Наблюдение как метод исследования в психологии: Наблюдение как метод психологического исследования

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Что такое метод исследования включённое наблюдение и в чём его суть

Включенное наблюдение – это один из самых распространенных научных методов, который используется в основном в социальных науках (в том числе и психологии) для изучения поведения человека в реальных ситуациях. Ты, даже не имея психологического образования, вполне могла использовать его в студенческие годы и даже не знать точного названия.

В этой статье:

Понятие метода включённого наблюденияКак подготовить включенное наблюдениеКак провести включенное наблюдениеСбор результатовОценка наблюденияПреимущества и недостатки участия в наблюденииМетод психологического эксперимента

Новости СМИ2

Понятие метода включённого наблюдения

Фото автора KoolShooters: Pexels

В случае включенного наблюдения наблюдающий сам является частью события, например, как участник группового обсуждения. С его помощью можно изучить поведение человека в настоящих ситуациях, то есть результат будет более точным для специалиста.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что ты активно участвуешь в происходящем, несмотря на то, что находишься в позиции наблюдателя. Возможно принять участие в групповом обсуждении или в мероприятии, на котором необходимо понаблюдать за поведением конкретного человека или нескольких людей.

Это должно дать представление о поведении других. Особенно хорошо этот метод работает на психологических тренингах, но и на личных консультациях неплохо себя зарекомендовал.

Для этого нужно лично принимать участие в тех же мероприятиях, что и объекты изучения, и лично знакомиться с ситуацией. Но специалист наблюдает на определенном расстоянии.

Чтобы использовать включенное наблюдение в качестве метода для тезиса, психолог заранее выбираете определенные аспекты, которые хочет изучить и оценить в ходе своего эксперимента. Часто нет необходимости ничего документировать, но в исключительных случаях возможно создания протокола наблюдения, в котором записываете весь опыт.

Включенное наблюдение дает возможность:

  • анализировать необычное поведение, например, действия человека в кризисных и конфликтных ситуациях;
  • изучать отдельные аспекты действий, например, это может быть поведение детей на детской площадке;
  • помогает наблюдать за индивидуальным поведением.

В качестве примера можно рассмотреть исследовательский вопрос. Например, какие формы контакта можно наблюдать у школьников во время перемены? А методом будет пользоваться школьный психолог.

Это включенное наблюдение, потому что он активно играет с детьми и проводит с ними перерыв, чтобы лучше понять их чувства. Он анализирует и группу, и конкретных участников. В дальнейшем получится использовать эту информацию в работе с детьми. В процессе игры психолог обнаружит много вариантов контакта между школьниками.

Включенное наблюдение разделено на 4 основных этапа работы:

  • Подготовка.
  • Проведение наблюдения.
  • Сбор результаты.
  • Оценка наблюдения.

Как подготовить включенное наблюдение

Важно заранее тщательно спланировать весь процесс.

Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.

Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.

Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:

Фото автора Ksenia Chernaya: Pexels
  • во время действия,
  • после окончания наблюдения.

Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.

Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.

Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.

Как провести включенное наблюдение

Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.

Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.

Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.

Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:

  • Примечания.
  • Фото.
  • Видео или звукозаписи.

Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.

Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.

Сбор результатов

Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении. Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда.

Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.

Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.

Протокол наблюдения: пример

Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей).

Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.

Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.

Журнал наблюдений:

День наблюдения: вторник.

Начало наблюдения: 11.30.

Окончание: 11.45.

Фото автора cottonbro: Pexels

Юлия внимательно оглядывается по сторонам и спрашивает: «Хочешь поиграть, Даша?» Пока девочки играют в какую-то настольную игру, Юля активно что-то рассказывает подруге и подсказывает, как той играть.

Когда она снова смотрит на Дарью, обнаруживает, что за спиной стоит третья школьница и робко просит принять ее в игру. Юлия уверенно отклоняет просьбу коротким «Нет!» Указывает, что она этого не хочет.

И так далее.

Оценка наблюдения

Наблюдение оценивается путем анализа заранее созданного протокола наблюдения. Для этого можно кодировать ранее созданный текст протокола.

Процесс кодирования состоит из 2 простых шагов:

  • Установить коды.
  • Категории форм.

Сначала устанавливаются определенные коды, которые отражают основные темы наблюдения. Можно назначить им фрагменты текста.

Например:

Юля спрашивает: «Хочешь поиграть, Дарья?» – Намерение, включение

Другая девочка хочет знать: «Можно ли поиграть с вами?» – Инициатива, инклюзия

Затем сравнить все коды друг с другом и посмотреть, получится ли распознать категории более высокого уровня.

Теперь подвести итоги своих выводов, объяснив основные категории и их отношение к исследовательскому вопросу.

Преимущества и недостатки участия в наблюдении

Включенное наблюдение позволяет анализировать реальное поведение. Однако нужно хорошо знать его преимущества и недостатки, прежде чем использовать этот метод для своей работы.

Преимущества включенного наблюдения:

  • Психолог является активным участником действия и может уловить естественное поведение.
  • У него есть возможность открыть для себя ранее неизвестное.
  • Можно исследовать необычные события и повседневные дела.

Недостатки включенного наблюдения:

  • Это достаточно сложный метод исследования, который требует подготовки.
  • Специалист может влиять на ситуацию и фальсифицировать результаты.
  • Репрезентативность не может быть гарантирована.

Этот метод знаком многим, его элементы активно используются даже в повседневной жизни, но, если подходить тщательно, то процесс непрост и результаты не всегда однозначны.

Метод психологического эксперимента

Эксперимент в психологии является наиболее почетным методом исследования. Очень часто его используют в своей работе социологи. Под процессом эксперимента подразумевается опыт определенной группы в специально созданных условиях, в ходе которого экспериментатор имеет право вмешиваться во все действия группы, оказывать помощь при необходимости.

В течение эксперимента допускается изменения некоторых факторов, условий жизнедеятельности группы. Как правило, он в себя включает наблюдение, опрос, тестирование.

По способу проведения эксперименты бывают явные, когда человек в курсе, что он является соучастником исследования, скрытые, когда условия эксперимента никому не сообщаются, комбинированный, который в себе сочетает два предыдущих типа исследования.

Любой эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям:

  • Объективность данных, полученных в ходе проведенного опыта.
  • Надежность добытой опытном путем информации.
  • Пригодность в практической жизни полученных результатов. В противном случае, эксперимент является нецелесообразным.

Как и любой метод в психологии эксперимент обладает преимуществами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить:

  • Легко выбрать первоначальную точку для начала исследования
  • Всегда существует возможность повторить эксперимент
  • Метод позволяет менять условия, факторы проведение исследования

Минусами данного метода являются:

  • Психика человека представляет собой очень сложное явление для исследования опытным путем
  • Человеческая психика каждого отдельного индивида отличается непостоянством и уникальностью, то же самое можно сказать и о деятельности индивида.
  • Психика характеризуется спонтанностью, поэтому предполагать конечный результат очень трудно. Иногда непредсказуемый результат способен поразить самих исследователей и наблюдателей.

Делать общие выводы, опираясь только на данные эксперимента не целесообразно. Их надо коррелировать с результатами, полученными в ходе проведения других методов.

Организация проведения эксперимента

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Ни один из них нельзя пропускать, иначе исследование вообще может провалиться. Проведение метода требует тщательной подготовки.

  • Определение темы. Тема ограничивает круг исследовательских мероприятий. Определяет наличие конкретных проблем, предмет и объект исследования.

Самое главное, что надо сделать на этом этапе – поставить цель, прописать задачи, выбрать участников эксперимента. Проинформировать каждого члена исследования об условиях его проведения.

  • Работа с научной литературой по заданной проблеме. Основная задача познакомиться с исследованиями в данной области других психологов, с материалами на интересующую тему.
  • Определиться с методологией исследования, основными формами, специальными элементами и различными этапами будущего эксперимента.
  • Составить детальный план. Использование плана позволит выдвинуть экспериментальную гипотезу, предположить варианты поведения участников в конкретной ситуации. Структура плана зависит от сложности эксперимента. Порой он требует многочисленных денежных и временных затрат. Качество реального эксперимента напрямую зависит от технических и материальных параметров.
  • Непосредственное проведение эксперимента. Особенность этого этапа состоит в его непредсказуемости, поскольку психика отдельной человеческой личности реагирует по-разному на внешние и внутренние факторы. Поведение испытуемых часто также становится непредсказуемым и нелогичным в предложенных условиях.
  • Обработка результатов, сбор данных, полный анализ полученных результатов.
  • Выводы, подведение итогов, интерпретация результатов. Обычно этим и завершается исследование.

Несколько интересных психологических экспериментов из истории психологии

  • Эксперимент с куклой Бобо. В 60-ые гг. 20 в. широко обсуждался вопрос, какое влияние оказывают социальная среда, генетика и наследственность на развитие ребенка.

Альберт Бандура с целью изучения данной проблемы провел свой эксперимент над детьми.

 В эксперименте участвовало три группы детей. Его содержание заключалось в следующем. Первой группе показывали видео запись, где жестоко и очень агрессивно обращались с куклой. Второй – где с куклой играли, гладили и любили. Третья группа являлась контрольной.
Затем детей отправляли по комнатам вместе с куклой. Первая группа обращалась с куклой, как и на видео, очень жестоко. Вторая и третья – хорошо относились к кукле и просто играли с ней.

Результат исследования был таков: дети в большей степени зависят от социального поведения взрослых, нежели чем от наследственных факторов. Естественная среда формирует особенности мышления и мировосприятия ребенка.

  • Когнитивный диссонанс. Подобное состояние подразумевает модель поведения, которой свойственны противоречия. Отсюда происходит внутренних дискомфорт и непредвиденное поведение, спонтанные реакции, неадекватное отношение к окружающим.

Впервые это явление начал исследовать психолог Леон Фестингер. В рамках одного его исследования был проведен очень интересный эксперимент. Участие в нем принимали взрослые люди разного социального положения и уровня развития.

Испытуемых заставляли проводить множество скучных заданий, например, вращать колышко на столе и пр. Затем им платили от 1 до 20 долларов за то, чтобы они следующим участникам рассказали, какие тут проводятся интересные задания.

В конце всем участникам было предложено оценить задания. Те, кому заплатили всего 1 доллар, со своей стороны оценили задания как очень интересные, а те, кто получил 20 долларов, не скрывали правды и откровенно высказывались.

У первой группы выявилось ярко выраженное противоречие, которое в итоге заставило их соврать. В итоге был сделан вывод – данная группа людей находиться в состоянии длительного диссонанса, и выбор модели поведения зависит от внешних факторов.

  • Эффект Хоторна. Изучение человеческого поведения – обширная темя для исследования, которая не теряет своей актуальности до сих пор.

Ряд психологических экспериментов в 30-ых гг. 20 в. показал, что под наблюдением поведение человека значительно меняется в лучшую сторону, повышается его производительность труда. Это связано с тем, что человек начинает себя чувствовать особенным и готов выкладываться на 100%.

Наблюдательные исследования | Определение, типы, сильные и слабые стороны

Следите за тем, что я делаю, а не за тем, что я говорю, может быть хорошей подготовкой к наблюдательным исследованиям. Люди в фокус-группах или в опросах могут сказать что-то вроде: «Я всегда покупаю зеленые яблоки», но, возможно, при наблюдении они покупают менее дорогие яблоки или самые свежие на вид яблоки. Наблюдательное исследование позволяет исследователю увидеть, что на самом деле делают его испытуемые, сталкиваясь с различными вариантами выбора или ситуациями.

Термин относится к изучению неэкспериментальных ситуаций, в которых поведение наблюдается и записывается. Это также можно было бы назвать «что происходит или что она делает». Исследование классифицируется как неэкспериментальное, потому что переменные не контролируются и не манипулируются. Результаты носят как качественный, так и количественный характер.

Существуют различные типы наблюдательных исследований, и у них есть свои сильные и слабые стороны. Этот метод используется в маркетинге и социальных науках. Как указывалось ранее, переменные не создаются и не манипулируются. В естественном наблюдательном исследовании исследователь просто записывает то, что видит перед собой. Что их субъекты делают и как они взаимодействуют. Это может быть наблюдение за животными в дикой природе из-за слепых, покупателями в продуктовом магазине, студентами в классе или солдатами на поле боя. Другой тип — это включенное наблюдение, когда исследователь участвует и взаимодействует с субъектами, задавая вопросы (обычно неструктурированные), делая заметки, фотографии, рисунки и другие задачи по ведению записей. Тематические исследования и архивные исследования — две другие формы наблюдательных исследований. Тематические исследования обычно включают более глубокое изучение отдельного человека, группы или события и могут быть естественными или совместными. Архивация — это наблюдение за предыдущими данными, которые часто собирались и анализировались для другой цели.

Преимущество метода наблюдения в маркетинговых исследованиях заключается в том, что он менее гипотетичен, поскольку фиксирует то, что люди покупают, а не то, что, по их словам, они будут делать или уже сделали. Это также позволяет исследователям наблюдать за поведением людей, когда они сталкиваются с реальными дисплеями, выбором цен, а не предсказывать их поведение на основе опросов или ответов фокус-групп. Некоторые из недостатков связаны с человеческими предубеждениями, поскольку наблюдатель — человек со своими собственными предубеждениями. Кроме того, нельзя знать, о чем думает субъект, его средний план или процесс принятия решения. Например, выбрали ли они что-то, потому что просто торопились, действительно ли они видели этот дисплей, стоимость не имела значения, потому что они очень богаты. Желаемая демографическая ситуация может быть труднодостижима.

Программное обеспечение для качественных и смешанных методов, такое как QDA Miner, и инструмент для анализа текста, такой как WordStat, могут помочь в организации и анализе наблюдений. Программное обеспечение позволяет объединять множество обсервационных исследований по одному и тому же предмету, кодировать и количественно оценивать эти наблюдения. Возможности анализа текста WordStat помогают исследовать большие объемы архивных исследований.

Ссылки

S.J. Гроув, Р.П. Fisk-Journal of Academy Marketing Science, 1992. Методы сбора данных наблюдения для маркетинга услуг. Обзор

Прайс, Р. Джхангиани, И. Чант, А. Чанг, Д. К. Лейтон, К. Котлет Методы исследования в психологии. 2017. Глава 6.5 Наблюдательные исследования

Три описательных психологических метода исследования

Описательные методы исследования используются для определения того, кто, что и где происходит в человеческом поведении и других психологических явлениях.

Психологи и исследователи используют множество инструментов при изучении поведения людей и животных.

Описательные методы исследования в психологии предназначены для научного описания или объяснения того, что происходит, с кем и где, а не того, как и почему это происходит.

Этот тип исследования часто проводится в естественной среде и может предшествовать другим типам научных исследований, направленных на более глубокое изучение явления. Цель, согласно статье 2016 года, — найти «истину в последней инстанции».

В описательных исследованиях используются три основных метода, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Описательные методы исследования — это научные инструменты, используемые исследователями и психологами для сбора информации и описания особенностей поведения, паттернов и других явлений. Эти методы сосредоточены на том, кто, что и где, а не на том, почему или как.

В психологии описательные исследования часто используются для определения определенных моделей поведения или наблюдаемых черт. Поскольку описательные исследования, как правило, связаны с «голой правдой», они часто проводятся настолько естественно, насколько это возможно, без каких-либо манипуляций или переменных.

Описательное исследование может быть начальным шагом перед проведением двух других типов психологических исследований:

  • Корреляционное исследование: изучает две переменные одновременно и может использоваться для выявления закономерностей взаимоотношений
  • Экспериментальное исследование: определяет причину и следствие, подвергая одну группу воздействию определенной переменной, в то время как другая не подвергается воздействию переменной

Описательное исследование обычно не опирается на гипотезу и может быть более гибким, чем другие типы психологические исследования. Этот тип исследования может служить трамплином для дальнейших исследований, позволяя ученым собирать информацию, необходимую для формирования гипотезы. Затем эта гипотеза может служить основой для корреляционного исследования или формального эксперимента.

Ученые используют три метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

У каждого метода есть сильные и слабые стороны. Ученые могут предпочесть один метод другому в зависимости от типа информации, в которой они нуждаются, и от кого.

Метод наблюдения относится к ученым, наблюдающим за поведением животных или людей в естественных условиях. Исследователи могут использовать данные для выявления тенденций или закономерностей, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

Целью метода наблюдения является предоставление непредвзятого «моментального снимка» определенной группы населения в определенное время согласно обзору исследований 2020 года, в котором оценивается эффективность различных описательных методов исследования.

Однако для получения точных результатов этот метод следует применять осторожно. Если наблюдаемые субъекты знают, что кто-то наблюдает за ними, они могут почувствовать себя некомфортно и изменить свое поведение. Это иногда называют «эффектом Хоторна».

Тем не менее, есть несколько способов, которыми исследователь может смягчить эффект Хоторна, например, пытаясь слиться с наблюдателями настолько хорошо, чтобы наблюдатели не замечали исследователей, или говоря участникам, что они наблюдают что-то отличное от того, что они видят. собственно смотря.

Кроме того, исследователи могут также передавать предвзятость тем, кого они наблюдают, в результате чего участники корректируют свое поведение в соответствии с предвзятостью.

По этим причинам метод наблюдения может быть более точным для ученых, изучающих поведение животных, а не людей.

Тематические исследования обычно сосредотачиваются на отдельном человеке или небольшой группе людей и могут предоставить массу информации о чем-то очень конкретном в его естественной среде.

Целью этого метода исследования является предоставление подробной информации об обнаруженном явлении в природной среде. Например, исследователь может наблюдать за человеком или небольшой группой людей с редким заболеванием или признаком, чтобы получить данные об этом конкретном заболевании или признаком.

Такая точность может представлять как преимущества, так и риски для тематических исследований.

Вероятность того, что участники выйдут из исследования или откажутся продолжать работу с исследователями в этом типе исследовательского формата, может снизиться, что может повысить точность результатов тематического исследования.

И, несмотря на то, что тематические исследования должны собирать много информации о чем-то конкретном, ученые и исследователи все еще могут быть не в состоянии обобщить свои выводы для большей части населения. Таким образом, тематическое исследование может быть нерепрезентативным, что может сделать выводы ненадежными за рамками конкретного тематического исследования.

Одна из проблем тематического исследования заключается в том, что определение этого описательного метода исследования может широко варьироваться среди ученых, в разных дисциплинах и даже внутри них. Тем не менее, некоторые ученые предполагают, что тематические исследования могут и должны использоваться более широко, как утверждается в одной статье 2020 года.

Когда для оценки конкретной информации требуется большая выборка, лучшим инструментом исследователя может быть опрос. Цель опроса — получить представление о конкретном поведении среди большой группы людей.

Опросное исследование предполагает, что участники отвечают на вопросы исследователей с помощью анкет, виртуально или лично. Опросы могут оценить более широкий круг людей в своей выборке, чем тематическое исследование, но не могут предоставить такую ​​же глубину информации.

В качестве описательного метода исследования опросы могут иметь такие же неточности, как наблюдения. Участники могут изменить свои ответы, опасаясь или опасаясь того, как они могут быть восприняты.

Виртуальные и очные опросы

Онлайн-опросы могут быть более точными, поскольку участники не отвечают на вопросы интервьюера лицом к лицу. Однако из-за отсутствия интервьюера ответы не могут быть обсуждены сверх того, что было предоставлено.

Онлайн-опросы также могут иметь более низкую долю ответов.

Добавить комментарий