Психологический портрет пример: Психологический портрет личности: как составить, примеры

Психологический портрет – boss-expert.ru

Психологическое тестирование сотрудников.

Каждый работодатель хочет иметь в своей команде сотрудников исключительно грамотных, не боящихся трудной работы, коммуникабельных и ответственных. Результативное выполнение поставленных задач и целей требует наличия не только конкретных умений и компетенций, но также и определенных персональных, личностных качеств.

Для того, чтобы узнать о претенденте на работу такой массив информации, необходимо вести наблюдение за ним достаточно продолжительное время. Именно поэтому для вновь поступивших на работу в компанию устанавливаются различной продолжительности испытательные сроки. И все таки, несмотря на право руководителя в случае неудовлетворенности работой сотрудника уволить его в течении этого срока, многие директора хотят создать команду сотрудников без какой-либо текучки кадров. Но, к сожалению, достаточно часто уже приступив к работе, выясняется, что сотрудник не соответствует уровню занимаемой должности, а возможно и требуемой квалификации.

Его стиль работы, манера поведения и общения с коллегами и руководством, личностные качества могут вызвать негативную реакцию как у руководства, так и у окружающего персонала.

Для проведения эффективной кадровой политики с минимальной текучкой кадров применяются методы психологического тестирования при приёме на работу и при переходе на новую должность при повышении. Это помогает получать более подробные, достоверные данные о кандидатах или сотрудниках и четко видеть полную и ясную картину, которая характеризует их профессиональные возможности с точки зрения их личностных психологических особенностей. Как правило, психологическое тестирование используется после первоначального собеседования с кандидатом. Это помогает в полной мере получить подробные и абсолютно достоверные данные о нем, увидеть цельную и предельно ясную картину, иллюстрирующую его профессиональные возможности с точки зрения психологических особенностей личности и составить его комплексный психологический портрет.

По результатам психологического тестирования пишется заключение, отражающее функциональную профпригодность, деловые и коммуникативные качества, скрытые мотивы и стимулы, сильные и слабые стороны человека:

  • Определение соответствия вакансий психологическим свойствам кандидатов.
  • Выявление уровней компетентности при решении психологических проблем в коллективе.
  • Потенциал личности.
  • Лояльность к работодателю,
  • Мотивация при работе по найму.
  • Определение жизненной мотивации и ценностные ориентиры.
  • Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
  • Лидерские качества и способность управлять коллективом.
  • Выявление скрытых демотивирующих личностных факторов, конфликтогенов.
  • Состояния на  момент исследования.
  • Мотивационная направленность.
  • Интеллектуальные особенности.
  • Эмоционально-волевые особенности.
  • Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
  • Поведение в экстремальных ситуациях.
  • Отношения к работе.
  • Умение приспособиться к изменениям и управлять ими.
  • Управляемость и способность к обучению.
  • Стрессоустойчивость и способность противостоять длительной стрессовой ситуации.
  • Способность к рутинной работе.
  • Отношение к регулярному контролю со стороны руководства.
  • Восприимчивость к большому объему информации, её анализ.
  • Креативность.
  • Отношение к алкоголю и наличие других зависимостей.

Психологическое тестирование необходимо для выявления комплексной надежности сотрудника 

и включает в себя тестирование с помощью стандартизированных методик, обладающих высокой степенью достоверности и точности:

  • Выявление системы ценностных ориентаций.
  • Состояние на данный момент времени.
  • Тесты личности.
  • Методы портретного выбора.
  • Тесты общих способностей и интеллектуальные тесты.
  • Методики структуры интеллекта.
  • Тесты общих профессиональных способностей.
  • Тесты специальных способностей.
  • Тесты достижений.

Благодаря психологическому анализу руководитель получает возможность:

  • Принять единственно правильное управленческое решение касательно персонала.
  • С максимальной точностью спрогнозировать поведение каждого сотрудника сотрудников в рабочих ситуациях.
  • Правильно и эффективно подобрать для каждого сотрудника индивидуальные мотиваторы, для повышения эффективности его работы.
  • Выявить тех претендентов на работу в компании, чьи личностные особенности и характеристики изначально не подходят для работы в Вашей компании, не соответствуют коллективу и личности руководителя.

ПРИМЕР КРАТКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СОТРУДНИКА ОХРАНЫ (ВОДИТЕЛЯ — ТЕЛОХРАНИТЕЛЯ):

В процессе психологического обследования кандидат проявил следующие качества и особенности:

Интеллект:

Средний. Мыслительные способности развиты хорошо. Временами могут возникать затруднения при решении задач повышенной сложности абстрактно-логического характера. Отмечает стремление к саморазвитию, повышению интеллектуального и образовательного уровня, расширению сферы интересов

Коммуникативная сфера:

Отзывчив, стремится к сотрудничеству, но при этом не внушает свое мнение другим. Низкое стремление к физическому превосходству над окружающими. Не склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку. Способен решать конфликтные ситуации миролюбивым способом. Низкий уровень агрессивности. Долго переживает, если имел место агрессивный поступок.

Эмоционально-волевая сфера:

Средний уровень волевого самоконтроля поведения. Фон настроения ровный – положительный. Самоконтроль достаточный: при возникновении внештатных и нестандартных ситуаций стремится к рассудительности и конструктивному принятию решения. Действует целенаправленно и планомерно, анализируя возможный результат. Эмоциональный настрой позитивный. Способен выдерживать психические нагрузки длительное время. В экстремальной ситуации полностью сосредотачивается на выполнении задачи. Трудности не останавливают.

Самооценка:

Устойчивая, адекватно оценивает свои профессиональные и личностные качества.

Мотивация:

Устойчивая. Ориентирован на качественное выполнение своих должностных обязанностей, достижение конечного положительного результата.

Характерологические особенности:

Высокая работоспособность и стремление к качественному конечному результату в деятельности. Адаптивен, действует адекватно ситуации. В целом способен менять намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки. Умеет ориентироваться как в быстро меняющихся ситуациях, так и там, где требуется кропотливая работа. Доводит начатое до конца, ответственен, избирателен. Умеет корректировать свое поведение в зависимости от изменений внешних обстоятельств. Уверен в себе (уровень тревожности низкий). Умеет справляться с жизненными неудачами. В целом характерны уравновешенность, взвешенность мыслей и поступков.

Вывод: адаптация удовлетворительная. Профессиональные качества соответствуют требованиям профессии.

ПРИМЕР КРАТКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВА:

Интеллект:

Высокий. Мыслительные способности развиты хорошо. Отмечает стремление к саморазвитию, повышению интеллектуального и образовательного уровня, расширению сферы интересов

Коммуникативная сфера:

Любит и умеет производить яркое впечатление, он всегда интересен окружающим. Он оказывают большое влияние на других, как словом, так и делом. В конфликтной ситуации будет бороться до конца, даже в ущерб себе. Умеет оказывать волевое давление методом логического убеждения. Никогда не теряет свою линию.

Эмоционально-волевая сфера:

Средний уровень волевого самоконтроля поведения. Охотно советует и руководит действиями других, но сам приказного тона не выносит и даже может в таких случаях поступать наоборот, так как не терпит, когда ему что-то навязывают, и под действием внутреннего порыва может совершать опрометчивые поступки. Такие люди часто испытывают затруднения при выражении своих чувств, так как самолюбивы и недоверчивы. Фон настроения ровный – положительный. Самоконтроль достаточный.

Самооценка:

Устойчивая, адекватно оценивает свои профессиональные и личностные качества.

Мотивация:

Устойчивая. Ориентирован на качественное выполнение своих должностных обязанностей, достижение конечного положительного результата.

Характерологические особенности:

Высокая работоспособность и стремление к качественному конечному результату в деятельности. Адаптивен, действует адекватно ситуации. Волевой, целеустремленный человек. Мнение окружающих о нем его не волнует. Логик и тактик. Предпочитает действовать согласно тщательно продуманному плану, который заранее логически просчитывает. Умеет и любит брать на себя ответственность. Способен идти на риск. Чем опаснее и экстремальнее ситуация, тем он собраннее и решительнее. Уверен в себе (уровень тревожности низкий).  Достаточно хорошо организован, обычно продумывает деятельность вперед группы, старается предвидеть неблагоприятные обстоятельства. Рабочий процесс, руководимый им, редко дает сбои.Способен оказать коллективу поддержку для того, чтобы подчиненные могли выполнить свою работу и достичь поставленных целей. Заботится об обеспечении подчиненных необходимыми средствами, ресурсами, инструментарием, обучение и т.д. для успешного выполнения работы.

Вывод: адаптация удовлетворительная. Профессиональные качества соответствуют требованиям профессии.

Достоверность  тестирования напрямую зависит от соблюдения правил тестирования и методики обработки тестов! 

Наши специалисты являются профессиональными психологами высшей категории, имеют государственную сертификацию и многолетний опыт работы в подразделениях ФСИН России в качестве экспертов по оценке, проверке и аттестации персонала и сотрудников.

Если вы хотите протестировать кандидата , напишите нам на почту или позвоните по телефону.

Мы гарантируем уважительное и ответственное отношение ко всем нашим Заказчикам исследований и к тестируемым лицам во время нашего сотрудничества!

Обращаем ваше внимание, что психологические тестирования могут проводиться исключительно в соответствии всем нормам и правилам, согласно «Единым требованиям к порядку проведения психологических и психофизиологических исследований», утвержденных  МВД РФ. 

Как сформировать психологический портрет подростка — Сноб

Иллюстрация: Veronchikchik

В своих лекциях я регулярно упоминаю, что подростку, выходящему в жизнь из гнезда родной семьи, важно представлять собственный психологический портрет. Этим портретом его должна снабдить в основном семья. Устроить свою дальнейшую жизнь без его наличия молодому человеку достаточно затруднительно.

Когда родители спрашивают, что такое психологический портрет, я обычно привожу пару достаточно ярких примеров, а вот времени на обсуждение того, как он складывается, обычно не остается.

Поскольку вопрос этот задается достаточно часто, я решила рассказать об этом здесь.

Согласно теории российского психолога Выготского, в своем индивидуальном развитии ребенок сначала говорит другому: Дай! Уйди! Сядь! — и уже значительно позже осознает и произносит: я ухожу, я сижу, я даю тебе. В нашей теме это означает, что у ребенка нет и не может быть никакого внутреннего, заранее сформированного понимания, кто он такой и что он может. Ему предстоит сформировать это представление с помощью семьи (и других людей) в процессе своего индивидуального развития, осознать, что оно у него есть, и постичь все его характеристики для дальнейшего эффективного использования.

Основа этого представления закладывается в детстве и на исходе его должна быть самому человеку явлена в виде более-менее внятного и целостного психологического портрета. Складывается он при осознании ребенком (подростком) получаемой от мира обратной связи.

Для того чтобы все получилось, необходимы несколько условий:

1. Обратная связь должна поступать все время взросления ребенка, с самого раннего возраста: вот таким я тебя видела два года назад и таким вижу сейчас.

Примеры:

«Два года назад ты совсем не умел плавать, а сейчас легко переплываешь большой пруд». «Два года назад ты охотно помогал мне на огороде и на летней кухне собирать и резать салат на всю семью, а сейчас мне приходится тебя упрашивать даже просто нарвать укропа».

2. Обратная связь должна быть как положительной, так и отрицательной. Приблизительно в равной мере. Идея только хвалить ребенка или только ругать убийственна для формирования адекватного психологического портрета.

Примеры:

«Вот это у тебя, на мой взгляд, получается хорошо. Вот это — так себе. А вот это пока не получается совсем». «Ты — прекрасный рассказчик, мне очень часто интересно тебя слушать. Но меня и бабушку часто обижает то, что ты совсем не способен выслушать нас, когда мы что-то рассказываем тебе. То же самое обижает твою младшую сестру и, мне кажется, иногда — твоего друга Мишу, вот тогда, когда он обижается и молча от тебя уходит. Ему, быть может, нужно, чтобы ты не только говорил сам, но и выслушал его».

3. Обратная связь должна захватывать все сферы жизни и личности ребенка (подростка). Не только учебу, но также навыки, умения, личностные характеристики, физические возможности, характеристики нервной системы.

Пример:

«Я сейчас думаю, что ты — сангвино-флегматик, — вполне можно сказать одиннадцатилетнему предподростку. — Вот что это значит и вот как проявляется в повседневной жизни. Похоже на тебя? Как тебе кажется?

4. Обратная связь всегда должна быть подчеркнуто личной. И сразу учить ребенка эту «личностность» четко фиксировать и осознавать.

Примеры:

Это мне так про тебя кажется. Это бабушка видит у тебя вот этот список достоинств (недостатков). Это твой тренер фиксирует у тебя наличие вот таких возможностей. Это твои друзья из лагеря на десять дней считают тебя прикольным и смешным. А твои друзья из школы говорят, что иногда ты можешь быть хмурым и молчаливым, но неизменно — надежным, если кому-то из них понадобится твоя помощь.

5. Чем больше сфер, из которых поступает и обрабатывается обратная связь, тем объемней итоговый портрет. Семья, родственники, друзья, одноклассники, учителя, репетиторы, спортивный тренер, спутники в походах, приятели из онлайн-среды, случайно встретившийся психолог — все идет в тему.

Трудности, которые могут встретиться на пути создания психологического портрета:

  1. Склонность современных родителей и частично педагогических организаций давать ребенку только положительную обратную связь. Его годами за все хвалят, говорят, какой он замечательный, прекрасный, выдающийся, и в результате он никак не может понять, какой же он «на самом деле» среди других людей. И сталкивается с очень серьезными трудностями, так как мир в целом совершенно не согласен с его «всесторонней прекрасностью», а ничего другого у него нет.
  2. Наличие только отрицательной обратной связи в форме ярлыков: «Ну и болван же ты». «Руки у тебя растут не из того места». «Да как ты одеваешься? С таким чучелом никто и рядом не встанет». Такого подростка миру потом предстоит долго разубеждать — процесс хотя и позитивный по сути, но длительный и застилающий горизонты личностного развития.
  3. Отсутствие адекватной обратной связи вообще. Ребенку годами ничего внятного о нем не сообщают. В результате он к подростковости ничего о себе не знает. При прямом вопросе может назвать несколько отрывочных, не складывающихся в единую картину навыков и характеристик: победил на олимпиаде по экономике, хорошо играю вот в эту игру, добрый (как эта доброта проявляется, сказать не может).
  4. Вместо адекватного психологического портрета в семье даются формулы внушения: «только высшее образование», «они тебе не друзья, это не твой уровень», «люди, которые так проводят время, становятся дебилами», «все, кто это делает (не делает), в результате деградируют, посмотри на дядю Васю», «без знания языков нельзя занять достойное место в обществе» и так далее. В результате ребенок также ничего не знает о самом себе и на выходе из детства оказывается в мире измерительных реек с насечками, которым он непонятно почему должен соответствовать.

Для чего же нам непременно нужен этот психологический портрет? Что он дает подростку? Давайте попробуем подытожить:

  • главное — спокойная уверенность. «Я знаю свои возможности и их текущие границы. Я знаю, какой я. Я знаю, что я — это я, и ни с кем себя не спутаю»;
  • адекватная начальная профориентация;
  • умение адекватно «себя подать» в любом обществе;
  • возможность конструктивно проанализировать и принять свои текущие неудачи;
  • возможность, ввязываясь в то или иное, достаточно точно прогнозировать свою успешность или неуспешность, предвидеть трудности и заранее к ним готовиться;
  • способность на практике по полной использовать свои достоинства и сильные стороны;
  • способность «увидеть себя со стороны» чужими глазами;
  • навык пристального внимания к «другим», понимание важности их мнения и оценок для меня лично;
  • навык получения и практического использования обратной связи от самых разных людей.

Достаточно впечатляющий список, не правда ли? Мне кажется, что каждый подросток достоин своего уникального психологического портрета, а каждая семья может постараться и ему его дать.

В заключение приведу примеры таких портретов:

Игорь, 16 лет

«Я — Игорь. Я могу быть высокомерным. Это многих во мне раздражает. У меня высокий интеллект, тот, который нужен для решения задач. Я победил, наверное, на 20 разных олимпиадах — по математике и физике. Я хорошо разбираюсь в задачах и плохо — в людях. Когда про людей — я просто тупой. Я пытаюсь учиться, но у меня пока не очень получается. Говорят: надо читать художественные книги. Я читаю, но мне в основном не очень интересно, герои кажутся какими-то ненатуральными. Наверное, это все-таки не они, а я сам такой. Я не замечаю чувств других людей и могу обидеть. Это мой недостаток, я уже научился говорить об этом, и теперь мои друзья и семья дают мне обратную связь, а я учусь вести себя правильно. Чему мне нельзя научиться ”от чувств”, можно — ”от ума”. Я пытаюсь компенсировать свои недостатки. Учителя говорят, что в десятом классе я более адекватен, чем был предыдущие два года. Еще мне надо научиться не ругаться с мамой. Она эмоциональна, а я — нет. В этом проблема. С папой и с лучшим другом мы никогда не ругаемся, но они математики, а значит, приблизительно такие, как я сам. Я встречался с девушкой-одноклассницей, она сама меня выбрала, а потом бросила, сказала, что лучше будет встречаться с учебником тригонометрии, потому что от него хотя бы меньше ожиданий. Я ей, кажется, сочувствую. Меня волнует, сумею ли я когда-нибудь влюбиться. У меня обычная внешность. Я одеваюсь в классическом стиле, так мне проще, потому что любой костюм — это алгоритм и послание. А что мне сказать через костюм? Я пока не знаю. Я не очень люблю путешествовать — это меня отвлекает и развинчивает, а осмотр достопримечательностей кажется скучным и бессмысленным делом. Мне достаточно моего города — он алгоритмичен, в нем много измерений и он полностью меня устраивает. В целом моя жизнь хороша и определенна, но я понимаю, что есть много сфер человеческой жизни, где я еще никогда не бывал. Смогу ли в них побывать? Не знаю. Но это, конечно, вызывает мое любопытство. Я — Игорь».

Ксюша, 15 лет

«Я — Ксюша. Я — глупенькая. Так всегда говорила моя бабуля, и так оно и есть, теперь уж это все подтверждает, и я сама знаю. Я плохо учусь, и всегда плохо училась. Только по физкультуре, рисованию, пению и технологиям у меня все хорошо. И еще по окружающему миру и теперь по биологии у меня четверки — мне всегда нравится про другие страны, про зверей и особенно про котиков — у меня их два, я их с улицы котятами принесла с разницей в два года, и мама разрешила оставить. Я рассказываю учительнице-биологичке про своих котиков, а она мне про своих собак и попугая, и фотки показываем. Она всем учителям, я знаю, говорит, что я на самом деле вовсе не дура, а хорошая и добрая девочка. Спасибо ей.

Я глупенькая по учебе, а в остальном — совсем нет. У меня двадцать приятелей и приятельниц и пять лучших подруг. Они говорят, что я легкая и со мной весело и интересно. Я люблю вечеринки, гулять по городу, по паркам и танцевать. Я шесть лет занималась танцами и потом еще точно пойду, уже в студию для взрослых. Я умею хорошо готовить салаты и печь красивые торты, а еще делаю красивый декупаж салфетками и всем дарю. У меня с прошлого года есть мальчик Федя, он учится в училище на строителя и говорит, что, когда совсем вырастем, мы поженимся, но это я еще посмотрю на его поведение (так тоже всегда моя бабуля говорила). Я хочу его уговорить пойти со мной заниматься танцами как пара, он пока упирается. Но если любит меня, пойдет, куда он денется. Я покупаю себе вещи в секонд-хенде, перешиваю и украшаю их по-разному. Все говорят, что у меня есть свой стиль. Кому-то он нравится, а кто-то говорит, что он ”я у мамы дурочка”. Но мне самой нравится, и лучшим подругам, и Феде, а это главное.

Еще мне очень нравится мой город, я бы даже хотела когда-нибудь научиться его рисовать. Но я бы хотела и другие города посмотреть. Я пока была только в Москве, Пскове и Новгороде. Они тоже красивые. Потом обязательно съезжу еще куда-нибудь. Мы с подружками и с Федей часто придумываем, куда потом поедем и что там будем делать.

Я уже решила, что буду работать там, где помогают людям — вот прямо конкретным людям. Где и в чем именно, я еще не придумала, но мне кажется, что есть много разных возможностей, и я, наверное, некоторые из них попробую.

Я почти совсем не могу читать книжки, разве что комиксы иногда, но очень люблю сериалы “про жизнь”. Жизнь вообще — очень интересное явление, и мне нравится думать, сколько всего увлекательного еще ждет меня впереди. Я — Ксюша».

Иллюзия сознательной воли — Ассоциация психологических наук — APS

Я смотрю на свой мозг как на массу гидравлически спрессованных мыслей,
на кипу идей, а на свою голову — как на гладкую блестящую лампу Аладдина.

-Bohumil Hrabal, Слишком громкое одиночество

Автопортрет художника или писателя может варьироваться от реалистического сходства до абстракции до неузнаваемости. Когда вы спросите кого-нибудь, как может выглядеть автопортрет разума, большинство людей, вероятно, предположат, что это изображение мозга. Но когда разум пытается построить автопортрет, самое близкое, что он получает, это карикатура. Эта неспособность достичь полного понимания самого себя лежит в основе умозаключений об отношениях между мыслью и действием. Таковы некоторые из вопросов, затронутых в выступлении «Приведи семью» в этом году «Автопортрет разума», представленном на ежегодном съезде APS Дэниелом Вегнером из Гарвардского университета.

«Разум не может познать себя во всем богатстве, на которое мы, психологи, надеемся», — сказал Вегнер, сославшись на некоторые ограничения способности разума изображать себя. Эти ограничения включают тот факт, что, как выразился Джулиан Джейнс, «мы не можем осознавать то, чего не осознаем», что означает, что автопортрет разума по своей сути не включает бессознательный разум.

Вегнер, научный сотрудник APS, разработал многомерную структуру, которую он назвал «теорией очевидной ментальной причинности», чтобы исследовать способы, которыми люди делают вывод о том, что их мысль связана с конкретным действием. Эта структура включает в себя простые измерения нормального произвольного действия — ощущение, что мы что-то делаем, и на самом деле мы это делаем; и нормальное добровольное бездействие — когда мы не чувствуем, что что-то делаем, и на самом деле этого не делаем.

Согласно Вегнеру, существуют и другие измерения, в которых наша интерпретация причинно-следственных связей между мыслью и действием (или бездействием) настроена иначе. Одним из таких аспектов является иллюзия контроля, когда мы чувствуем, что делаем или вызываем что-то, но на самом деле не делаем и не вызываем этого.

Чтобы проиллюстрировать эту иллюзию, Вегнер рассказал историю об американской паре, жившей в Париже, которая однажды вечером развлекалась в своей квартире с видом на Эйфелеву башню. Зная, что свет на башне включили ровно в 18:00, они открыли шторы незадолго до освещения. С тайным обратным отсчетом муж подошел к стене и щелкнул выключателем в нужное время, создав впечатление, что он освещает башню. «Излишне говорить, что посетители были очень впечатлены, — сказал Вегнер. «Конечно, это была иллюзия контроля, ощущение делания, не сопровождавшееся реальным действием».

Противоположное измерение, которое Вегнер называет автоматизмом, включает случаи, когда нет ощущения, что мы что-то делаем, но тем не менее мы что-то делаем. Популярные примеры этого включают некоторые старомодные салонные игры, доски для спиритических сеансов и биолокацию, когда считается, что вещи, которые кажутся движущимися сами по себе, не связаны с нашими действиями. По словам Вегнера, гипноз — еще один пример автоматизма.

«Человек, находящийся под гипнозом, чувствует, что все, что он делает, происходит с ним, что это не то, что он делает сам». Существует синдром, называемый «чужой рукой», который испытывают люди с повреждением головного мозга, при котором рука человека начинает действовать — например, расстегивая одежду — без ощущения сознательного желания движения руки. Действия внешне произвольные, они выглядят как нормальные человеческие действия, но у человека нет опыта волеизъявления действия.

Вегнер также рассказал о знаменитых экспериментах Уайлдера Пенфилда в 1950-х годах, в которых электрическая стимуляция двигательной области коры во время операции на головном мозге вызывала плавные, скоординированные движения, а не простые рефлексы, которые казались произвольными и целенаправленными.

«На вопрос, что произошло, когда стимуляция заставила руку пациента двигаться, пациент [который был только под местной анестезией] сказал: «Я этого не делал, это сделали вы». Не было ощущения действия. Таким образом, без предварительного последовательного обдумывания действия даже кажущееся добровольным действие может показаться нежелательным».

ВРЕМЯ ЭТО ВСЕ
Вегнер сказал, что причинные выводы, связывающие мысль с действием, основаны на тех же принципах, лежащих в основе воспринимаемой причинности событий в мире, и что эти принципы — приоритет, последовательность и исключительность — применимы к опыту воли.

В соответствии с принципом приоритета очевидная причина должна проявиться в нужное время перед следствием, иначе вы не заметите причинно-следственную связь. В случае воли мысль должна предшествовать действию через соответствующий интервал времени, чтобы мы могли вывести причинную связь.

Чтобы проверить принцип приоритета мысли и действия, Вегнер и его коллеги разработали эксперимент, названный «Я шпион» по названию детской игры, в котором участник и сообщник сидят за компьютером, а наверху компьютера установлен столик. мышь. Оба кладут пальцы на верхнюю часть стола и вместе перемещают указатель мыши по экрану к различным объектам. Каждые 30 секунд включается музыка, во время которой просят остановиться на каком-нибудь объекте на экране. Когда они останавливаются на объекте, и участник, и сообщник затем завершают оценку того, кто остановился на объекте: сознательно ли я остановился на этом объекте или другой человек сделал это со мной?

В первой серии испытаний, непринужденных испытаниях, сообщник никак не влияет на движение указателя мыши. Было обнаружено, что в этих условиях указание объекту остановиться за 5–10 секунд до включения музыки не влияет на движение участника. Во второй серии испытаний, принудительных испытаниях, сообщнику дается указание заставить участника остановиться на названном объекте. В ходе этих испытаний Вегнер обнаружил, что очень важно, когда объект назван. Если предмет назван за 30 секунд до принудительной остановки, участник не чувствует, что он намеревался остановиться, в то время как если предмет назван за одну или пять секунд до этого, у него больше ощущения, что он намеревался остановиться.

«Если есть некоторая задержка, если что-то не происходит с точки зрения надлежащего приоритета, опыт воли уходит для действия», — сказал Вегнер. «Имейте в виду — во всех принудительных испытаниях человек на самом деле этого не делал. У них развилось чувство сознательного желания чего-то просто потому, что у них возникла соответствующая мысль непосредственно перед тем, как действие было вынуждено».

Чтобы проиллюстрировать принцип последовательности, согласно которому мысль должна быть уместной и совместимой с действием, Вегнер и его коллеги провели эксперименты с верованиями в вуду. В этом случае теория очевидной ментальной причинности предполагает, что если у людей возникают злые мысли до совершения чего-то явно злого, они приходят к выводу, что желают негативного результата.

Во-первых, испытуемому дают некоторую информацию о том, что люди, которые верят в эффективность вуду, испытывают негативные последствия для своего здоровья, если кто-то наложил на них проклятие. Затем инсценируется ситуация, в которой участнику отводится роль знахаря, который накладывает проклятие на, казалось бы, ничего не подозревающую жертву, которую играет сообщник-исследователь. Участнику предлагается вызвать злые мысли о жертве в течение одной минуты, прежде чем воткнуть булавки в куклу вуду. «Потерпевший» впоследствии сообщает, что у него возникли проблемы со здоровьем, например, головная боль. Затем экспериментаторы спросили участников, считают ли они, что они вызвали симптомы у жертвы. Вегнер обнаружил, что участники в состоянии злых мыслей считают, что они с большей вероятностью вызвали эту головную боль, чем участники без злых мыслей.

«Я думаю, что у всех нас был случай, когда мысли были там, событие происходит, мы каким-то образом теперь чувствуем себя автором этого события в результате того, что у нас были мысли, соответствующие ему», — сказал Вегнер. . Точно так же «могло быть много раз, когда мы чувствовали, что контролируем вещи вокруг нас просто потому, что у нас были мысли, которые в конечном итоге соответствовали тому, как все обернулось».

Вегнер описал эксперимент «руки помощи», основанный на одноименной игре для вечеринок, который включал в себя еще один набор исследований, также направленных на проверку принципа согласованности. Стоя лицом к зеркалу, участник носит халат, закрывающий его или ее руки, и наблюдает, как руки экспериментатора, заменяющие его собственные, совершают серию быстрых жестов и движений. В одних вариантах участник слышит инструкции по движению, отдаваемые экспериментатору, а в других — не слышит инструкций.

«После того, как все это закончилось, мы спрашиваем участника: «Как вы чувствуете, насколько вы контролируете движения рук?» Хотя люди не полностью чувствуют, что они контролируют руки, Вегнер и его коллеги обнаружили что участники, которые слышат инструкции, в конечном итоге чувствуют больший контроль, «своего рода косвенный контроль над этими руками», по сравнению с людьми, которые не слышат инструкций. «Как будто знание, наличие мыслей, соответствующих действиям, которые, кажется, происходят на концах ваших рук, заставляет вас каким-то образом владеть этими действиями», — сказал Вегнер.

Связанный с этим эксперимент «руки помощи» измеряет уровни проводимости кожи. При том же базовом сценарии, описанном выше, когда экспериментатор заканчивал тем, что одной рукой щелкал резинкой на другом запястье, участники, которые ранее слышали последовательные инструкции о движениях рук, демонстрировали эмпатическую эмоциональную реакцию на щелчок резинки. «Это как если бы при ощущении этого контроля над руками возникает ощущение, что руки становятся своими, так что возникает реакция на то, что с ними происходит», — сказал Вегнер.

Вегнер также провел эксперименты, подтверждающие принцип исключительности. «В свете экспериментов, которые мы видели, — сказал Вегнер, — может случиться так, что сознательная воля основана на интерпретации мысли как причины действия посредством принципов последовательности, исключительности и приоритета».

«Это предполагает, — продолжал он, — что опыт воли приходит и уходит в соответствии с принципами, управляющими механизмом интерпретации, а не в соответствии с какой-либо фактической причинной связью между мыслью и действием. Таким образом, автопортрет разума может быть грубым наброском того, как работает разум, наброском, создающим иллюзию сознательной воли».

«Многие из нас считают, что сознательная воля — это уникальная человеческая характеристика; это что-то в нашем уме, что делает нас особенными. Некоторые комментаторы предположили, что это похоже на бога внутри себя, агента, который делает вещи, который позволяет вам создавать действия из всей мысли. Перспектива, которую я предлагаю сегодня, заключается в том, что люди на самом деле являются своего рода механизмами», — сказал Вегнер.

«Каждый из нас чувствует, что сознательно совершает действия много раз в день. Каждый раз, когда вы думаете о том, чтобы пошевелить пальцем или какой-либо частью тела, а затем это происходит, вы чувствуете, что делаете это. Таким образом, опыт воли — очень драматическая и постоянная часть автопортрета ума. Но для чего он там? Я бы предположил, что это компас разума. Разум может не понимать, как именно он управляет лодкой, но он говорит нам, куда мы плывем. Переживание воли дает нам своего рода авторскую эмоцию, чувство, сопровождающее все, что мы делаем, которое позволяет нам осознать, что именно мы сделали, от момента к моменту.

Художники обычно используют зеркало при создании автопортрета. Но для разума «предметы в зеркале сложнее, чем кажутся», заключил Вегнер.

[Пример сочинения], 1417 слов GradesFixer

«Портрет художника в юности» — это, если не что иное, как запись психологических путешествий Стивена Дедала по мере его перехода от ребенка к взрослому, от неученого сельского мальчика к интеллектуальному студенту. , от грешника до святого до художника. Уровень преданности и интенсивности Стивена, независимо от объекта этих чувств, кажется, возрастает после каждой трансформации, достигая кульминации в его «желании сжать в своих объятиях красоту, которая еще не пришла в мир» (273).

Уильям Джеймс, американский психолог начала 20-го века, исследовал реальный жизненный опыт, подобный опыту обращения Стивена Дедала, религиозной трансформации, святости в своей классической книге по психологии религии «Разнообразие религиозного опыта». Джеймс дает представление о мотивах, подходах и действиях Стивена, используя философию и психологию для анализа религии, особенно христианства, и его влияния на человеческую психику. Особый интерес представляют рассуждения Иакова об обращениях, особенно если рассматривать их в свете перехода Стефана от бездны греха к вершине фанатичного аскетизма, после чего он полностью принял искусство и красоту как истинный объект своего желания. Тщательный анализ работ Джеймса покажет, было ли религиозное пробуждение Стефана истинным духовным опытом или просто реакцией на давление его окружения.

С раннего возраста Стивен Дедал демонстрирует сильную преданность системам или порядкам, которые навязываются извне, будь то семья, церковь или страна.

По мере взросления Стефан начинает одну за другой сбрасывать эти сковывающие социальные узы, претерпевая ряд обращений, которые меняют его направление в жизни, из которых наиболее важными являются его внезапная трансформация в фанатично религиозного аскета и его окончательное превращение в Художник. Религиозное прозрение у Стивена возникает после того, как он услышал лекцию об аде от отца Арналла в университетском ретрите в честь святого Франциска Ксавьера. Понимая, что его душа «гноится во грехе», Стефан обращается к Богу и плачет «об утраченной им невинности» (150). Исповедовав каждый последний грех, Стивен, наконец, чувствует, что груз вины снят с его плеч, и вновь посвящает свою жизнь Богу. Он становится строгим аскетом, отказывая себе в удовольствиях плоти или ума и постоянно молясь. Однако после того, как его попросили стать священником, Стивен обнаруживает, что его истинная цель в жизни — искусство, и отказывается от своего аскетического и религиозного образа жизни.

Уильям Джеймс берется за изучение необычайного феномена обращения, «посредством которого самость, до сих пор разделенная и сознательно ошибочная, низшая и несчастная, становится единой и сознательно правильной, превосходящей и счастливой, вследствие более прочного удержания религиозных реальностей» (Лекция девятая).

). Он ссылается на исследования профессора Старбака из Стэнфорда, который провел статистический анализ, чтобы определить причины конверсии. Старбак заключает, что «конверсия по своей сути является нормальным подростковым феноменом, сопутствующим переходу от маленькой вселенной ребенка к более широкой интеллектуальной и духовной жизни зрелости» (девятая лекция), добавляя, что нормальный возраст для таких переживаний колеблется от четырнадцати до до семнадцати. Обычными в этих преобразованиях являются чувство незавершенности и несовершенства; задумчивость, депрессия, болезненный самоанализ и чувство греха; беспокойство о будущем; беспокойство из-за сомнений и тому подобное.

Затем Джеймс пишет о профессоре Леубе, который сосредотачивается на моральном аспекте обращения, а не на теологическом. Религия, утверждает Леуба, — это просто слово, которое стало обозначать «конгломерат желаний и эмоций, проистекающих из чувства греха и его освобождения», то есть религия человека не влияет на его духовное обращение. Он использует несколько случаев обращения пьяниц, которые явно не были доктринальными, просто ситуации, в которых человек абсолютно нуждается в помощи от Бога и получает ее. Этот момент спасения не обязательно должен быть связан с институциональной религией, чтобы быть действительным.

Итак, как эти теории объясняют обращение Стивена? Его первое обращение в набожного католика полностью согласуется с теориями Старбака. Стефану 16 лет, он находится в диапазоне от 14 до 17 лет. Согрешая, Стефан осознает свои проступки: «Он согрешил смертно не один раз, а много раз, и он знал это, хотя ему грозило вечное проклятие только за первый грех. , каждым последующим грехом он умножал свою вину и свое наказание» (110), показывая признание греха и сомнение в будущей жизни. «Холодное ясное равнодушие царило в его душе» (110), так как Стефан переживает периоды задумчивости, депрессии и болезненного самоанализа. Старбак замечает, что результаты обращения каждого подростка одинаковы, счастливое облегчение и объективность, и после своего внезапного обращения Стивен восклицает: «Еще одна жизнь! Жизнь благодати, добродетели и счастья!. . прошлое было в прошлом» (158). Видя, что обращение Стивена почти точно соответствует предыдущему опыту Старбака, кажется естественным, что вывод Старбака о том, что обращение является нормальным подростковым феноменом, который может иметь или не иметь долгосрочных последствий, применим и к ситуации Стивена, и это подтверждается Дальнейшее поведение Стивена.

Второе превращение Стивена из набожного аскета в страстного художника происходит после того, как ему предлагают место в ордене. Стивен видит «крылатую форму, летящую над волнами» и понимает, что его будущее связано не с Церковью, а с его способностью творить изнутри себя. Это преобразование более тесно связано с теориями Леубы, чем с теориями Старбака. Первое обращение Стефана в аскета-католика почти полностью вызвано чувством греха, соответствующим «чувству неполноценности» Левы. Леуба считает эти типы обращений недействительными, поскольку ими движет чувство доктринерства и контроль со стороны церкви, тогда как истинные обращения свободны от такого «доктринального богословия». Превращение Стефана в художника совершенно свободно от церковного влияния, движимо исключительно его сокровенными чувствами и желаниями. В тот момент, когда он больше всего нуждается в водительстве от Бога, им овладевает чувство экстаза, которое ведет его к его истинной судьбе «гордо творить из свободы и силы своей души, как великий ремесленник, чье имя он носил». (184). Леуба утверждает, что обращение «начинается с абсолютной потребности в высшем помощнике и заканчивается ощущением того, что он помог нам», кратко описывая опыт Стефана. Это обращение, в отличие от его последнего, действительно вызвано истинными чувствами и желаниями Стивена.

Окончательные различия двух преобразований заключаются в их происхождении или типе. После своих работ о Старбаке и Леубе Джеймс обсуждает два разных типа обращения: волевое, при котором новообращенный активно стремится измениться, и самоотдача, при котором изменение вступает в силу само по себе. Хотя оба типа обращения допустимы, Джеймс считает, что самоотдача более эффективна в долгосрочной перспективе, потому что волевое обращение делает акцент на «несовершенном я», в то время как обращение самоотдачи управляется подсознательными силами «лучшего я в совокупности». ».

Посещая проституток, Стивен осознает глубину греха, в который он впал, и то разрушительное влияние, которое его постоянные грехи оказывают на его жизнь. Когда он слышит тему ретрита, «сердце Стефана засохло, как цветок пустыни, который чувствует самум, идущий издалека» (116). После лекций он уходит в свою комнату, молит Бога о прощении и идет на исповедь. Другими словами, он активно стремится изменить свою жизнь, что свидетельствует о Волевом характере его религиозного обращения. Напротив, Стивен доволен своей жизнью, когда он вступает во второе обращение. Он просто прогуливается по пляжу, размышляя о жизни, когда его посещает восторженное видение «крылатого существа», которое меняет ход его жизни. Эта художественная трансформация находилась в сфере Самоотдачи, потому что обстоятельства обращения были вне контроля Стефана.

Волевое обращение, основанное на доктринах, превращение Стивена в набожного и аскетического католика должно было дать сбой, как и большинство обращений подростков.

Добавить комментарий