Психологическая структура сознания: Структура сознания

7.1. Психологическая структура сознания — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.1. Психологическая структура сознания

  Сознание представляет собой многомерное образование. В психологии существуют разные подходы к выделению образующих сознания.
  Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду.
  Оригинальный подход к разработке проблемы бессознательного и сознания предложен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую “внеприборную реальность”, не охватываемую естественными науками, науками о пространственно протяженных объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической, в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.


  Семантический мир — мир бессознательного — раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементам, над которыми строятся логические конструкты.
  Сознание и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления “сознания вообще”, где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлексивное сознание.
  Бытийный и рефлексивный слои сознания.
  Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
  Значение. Понятие значение фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.

Структура сознания по В.П. Зинченко

  В культуре исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.
  Смысл. Это понятие в равной мере относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Она указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию. Сознание есть не только знания, но и отношения. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершаемые процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно её продумать.

  Осмыслить значение — это значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять её на вооружение или отказаться от неё, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
  Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин “ткань” в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.

  Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.п.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчётливом переживании человеком “чувства реальности”. В случаях нарушений восприятиявнешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации — в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.
  Бытийный и рефлексивный слои сознаний находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. А бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе её истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

Радиальная структура сознания //Психологическая газета

Радиальная структура сознания (РСС) — концепция строения и деятельности онтического единства рационального и внерационального, персонального и трансперсонального. В соответствии с этой концепцией бессознательное — неотъемлемая, более того, фундаментальная, доминирующая, структурирующая и смыслопорождающая компонента сознания. Важнейшие функции сознания — от простых (рецепция, мышление, рефлексия), до высших (самопознание, самоконтроль, самоактуализация) — опираются на априорные паттерны, содержания, механизмы и процессы бессознательного.

Сознание индивида  — манифестация / автономная часть тотальной психической реальности — может быть — и зачастую бывает — терминологически отделено от бессознательного. Тем не менее, опирающееся на поле сознания (но не тождественное ему) Эго составляет неразрывное целое с бессознательным и — через трансперсональное поле — с интегральной совокупностью всех форм и уровней психического.

«Исходный материал» концепции — описание психики, разработанное аналитической психологией К. Г. Юнга, классификация трансперсональных переживаний С.Грофа, “Спектр  сознания” К. Уилбера, дискретно-континуальная модель  В. В. Налимова и радиально-тангенциальные представления Тейяра де Шардена, восходящие к Платону и Плотину.

РСС существенно отличается от своих предшественниц: Гроф классифицирует содержание переживаний, К. Уилбер рассматривает уровни самоидентификации личности. Ни тот, ни другой не ставят проблему дифференциации способов мышления, решая которую, В. В. Налимов определяет два из трех фундаментальных состояний сознания как дискретное и континуальное. В его статье, посвященной разработке «вероятностной (дискретно — континуальной) модели» сознания, как и в других работах, упоминается «семантический вакуум». Тем не менее, В. Налимов не выделяет его как особую психическую реальность. Кроме того, “термины” дискретное и континуальное — скорее научные метафоры чем символы (как, впрочем и иные описания) — позволяют лишь понять (почувствовать) о чем идет речь, и не могут быть адекватными дефинициями обозначаемого.

Р. Джан и Б. Данн называют “волновым”, в противовес “корпускулярному”, У.Джемс “потоками” и “полями” то, что В.Налимов имеет в виду под “континуальным”. “Континуальное” можно толковать как “континуальную реальность” или “континуальное восприятие”. Только первое толкование может быть приемлемым. Второе — нежелательно, ибо континуальное восприятие семантического поля с находящимся на нем множеством точек или участков семиотически фиксированного смысла не даст, к примеру, иного значения кроме “сумерки” для “пресветлой тьмы” Дионисия Ареопагита.

К радиально-тангенциальным описаниям (не имеющим, казалось бы, прямого отношения к сознанию и, тем более, его топографии) Тейяр де Шарден прибегает дважды. Во-первых, когда необходимо выделить радиальную, стратегическую движущую силу эволюции, которая, вопреки тангенциально — естественному стремлению к равновесию и простоте приводит к  усложнению физических и биологических систем, причем система высшего порядка принципиально, до неузнаваемости отличается от конструирующих ее  систем порядка низшего.

Во-вторых, когда речь идет о “единственной интелектуально приемлемой и мистически удовлетворительной форме пантеизма”, в которой  все элементы восходят к Центру Центров Омеге и завершаются в нем. В первом случае радиальное является синонимом Божественного участия в процессах физического плана бытия. Во втором радиальна связь Божественного и тварного. Ту же совокупность влияния и соотнесенности имеет в виду Плотин, когда пишет о системе радиусов, берущих начало в Первоедином.

В аналитической психологии Самость — тотальный, беспредельный и, несмотря на свою данность, рационально непознаваемый психический мир. Эго – часть самости, ограниченная соматическим фактором, опирающаяся на поле сознательных представлений. Бессознательное разделено на два слоя – личное и коллективное. Личное бессознательное содержит вытесненные воспоминания и тягостные переживания, латентные перцепции, фрагменты, формирующиеся, но еще не созревшие для сознания. Коллективное бессознательное — хранилище архетипов — априорных форм психики — глубинный источник как сознательных представлений, так и смыслопорождающей способности сознания.

Архетип – глубинная структура бытия, трансцендентная по отношению ко всякой эмпирической реальности, проявляется в сознании в качестве паттерна символических форм, а в психической деятельности – как автономный комплекс, фактор, формирующий и направляющий потоки психоэмоциональной энергии, порождающий проекции и скрывающийся за ними. В процессе индивидуации (поиска душевной гармонии, единства сознания и бессознательного, главный фактор, обуславливающий позитивность изменений (трансформации) психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации) содержание архетипа ассимилируется сознанием и реинтегрируется в психику индивида; архетип становится «психопомпом», способствующим освоению глубин бессознательного. РСС отображает те же регионы, что и аналитическая психология Юнга. Однако в юнгианской концепции точка сборки, фокусировки, «начало координат» — центр Эго (Я — сознание). Зона предельной интеграции самости, единая психофизическая реальность, Unus Mundus – по Юнгу – бесконечная периферия Я-сознания.

РСС может быть получена из аналититико-психологической карты внутреннего пространства преобразованием координат, меняющим местами центр и периферию.

В концепции радиальной структуры сознание — сфера с тремя областями: центром, промежуточной, периферийной. Эти области (регионы психики) соответствуют трем фундаментальным составляющим (нулевому, континуальному, дискретному) и трем содержаниям (абсолютному, символическому, дискурсивному) мышления. Конус индивидуального сознания берет начало в центре и, обособляясь по мере приближения к периферии, пронизывает все области сферы. Его поверхностная проекция (искаженное и едва различимое отображение Самости в дискурсивном слое) подобна сфере в целом и отличается от нее размерностью. «Измененные» состояния сознания — внутренние путешествия — фокусировки психики индивидуума в той или иной точке (области) конуса (сферы). Путешествия совершаются как по радиальным (устремленным к центру) так и по тангенциальным траекториям (вдоль сферических поверхностей). При тангенциальном перемещении путешественник в той или иной мере трансцендирует пределы материального мира, времени, места и личности без перемены паттернов восприятия и структуры состояния. В радиальных погружениях — мистических состояниях и глубокой медитации, «можно познать мир, не выходя со двора» (Лао Цзы).

Центр ( = Абсолют = Первоединый = Омега = Mind = Сверхпустота / шунья = Брахман) Unus Mundus алхимии и аналитической психологии, εσμ онтопсихологии — высшая зона сознания, бесконечно малая центральная точка сферы и бесконечное, бесконечномерное, везде и нигде пребывающее, неизмеримое и неисчислимое бытие. Неопределимая по сути своей реальность Центра не может быть отнесена ни к физическому ни к психическому миру, однако является конструктивной основой (Уилер) и источником энергии образования и преобразования (Тейяр де Шарден) обоих миров. Не предусмотренное психологическим подходом утверждение абсолютного онтологического статуса Центра необходимо в междисциплинарной концепции радиальной структуры сознания. Психофизический (вне-психический и вне-физический) Центр трансцендентен по отношению к пределам личного, пространственно-временным соответствиям, каузальным связям. Нулевое состояние и абсолютное мышление центральной зоны едино, монолитно, сверхсущностно, неизменно, беспрецедентно, не имеет аналогий и не допускает компоновки с иными состояниями и реалиями психики, включая в себя, однако, любую реальность — как физическую, так и психическую.

В промежуточной зоне, соответствующей коллективному бессознательному Юнга и трансперсональному участку спектра Уилбера, по мере приближения к центру, доминирует континуальное состояние сознания. Символическое мышление, погружаясь в “потоки сознания”, взаимодействует с мана, пневмой, праной, ци, участвует в синхронных и психотропных явлениях.

Периферийному слою соответствует отличное от континуального, но не противопоставляемое ему дискретное состояние. Дискурсивное мышление, предстающее в некоторых рассмотрениях самодостаточным, автономным и приоритетным, «происходит» (Джемс) под воздействием глубинных областей.

Использование радиальной концепции символического отображения структуры психики открывает исследователю и практику уникальные возможности:

— представить психическую деятельность как единый, эволюционирующий процесс взаимодействий регионов и субъектов психики и выявить закономерности этих взаимодействий;

— методологически обосновать модель фундаментальных взаимоотношений физической и психической реальности;

— разработать методики исследования и коррекции психологического климата социальной группы и социума в целом, основанные на рассмотрении взаимопонимания и межличностных отношений как следствий уровня = глубины личностного развития;

— изучать и разрабатывать психотехнологии, направленные на восстановление психической целостности и самоактуализацию;

— получить критерии исследования измененных состояний сознания (ИСС) и, с другой стороны, использовать ИСС (перефокусировки сознания, внутренние путешествия в ту или иную область) как надежный инструмент исследований самой психики.

ЛИТЕРАТУРА

Гроф С. “Путешествие в поисках себя”, М. 1994.
Джан Р., Данн Б. “Границы реальности”, М, 1995.
Джемс У. “Научные основания психологии”, СПб 1902.
Налимов В.В. “Непрерывность против дискретности в языке и мышлении”, Тбилиси 1978
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. “Вероятностная модель бессознательного” //Психологический журнал, 1984, т.5 N 6.
Платон «Тимей» С. с. в 4 тт, т3, М, 1994.
Плотин. Избранные трактаты. М, 1994.
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека” М, 1987.
Тейяр де Шарден П. “Божественная среда” М, 1992.
Уилбер К. “Вечная психология: спектр сознания”// в сб. “Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности”, М. 1990.
Уилбер К. “Никаких границ”, М., 1998.
Юнг К.Г. “Психология бессознательного”, М. 1994
Юнг К.Г. “Структура психики и процесс индивидуации”, М. 1996
Работа выполнена при поддержке РГНФ

Опубликована: Проективный философский словарь. СПб, «Алетейя», 2003, стр. 341-345.

Студия творческой игры

Геннадий Михайлович Бревде — психолог-консультант, специалист по квантовой физике, кандидат философских наук, официальный преподаватель Профессиональной психотерапевтической лиги, трансперсональный психотерапевт единого реестра Европейской трансперсональной ассоциации, проректор Международного института интегративной психологии. 

когнитивная психология — Имитирует ли структура сознания структуру зрительного процесса?

спросил

Изменено 9 лет, 4 месяца назад

Просмотрено 335 раз

$\begingroup$

Мне кажется, что структура сознательного разума имеет большое сходство с тем, как функционирует наше поле зрения. Поле зрения имеет сильное и детальное сосредоточиться в центре, и это то, что обычно привлекает наше внимание, в то же время визуальное разрешение уменьшается наружу от этого центр и его содержание занимает меньше нашего внимания, до такой степени, что наше периферийное зрение будет предупреждать нас о движениях, но оно мало что может сделать. с тем, что мы осознаем сознательно.

Это похоже на то, как мы думаем. У нас есть центральный фокус, которая является сознательной мыслью, но этот объект мысли имеет много ассоциации или связи с другими объектами мысли, и они образуют кольцо вокруг фокуса, вне поля зрения (т.е. в непосредственном бессознательном зона). Эти первичные ассоциации также имеют свои собственные ассоциации которые образуют вторичное кольцо, более глубокое в бессознательном, с дальнейшим кольца, расширяющиеся наружу, представляющие уменьшающиеся уровни действия потенциал.

Мне кажется логичным, что сознательный разум будет скопирован с функциональная модель поля зрения, которая намного старше и более фундаментальный.

Итак, мой вопрос: Имитирует ли структура сознания структуру зрительного процесса?

  • когнитивная психология
  • зрение
  • сознание
$\endgroup$

$\begingroup$

Вы описываете наблюдение столь же старое, как и Фрейд, где он разделил человеческий опыт на три уровня примерно по тем же принципам, что и вы. сознательное как то ясное и нечеткое понятие, которое дает вам ощущение внимания, осознания и себя. предсознательный как уровень, находящийся за пределами вашего текущего осознания, но который может легко всплыть в ваше сознание. Наконец, бессознательное , которое представляет собой уровень, не имеющий аналогии в видении: он соответствует переживаниям, которые не могут прийти в ваше сознание, но все же влияют на ваше поведение.

К сожалению, это соответствие не выходит за рамки аналогии по нескольким причинам. С точки зрения интроспекции — старейшего и, возможно, до сих пор единственного надежного метода изучения сознания — неясно, как можно отличить визуальное ощущение присутствия стимулов от сознательного. В частности, совсем не ясно, что опыт, который вы описываете как визуальный, является артефактом зрительной системы, а не самим сознанием. Причина полагать, что это особенность сознания, а не зрительной системы, заключается в том, что вы испытываете одни и те же ощущения при слухе, осязании и, в меньшей степени, при обонянии.

Переход на научную базу гораздо сложнее, в частности, вы пишете:

Мне кажется логичным, что сознательный разум будет строиться по образцу функциональной модели поля зрения, которая намного старше и фундаментальнее.

Мне это кажется необоснованным утверждением. Хотя у нас есть некоторые неврологические модели сознания, ни одна из них не находится на том уровне, на котором мы можем начать датировать их в эволюционном масштабе.

$\endgroup$

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но никогда не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания и подтверждаете, что прочитали и поняли нашу политику конфиденциальности и кодекс поведения.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Оценка ответа IgG против слюны, характерного для переносчиков малярии Anopheles, у детей в возрасте до пяти лет, наблюдаемых в медицинских учреждениях в районах с низкой и высокой устойчивостью к инсектицидам в Южном Бенине()

    Токпоннон Т. Филемон, Оссе Разаки, Нукпо Герберт, Легба Тибо, Кукпо Зинсу Коме, Оке Мариам, Фассину Арсен, Акакпо Эвелин, Фассину Гектор, Падону Хиль Жермен, Рему Франк, Кинде-Газар Дороти, Акогбето Мартин

    Достижения в области инфекционных заболеваний Том 13 № 2, 9 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/помощь.2023.132025 2 загрузки  21 просмотр

  • Расширенный комплекс фолликул-бороздка-трещина является ранним предупредительным признаком старения кожи лица: улучшение за счет применения Galactomyces Продукт для кожи, содержащий ферментный фильтрат ()

    Кукидзо Миямото, Бандара Диссанаяке, Шеналь Ванигасекара, Кейсуке Фуджи, Сянхун Ян, Масутака Фуруэ

    J. of Cosmetics, Dermatological Sciences and Applications Vol. 13 No.2, 9 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/jcdsa.2023.132010 1 загрузок  18 просмотров

  • Статистические методы и честность выборов: выборы 2022 года в Бразилии()

    Ари Хорхе Агиар Ногейра

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 9 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142039 7 загрузок  40 просмотров

  • «Незначительный подрывной элемент»: размышления о юношеской траектории детей боевиков военно-гражданской диктатуры Бразилии ()

    Ана Луиза Феррейра да Силва, Рита де Кассия Соуза Табоса Фрейташ

    Beijing Law Review Vol. 14 No.2, 9 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142038 1 загрузок  21 просмотров

  • Применение схемы клинического ухода в перилечебный период иммуноадсорбционной терапии при ревматических иммунных заболеваниях ()

    Ли Ван, Фан Фан, Янруй Рен

    Медицина Янцзы Том 7 № 2, 9 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/ym.2023.72009 1 загрузок  25 просмотров

  • Эпидемиологические и терапевтические аспекты акушерских свищей в 2021 г.: обзор 97 случаев в Ведомственном университетском больничном центре Боргу и Алибори в Бенине ()

    Махубло Винаду Вудуэ, Жан де Дьё Юнга Фома, Коку Исидор Гандахо, Матьё Зессаху Какпо, Седжро Рауль Атаде, Био Таму Самбо, Нуэссева Фанни Мэрилин Хонкпоноу, Кабибу Салифу

    Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 № 6, 9 июня 2023 г.

Добавить комментарий