арт-терапии: обзор результатов. Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии. 22 апреля 2011 г.; 27(3): 108-118.

Стандарты образования магистров Американской ассоциации арт-терапии. 30 июня 2007 г. Эффективность арт-терапии у людей с расстройствами личности Кластер B / C: рандомизированное контролируемое исследование: журнал расстройств личности. август 2018 г.; 32(4):527-542.

Мэтью Чан, Уильям Бернард Рид-Варли, Сяодуо Фан. Творческая арт-терапия психических заболеваний: исследование психиатрии. май 2019 г.; 275:129-136.

Последнее обновление: 29.08.2022

Арт-терапия | Psychology Today

Источник: Мать и дитя Майкла Оливареса/mikozen.com

Когда я консультирую людей по поводу карьеры в области психологии, подавляющее большинство из них ищут работу, связанную с проблемами психического здоровья. Удивительно большое количество людей интересуются карьерой в арт-терапии. Этот тип терапии (также называемый терапией творческих искусств или терапией экспрессивных искусств) отличается от большинства других видов терапии тем, что средства общения с клиентом невербальные. Невербальный аспект арт-терапии считается критически важным для помощи тем людям, которые по какой-то причине не могут общаться вербально. Таким образом, арт-терапия использует искусство и творческий процесс для улучшения психического здоровья человека. Более полное определение арт-терапии дает Американская ассоциация арт-терапии. Арт-терапия — это интегративная профессия в области психического здоровья, которая сочетает в себе знания и понимание человеческого развития, психологических теорий и методов с изобразительным искусством и творческим процессом, чтобы обеспечить уникальный подход, помогающий клиентам улучшить психологическое здоровье, когнитивные способности и сенсомоторные функции. Арт-терапевты используют художественные средства и часто вербальную обработку созданных образов, чтобы помочь людям разрешить конфликты и проблемы, развить навыки межличностного общения, управлять поведением, уменьшить стресс, повысить самооценку и самосознание, а также достичь понимания. Обратите внимание, что этот веб-сайт является прекрасным ресурсом по многим темам, связанным с арт-терапией — ассоциация насчитывает более 5000 членов.

Источник: VOA/commons.wikimedia.org

Есть много способов, которыми терапевт может использовать арт-терапию со своим клиентом. Человек может нарисовать картину события или эмоции. Кроме того, в художественном проекте могут участвовать несколько человек, например, когда семья рисует картину вместе. В этих примерах терапевт наблюдает за законченным произведением; Терапевты обучены интерпретировать невербальные символы, выраженные в искусстве. Кроме того, в случае нескольких человек можно наблюдать, как группа взаимодействовала во время совместной работы. Нажмите здесь, чтобы просмотреть интересный сайт о различных упражнениях арт-терапии. Искусство, созданное в арт-терапии, может сильно различаться: картины, рисунки, фотографии, скульптуры — все это примеры художественного выражения. Наконец, очень важно отметить, что клиенты арт-терапевта не обязательно должны быть художниками, чтобы получить пользу от этого типа терапии. Как сказано в Американской психологической ассоциации об арт-терапии (см. URL-адрес ниже), «…цель не обязательно состоит в том, чтобы создать художественный шедевр, а в том, чтобы выразить себя».

Если вы заинтересованы в карьере арт-терапевта, вы должны сначала помнить, что эти терапевты обучены как искусству, так и терапии. Таким образом, важно различать кого-то, кто является арт-терапевтом, и психолога, который использует искусство при лечении клиента. Существуют специальные программы для выпускников, посвященные арт-терапии. Один веб-сайт, где можно найти эти программы, можно найти здесь.

Если вы не знаете, как поступить в аспирантуре в области психологии, занимающейся вопросами психического здоровья, посетите мой веб-сайт о карьере в области психологии.

Добавить комментарий