Психология бомжа: Как становятся бомжами — психология бомжевания

Содержание

Как становятся бомжами — психология бомжевания

Этих грязных людей в оборванной одежде мы видим каждый день, роющимися в мусорных контейнерах, спящих на теплотрассах, в подвалах, шатающихся в подворотнях, просящих милостыню. Средняя продолжительность жизни бомжей – около четырех лет. Больше они, как правило, не выживают.

Люди становятся бомжами, когда по каким – то причинам утрачивают жилье. А таких ситуаций бывает достаточно много: вернулись из мест лишения свободы, выгнали родственники, «помогли» мошенники и аферисты, проиграли дом или квартиру в казино, утратили вследствие пожара и т.д.

Опустившись на дно жизни, многие даже не пытаются подняться наверх. Постепенно происходит процесс деградации личности.

Виды бомжей

Как выглядит типичный бомж и чем он питается объяснять не надо. Выделяют классических и «домашних» бомжей. Первые не имеют места жительства, слоняются по улицам, зимой ночуют в подвалах, на трубах теплотрассы, где тепло, а летом устраиваются, где попало. «Домашним» же бомжам есть, где жить, они имеют крышу над головой. Как правило, жилье крайне запущено, и хозяева редко там появляется. Зачастую в доме за неуплату отключены коммуникации, нет света, воды, газа. Зато есть подобие кровати или старого топчана, где можно отдохнуть после очередной попойки с такими же шаромыжниками.

Существует и тип бомжей, которых называют повесами. Они обожают свободу, бродяжничают и им глубоко безразличен собственный образ жизни.

Бомжи часто выглядят опухшими из – за частого голода и алкоголя (они вливают в себя все, что относится к жидкости).

Люди становятся бомжами из-за отсутствия навыков адаптации в обществе. Чтобы вернуться к нормальной жизни – нужно, прежде всего, желание, ответственность, умение прилагать усилия, чтобы достичь цели. Но психология бомжа как раз и заключается в том, чтобы обеспечить себе существование без каких – либо усилий. Предложите закоренелому бомжу поработать. Откажется! Зачем ему трудиться, если можно что – то найти на помойке, выпросить денег у сердобольных прохожих. Они чрезвычайно ленивы.

На дне жизни могут оказаться и буквально вчера еще приличные люди. Однако это далеко не та ситуация, которую можно назвать безнадежной.

Как можно помочь бомжу?

Чтобы выйти из нее победителем, нужно принять меры:

  1. Сделать ставку на родственников, знакомых, которые могут на первое время предоставить крышу над головой, продукты питания.
  2. Попытаться заработать (можно совмещать с «методом шапки» у магазина). Трудолюбивые грузчики, дворники – мечта для работодателя. К слову, возможностей заработать у бомжей гораздо больше, чем у обычного человека. К примеру, в столице Украины за день бездомный зарабатывает «методом шапки» 800 – 900 гривен. Но и здесь все не так просто. Любой город поделен на зоны и каждой «командует» свой человек. И если бомж с чужой территории вдруг позарится на «не свое», то запросто может погибнуть в кровавой драке.
  3. Приемлемым вариантом является обращение в монастырь. Денег там, конечно, платить не будут, но трехразовое питание обеспечат. И у человека, попавшего в непростую жизненную ситуацию, появится возможность помочь монастырю по – хозяйству и переосмыслить свое житие – бытие. Часто и в церквях для малоимущих и нищих устраивают благотворительные обеды.

Бомжи – это целый мир с разными судьбами людей, их психологическими портретами. Они спокойно плывут по течению, не желая бороться с обстоятельствами и своими же недостатками. Люди в лохмотьях считают, что все им что – то должны, в обществе ведут себя нагло и бесцеремонно, бесконечно матерясь, опорожняясь, где попало, питаясь отбросами.

У одних эти люди вызывают сочувствие, у других – ничего, кроме осуждения и брезгливости. Но сожалеют ли сами бомжи о своей жизни на самом дне общества? Хотят ли они что-то изменить? Вряд ли. Они давно стали «пофигистами» и привыкли к своей странной свободе от обязательств.

Осторожно, бомжара! Почему люди выбирают стать бомжом? Психология бомжа. | Вероника Степанова

В этой статье разговор пойдет о бомжах, о людях, которые выбрали путь свободного человека сознательно или бессознательно. Раскрывать тему я буду на примерах бомжей из двух стран – России и Америки.

Какие бомжи в России? Это, прежде всего, люди с алкогольной и наркотической зависимостью, а еще социопаты. Это опустившиеся люди и чаще из больших городов, так как в деревнях их дома никому не нужны, а квартира в городе – лакомый кусочек. В жизни бомжа было прошлое – он был женат, у него была работа, квартира, неплохой социальный статус. Допустим, в Санкт-Петербурге, это будут питерские мальчики, а не приезжие из провинциальных городов люди. Бомжи часто из вполне благополучных семей.

Классика жанра: жил с мамой, веселился, учился, хорошо одевался, возможно, была по молодости судимость, этакий легкий социопатик. Потом мама умирает, а он продолжает веселиться и поскольку плотно пьет уже к этому времени, становится жертвой для охотников за недвижимостью. В Питере и в Москве квартиры дорогие, там полно людей, которые держат на крючке таких вот простачков, чтобы со временем предложить им небольшую сумму, а то и просто ящик водки за квадратные метры. В итоге человек оказывается на улице, в грязных штанах валяется где-нибудь на вокзале.

Тоже самое происходит с отсидевшими. Они выходят на свободу, а родственники продали жилье к этому времени и оставили их на улице. Друзья и знакомые от таких отказываются, так как мальчики они бедовенькие.

Возьми такого домой из жалости или долга, отмой, причеши, а он сбежит или устроит такую жизнь, что вы сами сбежите. Я к тому, что бомжевание – это действительно выбор этих людей.

Вы можете возразить мне сейчас, рассказать о неудачно сложившихся жизненных обстоятельствах. Нет, это их выбор. друзья. Это не случилось с ними за один час, это ситуация создавалась много лет. Да, есть исключения, но я говорю о тенденции.

В России это, прежде всего, алкоголики. Сейчас существует огромное количество ночлежек, где их кормят, раздают вещи, помогают оформить документы. Однако там есть одно правило, они должны прийти в эту ночлежку трезвыми, вот с этим им справиться сложнее всего.

Бомжи в Америке. В Америке бомжей очень много, особенно в Калифорнии, где есть возможность спать на улице из-за теплого климата. Позволить себе спать у кого-то на чердаке или в подвале там нельзя, капиталистическая собственность хорошо охраняется.

В Америке бомжи в большей части своей это не алкоголики, а психически нездоровые люди (хотя алкоголизм — тоже болезнь, это химическая зависимость).

Американские бомжи — это, чаще всего, люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) или шизофренией. Людей с ПТСР особенно много. Они приезжают после военных действий и не могут адаптироваться в мирной жизни, они переполнены идеей несправедливого к ним отношения. У бомжей, вообще, есть ощущение того, что мир им должен, все им что-то должны – спасти, накормить, обуть. Они очень любят говорить о том, что ради страны потеряли здоровье, а страна их бросила. Это может быть здоровяк, стопроцентный американец, а не беженец из другой страны опять же, который лежит в одеяле в обнимку со своей собакой. Это его выбор, некая демонстрация его позиции.

Есть среди американских бомжей и социопаты. Они куролесят по жизни, доставляют массу проблем родственникам, друзьям и те от них отказываются. В итоге социопаты живут на пляжах.

У всех у них есть склонность к бродяжничеству, а это уже симптом пациентов, страдающих шизофренией. Переходим к ним. Это пациенты с псевдогаллюцинаторной симптоматикой, то есть они находятся в диалоге с собой. Визуально не представляют перед собой никого, но в голове, словно, пластинка крутится с текстом. Такой человек может спорить сам с собой, ругаться. Как правило, споры политического характера, красной нитью проходит в них идея справедливости.

Почему на российских улицах не так много психиатрических пациентов? Потому что в России о них заботятся значительно серьезнее, чем в Америке. Там, если ты неплатежеспособен, тебя в больнице держать не будут, поэтому большой процент пациентов разгуливает по улицам. Страшновато, знаете ли…

Можно ли отнести их к буйным? Можно. Потому что они, иной раз, не дают спокойно пройти. Бить они вас не будут, но могут крикнуть что-то в ухо, быть назойливыми, просить настойчиво деньги, начать кричать, ругаться, чем напугают ребенка, если он с вами. Они пребывают в каком-то своем измерении и вас пытаются в него вовлечь. Это неприятно. Бывает, идешь в благополучном районе, а там их сотни и каждый смотрит, кто-то подпрыгнет, кто-то что-то прокричит.

В России бомжи трусливые, покладистые, они прячутся, потому что частенько получают по зубам. Кого они боятся больше всего? Детей и подростков, они бывают очень жестокими.

В общем-то, это ленивые мазохисты, у которых яркая идея справедливости и того, что им все должны. Представьте себя на секундочку, лежащим на холодной земле, голодным, копающемся в помойке. Что бы вами двигало? Жажда какого-то самобичевания, причем демонстративного – «Посмотри, родитель, видишь, что со мной происходит! Видишь, я в помойке роюсь! Видишь, Бог, мир, как я страдаю! Вот как мне плохо, вот, до чего вы меня довели»

Какие у него есть варианты? На самом деле, вариантов много и всегда, всегда есть выбор. У американских бомжей это уж точно! Им готовы помочь во всем. Беженцев среди них нет, как я уже говорила, ни в Америке, ни в России. Те же таджики, бомжуют? Нет, конечно, они прекрасно устраиваются, работают, пусть и тяжело, а через год-два, уже и машину в кредит берут и детишек своих в Макдональдс водят. А приезжают они в Питер или в Москву, по сути, бомжами – не имея ни квартиры, ни денег.

У бомжовского бродяжничества есть особый смысл, потребность донести миру идею того, что случилось, как несправедливо обошлась с ним жизнь.

Какой может быть выход из сложной жизненной ситуации? Элементарно — прийти в монастырь. Любое богоугодное заведение примет человека, но взамен потребует от него трезвости и активности, то есть, нужно будет работать. Бомж согласиться на это? Нет. Ведь он ленивый мазохист.

Однажды я делала ремонт в своей квартире в Питере, мне нужно было вытащить на улицу старые рамы от окон. Я пошла к бомжам и попросила их за деньги помочь мне. Вы думаете, они согласились? Нет. «Что я тебе чурка какой-то!», — говорит мне один из них. В итоге я нашла мальчика, выходца из Таджикистана, который работал дворником , заплатила ему, и он аккуратно вытащил мои рамы. Он трезвый, работает усердно, как муравей, потому что хочет там жить по-человечески, хочет построить свое будущее.

Бомжей частенько разбирают в рабство. Они заливают прохожим, что потеряли здоровье на войне, что они ветераны, а на самом деле, отморозили себе ноги по пьянке, заснув в сугробе, и теперь работают на какого-то дядю попрошайками.

Когда вы платите бомжу, подъехавшему к вам на инвалидной коляске, знайте, что вы оплачиваете свою виновность. Вам стало его жаль и если вы не дадите ему денег, останетесь с виновностью, а если дадите, вроде как откупитесь – «я хороший мальчик, я помог нуждающемуся». На самом деле вы раскармливаете барона, который сидит над этими бомжами, и увеличиваете количество этого бизнеса. Вы своими деньгами создаете этого всего еще больше.

Как в Индии. Только потому, что вы дали из жалости мальчику без глаз денежку, другому нищему мальчику глазки в этот момент выкалывают, чтобы заставить его зарабатывать на инвалидности. Осознайте эту причинно-следственную связь. Когда вы даете деньги нищим, вы увеличиваете эту проблему.

Бомжам можно предложить работу, чтобы оплатить ее потом, можно накормить, но давать деньги просто так, нельзя. Опять же если в вас есть такая непреодолимая тяга накормить бомжа, задайте себе вопрос, что вами движет? Вы какую-то вину чувствуете? С собаками то же самое, если вы кормите бездомных псов, вы увеличиваете их количество. Хотите о них позаботиться, заберите одну к себе домой и кормите.

Существуют центры анонимных наркоманов и алкоголиков, я работала в Питере в одном их таких. Туда мог прийти кто угодно, там не требуют ни паспорт, ни прописку. Примут любого, но трезвого. Нальют чай, дадут конфеты, посадят заниматься, помогут устроиться на работу, дадут вещи. Но им это не нужно. Нет у них потребности в нормальной жизни, как бы они не плакали и не жаловались.

Что с этим делать?

В Америке свой путь решения проблемы – госпитализация, если мы говорим о психиатрических больных. Страна богатая, могли бы и пристроить этих людей, зачем им бродяжничать? В Росси такие больные по 50 лет лежат в стационарах. Законодательно привлечь в Америке бомжа за то, что он вшивый и обосраный лежит на улице, нельзя. Хочет он валяться, валяется.

Какие основные претензии к бомжам в России? «Они засрали мой подъезд! Вонь стоит! Они сожгли подвал, чердак!» Показывают сюжеты о бомжах – женщинах, мужчинам, в которых они рассказывают слезливые истории о своей жизни: «По воле обстоятельств я оказалась здесь, в этом подвале…», — рассказывает одна такая. Хорошо, пусть так, пусть по воле случая ты оказалась на дней жизни, ну, так в этом-то подвале, в котором ты жить вынуждена, ты можешь навести порядок? Почему вокруг твоей лежанки грязь, лохмотья, бутылки? Нет, не может, потому что не хочет. Она будет сидеть и плакать, пенять на весь мир, но ничего не сделает.

Что делать с бомжами в Росси, я не знаю. Если у вас есть идеи на этот счет, поделитесь ими, пожалуйста, в комментариях.

Психология бездомного и бездомности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 159.923.2

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗДОМНОГО И БЕЗДОМНОСТИ

Н.Ю. Клюева (Москва)

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования различных сфер личности в ситуации бездомности: ценностные ориентации, жизненные отношения, деятельность, среда бездомности. Результаты свидетельствуют о наличии ряда характеристик, присущих в той или иной степени всем бездомным людям. Полученные данные могут быть использованы для построения эффективной программы психологической ресоциализации бездомных людей. Ключевые слова: бездомные; бездомность; отношения; ценностные ориентации; личностные качества.

Существует достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме бездомных людей, направленных на изучение: общего положения бездомных в современном обществе (Е.С. Алексеева [2], В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский, В.С. Соколов [3], С. Батчиков [4], И.Ю. Дьяконов, М.Л. Бутовская [5], Ф.Н. Завьялова, Е.М. Спиридонова [6], Е. Коваленко [7], С.А. Стивенсон [13], исследования межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности» [11,

14]), изучение бедности как социальной неудачи и адаптации к ней (К. Муздыбаев [10]), изучение алкоголизации бездомных людей (С.А. Стивенсон [13], В.Б. Альтшулер, А.В. Кашин, С.Л. Кравченко

[1]) и др. Личность же бездомного, ее характеристики и реальные потребности мало затронуты в психологических исследованиях. Хотя логично предположить, что именно данной теме следовало бы уделять более пристальное внимание для более успешного разрешения проблемы реабилитации бездомных людей.

Все психологические характеристики, если мы хотим наделить их реалистичностью, нельзя рассматривать вне контекста жизни личности. Именно этим зачастую занимаются представители общества, рассматривая или оценивая феномен бездомности.

В обществе существует стереотип, что бездомный — это грязный пьяница, не желающий работать. Однако на деле все намного сложнее: отсутствие жилья (по самым различным причинам), отсутствие документов и регистрации (и множество преград для их получения), без наличия которых фактически невозможно устроиться на работу, отсутствие доступа к элементарным благам (душ, ночлег, стирка, нормальная еда), несовершенство системы социальной защиты, постоянные отказы в государственных учреждениях — все это сопровождается перманентным отсутствием чувства безопасности, а также тяжелым эмоциональным и психологическим состоянием, сложностью отношений с миром, о которых речь пойдет дальше. Под бездомным нами понимается человек, потерявший жилье и социальные связи и на данный момент на-

15

№ 41

Сибирский психологический журнал

2011 г.

ходящийся во взаимодействии с такими же, как он, людьми без постоянного места проживания.

Наши работы за последние 4 года были посвящены изучению феномена бездомности и личности бездомного человека, что позволило сделать ряд выводов о сущностных характеристиках личности бездомных людей. На данный момент исследование продолжается и имеет своей целью создание комплексной программы ресоциализации бездомных людей.

Для выделения личностных качеств нами были проанализированы и изучены 78 бездомных мужчин, проживающих на улице (вокзалы, теплотрассы) и в социальных гостиницах. Возраст выборки составил 25-50 лет, стаж бездомности — от года. 80% испытуемых имели образование среднее специальное, 11% — высшее, 9% — ниже среднего.

Исследование, проведенное нами, состояло из нескольких этапов:

1. Ценностные ориентации. На первом этапе были изучены ценностные ориентации бездомных людей с использованием двух методик: М. Рокича (выборка 19 человек) и Шварца (41 человек). С помощью первой методики изучались ценностные ориентации людей, живущих на улице. Вторая методика применялась при изучении бездомных, живущих в социальных гостиницах. Со второй группой было проведено интервью, направленное на более детальное рассмотрение ценностных ориентаций этой категории испытуемых. На данном этапе исследования была поставлена задача изучить ценностные ориентации бездомных людей в сравнении с профессионально успешными людьми и выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в иерархиях ценностей.

2. Среда бездомности. Вторым этапом исследования было изучение взаимоотношений и отношения человека к среде, в которой он находится и с которой взаимодействует. Данный феномен изучался следующими методиками: Неоконченные предложения (34 вопроса). Методика 8 рисунков. Рисунок «Я и моя жизненная ситуация» и метод наблюдения. На данном этапе была выдвинута гипотеза о том, что существуют определенные характеристики среды бездомности.

3. Деятельность. Влияние деятельности на личность нами рассматривалось в процессе невключенного наблюдения, индивидуальных и групповой беседы. Гипотеза состоит в том, что существуют определенные отличия в закономерностях развития способностей в деятельности в привычном для нас социуме и среде бездомности.

4. Отношения. Для изучения отношений были выбраны следующие методики: неоконченные предложения В.Б. Ольшанского, 14 вопросов, тест смысла жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, оценивание пятилетних интервалов А.А. Кроника, групповая и индивидуальная беседы.

16

Психология бездомного и бездомности

После обработки и анализа полученных данных на первом этапе нами были выделены характеристики личности бездомного человека, свойственные в большей или меньшей степени всем людям этой категории: осознание отсутствия близких социальных связей (отсутствие друзей), осознание законов взаимодействия в среде бездомных; неготовность взять на себя ответственность за свою жизнь, непринятие контроля своей жизни; отсутствие активной позиции в жизни, признание изменения ситуации при отсутствии стимула; осознание отсутствия социальных навыков общения с обычными людьми; стыд за собственный социальный статус; страх перед неизвестностью жизни; одиночество; оправдание своих пороков; экстернальный локус контроля, обвинение других в своей жизненной ситуации; снижение уровня притязаний; осознание отсутствия долговременной жизненной перспективы; низкий уровень осмысленности жизни.

Среда бездомности обладает следующими характеристиками: отношения в среде бездомных натянутые, меркантильные; отсутствие близких, дружеских отношений; существование четко выстроенной иерархии, копирующей тюремную; попадая в среду бездомности, личность ничего не привносит в нее от себя, подчиняясь законам среды; для бездомных людей ценно мнение общества, которое их отвергает.

Также был выделен первый вариант классификации бездомных людей, который в дальнейшем будет доработан. Классификация кратко представлена в таблице.

Название Основание классификации

Ведущая деятельность Место обитания

«Отрицатели» Сезонные заработки, благотворительная помощь Социальные гостиницы, вокзалы

«Реалисты» Случайные заработки, помощь «коллег», сдача металлолома Вокзальные площади, подвалы, чердаки

«Соглашатели» Мусорщики, сдача бутылок, попрошайки Помойки, задворки вокзалов, теплотрассы

Выделенные в классификации группы обладают следующими характеристиками:

1. «Отрицатели». Отрицают, не признают свои проблемы, от представителей данной группы можно слышать: «Я не алкоголик», «я не бомж». Люди на данном этапе с подозрением относятся к социальным службам и всем видам помощи, так как помнят то время, когда имели жилье. Занимают низкое положение во внутригрупповой иерархии бездомных, так как недавно вошли в среду, стыдятся своего статуса.

2. «Реалисты». Представители данной категории полностью осознают и не отрицают свое положение. За время пребывания в среде приобрели большое количество социальных связей и уже нормально

17

№ 41

Сибирский психологический журнал

2011 г.

чувствуют себя в этой среде. Зачастую мечтают о возвращении в общество, но имеют уже укрепившееся положение в обществе бездомных, что чаще всего и является удерживающим фактором принятия решения об изменении своей жизненной ситуации. Стыд своего положения заметно уменьшается, приближаясь к смирению. Чаще всего уже были в тюрьме, часты случаи заболеваний.

3. «Соглашатели». Смирились со своим положением, помощи не хотят, полностью самодостаточны и автономны, имеют сформировавшуюся систему ценностей, часто одиноки. Полностью устроились на улице и не стыдятся этого, уже не помнят, как имели постоянное место жительства. Негативно относятся к обычным людям и государству, сводя при этом контакты к минимуму. Не следят за своим внешним видом, часто встречаются психические заболевания и высокая смертность.

Из приведенных выше данных видно, что человек, попадая в ситуацию бездомности, с годами все более и более упрощает свою деятельность, приходя в итоге не к жизни, а к простому существованию. У человека происходит регресс способностей, и все сложнее становится ему вернуться в общество, чтобы нормально функционировать в нем.

Из приведенной классификации видно, как происходит деформация личности человека, живущего на улице. Существует достаточное количество исследований, посвященных развитию личности, ее эволюции, достижению высот. Мы же имеем перед глазами весьма интересный пример того, как происходит деградация личности, ее расчеловечивание. Однако мы хотим подчеркнуть, что бездомные, прежде всего, — это очень уставшие люди, доведенные до грани отчаяния, у которых почти не осталось надежды. Потере ее также способствует то отношение, которое избрало российское общество.

На данный момент нам видится необходимым для дальнейшего исследования данной темы и развития программ ресоциализации продолжение исследования по следующим направлениям: изучение конфигурации иерархии мотивов, жизненных целей бездомных людей, уровня нравственности и человечности, жизненные стратегии личности на различных этапах бездомности. Также важным видится более детальное изучение среды обитания людей без определенного места жительства по двум направлениям: образ мира как субъективное представление о среде и объективная экспертная оценка социальной среды, где живут бездомные люди.

Литература

1. Альтшулер В.Б., Кашин А.В., Кравченко С.Л. Клинико-психологические особенно-

сти бездомных лиц больных алкоголизмом // Вопросы наркологии. 2010. № 3.

2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // СОЦиС. М.:

Наука, 2003. № 9.

18

Психология бездомного и бездомности

3. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И., Соколов В.С. Петербургские бездомные: социоло-

гическое исследование // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): ежегодник. М.: Ин-т социологии РАН, 1995.

4. Батчиков С. «Русская линия»: Бедность в России как социальная и духовная про-

блема. URL: www.russk.ru (дата обращения 12.2007 г.).

5. Дьяконов И.Ю., Бутовская М.Л. Психологические особенности и эмоционально-

ценностная сфера у нищих // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 83-91.

6. Завьялова Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни БОМЖей // СОЦиС. М.:

Наука, 2000. № 2.

7. Коваленко Е.А., Строкова Е. Бездомность: есть ли выход? М.: Фонд «Институт экономики города», 2010. 128 с.

8. Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 284 с.

9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 22 с.

10. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации // Социологический журн. 2000. № 3/4. С. 36.

11. Проблема бездомности в Петербурге. М.: Исследовательская группа «ЭКРО-RG»,

2004. URL: www.homeless.ru (дата обращения 16.01.2008 г.).

12. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2007. 310 с.

13. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // СОЦиС. М.: Наука, 1996. № 8.

14. Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности в России: По материалам межрегионального исследования. СПб., 2007. 72 с.

15. Ольшанский В.Б. Становление метода неоконченных предложений. URL: socio-line.ru/node/530 (дата обращения 01.02.2007 г.).

PSYCHOLOGY OF HOMELESS AND HOMELESNESS Klueva N.Yu. (Moscow)

Summary. The results of research of different areas of personality of homeless men: values, life attitudes, activity, homelessness area is presents. The data indicate the presence of a number of characteristics inherent in varying degrees all homeless people. The data obtained can be used to build an effective program of psychological re-socialization of homeless people.

Key words: homeless; homelessness; attitude; values; re-socialization; personal qualities.

19

Бомжами пахнет

Автор Administrator На чтение 9 мин. Просмотров 542 Опубликовано

Никто вам точно не скажет, сколько в Атырауской области бомжей. Их малоприятный вид заставляет брезгливо обходить их стороной, вызывая у многих откровенное отвращение. Обычному человеку непонятно, как можно так опуститься. Можно ли изменить таких людей в лучшую сторону?

Недавно в продуктовый магазин, в котором я намеревалась купить кефир и творог, зашли двое мужчин неопределенного возраста. Один из них, не обращая внимания на очередь из трех человек, сразу двинулся к прилавку. Грязными руками вытащил из стоявшей у весов коробки копченую скумбрию и положил ее взвешивать. А потом попросил еще бутылку водки. Продавщица от такого беспредела на секунду оторопела, а потом закинула рыбу обратно в ящик.

— У вас, нахалов, столько денег нет, — отрезала она.

А я буквально пулей вылетела из магазина. Оттуда меня выгнал тошнотворный запах перегара.

От сумы и от тюрьмы не зарекайся

Вспомнилось про «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» и на какой-то миг даже стало жалко бомжа. Но только на миг. Здоровенный мужик, да на нем пахать и пахать. Зла не хватает.

И все же, как становятся бомжами? В полиции пояснили, что мнение о том, что бомжами становятся из-за склонности к пороку, тяги к алкоголю и криминальной романтике, имеет основу. То есть статус бомжа для некоторых — сознательный выбор, им скучна жизнь большинства трудяг с их рутиной, ипотеками и семейными обязательствами. Они считают, что никому ничего не должны и могут наслаждаться своей свободной жизнью, а условия проживания их не смущают и заботят несильно. Часть бомжей — это бывшие зэки. Найти работу им сложно или они не хотят, довольствуясь изредка шабашкой или «стреляя» деньги у прохожих. Другая часть бездомных не имеет судимости, но по разным причинам скрывается от полиции. К слову, многие путают бродяг и попрошаек, но это разные, так сказать, профессии. Первые — сами по себе, а вторые чаще всего имеют «хозяев», которые забирают выручку. Ставя перед собой пластиковый стакан для сбора денег с сердобольных прохожих, бомж классического вида соберет немного. Но зато если будет выглядеть менее омерзительно, то всегда сможет подзаработать. Люди, подверженные алкоголизму или употребляющие наркотики, не хотят трудиться, добровольно продают свое жилье или утрачивают его по другим причинам. Самое интересное, что по количеству алкоголики не стоят на первом месте среди людей, лишившихся жилья. Скорее человек начинает пить, уже став бомжом, чтобы легче было уснуть в тяжелых условиях, чтобы согреться в холода, чтобы забыться.

Несостоявшийся юрист

…Худой мужчина крутится у магазина. В серых тренировочных штанах, черной футболке. На лице — непонятного цвета маска. Рядом с ним собака, виляющая хвостом и не отходящая от него ни на шаг. Хозяйка торговой точки показала пальцем, мол, вот он, один из тех, для кого улица стала родным домом.

На разговор «как живется на улице» тот согласился сразу. Разговаривали, сидя на лавочке, соблюдая полагающуюся дистанцию.

Тридцатисемилетний Станислав Алексеев считает, что виной его нынешней жизни без дома является он сам. И некоторые обстоятельства.

— У вас есть удостоверение личности?    

— Да, с собой не ношу. Я родился в Карагандинской области, а жил в Таразе с бабушкой. Мама жила в Атырау. Нас три брата, и я средний. Окончил школу. Потом в Алматы учился в школе-гимназии на юриста.

— Разве в гимназии учат на юристов?

Да, — ответил собеседник, отведя в сторону глаза.

Ладно, пусть будет правдой.

— Ну вот, учился, занимался баскетболом. Перед тренировкой подрался с ребятами, когда распределяли участников команды. В 2008 году меня посадили в тюрьму за хулиганство, дали два года два месяца, отсидел один год. Переехал в Тараз. Стал встречаться с девушкой. Все у нас было хорошо. Гульсара родила сына, но расписаться мы не смогли, ее родители были против нашего брака, и потом мы переехали в Атырау. В конце концов, я ее отправил назад, к родителям, — вздыхает мужчина. – Потом нашел другую пассию — Марию, сошлись, у нас родилось двое детей. С ней тоже не сложилось, ушел. Сейчас у меня Елена. С ней семь месяцев встречаемся. У нее свой ребенок, которого она отдала на воспитание бабушке.

— Так как вы оказались на улице?

Я вырос у бабушки, и когда она умерла, а потом не стало и мамы, будто все перевернулось. Ну, не могу этого объяснить. Раньше не выпивал спиртное, не курил. Потом начал. С женщинами не везло. Я работал на рыбной базе, меня часто дома не было. Некоторые от меня гуляли «на стороне».

Квартиру Станислав потерял по собственной глупости. После смерти матери он обменял ее жилье на дачу. Старший брат живет в Уральске, у него есть дом, семья, в общем, все, как у нормальных семей. Младший тоже хорошо устроился.

А я живу, где придется. Никому не хочу быть обузой. Иногда удается поработать грузчиком, арбузы, например, разгружать, тогда снимаю на короткий срок квартиру.

— А что стало с дачей?

— Родная тетка забрала.

— Может, боялась, что и дачу на что-то обменяете?

Не знаю, но у нас на этой почве произошел скандал, короче, через ругань дача ушла.

— Если болеете, как лечитесь?

Нет, вообще ничем не болею, — похвастался Станислав и ласково потрепал собаку за ухо. — Не хочу жить, где попало, хочу свой угол, родной.

— А что для этого делаете?

— Пока ничего не получается. Зимой, когда холодно, приходится жить в подвалах, а когда тепло, где придется. Подавал документы на квартиру, только обещают.

— Может, для начала бросить выпивать?

Я несколько раз пробовал, не получается.

Протянув бомжу 500 тенге на корм собаке, услышала в ответ радостно-возбужденное: «Благодарствую». Ушел он быстро, а его Шема, продолжая вилять хвостом, от него не отставала.

В опорном пункте управления полиции города Атырау, куда я позвонила после разговора с Алексеевым, мне пояснили, что не все рассказы бездомных об их судьбах стоит принимать за чистую монету. Полицейские знают большинство бомжей на своих участках:

— У Алексеева нет документов. Сейчас с ним женщина, тоже бомж. Ему предложили работать в частном хозяйстве, там есть жилье и зарплата. Отказался.

По словам главного психолога Атырауского областного центра психического здоровья Акмарал Шариповой, психология бомжа как раз и заключается в том, чтобы обеспечить себе существование без каких-либо усилий.

— Предложите закоренелому бомжу поработать. Откажется! Зачем ему трудиться, если можно что-то найти на помойке, выпросить денег у сердобольных прохожих. Они чрезвычайно ленивы, — поясняет Акмарал Максатовна. — Психология подобных людей надломлена, им очень тяжело вернуться к нормальной жизни. Рассматривая жизненный путь каждого из них, можно проследить причины, которые привели к такому результату. Есть те, кто сам загубил свою жизнь, есть обманутые или жертвы бедствий, например, лишившиеся жилья из-за пожара. На дне жизни могут оказаться и буквально вчера еще приличные люди. Причинами могут быть алкоголизм, потеря близких.

По мнению психолога, это далеко не та ситуация, которую можно назвать безнадежной. Человеку нужны большие силы и поддержка для того, чтобы измениться.

Мир не без добрых людей

У другого бездомного — 58-летнего Али Умарова из Уральска — с документами все в порядке. Но вернуться к жизни с домашним адресом он не может и тоже находит оправдания. Правда, Али, если можно так выразиться, приличный бездомный. Одет чисто. Из-за этого его трудно принять за бомжа. Тем не менее, на улице обитает не один год. Иногда умудряется, заработав на «шабашке» денежку, снять более или менее приличное жилье. Он зарабатывает на сантехнических работах, а рассказали о нем корреспонденту «Прикаспийской коммуны» в одном из КСК. Договориться о беседе, как и в случае с первым бомжом, не составило труда.

Сам я родился на Кавказе. Мой отец и мать уехали работать в Казахстан, и я с 1978 года тоже здесь, — говорит Али. — Учился в строительном техникуме. Служил в армии. Демобилизовался. Работал на стройке, в животноводстве. Когда произошел развал СССР, мои родители уехали домой, на Кавказ, а я остался. Почему с ними не поехал? Не получилось. Пытался, но из России меня депортировали. Вот, шестой год на улице живу. Была семья, гражданская жена, сын и дочь, а они живут в Чеченской Республике. Мне знакомые помогают, помыться пускают, мир не без добрых людей, да и сам зарабатываю.

— Значит, не «стреляете» деньги у прохожих?

— Что вы, я воспитанный человек. И у меня есть документы, только, чтобы вернуться на Кавказ, меня не пропускают через таможню. Да вот висят неоплачиваемые штрафы за пьянство, тунеядство.

— Как это? Ведь сейчас за тунеядство не привлекают к ответственности.

— Ну, например, есть штрафы за курение в неположенном месте. Знаете, я сейчас стараюсь жить нормальной жизнью, не поддаваться панике, выпиваю по праздникам с друзьями. Среди них есть детдомовские ребята.

— Где будете жить зимой?

— На работу в подсобное хозяйство поеду, может, сторожем возьмут. Люди знаете, какие ушлые, кто-то платит за работу, а некоторые — нет, — вдруг добавляет он.

В общем, такое вот откровение бездомного. Ни слова о том, почему уехал из Уральска, и что там стало с жильем.

Бродяги и коронавирус

Кстати, каждый год в Атырау проводилось оперативно-профилактическое мероприятие «Бродяга». Полицейские выявляли и ставили на учет лиц без определенного места жительства. В прошлом году выловили 220 бродяг. А нынешний год стал исключением. Из-за пандемии отработку пришлось отложить до лучших времен. Отыскать бомжа и поместить его в приемник-распределитель и дальше, при необходимости, определить в центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ранее — центр социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительстваПрим. автора), сегодня полицейские не могут. А сами люди, предпочитающие улицу, всеми силами стараются не попасться на глаза людей в погонах.

Первый заместитель начальника управления полиции города Атырау Ерлан Бигамбаев поясняет, что с марта нынешнего года центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, никого из бездомных не принимает.

Сегодня это сделать невозможно, так как в центр без ПЦР-теста людей не принимают, — довел до сведения Ерлан Валерьевич. — На сегодняшний день в Атырау примерно 50 бездомных.

Понятно, что вопросы ресоциализации бездомных в общество очень важны. И вероятность того, что у человека получится самостоятельно и без чьей-либо помощи выйти из этого положения, крайне мала. Самое главное, чтобы сам бомж этого захотел.

Светлана НОВАК

Фото автора

Откуда берутся бомжи? | Психология

Итак, какие обстоятельства могут подтолкнуть человека на край обрыва, дно которого населяют «люди без определённого места жительства»?

1. Неудачная миграция из глубинки в крупный мегаполис. Например, большинство московских и питерских бомжей — приезжие из отдалённых регионов. История типичная: едут на заработки, но не могут ничего найти, а деньги закончились, знакомых в городе нет. Остаётся прибиться к собратьям по несчастью и стать человеком «дна».

2. Потеря жилья из-за недобросовестных риелторов, хитрых родственников.

3. Долги, за которые пришлось расплачиваться жильём.

4. Утрата собственности в связи с судимостью. На воле бывшие заключенные остаются ни с чем, государство или родственники забирают жильё, взамен ничего не предоставляя. Причём реальной возможности найти работу и снять квартиру для бывших уголовников нет.

5. Беженцы из стран, где происходят локальные военные конфликты, не имеющие возможности (по разным причинам) получать социальную помощь и не скопившие начального капитала.

6. Наличие психического заболевания с тягой к бродяжничеству (таких никто не ищет, т.к. родственники махнули на них рукой). Фото: pascualamaia, pixabay.com

7. «Романтики», которым захотелось экстрима в виде ночёвок на теплотрассе и еды из мусорных баков. Их немного, но некоторые навсегда увязают в «новой жизни» без тягот ежедневного труда и моральных обязательств.

Видя летом спящих на городских лавочках бомжей, можно подумать, что живут они «нигде». Однако это иллюзия. Законы выживания в каменных джунглях диктуют свои правила.

Бездомные сбиваются в группы и обустраивают относительно комфортные (на их взгляд) убежища, куда не пускают чужаков. Это могут быть аварийные дома, откуда отселили всех жильцов, заброшенные дачи, подвалы, люки теплотрассы, а также самодельные шалаши в относительно безлюдных местах. Мебель и утварь добываются на свалках и помойках. Некоторые женщины-бомжихи даже умудряются создать подобие уюта, особенно если есть партнёр.

Что касается еды, то найти её не проблема. Бомжи «исследуют» мусорные баки, знают места, куда выбрасывают просроченные, но фактически ещё годные продукты из кафе и магазинов.

Моются они крайне редко (нет условий и особой мотивации).

Большинство из них являются разносчиками опасных заболеваний, включая туберкулёз, гепатит и ВИЧ. Чаще всего бездомные болеют педикулёзом, чесоткой, различными видами грибковых заболеваний.

Чтобы вернуться к нормальной жизни, им нужно, прежде всего, желание, умение прилагать усилия, реалистичные планы на будущее. Но психология бомжа как раз и заключается в том, чтобы обеспечить себе существование без каких-либо усилий. Предложите закоренелому бомжу поработать — он рассмеётся вам в лицо. Зачем ему трудиться, если можно что-то найти на помойке, выпросить мелочь у сердобольных старух, украсть то, что плохо лежит. Лень бомжей — признак глубокой психосоциальной дезадаптации.

Бомжи — это целый мир с разными судьбами людей, их психологическими портретами, их внутренней болью. Они спокойно плывут по течению, не желая бороться с обстоятельствами и своими недостатками.

Прежде чем клеймить этих опустившихся, потерявших всякую надежду людей, нужно вспомнить простую истину: абсолютно каждый человек однажды может оказаться на улице. Здесь срабатывает «злая шутка» человеческой адаптивности к различным социальным статусам: средний представитель человечества быстро привыкает к унизительной, дефицитарной ситуации «жизни на улице», и впоследствии им руководит не только кажущаяся невозможность выбраться со дна «ямы», но и нежелание делать это.

Характеристики социальной компетентности лиц БОМЖ

Аннотация

В настоящей публикации представлено эмпирическое исследование характеристик социально-психологической адаптации бездомных, их склонности к зависимости и выраженности мотиваторов активности личности. Эмпирическая часть опирается на данные теоретических работ авторов, выделяющих психологические и социальные особенности бездомных, обусловливающие их социальную дезадаптацию и трудовую дезинтеграцию. Сделана попытка систематизировать результаты предыдущих изысканий с целью создания оптимальной модели социально-психологического сопровождения лиц БОМЖ.

Ключевые слова

социальная компетентность, социально-психологическая адаптация, бездомные, склонность к зависимости, интеграция в трудовые отношения

Ссылка для цитирования

Беляева О.А., Поляков А.В. Характеристики социальной компетентности лиц БОМЖ // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2 (30). С. 88–96.