Психология богатства и бедности: О психологии бедности и богатства

О психологии бедности и богатства

Лара Зиндер 2021/Декабрь, как стать богатым, О психологии бедности и богатства, психология бедных, психология денег, финансовые установки

«Основную армию врагов Ротшильда составляют те, кто ничего не имеет; все они думают: «Чего нет у нас, есть у Ротшильда». К ним присоединяется толпа тех, кто потерял состояние; вместо того чтобы отнести потерю за счет собственной глупости, они обвиняют в пронырливости тех, кто сохранил свое состояние. Чуть у кого иссякли деньги, он становится врагом Ротшильда».

Генрих Гейне

Что отличает бедных людей от богатых? Чем отличаются их образы мыслей? Почему одним удается выбраться из бедности, а другим – никогда? Как бы странно это не звучало, но многим удобно быть бедными. Это своего рода жизненная стратегия, которая дает определенные преимущества. Но минусов гораздо больше.

Все начинается со взглядов на жизнь, установок и ограничений. Люди загоняют себя в рамки «я столько никогда не заработаю», «этого я никогда себе не смогу позволить», «богатым можно только родиться», «только богатый муж или жена решат мои проблемы». В большинстве случаев, когда человек не видит препятствий – их нет. И наоборот. Ситуация похожа на пульт с заклеенными кнопками, когда работает одна единственная, а все остальные «деньги», «успех», «путешествия», «известность» – недоступны. Многие сознательно заклеивают себе «кнопки», потому что так проще, и создав себе зону комфорта, все меньше хотят из нее выходить. Находясь в плену собственных ограничений, они замечают лишь нехватку того, чего у них нет и «чрезмерный достаток» у других. Возникает ощущение собственной незначительности и неполноценности, которые не приближают к успеху и достатку.

Комплекс «самозванца»

Эта «болезнь» поражает одинаково бедных и богатых. Можно получить ни одно образование, закончить много курсов, развесить по стенам десяток дипломов, но все равно чувствовать, что еще «не готов/не готова» к тому, чтобы внутренне чувствовать себя экспертом. Это происходит часто даже с профессионалами, топ-менеджерами, владельцами бизнесов, у которых в голове засела мысль о недостаточности образования, денег, компетентности. Блоки, засевшие в голове, создают трудности и часто даже определяют жизненный сценарий, например, мешая здравому накоплению денег. Комплекс «самозванца» создает страхи, блокируя действия.

Photo Zachary Kadolph_Unsplash

– Вот еще немного поучусь, – говорит коуч, Марина Н. – А потом начну зарабатывать, размещу объявление в социальных сетях. Пока еще я недостаточно компетентна.

Но компетентность не придет со следующими курсами. Как отвечают психологи на вопрос: как начать? «Просто начните».

Недостаток финансового образования

В школах давно пора уже ввести финансовое образование и учить с детства планировать расходы, рассчитывать бюджет и даже инвестировать. Потому что идеи предыдущих поколений «хранить заначку под подушкой» давно не работают. Учиться финансовой грамотности часто получается только на своих ошибках. Чем отличается мышление богатых от мышления бедных?

Люди с финансовым достатком думают о предметах роскоши в последнюю очередь. Им нужно, чтобы деньги работали, а не поражать других последней моделью телефона. Люди малообеспеченные или с психологией бедных предпочтут потратить последние сбережения на дорогую машину, чем распределить их на бытовые расходы. Но еще автор книги «Богатый папа, бедный папа», японский финансист Роберт Кийосаки, говорил о том, что как только вы купили дорогой автомобиль, его стоимость тут же упала в два раза. Это самая невыгодная инвестиция из всех возможных.

 

Потребительские ценности

Общество навязывает потребительские ценности, призывает покупать все больше и больше зачастую ненужных нам вещей. «Ведь ты этого достоин/достойна» — вещи как будто становятся мерилом человеческой ценности, оценкой крутости. В вечной погоне за новым телефоном, дорогой одеждой спросите себя: «А чего я на самом деле хочу в жизни?» И действительно ли приобретение вещей ведет к богатству, а не наоборот? Как говорится, страшнее нищеты только бедность духовная.

Photo Stormseeker_Unsplash

Почему-то считается, что для успешной жизни нужно изобилие. Много друзей, денег, недвижимости и всего остального. Но гораздо важнее коллекции дорогих автомобилей, брендовой одежды — стабильное позитивное психологическое состояние. И оно складывается из благодарности за текущие моменты. Красота — в простоте, как бы банально это не звучало. Абсолютная гармония в чашке кофе перед заснеженным пейзажем за окном, цветущих кустах на соседней улице, стаи чаек на диком пляже. Это — одна из привычек обеспеченных людей, уметь наслаждаться в жизни не только предметами материального мира.

 

Две крайности бедных

Психология бедности не формирует привычек успешного человека. Существуют сотни примеров, когда люди из очень бедных семей добивались оглушительных успехов. Как правило, их всех объединяло желание не экономить, но разумно планировать бюджет и больше зарабатывать. Одна из привычек бедных людей — покупать самые дешевые вещи и продукты. Другая крайность — покупать неразумно дорогие вещи, стремясь производить впечатление. Но воспитанное в себе чувство ответственности помогает искать возможности более высокого заработка, разумно тратить средства, вкладывать деньги в образование, саморазвитие и работать над тем, как улучшить свою жизнь.

Photo Spartan Xozz_Unsplash

 

Деньги как ценность

Деньги — нейтральный инструмент, который сам по себе не несет никакой эмоциональной окраски. Это всего лишь способ взаимодействия с миром. Только личное отношение определяет их роль в нашей жизни. Доходы, расходы, способ заработка, количество, насколько мы легко расстаемся с ними или испытываем привязанность. «Денег не бывает слишком много», «откладываю на черный день», «честно не заработаешь» — эти установки углубляют безденежье и масштабируют доходы.

Изменив установки, можно изменить жизнь.

Успех, материальный достаток вполне прогнозируемы и достижимы. Но они не приходят надолго к тем, кто психологически не готов к ним.

Как психологические установки влияют на наш успех

Фото с сайта unsplash.com

Если бизнес застыл на месте или постоянно упирается в денежный «потолок», возможно, проблема кроется в… вашей голове. К счастью, это можно исправить.

Почему одни богатеют на ровном месте, а другие прогорают, даже имея денежные запасы? Как проработать психологические причины финансовых проблем и поменять свои установки? Об этом рассказала Яна Ветер, врач, клинический психолог, нейропсихолог, финансовый коуч, автор проекта «Самопсихология».

Чем отличается мышление «бедных» и «богатых»?

— Феномен «богатых» и «бедных» изучается давно. И специалисты выявили несколько особенностей мышления, которые присущи и тем, и другим.


Яна Ветер
Клинический психолог, финансовый коуч, автор проекта «Самопсихология»

«Бедные» — жалеют, «богатые» — мечтают. «Бедные» думают, что все хорошее — уже позади. Они много жалеют об упущенных возможностях, винят себя и других: «Если бы я пошел в другой университет…», «Если бы начальник меня повысил…» и т.д.

В то же время люди с психологией «богатых» понимают, что их много чего хорошего еще ожидает впереди. Они видят себя в будущем реализованными: могут представить окружение успешных людей, как дети получают хорошее образование, как они живут той жизнью, которой мечтают жить, ощущают возможность это совершить.

Статистически, «богатые» люди больше ошибаются, но после неудачи у них быстро срабатывает желание поставить новую цель.Люди с психологией бедных — наоборот: если и достигают финансового благополучия, то, столкнувшись с неудачей, быстро разворачивают в голове картинки бедности и катастрофы.

Фото с сайта uainfo.org

Бедные — боятся успеха, богатые — в него вливаются. У людей с психологией бедных есть страх перед богатством и богатыми людьми. Если такой человек попадает, например, в дорогой ресторан, то на телесном уровне чувствует дискомфорт: его бросает то в жар, то в холод, хочется поскорее уйти. И он будет избегать таких ситуаций — психика не любит стрессов.

По этой же причине — из-за страха богатства — таких людей богатое окружение выталкивает. Страх — это очень важная социальная эмоция. Если кто-то боится, мы воспринимаем это подсознательно: считываем мимику, жесты, движения глаз. Срабатывает реакция: если человек боится — это небезопасно, надо держаться подальше.

Люди же с психологией богатых в «успешной» среде чувствуют себя значительными и нужными. Даже если прямо сейчас они объективно не достигли должного уровня. Именно этим можно объяснить, казалось бы, случайные истории, когда они знакомятся буквально на улице с партнерами или инвесторами или быстро растут по карьерной лестнице.

Фото с сайта otis.com

Бедные — экономят, богатые — зарабатывают. В психологии «бедных» превалирует стремление сэкономить, купить подешевле, не позволять ненужных трат.

В психологии «богатых» — постановка новых финансовых целей: думают не как сэкономить, а как заработать больше на то, чего они хотят.

«Бедные» верят, что рост доходов — линейный: «сколько работаю — столько и зарабатываю». Поэтому если хочется чего-то большого — это сколько же надо работать?! От такой цели проще отказаться.В психологии «богатых» есть понимание и чувство, что доход растет по экспоненте — принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата.

Человек с низким уровнем дохода в данный момент может иметь психологию «богатого» — и наоборот. Соответственно, у первого все шансы хорошо продвинуться по жизни, у второго — многое потерять. Это становится особенно очевидно после кризиса среднего возраста, который происходит около 30 лет. Когда одни растут и к 40 становятся успешными, а другие могут скатиться вниз, даже если были выходцами из обеспеченных семей.

Фото с сайта psyhoterapy.info

Почему полезно знать: у вас мышление «бедного» или «богатого»? Пока человек с психологией «бедного» не переключится — не сможет добиться успеха, даже если ему в руки попадет большая сумма денег. Например, социологи наблюдали за теми, кто крупно выиграл в лотерею. И выяснили, что люди с психологией «бедных» через 5–10 лет оказывались в еще более сложном финансовом положении, чем до этого события.

Кто делит нас на «богатых» и «бедных»?

Мы сами! Наш мозг имеет две важные системы:

  • Древняя — лимбическая — отвечает за наши импульсы, эмоции, бессознательные реакции 
  • Новая — кортикальная, которая появилась позже в результате эволюции — отвечает за рациональные поступки, планы.  

В лимбической системе зафиксированы установки, которыми мы руководствуемся в жизни, даже когда этого не осознаем. 

Примеры установок:

  • Честным путем не заработать
  • Чтобы много заработать, надо пахать как лошадь
  • Денег всегда мало
  • Деньги — как вода и др.

Выделяют две глобальные группы установок:

  • Первая — счастье не в деньгах, а в их количестве. Эта установка делает акцент на жизни ради денег. Человек либо делает все, чтобы заработать как можно больше, либо, наоборот, опускает руки, потому что никак не может угнаться за деньгами.
  • Вторая группа установок — счастлив не тот, кто имеет много денег, а тот, кому их хватает. Эта установка более гармоничная: человек понимает, что деньги — это не цель, а средство достижения цели, один из инструментов, с помощью которого можно улучшить качество жизни.

Большинство установок формируется в детстве, когда мы видим отношение родителей к деньгам. Взрослея, мы либо принимаем их модель и шлифуем, либо понимаем, что категорически не хотим жить так и делаем наоборот. Хорошо, если в детстве были даны позитивные установки. Например, если семья была бедной, но мама и папа говорили, что нужно искать новые возможности и пробовать. Когда ребенок вырастает — примет эту модель и будет иметь большие шансы на успех. 

Фото с сайта 5. ua

Но может быть и обратная ситуация. Например, если в семье, где есть деньги, родители о них слишком беспокоятся, постоянно отказывают себе и детям в «лишних вещах», повторяя: «Денег нет». Вырастая, ребенок может принять эту негативную установку и жить бедно. Либо пойдет от обратного и будет сразу тратить появившиеся деньги — ведь завтра их может уже не быть.

Как влияют установки на отношения с деньгами? В зависимости от установок человек может либо искать решения проблемы, либо замирать и впадать в состояние «финансовой жертвы». Это очень хорошо видно при разделении людей по денежным типам.

Денежные типы личности

В зависимости от того, к какому психотипу относится человек, выстраиваются его отношения с деньгами — так же, как и с людьми. Если вы плохо относитесь к кому-то, рано или поздно он это поймет и, скорее всего, его реакция будет взаимной.

В своей практике я использую типы, которые выделили Скотт и Бетани Палмер:

  • Сберегатели. Постоянно ищут скидки, акции, покупают только нужное. Экономят на качестве и уровне комфорта. Например, не пользуются подогревом сидений в машине зимой, потому что так дешевле. Сберегатели редко приходят на консультации к специалистам, так как считают свою модель поведения правильной и рациональной
  • Растратчики.
    Не смотрят на цену: если хочется — покупают. Это те люди, у которых одежда в шкафу висит с бирками, многие вещи почти никогда не были надеты. Растратчики часто обращаются за помощью к специалистам, их проблема — «деньги утекают сквозь пальцы»
  • Любители риска. Обожают новинки. Собирают покупки в корзину, даже не зная, могут ли расплатиться. Часто живут «от зарплаты до зарплаты», любят кредиты. Зачастую страдают игровой зависимостью. Ими руководит мотивация «а вдруг выгорит». Часто оказываются на финансовом дне, их жизнь — это сплошные взлеты и падения
  • Стражи безопасности. Отличаются от «сберегателей» тем, что покупают только известное и понятное.
    Они готовы тратить деньги, но у них всегда должны быть сбережения на черный день. Причем это странный «черный день», который ждут и приближают. Такие люди редко рискуют, не ставят больших финансовых целей. Редко достигают больших высот, потому что там — уже неизвестность, а значит — небезопасно. У данного типа присутствует смешение психологии «бедных» и «богатых». Часто есть перевернутая установка, что 80% усилий дают только 20% результата. Но если они выходят из зоны комфорта, то достигают хороших результатов
  • Пофигисты. Они вообще не беспокоятся о своем финансовом состоянии, так как их все устраивает. Пофигисты не прочитают эту статью, они никогда не приходят на консультации. Но часто приходят их партнеры: «Помогите мужу заработать». А мужу оно надо? Нет, ему хорошо.

В каждом человеке, как правило, живет один доминантный и один дополнительный тип. У зрелой личности не будет сочетания противоположных типов, например, «растратчик» и «сберегатель» или «страж безопасности» и «любитель риска». Если у вас сейчас происходит именно так, то, скорее всего, один из типов — родительский, другой — ваш собственный. Это переломный этап, когда идет процесс формирования психологически зрелой личности.

Нет хороших и плохих типов, правильных или неправильных. Свой тип нужно просто знать, чтобы увидеть точки роста и сознательно принимать решения.Например, «сберегателям» неплохо бы раз в неделю покупать себе что-то просто так, а «растратчикам» завести безотзывной депозит, который регулярно нужно пополнять.

Работа с установками

Если вы не научились ездить на велосипеде в детстве, а сейчас хотите кататься — надо брать велосипед и учиться. Невозможно научиться кататься теоретически, так и не попробовав крутить педали.

Фото с сайта strela-coach.ru

Так же и с установками: с ними нужно работать, и вот как это можно сделать:

Шаг 1. Возьмите лист бумаги и минимум 10 раз, а лучше — 50 продолжите фразу: «Богатый человек — это…» Пишите все, что приходит в голову, даже если сейчас это кажется странным. Излагайте честно и долго не думая. Лучше именно писать — потому что так мы переносим на сознательный уровень то, что хранилось в недрах бессознательного. Так создается ощущение, что мы физически, руками берем наши страхи и управляем ими.

Шаг 2. Обозначить, например, маркером, все негативные установки. Если негативных установок больше половины — человеку сложно стать богатым.

Шаг 3. Принять, что негативные установки — это ваши страхи, и решить, что вы хотите с ними работать. Не выбрасывайте лист, носите его с собой несколько дней, периодически просматривая, анализируя, какие поступки продиктованы этими установками. Ищите примеры из своей или чужой жизни, когда эти установки не работали. Например, есть установка: «Чтобы разбогатеть, нужно много работать». А вы видите, что ваш приятель финансово более успешен, но работает значительно меньше. Цель этого — осознать, что ваши установки — не аксиома, их можно и нужно менять.

Фото с сайта kiev.informator. ua

Шаг 4. Перепишите каждую негативную установку в позитивном ключе. Например, установку «Чтобы было много денег, надо много работать» можно заменить на: «Рост финансового успеха зависит от уровня моих профессиональных качеств и умения найти выгодные возможности». Не просите кого-то придумать установки, они должны быть такими, в которые искренне можно поверить. Когда вы пропишете новую установку, закройте глаза, почувствуйте, как вы живете исходя из этого нового правила. Представьте все до мелочей — как расправляется ваше тело, какие ощущения внутри, какие события и люди начинают окружать вас.

Можно повесить стикеры с установками на зеркало и рассматривать каждый день, например, когда утром чистите зубы. Это займет всего 1–2 минуты. Не нужно переписывать сразу 50 установок, можно 3–5. При проработке хотя бы одной резонанс распространяется на все остальные — как будто бросаешь в воду камень, а от него расходятся круги.

Так с установками стоит поработать 21 день — этот тот срок, за который новая установка укореняется.

Шаг 5. Пользуйтесь новой установкой. Когда необходимо принять финансовое решение — будь то крупный контракт или мелкая покупка, —  остановитесь на минуту и вспомните, что чувствовали, когда утром работали с установками. В этом состоянии принимайте решение. На это уйдет уже больше времени — может не сразу получиться. Но потом, как делятся многие, происходит магия: «Бизнес три года стоял — а тут как пошло».

И дальше, принимая решения исходя из новых установок, психика начинает формировать опыт — устойчивые убеждения, которые вытесняют старые. Меняется образ мышления. А вместе с тем меняемся и мы.

И не забудьте подписаться на наш telegram-канал и на наш канал в Дзене.

Читайте также

  • «Я же девочка и не хочу ничего решать» — с чего начать прокачку эмоционального интеллекта
  • Что делать, если вам страшно: учимся правильно бояться, чтобы достичь успеха
  • «Массажист разминает им тельца — никакой психолог не нужен». Как не допустить выгорания сотрудников

Психология неравенства | The New Yorker

Самое вредное в бедности, утверждает Кит Пейн, — это чувствовать себя бедным. Иллюстрация Дэвида Планкерта

футбольная команда. (С тех пор его уволили.) В том же году Мора заработал 3,58 миллиона долларов. На втором месте с зарплатой в 2,93 миллиона долларов оказался Куонзо Мартин, в то время главный тренер мужской баскетбольной команды Калифорнийского университета в Беркли. Виктор Халил, главный стоматолог Департамента государственных больниц, зарабатывал шестьсот восемьдесят шесть тысяч долларов; Энн Невилл, директор Калифорнийского исследовательского бюро, зарабатывала сто тридцать пять тысяч долларов; и Джон Смит, сезонный клерк в Управлении по налогам на привилегии, зарабатывал двенадцать тысяч девятьсот долларов.

Все это я узнал из базы данных, поддерживаемой Sacramento Bee . База данных, которая открыта для публики, доступна для поиска по имени и отделу и содержит точную информацию о зарплате для более чем трехсот тысяч человек, работающих в Калифорнии. Сегодня большинство бюджетников, наверное, знают о базе данных. Но это было не так, когда он был впервые создан, в 2008 году. Это сделало возможным эксперимент.

Эксперимент, проведенный четырьмя экономистами, был разработан для проверки конкурирующих теорий неравенства. Согласно одной из теорий, так называемой модели рационального обновления, люди оценивают свою зарплату с точки зрения возможностей. Если они обнаружат, что им платят меньше, чем их коллегам, они «обновят» свои прогнозы относительно будущих заработков и придут к выводу, что у них хорошие перспективы повышения. И наоборот, люди, которые узнают, что они зарабатывают больше, чем их коллеги, будут обескуражены этой новостью. Они обновят свои ожидания в противоположном направлении.

Согласно конкурирующей теории, люди реагируют на несправедливость не рационально, а эмоционально. Если они обнаружат, что им платят меньше, чем их коллегам, они воспримут это не как сигнал к повышению, а как свидетельство того, что их недооценивают. (Исследователи называют это моделью «относительного дохода».) Согласно этой теории, люди, которые узнают, что их зарплаты находятся на низком уровне, будут в ярости. Те, кто обнаружат, что они находятся на высоком уровне, будут удовлетворены.

Экономисты, проводившие исследование, разослали электронные письма тысячам сотрудников трех школ Калифорнийского университета — Санта-Круз, Сан-Диего и Лос-Анджелес — предупредив их о существовании База данных Bee. Этот толчок вызвал всплеск посещений веб-сайта, поскольку рабочие, по сути, просматривали чеки друг друга.

Несколько дней спустя исследователи отправили повторное электронное письмо, на этот раз с вопросами. «Насколько вы удовлетворены своей работой?» — спросил он. «Насколько вы удовлетворены своей заработной платой/зарплатой на этой работе?» Они также разослали опрос работникам, которых не подтолкнули к базе данных. Потом сравнили результаты. То, что они обнаружили, точно не соответствовало ни одной из теорий.

Как и предсказывала модель относительного дохода, те, кто узнал, что они зарабатывают меньше, чем их сверстники, были отмечены галочкой. По сравнению с контрольной группой они менее удовлетворены своей работой и больше заинтересованы в поиске новой. Но модель относительного дохода не сработала, когда дело дошло до тех, кто наверху. Рабочие, обнаружившие, что работают лучше, чем их коллеги, не выказали никакого удовольствия. Они были просто равнодушны. Как написали экономисты в статье, которую они в конце концов написали об исследовании, доступ к базе данных оказал «негативное влияние на работников, заработная плата которых ниже медианы для их подразделения и профессии», но «не повлиял на работников, которым платили выше медианы».

Вывод, который экономисты извлекли из своего исследования, заключался в том, что у работодателей «сильный стимул» держать зарплату в секрете. Предполагая, что калифорнийские рабочие представляют более широкие слои населения, эксперимент также приводит к более масштабному и тревожному выводу. В обществе, где экономические выгоды сосредоточены наверху, — другими словами, в обществе, подобном нашему, — нет настоящих победителей и есть множество проигравших.

Кит Пейн, психолог, точно помнит момент, когда он узнал, что беден. Он учился в четвертом классе и стоял в очереди в столовой своей начальной школы в западном Кентукки. Пейн не платил за еду — доход его семьи был достаточно низким, чтобы он имел право на бесплатный школьный обед — и обычно кассир просто махал ему рукой. Но именно в этот день у кассы был кто-то новый, и она попросила у Пэйна двадцать пять долларов, которых у него не было. Он был унижен. Внезапно он понял, что отличался от других детей, которые ходили с наличными в карманах.

«Этот момент изменил для меня все, — пишет Пейн в книге «Сломанная лестница: как неравенство влияет на то, как мы думаем, живем и умираем». Хотя с чисто экономической точки зрения ничего не произошло — у семьи Пэйна было столько же (или столько же) денег, сколько и накануне, — в тот день в кафетерии он осознал, какую ступеньку лестницы занимает. Он стал стесняться своей одежды, своей манеры говорить, даже своих волос, которые подстригли дома миской. «Всегда застенчивый ребенок, в школе я стал почти совсем молчаливым», — вспоминает он.

Пейн теперь профессор Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл. Он пришел к выводу, что самое вредное в бедности, по крайней мере в такой стране, как Соединенные Штаты, — где, как он отмечает, даже у большинства людей, живущих за чертой бедности, есть телевизоры, микроволновые печи и мобильные телефоны, — это субъективный опыт. из чувствуют себя бедными. Это чувство не ограничивается теми, кто находится в нижнем квинтиле; в мире, где люди меряются со своими соседями, можно хорошо зарабатывать и при этом чувствовать себя обделенным. «В отличие от жестких столбцов чисел, составляющих бухгалтерскую книгу банка, статус — это всегда подвижная цель, потому что он определяется постоянным сравнением с другими», — пишет Пейн.

Между тем чувство бедности имеет последствия, которые выходят далеко за рамки чувства. Люди, считающие себя бедными, принимают другие решения и, как правило, худшие. Подумайте об азартных играх. Потратить два доллара на билет Powerball, шансы на выплату которого составляют примерно один к тремстам миллионам, никогда не бывает хорошей ставкой. Это особенно опрометчиво для тех, кто изо всех сил пытается свести концы с концами. Тем не менее американцы с низким доходом покупают непропорционально большую долю лотерейных билетов, настолько большую, что это предприятие иногда называют «налогом на бедных».

Одно из объяснений этого состоит в том, что бедные люди склонны к более рискованному поведению, поэтому они в первую очередь бедны. По словам Пейна, такой образ мышления приводит к обратному. Он цитирует исследование азартных игр, проведенное канадскими психологами. Задав участникам серию наводящих вопросов об их финансах, исследователи попросили их оценить себя по так называемому индексу нормативного дискреционного дохода. На самом деле шкала была фиктивной, а баллы подтасованы. Не имело значения, как на самом деле выглядели их финансы: некоторым участникам внушили, что у них больше дискреционного дохода, чем у их сверстников, а некоторых заставили поверить в обратное. Наконец, участникам дали двадцать долларов и выбор: положить их себе в карман или сыграть в карточную компьютерную игру. Те, кто считал, что они занимают низкое место по шкале, с гораздо большей вероятностью рисковали деньгами в карточной игре. Или, как выразился Пейн, «чувство бедности заставляло людей охотнее бросать кости».

В другом исследовании, проведенном Пейном и его коллегами, участников разделили на две группы и попросили сделать серию ставок. Для каждой ставки им предлагался вариант с низким риском/малым вознаграждением (скажем, стопроцентный шанс выиграть пятнадцать центов) и вариант с высоким риском/высоким вознаграждением (десятипроцентный шанс на выигрыш). выигрыш доллара пятьдесят). Перед началом упражнения обеим группам рассказали разные истории (опять же вымышленные) о том, как справились предыдущие участники. Первой группе сообщили, что разница в выигрышах между наиболее и наименее успешными игроками составляет всего несколько центов, а второй — что разрыв был намного больше. Участники второй группы продолжали делать гораздо более рискованные ставки, чем участники первой. Эксперимент, утверждает Пейн, «предоставил первое доказательство того, что неравенство сам по себе может привести к рискованному поведению».

Отношение людей к расе, утверждает он, тоже связано с опытом лишений. Здесь Пейн цитирует работу психологов из Нью-Йоркского университета, которые предлагали испытуемым десять долларов для участия в онлайн-игре. Некоторым испытуемым сказали, что если бы им повезло больше, они бы получили сто долларов. Затем испытуемым, полностью белым, показывали пары лиц и спрашивали, какое из них выглядело «наиболее черным». Все изображения были составными, с различными манипуляциями. Субъекты из «неудачной» группы в среднем выбирали изображения темнее, чем те, что выбирала контрольная группа. «Чувство неблагополучия усиливало их восприятие расовых различий, — пишет Пейн.

«Каждый год он дарит себя мне».

«Сломанная лестница» полна подобных исследований. Некоторые из них более убедительны, чем другие, и нередко выводы Пейна опережают данные. Но богатство доказательств, которые он собирает, убедительно. Люди, которых заставляют чувствовать себя обделенными, считают себя менее компетентными. Они более восприимчивы к теориям заговора. И у них больше шансов иметь проблемы со здоровьем. Исследование британских государственных служащих показало, что то, как люди оценивали себя с точки зрения статуса, было лучшим показателем их здоровья, чем их уровень образования или их фактический доход.

Почему те, кто преодолел бедность, меньше сочувствуют бедным

Нам всем нравится вдохновляющая история успеха, в которой главный герой преодолевает невзгоды, побеждает все препятствия на своем пути и добивается успеха благодаря самоотверженности и упорному труду, особенно когда главный герой из скромного начала.

Один из моих любимых личных примеров взят из фильма В погоне за счастьем , в котором главный герой борется и пытается проложить себе путь от голодающего продавца, который бродит по улицам без крова со своим сыном, до получения прибыльной работы в качестве нового Биржевой маклер Йорка к концу фильма. Фильм предлагает вдохновляющую идею: приложив много усилий и немного удачи, вы можете значительно улучшить свои обстоятельства.

Хотя мы склонны любить и находить отклик в этом повествовании, отношение большинства людей к тем, кто живет в бедности, как правило, радикально различается, и люди используют ярлыки, такие как яркие истории кого-то, кого они лично знают, или даже свои политические убеждения, когда решают, как судить тех, кто живет в нужде. На самом деле, по-прежнему остаются горячими политическими дебатами (которых я намеренно избегаю здесь) относительно того, легко или трудно перейти из грязи в князи.

Недавние исследования помогли нам найти ответ на этот деликатный вопрос. Краткий ответ: как вы судите нуждающихся зависит от вашей личной истории . Но это может быть не так просто, как вы думаете.

Исследование отношения к бедным

Для одного исследования исследователи набрали две разные группы участников из высшего общества (доход домохозяйства более 100 000 долларов США). Одна группа, названная «Рожденные богатыми», происходила из финансового окружения высшего класса (т. вырос в небогатой семье, но стал богатым).

Затем участников попросили сообщить, насколько они сочувствуют бедным. Интересно, что результаты показали, что группа «Ставшие богатыми», выросшие в небогатых семьях, меньше сочувствовали тем, кто переживает бедность.

Можно было бы ожидать обратного — что люди, которые прошли путь от бедности до богатства, знают, каково это, столкнуться с дефицитом, и поэтому будут более сочувствовать тем, у кого меньше финансовых ресурсов, что и предсказывает большинство людей. Тем не менее исследование показывает, что участники группы «Стать богатыми» склонны думать: «Если я могу это сделать, то смогут и они», что, по иронии судьбы, приводит к меньшему сочувствию к нуждающимся. С другой стороны, группа «Рожденные богатыми» не имела такого опыта преодоления это тяжелое положение, и они считали, что преодолеть свое социально-экономическое происхождение было труднее, чем группе «Стать богатым» 9.0003

Есть множество примеров состоятельных людей, происходивших из скромных семей, но не всегда столь щедрых. Например, Стив Джобс (соучредитель Apple) начинал скромно и, как известно, не занимался благотворительностью даже после того, как стал миллиардером. Но, как это обычно бывает с самыми интересными находками, у них есть нюансы.

Сострадание к тем, кому повезло меньше

В прошлые выходные я рассказал об этой находке одному из своих друзей. Она происходит из скромных корней. Теперь она учится в аспирантуре по программе ведущего ассистента врача и у нее большое финансовое будущее, поэтому мне было любопытно услышать, что она скажет по этой теме. Она сказала, что в детстве ее родители поддерживали и подталкивали ее к достижениям самым позитивным образом.

Добавить комментарий