Психологические барьеры в общении – Барьеры общения и пути их преодоления

Содержание

Содержание

Введение

1.
Психологические барьеры в общении.

1.1.
Коммуникативная депривация.

1.2.
Функции
психологических барьеров.

1.3.
Пути преодоления психологических
барьеров.

Список
используемой литературы.

Введение

Проблема
трудностей межличностного общения
привлекает в последнее время все большее
внимание специалистов. Согласно
выполненным исследованиям затрудненное
общение
представлено разнообразными
характеристиками. Столь же многообразны
в научной литературе и попытки
классификации трудностей общения
и вызывающих их причин.
Под психологическими
трудностями общения
следует понимать нарушения контактов
и хода взаимодействия партнеров, вплоть
до их разрыва, когда общение
складывается неблагоприятно, и партнеры
(или один из них) испытывают эмоциональное
неблагополучие, напряжение, что
сопровождается дезадаптацией поведения.

Под барьерами
общения
подразумевают те многочисленные факторы,
которые служат причиной конфликтов или
способствуют их появлению. Ведь у
партнеров по общению
часто разные, нередко и противоположные
желания, стремления, установки, характеры,
манеры общения,
разное самочувствие. Чтобы научиться
успешно преодолевать такие психологические
барьеры,
необходимо вооружиться элементарными
знаниями сущности потребностей,
характеров, установок, темпераментов.

  1. Психологические барьеры общения.


БАРЬЕР
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ


внутреннее препятствие психологической
природы (нежелание, боязнь, неуверенность
и т.п.), мешающее человеку успешно
выполнить некоторое действие. Часто
возникает в деловых и личных взаимоотношениях
людей и препятствует установлению между
ними открытых и доверительных отношений
[1].

Существуют
так называемые психологические барьеры
общения, когда «недостаточная рефлексия
и низкая критичность по отношению к
себе мешают понять человеку другого.
Человек чувствует дискомфорт, тревожность,
нервозность, возникают следующие
барьеры:


«барьер» несовпадения установок;


«барьер» сужения функции общения;


«барьер» негативной установки;


«барьер» прошлого негативного опыта
общения, в результате собственных
неудач;


«барьер» боязни ошибки;


«барьер» подражания;


«барьер» отсутствия контакта.

Под
барьерами
общения

подразумеваются те многочисленные
факторы, которые служат причиной
конфликтов или способствуют им. С
психологическими барьерами чаще всего
приходится сталкиваться. Ведь у партнеров
по общению часто разные, а нередко и
противоположные желания, стремления,
установки, характеры, манера общения
и, наконец, разное самочувствие. Каждый
из этих факторов может стать препятствием
на пути к взаимопониманию, породить
взаимное недовольство, а то и конфликт.
Чтобы успешно преодолевать личностные
барьеры, следует вооружиться хотя бы
элементарными знаниями о сущности
потребностей, характеров, установок,
эмоций и т.д.

В
общении необходимо сопоставлять желания
свои и партнеров по общению, ибо, если
они противоположны и принципиальны,
возникает реальная угроза конфликта.

Трудности
общения могут быть рассмотрены с позиций
различных отраслей психологии:


общей;


возрастной и педа­гогической;


социальной;


психологии труда;


юридической и медицинской;


психологии индивидуальных различий.

Во
время общения у его участников наблюдаются
различ­ные состояния, у каждого из
них проявляются те или иные психические
свойства личности. Таким образом, стоя
на по­зициях общей психологии, можно
исследовать типичные для всех нормальных
людей феномены общения, закономерности
и механизмы его протекания, и выявлять
трудности общения, то есть те характеристики
психических процессов, состояний и
свойств личности, которые, объеди­няясь,
имеют своим следствием взаимодействие
людей, не отвечающее критериям
психологически оптимального об­щения.

А
какое же общение считается психологически
оп­тимальным? Психологически
опти­мальное общение

имеет место тогда, когда в нем
осущест­вляются цели участвующих в
нем людей в соответствии с мотивами,
обусловливающими эти цели, и с помощью
та­ких способов, которые не вызывают
у партнеров чувства неудовлетворения.
При этом было бы ошибочно полагать, что
психологиче­ски оптимальное общение
— это непременно своеобразное слияние
умов, чувств, воли его участников.
Психологически оптимальным может быть
и общение, в котором партнерам удается
сохранить желаемую для каждого из них
субъектив­ную дистанцию.

Поскольку
общение — это взаимодействие, по крайней
мере, двух людей, то трудности при его
протекании (имеют­ся в виду субъективные)
могут быть порождены одним участником
или сразу обоими. И следствием их обычно
оказывается полное или частичное
недостижение цели, неудов­летворение
побуждающего мотива или же неполучение
желаемого результата в той деятельности,
которую общение обслуживало.

Конкретными
психологическими
причинами

этого мо­гут быть:


нереальные цели;


неадекватная оценка партнера, его
способностей и интересов;


неверное представление сво­их
собственных возможностей;


непонимание характера оценки и отношения
партнера;


употребление не подходящих к данному
случаю способов обращения с партнером.

При
изуче­нии трудностей общения существует
опасность сведения их многообразия
только к неудобствам, связанным с плохим
владением техникой взаимодействия, или
к сложностям, возникающим из-за слабого
развития социально-перцеп­тивных
функций. В действительности же эта
проблема при­обретает глобальный
характер и охватывает фактически все
аспекты общения.

Среди
личностных образований, детерминирующих
по­становку целей, выделяют мотивацию
обще­ния, которая обусловливает
трудности межлюдского взаи­модействия.
Характер рассматриваемых нами трудностей
во многом зависит от содержания или
направленности мотива­ции; ее влияние
проявляется в нарушении какой-либо из
функций общения (перцептивной,
коммуникативной и интерактивной).

Коммуникативный
барьер в общении связанный с возрастным
различием.
В
этих трудностях, связанных с возрастом
общающихся, надо обязательно видеть и
изучать общее, особенное и еди­ничное,
относящееся непосредственно к
психологическим характеристикам каждой
возрастной группы, и делать по­правку
на то, где и почему они возникают у
ребенка, подро­стка, юноши, девочки,
девушки, взрослых мужчины и жен­щины,
у пожилых и стариков. И особое внимание
надо обра­щать на зависимости между
типичным для каждого возраста уровнем
развития психических процессов и свойств
лично­сти, к постижению дру­гого
человека с помощью интуиции.

Коммуникативный
барьер
в
общении

с группами.
В
общении перед нами всегда малая группа,
члены которой по своим общим жизненным
установкам, по положению, которое каждому
из них хотелось бы занимать в группе,
по пониманию роли партнера в их совместном
взаимодействии и по обращению с ними
могут стоять и часто стоят на диаметрально
противоположных позициях. Естественно,
все это не может не вызвать трудности
в их общении, а порой не породить и
конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать
влияние, которое оказывает на общающихся
их окружение.

Это
окружение может быть по-разному значимым
для них. И они (один или сразу оба) могут,
взаимодействуя, «петь не своим голосом»
и подстраиваться к мнению авторитетных
для них групп лиц или отдельных людей.
Нужно так же иметь в виду, что в условиях
неофициального общения в малой группе
за каждым членом иногда очень прочно и
надолго закрепляется определенная роль
(напри­мер, «критикана», «громоотвода»,
«мальчика для битья» и т. д.). Это ведет
к тому,
что
у всех других членов группы по
от­ношению
к ним формируются более
или
менее стойкие сте­реотипы восприятия,
эмоционального отношения и обра­щения.
И как следствие — у них возникает
своеобразная сле­пота
и глухота к попыткам людей выйти из
рамок порой навязанной им роли и
заговорить с членами группы о проб­лемах,
не сопрягающихся со
сложившимся
«имиджем» каж­дого.

Установлено
также, что трудности общения, ис­пытываемые
руководителями, порождают неготовность
к сотрудничеству. В качестве ключевых
выделяются такие ти­пы трудностей
общения руководителей, в которых
фиксиру­ются прежде всего нарушения
инструментальной и социаль­но-психологической
функций общения, поскольку именно они
«обслуживают» совместную управленческую
деятель­ность. В структуре совместной
управленческой деятельно­сти выступают
три группы трудностей общения.

Первую
группу

составляют трудности, связанные с
про­цессом вхождения личности в
группу. Они могут характери­зоваться
следующими личностными особенностями
руково­дителей: неприятие другого
человека, отсутствие интереса к нему,
замкнутость, внутренняя скованность,
несдержан­ность.

Во
вторую
группу

входят трудности общения, связанные с
развитием отношений, групповых процессов,
с группооб­разованием, сохранением
группового единства для руково­дителей
характерно: стремление занять во
взаимодействии
позицию эксперта, судьи; негибкость
ролевого поведения; неприятие помощи
со
стороны
партнеров; стремление «по­могать»
партнеру без «запроса» с его стороны;
концентрация на содержание собственного
«Я»; отношение к другому челове­ку в
рамках «должного», а не реального;
декларация псевдо­общности: партнерам
приписываются позиции, цели на основе
переноса прежнего опыта взаимодействия,
норма­тивных предписаний и т. п., в
результате чего понятие «Мы» используется
не как результат формирования
психологиче­ской общности, а
декларативно, в чем проявляется
отсутст­вие отношения к партнерам и
в целом к группе как к реаль­ным
субъектам.

В
третью группу

включаются трудности общения, связан­ные
с отсутствием, несформированностью
средств группо­вой
деятельности:
неумение точно и ясно выразить свои
мысли, трудности в аргументировании,
неумение вести об­суждение, дискуссию
и т.п.

Были
обнаружены специфические пси­хологические
трудности общения, нередко возникающие
между формальным и неформальным лидерами
группы, за которыми стоят не всегда
осознаваемые чувства ревности и
соперничества.

К
трудностям, имеющим социально-психологическое
происхождение, относятся и возникающие
между взаимо­действующими людьми
барьеры, связанные с различной социальной
и этнической принадлежностью общающихся
лиц, их членством во враждующих
группировках или в группах, значительно
различающихся по
своей
направ­ленности.

Одна
из трудностей рассматриваемого вида
может возни­кать из-за плохого владения
специфическим языком, харак­терным
для общности, с представителем которой
приходит­ся вступать в контакты.

Коммуникативные
барьеры в общении с позиции психологии
труда.
Особый
вид трудностей общения может быть
проанали­зирован с позиций психологии
труда. Как известно, во мно­гих видах
деятельности не обойтись без межлюдского
взаи­модействия. И,
чтобы
эти виды деятельности успешно вы­полнялись,
их исполнителям необходимо по-настоящему
сотрудничать. А для этого они должны
знать права и обязан­ности друг друга,
причем знание, имеющееся у одного
участ­ника, не должно чрезмерно
отличаться от знания этих прав и
обязанностей другими участниками
деятельности и их испо­льзования и
исполнения на практике.

Когда,
например, взаимодействуют мастер и
рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный,
а в армии — офицер и солдат, то они ведут
себя, как правило, лишь в соответствии
с теми правами и обязанностями, которые
каждому из них положены в том или ином
виде деятельности. Однако в жизни так
бывает не всегда. Например, поведение
мастера может не соответствовать
эталону, сформированному у ра­бочего.
Недостаточная профессиональная
компетентность мастера в глазах рабочего,
формальное отношение к про­цессу и к
результатам его труда могут явиться
основанием для возникновения
психологических трудностей при их
об­щении.

Н.Г.
Зима классифицировала психологические
трудно­сти общения в трудовой
деятельности и выделила наибо­лее
распространенные в этой сфере:


коммуникативные – ­отсутствие или
искажение информации как по горизонта­ли,
так и по вертикали в трудовом коллективе;


интерактив­ные – низкий уровень
профессионального общения, про­являемый
именно при совместном труде.

С.
В. Кривцова рассмотрела сложности
общения в трудовой деятельности на
примере сферы обслуживания, в которой
она выявила избыток ролевого общения
и дефицит межличностного, субъект-субъектного
общения. Она, безусловно, правильно
утверждает, что безадресность,
игнорирование личности клиента, ощущение
порабощенности обоими участниками
общения — все это признаки «профессионального»
психо­логически неквалифицированного
общения многих продав­цов, парикмахеров,
экскурсоводов, преподавателей различ­ных
кружков и т. д. Причиной этого является,
среди прочего, неумение строить общение
с клиентом.

Коммуникативные
барьеры общения с позиции
индивидуально-психологических
особенностей.
Особый
интерес представляют трудности,
рассматривае­мые в свете
индивидуально-личностных различий.

Общение
по­-разному деформируется личностными
особенностями его участников. К этим
личностным особенностям относится и
эгоцентризм. Из-за крайне сильной
сконцентрированности на се­бе — своей
персоне, точке зрения, мыслях, целях,
пережива­ниях — индивид оказывается
неспособным изменить исход­ную
познавательную перспективу по отношению
к другому субъекту, его мнению и
представлению. Эгоцентрическая
на­правленность личности прояв­ляется
не только в познавательном, но и в
эмоциональном и поведенческом планах.

В
познавательном плане эгоцентризм связан
с привер­женностью к известному
способу решения проблемы, к своему
приему рассуждений и доказательств, а
это приво­дит к неспособности человека
изменить познавательную перспективу,
взглянуть иными глазами на других людей.

В
эмоциональном плане он вызывается
обращенностью к своим чувствам и
нечувствительностью к переживаниям
других людей.

Установлено,
что люди с чрезмерной впечатлительностью
в характерах, испытывают трудности в
общении. Имея потребность в дружеском
общении, они не могут реализовать ее
вследствие своей исключительной ро­бости
и застенчивости. Вначале они производят
впечатле­ние крайне сдержанных,
холодных, скованных, что также затрудняет
их контакты с окружающими. На личностном
уровне анализа у этой группы были
обнаружены: повышенный уровень тревоги,
эмоцио­нальная неустойчивость, высокий
самоконтроль поведе­ния. У них был
отмечен высокий уровень самоотрицания,
самоунижения. При опро­сах они говорили
о своей замкнутости, застенчивости,
зависимости.

Образ
«Я» лиц этой группы включал такие
параметры, как заниженная индивидуальная
и социальная самооценка. Свой образ
представлялся им пассивным, простым.
Вместе с низким уровнем активности и
способности «Я» к изменени­ям такое
строение образа «Я» приводит к тому,
что субъект становится закрытым для
восприятия нового опыта, кото­рый мог
бы изменить стиль его поведения и
общения, и про­должает продуцировать
низкоэффективные формы комму­никативной
деятельности.

Существуют
специфические трудности общения с
лицами, у которых ярко выражена
тревожность. Тре­вожность, возникшая
вследствие «нецелостности»,
«безоб­разности», «слабости» «Я»,
может приводить к ослаблению «внутреннего
контура» контроля его коммуникативной
ак­тивности.

«Не
находя себя в себе», «тревожный» пытается
«найти себя вовне», в частности в оценках
и мнениях окружающих о нем, становясь
к ним более чувствительны, а где и
иниции­руя их проявление.

Специфика
активности «тревожного» состоит в
пред­почтении или инициации им форм
деятельности и обще­ния, обеспечивающих
обратную связь с высокой вероятно­стью
содержания оценок, мнений о нем. При
этом общение такого человека может
оказаться насыщенным противоре­чивыми
выразительными формами и характеристиками
его активности, в своей совокупности
«транслирующими тре­вожность на
собеседника», «размывающими» внешнее
вы­разительное поведение «тревожного»,
а в конечном счете затрудняющими общение
с ним. Это, в частности:


инициирование «тревожным» оценок и
одобрения окружающих посредством
подчеркивания своей «ви­ны» (в
шутливо-иронической форме), «достоинств»
на фоне неуверенности в себе;


вызывающая, бравирующая искусственность
внешнего выразительного поведения,
призванного демонстриро­вать
уверенность «тревожного» В себе, но, по
существу, скрывающего нужду в положительной
оценке его окру­жающими, и нередко
воспринимаемая ими как претен­циозность,
амбиция;


снижение интереса к общению, если оно
не содержит оценок активности «тревожного»
или не позволяет ему такие оценки
инициировать у окружающих, к которым
он может одновременно проявлять
рефлексивное вни­мание, принимающее
иногда грубые формы лести.

Еще
одна трудность, относящаяся к
рассматриваемому виду – застенчивость,
ко­торая представляет собой личностное
свойство, возникаю­щее в определенных
ситуациях межличностного неформаль­ного
общения и проявляющееся в состоянии
нервно-психи­ческого напряжения и
психологического дискомфорта.

При
этом застенчивые по своим личностным
и коммуни­кативным свойствам не
являются однородной группой. Сре­ди
них выделены неадаптированные (особо
застенчивые и шизоидные личности) и
адаптированные (застенчивые).

Освещая
индивидуально-психологические различия
между людьми по параметру испытываемых
ими трудностей в общении, можно предложить
типологию, конечно, очень условную и
нуждающуюся в дальнейшем развитии и
дора­ботке:

1)
глобальны или парциальны для личности
трудности в об­щении;

2)
по отношению к какому контингенту в
окружении лично­сти они испытываются;

3)
вид нарушения;

5)
их ситуативность или устойчивость;

6)
глубина нарушений;

7)
источники и причины, вызывающие у
личности трудности в общении.

studfiles.net

Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть

Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.

Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.

Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.

В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.

Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.

Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.

Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.

Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).

Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.

Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.

Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.

Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.

Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.

Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.

Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями. Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет. В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.

Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.

Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.

Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.

Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.

Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.

Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.

Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.

Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.

Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.

Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.

Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.

Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.

Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.

Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».

Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.

Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.

Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.

Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.

Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.

Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.

Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.

Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.

Как преодолеть психологический барьер

Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.

Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.

Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.

Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.

Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.

Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.

Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.

В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.

Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.

Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.

В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.

Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.

Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.

В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.

psihomed.com

Барьеры общения в психологии

Определение 1

Барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников.

Барьеры бывают связаны с характером людей, их устремлениями и взглядами, манерами общения и индивидуальными речевыми особенностями.
Если взять в качестве основы структуру общения, тогда можно классифицировать барьеры таким образом:

Барьеры понимания и восприятия

  • Эстетический барьер – когда складывается неблагоприятное внешнее впечатление;
  • Социальный барьер – при заметных различиях в социальном статусе;
  • барьер негативных эмоций – пробуждает в человеке чувства: страха, раздражения, гнева, страдания, обиды, стыда и вины, горечи, брезгливости, презрения или отвращения;
  • барьер стереотипов – срабатывают установки или ранее сформированные негативные мыслеформы по отношению к личности, организации или группе;
  • барьер самозащиты – проявляется если человек твердо уверен в себе, но у него появляются комплексы, тогда он выстраивает общение с позиции обороны.

Барьеры взаимодействия

  • барьер разных стилей общения;
  • этический барьер – когда проявляется нравственная несовместимость собеседников;
  • мотивационный барьер – актуален при различных мотивах вступления в контакт;
  • барьер техники и различных навыков общения;
  • барьер несовместимости характера.

Барьер коммуникации

  • некомпетентность;
  • барьер в стилистике речи;
  • барьер невнимательного слушания.

Приведем подробные характеристики основных барьеров

Барьер страдания – с ним встречается каждый человек. Обычно физические и душевные переживания так приковывают к себе мысли и эмоции человека, что в этот момент нельзя рассчитывать на внимание с его стороны и участие.

Барьер, созданный страданием и горем, изменяет адекватное восприятие окружающих. Бывает так, что чужая радость вызывает боль и зависть или наоборот, появляется альтруизм в поступках человека для того чтобы заглушить чувство вины перед кем-нибудь. Зачастую страдание ведёт к агрессивности человека. Встретив в общении этот барьер, нужно отнестись с пониманием к нему, лучше всего оставить, хотя бы на время, человека в покое.

Барьер гнева считается одним из самых сложных. Он появляется от обиды, грубости, неудовлетворенности или несправедливости. Здесь человек, чаще всего, «зацикливается» на причине своего негодования, он о другом не хочет и не может говорить. Общение с ним затруднено, потому что до него сложно «достучаться», так как попытка установить контакт вызывает новые негативные эмоции.

Барьер отвращения и брезгливости, связан с психическими и физиологическими особенностями поведения – это неприятные манеры, отталкивающие привычки, нарушение правил индивидуальной гигиены, нарушение границ «зоны комфорта» в общении.

Барьер презрения – является следствием предрассудков, например национальных или расовых, а также профессиональных. Если в обществе человека упрекают за то, что от него никак не зависит, тогда он проявляет презрение.

Барьер страха является самым труднопреодолимым в общении. Социальный человек часто боится провалить порученное дело, не выполнить производственного плана или не сдать экзамен, он переживает за здоровье или благополучие близких людей и т.д. Эти страхи создают напряжения в психике и в поведении человека.

Барьер стыда и собственной вины. Он известен каждому. Когда лицо наливается смущением, голос звучит неуверенно, трудно даже поднять голову и взглянуть в глаза своему собеседнику. Стыд рождается как чувство неуместности происходящего, а также неловкости за себя или другого, как ощущение, связанное с эмоциями вины. Стыд обычно овладевает человеком при критике или при неожиданной похвале.

Барьер настроения. Он может быть разного уровня тяжести. От простого – проснулся в плохом настроении и до глубокой депрессии. Основными причинами этого являются межличностные конфликты в отношениях, ссоры, нежелание идти навстречу другому человеку, а также застарелые обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания или обманутые надежды. Таких примеров очень много и они встречаются очень часто.

spravochnick.ru

Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические

Одной из ключевых задач психологии является преодоление барьеров — внутренних зажимов, мешающих нормальному развитию человека и его взаимодействию с другими людьми. Психологический барьер — результат травмирующего события, которое чаще всего происходит в детском возрасте. Взрослея человек не осознает влияния травмы, но испытывает проблемы в общении. К счастью, психика достаточно пластична, чтобы компенсировать последствия травмы.

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация. Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей. Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Психологические причины барьеров общения

В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.

Среди барьеров общения в психологии выделяют:

  1. Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
  2. Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности. Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
  3. Мотивационные. Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
  4. Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
  5. Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
  6. Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.

Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Способы преодоления барьеров

Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.

Методы работы при коррекции тревожности и страхов:

  1. Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
  2. Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
  3. Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
  4. Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
  5. Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
  6. Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
  7. Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
  8. Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
  9. Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.

 

Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт. Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:

  1. Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
  2. Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
  3. Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
  4. Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
  5. Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.

В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций:

mystroimmir.ru

Психологический барьер в общении, в отношениях – как преодолеть?

Все люди вступают в контакты друг с другом. Неважно, по каким причинам или вопросам начинается общение, однако очень важную роль здесь играет то, насколько правильно собеседники друг друга понимают и симпатизируют друг другу, словам или информации. Психологические барьеры часто возникают в общении и в отношениях. Понимая, что это такое, можно определить, как их преодолеть.

Психологическим барьером сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru называет обычное непонимание собеседниками друг друга и отрицательное отношение к личностям, информации или словам. Когда человек не понимает, не воспринимает, раздражается или негативно относится к ситуации общения, тогда у него включаются психологические защитные механизмы с целью предотвращения неприятного события. В такой ситуации нередко партнеры перестают друг друга слушать («психологическая глухота») и понимать («психологическое непонимание»).

Психические механизмы защиты – это бессознательные манипуляции, имеющие целью унять, исключить или уменьшить тревогу, которая вызвана соприкосновением с реальностью.

Эти механизмы следующие:

  • Подавление – вытеснение или ограничение импульсов контримпульсами.
  • Проекция – когда под давлением на «Я» индивида, сознание может попытаться унять ее, переложив ответственность за ее возникновение на внешний физический мир. Вместо того чтобы сказать «Я его ненавижу», говорят: «Он меня ненавидит».
  • Реактивное образование – когда один из инстинктов вызывает тревогу, оказывая давление, тогда он может нейтрализоваться, сконцентрировавшись на противоположном импульсе. Например, если чувство ненависти к кому-либо вызывает тревогу, сознание может замещать ее стимулированием любви, чтобы скрыть враждебность.
  • Фиксация – когда индивид останавливается на одной из ступеней психологического роста (младенчество, детство, отрочество и взрослый возраст) вместо того, чтобы сделать следующий шаг.
  • Регрессия. Подойдя к определенному этапу своего развития, индивид из страха может отступить и вернуться на предыдущий этап. Любое бегство от контролируемого и реалистичного мышления, мечтательность (достижение желаемого через чудесные изменения реальности) – это регрессия.

Почему существуют подобные психические механизмы защиты, если они столь вредоносны во многих отношениях? Их существование объясняется причинами эволюционного характера.

«Я» ребенка слишком слабо, чтобы интегрировать и синтезировать требования, которые к нему предъявляются. Защита «Я» существует в виде предохранительных мер. Когда «Я» не может снять тревогу рациональными средствами, оно вынуждено прибегать к подобным мерам:

  • Чтобы отвергнуть опасность – подавление.
  • Чтобы переложить ответственность за ее возникновение на внешний мир – проекция.
  • Чтобы скрыть опасность — реактивное образование.
  • Чтобы остаться в прежнем состоянии – фиксация.
  • Чтобы отступить – регрессия.

Что такое психологический барьер?

Психологическим барьером называется неспособность человека совершить определенное действие в процессе общения. Причинами того могут стать:

  1. Непонимание значения слов друг друга. Это распространенная причина, поскольку каждый человек вносит свое эмоциональное значение каждому слову.
  2. Неспособность установить коммуникацию. Здесь может быть что угодно: незнание языка, незнание этикета, неумение совладать со своим волнением, незнание грамматики составления предложений и пр.
  3. Внутренние психологические причины, которые могут заключаться в чувстве вины, неполноценности, стыда, страха, застенчивости, неуверенности в себе и пр.

Таким образом, люди не способны поговорить, договориться, найти общее решение проблемы, подружиться или достичь определенной положительной цели, поскольку один или оба столкнулись с определенными психологическими во время общения друг с другом. Обычно люди начинают испытывать негативные эмоции и желание как можно быстрее закончить общение. В такой ситуации они просто уходят от общения, не желая больше повторять его.

Понимание другого человека – залог крепких отношений. Не имеет значения, о любви, дружбе или деловых отношениях идет речь. В любом союзе двух и более людей должно присутствовать понимание. Если его нет, тогда такие отношения обречены.

Откуда возникает непонимание между людьми? Здесь присутствует множество факторов в таком процессе, как понять другого человека или быть понятым:

  1. Умение четко и ясно говорить свои мысли и желания.

Непонимание зачастую происходит потому, что человек не может четко и ясно выразить собственные мысли и желания. Попробуйте спросить другого человека: «Что такое любовь?». Пусть он четко и ясно ответит на вопрос, как будто вы 2-летний ребенок, который ничего не понимает в этой жизни.

Довольно часто люди чего-то хотят или о чем-то думают, но не могут это выразить словами. А как можно понять человека, если он сам далеко не всегда понимает все, что происходит у него в голове?

  1. Умение услышать другого человека и понять смысл его слов таким, каким он его представляет.

Вторая проблема непонимания заключается в том, что люди не просто не умеют слушать друг друга, но еще и неправильно интерпретируют сказанное. Человек говорит: «Я был занят, поэтому не позвонил!». Один собеседник поймет это как «Я был занят, поэтому не было возможности позвонить», а второй — «Я не хотел звонить, поэтому моя отговорка заключается в моей занятости». Одна и та же фраза интерпретируется людьми по-разному. В этом и заключается непонимание. Мало того, что сам человек неправильно выражает свои мысли и желания, так вдобавок собеседник может не услышать его или интерпретировать сказанное так, как ему хочется, а не так, как оно было сказано.

  1. Понятие «Есть мое мнение и неправильное».

Человек считает, что другие люди думают так же, как и он. Есть его мнение и неправильное. Есть его способ мышления и непонятная логика. Есть развитие событий, которое себе придумывает человек, и неправильная стратегия, которая не вписывается в его привычный образ мышления.

Другими словами, человек хочет, чтобы окружающие пользовались такой же логикой и способом мышления, как и он. А все, что не вписывается в привычное, считается неправильным, аморальным, непонятным, странным, чужеродным. Непонимание возникает там, где индивид желает видеть людей, мыслящих так же, как и он. В противном случае он не будет желать их понимать, поскольку их способ мышления противоречит его логике и мыслям.

перейти наверх

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры в общении являются частыми. Дело в том, что многие сталкиваются с мнениями, которые противоречат их суждениям. Нередко, когда собеседники высказывают два противоположных мнения, это вызывает негативные переживания, которые в итоге приводят к ссорам и конфликтам. Каждый желает настоять на своем, что еще больше усиливает внутренние переживания, которые не устраняются скандалами.

Не стоит забывать о том, что у каждого человека имеется своя модель поведения в спорной ситуации. Вот почему одни молчат и уходят, а вторые начинают спорить. Эти модели поведения являются автоматическими и отработанными индивидами в течение всей жизни. Вот почему нередко в состоянии негативного переживания во время общения разгораются нешуточные ссоры.

Таким образом, выделяется несколько типов личностей:

  • Доминантный тип – он инициирует общение, начинает разговор, подавляет партнера, старается вести беседу в нужном направлении. Чтобы такого собеседника «победить», нужно придерживаться независимой точки зрения.
  • Недоминантный тип, наоборот, будет молчать и никогда не начнет разговор. Он боится сказать свое мнение, всегда будет соглашаться на точку зрения оппонента. Чтобы с таким человеком общаться, нужно спрашивать его мнение и предоставлять возможность самовыражаться.
  • Мобильный тип – личность, которая быстро переключается, вступает в диалог, переводит темы, перебивает и даже говорит. Чтобы с ним договориться, нужно не заострять долго внимания на серьезных темах.
  • Ригидный тип – люди, которые тяжело вступают в общение. Им сначала нужно понять, изучить, разобраться. Их речь неспешна. Они не любят торопиться и когда их торопят. Они не любят, когда их перебивают. Чтобы с таким человеком общаться, нужно дать подумать, обсудить, принять решение со временем.
  • Экстравертированный тип – такой человек легко вступает в общение, задает темы, подстраивается под собеседника, при этом высказывает свое мнение и пр. С ним легко договариваться.
  • Интровертированный тип – человек, который не вступает в общение легко, тяжело доверяется и открывается. Чтобы с ним общаться, нужно проводить время тет-а-тет, а также не торопить, давать время, слушать.

Не забываем о том, что огромное значение оказывают эмоции, которые переживаются индивидом в процессе общения. Если он испытывает ненависть, то, скорее всего, не будет идти на контакт и компромиссы. А если человек разозлен, то будет настроен исключительно на войну с оппонентом.

перейти наверх

Как преодолеть психологические барьеры?

Когда речь заходит о непонимании в любовных отношениях, то обычно звучит вопрос: «Почему он меня не понимает?» или «Почему она меня не понимает?». Вчитайтесь в эти вопросы и увидите, что вопрошающий почему-то видит причину своих проблем в другом человеке, а не в себе или в обоих. «Почему я такая понятливая, а он меня не понимает?», «Почему я ей говорю, а она меня не слышит?» — таков смысл этих вопросов. Но чаще всего оказывается так, что партнер тоже возмущается по поводу непонимания со стороны вопрошающего.

Так, кто же кого не понимает? Наверное, оба партнера не понимают друг друга, думая, что с их стороны все возможное сделано. Но для умных людей не будет секретом, если сказать о том, что, если бы вы все возможное сделали, тогда понимание уже было достигнуто. Однако если понимания в ваших отношениях нет, значит, вы еще не сделали того, что могли бы.

Почему люди друг друга не понимают? Вроде бы мужчина и женщина говорят об одном и том же, но создается ощущение, будто каждый говорит о чем-то своем. Может ли быть такое, что вы просто не можете принять мысли своего партнера, которые он выражает другими словами? Если вы говорите об одном и том же, но разными словами, то о каком непонимании может идти речь? Наверное, вам хотелось бы, чтобы партнер выражал свои мысли теми же словами, что и вы! Может, проблемы вообще никакой нет? Ведь смысл-то один. Ну и что, что слова разные!

Но бывает так, что партнеры действительно говорят о разном. Вы вроде хотите одного и того же, но почему-то каждый идет в своем направлении. Вы оба хотите любви, но один говорит о сексе, а второй – о взаимоподдержке. Стоит ли удивляться, что в таком случае мужчина и женщина не понимают друг друга?

Когда вы произносите одни и те же слова, но результат заставляет вас думать о непонимании друг друга, следует задуматься над тем, какой смысл каждый из вас вкладывает в них. Если в первом случае люди говорили об одном и том же разными словами, то здесь люди говорят одни и те же слова, но смысл у этих слов разный.

Непонимание в отношениях возникает тогда, когда люди говорят правильные слова, но под ними имеются разные значения. Мужчина хочет понимания, то есть, чтобы жена его не пилила, когда он поздно приходит домой, а женщина под пониманием подразумевает то, что муж приходит домой сразу после работы. Непонимание? Да. Хотя сами партнеры произносят правильные красивые слова.

Непонимание возникает тогда, когда люди не утруждают себя попытками узнать, что каждый из собеседников имел в виду в том или ином случае. Уже не имеет значения, какие слова произносятся. Важно, что понимается под этими словами. Человек может произносить матерные слова. Но если смысл этих слов совпадает с вашим смыслом, тогда понимание достигается.

Психологические барьеры возникают в любых отношениях, поэтому чтобы их преодолеть, нужно придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Поскольку люди в состоянии конфликта оперируют эмоциями, а не разумом, сначала нужно успокоиться самим и оппонентов.
  2. Понять причины конфликта. Что пошло не так? Что было понято неправильно? Как это можно совместно устранить?
  3. Видеть в оппонентах достоинства. Не считать себя умнее и главнее.
  4. Старайтесь понимать друг друга. В этом поможет представление себя на месте другого человека.
  5. Помните о том, что вы хотите решить некий вопрос, а не поссориться. Если вы будете думать о том, как решить проблему, а не оскорбить друг друга, тогда психологический барьер исчезнет.

перейти наверх

Итог

Все люди сталкиваются с психологическими барьерами. Важно при этом осознать, что он не помогает в решении проблемы, а усугубляет ее. Нужно устранить психологический барьер, чтобы все-таки наладить коммуникацию с другим человеком и достичь желаемой цели во время общения с ним.

 

psymedcare.ru

основные виды и способы преодоления

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Как вы уже знаете из статьи о коммуникационных навыках, человек – существо социальное, и общение играет существенную роль в его развитии, успехах, достижениях и вообще, жизни. Но иногда что-то происходит, и становится сложно налаживать контакт с окружающими, достигать взаимопонимания и вообще строить отношения. Готовность есть, а возможности нет. И сегодня предлагаю вам рассмотреть варианты этих сложностей, так называемые барьеры в общении поподробнее, а также пути их преодоления.

Какие бывают виды барьеров

Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.

1.Коммуникативные

Любой разговор имеет такие составляющие: тот, кто передаёт информацию, кто получает и непосредственно, сам канал связи, с помощью которого этот процесс становится возможным. Знаете игру «испорченный телефон»? В этой игре участники по очереди пересказывают друг другу какую-то, к примеру, историю. В процессе передачи информации эта история может исказиться до неузнаваемости, когда теряется весь смысл сказанного первым участником. Обычно последний в цепи игрок выдаёт совсем нелогичный и запутанный вариант.

Поиграться весело, но если вдуматься, сколько ценного мы теряем? Когда самое главное искажается, то становится грустно и даже страшно. Итак, сложности, которые возникают во время коммуникации:

Логический барьер

Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия. В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес. В таком случае энергия идёт на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.

Семантический

Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнёра. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.

К примеру, самое банальное, что такое любовь? Для одной женщины её проявлением станет постоянные признания, нежности и романтические подарки, в то время как для другой женщины это, как ни странно, ревность с проявлением насилия. И тогда, общаясь на тему любви, возникнут неточности в диалоге, вплоть до конфликта, если обе стороны не попробуют прояснить различия во внутренней картине мира и смысл, вкладываемый в обычные и вроде всем ясные понятия. Особенно сложно из-за микрокультур, которые используют в речи жаргоны и сленг, ясные только для их носителей.

Фонетический

Возникает из-за нарушений в технике речи, когда она слишком быстрая, скороговоркой, либо с особенностями, вследствие чего становится сложным её распознавание. Иногда мешает большое количество звуков-паразитов.

Эмоциональный

Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придаёт значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется.

2.Перцептивные

Они связаны с восприятием друг друга и формированием оценки к другому или ситуации, вследствие чего и устанавливается взаимопонимание.

  • Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
  • Существует эффект оценки, когда на наше мнение о собеседнике влияет ранее полученная негативная информация, которая перечёркивает сложившееся мнение о нём, даже если она неправдива. Очень сложно потом разглядеть истину, и реальный характер человека. Всё сказанное им порой обесценивается и считается ложью.
  • Отрицательные эмоции. Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? К примеру, нового начальника коллектив воспринял как агрессивного или «сухого». Хотя на самом деле у него возникли сложности в семье, из-за чего в первые рабочие дни он был в подавленном состоянии. Или подруга резко стала не такой близкой и внимательной к вам, по причине возникновения внутреннего кризиса. Но вы расценили как непонимание и нежелание продолжать отношения. Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счёт. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
  • Социальный. Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддаёт оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.

3.Психологические

Это особенности личности, которые влияют на процесс коммуникации. Чаще всего они незаметны, но негативно воспринимаются окружающими. А если человек замечает своё отличие и сложности в поддержании разговора, то это часто приводит к развитию комплексов.

Модальность

Мы получаем информацию извне с помощью пяти органов чувств, и у каждого человека преобладает один вид. Существуют аудиалы, они лучше воспринимают на слух, кинестеты – с помощью ощущений, а визуалам проще запомнить увиденное. Поэтому при разговоре представителей разных модальностей могут возникнуть сложности.

Боязнь контакта

Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

Ожидание непонимания

Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Обращали внимание, как порой люди активно спорят и настолько увлечены своей идеей, что не замечают, что говорят об одном и том же?

Неготовность слушать и слышать

То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проэкция или перенос

Это виды барьеров и психологической защиты. Когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Иногда кто-то может напомнить внешне или типом поведения какого-то знакомого или родственника. Тогда на него будут переноситься чувства, совсем не связанные с ним настоящим. К примеру, начальник внешне напоминает сотруднице деспотичного отца, хотя на самом деле очень лояльный и поддерживающий. Но она каждый раз будет испытывать страх в его присутствии и ожидать, что сейчас он будет ругаться и критиковать её работу.

Возрастной

Встречается очень часто в обыденной жизни между людьми разных поколений. Я писал в статье о теории поколений. Он является причиной непонимания и конфликтов в системе детско-родительских отношений, предвзятого восприятия молодых сотрудников, которые могут быть более развитыми, но обесцениваются из-за недостаточности опыта.

Эффект первичности

Вы ведь слышали о том, что первое мнение самое верное? И порой из-за этого убеждения человек будет готов опровергать происходящее далее, придерживаясь суждений о первом впечатлении. Это очень мешает налаживать контакт, ведь собеседнику постоянно придётся наталкиваться на уже созданный образ, где не будет места ему настоящему и на его преодоление придётся затратить максимум усилий.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого

Происходит по разным причинам, чаще всего из-за страха разочароваться или «порадовать свою нарциссическую часть». То есть когда человек считает, что много чего знает и хорошо разбирается в людях. Например, женщина, которая очень хочет семью и встречает понравившегося мужчину, то при первой же встрече понимает, что именно с ним согласна прожить жизнь. Всего лишь потому, что по каким-то параметрам он ей напомнил человека, который способен любить и заботиться о семье.

Не зная о нём толком ничего, и потом впоследствии будет испытывать разочарование, или всё-таки игнорировать ситуации, в которых он не соответствует преждевременно созданному образу.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Как преодолеть?

Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
  7. По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как видите, пути преодоления препятствий порой сложны, но уж точно стоят того, чтобы вложить в них энергию и силы, ведь комфортный, приятный разговор, понимание, и отношения без конфликтов — залог успешности и качественной жизни.

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не упустить новые статьи о саморазвитии. Успехов вам и вдохновения!

 

 

qvilon.ru

6.4. Барьеры общения и их преодоление

Под
барьерами общения подразумевают те
многочисленные факторы, которые служат
причиной конфликтов или способствуют
им. Ведь у партнеров по общению часто
разные, а нередко и противоположные
желания, стремления, установки, характеры,
манеры общения, разное самочувствие.
Итак,
каковы же основные виды барьеров в
общении?

Барьеры
коммуникации.

Это барьеры в общении, связанные с
обменом информацией между собеседниками
в ходе общения.

  • Семантический
    барьер.

    Он встает на вашем пути тогда, когда вы
    и ваш собеседник под одними и теми же
    понятиями подразумеваете совершенно
    разные вещи. Например, для одной девушки
    хороший муж – это тот, кто любит ее,
    заботится о ней, зарабатывает достаточно
    денег, хочет ребенка, любит проводить
    с ней вместе время; а для другой – тот,
    который редко пьет и редко бьет ее.
    Поэтому говоря на одну и ту же тему –
    «какие же все мужики одинаковые», –
    они на самом деле будут говорить о
    разном и могут столкнуться с непониманием
    друг друга. Для того чтобы разрушить
    этот барьер, необходимо хорошо понимать
    партнера и его картину мира – те смыслы,
    которые он вкладывает в различные
    понятия.

  • Логический
    барьер –

    это неумение выражать свои мысли. В
    речи такого человека путаются
    причинно-следственные связи, происходит
    подмена понятий. Или ему бывает сложно
    подобрать слова для тех сложных мыслей,
    которые пробегают в его голове. Если
    вы столкнулись с таким собеседником,
    то наберитесь терпения: слушайте его
    очень внимательно и задавайте вопросы
    – это поможет вам получить необходимую
    информацию.

  • Фонетический
    барьер –

    это плохая техника речи, когда непонятно,
    что говорит собеседник, и это мешает
    воспринимать информацию. Если вы
    заинтересованы в общении с этим
    человеком, т. е. несколько вариантов.
    При формальном или деловом общении вам
    придется приспособиться к его манере
    говорить, изредка переспрашивая в
    непонятных моментах. При неформальном
    или дружеском общении вы можете в мягкой
    форме донести до собеседника, что вам
    сложно понимать его из-за некоторых
    особенностей его речи.

  • Личностный
    барьер.

    У каждого из нас есть характер, и
    некоторые его черты могут кого-то не
    устраивать. Но у кого-то эти черты
    настолько заострены, что его характер
    может быть барьером в общении. Например,
    чрезмерная медлительность или, наоборот,
    суетливость могут раздражать партнеров
    по общению.

Барьеры
взаимодействия.

Это барьеры, связанные с взаимодействием
с человеком во время общения и возникающие
из-за недовольства поведением партнера
по общению. Как правило, в позициях
собеседников есть существенные различия.

  • Мотивационный
    барьер в
    озникает
    тогда, когда у партнеров по общению
    разные мотивы вступления в контакт.
    Например, вы хотите поддержки от подруги,
    а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое
    платье. В таком случае вы можете
    столкнуться с непониманием и даже
    поругаться. Чтобы этого не произошло,
    полезным будет вовремя обозначать
    собственные мотивы: «Знаешь, сейчас
    мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала,
    а потом обсудим платье».

  • Барьер
    некомпетентности.
    Вас
    может злить некомпетентность партнера,
    когда он начинает говорить очевидные
    для вас глупости. Это вызывает чувство
    злости и потерянного времени.

  • Этический
    барьер

    возникает в ситуации несовместимости
    нравственных позиций партнеров по
    общению. Главное – не пытаться
    перевоспитать или осмеять вашего
    собеседника. Гораздо правильнее свернуть
    общение или попытаться найти какой-то
    компромисс, особенно если у вас есть
    какая-то важная общая цель.

Барьеры
понимания и восприятия –

это барьеры, связанные с восприятием и
познанием друг друга, а также с
установлением взаимопонимания на этой
основе.

  • Эстетический
    барьер

    возникает тогда, когда нам не нравится,
    как выглядит собеседник. Для его
    возникновения есть разные причины,
    например, если он неопрятно или неряшливо
    одет или нас раздражает что-то в его
    внешности. Не думать об этом бывает
    сложно, однако необходимо, ведь этот
    контакт может быть для нас очень важен.

  • Социальный
    барьер.
    Причиной
    затруднений в общении может быть разный
    социальный статус партнеров. Если они
    придают значение социальному положению
    друг друга и для них оно может быть
    препятствием, это способно осложнить
    общение. Но ведь для многих ситуаций
    статус неважен – например, для обсуждения
    вашего любимого занятия или поддержки
    друг друга.

  • Барьер
    отрицательных эмоций.

    Согласитесь, довольно тяжело общаться
    с расстроенным или разозленным человеком.
    Многие из нас склонны принимать эти
    эмоции на свой счет (хотя бы отчасти).
    Здесь необходимо помнить о том, что
    зачастую причина плохого настроения
    собеседника кроется в каких-то иных
    вещах – обстановке в семье, проблемах
    на работе или личностном кризисе. Однако
    в случае, если отрицательные эмоции
    собеседника существенно препятствуют
    разговору, его лучше отложить на другое
    время.

  • Барьер
    установки.

    Очень часто общение осложняется, если
    ваш партнер изначально имеет не очень
    хорошее мнение о вас. В большинстве
    случаев правильнее всего будет обсудить
    этот вопрос и честно спросить об этом
    собеседника, попытаться объяснить ему,
    что он ошибается. В тех ситуациях, когда
    это невозможно, постарайтесь просто
    учесть этот факт и строить свое общение
    с партнером достаточно аккуратно. Когда
    пройдет какое-то время и он поймет, что
    его установка ничем не подкрепляется,
    она может исчезнуть сама собой.

  • Барьер
    «двойника»
    .
    Он заключается в том, что мы невольно
    думаем о нашем собеседнике как о самом
    себе: приписываем ему наши мнений и
    взгляды и ждем от него тех же поступков,
    которые сами бы совершили. Но он другой!
    Важно не забывать об этом и стараться
    воспринимать и запоминать все то, что
    отличает его от нас.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о