67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
Познавательную деятельность человека можно рассматривать в трёх аспектах: чувственном, рациональном и иррациональном. Чувственное познание (чувственная познавательная деятельность) – это форма познавательной деятельности человека, в рамках которой необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Главными элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отображает действие предмета через «призму» человеческого сознания. Ощущение лежит в основе фиксирования объективной системы отношений, в которые реально включен человек. Восприятие – это получение целостного образа материального предмета благодаря наблюдению. Работа механизмов восприятия позволяет нашей памяти удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно нам не дан.
68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
Рациональное познание — это форма познавательной деятельности, которая признает силу разума, рассматривает мышление как необходимость, предполагает рефлексию, связанную со словом. К числу важнейших элементов рационального познания относятся объяснение и понимание. Понимание – это не единичный факт, а достаточно сложный и продолжительный процесс, который включает в себя такие процедуры:
Интерпретация – первоначальное предоставление информации о смысле.
Реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения.
Конвергенция – объединение разрозненных значений и смыслов.
Дивергенция – разъединение единого смысла на отдельные «подсмыслы».
Конверсия – качественное изменения значения и смысла, их радикальное преобразование.
Таким образом, процесс понимания состоит из операций, которые обеспечивают преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Главной задачей объяснения выступает раскрытие сущности предмета, который исследуется путём:
выявления законов его существования и изменения.
выявления причин его возникновения.
анализа противоречий его развития.
69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во – первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Она входит в определение объекта в том смысле, что объект либо с той, либо с иной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменён, либо создан им.
Познание и практика – это две взаимно связанные стороны единого исторического процесса. В процессе познания практика выступает в качестве его источника, основы, цели и критерия истины. Основные функции практики:
практика-источник познания, т.к. все знания вызваны ее потребностями
практика-цель познания
практика-критерий истины
Формы практики:
материальное производство, преобразование природы и естественного бытия людей
социальные действия (основано на преобразовании общественного бытия, изменения существующих социальных отношений)
научный эксперимент
Согласно прагматической концепции истины практика является критерием истины. В науке практику связывают с экспериментом, но научная практика не сводится только к эксперименту, а представляет собой все поле деятельности применения науки, ее жизненное значение для человека.
Вся история научного познания говорит о том, что вслед за практическим применением какого – либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: бурное развитие техники революционизируют науку.
Не только науки о природе, но и науки об обществе имеют своей основой практику.
Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Ощущение – отражение в голове человека отдельных свойств или признаков предмета. Простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей или явлений.
Восприятие – отражение предмета в целом в виде чувственного образа. Процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Представление – образ объекта, возникающий вне воздействия объекта на органы чувств.
Эмпирический уровень познания и его методы.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что всё знание основывается на опыте. Это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии.
Эмпирическое познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие.
Наблюдение – должна быть цель и план наблюдения, нужно выбрать способ наблюдения, наличие выводов
Сравнение – выявление общего и различного в предметах, нужно найти общий аспект
Измерение – ручное или с помощью приборов
Эксперимент – это осуществление естественного процесса в искусственных условиях, для чистоты необходимо, чтобы он был приближен к идеалу
Абстрагирование – выделение какой-то стороны предмета, исследование этой стороны нет связи с другими сторонами
Цель: — выявление единичного фактора — обобщенный факт – эмпирические законы – система эмпирических законов
Историческое и логическое как методы научного познания.
Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей её полноте и многообразии, обобщение эмпирического материала и установление на этой основе общей исторической закономерности. Исторический метод, реконструируя историю, восходит от её эмпирического многообразия к общим законам развития.
Логический метод — изучение процессов на высших стадиях развития. Объективной основой этого метода является то, что на высших стадиях развития объекта в процессе его функционирования воспроизводятся основные черты предшествующих этапов развития. Причём история фиксируется в структуре объекта не во всём своём многообразии, а только в тех моментах, которые были существенны для становления, она выступает здесь как бы в очищенном от случайностей виде. Логический метод, направленный на изучение существующего предмета, начинает своё движение с выявления эмпирических характеристик предмета с последующим выделением основных элементов структуры, знание которых важно как для уяснения функционирования предмета, так и для косвенного установления общих законов его развития.
Научное познание развивающихся объектов в одинаковой мере пользуется как логическим, так и историческим методами. Но там, где доступно непосредственное изучение прошлого хотя бы по тем остаткам, которые сохранились до настоящего времени, может преобладать исторический метод, где такой возможности нет, используют логический метод. В целом, исторический и логический методы взаимодополняют друг друга, что позволяет переходить от структуры существующего объекта и законов его функционирования к законам развития, и, наоборот, от истории развития к структуре существующего объекта.
Чувственное восприятие
СПОСОБЫ ЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Мы познаем мир с помощью восьми способов познания: языка, разума, чувственного восприятия, памяти, веры, интуиции, воображения и эмоций. На этой странице вы найдете статьи, клипы, презентации в формате PowerPoint и выступления на TED о чувственном восприятии как WOK.
Возможный вопрос для эссе:
- «Карта полезна, только если она упрощает вещи». Насколько это применимо к знаниям? (образец 2015 г.)
- «Все знания зависят от распознавания закономерностей и аномалий». Подумайте, в какой степени вы согласны с этим утверждением применительно к двум областям знаний. (Образец 2015 г.)
- В какой степени способы познания не позволяют нам обманывать самих себя? Обоснуйте свой ответ ссылкой хотя бы на одну область знаний. (Образец 2015 г.)
- «Существует только два способа, которыми человечество может производить знания: посредством пассивного наблюдения или посредством активного эксперимента». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- «Способы познания — это проверка наших инстинктивных суждений». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- «Без группы, которая это проверит, знание невозможно». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
- «Никакое знание не может быть получено одним способом». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
- «Способы познания действуют по-разному в личных и общих знаниях». Оцените это утверждение. (ноябрь 2016 г.)
Чувство Восприятие
Наши чувства: источник знаний?
Хелен Келлер (см. рисунок) родилась глухой и слепой и жила в полной изоляции, пока ее учительница Энн Салливан не познакомила ее с «новым языком» и «новым способом познания». Келлер была первой глухой слепой женщиной, получившей степень бакалавра, и она стала писателем, политическим активистом и лектором. Она утверждала, что «величайшее бедствие, которое может постигнуть людей, не в том, что они родятся слепыми, а в том, что у них будут глаза, но они не смогут видеть». Как вы думаете, что она имела в виду под этими словами? Вы согласны? Каковы, на Ваш взгляд, ограничения чувственного восприятия как источника знания? Какие другие способы познания мы должны использовать в сочетании с чувственным восприятием при получении знаний? Этот раздел веб-сайта исследует, как люди с ограниченным доступом к чувствам «знают». Мы также рассмотрим ограничения чувственного восприятия как источника знания, уделяя особое внимание зрению. Оптические иллюзии и статьи о том, как память и язык влияют и изменяют чувственное восприятие, подчеркивают ограниченность чувственного восприятия как источника знаний, когда оно используется изолированно. Философы и критические мыслители веками были озадачены ограниченными возможностями человека в сборе знаний посредством чувственного восприятия, и платоновская пещерная аллегория, пожалуй, самый известный пример в этой области. Однако мало кто знает об обучении священству народа когу из Сьерра-Невады. Уэйд Дэвис объясняет в своем выступлении на TED о культурах, находящихся под угрозой исчезновения , как «молодых помощников забирают из их семей в возрасте трех и четырех лет, изолируют в темном мире тьмы в каменных хижинах у подножия ледников на 18 лет». Эти помощники живут вдали от общества, с ограниченным доступом к чувственному восприятию как способу познания. Все это время они приобщаются к ценностям своего общества, ценностям, поддерживающим положение о том, что их молитвы и только их молитвы поддерживают космическое — или, можно сказать, экологическое — равновесие». Представьте себе, что чувствуют молодые священники в 18 лет, когда их выводят из хижин в конце периода инициации, и они становятся свидетелями прямого доступа к окружающему миру через свои органы чувств. Ощущение должно быть таким же ошеломляющим, как история Джо Милн, глухой женщины, которая впервые слышит в возрасте 40 лет. Чтобы прочитать ее историю и понять ее точку зрения, нажмите здесь.
TED talk: что реклама говорит нам о восприятии
ТЭД: Можем ли мы создать новые чувства для людей?
TED ed: какого цвета вторник?
TED ed: как мы видим цвет?
sense_perception_lagemaat.pptx |
Лекция Майка Хоббисса о чувственном восприятии
sense_perception_lecture.pptx |
Если бы вам пришлось отказаться от одного из ваших чувств, какое бы вы выбрали?
Узнайте, как люди с частичным доступом к основным органам чувств понимают свой мир:
Мальчик, который видит без глазБлестящий документальный фильм о мальчике, который «видит» без глаз. Женщина, которая впервые слышит40-летняя женщина впервые слышит благодаря имплантам. Ей нужно составить словарь звуков и привыкнуть к этому новому смыслу. Чувственное восприятие и пол Наши чувства могут направлять или вводить нас в заблуждение при определении пола, как показывает этот отрывок из книги «У Таиланда есть таланты». Помимо указания на ограниченность чувственного восприятия как источника знания, это может также поставить под вопрос само понятие гендерного определения. Считаете ли вы, что гендер (не пол) — это всегда вопрос бинарных оппозиций? Возможно, существует больше серых зон, чем заставляет нас думать наш язык? Считаете ли вы, что носители языка с гендерным континуумом, а не с понятием «мужской против женского», воспринимали бы пол и мир по-другому? Каковы последствия признания решения Высокого суда Австралии третьей категории? | Статья об оркестре для глухих: |
Как наши чувства могут обмануть нас
Какого цвета платье? Пояснение к дискуссии. | Галлюцинации: синдром Шарля Бонне |
Как эмоции влияют на то, как вы видите цвет | TED talk: оптические иллюзии показывают нам, как мы видим |
Сердитое старое лицо слева и молодое спокойное лицо справа? Отойдите от экрана и обратите внимание на то, что вы воспринимаете.
Иллюзия Поггендорфа: какая линия является продолжением черной линии? Если вы угадали синий, возьмите линейку и проверьте сами!
Ты видишь женщину или мужчину?
Органы чувств, язык и память
Уроки языка как способа познания (см. выше) иллюстрируют, как язык влияет на чувственное восприятие и наоборот. Бородицкая в своей статье «Трудности перевода» показывает, что русские люди склонны лучше различать оттенки синего, потому что у них есть лишнее слово для светло-голубого. И наоборот, Дэвис предполагает, что люди барасаны склонны не отличать синий от зеленого. С помощью психологических исследований Лофтус доказал, что на нашу память о чувственном восприятии влияет язык (см. Раздел «Память»), а статья по ссылке ниже иллюстрирует, как наши воспоминания буквально окрашивают то, что мы видим. Твой красный такой же, как мой красный? Статья. | ‘Возьмем, к примеру, этого ребенка барасаны на северо-западе Амазонки – народа анаконды, который верят, что мифологически они пришли по молочной реке с востока в чреве священных змей. Так вот, это люди, которые сознательно не отличают синий цвет от зеленого, потому что небесный полог приравнивается к пологу леса, от которого зависят люди». |
Что там на самом деле?
Большинство из нас в значительной степени полагаются на пять (или более: см. лекцию о чувственном восприятии в Powerpoint) чувства (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние), чтобы понять мир. Мы редко подвергаем сомнению объективность этих чувств (например: «Увидеть — значит поверить») и часто не забываем, что не все воспринимают мир через чувства одинаковым образом. Более того, мы склонны забывать о роли подсознания, избирательном характере наблюдателя и трудностях, с которыми люди сталкиваются при различении внешнего вида и реальности. Чтобы сделать еще один шаг вперед, мы должны также подвергнуть сомнению ограничения человеческого восприятия как источника познания высшей реальности. Платон описал наше человеческое положение в своей пещерной аллегории (см. страницу «Философия»), и действительно можно задаться вопросом, что там на самом деле. Философы обсуждали эту тему на протяжении веков, и теории восприятия варьируются от реализма здравого смысла до научного реализма и феноменализма. Анимированное выступление Ллойда на TED (см. ниже слева) наглядно иллюстрирует масштабы того, что мы знаем, но не видим глазу. Он также призывает вас исследовать пределы, а также сильные стороны чувственного восприятия как способа познания. Стоит ознакомиться с превосходной «лекцией о чувственном восприятии» учителя теории познания Майка Хоббиса (см. PowerPoint ниже). Для получения более общих идей о чувственном восприятии в рамках ТОК ознакомьтесь со второй презентацией PowerPoint (чувственное восприятие Lagemaat).
Анимационный тур по невидимомуJohn Lloyd проведет вас менее чем за 10 минут через множество «вещей», которые существуют, но невидимы. Адаптировано из TED. com/embed/8EUy_82IChY?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> | Реальность за пределами материи Что там на самом деле? |
Чувственное восприятие, индийские взгляды на
Доступ к полному контенту доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержание закрыто
1
Психология восприятия
содержание закрыто
2
Психология восприятия (продолжение)
содержание заблокировано
3
Эпистемология восприятия
контент заблокирован
4
Восприятие и мир
контент заблокирован
5
Восприятие и мир (продолжение)
содержимое заблокировано
6
Восприятие и язык
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Филлипс, Стивен Х.
DOI
10.4324/9780415249126-F053-1
DOI: 10.4324/9780415249126-F053-1
Версия: v1, Опубликовано в сети: 199 8
Получено 1 мая 2023 г. с https://www.rep.routledge. com/articles/thematic/sense-perception-indian-views-of/v-1
Чувственное восприятие рассматривается в классической индийской мысли в контексте эпистемологических вопросов, в частности, восприятия как источника знания, а также психологических и метафизических вопросов, например, отношения чувственных переживаний к объектам, к языку и к воспринимающее Я или субъект. Санскритское слово, чаще всего используемое в философских исследованиях чувственного восприятия, — это pratyakṣa , составное из prati «до» и akṣa 9.0215 , «глаз» или любой «орган чувств»; таким образом, его следует понимать как «находящееся перед глазами» или «очевидное на опыте» как прилагательное и как «непосредственное переживание» или «чувственное переживание» как существительное. Значение «чувственное восприятие» является нормальным в философских исследованиях. Но нельзя считать само собой разумеющимся, сколько существует модальностей чувств. В дополнение к пяти обычно идентифицируемым типам чувственного опыта, «умственное» восприятие (в виде удовольствий, боли и желаний), апперцепция (осознание осознания) и экстраординарное или йогическое восприятие иногда считаются девятью.0214 пратьякша .
Представления о психологии восприятия или, шире, о восприятии как части мира сложились в религиозно-сотериологической литературе (литература о просвещении и освобождении), предшествующей классическим философским дискуссиям. В упанишадах, буддийских и джайнских текстах, которым более двух тысячелетий, восприятие нарисовано широкими мазками в рамках духовных теорий о себе и мире, продвигающих идеи о высшей ценности мистического опыта. Чувственное восприятие обычно сравнительно обесценено. Позже психология восприятия становится очень развитой и в некоторых кругах рассматривается независимо от сотериологических учений.
Собственно классическая индийская философия отличается жесткой аргументацией и сознательной заботой о доказательствах. Оправдательная ценность восприятия признается с самого начала, поскольку вообще допускаются какие-либо оправдатели или источники знания. Нагарджуна и другие бросают вызов эпистемологическим проектам ньяи и другим позитивным подходам к знанию, побуждая к глубокому исследованию эпистемологической роли восприятия. Представления о достоверности, ошибочности и осмысленном сомнении становятся все более проработанными.
Что мы воспринимаем? На протяжении всей классической мысли возникают острые разногласия по поводу воспринимаемости универсалий, отношений, отсутствия или негативных фактов (таких как отсутствие Девадатты дома), частей и целых, а также самого себя или осознания. Горячо обсуждаются вопросы о средствах восприятия (таких как свет и эфир, акаша , предполагаемая среда звука), об оккультных или духовных воспринимаемых и о самом существовании объектов независимо от сознания. Буддийский феноменализм полемически противопоставляется реализму мимансы и ньяи по целому ряду вопросов.
Вероятно, под влиянием мистицизма вербализация опыта, какой бы простой и прямой он ни была, становится подозрительной по сравнению с самим опытом; это подозрение проявляется в беспокойстве о ценности каждого из них в представлении реальности, а также в других, иногда довольно неопределенных, способах. Распространено мнение, что то, что мешает человеку жить в просветленном или освобожденном состоянии, — это мышление — вербализация опыта, вычисление, планирование и т. д. — вместо того, чтобы иметь чистый опыт, перцептивный и иной, и, таким образом, жить с «безмолвным умом». . Эта позиция проявляется в трактовке чувственного опыта, усиливая, возможно, естественную склонность философов находить отношения опыта и языка проблематичными. Даже в коренном тексте ньяи, где влияние йоги и мистицизма не столь сильно, восприятие считается невербальным познанием9.0214 avyapadeśya , хотя существуют серьезные споры о том, что именно это означает. Отношения между различными модусами опыта и языком, используемым по отношению к ним, остаются постоянной заботой самой последней и самой сложной классической индийской философии.