Психологический детектив это: О жанре детектива. Виды детективов. Как написать хороший детектив

О жанре детектива. Виды детективов. Как написать хороший детектив

Несмотря на популярность любовных романов и фантастики, детектив остается одним из самых востребованных жанров, причем именно классический детектив, хотя над ним и подшучивают в стиле «конечно, убийца – садовник».

Подшучивают – и продолжают и читать, и, конечно, писать.

Популярностью детектив обязан множеству поджанров:

  • психологический детектив: преступление совершается по психологическим мотивам (месть, маниакальное преследование конкретных жертв, вызванное психологической травмой) и расследуется, исходя из принципов психологии с детальным изучением личностей подозреваемых;
  • мистический детектив: в дело вмешивается либо потустороннее, либо хотя бы экстрасенс, который предвидит будущие преступления;
  • фантастический детектив: либо дело происходит в вымышленном мире, либо в нашем, но с участием колдовства и нечеловеческих рас;
  • исторический детектив: дело происходит в прошлом, воссоздаётся исторический антураж со всеми необходимыми реалиями, традициями и колоритом;
  • детектив закрытого типа: классика жанра – убийство в закрытой комнате, поиск убийцы в ограниченном пространстве, когда, например, отель отрезан от мира непогодой;
  • шпионский детектив: в деле участвуют государственный тайны;
  • иронический детектив: следствие ведет дилетант, события пересказываются с юморной точки зрения;
  • политический детектив: дело касается не только политиков, но и сферы их ответственности, с интригами, политическими скандалами и угрозой репутации;
  • «крутой» детектив: довольно молодой, но популярный поджанр; в центре событий – не столько тайна, сколько действия крутого героя, из-за чего история иногда кажется обычным боевиком;
  • полицейский детектив: дело ведут профессиональные сыскари;
  • криминальный детектив.

Но, в каком бы жанре ни был написан детектив, в его основе всегда одно – преступление: убийство (или цепочка убийств), кража, похищение человека и даже инсценировка первого, второго или третьего, устроенная, чтобы взбаламутить общественность. А преступление – это прежде всего продуманные до мельчайших подробностей детали: и те, что случайно (или нарочно) оставит после себя убийца, и те, что заметят, составляя картину происшествия, сыщики.

Кроме собственно преступления и его подробностей, хорошему детективу требуются:

  1. Преступник, да (или группа преступников). И его желательно показать хоть раз, мельком, но всё же. Как правило, детектив имеет крайне ограниченную «массовку», и читатель должен иметь возможность искать преступника самостоятельно, исходя из своих подозрений и наблюдений за персонажами. Это дополнительный крючок интереса.
  2. Сыщик. Один. С помощником. С группой помощников или коллег. Профессиональный. Любитель. Случайный и желающий попасть для начала хотя бы в любители.
  3. Потерпевшая сторона.
  4. Свидетели. Хотя бы один, который найдет труп или сообщит, что видел вора.
  5. Подозреваемый (один или группа).

И, конечно, место преступления с тщательно продуманными деталями и необходимым антуражем.

А еще современные детективы не обходятся без исследовательских лабораторий, хотя они необязательны. Родоначальник жанра Эдгар По в «Убийстве на улице Морг» обошелся без дописследований и анализов, используя лишь наблюдательность и дедукцию сыщика.

Ведь в первую очередь детектив – это жанр «для подумать»: отметить детали, сложить мозаику, пойти по следу… Здесь не нужны обширные анатомические, токсикологические и иные знания. Зато очень нужны внимательность на уровне скрупулёзности и аналитические способности. И если вы задумали написать детектив, необязательно зубрить анатомию или действие ядов. Достаточно решить первую задачку: как написать историю без лишних анализов. 😉

 Также хорошему детективу требуется:

  1. Сосредоточенность на жанре.
    Не надо вмешивать избыточную мистику или любовные страдания. Жанр требует, чтобы преступление случилось и раскрылось. Всё. Любовная линия размоет жанр, отвлечёт читателя от деталей и в итоге испортит историю. Если очень хочется разнообразия, оставьте его под конец, когда сыщик, разгадав тайну, объяснив ее читателю и сдав дело в архив, вдруг понимает, что влюблен в свидетельницу или помощницу. Или один из влюбленных – подозреваемый, а второй – вмешивается в следствие, чтобы помочь. Иного не нужно.
  1. Минимум случайностей и максимум логики.
    Конечно, ничто не отменяет совпадений – в сюжетах многих авторов сыщик оказывается вмешанным в расследование случайно: уехал в отпуск, а в его отеле взяли да убили зачем-то прислугу. Но их должно быть в разы меньше дотошных изучений, анализа деталей и соответствующих выводов. Интуиция разрешается, а вот случайно подслушанная исповедь убийцы, записанная на диктофон, – нет.
  1. Расследование должен вести один человек.
    Максимум – двое, если профессионал жаждет обставить выскочку-любителя или наоборот. Не забывайте, что читатель ведет свое собственное расследование, и за несколькими линиями анализа ему не уследить. Да и те двое соревнующихся должны так или иначе пересекаться в рассуждениях и добывать факты по одной картине преступления, даже если изначально у них разные подозреваемые.
  1. Мотивы, задачи и цели преступника должны быть продуманы до мелочей.
    Даже если это бытовое убийство по неосторожности. Даже если это внезапность, вроде упавшего на голову кирпича. За решетку-то никто не хочет, и преступник, со всех сторон случайный, должен проявить себя изворотливым хитрецом, уходящим от правосудия изо всех сил. Хотя, конечно, такие простые истории малоинтересны, в отличие от хорошо продуманных убийств с нестандартными мотивами, которые или не сразу нащупываются, или имеются у очень большого круга лиц.
  1. Ограниченное и четко обозначенное число персонажей.
    Если в истории будет задействовано десять садовников, тридцать слуг и сорок человек из семьи убитого, то это, понятно, немного слишком. Да, читатель тоже ведет расследование, и ему нужно дать понятный список подозреваемых, который он запомнит. Простые имена – непохожие одно на другое и обязательно разные, деталь во внешности, по которой персонаж запомнится, конкретная роль с «униформой» – прислуга, сестра потерпевшего, сосед-врач. Десять-пятнадцать человек, не больше.
  1. Информативность.
    Придерживать некоторые выводы можно – читатель тоже должен думать, но все находки сыщика должны быть предъявлены сразу, вплоть до самой крошечной и незначительной. Как и все известные ему факты и выясненные подробности.
  1. Минимум сверхъестественного.
    И в мистическом детективе экстрасенс может увидеть следующую жертву или заметные детали места преступления, может даже психологическую характеристику преступника выдать по фотографии, но доказывать на основе ясновидения, что убийца – вот этот конкретный человек, он не должен. Доказывать по реальным деталям и с помощью анализа должен сыщик. Ибо детектив на то и детектив, чтобы все, от читателя до экстрасенса, замечали, анализировали и додумывались.

А в остальном…

Например, «зубры» литературно-детективной науки дружно требуют, чтобы преступник не был рассказчиком, однако Агата Кристи блестяще доказала, что это и возможно, и неожиданно, и очень интересно (повести «Ночная тьма», «Убийство Роджера Экройда»). Также попадались неплохие сериалы, в которых – в отдельных сериях – детектив и убийца оказывались одним и тем же человеком.

Следовательно, жанр подвластен экспериментам, и не все правила, приведенные в справочных статьях нужно соблюдать.

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:

Дарья Гущина

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Книжный детектив 4. Виды детективов

Книжный детектив 4. Виды детективов

В завершении нашего знакомства с детективами, я хочу рассказать вам о шести видах литературного детектива, или еще их называют поджанры. И начнём мы, пожалуй, с самого старинного из них.

Детектив закрытого типа

Это когда в произведениях все события происходят в рамках замкнутого пространства, а убийца неизменно оказывается один из присутствующих. Классическим примером такого детектива можно считать роман Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе». Поезд, определенное число пассажиров, сыщик и метель для антуража. Также хочу упомянуть такие романы, как — «Левиафан» Бориса Акунина. Здесь следы преступления приводят сыщиков на роскошный корабль «Левиафан», который отбывает в Бомбей и на котором во время плавания разворачиваются таинственные кровавые события. И еще один роман «Чисто английское убийство» писательницы Сирил Хейр. Здесь компания английских аристократов решила отметить Рождество в элитном загородном клубе. В канун праздника начинается сильнейшая снежная буря, которая напрочь отрезает особняк от внешнего мира. И тут внезапно умирает один из гостей клуба, причём обстоятельства смерти весьма загадочны и могут трактоваться не только как несчастный случай, но и как убийство.

Психологический детектив

Как понятно из названия, сюжет таких детективов построен на выяснении психологических причин поступков сыщика и мотивов преступления. Книги о маньяках и садистах, как вы понимаете, тоже относятся к этому виду. Яркий пример такого детектива — это цикл Томаса Харриса про известного уже вам Ганнибала Лектора. Образцом русского психологического детектива может вполне стать роман Александры Марининой «Седьмая жертва». О чем эта книга? О семи смертных грехах и о связанных с ними преступлениях. XXI век, вообще, подарил миру огромное количество психологических детективов.

Исторический детектив

Думаю, что тоже всем всё понятно из названия. Здесь события разворачиваются в прошлом. Либо сыщик, живущий в наши дни, раскрывает какую-либо загадку или преступление, случившееся много десятилетий или веков назад. Примеров таких романов огромное количество. Взять хотя бы некоторые романы Бориса Акунина или «Фламандскую доску» испанского писателя Артуро Перес-Реверте. Вообще исторические детективы очень популярны именно в России. Их писали в советские времена и в наши дни. Но я хочу представить вам одну замечательную писательницу – Валерию Вербинину. Её цикл про Амалию Корф соответствует всем канонам исторического детектива. Баронесса Амалия Корф — агент Российской империи. По воле обстоятельств ей приходится не только заниматься заданиями государственной важности, но и распутывать загадочные происшествия, которые не имеют к её работе никакого отношения.

Иронический детектив

Тоже все понятно из названия. Здесь расследование ведётся  с юмористической точки зрения. Сыщик, как правило, не профессионал. Самый сложный жанр в литературе. Достойных представителей здесь нет. Родоначальница есть – это польская писательница И. Хмелевская. Продолжательницей считается Дарья Донцова. Хотя, думаю, многие с этим не согласятся. Но я хочу познакомить вас с пьесой «Миссис Пайпер ведёт следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла. Автор и сама книга мало кому  известны, зато, думаю, советский фильм «Ищите женщину», снятый по этой пьесе, с блистательными актёрами знаком очень многим. А многочисленные постановки давно шагают по всем театральным подмосткам мира.

Фантастический детектив

Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, но обязательно полностью вымышленном мире. Особенностью фантастического детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая). Достойных представителей мало, так как жанр этот довольно новый, но назову авторов, которых читают и перечитывают наши читатели. Кира Измайлова «Случай из практики»; «Кофейные истории» Софьи Ролдугиной, серия книг, о которой я давно вам рассказывала; Анна Орлова, «Лили» — лучший из её романов; «Магиня для эмиссара» Надежды Кузьминой, стоит у нас на полке зачитанная до уже нечитабельного состояния. 

Политический детектив

Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими структурами. Часто бывает, что главный герой далёк от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие со стороны «власть имущих» или раскрывает заговор. Отличительная особенность политического детектива отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Достойным представителем этого жанра назову, пожалуй, Чингиза Абдуллаева. О главном герое его романов, аналитике Дронго, я уже вам рассказывала. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения. Наверное, поэтому к этому виду часто относят еще шпионский роман и военные детективы.

И напоследок:

Детективы учат думать!

Учат вниманию к деталям!

Расширяют наш кругозор!

Помогают стать осторожнее в реальной жизни!

Помогают лучше разбираться в людях!

Анна Попова

Психолог как детектив: Введение в проведение исследований в области психологии — Рэндольф А. Смит. Стивен…: 9780205909100

Понимание психологических исследований путем поиска проблемы, обнаружения подсказок и оценки доказательств.

 

Психолог в роли детективов знакомит учащихся с исследовательским процессом. Авторы трактуют психологическое исследование как детективное дело, в котором ставится проблема, обнаруживаются улики, оцениваются доказательства и готовится отчет для рассмотрения коллегами.

 

 

Цели обучения

После прочтения этой книги читатели смогут:

  • критически относиться к исследованиям и методам исследований
  • анализировать исследования как процедуру решения проблем
  • Развивайте исследовательские навыки, глядя на примеры научных исследований
  • Оценка доказательств из научного исследования и подготовка отчета или краткого изложения дела

 

«Синопсис» может относиться к другому изданию этого раздела.

Об авторе:

Рэндольф А. (Рэнди) Смит — профессор и заведующий кафедрой психологии в Ламарском университете. Рэнди получил степень бакалавра в Хьюстонском университете и докторскую степень в Техасском технологическом университете в области экспериментальной психологии (специальности в области человеческого обучения/памяти и статистики). Рэнди преподавал в Баптистском университете Уашита в Арканзасе в течение 26 лет, возглавлял факультет психологии Университета штата Кеннесо в течение четырех лет, а в 2007 году стал заведующим факультетом психологии Ламарского университета.

Его профессиональная деятельность сосредоточена на стипендиях преподавания и обучения. Рэнди в течение 12 лет работал редактором журнала «Преподавание психологии» Общества преподавания психологии, а затем работал редактором журнала Пси-Чи студенческих исследований.

    Он написал несколько глав и статей для книг и сделал множество презентаций, посвященных различным аспектам преподавания, применению социальной психологии в преподавании и оценке преподавания. Он работал с учителями старших классов, оценивающими экзамены AP, с момента создания теста и работал консультантом факультета TOPSS (учителя психологии в средних школах). Он является членом Американской психологической ассоциации (член отделов 1 и 2 — общая психология и преподавание) и членом Ассоциации психологических наук. В 2006 году Рэнди получил награду Чарльза Л. Брюэра за выдающиеся заслуги в области преподавания психологии от Американского психологического фонда и награду Университета Джорджии Риджентс за преподавание и обучение.

 

Стивен Ф. Дэвис — Роу Р. Кросс, заслуженный профессор психологии Государственного университета Эмпории в Эмпории, штат Канзас. В настоящее время он является приглашенным заслуженным профессором психологии Техасского Уэслианского университета и заслуженным приглашенным профессором Морнингсайд-колледжа. В 2002–2003 годах он был заслуженным профессором искусств и наук Кнаппа в Университете Сан-Диего. Он получил степень бакалавра и магистра психологии в Южном методистском университете и докторскую степень в области экспериментальной психологии в Техасском христианском университете. В 2007 году Колледж Морнингсайд присвоил ему звание почетного доктора гуманитарных наук. Его исследования, в которых всегда участвуют ассистенты студентов, касались таких разнообразных тем, как нечестность в учебе, ориентация студентов на обучение и оценку, личность типа А, феномен самозванца и поведенческие эффекты употребления токсичных металлов. Он является автором более 300 журнальных статей, 31 книги и более 900 докладов на конгрессе.

    Преподавательские способности Стива получили признание на национальном уровне. Он получил Национальную награду за выдающиеся достижения в области преподавания психологии от Американского психологического фонда и Премию за выдающиеся достижения в области преподавания от Второго отдела (Общество преподавания психологии) Американской психологической ассоциации. Его профессиональные достижения также включают работу в качестве президента Юго-Западной психологической ассоциации, Южного общества философии и психологии и второго подразделения Американской психологической ассоциации. Он также был Национальным президентом Psi Chi (Национальное общество чести в области психологии). Он был избран членом Американской психологической ассоциации, Американского психологического общества и Американской ассоциации прикладной и профилактической психологии.

Отзыв:

«Стиль написания книги великолепен. Студентов это точно не пугает. Авторы отлично справляются с ясностью и читабельностью материала».

— Джуди Корреа Кайзер, Saint Университет Амброуза

 

« Это делает исследования и статистику доступными, и студенты могут хорошо усвоить материал».

— Дебора Рагин, Монклер Государственный университет

 

Стиль письма приятный. Писатели пишут так, будто разговаривают со студентом. Он доступен и прост для понимания. Я не встречал такого в других учебниках по экспериментальной психологии».

— Ребекка Регет, Калифорния Пенсильванский университет

 

«Мне нравится стиль написания этого текста. Предметный уровень, ясность аргументов, удобочитаемость и интерес очень подходят новым исследователям, которых готовит этот класс. Организация главы представляет собой естественное течение и развитие предмета, основанное на развитии и актуальности» 9.0007

— Own Johnson, Tennessee State University

«Об этом заголовке» может относиться к другому изданию этого заголовка.

Психолог в роли детектива — Рэндольф А. Смит — Бок (9780205859078)

Введение в проведение психологических исследований

средний Рэндольф Смит

Инбюнден, Энгельская, 2012-10-02

шлюха

Понимание психологических исследований путем поиска проблемы, обнаружения подсказок и оценки доказательств.

Психолог в роли детектива знакомит учащихся с исследовательским процессом. Авторы трактуют психологическое исследование как детективное дело, в котором ставится проблема, обнаруживаются улики, оцениваются доказательства и готовится отчет для рассмотрения коллегами.

Цели обучения

После прочтения этой книги читатели смогут:

  • критически относиться к исследованию и методам исследования
  • анализировать исследование как процедуру решения проблем
  • развивать исследовательские навыки глядя на примеры научные исследования
  • Оценка данных научного исследования и подготовка отчета или краткого изложения дела

Visa hela texten

Стиль написания книги великолепен. Студентов это точно не пугает. Авторы отлично поработали над ясностью и читабельностью материала.

— Judy Correa Kaiser, Saint Университет Амброуза

 

Это делает исследование и статистику доступными, а студенты могут хорошо усвоить материал.

— Дебора Рагин, Монклер Государственный университет

 

Стиль письма приятный. Писатели пишут так, будто разговаривают со студентом. Он доступен и прост для понимания. Я не встречал такого в других учебниках по экспериментальной психологии.

— Ребекка Регет, Калифорния Пенсильванский университет

 

Мне нравится стиль написания этого текста. Предметный уровень, ясность аргументов, удобочитаемость и интерес очень подходят новым исследователям, которых готовит этот класс. Организация главы представляет собой естественное течение и развитие предмета, основанное на развитии и актуальности,

— Own Johnson, Tennessee Государственный университет

Рэндольф А. (Рэнди) Смит — профессор и заведующий кафедрой психологии в Ламарском университете. Рэнди получил степень бакалавра в Хьюстонском университете и докторскую степень в Техасском технологическом университете в области экспериментальной психологии (специальности в области человеческого обучения/памяти и статистики). Рэнди преподавал в Баптистском университете Уачита в Арканзасе в течение 26 лет, возглавлял факультет психологии Университета штата Кеннесо в течение четырех лет, а в 2007 году стал заведующим факультетом психологии Ламарского университета. Его профессиональная деятельность сосредоточена на стипендиях в области преподавания и обучения. Рэнди в течение 12 лет работал редактором журнала «Преподавание психологии» Общества преподавания психологии, а затем работал редактором журнала Пси-Чи студенческих исследований. Он написал несколько глав для книг и статей и сделал множество презентаций, посвященных различным аспектам преподавания, применению социальной психологии в преподавании и оценке преподавания.

Он работал с учителями старших классов, проверяющими экзамены AP, с момента создания теста и работал консультантом факультета TOPSS (учителя психологии в средних школах). Он является членом Американской психологической ассоциации (член 1-го и 2-го отделений общей психологии и преподавания) и членом Ассоциации психологических наук. В 2006 году Рэнди получил награду Чарльза Л. Брюэра за выдающееся преподавание психологии от Американского психологического фонда и награду Университета Джорджии Риджентс за преподавание и обучение. Стивен Ф. Дэвис — почетный профессор психологии Роу Р. Кросс в Государственном университете Эмпории в Эмпории, штат Канзас. В настоящее время он является приглашенным заслуженным профессором психологии Техасского Уэслианского университета и заслуженным приглашенным профессором Морнингсайд-колледжа. В 2002–2003 годах он был заслуженным профессором искусств и наук Кнаппа в Университете Сан-Диего. Он получил степень бакалавра и магистра психологии в Южном методистском университете и докторскую степень в области экспериментальной психологии в Техасском христианском университете. В 2007 году Колледж Морнингсайд присвоил ему звание почетного доктора гуманитарных наук. Его исследования, в которых всегда участвуют ассистенты студентов, касались таких разнообразных тем, как нечестность в учебе, ориентация студентов на обучение и оценку, личность типа А, феномен самозванца и поведенческие эффекты употребления токсичных металлов. Он является автором более 300 журнальных статей, 31 книги и более 900 докладов на конгрессе. Педагогические способности Стива получили признание на национальном уровне. Он получил Национальную награду за выдающиеся достижения в области преподавания психологии от Американского психологического фонда и Премию за выдающиеся достижения в области преподавания от Второго отдела (Общество преподавания психологии) Американской психологической ассоциации. Его профессиональные достижения также включают работу в качестве президента Юго-Западной психологической ассоциации, Южного общества философии и психологии и второго подразделения Американской психологической ассоциации.

Добавить комментарий