Психологический портрет класса: Методическая разработка диагностического обследования учащихся «Психологический портрет класса»

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Дата: 12 июля 2017 Автор: Алина Рубрика: Учительская 0

В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости – средний уровень. Средний балл по школе за 2009-2010 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю. Д., Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива;

Необходимо:

  1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
  2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
  3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
  4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.
  • Автор: Алина
  • Распечатать
Оцените статью:

(44 голоса, среднее: 4.2 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

Составление психологического портрета класса — одно из условий успешной организации образовательного процесса

Любая методика обучения тому или иному предмету ориентирует учителя на “абстрактного” ученика, успешного уже потому, что учитель правильно его учит. Но в реальности перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Они, как утверждают специалисты, по-разному слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство, ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Воспитывать, обучать и даже любить их, видимо, надо по-разному.

Умение учиться вместе с ребенком, ориентировать программу и методику обучения на конкретного ученика или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления, создает предпосылки к сохранению детского психологического здоровья на этапе начального общего образования.

Тип мышления ребенка определяется тем, как действуют полушария его мозга. Наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, “рука об руку”, но у каждого свои “излюбленные приемы”.

Так, левое полушарие называют аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

Используя специальные тесты на определение трех важнейших показателей – называемых “рукость”, “глазость” и “ухость”, я смогла определить стратегии работы мозга и составить психологический портрет каждого ребенка в обучаемом мною первом классе, а также – портрет класса.

3 мальчика в классе – правополушарники (“художники”) с ведущим левым глазом и левым ухом. У этих детей очень высокий уровень образного мышления, неплохая память. Они обладают сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.

По предпочтению канала восприятия эти дети в основном кинестетики.

По мнению психологов, эти дети имеют неплохие задатки. И действительно, в традиционном обучении правополушарники – в числе первых учеников. Однако при обучении по системе Л.В. Занкова (а я учу детей именно по этой системе!), как утверждает В.Д. Еремеева, они в последних рядах. Следовательно, акцент в обучении, в подборе методов обучения делать приходится на них.

Мальчики-правополушарники обычно мало делают ошибок при письме, а напоминание правил, и я это держу постоянно в поле зрения, часто мешает их письму.

Мальчиков смешанного типа – девять. Причем трое из них имеют ведущий левый глаз и правое ухо. Эти дети обычно внимательны на уроке, но часто имеют заниженную самооценку, то есть считают свои возможности и способности невысокими. Часть из них относится к холерикам, но есть дети – меланхолики со слабыми нервными процессами, с высокой тормозимостью, возникающей на любой сильный раздражитель. Они могут отказаться от деятельности, повышение голоса у них вызывает слезы.

Все эти мальчики – визуалы, то есть они опираются в первую очередь на зрение, на то, что видят, а не на то, что им говорят. В традиционном обучении они не особенно успешны, а вот в системе Л.В. Занкова они могут быть лучшими учениками. Но на письме могут делать ошибки, часто очень много. Камнем преткновения являются словарные слова, имена собственные пишут с маленькой буквы, часто встречаются описки.

6 мальчиков смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют прекрасное пространственное и творческое мышление, хорошие показатели речевого развития, отличное переключение внимания и самое высокое желание учиться в школе. Но эти дети с кинестетическим каналом обработки информации, а следовательно, требующие особых стратегий обучения, направленных на развитие и других каналов работы с информацией.

Среди девочек картина несколько иная.

5 девочек по типу функциональной асимметрии относятся к правополушарникам с ведущим левым глазом и левым ухом. Именно эта группа девочек обладает хорошей памятью, пространственным и творческим мышлением, очень высоким желанием учиться (до начала школьных занятий). Но способность этих детей к переключению внимания, как показывают исследования психологов, самая низкая. Четыре девочки из пяти – кинестетики.

И по типу темперамента они ближе к холерикам. Внешне они часто неряшливы.

Потенциальные возможности у девочек-правополушарниц достаточно велики, но в начальной школе они учатся с трудом.

В отличие от группы мальчиков, среди девочек оказались две левополушарницы с правым ведущим глазом и ухом. Это, как правило, в начальной школе одни из лучших учениц. В немалой степени успехам способствуют старательность, аккуратность, внимательность левополушарниц. Но в пятом классе успеваемость этих девочек нередко снижается, что переживается детьми очень болезненно.

8 девочек относятся к смешанному типу. Но три из них с ведущим левым глазом и правым ухом. У них хорошо развиты логическое и творческое мышление. Ведущие каналы обработки информации у них разные – по одному визуалу, аудиалу и кинестетику.

5 девочек смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют хорошую память, высокую внимательность, достаточно высокий уровень и логического и творческого мышления. Среди них три визуала и два кинестетика. Обычно эти девочки хорошо учатся, но имеют завышенную самооценку.

Леворуких детей в классе нет. Но, как известно, и праворукие дети разные. Особенно это остро проявляется при обучении письму и чтению, поскольку и письмо, и чтение – асимметричные виды деятельности.

С помощью “Теста на кручение” удалось выяснить, что треть детей предпочитают движение по часовой стрелке, но это направление не является основным при написании букв. Следовательно, эти дети будут испытывать неудобство при письме. Общепринятое написание букв мешает им, сдерживает скорость.

Наблюдение за положением руки при письме помогло мне определить, в какой стадии развития находятся межполушарные связи, что, в свою очередь, информировало меня о затруднениях детей при обработке информации. Так, например, промежуточное положение ручки и когда конец ее смотрит вбок, параллельно строчке, может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели, а значит, поступающая информация из одного полушария в другое будет “медленной” – ребенку на обдумывание времени надо больше, чем обычно.

Итак, составлено представление о классе, о возможных затруднениях детей в обучении. Теперь главное, как говорят специалисты, не навредить. Но это не означает только ждать, надо помогать ребенку быть успешным.

Но как это лучше сделать? На этот и множество других вопросов ищу ответы в литературе, в опыте коллег, в своем опыте.

Странная психологическая теория, стоящая за классом физкультуры

Уроки физкультуры и перемены являются стандартной частью сегодняшней государственной школы. Большинство педагогов скажут вам, что физическое воспитание необходимо детям, чтобы практиковать социальные взаимодействия и «выводить из себя». Но, как пишет географ Элизабет А. Гейген, когда физкультура была в новинку для США, примерно на рубеже двадцатого века, аргументы, стоявшие за ней, были совершенно другими.

Гаген пишет, что одним из самых влиятельных сторонников физического воспитания и игровых площадок был психолог Г. Стэнли Холл. Холл утверждал, что развитие отдельного человека «перепросматривает» эволюционную историю. В этой формулировке, пишет Гаген, до 8 лет «дети могут проявлять хватательные движения или тосковать по песчаной яме, которая напомнила им первобытную грязь».

«Для маленького ребенка, — писал Холл, — между его душой и душой животных нет пропасти». В возрасте от 8 до 12 лет теория Холла (расистская, колониалистская) приравнивала детей к «диким» людям. Только в подростковом возрасте люди могли войти в то, что Холл считал современным человеческим существованием.

Холл утверждал, что разум ребенка может «запоминать» эволюционные фазы только посредством стимуляции мышечной ткани. Он писал, что «тайны души каким-то образом связаны с секретами нервной системы». Если мышцы «недостаточно развиты или становятся расслабленными и дряблыми», писал он, это открывает «ужасную пропасть между добрыми намерениями и их исполнением, которая может появиться и увеличиться».

Идеи Холла имели множество следствий, в том числе то, что — поскольку сознание в основном связано с сокращением мышц — движения тела представляли собой непосредственные мысли. Это привело его к интересу к предполагаемому ясновидению. Он считал, что медиумы могут на самом деле интерпретировать бессознательные движения субъектов.

Идеи Холла дошли до реальных детей благодаря работам таких людей, как Лютер Х. Гулик, который в 1919 году стал директором по физическому воспитанию в школах и на детских площадках Нью-Йорка.02. Гулик поддержал и усовершенствовал идею сознания как мышечного процесса: «Мы привыкли думать о выражении тела… как о внешнем проявлении внутреннего состояния», — писал он. «Современная психология, однако, говорит нам, что это мышечное сокращение является необходимой частью самого чувства и что, когда мышечное выражение чувства можно затормозить, само чувство уже не то».

Между Холлом и Гуликом школы Нью-Йорка приняли идею о том, что тренировка детских мышц с помощью регулярных упражнений «запирает» хорошие умственные привычки. В этой формулировке приобщение мальчиков к бегу на длинные дистанции или футболу не имело целью помочь им развить чувство выносливости и дисциплины, которые они могли бы запомнить и применить в других условиях, например на рабочем месте. Речь шла буквально о физическом встраивании этих характеристик в их тела. (Девочки тоже занимались физкультурой, часто занимаясь танцами или гимнастикой, чтобы привить грацию, контроль и гармонию.)

Столетие спустя уроки физкультуры остаются важной частью школьной жизни. Но даже самые страстные его сторонники, вероятно, не станут утверждать, что это необходимая часть подъема детей из первобытной грязи.

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Делаем Америку плотью: телесность и государственность в реформе физического воспитания в начале ХХ века

Автор: Элизабет А. Гейген

Cultural Geographs, Vol. 11, № 4 (октябрь 2004 г.), стр. 417-442

Sage Publications, Ltd.

Погрузитесь в творчество: вопросы и ответы с Андерсон Ранч Инструктор интимного портрета Джесс Т. Дуган

Новости Новости |

Примечание редактора. Версия этого вопроса и ответа также опубликована в этом году в выпуске журнала Summer in Aspen/Snowmass.

Джесс Т. Дуган, которая ведет урок «Интимный портрет» 24–28 июля, — художница, чьи работы исследуют проблемы идентичности с помощью фотографии, видео и письма. Их работы широко выставлялись и находятся в постоянных коллекциях более чем 45 музеев США. Дуган приезжает на ранчо Андерсона с 2014 года, сначала в качестве приглашенного художника, а теперь пятое лето в качестве инструктора.

В преддверии предстоящего семинара Дуган ответил на несколько вопросов для журнала Summer in Aspen/Snowmass.



AT: Расскажите о своей мастерской.

Дуган: (Это) недельное погружение в фотографический портрет. Мы сосредотачиваемся в первую очередь на эмоциональных, межличностных и психологических элементах создания портрета, а не на чисто технических аспектах, хотя мы охватываем такие вещи, как композиция, освещение и окружающая среда.



На самом деле, мой семинар направлен на то, чтобы побудить каждого участника действительно задуматься над тем, почему они хотят создавать портреты, что межличностные отношения при создании портретов дают им как личности и художнику, и дать им навыки для углубления их понимания. себя и свою собственную практику, особенно в их способности работать с человеческим предметом, что многие люди находят сложным и пугающим, особенно когда они только начинают.

AT: Чем ваша фотомастерская отличается от других?

Дуган: Я бы сказал, что в какой-то степени это моя собственная практика. Я работаю с портретной живописью почти 20 лет, и я невероятно увлечен этим, и мне нравится учить этому других фотографов и студентов.

Я бы также сказал, что создаю атмосферу в классе, основанную на безопасности, комфорте и взаимном уважении. Я очень сильно подталкиваю своих учеников, но также я действительно создаю пространство, где каждый может пойти на эмоциональный риск, потому что это многое из того, что я поощряю их делать в моем классе. Для меня очень важна обстановка в классе. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал, что его уважают, его лелеют и бросают вызов.

AT: Портреты, которыми вы известны, изображают уровень уязвимости. Как вы поощряете эту уязвимость в своих учениках?

Дуган: Студенты приезжают на семинар из разных мест и с разным уровнем подготовки, и я действительно стараюсь встретиться с каждым человеком, на котором он находится. Некоторые из них могут быть новее, некоторые могут быть очень продвинутыми, поэтому успех одного ученика может выглядеть иначе, чем успех другого ученика.

В основном я призываю студентов выражать свое мнение как художника и не бояться следовать своим интересам и желаниям и делать работу, которая действительно значима для них.

AT: Какие эмоции у вас вызывает процесс фотосъемки?

Дуган: Мой процесс очень медленный и очень совместный. Большая часть того, как я создаю портреты, заключается в том, что я провожу много времени с моими объектами и узнаю их на более глубоком уровне, либо до того, как я фотографирую, либо во время фотографирования. Я работаю один, и это очень важно. У меня нет помощников. У меня не так много осветительного оборудования. Мой процесс очень прост, но на самом деле он зависит от полного интереса и участия человека, которого я фотографирую.

AT: Что вам нравится в преподавании в Anderson Ranch Arts Center?

Дуган: Мне нравится преподавать на ранчо, потому что это такая захватывающая среда. Меня всегда поражало, как много мы успеваем за одну неделю и как сильно растут ученики и их работа. Это удивительное сообщество. Это действительно стимулирует творчески. Я люблю все лекции и программы, которые произошли в течение недели.

Это просто невероятно красивое место. Но то, что я действительно люблю больше всего, — это творческая интенсивность и то, как удивительно быть рядом с таким количеством художников и с таким количеством людей, занимающихся своей работой. По-настоящему полностью погрузиться в эту среду на неделю, я думаю, что это действительно уникальный опыт для меня как инструктора, и я думаю, что это уникальный опыт и для студентов.

Добавить комментарий