Структура сознания
Структура сознания
Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:
- высшая часть – разумное начало,
- средняя часть – волевое начало,
- низшая часть – чувственное начало.
Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
- рационально-мыслительная,
- эмоционально-чувственная,
- волевая.
Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях.
Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает.
В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.
- Уровень бессознательного.
Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.
Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.
- Уровень сознания.
Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.
- Уровень сверхсознания.
Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.
Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.
Функции сознания
Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:
- Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
- Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
- Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»
(с) К. Маркс
- Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.
Таковы важнейшие функции сознания.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAAИзображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайтаК сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Что такое Поток Сознания? || Справочник штата Орегон по литературным терминам
Что такое поток сознания? — Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео)
Лиз Делф, Старший преподаватель литературы Университета штата Орегон
Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке
Поток сознания — это стиль повествования , который пытается реалистично передать мыслительный процесс персонажа. Это внутренний монолог, но это нечто большее. Поскольку это имитирует нелинейный способ работы нашего мозга, повествование в потоке сознания включает в себя множество свободных ассоциаций, циклических повторений, сенсорных наблюдений и странной (или даже несуществующей) пунктуации и синтаксиса — все это помогает нам лучше понять психологическое состояние и мировоззрение персонажа. Это значит, что вы окунулись в поток сознания персонажа или будто вы муха на стене его разума.
Авторы, использующие эту технику, стремятся к эмоциональной и психологической правде: они хотят показать моментальный снимок того, как мозг на самом деле перемещается из одного места в другое. Эти авторы отмечают, что мысль нелинейна; на самом деле мы не думаем логическими, хорошо организованными или даже полными предложениями.
Например, когда я шел записывать это видео, я не думал: «А, теперь я иду в библиотеку. Когда я приеду, я поздороваюсь с видеографом и начну запись. Надеюсь, все пройдет хорошо».
Более точное представление могло бы быть примерно таким: «холодно/ярко/хотел бы я иметь солнцезащитные очки/ходить быстрее/опять опаздывать/всегда опаздывать/отправил ли я свой сценарий? / я должен был больше практиковаться? / о, привет, Дилан / в каком классе он был? / ботинки развязались / ооо цвета деревья красные оранжевые яркие / быстрее / поздно поздно поздно / так ярко»
Этот более реалистичный, похожий на поток, ассоциативный мыслительный процесс и есть то, к чему стремятся авторы, когда они используют повествование о потоке сознания.
Вот литературный пример из Mrs. Dalloway Вирджинии Вульф:
— За то, что прожил в Вестминстере — сколько лет? За двадцать, — чувствуется, даже посреди движения или просыпаясь ночью, Кларисса была уверена, особая тишина или торжественность; неописуемая пауза; ожидание (но это могло быть ее сердце, пораженное, как они сказали, гриппом) перед ударом Биг-Бена. Там! Снаружи грянуло. Сначала предупреждение, музыкальное; тогда час, неотвратимый».
Этот отрывок рассказывает о связи Клариссы Дэллоуэй с городом, о связи ее сердцебиения с боем часов. Но это также хороший пример потока сознания: у него есть ассоциативные мысли (переход от боя курантов к ее гриппу), необычный синтаксис (все эти точки с запятой!), и сенсорные детали (такие как звук, музыка и ощущение сердцебиение).
Вирджиния Вульф особенно хорошо известна этой повествовательной техникой, наряду с некоторыми другими модернистскими тяжеловесами, такими как Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер и Марсель Пруст. Эти конкретные авторы писали в 1920-х и 30-х годов, но поток сознания не ограничивается конкретным периодом времени или литературным движением. Это необычно, но его использовали такие авторы, как Кен Кизи и Сильвия Плат в 1960-х годах, а также Ирвин Уэлш, Джордж Сондерс и Джонатан Сафран Фоер в последнее десятилетие или около того.
Вот еще один пример из романа Тони Моррисон 1987 года Beloved :
. «воздух тяжелый / я не умер / меня нет / есть дом / есть то, что она мне прошептала / я там, где она мне сказала / я не умер / я сижу / солнце закрывает глаза / когда Я открываю их, я вижу лицо, которое я потерял / Лицо Сэти — это лицо, которое оставило меня / Сете видит, что я вижу ее, и я вижу улыбку / ее улыбающееся лицо — это место для меня / это лицо, которое я потерял / она мое улыбающееся лицо на меня»
Этот пример еще более бессвязный, чем первый, и это ключевой элемент для понимания этого конкретного персонажа. Говорящий (Возлюбленный) похож на ребенка, призрачный, напуганный и растерянный. Ее взволнованное повторение «Я не умерла» создает ощущение, что она отчаянно держится за жизнь, а многочисленные отголоски улыбающегося лица Сэти показывают эмоциональный резонанс и важность этого образа для Возлюбленной.
В этом примере также заметна ассоциация, двигающаяся от дома к солнцу, глазам и лицу Сете. А как насчет синтаксиса?! Мысли этого конкретного персонажа настолько текучи и струйны, что в них вообще нет знаков препинания. Это добавляет срочности прохождения, страха и, наконец, надежды.
Дополнительные ресурсы для учителей
«Сожжение сарая» Уильяма Фолкнера предлагает краткий обзор мыслительных процессов мальчика Сарти в «потоке сознания». В начале истории Сарти идентифицирует человека, который пытается привлечь к ответственности своего отца-пиромана, как своего «врага отца», прежде чем подумать: « наш враг… наш! мой и его оба! Он мой отец! »
Пишущая подсказка: как форма мыслей Сарти связана с формой потока сознания, описанной в приведенном выше видео? Какие тревоги или напряжения выявляет это повторение в мировоззрении Сарти и как эти напряжения предвещают более поздние элементы сюжета?
Хотите больше видеоуроков? Посмотреть всю серию: Справочник штата Орегон по английским литературным терминамСправочник персонала | Д-р Джонатан Опи
Логин
Позиция | Старший преподаватель |
---|---|
Организационное подразделение | Школа гуманитарных наук |
Электронная почта | Джонатан . opie@adelaide . образование . а.е. |
Телефон | +61 8 8313 3815 |
Местоположение | Этаж/Комната
7
,
Нейпир
,
Северная терраса |
Просмотреть мой профиль исследователя
Биография/предыстория
Джон изучал теоретическую физику, а затем философию в Университете Флиндерса. После защитив докторскую диссертацию в Аделаиде (тезис, Сознание: перспектива коннекционистов ), он получил постдок ARC, прежде чем влился сюда в преподавательский состав. Его основные исследовательские интересы связаны с философией разума, когнитивной наукой и философией науки. Он был участником проекта Макдоннелла в области философии и неврологии.
В период с 2008 по 2011 год Джон возглавлял проект ARC Discovery, изучающий биологические основы познания. Дополнительную информацию см. на веб-сайте когнитивной биологии:
http://www.hss.adelaide.edu.au/philosophy/cogbio/
Джон учит Разум и мир , Введение в логику , Когнитивная наука 900 26 , Философия науки, Философия разума и Аргументация и критическое мышление .
Научные интересы
- Нейросетевые модели познания
- Сознание и ментальное представление
- Биологические основы познания
- Механика Объяснение
- Редукция и появление
- Теории восприятия
Публикации
Edited Collection
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2002) Язык и мысль: философские перспективы. Специальный выпуск Language and Communication 22: 209-390
Журнальные статьи
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2015) Преднамеренность облегченного или аналогового контента? Философия 43(3): 723-30. 0,1007/с11406-015-9623-5
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2009) Роль представления в вычислениях. Когнитивная обработка 10(1): 53-62
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2006 г.) Как вычислительные сети коннекционистов? Когнитивная обработка 7(1): 30-41
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2004) Транспортные средства, процессы и гибридные теории сознания. Ответ авторов на продолжение комментариев. Поведенческие и мозговые науки 27: 303-5
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2002) Радикальный коннекционизм: мышление (не на) языке. В Дж. О’Брайен и Дж. Опи (редакторы) «Язык и мышление: философские перспективы», специальный выпуск журнала Language and Communication 22: 313-29.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2001) Коннекционистские транспортные средства, структурное сходство и феноменальный разум. В Дж. Вельдемане (ред.) Натурализм и феноменальный разум, специальный выпуск журнала Communication and Cognition 34: 13-38.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2000) Защита разобщенности: ответ Бейну. Австралазийский философский журнал 78: 255–63.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1999) Коннекционистская теория феноменального опыта. Поведенческие и мозговые науки 22: 127-48
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1999) Введение содержания в транспортную теорию сознания. Поведенческие и мозговые науки 22: 175-96
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1999) Защита картезианского материализма. Философия и феноменологические исследования 59: 939-63
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1998) Разобщенность сознания. Австралазийский философский журнал 76: 378-395.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1997) Когнитивная наука и феноменальное сознание: дилемма и как ее избежать. Философская психология 10: 269-86
Главы книг
- Опи, Дж. и О’Брайен, Г. (2015) Структура феноменального сознания. В С. Миллер (ред.) Конституция феноменального сознания , Джон Бенджаминс.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2015) Шизофреническая защита теории сознания транспортного средства. В Р. Дженнаро (ред.) Нарушенное сознание: новые очерки в психопатологии и теориях сознания, MIT Press.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2011) Представление в аналоговых вычислениях. В Newen, A., Bartels, A. & Jung, E. (eds.) Knowledge and Representation , CSLI Publications.
- Опи, Дж. (2010) Сознание. В Г. Оппи и Н. Н. Тракакис (ред.) Компаньон к философии в Австралии и Новой Зеландии , Monash University Press.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2009) Транспортные средства сознания. В книге Т. Бейна, А. Клиреманса и П. Уилкена (ред.) The Oxford Companion to Consciousness, Oxford University Press .
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2004) Примечания к структуралистской теории ментальной репрезентации. В книге Х. Клэпена, П. Стейнса и П. Слезака (ред.) Представление в уме: новые подходы к ментальному представлению, Elsevier
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2003) Множественность сознания и появление личности. В AS David & T. Kircher (eds.) The Self in Neuroscience and Psychiatry, CUP
Документ конференции
- Опи, Дж. (2010) Уровни и пояснения. В W. Christensen, E. Schier & J. Sutton (eds.) ASCS09: Proceedings of the 9th Conference of the Australasian Society for Когнитивная наука. Сидней: Центр когнитивных наук Маккуори.
Комментарии
- Опи, Дж. (2004) Beyond the Fringe. Психея 10 (1) мая 2004 г.
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2002) Интернализация коммуникации. Комментарий к «Когнитивным функциям языка» Каррутерса. Поведенческие и мозговые науки 25 (6): 694-5
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2002) Вычислительный младенец, классическая вода для купания и срединный путь. Комментарий к книге Перруше и Винтера «Самоорганизующееся сознание». Поведенческие и мозговые науки 25 (3): 348-9
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2001) Грехи упущения и совершения. Комментарий к книге О’Регана и Ноэ «Сенсомоторный отчет о зрении и зрительном сознании». Поведенческие и мозговые науки 24: 997-8
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (2001) Функциональное сходство и интернализация правил. Комментарий к книге Кубови и Эпштейна «Интернализация: метафора, без которой мы можем жить». Поведенческие и мозговые науки 24: 695-6
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1999) Что здесь действительно работает: представление знаний или ГОРЯЧАЯ теория? Комментарий к книге Динеса и Пернера «Теория неявного и явного знания». Поведенческие и мозговые науки 22 (5): 778-9
- О’Брайен, Г. и Опи, Дж. (1999) Поиск места для опыта в физико-реляционной структуре мозга. Комментарий к книге Стивена Палмера «Цвет, сознание и ограничение изоморфизма». Поведенческие и мозговые науки 22 (6): 966-7
- Опи, Дж. (1999) Гештальт-теории когнитивного представления и обработки. Психологический 10(021) http://www.cogsci.ecs.soton.ac.uk/cgi/psyc/newpsy?10.21
- Опи, Дж. (1998) Стратегии моделирования коннекционизма. Психологический 9(30) http://www.cogsci.ecs.soton.ac.uk/cgi/psyc/newpsy?9.30
Обзоры книг
- Опи, Дж. (2006) Следующий шаг или ошибка? Рецензия на книгу Майкла Уилера «Реконструкция когнитивного мира: следующий шаг». Тенденции в когнитивных науках 10 (4): 144-5
- Опи, Дж. (2000) Сознание в петлях. Обзор книги Родни Коттерилла «Зачарованные ткацкие станки: сознательные сети в мозге и компьютерах». Метанаука 9(2): 277-82
- Опи, Дж. (1998) Рецензия на книгу Дэвида Брэддона-Митчелла и Фрэнка Джексона «Философия разума и познания». Австралазийский философский журнал 76: 642-4
Файлы
Информация в этом каталоге предназначена для поддержки научных, административная и деловая деятельность Университета Аделаиды.