Структура сознания кратко: Структура сознания

Структура сознания

Структура сознания

Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:

  • высшая часть – разумное начало,
  • средняя часть – волевое начало,
  • низшая часть – чувственное начало.

Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы: 

  • рационально-мыслительная, 
  • эмоционально-чувственная,
  • волевая.

Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях. 

Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает.

Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности.

В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

  1. Уровень бессознательного.

Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.

Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.

  1. Уровень сознания.

Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.

  1. Уровень сверхсознания. 

Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.

Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.

Функции сознания

Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:

  • Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
  • Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
  • Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
Замечание 1

«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»

(с) К. Маркс

  • Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.

Таковы важнейшие функции сознания.

Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.

Автор: Валерия Дедова

Преподаватель философии

404 Cтраница не найдена

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Автошкола МГТУ
    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг
    • Имущественный комплекс МГТУ
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
    • Система менеджмента качества университета
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Аккредитационно-симуляционный центр
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2023
      • Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — Прием 2023
      • Для поступающих на обучение по программам среднего профессионального образования (колледж)
      • Для поступающих на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг
        • Образец договора
        • Образовательный кредит
        • Оплата материнским (семейным) капиталом
        • Банковские реквизиты для оплаты обучения
        • Приказ об установлении стоимости обучения для 1 курса набора 2022-2023 учебного года
      • Для поступающих на обучение по программам ординатуры
      • Для поступающих на обучение по программам аспирантуры
      • Часто задаваемые вопросы (бакалавриат, специалитет, магистратура)
      • Видеоматериалы для постуающих
      • Экран приема-2023
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
      • День открытых дверей online
      • Университетские субботы
      • Дни открытых дверей на факультетах
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
        • Социально-экономический профиль
        • Медико-фармацевтический профиль
        • Инженерно-технологический профиль
        • Эколого-биологический профиль
        • Агротехнологический профиль
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Веб-консультации для абитуриентов и их родителей
      • Веб-консультации для абитуриентов
      • Родительский университет
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
    • Студенческое пространство
      • Студенческое пространство
      • Запись на мероприятия
    • Отдел по социально-бытовой и воспитательной работе
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление послевузовского образования
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
      • Научная библиотека
    • Экспортный контроль
    • Локальный этический комитет
    • Конференции
      • Школа молодого врача
      • Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных информационных технологий»
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
    • Наука и университеты
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
    • Факультет международного образования
      • Новости факультета
      • Информация о факультете
      • Международная деятельность
      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного
        • Кафедра иностранных языков
      • Центр Международного образования
      • Центр обучения русскому языку иностранных граждан
        • Приказы и распоряжения
        • Курсы русского языка
        • Расписание
      • Академическая мобильность
      • Контактная информация
    • Контактная информация факультета международного образования
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Международное сотрудничество
    • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации

Что такое Поток Сознания? || Справочник штата Орегон по литературным терминам

Что такое поток сознания? — Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео)

Лиз Делф, Старший преподаватель литературы Университета штата Орегон

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке

Поток сознания — это стиль повествования , который пытается реалистично передать мыслительный процесс персонажа. Это внутренний монолог, но это нечто большее. Поскольку это имитирует нелинейный способ работы нашего мозга, повествование в потоке сознания включает в себя множество свободных ассоциаций, циклических повторений, сенсорных наблюдений и странной (или даже несуществующей) пунктуации и синтаксиса — все это помогает нам лучше понять психологическое состояние и мировоззрение персонажа. Это значит, что вы окунулись в поток сознания персонажа или будто вы муха на стене его разума.

Авторы, использующие эту технику, стремятся к эмоциональной и психологической правде: они хотят показать моментальный снимок того, как мозг на самом деле перемещается из одного места в другое. Эти авторы отмечают, что мысль нелинейна; на самом деле мы не думаем логическими, хорошо организованными или даже полными предложениями.

Например, когда я шел записывать это видео, я не думал: «А, теперь я иду в библиотеку. Когда я приеду, я поздороваюсь с видеографом и начну запись. Надеюсь, все пройдет хорошо».

Более точное представление могло бы быть примерно таким: «холодно/ярко/хотел бы я иметь солнцезащитные очки/ходить быстрее/опять опаздывать/всегда опаздывать/отправил ли я свой сценарий? / я должен был больше практиковаться? / о, привет, Дилан / в каком классе он был? / ботинки развязались / ооо цвета деревья красные оранжевые яркие / быстрее / поздно поздно поздно / так ярко»

Этот более реалистичный, похожий на поток, ассоциативный мыслительный процесс и есть то, к чему стремятся авторы, когда они используют повествование о потоке сознания.

Вот литературный пример из Mrs. Dalloway Вирджинии Вульф:

— За то, что прожил в Вестминстере — сколько лет? За двадцать, — чувствуется, даже посреди движения или просыпаясь ночью, Кларисса была уверена, особая тишина или торжественность; неописуемая пауза; ожидание (но это могло быть ее сердце, пораженное, как они сказали, гриппом) перед ударом Биг-Бена. Там! Снаружи грянуло. Сначала предупреждение, музыкальное; тогда час, неотвратимый».

Этот отрывок рассказывает о связи Клариссы Дэллоуэй с городом, о связи ее сердцебиения с боем часов. Но это также хороший пример потока сознания: у него есть ассоциативные мысли (переход от боя курантов к ее гриппу), необычный синтаксис (все эти точки с запятой!), и сенсорные детали (такие как звук, музыка и ощущение сердцебиение).

Вирджиния Вульф особенно хорошо известна этой повествовательной техникой, наряду с некоторыми другими модернистскими тяжеловесами, такими как Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер и Марсель Пруст. Эти конкретные авторы писали в 1920-х и 30-х годов, но поток сознания не ограничивается конкретным периодом времени или литературным движением. Это необычно, но его использовали такие авторы, как Кен Кизи и Сильвия Плат в 1960-х годах, а также Ирвин Уэлш, Джордж Сондерс и Джонатан Сафран Фоер в последнее десятилетие или около того.

Вот еще один пример из романа Тони Моррисон 1987 года Beloved :

. «воздух тяжелый / я не умер / меня нет / есть дом / есть то, что она мне прошептала / я там, где она мне сказала / я не умер / я сижу / солнце закрывает глаза / когда Я открываю их, я вижу лицо, которое я потерял / Лицо Сэти — это лицо, которое оставило меня / Сете видит, что я вижу ее, и я вижу улыбку / ее улыбающееся лицо — это место для меня / это лицо, которое я потерял / она мое улыбающееся лицо на меня»

Этот пример еще более бессвязный, чем первый, и это ключевой элемент для понимания этого конкретного персонажа. Говорящий (Возлюбленный) похож на ребенка, призрачный, напуганный и растерянный. Ее взволнованное повторение «Я не умерла» создает ощущение, что она отчаянно держится за жизнь, а многочисленные отголоски улыбающегося лица Сэти показывают эмоциональный резонанс и важность этого образа для Возлюбленной.

В этом примере также заметна ассоциация, двигающаяся от дома к солнцу, глазам и лицу Сете. А как насчет синтаксиса?! Мысли этого конкретного персонажа настолько текучи и струйны, что в них вообще нет знаков препинания. Это добавляет срочности прохождения, страха и, наконец, надежды.

Дополнительные ресурсы для учителей

«Сожжение сарая» Уильяма Фолкнера предлагает краткий обзор мыслительных процессов мальчика Сарти в «потоке сознания». В начале истории Сарти идентифицирует человека, который пытается привлечь к ответственности своего отца-пиромана, как своего «врага отца», прежде чем подумать: « наш враг… наш! мой и его оба! Он мой отец! »

Пишущая подсказка: как форма мыслей Сарти связана с формой потока сознания, описанной в приведенном выше видео? Какие тревоги или напряжения выявляет это повторение в мировоззрении Сарти и как эти напряжения предвещают более поздние элементы сюжета?

Хотите больше видеоуроков? Посмотреть всю серию:

Справочник штата Орегон по английским литературным терминам

Справочник персонала | Д-р Джонатан Опи

Старший преподаватель
Школа гуманитарных наук
Джонатан . opie@adelaide . образование . а.е.
+61 8 8313 3815
Этаж/Комната 7 , Нейпир , Северная терраса