Психологическая готовность ребенка к школе, диагностика и компоненты психологической готовности к обучению в школе
Многие родители задумываются: как определить психологическую зрелость малыша и быть уверенными, что в свои 6, 7 или 8 лет он действительно готов учиться? Какие показатели говорят о психологической готовности ребёнка к школе и прогнозируют его успешную адаптацию?
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник. Ключевое слово в определении – «успешно», поскольку ценность начальной школы заключается не только в приобретении ребёнком новых знаний и навыков, но и в том, чтобы спустя несколько лет он не потерял интерес к учёбе и приобрёл уверенность в себе. Именно поэтому, говоря о критериях готовности, главным можно считать способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе. И вот что интересно: успешную учёбу не гарантируют умения малыша писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие важно, но это лишь один из компонентов школьной зрелости.
Компоненты психологической готовности к школе
Рассматривая школьную зрелость как комплексное понятие, психологи выделяют три составляющие: личностную готовность ребёнка к школе, волевую и интеллектуальную. «Первоклассники сталкиваются с разными проблемами, – поясняет школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Например, одни дети могут отставать в социальном плане: им трудно подчиняться правилам урока, у них беспокойное поведение. Другие – в интеллектуальном: не могут удержать внимание, не понимают основных понятий».
В этом случае многое зависит от педагога: если учитель находит подход к ребёнку, то постепенно ситуация выравнивается. А ещё не менее важно, по какой программе ведётся преподавание в начальной школе. Если программа, как образовательная система «Начальная школа XXI века», учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, делает процесс обучения не только познавательным, но и интересным, то уже с первых школьных дней будет заложена прочная основа будущих образовательных успехов ребёнка.
Расскажем подробнее о каждом из компонентов школьной зрелости.
- Личностная готовность
- Волевая готовность к школе выражается в способности ребёнка управлять собой, делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что требуется. Для ребёнка, собирающегося в первый класс, важен уровень так называемого произвольного поведения – сознательно контролируемого поведения с определённой целью.
- Интеллектуальную готовность к школе ещё называют интеллектуальной зрелостью. Развитые внимание, память, мышление важны для будущего первоклассника. Должен быть развит и фонематический слух, то есть способность слышать и различать все звуки речи. Именно благодаря развитому фонематическому слуху ребёнок может отличать «мишку» от «мышки», «дом» и «том», верно строить фразы и предложения, согласовывать падежные окончания, число и род разных частей речи, а также грамотно писать. Развитый фонематический слух необходим для успешного освоения школьной программы.
Какую роль играет самооценка?
Об одном из показателей личностной готовности – отношении к самому себе – стоит поговорить отдельно. Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.
«От самооценки ребёнка зависит многое: успешность в учёбе, общении со сверстниками, его отношение к миру и себе.
Что умеет ребёнок перед школой?
За успешную учёбу первоклассника во многом отвечают внимание, память и мышление. Именно благодаря развитой произвольности психических функций школьник осознаёт необходимость подчинения правилам, старается выполнить предъявленные ему требования, внимательно слушает и делает задания. Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:
- Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.
- Находит 10 отличий между картинками.
- Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.
- Находит подходящий фрагмент картинки.
- Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.
- За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).
- Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.
- Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.
- Запоминает ряд из 6 цифр.
- Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.
- Без труда подбирает логические пары предметов.
- Находит закономерности в логических цепочках.
- Определяет последовательность событий.
- Складывает картинку из 15 частей.
- Умеет обобщать.
Оценить готовность своего ребёнка родители могут, пройдя тест на нашем сайте.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Он разработан для дошкольников разного возраста, пройдя его вместе с ребёнком (но не вместо него!), вы сможете самостоятельно проверить уровень готовности малыша к школе и отметить у него формирование необходимых навыков.
Готов или не готов?
Что делать, если по ряду показателей школьной зрелости ребёнок не дотягивает?
«Если ребёнок не готов к школе, лучше подождать год, – уверена школьный психолог Александра Растопчина. – Да, можно научить ребёнка читать и писать, но вот отсидеть четыре урока неподвижно, внимательно слушая учителя, ему всё равно будет довольно сложно».
Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил.
Мария Березовская
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 — летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
- Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
3. Психофизиологическая готовность:
- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
- Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
- Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)
- Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
- Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу — нет».
В статье были раскрыты вопросы о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.
Источник: schoolng.narod.ru
Яркие горизонты | Подготовка к школе и эмоциональное развитие ребенка
Семьи часто обдумывают, что они могут сделать, чтобы повысить готовность своего ребенка к школе, особенно летом. Хотя может показаться заманчивым сосредоточиться на отдельных навыках, таких как математика или чтение, лучше рассматривать концепцию готовности к школе с целостной точки зрения; Эмоциональное развитие и социальные компетенции действительно так же важны, как и когнитивные навыки.
Воспитатели соглашаются. При опросе о важности подготовки к школе учителя были едины во мнении, что дети должны поступать в первый класс школы подготовленными к социальным и эмоциональным требованиям, а также иметь способность понимать более широкий язык и математические понятия.
Ключевым компонентом социально-эмоциональных навыков является способность детей действовать независимо. Детям необходимо выражать потребности и желания, делиться информацией, периодически ждать, вдумчиво задавать вопросы и отвечать на них. Дети также должны самостоятельно планировать свой день, например, посещать столовую, пользоваться туалетом, садиться и ездить на автобусе.
Подготовка детей с навыками подготовки к школе может быть легко интегрирована в ваши повседневные дела. Попробуйте добавить некоторые из этих событий в свой день:
Пишите короткие заметки своему ребенку. Заметки помогают детям увидеть, что письмо — это форма общения: это способ передачи информации, и связывает алфавит с его более широкой целью. Кроме того, учителя часто используют письмо, чтобы поделиться инструкциями и ожиданиями. Попробуйте оставлять ребенку за завтраком записки. Делайте свои заметки короткими и позитивными. Например, можно написать: «Хорошего дня. Или: «Сегодня после школы пикник». Начните с того, что прочитайте записку своему ребенку, и вскоре она будет читать ее вам.Помогите ребенку заказать себе еду в ресторане. Дети в школе должны быть уверены, что могут попросить то, что им нужно. Школьная столовая — это место, где детям нужно делать выбор и озвучивать свое мнение. Во время подготовки, когда вы едите вне дома, учите ребенка, пока он не почувствует себя комфортно, заказывая себе еду. Если у вашего ребенка есть вопрос о его заказе, предложите ему задать его. Ваша поддержка поможет ему обрести уверенность, чтобы говорить. Этот коммуникативный навык перенесется в его ежедневный школьный опыт.
Тренируйтесь ждать. Ждать тяжело. Но это также факт жизни. Школьные условия часто требуют, чтобы дети ждали своей очереди, пока учитель помогает другим. Начните интегрировать естественное время ожидания в свой день. Начните с очень короткого промежутка времени и постепенно увеличивайте его по мере готовности вашего ребенка. Например, если ваш ребенок просит помощи с заданием, попробуйте сказать: «Я могу помочь вам через минуту — дайте мне закончить здесь». Обязательно уложитесь в обещанные сроки. Берите ребенка с собой по делам, которые могут потребовать ожидания, например, забрать родственника с поезда или подождать в очереди в супермаркете. Поговорите со своим ребенком о стратегиях, которые помогают, когда вы ждете, и признайте, что это не всегда легкая задача. Избегайте использования электронных устройств, чтобы скоротать время, так как это не решение для вашего ребенка в школе.
Помогите ребенку ориентироваться и находить места. Чаще всего следующая школа вашего ребенка будет намного больше, чем ее нынешнее дошкольное учреждение или детский сад. Ей нужно будет чувствовать себя комфортно, чтобы найти туалет, автобусную остановку и другие места. Эту навигацию вы можете практиковать в своих ежедневных приходах и уходах. Начните со знакомого места, которое вы часто посещаете вместе. Например, в супермаркете попросите ребенка направить вас в молочный отдел. Постепенно укрепляйте доверие своего ребенка и попросите его направить вас в определенный магазин в торговом центре или, может быть, даже подсказать, как вы едете из детского сада домой. Все это поможет вашему ребенку чувствовать себя более уверенно, находя свой собственный путь в новой школе без вас.
Этот опыт может быть не первым, что приходит вам на ум, когда вы думаете о подготовке к школе. Однако овладение этими навыками повышает уверенность и эмоциональную готовность ребенка к вхождению в новую школьную среду. К счастью, этот опыт легко практиковать в течение дня, и он расширяет социально-эмоциональную компетентность на всю жизнь.
Подробнее по этой теме
- Узнайте о повседневных способах повышения уверенности и самоуважения в своих детях.
- Получите советы, как направлять своих детей, когда им нужно извиниться и простить других.
- Попробуйте эти занятия в продуктовом магазине вместе с дошкольником, чтобы весело и познавательно провести послеобеденное время.
Психологическая готовность ребенка к школе: критерии подготовки
Психологическая готовность ребенка к школе — уровень личностного, эмоционально-волевого, социального, интеллектуального и психофизического развития, необходимый для успешной адаптации к школьной жизни и эффективного обучения .Задача родителей – обеспечить комфортную образовательную среду, построить доверительные отношения с ребенком.
Помогите справиться с трудностями, похвалите за малейшие успехи и старания. Любить и принимать.
Признаки готовности детей к школе
Существуют основные представления о возрасте, в котором ребенок должен идти в первый класс. Как правило, это 7 лет, хотя иногда 6 и 8. Здесь важно обратить внимание на индивидуальные критерии психологической готовности ребенка к обучению в школе. Что это за критерии, давайте разберемся.
Личная готовность
Ребенок относится к школе положительно и серьезно. Он хочет ходить в школу, желание основано на академической мотивации. Дошкольников привлекает суть образовательного процесса (получение новых знаний), а не внешние атрибуты (портфель, яркие канцелярские принадлежности). Он реалистично представляет школьную жизнь, взаимодействие с учителями и сверстниками, не питает иллюзий по поводу бесконечных игр и веселья. Это важный критерий, так как он говорит о психологической готовности к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Дошкольник способен проявлять внутренние (волевые) усилия для выполнения не только интересных, но и скучных, рутинных задач. Ставит цель, разрабатывает план, справляется с трудностями, оценивает результат.
Шестилетний ребенок, сформировавший волевую готовность к школе, правильно пользуется учебными пособиями, демонстрирует высокий уровень письма, поддерживает порядок на парте. Умеет сосредотачиваться на задании, воспринимает речь учителя, контролирует свои импульсивные действия. Ребенок не кричит ответ с места, а поднимает руку и спокойно ждет, когда его спросят. Не вскакивает из-за парты, не ходит по классу во время урока, даже если устал или скучает.
См. также: Психология детей: как понять своего ребенка
Социальная готовность
Ребенок социально зрелый и готов к роли школьника, если он стремится общаться со сверстниками, участвовать в общих играх, следить за правила и обычаи, принятые в детских коллективах. Он умеет выполнять требования учителя, знает о школьной субординации, об уважительном отношении учителей и учеников друг к другу.
Дошкольник контролирует свои эмоциональные порывы, может слушать других, не перебивая. Он способен конструктивно разрешать конфликты, вести себя социально приемлемо в спорных ситуациях.
Интеллектуальная готовность
На интеллектуальную зрелость влияют не только полученные знания, но и соответствие психического развития, функций мозга возрастным критериям.
Развитие логического мышления. Ребенок умеет подбирать обобщающее понятие к словесной цепочке, перечислять сходства и различия предметов, устанавливать логические связи между явлениями, группировать предметы по сходным признакам.
Базовые знания математики и окружающего мира, навыки чтения.
Дошкольник считает до 10 и обратно, решает примеры на сложение и вычитание в пределах десятка. Знает графическое изображение чисел, умеет их записывать.
Знает наиболее распространенных животных, птиц, насекомых. Он ориентируется по временам года, дням недели, времени суток. Он называет страну, в которой живет, ее столицу. Помнит свой адрес.
Дошкольник знаком с буквами: как они произносятся и пишутся. Некоторые дети к школе осваивают слоговое чтение, хотя это не считается обязательным требованием к будущему первокласснику.
Для готового к школе ребенка характерна концентрация внимания в течение 15 минут. Он может понять задачу и четко следовать инструкциям при ее выполнении.
Психофизиологическая готовность
Учитываются рост, вес, мышечный тонус, состояние нервной системы, зрение, слух, общее состояние здоровья. Связная устная и письменная речь, мелкая моторика.
Дошкольник умеет резать ножницами, уверенно и правильно держит ручку и карандаш. Ориентируется в пространстве, знает понятия верх-низ, право-лево. Он может четко и последовательно излагать свои мысли, пересказывать сюжет книги или фильма.
Как подготовить ребенка к школе: 10 советов родителям
1. Учитывайте уровень развития , характер, физиологические и психологические особенности, познавательные способности ребенка, когда требуете от него аккуратности, ответственности, усидчивости . Эти качества формируются постепенно.
2. Начните с малого. Пусть дошкольник привыкнет самостоятельно готовить одежду, в которой он завтра пойдет в сад. Постепенно увеличивайте время учебных занятий, расширяйте сферу ответственности. Будьте терпеливы, поддерживайте и хвалите ребенка. Давление, неоправданно завышенные требования и наказания приведут к тому, что ребенок заранее возненавидит школу и весь процесс обучения.
3. Пусть ребенок ошибается. Учите конструктивному отношению к неудачам в рамках обучения. Не ругайте за ошибки, а помогайте дошкольнику их найти и исправить.
4. Важно нагрузка посильна , задания следуют от простого к сложному и ребенок может с ними справиться. Слишком сложные упражнения снизят учебную мотивацию, создадут у дошкольника ощущение неудачи. Не спешите выполнять задание за ребенка, иначе у него сложится впечатление, что он сам ни на что не способен и пытаться бессмысленно.
5. Будьте чуткими к трудностям ребенка , при необходимости обращайтесь к психологам, логопедам, педагогам. Попробуйте решить задачи с общением, речью, мышлением, координацией, восполните пробелы в знаниях до поступления в первый класс. Не ждите, что в школе ребенок сам «научится» и «догонит». В первом классе некогда будет «убирать хвосты» из-за адаптационной и учебной нагрузки.
6. При подготовке к школе оставьте место в жизни ребенка для игр , развлечений, сюрпризов. Пусть у него не возникает ощущения, что «детство закончилось» и теперь его ждут солидные обязанности и уроки. Хорошее настроение и позитивный настрой не менее важны, чем знания и навыки.
7. Приучите ребенка к распорядку дня школьника: ложиться спать и вставать в одно и то же время, уделять достаточно времени сну и прогулкам на свежем воздухе. Постепенно увеличивайте время занятий, на которых нужно сидеть, внимательно слушать, выполнять инструкции. Если ребенок крутится, пытается встать — дайте ему немного отдохнуть, проведите физкультурную минутку.
8. Организуйте дома комфортную развивающую среду. Обеспечить свободный доступ ребенка к пластилину, карандашам и краскам, книгам. Мягко настаивайте на том, что поддержание канцелярских принадлежностей в порядке является обязанностью ребенка.
9. Обратите внимание, как ребенок справляется со своими эмоциями: выражает гнев, делится радостью. Научите его экологичному выражению эмоций. Если в 6-7 лет дошкольник не может себя контролировать, закатывает истерику из-за того, что ему не купили игрушку, бросается с кулачками на детей и взрослых при малейшем недовольстве — это повод насторожиться и обратиться к психолог.
10. Формировать положительное отношение ребенка к школе. Расскажите о своем детстве, любимых предметах и учителях, дружбе с одноклассниками. Вспомните забавные случаи. Развейте страхи дошкольника: за двойки его не поругаешь, всегда защитишь и поможешь.