3.3. Психологическое содействие профессиональному становлению личности Исходные положения
Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека, включающий аморфную оптацию, оптацию, профессиональную подготовку, профадаптацию, первичную и вторичную профессионализацию и профессиональное мастерство. Оправданно также включить в этот непрерывный процесс этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека.
92
Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, т. е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на методологическом принципе соразвития личности, образования и деятельности, рассмотрим возможные пути психологического содействия профессиональному становлению личности.
Психологическое содействие
Философским основанием психологического содействия человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического содействия стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как осознанный выбор и освоение субъектом учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Содействие может трактоваться как актуализация личностно-профессионального потенциала в формировании ориентационного поля развития, ответственность за принятие решений, определяющих его профессиональное будущее.
Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В психологическом содействии нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.
Цель психологического содействия
Выделим основные концептуальные положения психологического содействия профессионального становления личности:
наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;
признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;
принятие личностью на себя ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала;
гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все». Несколько иной подход появился уже в середине восьмидесятых годов. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции не сводилась, разумеется, только к замене термина. Речь шла о том, что работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно закрепилось в профессиональной психологической речи. Пожалуй, из-за того, что слишком очевидно «выпирает» его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли». В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Че-редниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога в парадигме сопровождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь. |
Психологическая помощь — Психологос
Сложная психологическая ситуация — ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно. Получатель психологической помощи — лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу. Нормативные документы: Закон г.Москвы от 07.10.2009 №43 «О психологической помощи населению в городе Москве»
Психологическая помощь может быть житейской или профессиональной. Когда баба Шура душевно поддержала расстроенную соседку — это житейская психологическая помощь. О профессиональной психологической помощи говорится тогда, когда поддержку и содействие оказал специалист-психолог: тот, кто имеет высшее профессиональное образование или прошедший профессиональную переподготовку в области психологии. Всегда ли эта помощь была более удачной, чем помощь бабы Шуры — вопрос другой…
Ошибочно путать психологическую и психотерапевтическую помощь, любую психологическую помощь называя психотерапией. Психотерапия — это лечение психических расстройств психологическими средствами (в отличие от медицинских, биологических или социальных), а психологическая помощь оказывается людям в том числе без психических расстройств и не сводится только к лечению. Если человеку в трудной жизненной ситуации психолог оказал душевную поддержку, помог лучше разобраться в ситуации и в режиме психологической консультации дал грамотные подсказки по решению ситуации, это психологическая помощь, не являющаяся психотерапии и психотерапии не требующей.
Цунами в Тайланде
Строго говоря, даже психологическая помощь в трудной жизненной ситуации требуется далеко не всегда. Когда в 2004 году в Тайланде цунами унесло более 300 тысяч человек, Россия в рамках гуманитарной помощи послала туда в том числе группу психологов и психотерапевтов, чтобы они помогли людям, в одночасье потерявшим своих близких, выйти из душевного кризиса. Вскоре они вернулись обратно, в ситуации собственного душевного кризиса: они там оказались просто не нужны. Ситуация: сидит местный крестьянин на своем участке, где теперь вместо его дома только грязь и обломки. Все погибли. На вопрос психолога: «Мы понимаем ваше горе, у вас все погибли. Можем ли мы вам чем-то помочь?» крестьянин отвечает: «Да, можете. У вас есть трактор? Нужно разгребать мусор». Психологи пытаются объяснить, что они про другую помощь, помощь душевную, но местные люди их не понимают. В Тайланде религией является буддизм, а в буддизме смерть является на горем, а прекращением земных страданий. Для наших психологов и психотерапевтов это оказалось культурным шоком…
Другое дело, что по факту за психологической помощью нередко обращаются люди, на самом деле нуждающиеся в психотерапии: люди с психическими расстройствами, нуждающиеся в том или ином лечении, хотя и не обязательно медицинском. Неожиданная и трагическая потеря близких, особенно маленьких детей, провоцирует у женщин достаточно тяжелые состояние и возрастную регрессию, нарушение адекватности и способности здраво рассуждать, плач, жалобы, обвинения и самообвинения, — весь комплекс, характерные для состояния и позиции Жертвы. Пока человек в таком состоянии, в рамках первой помощи психотерапия может быть вполне уместной.
Что далее? По разному, в зависимости от трудности ситуации, от того, что хочет человек и что может психолог (психотерапевт). Когда-то и далее необходима психотерапия в режиме лечения той или иной длительности, когда-то более востребовано обучение, чтобы человек оказался готов к будущим трудным ситуациям. К сожалению, люди более склонны лечиться, а не учиться, да и социальные органы охотнее идут навстречу тем, кто привык страдать и не привык учиться. Чем больше выделяют средств на психологическую помощь, тем больше оказывается желающих ее получить, тем чаще приходится сталкиваться с ситуацией выученной беспомощности.
Психологическая служба
Стуктура |
Основная задача |
Направление деятельности
|
Психологическая служба учреждения организована в форме Психологической лаборатории, деятельность сотрудников которой, охватывает все структурные подразделения учреждения. Кадровый состав психологической службы ГБУ РМЭ «РПБ» представлен специалистами с высшим психологическим образованием и специализацией по медицинской психологии. Медицинские (клинические) психологи- Общепсихиатрические отделения, ОПЛ, ОРИТ, ПДО и ПТО Медицинские (клинические) психологи, со специализацией по судебной психологии — ОАССПЭ |
Участие специалистов (медицинских психологов) в комплексном лечении пациентов данного учреждения, путем оказания специализированной психологической помощи, направленной на разработку и организацию соответствующих мероприятий по реализации системы мер поддержки и содействия пациенту и членам его семьи, направленных на предупреждение и разрешение, имеющихся у пациента, психологических проблем, являющихся сочетанием биологических, психологических и социальных факторов и связанных с психическим заболеванием. |
— Психодиагностика на разных этапах лечебного процесса
— Психореабилитационные мероприятия (индивидуальные и групповые формы
— Консультативная помощь пациентам и членам их семей
— Информирование по актуальным вопросам медицинской психологии и психогигиены |
Психологическая помощь в психиатрии является важным этапом лечебного процесса. Основная задача сотрудников психологической службы это участие в комплексном лечении пациента, создание, разработка и реализация профессиональных мер психологической поддержки и содействия пациенту и его родственникам. Психологическая помощь в психиатрии направлена на предупреждение, разрешение и преодоление психологических проблем, возникающих вследствие сочетанием биологических, психологических и социальных факторов, которые нарушают нормальную жизнедеятельность пациента и не могут быть преодолены самостоятельно.
Мероприятия проводимые в рамках оказания психологической помощи направлены на поддержание психического и соматического здоровья, оптимизацию психического развития и повышение уровня социальной адаптации, они способствуют выбору безопасного, адекватного и эффективного способа саморазвития и самореализации, повышая таким образом качество жизни пациента и снижая риск возникновения рецидивов заболевания.
Сотрудниками психологической службы являются медицинские (клинические) психологи.
Основными направлениями деятельности медицинского психолога в психиатрическом стационаре является:
· психодиагностика (проведение комплексного патопсихологического исследования),
· участие в разработке и реализации психореабилитационных мероприятий (индивидуальные и групповые формы тренингов и занятий),
· участие в проведении экспертизы (МСЭ, военная экспертиза, СПЭ, КСППЭ)
Кроме того сотрудники психологической службы оказывают консультативную помощь как пациентам и их родственникам, так и сотрудникам организации, принимают участие во в межведомственном взаимодействии смежных служб и ведомств (Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты, МВД, МЧС, Следственный комитет, Министерство образования и пр) с целью информирования населения по актуальным вопросам медицинской психологии и психогигиены.
Социально-психологическая поддержка | ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж»
Социально-психологическая поддержка
В колледже проводится социально — психологическая поддержка, для оказания комплексной психолого–педагогической и социальной консультативной помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса, которую осуществляет социальный педагог и педагог — психолог.
Педагог-психолог, социальный педагог: Гурьянова Олеся Александровна
Педагог-психолог, социальный педагог: Науменкова Мария Михайловна
Целями социально-психологической поддержки являются:
— обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого обучающегося в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
— содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
— содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
— оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса;
— защита прав и законных интересов несовершеннолетних; оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса;
— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социально-психологическую помощи и поддержки.
Задачами социально-психологической поддержки являются:
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
— психологическое сопровождение социального и личностного развития обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности;
-обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
— участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении обучающихся;
— содействие полноценному личностному развитию обучающихся на возрастном этапе в процессе учебно-профессиональной деятельности;
— обеспечение социально-психологической помощи обучающимся, испытывающие трудности в обучении;
— изучение условий семейного воспитания обучающихся;
— оказание патронажной помощи неблагополучным малообеспеченным семьям.
К основным направлениям социально-психологической поддержки относятся:
Диагностическая работа:
— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости обучающихся;
— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации обучающихся;
— выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся;
— организация различных видов социально-педагогической деятельности обучающихся и их родителей;
Профилактическая работа (поддержка):
— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, кураторов, медицинской службы и других специалистов;
— предупреждение возможных девиаций поведения;
— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— содействие в трудоустройстве детей-сирот;
— взаимодействие с педагогами, родительской общественностью, благотворительными и иными организациями по оказанию помощи детям и подросткам нуждающимся в социально-правовой защите;
— оказание социально-психологической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Консультирование:
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития обучающихся;
— консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Организационно-методическая деятельность:
— подготовка методических материалов для проведения психодиагностики с учетом особенностей личности обучающихся;
— участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
— обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
— подготовка материалов к выступлениям на советах колледжа, педсоветах;
— ведение документации.
В рубрике ”Советы психолога” использованы материалы современных учебников, журналов по психологии, предназначенных для студентов. Система таких материалов помогает овладевать специальными знаниями, что особенно важно для студентов, а также полезно для самостоятельного изучения.
Психология самооценки.
Стресс. Способы смягчения стресса.
Аутогенная тренировка.
Феномен подросткового возраста.
Психология самооценки.
Самооценка – это эмоционально окрашенная оценка самого себя, собственного поведения. С самооценки начинается самовоспитание. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.
Однако оценить себя очень непросто. Еще труднее дать правильную оценку другому человеку. Студент получил «четверку» и радуется. Другого эта оценка расстраивает, он обижается на преподавателя, считает ее не справедливой. Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и ряд других факторов.
При самооценке юноши и мужчины на первое место ставят морально – волевые, а на второе место – двигательные качества. Девушки и женщины считают также, но они морально – волевые качества оценивают выше, чем двигательные.
Наблюдения и исследования показывают, что прерывистость, кризисность развития самооценки приходит на подростковый возраст. У них возрастает склонность к самонаблюдению, застенчивость, снижается самооценка, самоуважение. Они в большей степени переживают свои недостатки, явные или надуманные изъяны внешности.
Как повысить самооценку.
По совету Станкина М.И., профессора Российского нового университета, академика педагогических и социальных наук для повышения самооценки нужно следовать следующим рекомендациям:
Старайтесь находить позитивное во всем, что вы делаете. Хвалите себя за удачные действия, поступки.
Самооценка — это непрерывный процесс выбора. Мы выбираем солгать или сказать правду. Струсить или проявить мужество, победить.
Постоянно вспоминайте свои жизненные удачи и успехи.
Старайтесь становиться лучше, но не пытайтесь стать совершенным. Невозможно жить и работать без ошибок. Не делайте из ошибок катастрофу. Признавайте неудачу и исправляйте ситуацию. Старайтесь добиваться успеха в трудной задаче и хвалите себя за это и объективно оцените неудачное решение проблемы.
На самооценку большое влияние оказывает любовь к себе и признание себя. Тот, кто любит себя ведет себя увереннее. Любовь к себе, побуждает человека не заниматься самобичеванием, несбыточными мечтами, а действовать.
Стремитесь контролировать события собственной жизни.
Искренне радуйтесь, добиваясь успеха. Достижения высоких результатов благодаря трудолюбию и настойчивости заставляет поверить в собственную ценность. А как только вы поверите в это, близкие и окружающие люди поддержат вас.
Успехов!
Стресс. Способы смягчения стресса.
Стресс – настоящий бич нашего времени – явление неоднозначное.
По определению первооткрывателя стрессов, канадского врача Г. Силье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Иными словами, стресс – это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов. Мы рождены для жизни и поэтому приспособлены для выживания, а стресс – как раз и есть способ выживания, процесс нашей адаптации к изменениям.
Стресс вызывает в организме определенные процессы, которые позволяют мобилизовать необходимые силы организма и дать ответ возникшей угрозе. В этом смысле стресс необходим и полезен. Нет стрессовых ситуаций – нет и движения вперед.
Но если стрессы частые и сильные то они неблагоприятно сказываются на нас, и могут даже нести угрозу жизни.
Исследованиями ученых установлено, что развитие стресса характеризуется наличием трех фаз: тревоги (мобилизации), сопротивления (стадия резистентности) и истощения. Влияние каждой из этих фаз на реакцию организма на причину, вызвавшую стресс, и на сам организм различно.
Одной из главных неприятных особенностей стрессов является то, что накопленная усталость и напряжение от стрессов имеет тенденцию накапливаться в организме и таким образом различные стрессы взаимно усиливают друг друга, ускоряя наступление фазы истощения. Длительное нахождение человека в этой фазе чревато общим угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами, болезнями и даже усилением суицидальных устремлений. Приведем перечень болезней, возникающих из-за перенесенных стрессов: повышенное кровяное давление, коронарный тромбоз, мигрень, аллергия, язвы, запоры, колиты, ревматоидные артриты, расстройство пищеварения, гипертрофия щитовидной железы, диабет, кожные заболевания, депрессия.
Основными источниками стресса являются:
1. Недостаток времени и чрезмерное количество дел, которые необходимо выполнить;
2. Экономические проблемы;
3. Психологи считают, что одним из источников нервного напряжения является обостряющееся чувство одиночества, покинутости, эмоциональной изоляции;
4. Измученный гонкой за успехом (или борьба за выживание), утративший душевные связи и уверенность в себе, человек оказывается в тисках стресса. Внутренне напряжение проявляется в подавленном настроении, чреватом неожиданными эмоциональными вспышками, в общем, ухудшении самочувствия.
Для установления степени опасности неблагоприятного воздействия стрессов полезно знать тип своей нервной деятельности, текущий уровень стрессовых нагрузок и свою способность им противостоять, т.е. оценить, насколько близко или наоборот далеко вы находитесь от фазы истощения. Распознать угрозу нервного срыва можно используя в качестве ориентиров следующую совокупность признаков:
Продолжительная, необъяснимая усталость;
Хронические головные боли, расстройство пищеварения, периодические боли в спине;
Потеря полового влечения;
Раздражительность, резкая смена настроения, депрессия. Обостренная защитная реакция;
Ощущение перегруженности в учебе, на работе, в домашних делах, нехватка времени;
Привычные дела занимают гораздо больше времени, чем раньше;
Возрастающая тенденция к перееданию;
Пересыпание;
Скука;
Падение продуктивности и снижение творческих потенция;
Нежелание и неспособность принимать решения;
Забывчивость;
Преобладание пессимизма;
Сверхчувствительность к критике;
Потеря самоуважения и др.
Для смягчения стрессовой ситуации можно придерживаться следующих рекомендаций:
Первым шагом в управлении стрессом от перемен является признание, а значит, осознание факта его наличия.
Определить для себя главные жизненные цели и сосредоточить свои усилия на их достижении
Сосредоточьтесь на успехе, стремитесь к улучшению;
Общение помогает не чувствовать себя одиноким и покинутым.
Постараться устранить источник стресса;
Использовать паузы для расслабления;
Создать благоприятную обстановку для отдыха, работы;
Отдыхать, больше улыбаться и смеяться;
Музыка, физическая нагрузка – способы снятия эмоционального напряжения.
Аутогенная тренировка.
Одним из методов обретения навыка расслабления, несомненно является аутогенная тренировка (АТ). Основные положения методики АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызвать полное расслабление мышц тела, вызывание ощущения тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус периферических сосудов; произвольная регуляция ритма сердечной деятельности; воздействие на глубину и ритм дыхания; умение вызывать чувство тепла в области живота, прохлады в области лба.
В основе АТ лежит самовнушение. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения, естественного аутогипноза является момент после сна и перед сном. Попробуйте для начала в момент пробуждения представить себе что – нибудь очень хорошее – увидите, ваше настроение будет весь день на более высоком уровне, чем обычно. Кроме утренних и вечерних часов, АТ можно проводить до двух – трех раз в день, в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Помните: чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно, независимо от самочувствия. Деятельность педагога, учебная деятельность студента – это постоянное напряжение, поэтому аутотренинг здесь может быть эффективным.
Итак, примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь.
Представляем тексты аутогенной тренировки, рассчитанный на снятие эмоционального напряжения.
1. Я отдыхаю.
Освобождаюсь от всякого напряжения.
Расслабляюсь.
Чувствую себя свободно и легко.
Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.
Я ничего не ожидаю.
Освобождаюсь от скованности и напряжения.
Все тело расслаблено.
Мне легко и приятно.
Я отдыхаю.
2. Расслаблены мышцы правой руки,
Расслаблены мышцы плеча, предплечья.
Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев.
Расслаблены мышцы левой руки.
Расслаблены мышцы плеча и предплечья.
Расслаблены мышцы кисти левой руки и пальцев.
Обе руки расслаблены.
Они лежат неподвижные и тяжелые.
Чувствую тяжесть в руках.
Приятное тепло проходит по рукам.
Тепло доходит до пальцев.
Тепло пульсирует в кончиках пальцев.
Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.
3. Все тело расслаблено.
Расслаблены мышцы спины.
Плечи опущены.
Чувствую тяжесть расслабленного тела.
Чувствую приятное тепло во всем теле.
Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.
4. Сердце бьется ровно и спокойно.
Сердце бьется ритмично.
Я уже не замечаю его биения.
Чувствую себя легко и непринужденно.
Мне приятно.
Я отдыхаю.
5. Я отдохнула.
Чувствую себя освеженной.
Чувствую легкость во всем теле.
Чувствую бодрость во всем теле.
Чувствую бодрость и свежесть.
Открываю глаза.
Хочется встать и действовать.
Я полна сил и бодрости (Повторить несколько раз).
В следующий раз рассмотрим другие тексты аутогенной тренировки по снятию напряжения и для борьбы с бессонницей.
Феномен подросткового возраста
Исторический аспект. Теории.
Единой теории, объясняющей все специфические черты данного возраста все еще нет. Все множество существующих взглядов на этот вопрос можно разделить, в соответствии с акцентами, которые они делают, на 2 группы: биологизаторская и социальная. Биологизаторские теории были особенно популярны в начале нашего столетия. В их основе лежат представления о биологической обусловленности специфики развития в подростковом возрасте. Сторонники социальных теорий считают, что наибольшую роль в развитии подростка играет социальная среда, которая его окружает. Именно от нее зависит длительность, характер и выделение подросткового возраста в особый этап развития.
Психологи говорят о том, что для понимания закономерностей психического развития подростка следует учитывать пространство человеческой культуры, и акцентируют внимание на роли социализации в развитии подростка.
Физиологические новообразования подросткового возраста. Чаще всего начало подросткового возраста связывают с наступлением пубертата. В соответствии с возникновением этих процессов начало подросткового возраста у девочек колеблется от 11 до 14,5 лет, а у мальчиков от 13 до 16 лет.
Особенности социализации в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет «отделаться» подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п..
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
Особенности развития самосознания в подростковом возрасте.
Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то есть формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства
Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Подростковое беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости».
В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости».
Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости». Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании.
Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.
Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом возрасте.
В этом возрасте все большее значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Именно в этом возрасте вырабатывается формальное мышление, то есть подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, может действовать в логике рассуждения. Подросток делает гигантский шаг в своем развитии, когда начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не только на очевидное. То, насколько быстро подросток выходит на уровень теоретического мышления, определяет глубину понимания учебного материала и развитие интеллектуального потенциала. Однако в реальной жизни многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления, что может быть обусловлено особенностями индивидуального развития. Но скорее всего через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. В современных условиях подросток имеет свободный доступ также к виртуальным реальностям, которые в зависимости от условий использования могут оказывать как позитивное так и негативное влияние на способность устанавливать смысловые связи в окружающем мире.
Как правило, в подростковом возрасте внимание, память, воображение уже вполне подчиняются ребенку. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание. Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. События, происходящие в воображаемом мире, опосредованны образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры — они воздействуют на личность подростка со всей своей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.
Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь. Таким образом, каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.
Специфика конфликтов в подростковом возрасте.
Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я.
Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с «эталоном взрослости» также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность «Я-концепции» индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагрессии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и дивиантного поведения.
Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым. Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.
Межгрупповые конфликты в подростковом возрасте также имеют свои специфические черты. Различные субкультуры групп (фанаты «Спартака» и ЦСКА). Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта . В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.
В рубрике ”Советы социального педагога” использованы материалы современных учебников, журналов по психологии, предназначенных для студентов. Система таких материалов помогает овладевать специальными знаниями, что особенно важно для студентов, а также полезно для самостоятельного изучения.
Документы необходимые для получения социального стипендии
Справка с места учебы
Справка о доходах членов семьи
Справка о составе семьи
Справка о получении стипендии за 3 месяца (студентам 1 курса не нужно).
Все документы необходимо отнести в отдел социальной защите по месту жительства.
Социально-психологическая поддержка обучающихся медико-фармацевтического колледжа СибГМУ
В колледже осуществляется социально-психологическое сопровождение обучающихся, которое направлено на создание условий для гармоничного развития личности, укрепления их психического и психологического здоровья, содействие профессиональному и жизненному самоопределению в процессе обучения.
В колледже работают педагог-психолог и социальный педагог.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
Психологическая диагностика:
- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению.
Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности;
- помощь в адаптации студентов первого года обучения к учебному процессу и проживанию в общежитии;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- содействие творческому развитию одаренных студентов;
- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая коррекция:
- оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
Психологическое консультирование:
- консультирование родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
- консультирование педагогов по проблемам взаимоотношений со студентами;
- помощь в решении конфликтных ситуаций.
Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей.
Задачи психологической психологической-помощи:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
- формирование у студентов способности к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию;
- обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
- участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов.
Прием ведет педагог-психолог — Адрес: пр. Кирова 36/3, каб. 504 |
График работы: Индивидуальные консультации для студентов, педагогов, родителей: пн. 14:00 – 15:00 |
Основные направления работы социального педагога:
- Проверка посещаемости занятий обучающимися.
- Составление социального паспорта семей студентов, нуждающихся в социальной защите или помощи, и обучающихся с девиантным поведением.
- Помощь кураторам студенческих групп в работе с «трудными обучающимися».
- Профилактическая работа со студентами и их родителями.
- Участие в административных совещаниях и педсоветах.
- Взаимодействие с КДН Кировского района, УИК УМВД России полиции по Томской области, ОРПВТ Кировского района СУ УМВД России по г. Томску, ОДН ОП №1 УМВД России по г. Томску.
Социальный педагог оказывает помощь:
- при возникновении трудностей у обучающихся в общении со сверстниками или в семье;
- консультативную помощь при оформлении социальных льгот и гарантий;
- при оформлении опеки;
- если обучающийся подвергается жестокому обращению со стороны сверстников и членов семьи;
- если обучающийся совершил правонарушение и ему необходима защита и контроль социального педагога.
Прием ведет социальный-педагог – Адрес: пр. Кирова 36/3, каб. 504. |
График работы: вт. 11:00 — 15:00 |
Психология профессионального самоопределения в ранней юности
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ЭФ. Зеер О. А. Рудей
Психология
профессионального
самоопределения
в ранней юности
Учебное пособие
2
Главный редактор
Д. И. Фелъдштейн
Заместитель главного редактора
С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии
Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, В. А. Болотов, В. П. Борисенков, А. А. Деркач, Н. Н. Малофеев, Н.Д. Ни- кандров, В. В. Рубцов, ЭВ. Сайко, АИ. Донцов, ИВ. Дубровина,
Ю.П.Зинченко, МИ. Кондаков, В. Г. Костомаров
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, член- корреспондент РАО Б.А. Вяткин, доктор педагогических наук, профессор Э. Э. Сыманюк
Зеер ЭФ Психология профессионального самоопределения в ранней юности Учеб. пособие / ЭФ. Зеер, О.А. Рудей. — М Издательство Московского психолого-социального института Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. — (Серия Библиотека психолога. Для профессиональной школы важное значение приобретает формирование у обучаемых профессиональной направленности иго- товности работать по полученной в учебном заведении профессии. Тематическим ядром решения этого комплекса психологически обусловленных проблем является профессиональное самоопределение учащихся раннего юношеского возраста. Именно проблеме профессионального самоопределения старшеклассников и учащихся начальной профессиональной школы посвящено данное пособие. Пособие адресовано студентам педагогических вузов и педагогических колледжей, педагогам старшей ступени общеобразовательной школы, педагогам начального профессионального образования, педа- гогам-психологам психологических служб учебных заведений.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по профессио-
нально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для
студентов, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональ-
ное обучение (по отраслям)
© Московский психолого-социальный институт, 2007 © Издательский дом Российской академии образования (РАО, 2007 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2007
О PFA | Национальная сеть по борьбе с травматическим стрессом детей
Первая психологическая помощь (PFA) — это основанный на фактических данных модульный подход для оказания помощи детям, подросткам, взрослым и семьям сразу после стихийных бедствий и терроризма. Лица, пострадавшие в результате стихийного бедствия или травматического инцидента, будь то выжившие, свидетели или лица, ответившие на такие события, могут столкнуться с новыми проблемами или столкнуться с ними после события. PFA был разработан Национальной сетью детского травматического стресса и Национальным центром посттравматических стрессов при участии лиц, участвующих в исследованиях стихийных бедствий и реагировании на них.
PFA разработан для уменьшения начального стресса, вызванного травматическими событиями, и для содействия краткосрочному и долгосрочному адаптивному функционированию и преодолению трудностей. PFA не предполагает, что у всех выживших разовьются серьезные проблемы с психическим здоровьем или длительные трудности с выздоровлением. Напротив, он основан на понимании того, что выжившие после стихийных бедствий и другие лица, пострадавшие в результате таких событий, испытают широкий спектр ранних реакций (например, физических, психологических, поведенческих, духовных).Некоторые из этих реакций вызовут достаточный стресс, чтобы помешать адаптивному копированию, и выздоровлению может помочь поддержка сострадательных и заботливых спасателей.
PFA Основные действия представляют собой основные цели оказания ранней помощи в течение нескольких дней или недель после события. Провайдеры должны быть гибкими и рассчитывать время, которое они тратят на каждое основное действие, исходя из конкретных потребностей и проблем пострадавших. Основные навыки призваны помочь в удовлетворении потребностей и проблем выживших и спасателей. PFA предназначен для доставки в самых разных условиях. Психиатрических и других специалистов по реагированию на стихийные бедствия могут попросить предоставить первую психологическую помощь в приютах для общего населения, приютах для лиц с особыми потребностями, полевых больницах и медицинских пунктах сортировки, в учреждениях неотложной помощи (например, отделения неотложной помощи), в местах базирования или центрах временного ухода за больными. службы экстренного реагирования или другие работники по оказанию помощи, центры экстренной помощи, горячие линии или телефонные банки, пункты питания, центры оказания помощи при стихийных бедствиях, центры приема и помощи семьям, дома, предприятия и другие общественные места.
Восемь основных действий PFA включают:
- Контакт и участие: Чтобы отвечать на контакты, инициированные выжившими, или инициировать контакты в ненавязчивой, сострадательной и полезной манере.
- Безопасность и комфорт: Для повышения немедленной и постоянной безопасности и обеспечения физического и эмоционального комфорта.
- Стабилизация (при необходимости): Чтобы успокоить и сориентировать эмоционально подавленных или дезориентированных выживших.
- Сбор информации о текущих потребностях и проблемах: Выявить неотложные потребности и проблемы, собрать дополнительную информацию и разработать меры первой психологической помощи.
- Практическая помощь: Предлагать практическую помощь выжившим в удовлетворении их неотложных потребностей и проблем.
- Связь с социальной поддержкой: Чтобы помочь установить краткие или постоянные контакты с лицами, оказывающими первичную поддержку, и другими источниками поддержки, включая членов семьи, друзей и ресурсы сообщества.
- Информация о преодолении трудностей: Предоставление информации о стрессовых реакциях и способах совладания с целью уменьшения стресса и содействия адаптивному функционированию.
- Связь с совместными службами: Для связи оставшихся в живых с доступными услугами, необходимыми в то время или в будущем.
Помимо перевода PFA на несколько языков, члены NCTSN и партнеры работали над разработкой адаптации PFA для школьного персонала (для использования после школьного кризиса, стихийного бедствия или террористического акта), а также сообщества религиозные специалисты, члены Медицинского резерва и персонал учреждений, обслуживающих семьи и молодежь, которые остались без крова.
Чтобы получить доступ к Руководству по полевым операциям PFA, адаптациям, раздаточным материалам и другим ресурсам, связанным с PFA, посетите NCTSN Resources. Чтобы узнать больше, посетите онлайн-курс PFA в Учебном центре NCTSN для детей и подростков с травмами.
Психологическая помощь
Психологическая помощь
Столкнувшись с травмирующими событиями, большинство людей больше не верят, что мир является безопасным местом. Наша цель — помочь этим людям заново обрести внутреннее равновесие.Помощь основана на целостном подходе, на лечении человека в целом.
Программы реабилитации преследуют три основные цели:
- Валоризация внутренних ресурсов бенефициара
- Осознание личных потребностей и границ
- определение способов и решений для преодоления стрессовых ситуаций.
Чтобы помочь нашим бенефициарам, мы используем:
- индивидуальное и семейное консультирование;
- психоэмоциональная поддержка и кризисное вмешательство;
- индивидуальная, семейная и групповая психотерапия;
- медицинских консультаций с психиатром.
Психологическое консультирование — это форма вмешательства, адресованная людям в кризисной ситуации. Консультант помогает клиенту держать ситуацию под контролем и находить решения стоящих перед ним проблем. Консультации направлены на развитие полезных практических навыков.
Психотерапия направлена на внутренние страдания (печаль, тревога, боль, страх, панические атаки и т. Д.). Во время терапии используются различные методы и техники, включая когнитивно-поведенческую терапию, обработку травм с помощью терапии движением глаз (EMDR), нарративную терапию, рассказывание историй посредством постепенного воздействия и т. Д.Продолжительность лечебного процесса различна и зависит от глубины, серьезности и продолжительности проблемы. Открытость, гибкость и сотрудничество человека, ищущего помощи, также являются важными факторами.
При необходимости люди могут получить пользу от сочетания как: психотерапевтического лечения, так и лечебных и физических реабилитационных мероприятий: физиотерапии, массажа; термотерапия, Ceragem и др.
Во время терапевтической программы при поддержке терапевта бенефициары будут выполнять три основных шага:
1) Тренировка навыков управления эмоциями и напряжением, испытываемым в моменты, когда вы вспоминаете о травмирующем событии (посредством применения техник расслабления тела, дыхательных упражнений, внимательности и т. Д.)
2) Преодоление травматических воспоминаний под руководством терапевта и интеграция травмирующего опыта (с помощью различных методов и техник, включая постепенное воздействие, когнитивно-поведенческую терапию и т. Д.).
3) Научиться реагировать на травмирующие события с другой точки зрения, чтобы придать им смысл и эффективно справляться с травмирующими событиями. Это позволяет бенефициарам стать теми, кем они хотят быть: уверенными в себе, уравновешенными, людьми, способными преодолеть любые препятствия или проблемы и создать для себя успешное будущее.
Для записи на прием звоните: (+373 22) 27 32 22; (+ 373 22) 27 06 19
Первая психологическая помощь (PFA) — Министерство здравоохранения Миннесоты
Что такое первая психологическая помощь?
Первая психологическая помощь (PFA) — это основанный на фактических данных подход, основанный на концепции устойчивости человека. PFA направлена на уменьшение симптомов стресса и помощь в здоровом восстановлении после травмирующего события, стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения или даже личного кризиса.
Зачем использовать PFA?
Эмоциональное расстройство не всегда так заметно, как физическая травма, но так же болезненно и изнурительно.
Пройдя через переживания, изменяющие жизнь, обычно происходит эмоциональное воздействие.
- Все, кто попадает в беду, тронуты ею
- Реакции проявляются по-разному в разные периоды времени во время инцидента и после него.
Некоторые общие стрессовые реакции включают:
- Путаница
- Страх
- Чувство безысходности и беспомощности
- Проблемы со сном
- физическая боль
- тревога
- Гнев
- Горе
- Ударная
- Агрессивность
- Вывод
- Вина
- Религия пошатнулась
- Потеря уверенности в себе или других.
В то время как первая физическая помощь используется для уменьшения физического дискомфорта, вызванного телесными повреждениями, первая психологическая помощь представляет собой стратегию уменьшения болезненного диапазона эмоций и реакций, которые испытывают люди, подвергающиеся сильному стрессу
Цель оказания первой психологической помощи
Целью оказания первой психологической помощи является создание и поддержание среды:
1) Безопасность
2) Спокойствие и комфорт
3) Связность
4) Самостоятельность и
5) Надежда
Первая психологическая помощь направлена на удовлетворение основных потребностей и снижает психологический стресс за счет заботливого и утешительного присутствия и обучения типичным реакциям на стресс.Он расширяет возможности человека, поддерживая сильные стороны и поощряя существующие навыки преодоления трудностей. Он также обеспечивает подключение к естественным сетям поддержки и, при необходимости, направления к профессиональным службам.
Первая психологическая помощь — это инструмент, который каждый из нас может использовать для снижения уровня стресса. Понимая свои реакции на стресс и используя принципы оказания первой психологической помощи, вы можете повысить устойчивость себя, своей семьи, рабочего места и общества.
В чем разница между PFA и консультированием?
PFA — это не традиционное психиатрическое или профессиональное лечение психических заболеваний, а, скорее, стратегия снижения стрессовых реакций путем оказания дополнительной поддержки тем, кто пострадал в результате травмы или чрезвычайной ситуации.
Нужно ли мне иметь степень, чтобы использовать PFA?
Нет, оказание первой психологической помощи не зависит от прямых услуг специалистов в области психического здоровья, а, скорее, от навыков, которые у большинства из нас уже есть.
Кому нужна PFA?
Первая психологическая помощь может помочь всем — детям, подросткам, взрослым, пожилым людям, семьям и сообществам, которые подверглись травматическому или чрезвычайному происшествию, в том числе службам реагирования и поставщикам услуг поддержки.
Есть ли другой PFA для детей?
Первая психологическая помощь для детей и подростков использует одни и те же основные стратегии: безопасность; спокойствие и комфорт; связность; самоутверждение; и надеюсь, но с модификациями, чтобы сделать их подходящими с точки зрения развития и возраста.
Где вы используете PFA?
Первая психологическая помощь разработана так, чтобы быть простой и практичной, поэтому ее можно использовать в любых условиях. Первая психологическая помощь может быть оказана везде, где можно найти переживших травму — в приютах, школах, больницах, частных домах, на рабочих местах и в общественных местах.
По-разному ли вводят PFA в разных культурах?
Первая психологическая помощь поощряет использование «культурных лидеров» для предоставления услуг PFA в различных культурных группах.В то время как основные стратегии остаются прежними, межличностное взаимодействие и письменное общение должны быть адаптированы с учетом и соответствием потребностям затронутой культуры.
Что мне делать, если кому-то нужна помощь больше, чем я могу дать?
В случае сомнений — проконсультируйтесь! Хотя большинство людей выздоравливают самостоятельно после травматического инцидента, некоторым людям могут потребоваться более интенсивные или профессиональные услуги поддержки.
Если вы чувствуете, что кому-то требуется больше помощи, чем вы можете предоставить, поговорите со своим руководителем или специалистом по психическому здоровью о том, как лучше всего помочь этому человеку или как направить его в профессиональные службы психического здоровья.
Где я могу найти дополнительную информацию о PFA?
Университет Миннесоты разработал телефонное приложение PFA и мобильный веб-сайт.
Дополнительные ресурсы PFA доступны в Интернете по адресу: MDH Поведенческое здоровье и готовность к чрезвычайным ситуациям
За дополнительной информацией обращайтесь:
Нэнси Карлсон
Координатор программы поведенческого здоровья
Управление готовности к чрезвычайным ситуациям
[email protected]
Психосоциальная поддержка — IFRC
Потребность в психологической поддержке
Мир ежедневно сталкивается с растущими проблемами, и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC) предоставляет гуманитарную помощь не только в виде традиционной помощи, такой как жилье, раздача продуктов питания и базовое медицинское обслуживание, но также и психологическую поддержку.
Психосоциальная поддержка является неотъемлемой частью чрезвычайных мер реагирования IFRC. Это помогает отдельным лицам и сообществам залечивать психологические раны и восстанавливать социальные структуры после чрезвычайной ситуации или критического события. Это может помочь превратить людей в активных выживших, а не в пассивных жертв.
Ранняя и адекватная психологическая поддержка может:
предотвращать перерастание бедствия и страданий в нечто более серьезное
помогает людям лучше справляться и примириться с повседневной жизнью
помочь бенефициарам вернуться к нормальной жизни
удовлетворить потребности сообщества
Бедствия, конфликты и проблемы со здоровьем имеют тяжелые психосоциальные последствия.Эмоциональные раны могут быть менее заметными, чем разрушение домов, но часто требуется гораздо больше времени, чтобы оправиться от эмоционального воздействия, чем преодолеть материальные потери.
Ранние процессы поддержки и адаптации, учитывающие местные обычаи в области психического здоровья или психосоциального исцеления, позволяют пострадавшему населению лучше справляться с трудной ситуацией.
Социальные эффекты — это общие переживания, вызванные разрушительными событиями и последующей смертью, разлукой, чувством потери и чувством беспомощности.
Термин «психосоциальный» относится к тесной взаимосвязи между индивидуальным и коллективным аспектами любой социальной сущности. Психосоциальная поддержка может быть адаптирована в конкретных ситуациях для удовлетворения психологических и физических потребностей соответствующих людей, помогая им принять ситуацию и справиться с ней.
Справочный центр психологической поддержки (PS Center)
Основанный в 1993 году, Центр PS работает с национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца по всему миру, чтобы способствовать и обеспечивать психосоциальное благополучие бенефициаров, гуманитарного персонала и волонтеров с помощью следующих стратегий:
- оперативная помощь
- наращивание производственных мощностей
- Повышение квалификации сотрудников и волонтеров
- пропаганда и накопление знаний
- Разработка политики и стратегии
Как это организовано?
Национальные общества все чаще вовлекаются в психосоциальную поддержку и приобретают опыт в предыдущих и текущих чрезвычайных ситуациях, а также в долгосрочных программах психосоциальной поддержки.
Центр PS находится в Датском Красном Кресте при поддержке Красного Креста Канады, Красного Креста Финляндии, Красного Креста Франции, Красного Креста Греции, Красного Креста Исландии, Красного Креста Норвегии, Красного Креста Швеции, а также сотрудничал с несколькими исследовательскими учреждениями. .
Центр PS и Отделение по вопросам здравоохранения в чрезвычайных ситуациях Департамента здравоохранения и ухода IFRC руководили работой по программам психосоциальной поддержки и поддерживали национальные общества соответствующими инструментами и межведомственной работой.Ключевым ресурсом являются региональные сети Программы психосоциальной поддержки Красного Креста и Красного Полумесяца, которые существуют в нескольких зонах.
Примеры работы PS по всему миру:
- Поддержка делегатов PS в Сычуани, Монголии и Мьянме
- Оценка ПС в Грузии и Беслане
- Проект по извлечению уроков цунами
- Разработка компонента ПС для подразделений аварийного реагирования (ЕСВ)
- тренингов и семинаров в Израиле, России, Уганде, Сирии
- Содействие обучению по вопросам здравоохранения ЕСВ и здравоохранения в чрезвычайных ситуациях в Китае, Франции, Германии, Гонконге и Норвегии
- Психосоциальный фильм Rebuilding Hope
- Психосоциальный инструментарий (CD-ROM),
- программная помощь в ряде национальных обществ, включая Палестинское общество Красного Креста и Датский Красный Крест
- Учебный комплект по поддержке ПС на уровне общины и руководство по вмешательствам ПС
Психологические процедуры | Ваше здоровье в памяти
Что такое психологическое лечение?
Психологическое лечение иногда называют «психотерапией» или «разговорной терапией».
Это включает в себя обсуждение ваших мыслей со специалистом по телефону:
- лучше понять собственное мышление и поведение
- понять и решить ваши проблемы
- Распознать в себе симптомы психического заболевания
- уменьшите ваши симптомы
- измените свое поведение
- улучшите качество вашей жизни.
Доказательства показывают, что психологические методы лечения эффективны при эмоциональных, психических и поведенческих проблемах.
Психологические процедуры полезны для людей любого возраста, в том числе и для детей.
Они могут помочь людям с разным культурным, социальным и языковым происхождением.
Вы можете пройти психологическое лечение на индивидуальной сессии, в группе или онлайн.
Зачем нужна психологическая помощь?
Доказано, что психологические методы лечения помогают при психических заболеваниях, таких как:
Они также успешно используются, чтобы помочь людям справиться с:
- напряжение
- эмоциональные проблемы
- горе и травмы
- проблем во взаимоотношениях.
Для того, чтобы увидеть результаты большинства психологических методов лечения, может потребоваться несколько недель. Для получения полного эффекта от некоторых видов лечения может потребоваться год или больше.
Это не быстрое решение, но положительный эффект часто бывает длительным.
Кто может предоставить психологическое лечение?
Психиатры могут предоставить психологическое лечение людям с психическими заболеваниями.
Найдите ближайшего к вам психиатра, который может предоставить психологическое лечение
Психологи, некоторые терапевты, социальные работники, медсестры, консультанты и другие терапевты также предлагают психологическое лечение.
Первые шаги для получения помощи
Не все люди, предлагающие психологическое лечение, имеют профессиональную подготовку или опыт в этой терапии. Перед первым приемом спросите своего терапевта об их квалификации.
Специалисты в области психического здоровья: кто есть кто?
Виды психологической помощи
Существуют различные виды психологического лечения, предназначенные для решения различных проблем.
Некоторые из наиболее распространенных методов лечения перечислены ниже (в алфавитном порядке):
NIMH »Помощь при психических заболеваниях
Лечение психических заболеваний обычно состоит из терапии, приема лекарств или их комбинации.Лечение можно проводить лично, по телефону или через компьютер (телементальное здоровье). Иногда бывает трудно понять, с чего начать при поиске психиатрической помощи, но есть много способов найти поставщика, который удовлетворит ваши потребности.
Поставщик первичной медико-санитарной помощи: Ваш лечащий врач может быть важным ресурсом, предоставляя первичные осмотры психического здоровья и направления к специалистам по психическому здоровью. Если у вас назначена встреча с вашим основным лечащим врачом, подумайте о том, чтобы сообщить о своих проблемах с психическим здоровьем и попросить о помощи.
Федеральные ресурсы: Некоторые федеральные агентства предлагают ресурсы для определения поставщиков медицинских услуг и помощи в поиске недорогих медицинских услуг. К ним относятся:
Национальные агентства, правозащитные и профессиональные организации: Правозащитные и профессиональные организации могут быть хорошим источником информации при поиске поставщика услуг психического здоровья. У них часто есть информация о том, как найти специалиста по психическому здоровью на своем веб-сайте, а у некоторых есть поиск практикующих врачей на своих веб-сайтах.Примеры включают, но не ограничиваются:
Агентства штата и округа: На веб-сайте правительства вашего штата или округа может быть информация о медицинских услугах в вашем районе. Вы можете найти эту информацию, посетив их веб-сайты и выполнив поиск департамента здравоохранения.
Страховые компании: Если у вас есть медицинская страховка, представитель вашей страховой компании будет знать, на каких местных поставщиков распространяется действие вашего страхового плана.На веб-сайтах многих страховых компаний есть базы данных с возможностью поиска, которые позволяют вам найти практикующего практикующего врача в вашем районе.
Университет, колледж или медицинские школы: Ваш местный колледж, университет или медицинский институт может предложить варианты лечения. Чтобы найти их, попробуйте поискать на веб-сайтах местных университетских медицинских центров их отделы психиатрии, психологии, консультирования или социальной работы.
Помощь военнослужащим и их семьям: Текущие и бывшие военнослужащие могут сталкиваться с иными проблемами психического здоровья, чем население в целом.Чтобы получить ресурсы как для военнослужащих, так и для ветеранов, посетите страницу MentalHealth.gov «Помощь для военнослужащих и их семей» или страницу Департамента по делам ветеранов США по психическому здоровью.
Что такое психотерапия?
Все темы
Психотерапия , или разговорная терапия, — это способ помочь людям с широким спектром психических заболеваний и эмоциональных трудностей. Психотерапия может помочь устранить или контролировать тревожные симптомы, чтобы человек мог лучше функционировать, улучшил самочувствие и выздоровел.Проблемы, которым помогает психотерапия, включают трудности в повседневной жизни; последствия травмы, болезни или утраты, например, смерть близкого человека; и специфические психические расстройства, такие как депрессия или тревога. Существует несколько различных типов психотерапии, и некоторые из них могут лучше работать с определенными проблемами или проблемами. Психотерапия может использоваться в сочетании с лекарствами или другими методами лечения.
Сеансы терапииТерапия может проводиться индивидуально, в семье, в паре или в группе и может помочь как детям, так и взрослым.Сеансы обычно проводятся один раз в неделю от 30 до 50. И пациент, и терапевт должны активно участвовать в психотерапии. Доверие и отношения между человеком и его / ее терапевтом необходимы для эффективной совместной работы и получения пользы от психотерапии.
Психотерапия может быть краткосрочной (несколько сеансов), связанной с непосредственными проблемами, или долгосрочной (месяцы или годы), связанной с долгосрочными и сложными проблемами. Цели лечения и меры относительно того, как часто и как долго встречаться, планируются совместно пациентом и терапевтом.
Конфиденциальность — основное требование психотерапии. Кроме того, хотя пациенты разделяют личные чувства и мысли, интимный физический контакт с терапевтом никогда не является уместным, приемлемым или полезным.
Психотерапия и лекарстваПсихотерапия часто используется в сочетании с лекарствами для лечения психических заболеваний. В одних случаях лекарства могут оказаться полезными, а в других — лучшим вариантом может оказаться психотерапия. Для многих людей комбинированное медикаментозное и психотерапевтическое лечение лучше, чем любое другое лечение по отдельности.Улучшения здорового образа жизни, такие как правильное питание, регулярные упражнения и достаточный сон, могут иметь важное значение для поддержки выздоровления и общего самочувствия.
Работает ли психотерапия?Исследования показывают, что большинство людей, получающих психотерапию, испытывают облегчение симптомов и могут лучше функционировать в своей жизни. Около 75 процентов людей, поступающих на психотерапию, демонстрируют от нее какую-то пользу. 1 Было показано, что психотерапия улучшает эмоции и поведение и связана с положительными изменениями в мозге и теле.К преимуществам также относятся меньшее количество дней по болезни, меньшая инвалидность, меньше проблем со здоровьем и повышенное удовлетворение от работы.
С помощью методов визуализации мозга исследователи смогли увидеть изменения в мозге после того, как человек прошел психотерапию. Многочисленные исследования выявили изменения мозга у людей с психическими заболеваниями (включая депрессию, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и другие состояния) в результате прохождения психотерапии. В большинстве случаев изменения мозга в результате психотерапии были аналогичны изменениям в результате приема лекарств. 2
Чтобы получить максимальную отдачу от психотерапии, подходите к терапии как к совместным усилиям, будьте открыты и честны и следуйте согласованному плану лечения. Выполняйте любые задания между занятиями, например, ведите дневник или практикуйтесь в том, о чем вы говорили.
Виды психотерапииПсихиатры и другие специалисты в области психического здоровья используют несколько видов терапии. Выбор типа терапии зависит от конкретного заболевания и обстоятельств пациента, а также от его предпочтений.Терапевты могут комбинировать элементы из разных подходов, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности человека, получающего лечение.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает людям выявлять и изменять вредные или неэффективные модели мышления и поведения, заменяя их более точными мыслями и функциональным поведением. Это может помочь человеку сосредоточиться на текущих проблемах и способах их решения. Часто это предполагает отработку новых навыков в «реальном мире».
КПТ может быть полезен при лечении различных расстройств, включая депрессию, тревогу, расстройства, связанные с травмами, и расстройства пищевого поведения.Например, КПТ может помочь человеку с депрессией распознать и изменить негативные модели мышления или поведения, которые способствуют депрессии.
Межличностная терапия (ИПТ) — краткосрочная форма лечения. Это помогает пациентам понять лежащие в основе межличностные проблемы, которые вызывают беспокойство, такие как неразрешенное горе, изменения в социальных или рабочих ролях, конфликты с другими значимыми людьми и проблемы, связанные с другими людьми. Это может помочь людям научиться здоровым способам выражения эмоций и способам улучшить общение и то, как они относятся к другим.Чаще всего используется для лечения депрессии.
Диалектическая поведенческая терапия — это особый тип КПТ, который помогает регулировать эмоции. Его часто используют для лечения людей с хроническими суицидальными мыслями и людей с пограничным расстройством личности, расстройствами пищевого поведения и посттравматическим стрессовым расстройством. Он учит новым навыкам, которые помогут людям взять на себя личную ответственность за изменение нездорового или деструктивного поведения. Он включает как индивидуальную, так и групповую терапию.
Психодинамическая терапия основана на идее о том, что на поведение и психическое благополучие влияют детские переживания и неуместные повторяющиеся мысли или чувства, которые не осознаются (за пределами осознания человеком).Человек работает с терапевтом, чтобы улучшить самосознание и изменить старые шаблоны, чтобы он / она мог более полно взять на себя ответственность за свою жизнь.
Психоанализ — более интенсивная форма психодинамической терапии. Сеансы обычно проводятся три или более раз в неделю.
Поддерживающая терапия использует рекомендации и поддержку, чтобы помочь пациентам развить свои собственные ресурсы. Это помогает повысить самооценку, уменьшить беспокойство, укрепить механизмы преодоления и улучшить социальное и общественное функционирование.Поддерживающая психотерапия помогает пациентам справляться с проблемами, связанными с их психическими расстройствами, которые, в свою очередь, влияют на всю их жизнь.
Дополнительные методы лечения , которые иногда используются в сочетании с психотерапией, включают:
- Терапия с использованием животных — работа с собаками, лошадьми или другими животными для обеспечения комфорта, помощи в общении и помощи при травмах
- Креативная терапия с применением искусств — использование методов лечения искусства, танца, драмы, музыки и поэзии
- Игровая терапия — чтобы помочь детям определить свои эмоции и чувства и рассказать о них
Дополнительная информация
Список литературы
- Американская психологическая ассоциация.Понимание психотерапии и того, как она работает. 2016. http://www.apa.org/helpcenter/understanding-psychotherapy.aspx
- Карлссон, Х. Как психотерапия изменяет мозг. Психиатрические времена. 2011.
- Wiswede D, et al. 2014. Отслеживание функциональных изменений мозга у пациентов с депрессией при психодинамической психотерапии с использованием индивидуализированных стимулов.