Психологические барьеры в общении: Барьеры общения: Виды, Формы, Как Преодолеть

Содержание

причины, виды и способы предоления

Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.

Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда.

Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
  2. Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели. Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.

Способы преодоления

  1. Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
  2. Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
  3. Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
  4. Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
  5. Посещение социально-психологических тренингов.

6 барьеров в общении, которые мешают наладить контакт с человеком

Одна и та же фраза может истолковываться по-разному, все зависит от того, с каким тоном вы произнесете вопрос или утверждение. Если вы эмоционально с повышенным тоном спросите о чем-то, то вас воспримут негативно. Если этот же вопрос проговорить с улыбкой на лице, то и реакция будет такой же. Поэтому важно обращать внимание на то, как и что мы говорим, чтобы в ответ получить желаемую реакцию. Рассмотрим подробнее, какие основные виды коммуникативных барьеров могут возникать в общении, и как их предотвратить.

1. Барьер восприятия

Равнодушие и скептицизм чувствуется в разговоре, даже если вы это скрываете и пытаетесь показать другие эмоции. Собеседник быстро потеряет интерес к беседе и желание продолжать разговор. Лучший выход из ситуации — начать разговор с улыбки, наладить контакт с человеком, уместно показывать эмоции в разговоре.

2. Поведенческий барьер

Снисходительный тон или низкая самооценка также могут стать барьером в общении с человеком. Если собеседник не лучшего мнения о вас, то, скорее всего, вся информация, исходящая из ваших уст, будет воспринята через призму недоверия или вообще проигнорирована. Старайтесь общаться со всеми на равных, хвалите человека даже за самые маленькие победы.

3. Языковой, семантический барьер

Недопонимание в общении может возникнуть не только между носителями разных языков, но и при разной подготовленности двух специалистов. Например, к вам пришел стажер на работу и вы начинаете ему объяснять абсолютно новую программу на профессиональном сленге.

Человек не поймет ничего, и это будет причиной возникновения барьера. В таком случае лучше всего упростить свой рассказ и доступно объяснить пошаговый путь, как работает программа.

4. Эмоциональный барьер

Проблемы дома или на работе, внутренние переживания могут сказаться на общении, восприятии новой информации. Любая неуместная фраза от коллеги может выбить из колеи. Научитесь абстрагироваться от негативных эмоций и сосредоточиться на диалоге с собеседником, избегая личной оценки. Еще больше информации об управлении эмоциями вы найдете в бесплатном онлайн-курсе «Эмоциональный интеллект».

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

5. Культурный барьер

В мультикультурном мире велика вероятность встретить человека другой культуры, веры, который будет придерживаться разных понятий в жизни. Если вы начнете рассказывать про дегустации вин человеку, не употребляющему алкоголь из-за религиозных соображений, то вы встретитесь с непониманием. В таком случае постарайтесь заранее изучить собеседника, чтобы не ляпнуть ничего лишнего.

6. Гендерный и социальный барьер

То, что считается нормой для мужчины, может быть неприемлемо для женщин. Из-за распространенных стереотипов некоторые мужчины-начальники могут недооценить профессиональные навыки женщин, и наоборот. Не зацикливайтесь на поле человека в процессе делового разговора, общайтесь со всеми на равных, избегайте стереотипов.

Следуйте простым советам по преодолению межличностных барьеров в коммуникации, чтобы взаимодействие с любым человеком было продуктивным и результативным.

Психологические барьеры общения — Docsity

Общение, в котором мы каждое мгновение воссоздаем свою социальность и которым мы каждую минуту подтверждаем, что человек — это существо общественное, для нас и самое легкое, и самое трудное дело на свете. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

По Л. С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну, общение — процесс передачи информационного субъекта другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов с целью обмена информацией между людьми и установления взаимопонимания между ними. В качестве информации выступают мысли, чувства, переживания, мнения, знания, социальные ценности, опыт и т.д. Б.Ф. Ломов же определяет, общение как процесс взаимодействия, а передача информации только необходимое условие протекания общения. Смысл человеческого общения в установлении взаимопонимания, в осуществлении взаимных контактов, в объединении людей в рамках определенного социума. По А.А. Леонтьеву, общение — один из видов человеческой деятельности. А по Г.М. Андреевой, общение — разновидность общественных отношений, процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

4

6 барьеров эффективного общения и способы их преодоления

Одна и та же фраза может быть сказана и воспринята по-разному. Вопрос, произнесённый на повышенных тонах, будет определён собеседником как гневный. Если вы произнесёте ту же самую фразу полушёпотом, то люди увидят в ней заигрывание. Поэтому порой решающую роль в коммуникации играют не сами слова, а сопутствующие факторы.

1. Перцептивный барьер

Перцептивный барьер — барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая языком тела, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

2. Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

Проблема

Напыщенный тон — причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.

Решение

Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.

3. Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

Проблема

Если собеседник в речи использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Прибегая к профессиональным жаргонизмам в разговоре со стажёрами, вы не добьётесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Если вы будете объяснять ребёнку решение задачи так, как рассказывали бы взрослому, это также приведёт к печальному результату: ребёнок не сможет решить подобную задачу вновь, пострадает его способность мыслить и докапываться до истины постепенно.

Решение

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, свойственного людям с завышенной самооценкой.

4. Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

Проблема

Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и как страдает наша способность к анализу и рассуждению. Находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а чрезмерная радость во время рабочего диалога может привести к одобрению откровенно плохой идеи.

Решение

Будьте выше своих эмоций и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Находясь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально.

5. Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

Проблема

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Рассказы о пятничных гулянках могут испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь. Попытка объяснить человеку старшего возраста смысл популярного ролика на YouTube может быть встречена непониманием.

Решение

Постарайтесь изучить собеседника заранее и ведите разговор максимально тактично. Если высок риск ляпнуть что-то не то, постарайтесь объяснить собеседнику с глазу на глаз, что не слишком хорошо знакомы с его культурой.

6. Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении мужчин и женщин. Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам — логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Проблема

То, что приемлемо по отношению к мужчине, может быть неэтично в общении с женщиной. Мужчина-начальник может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин, позволяя стереотипам вмешиваться в коммуникацию. Так он рискует не только задеть собеседниц, но и неверно оценить рабочую ситуацию.

Этот эффект работает и в обратном направлении: отношение к словам обаятельной женщины может быть несправедливо завышено.

Решение

Не разделяйте собеседников по половому признаку. Воспринимайте представителей любого пола как равных себе.

Читайте также 🧐

6. 4. Барьеры общения и их преодоление

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.

  • Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – «какие же все мужики одинаковые», – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер, необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия.

  • Логический барьер – это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию.

  • Фонетический барьер – это плохая техника речи, когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, т.  е. несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи.

  • Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

  • Мотивационный барьер возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: «Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье».

  • Барьер некомпетентности. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости и потерянного времени.

  • Этический барьер возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьеры понимания и восприятия – это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

  • Эстетический барьер возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

  • Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

  • Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

  • Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

  • Барьер «двойника». Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самом себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

Презентация по психологии на тему «Психологические барьеры в общении»

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по психологии на тему «Психологические барьеры в общении»

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Психологические барьеры в общении Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Евпаторийский медицинский колледж»

2 слайд Описание слайда:

Психологические барьеры в общении – это препятствия во взаимопонимании, возникающие при обмене информацией между собеседниками в ходе общения.

3 слайд Описание слайда:

Виды психологических барьеров общения Фонетический барьер Смысловой (семантический) барьер Логический барьер Модальностный барьер Личностный барьер Мотивационный барьер Этический барьер Барьер некомпетентности Барьер стилей общения Эстетический барьер Социальный барьер Эмоциональный барьер Барьер установки Барьер «двойника»

4 слайд Описание слайда:

Фонетический барьер Это плохая техника речи. Способы преодоления: медицинский работник должен говорить разборчиво, достаточно громко, с учетом индивидуальных особенностей пациента, обеспечивая наличие обратной связи.

5 слайд Описание слайда:

Семантический (смысловой) барьер Это разное понимание одинаковых словесных выражений Способы преодоления: Медицинский работник должен освоить навыки понимания чужих смысловых выражений Использовать понятные для пациента слова и выражения при непонимании подробно объяснять значение слов

6 слайд Описание слайда:

Логический барьер Это неумение выражать свои мысли вслух Способы преодоления: медицинский работник должен соотносить свою логику с логикой пациента, иметь ясное представление о его логике; правильно аргументировать свои взгляды и решения по поводу лечебного процесса

7 слайд Описание слайда:

Модальностный барьер Это проблема восприятия информации через разные органы чувств Способы преодоления: старайтесь определить модальность собеседника: визуалу показывайте графики и схемы; с аудиалом играйте голосом; к кинестетику почаще прикасайтесь; используйте в речи соответствующие глаголы: видеть, слышать, чувствовать

8 слайд Описание слайда:

Личностный барьер Это различия в характере Связан с незнанием своих особенностей или недостатком самоконтроля. Способы преодоления: старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки в случае возникшего дискомфорта, в вежливой форме сообщите об этом партнеру по общению и попросите его по возможности измениться

9 слайд Описание слайда:

Мотивационный барьер Это различия в мотивах общения Способы преодоления: полезно вовремя обозначить собственные мотивы необходимо постараться лично заинтересовать партнера по общению

10 слайд Описание слайда:

Этический барьер Это несовместимость нравственных позиций в общении Способы преодоления: не пытаться осмеять или перевоспитывать коллегу или пациента; если возможно, исключите общение или найдите компромисс, особенно, если есть общая важная цель

11 слайд Описание слайда:

Эстетический барьер Возникает при первом контакте, когда вам не нравится как выглядит собеседник. Относят барьеры отвращения и брезгливости при проведении интимных медицинских манипуляций, неприятные запахи. Способы преодоления: медицинский работник должен проявлять терпимость научиться приемам психологического самовнушения

12 слайд Описание слайда:

Эмоциональный барьер Это положительный или отрицательный эмоциональный фон, который окрашивает все моменты жизни человека. Причина часто скрыта в жизненных ситуациях Способы преодоления: если отрицательные эмоции существенно препятствуют общению, лучше отложить его на другое время научится эмпатии, радоваться чужому счастью, сопереживать чужому горю

13 слайд Описание слайда:

Барьер установки Один из партнеров по общению имеет о другом не очень хорошее мнение Способы преодоления: надо открыто обсудить с партнером по общению этот вопрос постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение очень аккуратно Когда пройдет время, эта установка может исчезнуть

14 слайд Описание слайда:

Барьер «двойника» Восприятие собеседника как самого себя Способы преодоления: Ваш собеседник – другой человек. Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас

15 слайд Описание слайда:

Социальный барьер Разный социальный статус партнеров по общению Способы преодоления: Медицинский работник должен понимать, что независимо от социального статуса, все пациенты нуждаются в оказании медицинской помощи

16 слайд Описание слайда:

Барьер стилей общения Уникальность манеры общения каждого человека. Зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и др. Способы преодоления: Стиль общения другого человека надо просто принимать, т.к. изменить его невозможно, а общаться часто необходимо

17 слайд Описание слайда:

Барьер некомпетентности Некомпетентность коллеги, когда он начинает говорить глупости. Это вызывает злость, досаду и чувство потерянного времени Способы преодоления: постараться объяснить вопрос, из-за которого возникли разногласия Прекратить общение Выбор за вами, а он зависит от ваших целей

18 слайд Описание слайда:

Общие правила преодоления трудностей в общении Следите за своей внешностью Манера общения должна соответствовать Старайтесь встать на место партнера по общению и понять его точку зрения Не ожидайте от партнера того, что он не сможет вам дать Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера Следите за своими словами Будьте открыты Уважайте вашего партнера Тренируйте эмпатию и сенситивность, Эмпатия способствует преодолению многих барьеров на пути к взаимопониманию, помогает выстоять в трудностях и не удачах. Готовность к сопереживанию очень тесно связана с готовностью оказать помощь и поддержку.

19 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-212931

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Барьеры общения в психологии 🍋 виды, типы, уровни

Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Межличностное общение – важное составляющее социальной жизни человека. Каждый день мы взаимодействуем с другими людьми и устанавливаем с ними социальные контакты. Кто-то испытывает постоянную необходимость в этих контактах и в обмене информацией, для кого-то социально активная жизнь является утомительной и изматывающей задачей.

Чаще всего желание или нежелание налаживать социальные связи зависит от характера того или иного индивида.

Но иногда возникают факторы или условия вызывающие конфликты и делающие взаимодействие людей неэффективным. Такие факторы в психологии называют «барьерами в общении».

Общение

Для того чтобы лучше разобраться в понятии «барьеры в общении», следует для начала выяснить что же такое общение. Самой распространённой трактовкой термина общение является следующее определение: общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.

Таким образом, установление социальных связей является фактически необходимостью для большинства людей. Невозможность установить эти связи часто пагубно сказывается на ментальном состоянии человека.

Теперь перейдем непосредственно к факторам, препятствующим установке социального взаимодействия – барьеры в общении. Выделяют несколько видов барьеров общения. Мы рассмотрим самые распространенные из них.

Виды барьеров общения

Барьеры коммуникации

Это барьеры, возникающие непосредственно во время социального взаимодействия. Выделяют несколько подвидов барьеров коммуникации:

  • Личностный барьер. Один из самых часто встречаемых барьеров. Каждый человек обладает уникальным набором качеств и характеристик. Каждый имеет свой индивидуальный характер. Иногда случается так, что собеседники в силу абсолютно противоположных характеров просто не могут понять друг друга. Например, очень активного человека будет настолько раздражать и выводить из равновесия медлительная манера речи собеседника, что он будет не способен воспринимать то, о чем ему говорят. Таким образом, возникает личностный барьер.
  • Семантический барьер. Возникает между собеседниками в результате несовпадений значений одного и того же понятия у партнеров по общению. Например, представители различных субкультур могут совершенно по-разному трактовать одно и то же слово, вследствие чего возникнет недопонимание и барьер в общении.
  • Фонетический барьер. Возникает из-за дефектов речи одного из собеседников. Сюда же можно отнести общение людей из разных языковых групп, или наличия у одного из оппонентов сильного акцента, препятствующего восприятию.
  • Стилистический барьер. Неумение грамотно выстраивать свои мысли одного из собеседников, постоянное употребление им жаргонных слов или слов-паразитов, излишних междометий может привести к стилистическому барьеру.

Социально-психологические барьеры

  • Пассивное поведение. Если у одного из собеседника явно выражено безучастие в процессе общения, нежелание взаимодействовать возникает барьер пассивного поведения.
  • Барьер самооценки. Объективно завышенная или заниженная самооценка собеседника может также послужить препятствием к установлению контакта и вызвать нежелание продолжать разговор.
  • Социальный барьер. Зачастую представителям из разных социальных групп очень сложно найти точки соприкосновения и выстроить диалог, поэтому социальный барьер является очень распространенным явлением.
  • Эстетический барьер. Возникает чаще всего на подсознательном уровне, может быть неосознанным и неконтролируемым. Выражается в нежелании продолжать общение с собеседником, который не соответствует каким-то определенным стандартам во внешности или же просто выглядит неряшливо, непривлекательно.

Идеологические барьеры

  • Барьеры, возникающие из-за разных политических взглядов.
  • Барьеры из-за религиозных убеждений.
  • Барьеры из-за разных морально-этических установок.

Другие формы барьеров общения: как понять, что появился барьер

Очень часто возникают барьеры, которые сложно отнести к какому-то определённому виду, например:

  • Барьер отрицательных эмоций. Эмоции человека являются одним из главных регуляторов его психического состояния и способности взаимодействовать с людьми. Зачастую негативные эмоции мешают выстраивать социальные связи и затрудняют общение. К барьеру отрицательных эмоций можно отнести: барьер гнева, барьер страха, барьер неприязни.
  • Физиологический барьер. Возникает из-за ментальных или физических проблем одного из собеседника. Это может быть головная боль, депрессия, маниакальная фаза, стресс.

Очень важно вовремя понять, когда и как именно появился барьер в общении. Это может случиться как в начале разговора, так и в его середине.

Возникновение барьера очень часто сопровождается чувством неловкости и дискомфорта. Основными сигналами появления барьера в общении являются:

  1. Зрительный контакт. Он либо практически отсутствует, либо слишком навязчив и неотрывен.
  2. Поза собеседника. «Закрытые позы» часто служат сигналом о чувстве дискомфорта у собеседника, что впоследствии может вызвать возникновение барьера.
  3. Жесты. Слишком интенсивные и резкие жесты могут свидетельствовать о напряженности собеседника. Желание чем-то занять руки или спрятать их, хруст пальцами, могут также быть признаком появления барьера в общении.

Пути преодоления барьеров в общении

Конечно, все пути выхода из социально-неловких ситуаций являются строго индивидуальными. Поэтому невозможно подобрать четкой тактики по преодолению барьеров в общении. Но следование этим советам, возможно, поможет вам избежать напряжения в общении.

  • Развивайте в себе эмпатию. Старайтесь проявлять заинтересованность в общении с собеседником и в нем самом. Попытайтесь понять и прочувствовать настроение и эмоции своего партнера по общению.
  • Умейте адаптироваться к ситуации.
  • Старайтесь понимать и принимать людей такими, какие они есть.
  • Старайтесь не нарушать личных границ человека и следить за ощущением собственного комфорта. Это очень важно.
  • Просто будьте самими собой!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

препятствий для эффективного общения на рабочем месте


5 сентября 2018 — Джини Бекири

Эффективное общение на рабочем месте не всегда бывает простым, и препятствия могут легко помешать. Они вызывают искажение сообщений, что впоследствии приводит к путанице, непониманию и даже в некоторых случаях оскорблениям.

В этой статье мы обсуждаем препятствия для общения на рабочем месте и способы их преодоления.

Сводка барьеров для общения

  • Физические препятствия невербальному общению . Отсутствие возможности видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным.
  • Психологические барьеры , например, человек с социальной тревожностью и / или низкой самооценкой может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником.
  • Эмоциональные барьеры . Некоторым людям может быть трудно выразить свое мнение по таким вопросам, как политика, религия, инвалидность (умственная и физическая), сексуальность и расизм.
  • Жаргон и аббревиатуры . У компаний часто есть собственный жаргон и аббревиатуры, с которыми новые сотрудники могут столкнуться с трудностями.
  • Отсутствие внимания , интерес и отвлечение внимания к слушающему.
  • Различия в восприятии и точках зрения .
  • Физические нарушения , такие как проблемы со слухом или речью.
  • Различия в языке и незнакомые акценты.
  • Ожидания и предрассудки , которые могут привести к стереотипам.
  • Культурные различия .Нормы социального взаимодействия сильно различаются в разных культурах, равно как и способы выражения эмоций.

Физические барьеры

Физические препятствия могут помешать человеку интерпретировать невербальные сигналы. Это чаще встречается в методах общения, основанных на технологиях, а не при личной встрече. Другие физические препятствия включают:

  • Старое или сломанное оборудование для связи
  • Некомфортные температуры
  • Фоновый шум
  • Плохое освещение
  • Общение во время перерыва / обеда / окончания рабочего времени
  • Большие рабочие зоны или работа в зоне, которая физически отделена от коллег
  • Закрытые двери
  • Большие географические расстояния между отправителем и получателем — общение обычно проще, чем короткие расстояния

Открытые офисные пространства становятся популярными, поскольку они предоставляют сотрудникам собственные рабочие места, а также устраняют видимые барьеры между коллегами, которые могут мешать общению.

Психологические барьеры

Психологическое состояние говорящего и слушателя может влиять на общение, например:

  • Человек, страдающий социальной тревожностью и / или низкой самооценкой, может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником. Они могут быть обеспокоены тем, заметит ли их руководитель, что они нервничают, им может быть трудно поделиться своими настоящими мыслями и т. Д.Впоследствии этот человек может понять, что не может вспомнить, что сказал менеджер, потому что был слишком отвлечен своими мыслями.
  • Гнев может привести к тому, что вы говорите то, о чем сожалеете, и неверно истолковываете то, что говорят другие.

Улучшите общение на рабочем месте с помощью нашего смешанного курса электронного обучения. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Барьеры организационной структуры

Компании с нечеткой структурой могут затруднить общение. Например, у них может быть неэффективная система обмена информацией и связи, сотрудники могут не знать, какова их роль в системе связи и т. Д.

Если компания имеет сложную структуру с множеством уровней управления, информация будет потеряна или искажена при прохождении через каждый уровень иерархии.

Барьеры восприятия

Различные мнения и точки зрения могут снизить объективность.Вы можете вступить в разговор, предполагая, что слушатель не поймет вас или не будет заинтересован в том, о чем вы говорите — это может привести к непреднамеренному нанесению вреда вашему сообщению, например, к пренебрежительной лексике или попыткам быть более юмористическими.

Или вы можете быть слушателем, который не согласен с убеждениями говорящего, поэтому вы предпочитаете не слушать должным образом или вы ищете ошибки в том, что он говорит, вместо того, чтобы пытаться понять.

Заградительные барьеры

Слушатель может не обращать достаточного внимания на то, что говорится, возможно, он отвлекается, его не интересует или он думает, что тема говорящего неуместна.Это очень распространено в письменном общении, например, когда не читают протоколы собрания команды. Связь двусторонняя; не обращая внимания и активно слушая, вы не поймете сообщение.

Слишком много информации

Предоставление кому-то огромного количества деталей может запутать его и отвлечь от вашего сообщения. Это особенно актуально, если в сообщении содержится много новой для получателя информации.

Убедитесь, что вы избегаете информационной перегрузки на собраниях, где люди могут легко отключиться.

Эмоциональные барьеры

Эмоциональные реакции как говорящего, так и слушающего могут помешать эффективному общению. Трудно отложить в сторону и не действовать в соответствии с нашими эмоциями, но это необходимо. Постарайтесь выяснить, какие слова, темы и т. Д. Могут вызвать у вас сильные эмоциональные реакции, чтобы составить план управления ими.

Распространенной эмоцией при общении является страх. Люди часто склонны думать, что их мнение не имеет значения на рабочем месте или что люди будут отрицательно судить о них, если они высказываются. Но это не так, и вполне вероятно, что окружающие тоже будут бояться что-либо говорить, поэтому они будут уважать вас, когда вы все-таки скажете. То, что ценно для вас, будет ценно для другого человека.

Культурные барьеры

Культурные барьеры могут мешать общению разными способами:

  • Нормы общения в разных культурах различаются, например, личное пространство.В таких ситуациях важно найти общий язык.
  • Люди могут формировать предположения, основанные на стереотипах о культуре другого человека (культурный шум).
  • Рабочая культура в разных компаниях различается, а это значит, что вам нужно адаптироваться к культуре вашей компании, чтобы эффективно общаться.

Предположения, поспешные выводы и преждевременные оценки

Формирование суждения до того, как выслушать все, что говорит говорящий, искажает ваше понимание.Люди часто слышат то, чего ожидают, что может привести к ложным выводам.

Семантические и языковые барьеры

Может быть:

  • Языковые различия между говорящим и слушателем
  • Трудности в понимании незнакомых акцентов
  • Использование: жаргона, незнакомых / региональных выражений, специальных сокращений, сленга, технической терминологии

Все вышеперечисленное может исключить других и привести к неверному толкованию или даже оскорблению, поэтому вам нужно говорить прямо и ясно, чтобы вас поняли.

Улучшите общение на рабочем месте с помощью нашего смешанного курса электронного обучения. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Межличностные барьеры

Низкая самооценка и предрассудки могут мешать вам строить отношения и связи с другими из-за ваших ложных представлений. Чтобы преодолеть это, вам нужно больше общаться с другими, чтобы повысить свою уверенность и узнать о своих сильных и слабых сторонах.

Физиологические барьеры

Нарушение зрения, проблемы со слухом, болезни и боли могут мешать эффективному общению на рабочем месте.

Отсутствие сходства

Чтобы прояснить свою точку зрения, обычно используются примеры и рассказы. Однако их влияние снижается, если: другой человек не находит их связанными, у него нет таких же знаний или такого же опыта, как у вас.

Кроме того, информация фильтруется на личном уровне с использованием нашего опыта и убеждений. Чем больше кто-то похож на вас, тем больше вероятность того, что он будет смотреть на вещи одинаково. Таким образом, ораторы с разным социально-экономическим образованием для своих слушателей должны быть осторожны, чтобы адаптировать свою речь к своей аудитории.

Неопределенность

Расплывчатость в объяснениях и использование слишком большого количества обобщений или пословиц может привести к нечеткому общению и неверному толкованию.

Статус

Связь может пострадать от выборочной связи. Руководители иерархии компании могут не делиться определенной информацией с подчиненными из опасения, что их сочтут некомпетентными, и они хотят усилить статусные различия.

Подчиненные обычно делятся только информацией, которая понравится их начальству, и избегают делиться своими ошибками и просить дальнейших разъяснений по работе.

Нехватка времени

Может просто не хватить времени для эффективной передачи информации.

Сопротивление изменению

Люди могут захотеть сохранить статус-кво, поэтому, когда, например, оратор пытается предложить идеи, связанные с изменением, люди могут игнорировать это или выступать против него.

Барьеры доверия

Люди с большей вероятностью будут слушать сообщение, если у отправителя надежная и заслуживающая доверия репутация.Без этого доверия получатели могут быть подозрительными, сопротивляться или даже враждебно относиться к общению.

Итого

Чтобы эффективно общаться на рабочем месте, вы должны знать об этих препятствиях и стараться их преодолевать. Для этого может быть особенно полезно развитие сочувствия, поскольку можно легко разочароваться в собеседнике, участвующем в разговоре, что снизит качество общения.

Сочувствие увеличивает ваше терпение, которое позволяет вам быть вдумчивым и находить решения эффективным и спокойным образом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ КОММУНИКАЦИИ | Доктор Шоури Куттаппа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ КОММУНИКАЦИИ

Вспомните время, когда вы быстро освоили новый навык. Теперь подумайте, что происходило в вашей жизни в то время. Было ли у вас хорошее физическое, психическое и эмоциональное здоровье? Жизнь шла по-твоему? Например, ваше настроение, отношение и мотивация могут повлиять на то, насколько легко вы овладеете новым навыком., изучение нового языка :

Определение: Психологические барьеры

Психологический барьер общения — это влияние психологического состояния коммуникаторов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

Причины психологических барьеров

Отсутствие внимания:

Когда человеческий разум отвлечен или занят другими вещами, человек не может формировать правильные сообщения, слушайте то, что другие скажите ему / ей, интерпретируйте сообщение, как требуется, и дайте правильный ответ . Связь столкнется с проблемами и станет неэффективной. Примеры:

1) Человек, попавший в трагедию, например, не хочет слушать советы других людей.

2) Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что затрагивает и то, и другое.

Плохое удержание:

Сохранение информации — это емкость памяти мозга для хранения информации . Мозг хранит не всю информацию, с которой сталкивается, а только ту, которую он считает полезной для будущего .Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг также теряет информацию, которая устарела и со временем перестала быть полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения . Здесь мозг пытается запомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.

Например, вам сказали о друге, который пришел встретиться с вами раньше, чем через месяц, и ему дали имя, адрес, номер телефона и т. Д.Теперь вам нужно передать информацию кому-нибудь еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Правда может измениться или исказиться из-за плохого удержания, которое действует как барьер для общения.

Недоверие и защита:

Связь успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу . Отсутствие доверия заставляет их усвоить отрицательный смысл сообщения и игнорировать его. Когда человек пытается навязать свои идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он / она не будет его слушать. Точно так же, когда сообщение не передается получателю, связь не выполняется. Например, я не доверяю другу, я только сообщу подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.

Восприятие, точка зрения, отношения и мнения:

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие реальности, которое формируется на основе ментального и чувственного опыта.

Точно так же точка зрения — это также установка на взгляд на мир . Отправитель может иметь особую точку зрения, которую не разделяет получатель. Отправитель не объясняет точку зрения, но принимает точку зрения как данность. Сообщение не понимается получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение — это установившийся способ, которым мы думаем и чувствуем о вещах и идеях , что также создает психологический коммуникационный барьер. Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он / она говорит это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они сообщают, после этого становится неудачным, потому что мнение человека уже задано.

Эмоции:

Любой, кто не в хорошем настроении, будет меньше говорить или говорить негативно. Занятый ум не умеет общаться. Например, когда человек зол, он может сказать то, о чем потом сожалеет. Даже слушая, как кто-то говорит, сердитый человек может легко неверно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, замешательство, недоверие и ревность, влияют на процесс общения . Например, человек, находящийся в состоянии крайнего счастья, будет смеяться над всем, что ему говорят. Тот же человек, когда грустит, будет плакать или злиться на незначительные ситуации.

Осознанность и фильтрация:

Человек эгоистичен по своей природе и ставит свои потребности и проблемы превыше всего. Иногда это заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им передать. Это может быть из-за недоверия, соперничества, зависти или мнения, что сообщение несущественно.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший добивался лучших результатов на работе, он фильтрует информацию и не предоставляет важную информацию, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, юниор не сможет правильно завершить работу и продвигаться в званиях. Точно так же, когда человек близок к мысли, он будет иметь твердые мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Человек будет отрицательно интерпретировать любую информацию.

Например, сексистский человек не принимает предложения коллеги-женщины на встрече, которые влияют на коммуникационный поток на встрече. С такими близкими по духу людьми сложно спорить и дать правильную информацию.

Преждевременная оценка:

Некоторые люди всегда торопятся по привычке. Скорее всего, такие люди быстро делают суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т. Д. ., И часто в конечном итоге принимают быстрые и неправильные решения.

Важно услышать сообщение целиком, чтобы делать правильные суждения, потому что их нелегко изменить после того, как они однажды были сделаны.

Например, человек, который спешит и разговаривает по телефону, не слушает половину сообщения и принимает неверное в ситуации решение.

Психологические барьеры больше влияют на общение, поскольку информация формируется в мозгу и отправляется людьми с различным психологическим состоянием, которое различается от момента к моменту. Информация настолько эффективна, насколько ее делают вовлеченные люди. Точно так же психологическое состояние получателя также имеет такое же значение, как и состояние отправителя.Общение неэффективно, если психологические аспекты общения действуют как барьер для общения.

Эффективное общение — король в кризисе:

Общение — важный аспект нашей жизни, будь то личный или профессиональный, и, хотя принято считать, что общение — это просто обмен словами, это гораздо больше. .

Слова говорящего составляют лишь часть передаваемой информации, если быть точным, 7%. Ваши невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса и язык тела, имеют гораздо большее влияние на то, как будет получено сообщение.

Часто при общении, когда вербальный и невербальный массаж не удается согласовать, это может снизить ясность, взаимопонимание и, самое главное, доверие. Таким образом, нельзя упускать из виду важность эффективных коммуникативных навыков.

В мире бизнеса общение считается важным навыком; тот, который всегда можно улучшить, и тот, который имеет решающее значение для успеха организационного процесса. Повышение производительности, уменьшение конфликтов и большее удовлетворение от работы — это лишь некоторые из положительных результатов, связанных с эффективным общением на рабочем месте . Тем не менее, это по-прежнему остается ключевой проблемой для многих компаний, а отсутствие связи внутри и между командами может привести к ухудшению качества обслуживания клиентов.

Как бы сложно это ни было, важно, чтобы эффективная внутренняя и внешняя коммуникация была нормой в вашей организации. Это выходит за рамки внедрения процессов, это должно быть частью ДНК организации. Необходимо общаться с нужными людьми в нужное время, чтобы обеспечить эффективную помощь клиентам и выступить единым фронтом.

Из всех ключевых заинтересованных сторон, с которыми мы общаемся в повседневной работе, мало кто отрицает, что клиент — король. То, как мы общаемся с нашими клиентами, напрямую влияет на качество обслуживания клиентов, что, в свою очередь, влияет на удовлетворенность и вероятность повторного ведения бизнеса. Но как именно мы можем повысить качество наших процессов взаимодействия с клиентами?

Вот семь C, которые являются отличным инструментом для обеспечения эффективного делового общения:

Clear
Убедитесь, что в сообщении, которое вы доставляете , есть ясность, чтобы его можно было интерпретировать так, как вы хотели .У вас должно быть четкое представление о цели и цели сообщения, а также о том, чего вы надеетесь достичь в ходе обмена.

Завершено
Сообщение должно содержать всю информацию и факты, необходимые аудитории для того, чтобы они могли принять обоснованное решение или предпринять действия. Неполные сообщения могут существенно нарушить общение и открыть двери для неправильного толкования.

Краткий
Краткие, сжатые сообщения, которые по существу имеют решающее значение, поскольку они демонстрируют ясность вашей мысли. Сведите к минимуму ненужную информацию и ненужные детали, чтобы избежать недоразумений, вместо этого сосредоточьтесь на ключевых моментах, которые вы хотите выделить.

Достоверный
Это означает, что будет прозрачным в общении и включит подтверждающие факты из заслуживающих доверия источников для поддержки вашего сообщения, поскольку это укрепит сообщение и укрепит доверие.

Внимательный
Проявление сострадания и вежливости в словесном обмене создает уважительный диалог, в котором учитываются обе точки зрения.Продемонстрируйте, что вы не просто слышите, а слушаете то, что вам говорят. Простое проявление сочувствия и попытка понять потребности получателя могут иметь большое значение для построения этих прочных отношений.

Правильно
Информация, которую вы сообщаете , не должна содержать ошибок , включая языковые и грамматические ошибки, это существенно поддерживает достоверность предоставленной информации и заставляет вас выглядеть знающим и профессиональным.

Уверенность
Чтобы эффективно донести ваше сообщение , вам нужно излучать уверенность . Это означает, что демонстрирует позитивный язык тела, разбирает сложные концепции простым и увлекательным образом и активно реагирует на неожиданные ситуации . Учитывайте такие вещи, как зрительный контакт, жесты рук и вашу стойку. Например, расслабленная, открытая поза и дружелюбный тон могут иметь большое значение для окружающих, которые видят в вас доступность.

Контент Куратор: доктор Шоури Куттаппа

Психологические барьеры для общения — Businesstopia

Барьер — это любое препятствие, которое мешает нам достичь нашей цели. Любое препятствие для общения не позволяет предполагаемому значению нашего сообщения достичь нашей аудитории.

Некоторые из этих препятствий очевидны, например физическая инвалидность, такая как глухота, хотя некоторые из них менее заметны и их трудно определить.

Психологические барьеры относятся к последней группе и могут казаться невозможными преодолеть, если мы не поймем их основные причины.

Определение психологических барьеров

Психологический барьер общения — это влияние психологического состояния коммуникаторов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

На общение сильно влияет психическое состояние, в котором находятся коммуникаторы, и его нарушает психическое расстройство. Если люди, вовлеченные в общение, эмоционально не в порядке, они не смогут общаться должным образом.

Ум каждого человека уникален, и общение не работает так, как в машинах или числах. Люди, участвующие в общении, имеют такое же значение, как и сообщение, например Если начальник вам не доверяет, он будет отправлять только выборочную информацию, что делает общение неэффективным.


Причины психологических барьеров

Отсутствие внимания

Когда ум человека отвлечен или занят другими вещами, он не может сформировать правильное сообщение, прислушаться к тому, что ему говорят другие, интерпретировать сообщение, как требуется, и дать правильную обратную связь.Общение столкнется с проблемами и станет неэффективным.

Человек, попавший в трагедию, например, не хочет слушать советы других людей. Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что влияет на то и другое.


Плохая ретенция

Сохранение информации — это способность памяти мозга хранить информацию и способ, которым мозг хранит информацию в памяти. Мозг хранит не всю информацию, с которой сталкивается, а только ту, которую он считает полезной в будущем.Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг также теряет информацию, которая устарела и со временем перестала быть полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения. Здесь мозг пытается запомнить нужную информацию, фрагменты которой уже потеряны.

Например, вам сказали, что друг пришел на встречу с вами раньше, чем через месяц, и ему дали имя, адрес, номер телефона и т. Д. Теперь вам нужно передать эту информацию кому-нибудь еще.В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Правда может измениться или исказиться из-за плохого удержания, которое действует как барьер для общения.


Недоверие и защита

Связь успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу.

Недоверие заставляет их понять отрицательное значение сообщения и игнорировать его. Когда человек пытается навязать свои идеи и мнения, получатель не слушает.Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он / она не будет его слушать.

Точно так же, когда сообщение не передается получателю, связь прерывается. Например, я не доверяю другу, я только сообщу подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.


Восприятие, точка зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди все судят, понимают и интерпретируют.У каждого человека есть собственное восприятие реальности, которое формируется на основе ментальных и чувственных переживаний.

Точно так же точка зрения — это также установка на мир. Отправитель может иметь особую точку зрения, которую не разделяет получатель. Отправитель не объясняет точку зрения, но принимает точку зрения как данность. Сообщение не понимается получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение — это установленный способ мышления и чувств о вещах и идеях, который также создает психологический коммуникационный барьер.

Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он / она говорит это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они сообщают, после этого становится неудачным, потому что мнение человека уже задано.


Эмоции

Любой, кто не в хорошем настроении, будет меньше говорить или говорить негативно. Озабоченный ум не умеет общаться. Например, когда человек зол, он может сказать то, о чем потом сожалеет.Даже слушая, как кто-то говорит, сердитый человек может легко неверно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, замешательство, недоверие и ревность, влияют на процесс общения. Например, человек, находящийся в состоянии крайнего счастья, будет смеяться над всем, что ему говорят. Тот же человек, когда грустит, будет плакать или злиться на незначительные ситуации.


Скрытый разум и фильтрация

Человек эгоистичен по своей природе и ставит свои нужды и проблемы превыше всего.Иногда это заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им передать. Это может быть из-за недоверия, соперничества, зависти или мнения, что сообщение несущественно.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший преуспел в работе, он фильтрует информацию и не предоставляет важную информацию, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, юниор не сможет правильно завершить работу и продвигаться в званиях. Точно так же, когда человек близок к мысли, он будет иметь твердые мнения по многим вещам, в которые он твердо верит.Человек будет отрицательно интерпретировать любую информацию.

Например, сексистский человек не принимает предложения коллеги-женщины на встрече, которые влияют на коммуникационный поток на встрече. С такими близкими по духу людьми сложно спорить и дать правильную информацию.


Преждевременная оценка

Некоторые люди по привычке всегда торопятся. Такие люди, скорее всего, быстро делают суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т. Д.и часто в конечном итоге принимают быстрые и неправильные решения.

Важно услышать сообщение целиком, чтобы сделать правильные суждения, потому что их нелегко изменить после того, как они однажды были сделаны.

Например, человек спешит и разговаривает по телефону, человек не слушает половину сообщения и принимает неправильное в ситуации решение.

Психологические барьеры больше влияют на общение, поскольку информация формируется в мозгу и отправляется людьми с различным психологическим состоянием, которое различается от момента к моменту.Информация настолько эффективна, насколько ее делают вовлеченные люди.

Точно так же психологическое состояние получателя также имеет такое же значение, как и состояние отправителя. Общение неэффективно, если психологические аспекты общения действуют как барьер для общения.

[ Дополнительная литература: Навыки эффективного общения]

Психологические барьеры для эффективного общения

Психологические барьеры для эффективного общения

Психологические барьеры возникают из-за эмоционального характера и умственных способностей человека.Эти препятствия приводят к рассеянности, страху выражать свои идеи другим, возбуждению и эмоциональной нестабильности — все это составляет огромное количество коммуникативных проблем.

Любое психологическое состояние может повлиять на вашу способность отправлять и получать сообщения.

Это связано с тем, как работает ваш разум, и тем, как это влияет на ваше поведение. Например, когда вы расстроены, вам будет трудно эффективно выслушать сообщение.

Психологические потребности и чувства являются главными препятствиями на пути организационного процесса коммуникации, где могут быть затронуты оба взаимодействующих лица — отправитель и получатель.

Психологический барьер — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне