зачем нужна позитивная психология – Новости – Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Положительные эмоции и такие чувства, как благодарность, устойчивость и сострадание, повышают качество жизни, человеческих отношений и эффективность в работе. Все более востребованной в обществе становится позитивная психология, способная мягко направлять человека в переломные моменты. Какие инструменты применяются сегодня в работе бизнес-психолога и почему психологическое здоровье сотрудников имеет первостепенное значение для бизнеса, на мастер-классе магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ обсуждали эксперты, тренеры и психологи.
iStock
Позитивная психология — это междисциплинарная область, посвященная качеству жизни человека, его здоровью и благополучию. В центре внимания — позитивный потенциал человека, а главные вопросы, которые она рассматривает, — как жить лучше и находить смысл в своих действиях.
Основоположник этого направления Мартин Селигман стремился изменить парадигму современной психологии: от негатива — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Позитивная психология строится на трех столпах: изучение позитивных эмоций, изучение позитивных черт и изучение позитивных социальных институтов. Теория оптимизма Селигмана состоит в том, чтобы объяснять неудачи в положительном ключе и видеть возможности в проблемах.
Другая теория — концепция субъективного благополучия американского психолога Эда Динера — заключается в переживании в большей степени приятных эмоций и повышении уровня удовлетворенности жизнью. Например, через гормон окситоцин можно влиять на состояние человека: вызывать у него эмпатию, нравственные переживания и доверие к другим людям.
«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди. Вот в чем заключается позитивная психология», — отмечает сертифицированный бизнес-психолог, старший тьютор магистерской программы по бизнес- и организационной психологии департамента менеджмента и маркетинга Вестминстерской бизнес-школы Лиза Мэтьюмен.
Лиза Мэтьюмен уверена, что один из главных инструментов позитивной психологии в бизнесе — сострадание. «Очень важно, чтобы руководитель коллектива умел и сострадать, и понимать себя», — подчеркивает она. Основная задача коучинга — улучшить жизнь клиента: развить таланты, способности к постановке целей и их достижению, помочь создать благоприятную среду на рабочем месте. «Бизнес-психологи хотят положительно повлиять на жизнь клиента, — рассуждает Мэтьюмен, — все остальное — производные от этой задачи».
Коучи, применяющие инструменты позитивной психологии, фокусируются на создании и развитии сильных сторон человека. Это, по словам Лизы Мэтьюмен, является более эффективным путем к успеху, чем попытки добиться совершенства в неподходящих областях. Важно, продолжила психолог, выделить семь сильных характеристик своего клиента, которые в последующем будут развиты.
«Бизнес-психолог стремится к тому, чтобы клиент получал удовольствие от того, что он распоряжается своей силой», — подытожила она.
ретья стадия уже требует применения психологических практик, например, осознанности или проработки проблем с психологом, потому что человек становится недовольным окружением и собой. Практика осознанности — это тренировка управления вниманием. Можно заняться медитацией, дыхательной гимнастикой или рефлексией.
Две последние стадии эмоционального выгорания характеризуются хроническим стрессом, потерей работоспособности и даже угрозой жизни или карьере. Здесь решать проблему нужно уже с профессионалом.
Чтобы не доводить до выгорания, не усугублять психологические проблемы и быть в ресурсе, по словам Андрея Евдокимова, важно следовать нескольким простым принципам. Основные шесть правил для поддержания ресурсного состояния звучат так:
- завершайте начатое вовремя;
- делайте позитивную переоценку проблем через их плановое решение;
- измените свои ожидания и переосмыслите поражение;
- делите большую победу на маленькие этапы;
- начинайте работать со своей психикой прямо сейчас;
- помните о творчестве: создавайте безопасное пространство для полного проживания эмоционального цикла.
Это позволит сделать собственное повседневное состояние более ресурсным, а значит, улучшить психологическое состояние и повысить качество жизни, уверен эксперт.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, его поведения, отношений и общения с людьми
*
Содержание:
- 1 Психология человека в обществе… “от рождения до смерти”
- 2 Психология жизни человека как личности
- 3 Психология развития личности человека
- 4 Цели психологии
- 5 Мужская и женская психология
- 6 Дисциплина – Психология человека
- 7 Психология отношений парня и девушки
- 8 Психология отношений между мужчинами и женщинами
- 9 Психология человеческого стресса
- 10 Психология памяти человека
- 11 Психология управления людьми
- 12 Различные методы психологического влияния на людей
- 13 Психология Любви и отношений
- 14 Психологические расстройства человека
- 15 Психология. Мимика и жесты лжи.
- 16 Психология сознательного и бессознательного в человеке
- 17 Болезни психики человека
- 18 Расстройства человеческой психики
- 19 Влияние психики на организм человека
- 20 Любовная психология человека
- 21 Психология цвета в рекламе
- 22 Психология похудения
Психология человека в обществе… “от рождения до смерти”
Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.
Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.
Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других.
Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору.
Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс.
От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это – постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.
Формирование личности начинается уже в раннем детском возрасте. У каждого человека есть врожденный дар впитывать в себя то, что он наблюдает и ощущает, а затем пользоваться этими знаниями.
Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.
Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие.
Помните, что главное средство для достижения успеха – практика.
Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.
Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.
Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.
Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.
Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.
Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей.
Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.
Актуальный во все времена вопрос, как стать счастливым человеком, начинается с понимания самого себя в контексте жизненного благополучия. Но получить удовлетворение от действительности невозможно без решения такой проблемы, как личностное развитие.
Развитие личности – это сложный поступательный процесс, ведущий к изменениям интеллекта, поведения, деятельности и прочих составляющих личности человека.
Изучить психологические параметры человека и использовать полученные результаты в жизни. Выделяются 2 раздела психологических целей. Это гражданская психология и военная.
Гражданская психология — это жизненные факторы поведения человека во всех сферах жизни, общество, семья, здоровье, быт, работа, отдых и другие.
Военная психология — это психологическая дисциплина (программа), которая состоит из многих подразделов: психологическая выучка солдата, устойчивость, выносливость, обучение и другие.
В военной психологии существую закрытые разделы, которые изучаются и практикуются для применения в военных и разведывательных целях.
Человек многообразен и нет одинаковых людей и их поведения, но есть категории полов, которыми нас разделила жизнь при рождении — на мужчин и женщин.
Вы хотели стать женщиной, а Вы мужчиной? Да.., Нет…, к сожалению, действительность такова, что некоторые из мужчин психологически — женщины, а женщины — это мужчины.
Но не будем забегать вперед, перейдем к раскрытию темы о психологии женщины и мужчины, которые считают себя таковыми.
В содержание дисциплины психологии входят такие понятия, как сознательные и без сознательные проявления психики человека, общение человека и его речь, структура личности психологических особенностей человека, темперамент, характер человека, способности мотивационной сферы деятельности. Введена рейтинговая система оценки в психологии.
Парень — это обычный человек со своими особенностями характера, своими привычками и манерами.
Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь. Психология любви парней складывается из следующих этапов и у каждого они индивидуальны.
Девушка — это обычный человек со своими особенностями характера, своими привычками и манерами.
Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь.
Мужчина сильнее физически, но слабее женщины в моральном плане, мужчина старается сдерживать эмоции, боится показать свою несостоятельность, свои низменные чувства прячет в самых укромных уголках своей души. Значит ли это, что мужчина – моральный оборотень для женщины? Этот вопрос могут задать и мужчины о нас, женщинах. Мы такие разные… В психологии мужчин в отношениях с женщинами чувствуется их хватка просто за живое, они могут обидеть просто желая не выдать свои тайны, обидеть потому, что он, мужчина, а Вы – женщина.
Кстати, совсем не выявляется мужская психология онлайн, она идеально скрыта и невесома.
Необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом других стран, где в качестве лечения стрессовых ситуаций организуются группы людей с аналогичными проявлениями, они встречаются и обсуждают причины возникновения стресса, как правило в большинстве случаев, происходит восстановление нервной системы. Каждый человек индивидуален и так же индивидуален стресс человека. При стрессовых ситуациях неотъемлемым является участие посторонних людей в познании причин стресса и сглаживание последствий, действующих на сознание человека.
Психология памяти человека
Тема памяти человека связана с водной средой. Человек состоит из воды на 80%.
Учеными доказано, что вода имеет свойства запоминать различные воздействия на нее со стороны.
Вода кристаллизуется при благотворном влиянии со стороны и образует правильные (красивые) кристаллические формы, если на воду оказывается негативное воздействие, форма кристаллов хаотично выстраивается в искривленные и деформированные изображения клетки воды.
К сожалению, «дар» манипулирования (управления) ситуацией и людьми, дан далеко не каждому. Однако, стоит попробовать освоить его «технологии». А что, если, на самом деле, у вас есть способности к манипулированию, а вы не замечали его? Давайте-ка проверим. Вам страшно? Вы боитесь, что люди «заметят» ваш дар и перестанут вас уважать, считая предателем или еще кем-то (фантазия людей – невероятно богатая, как и их словарный запас, в то время, когда они на кого-либо злятся или кого-то «тихо» ненавидят).
Управление – это такой же навык, как например обыкновенная ходьба: нужно только к нему привыкнуть и освоить его «азы» таким образом, чтобы уметь потом применять на практике.
Человеческая психика – это одна из тайн внутреннего мира людей.
Психика – это «коктейль», состоящий из различных психических явлений и психических процессов.
Хотите знать конкретно о том, что входит в этот коктейль? Эмоции, ощущения, воображение, память…. Дальше – можно не перечислять: вы очень скоро и сами все поймете. Этот «коктейль» действует на человека по – разному. Все зависит от ситуации и случая. Очень часто, психику человека, используют в очень корыстных целях. Цели эти, в основном, направлены в «недоброе» русло. Иногда – наоборот.
Сказка — это отношения, в которых мужчина и женщина становятся спутниками, попутчиками, единомышленниками в самом лучшем смысле этих слов. Такова психология любви и отношений. Существуют романтические отношения, которые развиваются ровно, без резких перепадов. Чтобы сохранить такие отношения, необходимо «подпитывать» их. Всегда надо стараться сохранить интерес друг к другу, даже если у вас за плечами несколько лет брака.
Как часто, некорректно, мы используем слово «ненормальный». Если бы так назвали нас, нам было бы безумно неприятно и обидно. А теперь представьте, что есть люди, для которых, говорить такое слово, в порядке вещей. К числу таких людей, относятся невоспитанные хамы, на которых, казалось бы, не следует обращать внимания. Но сознание и анализаторы, ведь, «перекрыть» никак невозможно. «Ненормальность» — понятие относительное.
А что, если люди, которых привыкли считать «нормальными», наоборот, ненормальные? У каждого – свои критерии отбора адекватности.
Не пытайтесь сосчитать, сколько раз в день вы обманываете: собьетесь со счета просто – напросто. Дело в том, что есть такая ложь, которая незаметна даже самому себе.
Пример: нас спросят «как дела?», мы отвечаем «Замечательно», даже если это не так. Мы мило улыбаемся, будто действительно все так прекрасно, как кажется тому, кто интересуется нашей жизнью.
А по улыбке, кстати, тоже можно распознать ложь….
«Потоки сознательности» управляют людьми в той или иной ситуации. Человек, благодаря наличию сознательности, может адекватно подойти к ситуации, принять решение, осознать происходящее. Вы ходите, пьете, дышите, считаете деньги, стоите в очередях, ищите покупки…. Это все вы делаете, понимая (осознавая) каждое свое действие.
Вы сейчас подумаете о том, насколько прекрасно то, что, в психике, существует сознательность. Если бы не она, люди были бы ниже, чем растения по своему развитию.
Болезни психики человека
Болезнь – это не сладенький торт, который скушаешь, насладишься и останешься довольной.
Болезнь – это «пропасть», в которую может попасть абсолютно каждый человек. Болезнь не смотрит ни на гражданство, ни на вероисповедание, ни на половую принадлежность человека.
Она просто «притягивает» людей к себе, и все. Человек, который сильнее – сможет «вырваться из лап заболевания», тот, который слабее – сдается ей, ни о чем не задумываясь.
Не все болезни отличаются какой-то «предвиденностью» или симптоматикой. Есть такие болезни, которые относятся к «неполадкам» психики. А психика – настолько глубинная «человеческая часть», что до нее не всегда есть возможность достучаться, чтобы разобраться в том, что, как и когда лечить.
Психика может «болеть» такими болезнями, которые привлекают своей «небывалостью». В них трудно даже поверить, как и в сказочного персонажа, появившегося в реальности.
Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь. Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей.
Когда мужчины любят…. А умеют ли любить они? Вы знаете, умеют, но не все. Или, если правильнее сказать…. Каждый мужчина по-своему любит.
У них своя любовная психология для отношений с женщинами. Расскажем о пяти видах любви мужчин, чтобы было интереснее вникнуть в тему.
Есть такая наука, называемая Колористикой. Это наука о цвете, позволяющая нам глубже проникнуть и понять законы мира цветовой гаммы.
Наверное, всем известно, что цвет является информационным носителем и провоцирует определенные эмоции и чувства. Эти его качества давно и успешно используются в мире рекламы. По мнению психологов не менее 60% успеха рекламной кампании зависит от ее цветового решения, цвета в рекламе.
Психология похудения
И снова – недовольные собой…. И снова – все надежды на диеты…. Ради того, чтобы соответствовать «глянцевым» стандартам, очень многие женщины «бросаются в омут диет», не обращая внимания на то, что здоровье «умоляет» о нем не забывать.
Конечно, в тот период, когда женщины мечтают о фигуре, они ставят здоровье на второй план. Они считают, что лучше быть без здоровья, но с фигурой. Глупо, по-детски, но красота – дороже.
Возникновение «психологического человека»
Представления о том, что человеческое процветание заключается прежде всего во внутреннем ощущении благополучия, что подлинность обретается в способности действовать внешне так, как чувствуешь себя внутренне, и что то, кем мы являемся, во многом зависит от личный выбор, а не внешнее навязывание, стали обычными интуитивными представлениями, лежащими в основе многих бед нашего общества. Первая статья из двух частей.
Если избрание Дональда Трампа в 2016 году продемонстрировало тот факт, что Соединенные Штаты являются глубоко разделенной страной, которой не по себе, то кризис COVID, протесты и беспорядки прошедшего лета послужили лишь тому, чтобы подчеркнуть этот факт. Хаос и суматоха — в порядке вещей. Кажется, что даже самые твердые вещи растворяются в воздухе, а все, что когда-то было священным, кажется оскверненным, от важности национального государства до границ сексуальной морали и определения семьи. И посреди всего этого такие вопросы, как свобода слова и вероисповедания, которые так долго считались основными для благополучия общества, теперь осуждаются как инструменты угнетения и инструменты ненависти.
Есть ли что-то, что связывает эти разные явления воедино? Существует ли какое-то основное состояние или набор состояний, симптомами которых являются эти проблемы, или мы просто живем в момент времени, когда бушует настоящий шторм не связанных между собой конфликтов, которые объединились, чтобы дестабилизировать то, что предыдущие поколения просто считали чем-то незыблемым? постоянна, как северная звезда? Ответ на этот вопрос, безусловно, необходим как для точного понимания нашего времени, так и для разработки вдумчивых и конструктивных ответов.
Я хочу предположить, что одним из ключевых факторов трансформаций, которые мы видим вокруг себя, является нормативное представление о себе, с которым мы работаем. В этой первой части эссе, состоящего из двух частей, я вкратце описываю рост современного западного способа понимания «я». Завтра я расскажу о некоторых способах, которыми это изменило — и продолжает изменять и даже дестабилизировать — западное общество, прежде чем предложить несколько кратких заключительных мыслей о том, как христиане могут реагировать.
Что такое «Я»
Что я подразумеваю под «Я»? Под «я» я подразумеваю то, как мы представляем свою цель в жизни, что заставляет нас жить, что делает нас счастливыми, в чем состоит наша свобода. Это Я является сегодня одной из прежде всего психологических конструкций. Мы думаем о себе с точки зрения наших внутренних убеждений, наших чувств; следовательно, мы интерпретируем цель и смысл нашей жизни в соответствии с этим, видя, например, счастье в терминах внутреннего ощущения психологического благополучия. Это то, что социолог Филип Рифф назвал «психологическим человеком», а Чарльз Тейлор и Аласдер Макинтайр назвали «экспрессивной личностью».
В прежние века личное значение было чем-то, что люди открывали, узнавая, как найти себя в установленных внешних структурах, таких как семья, церковь или нация. Однако с психологическим поворотом эти вещи начинают рассматриваться как потенциальные препятствия для личной подлинности.
Для такого типа характерно видеть проблематичным внешний авторитет. В более ранние века личное значение было чем-то, что люди открывали, узнавая, как найти себя в установленных внешних структурах, таких как семья, церковь или нация. Однако с психологическим поворотом эти вещи начинают рассматриваться как потенциальные препятствия для личной подлинности.
Наиболее радикально это проявляется в утверждении, что можно иметь женское тело и при этом оставаться настоящим мужчиной: внутреннее психологическое убеждение является истинным основанием идентичности, которому должна уступить внешняя, биологическая реальность. Тем не менее, мы не должны позволять использованию такого крайнего примера, как трансгендеризм, обманывать нас, заставляя поверить в то, что это прерогатива небольшого маргинального меньшинства. Представления о том, что человеческое процветание заключается прежде всего во внутреннем чувстве благополучия, что подлинность обретается в способности действовать внешне так же, как чувствует себя внутри, и что то, кем мы являемся, в значительной степени является вопросом личного выбора, а не внешним навязыванием, являются интуитивными. мы все разделяем. Брюс Дженнер вполне мог стать Кейтлин только в культурных рамках, которые к 2015 году уже были интуитивно понятными9.0003
Поворот внутрь и разрушение трансцендентности
Чтобы предложить сокращенный рассказ об интеллектуальной генеалогии психологической самости, мы можем начать с восемнадцатого века с Жан-Жака Руссо. Он утверждал, что люди были бы наиболее аутентичными, если бы их не заставляли играть чуждые роли, навязанные им вежливыми условностями общества. В его мире развращает общество, которое требует, чтобы мы подчинялись его условностям. Недуги общества проистекают из этой отчуждающей внешней среды. В гипотетическом естественном состоянии люди были бы свободны, нравственность покоилась бы на стихийном сопереживании, и каждый был бы внешне тем, чем он себя чувствовал внутренне.
Это представление о том, что культура и цивилизованное общество были проблемой, а правильно настроенные эмоции были ответом, было подхвачено и популяризировано романтиками, чья художественная сосредоточенность на природе была средством, с помощью которого они связывали свою аудиторию с подлинными эмоциями. Акцент делался на внутреннюю психологию как составляющую настоящего человека. Истинная самость и истинное счастье были найдены внутри.
Мой дедушка сказал, что его работа приносит ему удовлетворение, потому что она позволяет ему поставить еду на стол своей семьи и обуть ноги своих детей. Этот ответ поразителен именно потому, что он направлен вовне.
Мы можем увидеть, насколько влиятельным было это развитие, если задуматься о понятии удовлетворенности работой. Я помню, как однажды спросил своего деда, который всю жизнь занимался листовым металлом на заводе в Бирмингеме, находил ли он удовлетворение в своей работе. Он ответил, что он действительно находил свою работу удовлетворительной, потому что она позволяла ему поставить еду на стол своей семьи и обуть ноги своих детей. Этот ответ поразителен именно потому, что он направлен вовне. Любое чувство удовлетворения, которое он испытывал, было результатом действий, которые он совершал для других. Задайте мне тот же вопрос, и я отвечу, что моя работа доставляет мне удовольствие, потому что мне нравится преподавать. Мне приятно стоять перед классом и обсуждать интересные идеи. Чтобы быть разговорным, это дает мне кайф. Разница очевидна: мое представление об удовлетворении направлено внутрь, оно связано не столько с моим воздействием на других, сколько с моими собственными непосредственными чувствами, чем с моим воздействием на других.
Если обращение внутрь себя, к психологии и эмоциям, является одним из основных элементов развития современного «я», следующим является уничтожение понятия трансцендентной человеческой природы. Девятнадцатый век здесь решающий. Феноменология Гегеля поставила историческое развитие человеческого сознания в центр своих философских исследований, тем самым потенциально релятивизируя любое конкретное историческое выражение человеческой природы. Маркс, как известно, перевернул его с ног на голову, поместив экономические отношения в основу истории и, таким образом, сделав саму человеческую природу функцией меняющихся средств производства, тем самым, возможно, усилив ее пластичность. Теория эволюции Дарвина подорвала представление об исключительности человека, устранив различие между людьми и другими формами жизни. А Ницше назвал блефом кантовскую философию, заявив, что ни притязания на знание, ни суждения о добре и зле не могут иметь по-настоящему авторитетного статуса в мире, где Бог был сознательно отстранен от любой активной роли в картине вселенной, с которой философы Просвещения эксплуатировался. В этот момент психологический поворот, который мы находим у Руссо и романтиков, теряет стабильность, обеспечиваемую их уверенностью в том, что существует такая вещь, как человеческая природа, которую мы все разделяем. И с этим движением все, что неявно остается от человеческой цели, — это достижение личного психологического счастья в любой форме, которая работает на заинтересованного человека.
Сексуализированные и политизированные
Однако в этой истории есть еще два шага, которые необходимо отметить, прежде чем мы сможем обратиться к патологиям сегодняшнего дня. Первая – это роль Зигмунда Фрейда. Хотя многие из конкретных теорий Фрейда были решительно отвергнуты за десятилетия после его смерти, одна основная идея продолжала захватывать культурное воображение: человеческие существа формируются на очень глубоком уровне их сексуальными желаниями. Теория Фрейда о детской сексуальности сделала сексуальное желание постоянным фактором того, что значит быть человеком. Его представление о том, что прототипом человеческого счастья является сексуальное удовлетворение, привело к сексуализации того психологического внутреннего пространства, которое мы находим у Руссо и романтиков. Тем самым оно сделало человеческое процветание в его идеальной форме тождественным сексуальному удовлетворению. Это также — и что наиболее важно — сделало секс вопросом идентичности, а не в первую очередь деятельностью. По Фрейду, секс — это то, чем вы являетесь, а не просто то, что вы делаете.
Фрейд отождествлял человеческое процветание в его идеальной форме с сексуальным удовлетворением. Это также — и что наиболее важно — сделало секс вопросом идентичности, а не в первую очередь деятельностью. По Фрейду, секс — это то, чем вы являетесь, а не просто то, что вы делаете.
Второй шаг — это присвоение Фрейда некоторыми мыслителями-марксистами в середине двадцатого века. Фрейд классно утверждал, что цивилизация или культура были результатом компромисса между индивидуальным сексуальным желанием и требованиями общественной жизни и социального сохранения. Проще говоря, люди обуздывают свои самые темные инстинкты, чтобы иметь возможность жить вместе в относительном мире, направляя энергию, созданную этим подавлением, на культуру или цивилизацию, воплощенную в таких видах деятельности, как искусство, политика, спорт и религия. Таким образом, цивилизованные люди обречены на некоторое недовольство, потому что цивилизация представляет собой уровень подавления.
В середине двадцатого века мыслители-марксисты, такие как Герберт Маркузе и Вильгельм Райх, ухватились за эту идею психологического подавления как за ключ к разрешению одного из больших пробелов в марксистской теории: как дать рабочему классу возможность развить революционную самодеятельность. сознание. Особенно остро этот вопрос стоял в силу истории начала ХХ века. Почему, например, революция 1917 года удалась в России — феодальном, аграрном обществе без развитого промышленного рабочего класса — и потерпела поражение в 1917 году?19 в Германии — промышленно развитой стране, чей правящий класс только что привел страну к позорному поражению в Первой мировой войне? И почему рабочие поддерживали реакционные движения, такие как нацизм и фашизм, а не Коммунистическую партию? Как пробудить пролетариат от политической спячки?
Ответом был демонтаж традиционных сексуальных кодексов. Райх и Маркузе рассматривали такие кодексы как эффективное усиление нормативной природы нуклеарной семьи, то, что левые марксисты считали тренировочной площадкой для социального конформизма и послушания — фабрикой, если хотите, по производству безмозглых автоматов, которые примут буржуазный статус-кво со слепым повиновением. Когда дети учатся бояться, любить и подчиняться отцу, они готовятся к послушанию, которого требуют политические диктаторы, такие как Гитлер и Муссолини. Таким образом, Новые левые согласились с Фрейдом в том, что структура и ценности общества являются результатом сексуального подавления; но они видели в этом исторически случайную вещь, идеологическую конструкцию, предназначенную для укрепления авторитета господствующего класса буржуазии. Таким образом, в основе революции должен лежать демонтаж буржуазной сексуальной морали пожизненной моногамии, нормативной гетеросексуальности и подавления подростковой сексуальной активности. Таким образом, психологическое «я» становится центральным элементом политической борьбы, как и пол и сексуальность.
Конечно, эта генеалогия современной личности довольно элитарна. Мало кто сегодня читал Руссо или Маркузе. Тем не менее, представление о психологизированном, сексуализированном «я» поощрялось и укреплялось другими культурными влияниями и моделями социального поведения. Массовая сексуализация развлечений поставила секс и сексуальность в центр того, как люди думают о себе. И политические левые подхватили райхианскую связь сексуального и политического освобождения и тем самым усилили психологическое измерение политической борьбы. Даже расовая политика, переосмысленная через призму критической расовой теории, теперь ставит психологические категории в центр своего дискурса.
Короче говоря, это новое психологическое Я находится в процессе изменения всего. Хотя его корни уходят глубоко в историю, его последствия все еще проявляются сами собой, и это помогает объяснить ощущение текучести и даже анархии, которые мы можем испытать, когда мы наблюдаем ниспровержение ценностей и убеждений, которые предыдущие поколения считали жизненно важными. к свободному обществу. Поэтому во второй части я рассмотрю, как это психологизированное представление о себе лежит в основе пары самых спорных моментов нашего культурного момента — посягательств на свободу слова и свободу религии, — и поразмышляю над тем, как мы могли бы реагировать на давление, которое нарастает против тех, кто придерживается таких традиционных социальных добродетелей.
Это эссе адаптировано из лекции, прочитанной в Faith & Law в Вашингтоне, округ Колумбия.
Да, говорящий о нашем времени; ПЯТЬ ЭПОХ ЧЕЛОВЕКА: Психология истории человечества. Джеральд Херд. 399 стр. Нью-Йорк: Джулиан Пресс. 8,50 долларов.
Утвердитель нашего времени; ПЯТЬ ЭПОХ ЧЕЛОВЕКА: Психология истории человечества. Джеральд Херд. 399 стр. Нью-Йорк: Джулиан Пресс. 8,50 долларов.
https://www.nytimes.com/1964/01/05/archives/a-yeasayer-for-our-time-the-five-ages-of-man-the-psychology-of.htmlРеклама
Продолжение чтения Основная историяКредит … Архив Нью -Йорк Таймс
См. Статью в его первоначальном контексте с
5 января 1964 г., раздел BR, Page 34Buy Reints
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала онлайн-публикации в 1996. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
КАК мы все знаем, необычайный прогресс человека в познании природы и управлении ею не сопровождался ничем подобным сопоставимым достижениям в мудрости и самоконтроле. Прогресс человека теперь позволил ему сделать то, что когда-то мог сделать только Бог, послав потоп. Соответственно, Джеральд Херд задался вопросом жизни и смерти: «Может ли человек, столь катастрофически изменивший свою власть над окружающей средой, изменить свою собственную природу?» за человеком-индивидуалом последовал Героический, самоуверенный человек; Аскетический, самообвиняющий человек, а затем Гуманный, самодостаточный человек, крайний индивидуалист западной цивилизации. Каждая стадия развития сопровождалась страшными испытаниями, граничащими с катастрофой, которые человек тем не менее сумел пережить. Теперь ему предстоит преодолеть еще один такой же кризис с помощью еще одной психологической революции.
Новогодний подарок Херда нашему беспокойному веку — решительное Да. Человек может изменить свою природу, потому что именно это он и делал на протяжении всей своей долгой истории. Сегодня он обладает не только «силой неизрасходованного роста в нем», но и беспрецедентным преимуществом в научном знании себя и всей своей истории. Он подготовил себя к терапевтическому образованию, которое «может полностью развить как личность в целом, так и общество в целом».
Это обучение предлагается в «Пяти возрастах человека», очерке психологической эволюции расы. За «доиндивидуальным» человеком последовал Героический, самоуверенный человек; Аскетический, самообвиняющий человек, а затем Гуманный, самодостаточный человек, крайний индивидуалист западной цивилизации. Каждая стадия развития сопровождалась страшными испытаниями, граничащими с катастрофой, которые человек тем не менее сумел пережить. Теперь ему предстоит преодолеть еще один такой же кризис с помощью еще одной психологической революции.
Г-н Мюллер, преподающий в Университете Индианы, является автором книг «Использование прошлого» и «Ткацкий станок истории».
Обнаружив, что его индивидуализм на самом деле не делает его самодостаточным, он вступает в пятую стадию постиндивидуального или «леоптоидного» человека: человека, доросшего до осознания огромных ресурсов «несамосознания», глубинных сил, которые Фрейд (все еще гуманистический тип), ошибочно воспринимаемый как чуждый и враждебный его истинным интересам. Услышал тела из этого края с впечатляющими знаниями, почерпнутыми из истории, биологии, антропологии и психологии; но у него такое же богатое воображение, как и эрудированность. «Почти кажется, — заметил Кристофер Ишервуд, — что, если бы человеческой истории не существовало, ее мог бы создать Джеральд Херд» 9. 0003
Как человек, склонный приветствовать смелый ответ автора на современный кризис, я с сожалением должен сказать, что его история меня не убедила. Херд действительно создал его, многое из него выдумал и не сделал более правдоподобным благодаря свободному использованию таких терминов, как «неизбежный». Мне это кажется слишком схематичным. Таким образом, на каждой стадии он подвергает человека специфическим кризисам и формам психического расстройства, простирающимся от родовой травмы до маниакальной депрессии, и управляет его историческим выздоровлением с помощью особых инициаций или «психофизических религиозных упражнений» — мистерий Земли, Воды, Воздух, Огонь и Электричество. Это не очень хорошо сочетается с его неоднократными призывами к «научной точности».
Его тезис более сомнительный, поскольку он утверждает, что индивид в своем взрослении до зрелости повторяет всю психологическую эволюцию расы. «Каждый из нас» проходит все этапы, должен пройти каждое из конкретных испытаний. Это делает жизнь значительно тяжелее, чем кажется многим молодым людям (не говоря уже о множестве технических подробностей, которые довольно усложняют жизнь обычному читателю), но в любом случае мне кажется, что это просто не относится к «человеку». В лучшем случае это примерно соответствует опыту некоторых мужчин в некоторых культурах. Если у русских, индийцев, турок, японцев и мексиканцев достаточно проблем в детстве, я сомневаюсь, что это всегда один и тот же набор проблем.
Поэтому я не верю ни в терапевтические программы Херда, ни в особенности в его утверждение, что они основаны на «экспериментально подтвержденной науке» или «полном знании». Здесь нет места для описания «неотенического» образования, начиная с «спуска на землю», с помощью которого он предлагает сделать людей полностью здоровыми и разумными, но достаточно сказать, что, несмотря на все сомнения в его научной обоснованности, читателей может не воодушевить его настойчивость в том, что мы «должны и можем» делать.
Он не только призывает к развитию класса соответствующих «провидцев», но требует, чтобы его идеальное образование стало доступным для всех людей; каждого ребенка нужно вести осторожно, с любовью, через все испытания и посвящения. Там — это . Нет ни малейшей надежды на то, что наше общество, или какое-либо общество в обозримом будущем, введет всеобщее образование такого рода, даже если провидцев будет достаточно.
Тем временем непосвящённые должны подвергнуть сомнению и диагноз Херда о наших недугах. Он описывает современного человека как «тотального индивидуалиста», преданного идеалу самодостаточности и обособленности, «верящего только в разум», подозрительного ко всем другим традициям, склонного «выбрасывать за борт все убеждения и практики, которые нельзя быстро и явно показать». быть экспериментально точным».
Учитывая общие крайности индивидуализма и рационализма, это описание вряд ли подходит обычному американцу. То, что видят почти все другие наблюдатели, — это главным образом тенденции к конформизму и групповщине, толпы «ориентированных на других» типов, «организационных людей» и т.