Психология детского рисунка ⋆ Арт-Квартира
Все дети увлечены рисованием. Они переносят на бумагу всё, что замечают вокруг, свои эмоции, впечатления, ощущения. Любой рисунок позволяет психологу понять, что чувствует ребёнок, что происходит в его душе, что зачастую сам не может сформулировать. Рисунок для ребёнка – это возможность высказаться.
Творческое развитие в раннем возрасте
Психологи и педагоги рекомендуют родителям поощрять желание рисовать. Исследования подтверждают, что любители рисовать быстрее учатся писать, имеют ровный разборчивый почерк.
Это не единственная польза рисования:
- развивается мелкая моторика, что влияет на память, внимание, состояние нервной системы;
- в процессе рисования задействованы отделы мозга, ответственные за удержание образа;
- ребёнок изучает свойства предмета, сравнивает их между собой, благодаря этому развивается наблюдательность;
- улучшается креативность, воображение, мышление.
Процесс творчества благотворно влияет на психологическую устойчивость, успокаивает, расслабляет. Появляется нужное в жизни качество – целеустремленность, необходимая для признания и исправления ошибок, достижения цели. Если ребёнок заинтересовался рисованием, необходимо поощрять это стремление, приобретать материалы, записать в художественную школу или изостудию для детей.
Интерпретация рисунков
Обычно внимание родителей на рисунок их чада обращают психологи, работающие в детских дошкольных учреждениях. Юные творцы рисуют каракули, вместо людей изображают овалы с торчащими палочками вместо рук и ног. Начиная с четырёхлетнего возраста, автор обдумывает идею, начинает прорисовывать детали. К семи годам люди н листе бумаги обзаводятся одеждой, прическами в соответствии с полом. Рисунки детей с четырёх до семи лет позволяют провести анализ эмоционального состояния. Необходимо проанализировать несколько моментов.
Сюжет
Обычно на рисунках присутствуют люди, животные, дома, деревья, машины. Если люди отсутствуют, возможно, ребёнок испытывает трудности в общении. Присутствие зверей с рогами и клыками указывает на страх, напряжение. Самый распространённый сюжет – собственная семья. Размещение членов семьи отображает взаимоотношения. Если кто-либо из них отсутствует, это свидетельствует о проблемах в общении. Любимые родственники, живущие далеко, изображены на картинке.
Ребёнок изображает себя рядом с самым любимым человеком. Тревожная ситуация – если он находится в одиночестве, вдалеке от остальных членов семьи. Размер людей зависит от возраста, родители высокие, дети маленькие. Преуменьшение указывает на неуверенность, потребность в заботе, внимании. Необходимо обратить внимание на штриховку с нажимом, это присуще агрессивным мыслям.
Рисование для детей 4 летПалитра
Дети остро чувствуют цвет, используют его в зависимости от душевного состояния. Психологи утверждают, что применение 5-6 красок указывает на нормальное эмоциональное развитие. Более широкую палитру используют чувствительные дети. Если ребёнок ограничивается 1-2 карандашами, вероятно, он испытывает состояние тревоги, агрессии, депрессии, в его жизни не хватает положительных моментов.
Если в рисунке преобладает один цвет, он указывает на свойства характера:
- тёмно-синий – самоанализ, сосредоточенность;
- зелёный – настойчивость, независимость;
- красный – сила воли, повышенная активность;
- жёлтый – непосредственность, оптимизм;
- фиолетовый – фантазия, интуиция;
- коричневый, чёрный – дискомфорт, отрицательные эмоции, протест, подавленность;
- серый – безразличие.
Психологи уверены, что выбор цвета отражает психологическое состояние ребёнка.
Размеры
Если все предметы на рисунке мелкие, ребёнок сомневается в своих способностях, опасается сделать что-то неправильно. Большая часть изображения в верхней части листа указывает на высокую самооценку, ребёнок считает себя лучше других. Нарушение границ – признак проблемы с контролем эмоций, склонностью к необдуманным поступкам. То, что для него важно, малыш изображает крупно. Нельзя делать выводы по одному рисунку, необходимо исследовать несколько, собранных в течение одного-двух месяцев.
Если ребёнок заинтересовался живописью, обратитесь в школу рисования «Арт-Квартира». Предлагаем курсы рисунка для детей и живописи, мастер-классы, арт-вечеринки, индивидуальные уроки. Занятия проводят профессиональные художники, имеющие опыт преподавания. В группе не больше 6 человек, преподаватель успевает уделить внимание каждому ученику. Школа находится в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте и в центре Москвы на л. Петровка, дом 23/10, стр. 5. Задать вопросы, оставить заявку можно на сайте.
Психология детского рисунка. Анализируем и расшифровываем детский рисунок
Как изучение психологии детского рисунка может улучшить отношения с ребёнком. Рекомендации для родителей. Связь картинок с внутренним миром малыша. Этапы изобразительного творчества дошкольников. О чём расскажет выбор цветовой гаммы и места на листе бумаги. Анализ отношений с близкими людьми на примере рисунка семьи.
Аудио-версия статьи «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Содержание
С какого возраста можно начинать анализ рисунка
Анализируем детский рисунок
- Цвет детского рисунка
- Расположение рисунка на листе
О чём может рассказать рисунок «Моя семья»
Советы для мам
Зачем анализировать «художества» дошколят? На этот счёт есть разные мнения. Некоторые родители полагают, что главное — научить кроху правильно держать карандаш и рисовать доступные возрасту предметы. Если ребёнок способен изобразить домик, деревья, машинки, животных, людей и простые объекты, значит, всё в порядке. Но специалисты, изучающие психологию детского рисунка, относятся к творчеству малышей, как важному источнику информации.
Ребёнок не всегда может поделиться страхами, переживаниями, обидами и мечтами, рассказать о том, что его радует. Причины бывают разные: неумение подобрать нужные слова, боязнь насмешки, осуждения. Рисуя, маленький художник переносит на бумагу скрытые чувства и мысли.
Внимательное изучение изображений поможет лучше узнать внутренний мир ребёнка. С этой целью психологи используют рисуночные тесты. Некоторые приёмы первичной интерпретации доступны родителям, более точную диагностику проведёт специалист.
С какого возраста можно начинать анализ рисунка
Особенности изобразительного творчества детей связаны с возрастом. Изучать психологию детского рисунка целесообразно с 4,5—5 лет. С этого времени изображения становятся осознанными, информативными, несут смысловую нагрузку. В 3—4 года лучше ограничиться оценкой цветовой гаммы и настроения, переданного картинкой.
Психологи установили 3 периода развития рисунка у дошкольников. Первый или стадия каракуль длится с 1 года до 1,5—2-х лет. Кроха осваивает «орудия производства» — карандаши, фломастеры, с усердием оставляет следы вдохновения на бумаге и столе.
К двум годам ребёнок делает попытки подражать взрослым. Использует точки, штрихи и чёрточки, рисуя снег, травку, дождик. Способен распознать в «загогулине» знакомый предмет. Цвет, размеры и форма пока ничего не значат.
Второй период начинается в 2,5—3 года, продолжается примерно до пяти лет. Малыш постигает азы имитирующего рисования, старается изобразить конкретный объект. Поначалу на рисунках преобладают круги, означающие солнышко, мячик, лицо.
Постепенно появляются треугольники и прямоугольники (изображения домиков), прямые и волнистые линии (дорожка, забор). С 4-х лет дети способны схематично изобразить людей и животных, пытаются воспроизвести движение или позу. К концу периода можно начинать анализ цветовой гаммы рисунков.
После 5 лет наступает третья стадия — реалистическая. В нарисованных картинках просматривается отношение к окружающему миру, себе и людям. Появляется несколько персонажей, простой сюжет, возникают гендерные отличия. Девочкам нравится изображать нарядных красавиц, цветы, природу, мальчики предпочитают корабли, машинки, самолёты, военных.
Анализируем детский рисунок
Как интерпретировать результаты творчества малышей, на что обратить внимание, о чём могут рассказать простые рисуночные тесты? Приведённые рекомендации помогут родителям провести первичный анализ. За подробными разъяснениями следует обратиться к профессионалам.
Цвет детского рисунка
Некоторые авторы любят ссылаться на тест Макса Люшера, применяют его интерпретацию цветов для анализа детского творчества. Однако это не совсем правомерно. Достоверность теста в работе с дошкольниками не доказана. Высока вероятность ошибочных выводов из-за особенностей возраста: воздействия внешних факторов, эмоциональной неустойчивости.
Достаточно внимательно рассмотреть произвольные рисунки, чтобы увидеть особенности колорита. Трёхлетний малыш обычно использует 4—5 разноцветных карандашей, что соответствует возрастной норме. Уверенный в себе ребёнок предпочитает яркие, сочные тона. Преобладание тёмной гаммы или намеренное использование простого карандаша свидетельствует о дефиците положительных эмоций.
Можно провести домашнее «тестирование». В течение выбранного периода — недели или месяца — предлагайте крохе рисовать на свободную тему. Подготовьте карандаши всех основных цветов, включая простой. Фломастеры и краски не подойдут. Карандашный рисунок позволяет оценить силу нажима, это важно.
Изучая результаты детского творчества, обратите внимание на палитру. Частый выбор определённого цвета связан с психологическим состоянием малыша:
- избыток красного отражает гиперактивность, эмоциональную возбудимость, смелость, большой запас энергии, стремление к лидерству или скрытую агрессию;
- выбор синего свидетельствует, что ребёнок нуждается в физическом и душевном покое, доброжелательном отношении, повышении самооценки;
- предпочтение зелёного означает склонность к спокойствию и безмятежности;
- преобладание жёлтого говорит об оптимизме, любопытстве, коммуникабельности, непринуждённости, позитивном настрое;
- использование чёрного, особенно в жирной штриховке — тревожный признак подавленности, напряжения, тревоги, страха, недостатка любви и заботы;
- повторение коричневого — свидетельство приземлённости, простых потребностей, физического дискомфорта или плохого настроения;
- предпочтение серого символизирует закрытость, нерешительность в новых обстоятельствах, боязнь ошибиться.
Оранжевый цвет любят позитивно настроенные дети, розовый и малиновый — открытые, эмоциональные, жизнерадостные малыши.
Разбираясь с психологией детского рисунка, избегайте поспешных умозаключений. У дошколят могут быть простые причины для использования «тревожного» цвета, например, мама носит стильные чёрные платья. Спокойно побеседуйте с крохой, расспросите, почему он выбрал тот или иной оттенок.
Расположение рисунка на листе
Обратите внимание, в какой части листа малыш размещает свои картинки. Это даст дополнительную информацию о его эмоциональном состоянии. Идеальный вариант — положение примерно в центре. Так рисуют благополучные дети, которые чувствуют себя любимыми и защищёнными от невзгод внешнего мира.
Смещение кверху может быть признаком высокой самооценки, избытка энергии, стремления к успеху, похвале. Расположение рисунка внизу — свидетельство беззащитности, недовольства собой, особенно при изображении человека. Размещение в одном из нижних углов символизирует чувство одиночества, изолированности, недостаток внимания со стороны взрослых.
Правую часть листа выбирают сдержанные дети, которым приходится скрывать свои чувства, контролировать эмоции, сначала думать, потом действовать. Предпочтение левой половины говорит о склонности к импульсивному поведению, недостатке терпения. Если картинка нарисована у края листа, остальное пространство осталось пустым, напрашивается вывод о неуверенности в своих силах. Ребёнок боится ошибиться, сделать неправильный шаг, избегает самостоятельности.
Рисуя всё, что приходит в голову, малыш создаёт на бумаге собственный мир. Дети, чувствующие себя комфортно, занимают картинкой большую часть листа. Мелкие рисунки на фоне пустого места служат свидетельством заниженной самооценки. Возможно, она сформировалась из-за чрезмерной строгости и требовательности взрослых.
О чём может рассказать рисунок «Моя семья»
К пяти годам мелкая моторика детей становится более совершенной. Они уверенно владеют карандашом, часто изображают людей с прорисовкой деталей. Рисунок семьи может стать полезным источником информации о том, как в ней живётся ребёнку, отношениях с родными. Предложите малышу создать семейный портрет, но не подсказывайте, кого изобразить, просто наблюдайте за процессом. Запомните очерёдность появления персонажей, это важно для понимания психологии детского рисунка.
Анализ готового портрета проводят в следующем порядке. Попросите малыша рассказать о людях на портрете, чтобы понять, кто именно нарисован. Если некоторые из членов вашей семьи отсутствуют, обязательно выясните причину. Иногда всё объясняется просто: папа находится в длительной командировке. Хуже, когда это симптом плохого отношения, страха, обиды (брат-драчун, сердитая бабушка, ревность к младшей сестрёнке).
Обычно первым на бумаге появляется самый любимый или авторитетный человек. Чем больше места занимает он в жизни ребёнка, тем тщательней, ярче и крупнее нарисован. У мамы нередко красивая причёска, нарядная одежда, папа изображён с широкими плечами, большими ногами. Иногда ребёнок первым рисует себя, это признак повышенной самооценки, возможно, эгоцентризма. Если кроха станет последним персонажем семейного портрета, он себя явно недооценивает.
Обратите внимание на расположение фигур, особенно на место, отведённое автору картинки. Малыш, поместивший себя в центр, чувствует любовь взрослых, ему хорошо в семье. Идеальный вариант — положение между родителями, которых он держит за руки. Хуже, когда ребёнок изображён в сторонке, на краю листа или спиной к зрителю. Это признак душевного дискомфорта, одиночества, непонимания близких. Совсем плохо, если автор не нарисовал себя, он ощущает равнодушие и ненужность.
Близкое расположение персонажей примерно на одном уровне — показатель дружной семьи. Чем теснее и лучше отношения, тем ближе к ребёнку изображён человек. Например, кроха сидит на коленях у мамы.
Предметы, разделяющие юного художника с кем-то из домочадцев, могут символизировать желание защититься. Внимательно рассмотрите отгороженный персонаж. Кулаки и острые зубы могут быть признаком агрессии. Длинные руки, поднятые кверху, означают психологическое или физическое подавление. Преобладание чёрного цвета символизирует негативное отношение к человеку.
Анализируя изображение, не забывайте задавать маленькому автору уточняющие вопросы. Возможно, пугающие вас детали имеют простое объяснение. Оцените общий колорит и настроение персонажей, их позы и действия.
Светлая, красочная палитра, улыбки на лицах отражают позитивную домашнюю атмосферу, общие занятия — признак семейного благополучия. Картина может быть иной: персонажи ссорятся, проявляют агрессию или страх, не связаны друг с другом. Рисунок семьи позволяет увидеть ситуацию глазами ребёнка.
Советы для мам
Расшифровка детских рисунков может стать источником ценной информации о вашем ребёнке. Чтобы она была достаточно объективной, прислушайтесь к нашим рекомендациям. Совместное обсуждение результатов творчества — повод для доверительного общения с малышом и способ повышения его самооценки. Для психологического анализа подходят картинки, нарисованные произвольно или на заданную вами тему, без подсказок и образцов.
Не вмешивайтесь в процесс рисования, оставайтесь в роли наблюдателя. Воздержитесь от вопросов, замечаний, комментариев и предложений. После завершения работы попросите малыша рассказать о сюжете и персонажах рисунка, это поможет избежать неправильной интерпретации.
Для предварительных выводов изучите несколько картинок, нарисованных с перерывами: детское творчество подвержено влиянию настроения и самочувствия. Глубокий анализ детских рисунков лучше поручить специалисту. Кроме психологических аспектов, он оценит состояние мелкой моторики и особенностей мышления.
Рисунок – это прекрасный повод для общения. По нему вы сможете понять, какие эмоции испытывает юный художник. Спокойствие, уверенность, радость или одиночество, тоску и страх? Рисунок расскажет, что происходит на душе у вашего малыша, о его внутреннем мире и о том, как он воспринимает окружающих людей. Через творчество кроха учится рассказывать, выражать свои мысли и чувства. Будьте внимательны к детским рисункам, и вы сможете увидеть мир глазами своего ребёнка.
Как ученые используют детское искусство, чтобы понять, о чем думают дети
От краев листа темной спиралью вилась толстая черная линия. Человек в свободном падении, наспех вытащенный, рухнул в графитовую трясину. «Расскажите мне об этой картине», — попросила Гасси Клорер, арт-терапевт и профессор Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле, семилетнего мальчика, ответственного за рисунок. — Он просто падает, — ответил мальчик, указывая на черную спираль. — Это бездонная яма. Клорер нахмурился. «Что будет дальше?»
«Ничего. Он просто упадет навсегда».
Клорер понял метафору. Беспомощность, неизбежность. Это имело смысл; мальчик попал в лечебное учреждение в Миссури из-за жестокого обращения и пренебрежения со стороны семьи. Рисование помогло ему передать чувства, которые его юношеский ум мог уловить, если не выразить словами. Тем не менее, он застрял. «Я работал с ним через выбранную им метафору, — вспоминает Клорер. «Что еще может случиться? Может быть концовка? Есть ли способ решить это? Он должен был решить это. Это не принесло бы никакой пользы, если бы я разрешил это, и он остался бы падать навсегда ».
Как и все арт-терапевты, Клорер полагается как на силу художественного выражения, так и на естественную способность детей выражать себя творчески (и часто бессознательно) в различных средах. Исследования и десятилетия терапевтической работы показали, что художественные способности детей развиваются по предсказуемым и сходным схемам в разных культурах. И хотя ставить диагноз на основе произведений искусства — в лучшем случае неточная наука, клиницисты показали, что все эти рисунки, беспорядочно разбросанные по холодильникам и в ящиках по всему миру, рассказывают множество личных историй.
Поэтому родителям, которые хотят по-настоящему понять своих детей, надлежит узнать кое-что об арт-терапии. Потому что оказывается, что самая прямая линия к мышлению ребенка — это закорючка.
«Детские художественные работы — это их открытый мир, и мы можем заглянуть в их сознание», — сказала Эми Бакос, председатель программы арт-терапии в Университете Нотр-Дам, Отцовский . «Это один из способов по-настоящему наладить контакт с ребенком. Все, что вам нужно сказать, это «расскажи мне о своем рисунке».
Вехи творчества: как дети рисуют по мере их развития
Дети во всем мире, даже из самых разных культур, склонны рисовать картинки на общие темы и демонстрировать сопоставимые навыки на каждом этапе развития.
Виктор Лоуэнфилд, пионер арт-терапии, определил пять стадий художественного развития у здоровых детей — своего рода вехи. В возрасте от двух до четырех лет дети начинают писать. Цвет не имеет значения, и дети, похоже, довольны тем, что перетаскивают любой пишущий инструмент по любой поверхности. Примерно в возрасте четырех лет они начинают показывать репрезентативные изображения на определенные темы. Что особенно важно, они осваивают прямую линию, круг, треугольник и квадрат. «Основываясь на этих формах, они могут создавать множество изображений», — говорит Икуко Акоста, директор программы арт-терапии в Нью-Йоркском университете. «Квадратный дом с треугольной крышей, дерево в форме леденца, человеческие фигуры с круглым лицом и квадратным телом, прямые линии конечностей».
Но эти рисунки существуют на пустом месте, так как молодые художники еще не до конца понимают связь между изображением и окружающей средой. Только в возрасте семи лет дети начинают рисовать линии земли под своими когда-то плавающими леденцами или вкраплять небо в декорации.
Примерно в этом же возрасте начинают проявляться гендерные различия. Девушки делают акцент на детально прорисованных лицах с акцентом на ресницах и губах, а также на фигурах, которые выглядят позирующими для фотографии. Мальчики не делают акцент на лице и чаще рисуют своих персонажей в движении, занимаясь спортом или бегая. «Эти различия, естественно, связаны с полом», — говорит Акоста. «Девочки делают акцент на внешности и деталях, а мальчики — на мужественности и силе».
В возрасте девяти лет в игру вступает реализм, который переносит детей из подросткового возраста во взрослую жизнь. Чтобы учесть глубину окружающей среды, подростки учатся размещать дерево за домом или уменьшать изображение переднего плана по сравнению с фоном. Они уделяют особое внимание цвету. К тому времени, когда они становятся подростками, их рисунки неотличимы от рисунков взрослых.
Понимание того, как развиваются художественные способности у здоровых детей, важно, потому что это может помочь родителям и клиницистам заметить, когда ребенок не достигает вех или регрессирует. «Если есть рисунок, который выглядит так, как будто его нарисовал четырехлетний ребенок, а ребенку восемь, такой рисунок заставит меня сказать: «О, давайте узнаем больше о том, что происходит», — говорит Бакос. «Дети иногда регрессируют даже при наличии обычных стрессоров, таких как рождение брата или сестры».
Рисование демонов: как искусство помогает детям справиться с трудностями
Мальчик, который рисовал бездонные ямы, начал делать успехи только после нескольких занятий. Вместо того, чтобы рисовать яму за ямой, семилетний мальчик перешел к кровавым батальным сценам (ни одна из сторон не побеждает, война будет продолжаться вечно, сказал он) и мужчинам, вываливающимся из самолетов. Его терапевт рассмотрел одну фигурку из палочек, прыгнувшую с высоты 40 000 футов, и увидел возможность. — Что, если история на этом не закончится? — спросил Клорер. — Что еще может случиться?
Мальчик задумался на мгновение, а затем поспешно нарисовал вулкан под изображением падающего человека. — Он сейчас упадет в вулкан, — провозгласил мальчик. — И это бездонная яма.
Очень заманчиво ставить диагноз детям только на основании их тревожных рисунков. Нам хочется верить, что каждый проблемный ребенок рисует на носу ямки отчаяния. И иногда это действительно случается. Исследования показали, что дети с проблемами в учебе рисуют иначе, чем здоровые дети, и как дети, чьи родители развелись, склонны рисовать свои семьи без братьев и сестер, рук и ног, предположительно демонстрируя потерю свободы воли и обострение семейного конфликта.
Но все гораздо сложнее. «Идея использования рисования в терапии возникла еще у Фрейда, — рассказала Fatherly Марта Дрисснак, профессор Орегонского университета здоровья и науки, впервые применившая рисование в клинических педиатрических исследованиях. «Многие оригинальные работы по рисованию смотрели на патологию, поэтому люди всегда смотрят даже сейчас. Но мы знаем лучше».
Арт-терапевты подчеркивают, что не существует стандартного изображения или красных флажков в изображении, которые могли бы указывать на травму или патологию. Даже те, кто занимается арт-терапией, никогда не полагаются только на один рисунок, а собирают множество образцов, прежде чем прийти к своим выводам. «Между символом на чертеже и диагнозом нет однозначной корреляции», — говорит Бакос. «Его просто не существует».
Тем не менее, есть конкретные меры, которые в совокупности могут помочь терапевтам. Многие арт-терапевты используют тест «Нарисуй человека», который оценивает детей, оценивая 55 аспектов того, как они рисовали человека, от наличия пальцев рук и ног до количества предметов одежды, которые носит этот человек. Даже тогда один или два символа по отдельности значат очень мало.
«Мы ищем кластеры, — говорит Бакос. «Отсутствие рук и ног может указывать на отсутствие свободы действий в сочетании с целым рядом других вещей». Точно так же один образ насилия или тревожный образ среди многих не является поводом для беспокойства. Терапевты начинают беспокоиться только тогда, когда тревожная тема или красноречивый признак эмоционального расстройства повторяются снова и снова. Как бездонная яма.
Клиническая оценка искусства: как работает арт-терапия
Обескураженный вулканом и его предсказуемо бездонной ямой, Клорер продолжал сражаться. — Что еще может случиться? Мальчик нарисовал на склоне вулкана мягкий сугроб и предположил, что человек может в него просто упасть. Клорер была в восторге, но ее радость была недолгой.
— Конечно, — задумчиво сказал мальчик. — Он бы просто замерз насмерть.
Искусство — это не только то, как дети выражают свои эмоции. Это также может быть важной частью их процесса заживления. Одна из стратегий, отстаиваемая Driessnack и широко распространенная в исследованиях детской психологии, заключается в использовании рисунков для начала разговора. «Когда детям дают возможность рисовать, им предоставляется возможность организовать свои мысли, прежде чем им придется говорить о них», — говорит Дрисснэк. «Не интерпретируйте их рисунки. Пусть они расскажут свою историю». С помощью этого метода Driessnack удалось изучить, как дети с СДВГ относятся к своей судьбе из первых рук, и отследить, что дети на самом деле думают о питании и хорошем самочувствии.
Помимо того, что говорят дети, терапевты и родители могут многому научиться у того, как рисуют дети. «Мы сидим рядом с ребенком и наблюдаем за всем процессом создания искусства», — говорит Акоста. «Мы не просто ставим диагноз, глядя на конечный продукт». Терапевты смотрят, как сильно ребенок давит на страницу, какие детали он переделывает или стирает. Акоста вспоминает одну пациентку-подростка, которая утверждала, что у нее прекрасные отношения с матерью, несмотря на сообщения об обратном. Словно в подтверждение своей точки зрения, девушка решила провести сеанс терапии, нарисовав портрет своей матери.
Акоста продумала каждую деталь. «Сидя рядом с ней, я наблюдала сильное давление и напряжение, — говорит она. «Держит маркер в кулаке, как ребенок держит вилку, нажимая так сильно, что я боялся, что бумага порвется. В итоге получилась очень злая, агрессивно выглядящая женщина».
Рисование также может быть включено в обычную терапию. Бакос провела годы, работая с детьми, которые пережили травму сексуального насилия и торговли людьми, и провела своих пациентов через четыре этапа терапии — безопасность и надежда, развитие навыков преодоления, построение связного повествования о травме и посттравматический рост — с помощью искусства. Она учила их чувствовать себя в безопасности и надеяться, побуждая их рисовать картинки, которые подчеркивали их увлечения, вещи и людей, которых они любили; она научила их, как справляться с разочарованием и отсутствием контроля, с помощью круговых упражнений, в которых пациенты дорисовывали рисунки друг друга. Свободное рисование помогло им превратить запутанные и пугающие переживания в связное повествование. В качестве заключительного проекта девочки сделали пропагандистские плакаты, чтобы привлечь внимание к сексуальным домогательствам.
Клорер надеялась, что сможет так же помочь своему пациенту и его проблеме с бездонной ямой. Но каждая ее нежная подсказка приводила к новой истории неизбежности и потери. Она была в растерянности.
«Других вариантов нет?» она подтолкнула. Мальчик молчал.
Интерпретация детских рисунков: что это значит?
Хотя вполне возможно, что предприимчивый родитель может обратиться к тесту «Нарисуй человека» или другим показателям для анализа рисунков своих детей, это, вероятно, бесполезно. Родителям настоятельно рекомендуется сохранить диагностику для профессионалов. Однако есть несколько красных флажков, которые даже непрофессионал может использовать дома, чтобы решить, свидетельствует ли серия рисунков о проблеме.
«В детских рисунках вы увидите широкий спектр чувств и энергии», — говорит Клорер. «Когда эта энергия не показывает широкого диапазона, а остается в одном месте — ребенок, который рисует что-то одно, никогда не имеет решения, и когда вы спрашиваете ребенка об этом, вы испытываете чувство отчаяния — это было бы вашим намек на то, что вам может понадобиться профессиональная помощь.
Но искусство нужно не только для терапии. «Дети — художники от природы; они выражают себя визуально, особенно когда не могут сделать это вербально», — говорит Акоста. «Это не обязательно должны быть дети с травмами или психическими заболеваниями в анамнезе. Это касается всех детей во всем мире».
Driessnack рекомендует родителям инвестировать в произведения искусства, чтобы сблизиться со своими детьми. «Если вы пытаетесь общаться со своим ребенком, позвольте ему заниматься искусством и заниматься своим собственным искусством вместе с ним», — говорит она. «Сейчас очень важно, чтобы отцы и матери читали вслух своим детям. Я говорю, что параллель этому — искусство». Потому что общение с детьми через искусство — это, по сути, общение на их территории. В мире взрослых слов и ожиданий дети изо всех сил пытаются приспособиться и редко связно выражают свои мысли и чувства. Пока они не сядут перед чистым листом плотной бумаги. «Это естественная среда для детей, но не для взрослых», — говорит Дрисснек. «И это действительно хорошо, потому что это немного замедляет вас».
Мелки, цветные карандаши и фломастеры — вот как говорят дети, когда они наиболее честны и уязвимы. Активному, вовлеченному родителю будет полезно слушать — и записывать тоже.
Клорер не знает, что случилось с мальчиком, который рисовал бездонные ямы, в долгосрочной перспективе. Но она уверена, что в ходе терапии ему стало лучше. На самом деле, именно в эпизоде с самолетом (и неизбежной смерти падающего человека от огненного вулкана или замерзшего ледяного уступа) Клорер впервые увидел ощутимые доказательства улучшения и, возможно, путь вперед. Глядя на теперь сильно отредактированную статью, она знала, что правильный толчок может помочь ему решить эту историю, на бумаге и в его уме. — Других вариантов нет? она снова попыталась.
Мальчик сделал паузу, а затем нарисовал маленькую деревню у подножия горы. «Может быть, жители деревни устроят спасательный отряд», — прошептал он. — Может быть, они вернут мужчину домой.
Эта статья была первоначально опубликована
SCIRP Open Access
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |