Психологический портрет психолога: Профессионально-деловой портрет психолога

Психологический портрет современного психолога — 2kumushki.ru

В последние десятилетия наше государство энергично раздувает штат психологов. Делается это для того, чтобы психологи активно проникали в нашу жизнь и изменяли сознание и мировоззрение народа в том направлении, в котором это нужно заказчику. И здесь не имеет значения, хотим ли мы, чтобы нам изменили нашу систему взглядов и оценок. В любом случае нам и нашим детям теперь приходится иметь дело с психологами. А значит имеет смысл составить его психологический портрет, и для этого сначала разберемся как их штампуют.

На заре перестройки (в октябре 1986) в СССР приехал основатель гуманистической психологии Карл Роджерс. Американский психолог приехал поделиться опытом с нашими психологами. Он был оккультистом, и его учение, распространяемое в США, привело к роковым последствиям — подробнее об этом здесь (перевод с английского).

Тогдашние наши психологи были простыми советскими гражданами, т.е. людьми неискушенными и очень наивными. Я помню это время: государственные границы еще были закрыты, но советскому человеку уже разрешили (впервые в жизни!) говорить о личных интересах, а не только о целях и задачах ЦК КПСС.

Это было время, когда все заграничное и просто несоветское производило в нашем обществе настоящий фурор. Помню, как нам, взращенным на фильмах о великих стройках, об ударниках труда, о колхозниках и стахановцах, впервые в жизни показывали мыльную оперу про любовь – «Богатые тоже плачут». Мне запомнился один теплый летний день, как я шла по совершенно безлюдному (словно вымершему) городу, а из каждого раскрытого окна до меня доносились такие знакомые голоса Марианны и Луиса Альберто.

Помню какой ажиотаж производили телесеансы гипнотизера Кашпировского.

И вот представьте, в СССР приезжает Карл Роджерс, психолог (довольно редкая профессия в СССР), а самое главное — настоящий живой американец! Наши психологи всем скопом повалили на его публичные выступления. Студенческие аудитории не могли вместить всех желающих, люди стояли у дверей… На публичные терапевтические сеансы пропускали только по заранее одобренным поименным спискам счастливчиков.

Карл Роджерс почтил своим визитом нашу соотечественницу Юлию Гиппенрейтер. Это общение так ее вдохновило, что уже в 1988 году была издана ее книга «Введение в общую психологию», которая с тех пор и до настоящего момента является учебным пособием для всех будущих психологов нашей страны.

Необходимо отметить, что до этого события Ю.Гиппенрейтер по психологии ничего не писала. Некоторые ошибочно утверждают, что в 1972 она написала «Практикум по общей психологии». Нет, если вы заглянете в учебник, то увидите, что она была не автором, а всего лишь одним из его составителей, одним из редакторов.

В 1978 г. Ю.Гиппенрейтер написала монографию «О движении человеческого глаза», но движение глаза относится к инженерии, а вовсе не к психологии.

Ознакомившись с «Введением в общую психологию», мы узнаем, на каких постулатах выращивают сегодняшних специалистов человеческих душ. Цитата из учебника:

«Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной… Еще раз подчеркну: это — наука особого типа».

В связи с такой формулировкой мне вспомнился видеоролик с выступлением еврейского раввина Ашера Кушнира «Не кто еврей, а что еврей». В нем он приводит основные критерии, по которым определяется национальность. Ни одному из этих критериев еврейская «нация», увы, не соответствует. Хитрый раввин объясняет это тем, что отсутствие национальных признаков будто бы доказывает уникальность еврейской нации, а вовсе не тот факт, что нет никакой еврейской нации, а есть вероисповедание, которое почему-то начали записывать в 5 графу. Еврейский историк Шломо Занд написал об этом целую книгу, которая называется «Кто и как изобрел еврейский народ».

С психологией мы наблюдаем тот же самый фокус: будто бы это наука, но непонятно к какому разделу ее отнести. Объяснение гораздо проще: современная психология – это не наука, это вероисповедание, разработанное специально для не-иудеев (подробнее об этом читайте в статье Израэля Шамира «Религиозные корни либерализма»).

Создавали эту конфессию иудеи (у нас их еще называют евреями, что одно и то же). С их подачи часть функций, которые прежде выполняли священники, постепенно переложили на психологов.

Современная психология – это в основном гуманистическая психология, т.е. психология, построенная на принципах гуманизма. Только не надо нам рассказывать, что есть еще гештальт, НЛП и другие направления. Гештальт – это тоже гуманистическое направление в психологии; НЛП — вообще мухлеж, который причислили к наукам лишь для того, чтобы внешне его облагородить; а все остальные направления в психологии уже почти не используются.

Не путайте гуманизм с гуманностью – это разные вещи. Гуманность – это человеколюбие, милосердие. А гуманизм – это мировоззрение, но такое, где на вершину пирамиды ценностей, т.е. на место, где должен находиться Бог, ставится человек. Гуманизм — это религия пупов земли. 7 миллиардов пупов земли — можете себе представить?!

Гуманизм — это богоборчество, это сатанизм. И доказательством этого является тот факт, что в религии гуманизма с помощью окна Овертона можно оправдать любое зло. Гомосексуализм? Педофилия? Инцест? Каннибализм? Самоубийство? Дальше у меня просто фантазии не хватает.

Гуманизм — это когда нет истины, когда все относительно (подробнее об этом в статье «Жертвы я-сообщений»). Абсолютная истина – она только в Православном Христианстве. Незыблемая, вечная. Цитата из учебника:

«…Своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и на ее назначение. И может быть, именно из-за этого они произвели огромное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию».

Так вот откуда пошло Христианство! Оказывается, оно выросло на идеях Сократа! А я-то думала, христианское учение принес нам Христос.

«У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). <…> Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности».

Иезуит? Если порыться в биографии, обнаруживается, что еще и масон, как почти все основатели современной психологии. Теперь понятно, почему основатели психологии в упор не видели самого грандиозного исследования человеческой души, а именно: творений Святых Отцов.

Далее в учебнике для студентов приводится отрывок из романа Достоевского «Игрок» и за ним следует комментарий Юлии Гиппенрейтер:

«В целом образ бабушки оставляет впечатление широкой русской натуры, искренней, прямой, очень эмоциональной. Этот образ одновременно и очаровывает, и взбадривает читателя».

Для тех, кто не читал: бабуленька в романе Достоевского демонстрирует необузданность, неумение владеть собой, вздорность, самодурство и прочие пороки. Но Гиппенрейтер представляет это студентам как положительные качества, как широкую и искреннюю русскую натуру, к которой, по-видимому, нам всем следует стремиться.

Разумеется, Гиппенрейтер восхваляет еврея З.Фрейда (об обязательных для всех еврев восхвалениях единоверцев мы писали в статье «Как получить дар ясновидения»). И восхваляет не только его лично, но и его секс-гипотезы, на основе которых созданы все сегодняшние программы «полового воспитания» детей, а также используются в рекламе и в других средствах манипуляции массовым сознанием.

По учению Святых Отцов подсознательное – это наши греховные наклонности, с которыми необходимо бороться. Эта борьба и есть смысл земной жизни человека. По Фрейду же всем этим порочным свойствам наоборот надо давать зеленый свет.

Кстати, З.Фрейд – внук раввина. О том, какой ужасной была его кончина можно почитать здесь.

«»Мне рассказывал С, — пишет Л. Н. Толстой, — умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет 26-ти уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, встал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат его сказал ему: «А ты все еще делаешь это?» И больше ничего они не сказали друг другу И С. перестал с того дня становиться на молитву и ходить в церковь… И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился к ним, не потому, чтоб он решил что- то в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово было только указанием на то, что там, где он думает, что есть вера, давно пустое место, и что потому слова, которые он говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладет во время стояния на молитве, суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их» [цит. по: 33, с. 167].

…В один прекрасный день он обнаружил, что потерял веру; что его вера — как стена, которая уже не поддерживается ничем, и ее достаточно тронуть пальцем, чтобы она упала. В роли этого «пальца» и выступил равнодушный вопрос брата. Тем самым как бы подчеркивается, что не столько вопрос брата, сколько предшествующий процесс, не осознававшийся в полном объеме героем рассказа, подготовил его к этому решающему повороту».

Похоже, Ю.Гиппенрейтер очень хочется запустить в студентах, если среди них вдруг встретятся верующие люди, именно этот процесс – процесс разрушения веры. Дескать, вон, даже великий писатель Толстой в Бога не верил, а уж вы, студенты…

«Н. А. Бернштейн убедительно отвечает на подобную критику. Дело в том, что любая внутренняя программа имеет в своей основе материальный код. Даже сознательная цель представлена в виде закодированных особым образом мозговых структур и процессов в них. Эти структуры и процессы — вполне материальные сущности. Поэтому материальные события определяются не идеальным началом и не тем, что появится только в будущем, а материальным началом, которое существует сейчас. Другое дело, что пока неизвестны материальные коды многих программ. Но непознанное не есть непознаваемое. Может быть, со временем и сознательные цели человека получат свою материальную расшифровку. Таким образом, принцип активности не противоречит основным положениям и духу материалистической философии».

Как сказал Достоевского устами старшего брата Карамазова — «хвостики»!

Здесь мы видим наивную попытку «гениев» психологии объяснить чудо жизни примитивным материализмом. Кстати, эту ахиллесову пяту науки я открыла для себя еще в дошкольном возрасте. Слушая восторженные рассказы старшей сестры о каких-то загадочных ученых людях, которые «знают все на свете», которые изобрели электрическую лампочку, телефон, телевизор и прочие чудеса, я сильно сомневалась в их великости. У меня был один неоспоримый аргумент: они не знают тайну жизни.

Они до сих пор не могут создать ни одного живого существа: ни кошку, ни даже мышку, не то что человека! И уже тогда, ничего не зная о Боге — Источнике жизни и бессмертия, я понимала, что ученые люди этого никогда и не смогут.

«Как и морфологическая организация, инстинкты животных, по словам В. А. Вагнера, формировались «под диктовку среды и под контролем естественного отбора» [цит. по: 118, с. 36]. Это привело к удивительной приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного — в способах добывания пищи, защите от нападения, строительстве жилищ, заботе о потомстве и т. п.»

В общем, как делали это в советское время, так и теперь: учат студентов на основании безбожной теории Дарвина, которая учеными давно опровергнута, но так и не исключена ни из школьной программы, ни из ВУЗовской.

«Например, на одном из японских островов молодая обезьяна нашла способ «посолить» пищу — сладкий картофель, обмакнув ее в морскую воду. Это действие быстро распространилось среди всех обезьян острова, причем первыми его переняли молодые обезьяны и последними — старые обезьяны и вожак».

Какой вывод из этого примера должны сделать студенты? А такой: «Молодые люди – умные, потому что быстро схватывают все новое, а умудренные опытом бабушки — дуры, потому что не способны по достоинству оценить великие открытия современных психологов».

«Другую крайность составляют идеалистические точки зрения, указывающие на божественное происхождение человека. Согласно им цель жизни каждого человека — осуществить «замысел божий» (христианская религия), выразить собой часть «объективного духа» (Гегель) и т.п.».

Какая хитрая уловка! И какая насмешка! Уравнять Христианство и гегельянский сатанизм! Разместить их на одном полюсе! Гегель (учитель Карла Маркса) написал в свое время работу «Жизнь Иисуса». Что это такое, точнее всех сформулировал пастор Вурмбрандт: «Христианство было осмеяно еще до Гегеля. Но он первым высмеял Самого Христа».

Далее в учебнике опять идет восхваления евреев – Януша Корчака, об ущербности которого мы писали здесь, и Льва Семёнович Выго́тского (имя при рождении — Лев Си́мхович Вы́годский»).

«…Л. С. Выготский … был одним из тех, кто ставил советскую психологию на фундамент марксистской философии».

Куда же без Маркса! Чуть раньше упоминался и Энгельс:

«Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу» [11, т. 20, с. 489]».

Карл Маркс и Фридрих Энгелься – евреи и масоны 31-й степени (надеемся, дорогой читатель, твой дар ясновидения все усиливается и усиливается). А вот это уже про воспитание детей:

«Существуют лица с ненормальным развитием половой системы, которое препятствует им стать полноценными мужчиной или женщиной. …В период полового созревания, в 13-15 лет, наступает кризис. Дело в том, что у таких подростков не происходит нормального гормонального сдвига или же происходит резкий выброс гормонов противоположного пола. В результате полностью нарушается половой облик, половое поведение и социальная адаптация в целом. Если, например, это был мальчик, он начинает полнеть; его тело принимает женские формы; интерес к девочкам не пробуждается. В результате он перестает чувствовать себя мальчиком, окружающие тоже могут отвергать его как мальчика».

Если я правильно поняла, Юлия Гиппенрейтер здесь говорит не о гермафродитах, а всего лишь о подростковых проблемах, свойственных этому возрасту. Мальчики не принимают толстого подростка в свою компанию… По мнению Гиппенрейтер, для того, чтобы он стал счастлив, ему надо поменять пол? Не поверите, но по ее мнению именно так!

«В результате успешной хирургической операции и гормональной терапии происходит переделка пола в физиологическом смысле. Однако этого оказывается совершенно недостаточно, чтобы человек действительно почувствовал себя представителем другого пола. Нужна еще большая психологическая работа, которую пациент проводит с помощью врача-психотерапевта».

Какая забота о детях!

«Сейчас можно совершенно определенно сказать, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания».

С тех пор, как Закон Божий изгнан из нашей школьной программы и вообще из нашей жизни (после 1917 года), поиск смысла жизни действительно встал на первое месте среди психологических, т.е. душевных проблем. Точнее, духовных проблем. Люди начали испытывать духовную жажду. Но в ущербной парадигме «Бога нет» поиск смысла жизни не может увенчаться успехом в принципе.

А теперь, на основании полученных знаний, займемся составлением психологического портрета современного психолога.

Во-первых, современный психолог скорее всего – атеист. И не просто атеист, а циник, т.е. человек, который относится с насмешкой и пренебрежением к верующим людям. Но цинизм его ограничен одним только Христианством, к другим же религиям, например, к Иудаизму, он относится с почтением (хотя и без особого интереса, что тоже входит в планы заказчиков).

Во-вторых, Юлия Гиппенрейтер и Карл Роджерс в его восприятии – это Учителя с большой буквы и непререкаемые авторитеты. По этой причине любая критика их учения воспринимается им ОЧЕНЬ болезненно. Ниспровержение их теории делает из него, «специалиста человеческих душ, который помогает людям решать их проблемы», одураченного человека и, что еще хуже, пособника великих обманщиков. А ведь на учебу были потрачены лучшие годы жизни… Тут рушится картина мира! Принять такое хватит мужества у очень немногих. Поэтому современный психолог критику Гиппенрейтер и Карла Роджерса всегда воспринимает в штыки.

Кусочек интервью с Ю.Гиппенрейтер, размещенного на сайте «Центра НЛП»:


— Вы, по-моему, еще и тренинги для работников детских садов ведете?
— Вела. И для учителей, и для родителей, но это все в прошлом.
-А Вы занимаетесь консультированием?
— В разные периоды жизни я занималась многим: были у меня и воспитатели, и директора детских садов, и родительские тренинги. Были и чиновники, и бизнесмены… Интересно работать со всеми…
— С кем сложнее?
— Все приходят в себя примерно к вечеру второго дня. А первые полтора дня, как правило, не понимают, о чем это и для чего… Я ведь долго держу участников группы на активном слушании…
Источник

Юлия Борисовна здесь почти прямым текстом сообщила, что она обрабатывает своих клиентов с помощью НЛП, внушая им нужные установки. Кстати, техника активного слушания применяется в торговле. Ее осваивают менеджеры по продажам, чтобы склонить потенциального покупателя на свою сторону и убедить его купить товар, даже если тот его чем-то не устраивает.

Поскольку большинство убеждений современного психолога пришли к нему извне помимо его воли, т.е. пропустив стадию критического осмысления, он не может аргументированно их объяснить и, встречая критику учения, всегда проявляет неадекватность: мгновенно выходит из себя, переходит на личности, начинает ставить диагнозы, или просто пытается прекратить столь мучительное для него общение.

Все, что ему остается, чтобы защитить себя от страшного разочарования, это ссылаться на авторитет и великую ученость своих кумиров, которую все остальные (не психологи) просто не способны оценить по достоинству вследствие своего невежества.

Подозреваю, что с помощью НЛП некоторых современных психологов вообще отучили думать подобными статьями: «Думать – плохая идея».

Помимо неспособности логически мыслить, а также помимо раздражительности, гнева и обидчивости, современный психолог часто имеет много других психологических проблем — из-за этих проблем он и пошел учиться на психолога. Но неприятность в том, что современных психологов учат проблемы не решать, а создавать – это одна из целей тех, кто создавал вероисповедание под названием «Психология».

Есть еще категория психологов, которые называют себя православными. К сожалению, в большинстве случаев современный «православный психолог» отличается от других психологов только тем, что участвует в церковной жизни, а сами убеждения у него сформированы по тем же лекалам.

Нашей статье «Осторожно, Гиппенрейтер!» уже более двух лет. За это время она отрезвила многих родителей, также с ней успели ознакомиться и многие психологи. В последнее время я стала замечать положительную тенденцию: православные психологи теперь уже стесняются ссылаться на изречения Юлии Гиппенрейтер, поскольку это имя дискредитировано.

Только мы боролись и боремся не с человеком, мы боремся с сатанинским учением. Ужас же заключается в том, что убеждения, внедренные с помощью НЛП, не так-то просто изменить. Здесь мало прочитать аналитическую статью, нужно провести довольно сложную и длительную работу над собой: сравнить все то, что знаешь по психологии в теории, с тем, как это работает на практике, какие это дает результаты. А также сравнить это с результатами, которые получаются, если действовать «по старинке». Но для такой работы нужен очень большой жизненный опыт, а вот его-то молодым психологам и не хватает.

Как я вижу из публикаций в интернете, хоть они и не ссылаются на Гиппенрейтер (а ссылаются на ее соратников, — один чёрт), убеждения у большинства из них остались теми же: это все та же пропаганда попустительства и вседозволенности, прикрытая красивыми словами о любви и уважении.

В заключение приведу пару писем наших читательниц:

Столкнувшись, будучи беременной первым ребенком, с книгами Юлии Борисовны, почувствовала в ее «учении» червоточинку. А потом, спустя три года, поступила в ВУЗ по направлению педагог-психолог, и там я поняла, что мы на каком-то последнем рубеже перед началом чего-то неизбежного и грустного.

Все, что я прочла сегодня на вашем сайте, только подтвердило и укрепило во мне то, что я боялась, наверное, даже сформулировать для себя: нас переформатируют, и новые психологи идут в школы и сады. То, что я слышала на лекциях в государственном ВУЗе, у меня до сих пор не укладывается в голове; но то, как реагировали те, кто присутствовал на лекциях, даже больше удручает.

Я отучилась три года и сейчас взяла перерыв. Пример, который привела одна из преподавателей, заставил меня изнутри понять, что я нахожусь среди волков в овечьей шкуре. То, что глумятся над человеком, я поняла и могла противостоять, несмотря на то, что получала оскорбления от преподавателя во время семинаров, где гомосексуализм преподносился как высший пилотаж искренних чувств, где говорилось о том, что онанизм — это нормально и ничего страшного в этом нет, «хочется – делай!». Мои мизерные сопротивления этому были встречены в духе «вы сами-то скорее всего латентная лесбиянка» (ну, уж куда спорить с моими детьми и 12-летнем браком), — я стерпела. Но глумление над Иисусом Христом — это какой-то уже сатанизм. Именно этот случай заставил меня отказаться от получения такого вида знаний.

Постоянные высмеивания христианства, изменение смысла Священного Писания, «реклама» буддизма. Вот и вопрос: «Кто идет в наши школы?» И почему так негативны преподаватели ГосВУЗа к нашему духовному наследию, и прочее, и прочее… Я не сторонница заговора, но и у меня закрались мысли….

***

Среди выучившихся на психолога замечаю немало тех, кто дает советы в той области, в которой сам не преуспел. Незамужние дают советы как правильно построить семью, а то и наоборот: советуют разрушить то, что есть. Бездетные — о том, как воспитывать детей. Спрашивается: что может подсказать женщина, не познавшая материнства и даже не попытавшаяся стать матерью, например, путем усыновления? Или как можно слушать советы того, кто не построил, не сумел создать свою семью, следуя своим же советам?

И получается, что за маской безопасного общения и демонстрации желания помочь, скрываются глубоко несчастные люди, неспособные или нежелающие изменить свою собственную жизнь к лучшему. Как и в любой области, в психологии есть счастливые исключения, есть профессионалы с большой буквы, что называется «от Бога». Но таких, к сожалению, мало.

Личностная зрелость и профессионализм практического психолога //Психологическая газета

Стремительный поток современной жизни ставит перед человеком все новые задачи, соответственно, появляются и новые проблемы, которые необходимо разрешить, чтобы жить дальше. Сегодня профессия психолога становится массовой и проникает во все уголки общественной жизни. Поэтому в процессе профессионального становления специалиста ему важно научиться ориентироваться как в традиционных проблемах психологии, так и в проблемах современной жизни, чтобы подготовиться к самостоятельному успешному решению тех из них, которые неизбежно появляются на профессиональном пути каждого психолога вне зависимости от его специализации.

Содержание профессиональной подготовки психолога становится предметом многих дискуссий. Профессия психолога, из круга профессий «человек — человек», примечательна тем, что она находится «на стыке» всех наук о человеке и предполагает изначально интерес к внутреннему миру личности, чтобы на основе этого познания изменяться самому и помогать изменяться другим (Панферов 2020).

Профессионально-личностный портрет психолога многогранен, он включает наличие базовых знаний из области общественных и естественных наук, необходимые способности (характеристики внимания, памяти и мышления; коммуникативные и ораторские способности, способность к самоконтролю), значимые интересы и склонности (склонность к сопереживанию; любознательность), необходимые личностные качества (высокий уровень личной ответственности; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, целеустремленность, интуиция, эрудированность). Препятствуют эффективной профессиональной деятельности психолога эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, ригидность мышления; низкий уровень интеллектуального развития; низкий уровень психологической культуры (Шмелева 2010).

В данном профессионально-личностном портрете тесно переплетаются профессиональные и личностные качества специалиста-психолога. Очень часто профессия понимается как некий социально фиксированный трудовой пост. Более глубоко профессия может пониматься как способ бытия, отношения к реальности, построения своей деятельности, т.е. как активность субъекта. Второе понимание профессии как нельзя близко для характеристики помогающих профессий, к которым относится и профессия психолога. Для настоящего психолога работа — это его жизнь. Помимо того, что каждый человек стихийно сам себе психолог, профессиональный психолог (и теоретик, и практик) воспринимает мир и людей в мире, а также самого себя осознанно, исходя из тех или иных методологических и теоретических позиций. Практический психолог осуществляет помощь другим, в первую очередь, своей собственной личностью. Отсюда ясно, какие высокие требования предъявляются к личности психолога.

Несмотря на значимость содержательно-технологической стороны подготовки психологов, имеет значение развитие их профессиональной субъектности, личностной сферы в целом (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017). Психолог, работающий с личностью, должен и сам быть личностью, зрелой и продуктивной.

В настоящее время при подготовке практических психологов большое внимание уделяется становлению профессиональной идентичности, эмоциональной сфере и процессам смыслообразования (Mele, Español, Marsico 2021). Профессиональное становление практикующего психолога сейчас тесно связывается с его личностным ростом, что отражается в различных технологиях обучения (McEwan, Tod, Euban et al. 2019).

Субъектные характеристики

В нашем исследовании жизненных ориентаций студентов — будущих психологов была выявлена тенденция к росту субъектности на протяжении обучения в вузе (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). На первом курсе наиболее ярко выражены трансситуационная изменчивость (склонность изменяться, попадая в новые жизненные ситуации) и трансситуационная подвижность (склонность к поиску новых жизненных ситуаций). От курса к курсу уровень трансситуационной изменчивости снижается, тогда как растет уровень трансситуационной подвижности. Такая тенденция характеризует постепенный выход из самозамкнутости и рост интереса к новым жизненным обстоятельствам.

При этом растет уровень трансситуативной направленности освоения внутреннего мира, что можно связать с началом сознательного целенаправленного самосовершенствования.

Данные субъектные характеристики имеют непосредственное отношение к профессиональной специфике, поскольку отмечен ряд достоверных различий по этим показателям при сравнении студентов, осваивающих разные профессии. Так, по сравнению с будущими психологами будущие художники, стремящиеся по-своему осмыслить все, что происходит в мире, больше склонны к освоению внутреннего мира, а будущие медики, выбравшие профессию с выраженной практической направленностью, меньше склонны к самоизменениям (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). Профессиональные установки включаются в общие жизненные установки и ценности (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017).

Субъектные характеристики студентов — будущих психологов взаимосвязаны с показателями самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также с показателями рефлексии, в отличие от субъектных характеристик студентов, осваивающих другие профессии. Это указывает на опосредованность их субъектной активности. Их стремление к самосовершенствованию связано с психологической автономностью и позитивным взглядом на природу человека, что отражает явный интерес к человеку в целом. Вместе с тем, стремление к самосовершенствованию и самодостаточности, а также чрезмерно позитивный взгляд на природу человека могут иметь разные последствия для формирования зрелости личности психолога, которая связана и с его морально-нравственным уровнем.

Психологический портрет студента — будущего психолога характеризуют умеренный уровень общей субъектности, высокий уровень жизненного творчества (как правило, тип «преобразователь» или «гармонизатор»). По мере овладения профессией усиливается тенденция направленности на внешний мир, при этом пробы и ошибки личных самоизменений сменяются целенаправленным самосовершенствованием. Субъектность будущего психолога опосредуется стремлением к самоутверждению и развитой рефлексией.

Нравственные характеристики

Зрелость личности психолога связана и с его морально-нравственным уровнем. Важной проблемой обеспечения моральной надежности представителей помогающих профессий является соответствие уровня нравственности средним этическим стандартам в социуме, тогда как как этические стандарты помогающих профессий гораздо выше. Так возникает феномен двойного этического стандарта. Не случайно эмоциональное выгорание, тесно связанное с мировоззренческими позициями профессионала, часто бывает именно у специалистов помогающих профессий (Веселова 2002). Среди основных профессионально важных качеств психолога выделяется просоциальная направленность, понимаемая как ценностная диспозиция личности к оказанию помощи окружающим. Вместе с тем, эмпирическое исследование первокурсников свидетельствует о незрелости их мировоззрения в этом аспекте (Кузьменкова, Веселова 2017).

Практический психолог сегодня — массовая профессия. Происходящие трансформации психологической практики, вызванные нарастанием цифровизации образования, расширением процессов инклюзии и интеграции, а также условиями пандемии, порождают острые психологические проблемы, требующие этико-деонтологического осмысления.

В этих сферах пока нет хорошо осмысленного опыта. Поэтому сегодня по-прежнему регламентация психологической практики осуществляется с опорой на проект Этического кодекса, который был обсужден и принят на III съезде психологов Российской Федерации (Этический кодекс педагога-психолога 2003).

Тема этической регламентации профессиональной деятельности практического психолога является обязательной в программах подготовки студентов. Однако к разнообразию функций психолога невозможно применять каждый раз общие этические принципы таким образом, чтобы эффективно разрешать все трудные ситуации. Такие виды профессиональной деятельности психолога, как просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, могут эффективно осуществляться на ролевом уровне при хорошем знании и исполнении профессиональных обязанностей, которые в современных социальных условиях постоянно трансформируются. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие и соответствующих качеств личности.

На ролевом уровне психологическими механизмами соблюдения этических норм выступают внешние мотивы моральной регуляции (знание требований кодекса и опасение административных санкций за негативные последствия). Для исполнения профессиональных обязанностей на личностном уровне требуются другие психологические механизмы — внутренняя мотивация морального поведения (понимание значимости помощи для клиента, значимость голоса совести, экзистенциальный смысл профессионального взаимодействия).

Соответствующая ролевому уровню этическая регуляция профессионального взаимодействия основывается на моральной ответственности специалиста перед клиентами, коллегами и социумом. Часто выход из ситуации морального выбора предполагает взаимоисключающие и отнюдь не безупречные с моральной точки зрения решения (Форман, Роулз 2004). В ситуации моральной дилеммы кто-нибудь да пострадает: либо клиент или его родственники, либо сам специалист, либо будут нарушены какие-либо законодательные установления. В этом случае решить вопрос может только человек с нравственно зрелой личностью, обладающий индивидуальным опытом и моральной надежностью.

Проблема нравственного воспитания студенчества очень актуальна в связи с нравственным кризисом нашего общества в целом (Журавлев, Юревич 2012). Формирование нравственности личности студентов в процессе обучения должно осуществляться разными способами:

  • усилением внимания к исторически сложившимся, культурно обусловленным способам — к чтению художественной литературы, организацией разного рода мероприятий духовно-нравственной направленности и т.д.;
  • реализацией специальных курсов формирования нравственного компонента коммуникативных умений. Этические категории «добра» и «зла» («хорошо» и «плохо») осваиваются человеком в форме опыта переживаний и принятия решения в социальных ситуациях морального выбора.

В рамках программ вузовского обучения возможно эффективно реализовать специальные курсы по формированию нравственного компонента коммуникативных умений при помощи специальной технологии «погружения» в ситуации морального выбора и организации группового обсуждения предлагаемых моральных дилемм различного содержания, как житейского, так и профессионального характера. В процессе группового обсуждения осознаются индикаторы нравственного неблагополучия личности, проявляющиеся в высказываниях студентов.

Выводы

Вышесказанное показывает, что в становлении личности психолога субъектный и морально-нравственный уровни играют значительную роль. Зрелые субъектные характеристики отличаются творческой направленностью жизнедеятельности, опосредованной рядом показателей самоотношения. Профессия, воспринимаемая как способ бытия, способствует высокому уровню жизнедеятельности, включающему творческую самореализацию в профессии и карьере.

Психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика могут эффективно осуществляться на ролевом уровне. Психологическими механизмами соблюдения этических норм для адекватного достижения целей деятельности выступают внешние мотивы моральной регуляции. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие, наличия внутренней мотивации морального поведения.

Таким образом, основными качествами личности, характеризующими профессиональную зрелость психолога и способность действовать как на ролевом, так и на личностном уровнях профессионального функционирования, являются творческая направленность субъектной позиции, развитость нравственного сознания, сформированность внутренней мотивации нравственного выбора в жизненных ситуациях. В целом, чем более зрелой становится личность психолога, тем более глубок его профессионализм.

Литература

  1. Веселова, Е. К. (2016) Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб: СПбГУ, 316 с.
  2. Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (2012) Нравственные проблемы современной России (вместо введения). В кн.: А. Л. Журавлев (ред.), Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, с. 5–21.
  3. Коржова, Е. Ю., Артемьева, В. А., Веселова, Е. К. и др. (2018) Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов). Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, № 3 (45), с. 18–23.
  4. Кузьменкова, М. О., Веселова, Е. К. (2017) Мировоззренческие убеждения студентов-психологов I курса и их представления о будущей профессии. В кн.: Е. Ю. Коржова, А. В. Микляева (ред.), Сборник VII Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», часть 2. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54–58.
  5. Панферов, В. Н. (ред.), (2020) Введение в профессию: психолог. М.: Юрайт, 291 с.
  6. Форман, Н., Роулз, Р. (2004) Этические проблемы в психологии: британский опыт. Психология. Журнал ВШЭ, т. 1, № 1, с. 110–123.
  7. Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю. и др. (2017) Профессиональное становление педагога-психолога: между образовательным и профессиональным стандартом. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки, № 10, с. 83–95.
  8. Шмелева, И. А. (2010) Введение в профессию. Психология. М.: Эксмо, 270 с.
  9. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования. (2003). [Электронный ресурс]. URL: http://practic.childpsy.ru/ethics/ (дата обращения 01.08.2021).
  10. McEwan, H. E., Tod, D., Euban, M. (2019) The rocky road to individuation: Sport psychologists’ perspectives on professional development. Psychology of Sport and Exercise, vol. 45. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101542
  11. Melea, E., Español, A., Carvalho, B. et al. (2021) Beyond technical learning: Internship as a liminal zone on the way to become a psychologist. Learning, Culture and Social Interaction, vol. 28. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100487

Источник: Коржова Е.Ю., Веселова Е.К. Личностная зрелость и профессионализм практического психолога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 277–283. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33

Профиль карьеры психолога | Описание работы, зарплата и рост

Психологи изучают когнитивные, эмоциональные и социальные процессы и поведение, наблюдая, интерпретируя и записывая, как люди относятся друг к другу и к своему окружению. Они используют свои выводы, чтобы помочь улучшить процессы и поведение.

Обязанности

Психологи обычно выполняют следующие обязанности:

  • Проводят научные исследования поведения и функций мозга
  • Наблюдение, интервью и опрос людей
  • Выявление психологических, эмоциональных, поведенческих или организационных проблем и диагностика расстройств
  • Исследование и выявление поведенческих или эмоциональных паттернов
  • Проверка шаблонов, которые помогут им лучше понять и предсказать поведение
  • Обсудить решение проблем с клиентами
  • Написание статей, исследовательских работ и отчетов для обмена результатами и обучения других
  • Руководить стажерами, клиницистами и специалистами-консультантами

Психологи стремятся понять и объяснить мысли, эмоции, чувства и поведение. Они используют такие методы, как наблюдение, оценка и экспериментирование, для разработки теорий об убеждениях и чувствах, влияющих на людей.

Психологи часто собирают информацию и оценивают поведение с помощью контролируемых лабораторных экспериментов, психоанализа или психотерапии. Они также могут проводить тесты личности, производительности, способностей или интеллекта. Они ищут модели поведения или отношения между событиями и используют эту информацию при проверке теорий в своих исследованиях или при лечении пациентов.

Ниже приведены примеры типов психологов:

Клинические психологи оценивают, диагностируют и лечат психические, эмоциональные и поведенческие расстройства. Клинические психологи помогают людям справляться с проблемами, начиная от краткосрочных личных проблем и заканчивая тяжелыми хроническими состояниями.

Клинические психологи обучены использовать различные подходы, чтобы помочь людям. Хотя стратегии обычно различаются в зависимости от специальности, клинические психологи часто опрашивают пациентов, проводят диагностические тесты и проводят индивидуальную, семейную или групповую психотерапию. Они также разрабатывают программы модификации поведения и помогают пациентам реализовать их конкретную программу. Некоторые клинические психологи сосредотачиваются на определенных группах населения, таких как дети или пожилые люди, или на определенных специальностях, таких как нейропсихология.

Клинические психологи часто консультируются с другими медицинскими работниками относительно наилучшего лечения пациентов, особенно лечения, включающего медикаментозное лечение. В настоящее время только Айдахо, Иллинойс, Айова, Луизиана и Нью-Мексико разрешают клиническим психологам назначать лекарства пациентам.

Психологи-консультанты помогают пациентам справляться с проблемами и понимать их, в том числе проблемы дома, на работе или в обществе. Посредством консультирования эти психологи работают с пациентами, чтобы определить их сильные стороны или ресурсы, которые они могут использовать для решения проблем. Для получения информации о других профессиях, связанных с консультированием, см. профили терапевтов по вопросам брака и семьи, консультантов по вопросам злоупотребления психоактивными веществами, расстройств поведения и психического здоровья, а также социальных работников.

Психологи развития изучают психологический прогресс и развитие, которые происходят на протяжении всей жизни. Многие психологи развития сосредотачиваются на детях и подростках, но они также могут изучать старение и проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди.

Судебные психологи используют психологические принципы в системе правосудия и уголовного правосудия, чтобы помочь судьям, адвокатам и другим специалистам в области права понять психологические аспекты конкретного дела. Они часто дают показания в суде в качестве свидетелей-экспертов. Как правило, они специализируются на семейных, гражданских или уголовных делах.

Промышленно-организационные психологи  применяют психологию на рабочем месте, используя психологические принципы и методы исследования для решения проблем и улучшения качества трудовой жизни. Они изучают такие вопросы, как производительность на рабочем месте, стили управления или работы сотрудников, а также моральный дух сотрудников. Они также помогают топ-менеджерам, менеджерам по обучению и развитию, а также специалистам по обучению и развитию с планированием политик, отбором или обучением сотрудников и организационным развитием.

Психологи-реабилитологи  работают с людьми с ограниченными физическими или умственными способностями. Они помогают улучшить качество жизни или помочь людям адаптироваться после серьезной болезни или несчастного случая. Они могут работать с физиотерапевтами и учителями, чтобы улучшить здоровье и результаты обучения.

Школьные психологи  применяют психологические принципы и методы при нарушениях обучения и нарушениях развития. Они могут решать проблемы обучения и поведения учащихся; разрабатывать и реализовывать планы производительности, а также оценивать производительность; и консультировать студентов и семьи. Они также могут консультироваться с другими школьными специалистами, чтобы предложить улучшения в преподавании, обучении и административных стратегиях.

Некоторые психологи становятся учителями высших учебных заведений или старших классов.

Рабочая среда

Психологи занимали около 181 600 рабочих мест в 2021 году. Занятость по подробным профессиям, из которых состоят психологи, распределялась следующим образом:

Клинические психологи и психологи-консультанты 65 400
Школьные психологи 57 900
Психологи, все прочие 55 400
Промышленно-организационные психологи                                 2 900

Крупнейшими работодателями психологов были:

Начальные и средние школы; государственные, местные и частные              27%
Самозанятые работники 27
Амбулаторные медицинские услуги 21
Правительство 9
Больницы; государственный, местный и частный 5

Некоторые психологи работают в одиночку, проводя независимые исследования, консультируя клиентов или пациентов. Другие работают в составе медицинской бригады, сотрудничая с врачами, социальными работниками и другими людьми для лечения болезней и улучшения общего самочувствия.

Графики работы

Психологи, занимающиеся частной практикой, часто сами устанавливают график работы, и многие из них работают неполный рабочий день в качестве независимых консультантов. Они могут работать по вечерам или в выходные дни, чтобы разместить клиентов. У тех, кто работает в больницах или других медицинских учреждениях, также могут быть вечерние смены или смены выходного дня. Большинство психологов в клиниках, правительстве, промышленности или школах работают полный рабочий день в обычные рабочие часы.

Образование и обучение

Хотя психологам обычно требуется докторская степень в области психологии, степени магистра может быть достаточно для работы в школах и промышленных организациях. Психологам в клинической практике нужна лицензия.

Образование

Большинству клинических психологов, психологов-консультантов и психологов-исследователей требуется докторская степень. Студенты могут получить степень доктора философии. по психологии или степень доктора психологии (Psy.D.). доктор философии в психологии — это исследовательская степень, которую получают после сдачи комплексного экзамена и написания диссертации на основе оригинального исследования. Кандидат наук. программы обычно включают курсы по статистике и экспериментальным процедурам. Пси.Д. это клиническая степень, часто основанная на практической работе и экзаменах, а не на диссертации. В клинических, консультационных, школьных или медицинских учреждениях студенты обычно проходят годичную стажировку в рамках докторской программы.

Школьным психологам для работы требуется ученая степень и сертификат или лицензия. Общие ученые степени включают степени специалиста в области образования (Ed.S.) и докторские степени (Ph.D. или Psy.D.). Программы школьных психологов включают в себя курсовую работу по педагогике и психологии, потому что их работа затрагивает как образовательные, так и психические компоненты развития учащихся.

Промышленно-организационные психологи обычно нуждаются в степени магистра, обычно включающей курсы по промышленно-организационной психологии, статистике и дизайну исследований.

Работая под руководством психолога с докторской степенью, другие выпускники со степенью магистра также могут работать помощниками психолога в клинических, консультационных или исследовательских учреждениях.

На уровне бакалавриата общие области обучения включают психологию, образование и социальные науки.

Лицензии, сертификаты и регистрации

В большинстве штатов для занятий психологией или использования звания «психолог» требуется лицензия. Во всех штатах и ​​округе Колумбия психологи, занимающиеся независимой практикой, должны иметь лицензию по месту своей работы.

Законы о лицензировании различаются в зависимости от штата и типа должности. Большинству клинических психологов и психологов-консультантов требуется докторская степень по психологии, стажировка и не менее 1–2 лет профессионального опыта под наблюдением. Они также должны сдать экзамен на профессиональную практику в области психологии. Информацию о конкретных требованиях штата можно получить в Ассоциации государственных и провинциальных советов по психологии. Во многих штатах лицензированные психологи должны пройти курсы повышения квалификации, чтобы сохранить свои лицензии.

 Американский совет профессиональной психологии присуждает сертификат специалиста в 15 областях психологии, таких как клиническая психология здоровья, психология пар и семьи и реабилитационная психология. Американский совет по клинической нейропсихологии предлагает сертификацию по нейропсихологии. Сертификация Совета может продемонстрировать профессиональный опыт в специальной области. Сертификация не требуется для большинства психологов, но некоторые больницы и клиники требуют сертификации. В этих случаях кандидаты должны иметь докторскую степень в области психологии, государственную лицензию или сертификат, а также любые дополнительные критерии, требуемые по специальности.

Обучение

Большинство будущих психологов должны иметь опыт работы до или после докторантуры, включая стажировку. Стажировки позволяют студентам получить опыт в прикладных условиях. Кандидаты должны пройти стажировку, прежде чем они смогут претендовать на получение государственной лицензии. Требуемое количество часов стажировки зависит от штата.

Личность и интересы

Психологи, как правило, проявляют интерес к областям интересов, связанным с мышлением, творчеством и помощью, в соответствии со структурой Кодекса Голландии. Область интереса к мышлению указывает на сосредоточенность на исследовании, изучении и углублении понимания законов природы. Область «Создание интереса» указывает на стремление быть оригинальным и творческим, а также работать с художественными средствами. Область «Помогающий интерес» указывает на сосредоточенность на помощи, служении, консультировании или обучении других людей.

Если вы не уверены, есть ли у вас интересы в области Мышление, Создание или Помощь, которые могут соответствовать карьере психолога, вы можете пройти профессиональный тест, чтобы определить свои интересы.

Психологи должны также обладать следующими специфическими качествами:

Аналитические способности. Психологи должны уметь анализировать собранную информацию и делать из нее логические выводы.

Коммуникативные навыки . Психологи должны обладать сильными коммуникативными навыками, потому что они проводят большую часть своего времени, слушая и разговаривая с пациентами.

Навыки наблюдения. Психологи изучают отношение и поведение. Они должны уметь наблюдать за людьми и понимать возможные значения их выражений лица, положения тела, действий и взаимодействий.

Терпение . Психологи должны уметь проявлять терпение, потому что исследования или лечение пациентов могут занять много времени. Они также должны быть терпеливы, имея дело с людьми, страдающими психическими или поведенческими расстройствами.

Навыки работы с людьми . Психологи изучают людей и помогают людям. Они должны уметь хорошо работать с клиентами, пациентами и другими медицинскими работниками.

Навыки решения проблем . Психологам необходимы навыки решения проблем, чтобы найти методы лечения или решения психических и поведенческих проблем.

Надежность . Психологи должны держать проблемы пациентов в тайне, и пациенты должны быть в состоянии доверять опыту психологов в решении деликатных проблем.

Заработная плата

Средняя годовая заработная плата психологов в мае 2021 года составляла 81 040 долларов США. Средняя заработная плата — это заработная плата, при которой половина работающих по профессии зарабатывала больше этой суммы, а половина — меньше. Самые низкие 10 процентов заработали менее 47 850 долларов, а самые высокие 10 процентов заработали более 133 890 долларов.

Средняя годовая заработная плата психологов в мае 2021 года была следующей:

Производственно-организационные психологи                       $105 310
Психологи, все прочие 102 900
Клинические и консультационные психологи 82 510
Школьные психологи 78 780

В мае 2021 года средняя годовая заработная плата психологов в ведущих отраслях, в которых они работали, была следующей:

Правительство 103 850 долларов США
Больницы; государственные, местные и частные 99 330
Амбулаторные медицинские услуги 83 770
Начальные и средние школы; государственные, местные и частные                 78 830

Психологи, занимающиеся частной практикой, часто сами назначают часы работы, и многие из них работают неполный рабочий день в качестве независимых консультантов. Они могут работать по вечерам или в выходные дни, чтобы разместить клиентов. У тех, кто работает в больницах или других медицинских учреждениях, также могут быть вечерние смены или смены выходного дня. Большинство психологов в клиниках, правительстве, промышленности или школах работают полный рабочий день в обычные рабочие часы.

Перспективы работы

Прогнозируется, что общая занятость психологов вырастет на 6 процентов с 2021 по 2031 год, что примерно соответствует среднему показателю для всех профессий.

Около 14 100 вакансий для психологов прогнозируется каждый год, в среднем, в течение десятилетия. Ожидается, что многие из этих вакансий будут вызваны необходимостью замены работников, которые переходят на другую профессию или выходят из состава рабочей силы, например, в связи с уходом на пенсию.

Занятость

Ожидается рост занятости клинических, консультационных и школьных психологов в связи со спросом на психологические услуги в школах, больницах, центрах психического здоровья и социальных службах.

Спрос на клинических психологов и психологов-консультантов будет расти, поскольку все больше людей обращаются к психологам за помощью в решении своих проблем.

Работа школьных психологов будет продолжать расти из-за повышения осведомленности о связи между психическим здоровьем и обучением. Эти работники также потребуются для помощи учащимся, чьи проблемы с образованием, поведением или развитием влияют на их способность к обучению.

Организации будут продолжать нанимать отраслевых и организационных психологов для помощи в таких задачах, как отбор и удержание сотрудников, проведение тренингов и повышение морального духа в офисе.

Для получения дополнительной информации

Для получения дополнительной информации о карьере во всех областях психологии, посетите

Американская психологическая ассоциация

Для получения дополнительной информации о карьере для школьных психологов, посетите

Национальная ассоциация школьных психологов

Для получения дополнительной информации о штате лицензионных требований, посетите

Ассоциация государственных и провинциальных советов по психологии

Для получения дополнительной информации о сертификатах специальности психологии, посетите

Американский совет профессиональной психологии

Для получения дополнительной информации о промышленных и организационных психологах, посетите

Общество промышленной и организационной психологии

Для получения дополнительной информации о карьере и сертификации в области нейропсихологии, посетите

Американский совет профессиональной нейропсихологии

900 02  

 

Откуда эта информация?

Приведенная выше информация о карьере взята из Справочника по профессиональным перспективам Бюро статистики труда. Этот превосходный источник данных о профессиях публикуется Министерством труда США каждые два года. Truity периодически обновляет наш сайт информацией из базы данных BLS.

Я хотел бы процитировать эту страницу для отчета. Кто автор?

Для этой страницы нет опубликованных авторов. Пожалуйста, используйте правила цитирования для веб-страниц без указания автора.

Я думаю, что нашел ошибку или неверную информацию на этой странице. К кому мне обратиться?

Эта информация взята непосредственно из справочника Occupational Outlook Handbook, опубликованного Бюро трудовой статистики США. Truity не редактирует информацию, в том числе не изменяет информацию, которую наши читатели считают неточной, поскольку мы считаем, что BLS является авторитетом в отношении профессиональной информации. Однако, если вы хотите исправить опечатку или другую техническую ошибку, вы можете связаться с нами по адресу [email protected].

Я не уверен, что эта профессия мне подходит. Как я могу решить?

Существует множество отличных инструментов, которые позволят вам измерить свои интересы, описать свою личность и сопоставить эти черты с подходящей карьерой. На этом сайте вы можете пройти тест Career Personal Profiler, тест Holland Code или пройти тест Photo Career Quiz.

ложных портретов | Психология сегодня

Дженнифер В. Файард, доктор философии. опубликовано 20 декабря 2019 г.- последний раз проверено 23 января 2020 г.

Алекс Уильямсон, используется с разрешения.

Будучи первокурсником колледжа, я сделал сбивающее с толку наблюдение, что некоторые из моих друзей дома, казалось, превращались в других людей, когда они уходили в школу. Я начал жаждать понимания того, почему мы делаем то, что делаем, и как мы становимся теми, кем становимся. Однажды осенним утром во время моего первого семестра 2002 года я пришел на занятия и увидел, что в тот день профессор пригласил особого гостя — представителя тестирующей компании, который будет проводить в классе индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI). Профессор сказал, что это позволит измерить наши личности. Я был очарован. Майерс-Бриггс казался воротами к ответам на все мои вопросы о человеческой природе. Я искренне гордился тем, что мой тип — INTJ, интровертный, интуитивный, мыслящий и рассуждающий — предположительно представляет всего 1–2 процента населения, и я сидел за компьютером в своей комнате в общежитии, исследуя его до поздней ночи. Я начал использовать свой тип, чтобы объяснить себе и другим, почему я делаю то или иное или думаю определенным образом. Внезапно все обрело смысл — у меня появился язык для описания различий между людьми. Этот опыт помог пробудить во мне интерес к личности, что в конечном итоге привело меня к тому, чтобы стать личностным психологом.

Однако в аспирантуре я узнал намного больше о том, как устроены весы и как мы определяем, действительно ли они измеряют то, что заявлено для измерения. К моему огорчению, я также быстро обнаружил, что личностные психологи обычно не используют индикатор типов Майерс-Бриггс.

Стоит ли? Я буду первым, кто признает, что такие тесты, как MBTI, — это весело. Но если вы действительно хотите узнать о себе или использовать результаты для принятия решений в реальной жизни, вы должны знать о тревожных признаках, которые ученые подняли в отношении подобных тестов. Некоторые подходы к анализу личности опираются на менее прочную основу, чем другие, даже если люди находят в них привлекательные — даже убедительные — образы самих себя.

Signs of Trouble

Разработанный в 1940-х годах и частично основанный на типологии личности психоаналитика Карла Юнга, Майерс-Бриггс (вместе с его подделками) был принят миллионами. По завершении теста человек получает четырехбуквенный тип личности, основанный на предполагаемых предпочтениях в навигации по миру: они включают либо E для экстраверсии, либо I для интроверсии; N для интуиции или S для восприятия; T для мышления или F для чувства; и J для суждения или P для восприятия. Эти комбинации приводят к 16 возможным типам личности, таким как INTJ или ESFP.

Те, кто еще не прошел этот тест, вероятно, уже видели одну из его многочисленных вирусных мутаций в социальных сетях. Согласно карте Майерс-Бриггс из Гарри Поттера, я Драко Малфой. Есть также диаграммы, которые связывают типы с персонажами из Звездных войн , фильмов Диснея и других фаворитов поп-культуры. Официальный MBTI вездесущ в корпоративном мире: менеджеры используют тест для найма, продвижения по службе и семинаров по созданию команды. Вне работы люди делятся своими результатами и связывают их, списки рекламируют идеальную дату или город, наиболее подходящий для определенных типов MBTI, а компании используют их для продвижения продуктов и услуг.

Другой тест, система личности Эннеаграмма, также популярен в Интернете. Эннеаграмма, которая включает в себя мистические элементы и предположительно имеет древнее происхождение, группирует участников в девять типов, основанных на цифрах 1–9, с вторичным типом, или «крылом», представленным другим числом.

Трудно качать пресловутого кота онлайн и не наткнуться на ссылку на один из этих тестов. Так в чем проблема?

Юнг разработал свою теорию личности, основанную на личном озарении. Современные исследования личности, однако, противоречат идее о том, что люди склонны падать в отдельные категории, такие как «мыслители» или «чувствующие», «чувствующие» или «интуиционисты», «судьи» или «воспринимающие».

Рассмотрим формат оценки MBTI, который распределяет людей по одной из каждой пары категорий независимо от того, насколько экстремальны их оценки. Человек, набравший 53 процента по параметру интроверсия-экстраверсия, получает тот же результат, что и человек, набравший 95 процентов: оба они помечены как «экстраверты». Однако человек, набравший 53 процента, вероятно, гораздо больше похож на «интроверта», который набрал чуть меньше 50 процентов. Таким образом, «типы» личности упускают много информации; характеризуя всех как интровертов или экстравертов, мы замалчиваем тот факт, что большинство людей на самом деле оказываются где-то посередине спектра. Принудительный выбор не может отразить многомерную природу личности.

Типы MBTI у любого человека часто не совпадают с течением времени: вы вполне можете пройти тест несколько раз и получить разные типы личности, даже если в реальной жизни вы радикально не изменились. Исследования показали, что всего за несколько недель до половины участников получили два разных балла. Разработчики MBTI даже признали, что в их выборке 35% получили другой тип после четырехнедельного периода. И, несмотря на использование MBTI в рабочих условиях, исследования не предполагают, что типы MBTI особенно хорошо предсказывают результаты работы.

Эннеаграмма во многом похожа на MBTI. Его типы имеют некоторое перекрывающееся содержание, и может показаться, что два или более типов одинаково хорошо подходят одному и тому же человеку. Когда мой друг, очень интересующийся эннеаграммой, умолял меня рассказать ему, к какому типу я отношусь, я обнаружил, что ни один из них не описывает меня очень хорошо, но наиболее близки типы 1, 3 и 5, и каждый из них содержит характеристики, которые Я отождествлял себя с в той же степени.

Алекс Уильямсон, используется с разрешения.

Classify Me

Моя цель не в том, чтобы устроить фестиваль мусора с тестами личности, а в том, чтобы задать другой вопрос, который для меня более интересен: если эти тесты не работают так хорошо, как многие думают, почему они остаются такими популярными и почему некоторые люди так глубоко принимают их результаты? Почему я? Вот несколько возможных ответов.

1. Мы ищем скрытую информацию о себе.

Люди жаждут самопознания. В выпуске подкаста Черная коза , личностный психолог Симин Вазире предположила, что нам нравятся личностные тесты, потому что мы надеемся, что они раскроют ранее скрытую информацию о нас самих. Многие считают, что под тем, что мы видим на поверхности, скрыто наше «истинное я». Сами личностные тесты могут способствовать нашему ощущению, что мы плохо себя знаем или что нам нужно открыть что-то еще. Недавние исследования показывают, что, когда мы считаем, что на вопросы теста личности ответить относительно сложно, мы предполагаем, что эти вопросы, скорее всего, касаются чего-то глубокого или иным образом недоступным.

По правде говоря, мы можем уже хорошо себя знать. Исследования показывают, что друзья и семья, а иногда и незнакомые люди, как правило, видят нас примерно так же, как мы сами себя видим. Конечно, вы можете чего-то о себе не знать, но чтобы узнать это, вам лучше спросить своих лучших друзей, чем проходить тест MBTI или Эннеаграмму. Исследования показывают, что друзья могут лучше вас судить о вашем творчестве и интеллекте — качествах, которые мы не можем объективно оценить в себе из-за их желанности.

2. Мы хотим принадлежать.

Чувствовать себя понятым и нормальным, возможно впервые, — это мощный опыт. Моя подруга недавно описала свои воспоминания о сдаче экзамена MBTI, когда она училась в старшей школе. Как художник, она чувствовала себя отличной от своих сверстников, и она сказала, что для нее было большим утешением знать, что есть такие же, как она. У других людей, без сомнения, была похожая реакция, и неудивительно, что кто-то негативно отреагирует на идею о том, что место, где они наконец вписываются, не реально.

3. Нам нужны простые способы понимать других людей.

Трудно понимать других людей и общаться с ними. Если бы это было легко, книги и услуги по выстраиванию отношений всех видов не были бы прибыльной отраслью. Заманчиво пожелать простой стенографии, которая позволила бы нам с первого взгляда понять склонности и мотивы людей, избавив нас от тяжелой работы проб, ошибок и неловкости по мере того, как мы узнаем их.

Это как раз то, для чего предназначены такие тесты, как MBTI и Enneagram. Теоретически, знание чьего-то типа MBTI или номера Эннеаграммы позволяет понять и реагировать таким образом, который обеспечивает гладкое социальное взаимодействие. Мы естественным образом распределяем по категориям все, с чем сталкиваемся, и используем эти категории, чтобы быстро и с минимальными усилиями разобраться в окружающем нас мире. Почему люди должны быть другими?

Такие мотивы, вероятно, объясняют привлекательность типовых тестов. Но они не полностью объясняют, почему люди могут неохотно признавать, что их тип личности может не совсем точно их описывать. Презентация результатов теста и то, как мы обрабатываем важную для себя информацию, объединяются, чтобы создать убедительный аргумент.

Алекс Уильямсон, используется с разрешения.

Если тип подходит…

Личностные тесты могут показаться очень точными, даже если это не так. Возможно, вы встречали кого-то, кто утверждает, что является эннеаграммой 3, и кажется, что это описание подходит им к Т. Одной из возможных причин этой иллюзии точности является предвзятость подтверждения: когда мы верим в то, что что-то верно, мы начинаем фильтровать информацию, основанную на этом убеждении. Когда кто-то говорит, что у него тройка, вы можете легче заметить и запомнить поведение, соответствующее этому типу, и не заметить или даже активно объяснить непоследовательное поведение. Эта разница во внимании может привести к тому, что вы почувствуете, что ее тип личности точен — в конце концов, вы видели много доказательств этого в ее поведении.

Предвзятость подтверждения применима и к размышлениям о нашей собственной личности. Когда элементы описания нашей личности нам не подходят, мы можем придать меньшее значение этим элементам и большее значение тем, которые подходят (или тем, которые мы хотим соответствовать).

Мы любим, когда нас «достают» испытания. Чувство признания может быть связано с тем, как мы обрабатываем информацию, связанную с собой. В 1948 году Бертрам Форер провел эксперимент, в котором он предложил участникам пройти личностный тест, а затем дал им то, что им было сказано, как их персональные результаты. Но на самом деле он дал одно и то же описание всем им. Он состоял из нескольких общих утверждений, которые можно было бы применить практически к любому, например: «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили вас и восхищались вами» и «Вы склонны критиковать себя». Большинство участников считали, что общая обратная связь была очень точной и свидетельствовала о том, что стало известно как эффект Форера (или Барнума).

Многие личностные профили, связанные с типами MBTI и Enneagram, довольно общие. Например, в официальном описании типов MBTI вы найдете утверждения, которые применимы практически ко всем:

  • «[Они] любят иметь свое собственное пространство и работать в пределах своих временных рамок» (ISFP)
  • «Хочу, чтобы внешняя жизнь соответствовала их ценностям» (INFP)
  • «Наслаждайтесь материальным комфортом и стилем» (ESTP)
  • «Хотите, чтобы вас ценили за то, кто они есть и за то, что они вносят» (ESFJ)

Исследования также показывают, что в описаниях личности, которые содержат как положительные, так и отрицательные качества, мы склонны оценивать положительные качества как более точные, чем отрицательные.

Рассмотрим названия типов Эннеаграммы: Реформатор (1), Помощник (2), Достигающий (3), Индивидуалист (4), Исследователь (5), Лоялист (6), Энтузиаст (7). ), «Челленджер» (8) и «Миротворец» (9) — все должно быть хорошо. Типы MBTI официально не имеют названий, хотя некоторые сайты создали более описательные ярлыки. Во время моего обширного поиска информации о моем предполагаемом типе, INTJ, я нашел описание, в котором он назывался «Вдохновитель». Я возьму это!

К чести Эннеаграммы, она допускает, что у нас могут быть негативные наклонности. Однако все описания MBTI положительные. Это один из способов убедиться, что типы не совсем точны — даже у самых замечательных из нас есть недостатки.

Алекс Уильямсон, используется с разрешения.

Лучший способ разделить личность

Большинство личностных психологов используют тесты, которые измеряют черты личности Большой пятерки: экстраверсию, покладистость, добросовестность, эмоциональную стабильность и открытость опыту. Эти пять черт представляют собой пять категорий индивидуальных характеристик, которые обычно группируются у людей.

Вы, вероятно, знакомы с термином «экстраверсия» и его обратной интроверсией. Многие люди думают об экстраверсии исключительно как об уровне общительности. Общительность — это одна часть экстраверсии, но на самом деле эта черта включает в себя гораздо больше: напористость, уровень активности, жизнерадостность, стремление к азарту — все характеристики, которые, как правило, сильно коррелируют друг с другом. (MBTI оценивает немного другую версию экстраверсии, и любые негативные последствия низкой экстраверсии, такие как воспринимаемая отчужденность, отсутствуют.)

Приятие относится к склонности человека быть доверчивым, добрым, склонным к сотрудничеству, сочувствующим, скромным и щедрым. Совестливые люди настойчивы, трудолюбивы, владеют собой, ответственны и организованы. Эмоционально стабильные люди мало беспокоятся, не капризны и не застенчивы, у них низкий уровень тревоги, депрессии и враждебности. В некоторых опросах «Большой пятерки» используется термин «невротизм», противоположный эмоциональной стабильности. Наконец, люди с высокой открытостью новому опыту любят пробовать что-то новое, имеют разнообразные интересы, интеллектуальны и обладают богатым воображением.

Хотя баллы по параметрам MBTI коррелируют с баллами Большой пятерки, большинство из них коррелируют более чем с одним из признаков Большой пятерки, а это означает, что каждый параметр MBTI может представлять собой сочетание нескольких признаков. Важно отметить, что эмоциональная стабильность не является компонентом MBTI.

Черты Большой пятерки описывают постоянные модели мыслей, чувств и поведения. Если вы иногда кажетесь немного другим в определенных ситуациях или с определенными людьми, это может быть связано с тем, что некоторые ситуации требуют от нас поведения, противоречащего нашим естественным наклонностям.

В дополнение к основным чертам, многие анкеты Большой пятерки также измеряют аспекты или подкомпоненты каждой черты. Например, шкала, которая измеряет экстраверсию на уровне аспектов, может дать вам оценку общительности, напористости, активности, жизнерадостности и стремления к развлечениям. Это позволяет проводить более персонализированные измерения с учетом нюансов. Если в целом вы умеренно экстравертны, это может быть потому, что вы находитесь где-то посередине по каждому из его аспектов. Тем не менее, это может означать, что у вас высокие показатели в одних аспектах и ​​низкие в других.

Большая пятерка в значительной степени независима друг от друга, а это означает, что ваш результат по одной черте не определяет ваш уровень другой черты. Сдержанность (аспект низкой экстраверсии) не означает, что кто-то также должен быть застенчивым (низкая эмоциональная устойчивость). Точно так же ориентированность на достижение и самодисциплину (высокая добросовестность) не означает по умолчанию, что вы интеллектуально любопытны (высокая открытость новому опыту), хотя может быть таковым.

Вот почему тесты «Большой пятерки» легко выигрывают у MBTI или Enneagram:

1. Они были разработаны с использованием научного метода.

В отличие от MBTI и Эннеаграммы, Большая пятерка и лежащие в ее основе теории были разработаны путем тщательного научного наблюдения. В некоторых из самых ранних исследований изучалась лексическая гипотеза: если есть характеристики, по которым люди различаются, и если понимание этих различий важно для понимания людей и взаимодействия с ними, любая культура создала слово в своем языке для описания каждой из этих характеристик. В английском словаре около 4500 слов, описывающих черты личности. Анализируя оценки людьми себя и других по этим чертам с помощью статистического метода, называемого факторным анализом, который группирует характеристики по степени их родства, исследователи обнаружили пять основных кластеров характеристик.

2. Континуумы ​​лучше, чем категории.

MBTI и Эннеаграмма дают вам тип личности — дискретную категорию, которая качественно отличается от других категорий. Но черты Большой пятерки измеряются по континууму от низкого к высокому.

Психологи предпочитают черты типам. Одна из причин заключается в том, что типы представляют собой набор нескольких признаков. Описание типа ISFJ (интровертный, чувствующий, чувствующий и оценивающий) включает в себя такие качества, как тихий, ответственный и внимательный, которые представляют три разных измерения Большой пятерки — экстраверсию, добросовестность и уступчивость. Но все они объединены в одну категорию. Шкалы «Большой пятерки» оценивают черты отдельно и с большим количеством нюансов. Кроме того, поскольку типы часто включают в себя несколько черт, типы личности накладываются друг на друга, и люди могут видеть себя в нескольких типах.

Подходы, основанные на типах, классифицируют людей как то или иное, тогда как в действительности человеческие качества лучше представлены континуумом, где нас больше в середине, чем на концах. Этот принцип отражен в способе измерения «большой пятерки», когда в вопросах используется скользящая шкала, а не формат множественного выбора.

3. Они могут показать, как вы изменились.

Если вы оглянетесь на себя 10 или 20 лет назад, вы, вероятно, обнаружите, что сейчас вы изменились. Иногда эти изменения незаметны, а иногда они значительны, но вы, вероятно, более эмоционально стабильны, напористы, приятны и добросовестны, чем несколько лет назад. Способность типов личности учитывать такие значимые изменения сомнительна.

Когда вместо этого отдельные черты измеряются в континууме, как это делается в оценках Большой пятерки, вы можете увидеть, изменились ли вы по определенным характеристикам и насколько именно. Если я набрал 57 баллов (из 100) за открытость к опыту, будучи первокурсником колледжа, и 72 балла сегодня, я вижу, что моя открытость заметно возросла. Другие черты моего характера, возможно, тоже изменились за это время, в малой или большой степени.

4. Они предсказывают то, что должна предсказывать личность.

Если ваша личность заставляет вас относиться к миру определенным образом, мы ожидаем, что это будет связано с вашим выбором и тем, что происходит в вашей жизни, верно? Было показано, что «большая пятерка» предсказывает удовлетворенность жизнью, образованием и успеваемостью, производительностью и удовлетворенностью работой, удовлетворенностью отношениями и разводом, физическим здоровьем, продолжительностью жизни людей и многим другим.

Так почему же большинство людей не знакомы с Большой Пятеркой? Короче говоря, у нас это есть, но мы не выставляем напоказ. Большинство исследователей личности именно таковы — исследователи — и гораздо больше заинтересованы в научных исследованиях, чем в маркетинге. Таким образом, мы не проделали большой работы по рекламе наших открытий широкой публике. Компании, занимающиеся тестированием, очень успешно продают свои модели, потому что они являются коммерческими предприятиями.

Поиски продолжаются

Хотя «Большая пятерка» имеет научное обоснование и отражает большую часть человеческого опыта, они измеряют только то, что психолог Гордон Олпорт назвал «общими чертами», то есть характеристиками, которые можно сравнивать между отдельными людьми. Они не учитывают все то, что делает нас уникальными — нашу склонность останавливаться и убирать черепах с дороги, наш особый тип остроумия, нашу любовь ко всему осеннему или другие причуды. Но ни один тест не может этого сделать. Большая пятерка также не охватывает мотивации, эмоции, ценности, убеждения, таланты и «темные» черты, такие как психопатия и нарциссизм, хотя личностные психологи тоже изучают эти переменные.

Наконец, большая часть работы над «Большой пятеркой» была выполнена с использованием западных образцов.

Добавить комментарий