Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии
1.1. Что изучает психология
1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки
1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии
1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.
Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.
Психология изучает этот внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее
время выступают система психических
явлений живых существ (людей и животных),
а также психология больших (общественных,
этнических, религиозных и т.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.
Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свойства действительности познает человек посредством психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.
Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.
Система психических явлений, изучаемых современной психологией.
Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.
2. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.
3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии,
Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.
Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества.
Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.
Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.
Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
.
1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:
1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа природы и сущности психических явлений при рассмотрении последних во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий, являясь при этом детерминантой поведения и деятельности человека.
2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, которое выражается в том, что сознание и вообще все психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выявить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.
3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
Методологические принципы воплощаются в специальных эмпирических методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации проявлений психических явлений в поведении на основе их непосредственного восприятия.
Научное наблюдение предпринимается со строго определенной целью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной системой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюдении участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна представлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.
Различают следующие виды наблюдения:
нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;
стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образцов поведения.
В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:
— включенное, когда исследователь является участником той группы, за которой он наблюдает;
— простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в естественных условиях, не искажая естественного хода событий в результате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации исследования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяснить причины их появления.
Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испытуемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, например в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).
Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.
В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.
Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:
опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью заранее составленной совокупности вопросов в процессе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) контакта между исследователем и исследуемым;
тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики человека —интеллекта, творческих способностей и пр.;
изучение продуктов деятельности — количественно-качественный анализ различных документальных источников (дневников, видеозаписей, газет, журналов и пр.).
В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реализуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).
Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени суток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения исследователя, самочувствия испытуемого и пр.).
Психологическая наука и образование — О Журнале
«Психологическая наука и образование» — периодическое научно-практическое издание по проблемам психологии и образования, основано в 1996 году, с 2017 года выходит 6 раз в год.
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки; 13.00.00 – педагогические науки.
Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: №013168. Дата регистрации 26.11.1994
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
Объединённый каталог «Пресса России»: 72623 (полугодовой) – для индивидуальных подписчиков.
Периодичность: 6 раз в год
Издается с 1996 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru/
Электронная версия журнала находится в свободном доступе.
Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.
Журнал Психологическая наука и образование — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.
Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.
Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.
Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (состав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.
Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml
РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ– 2,109 (дата обращения: 10.01.2020).
Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 24 специалиста – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.
Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.
Публикации в журнале «Психологическая наука и образование» являются бесплатными для авторов.
Журнал включен в российские и международные базы данных:
-
Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
-
SCOPUS
-
Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ
-
Ядро Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
-
EBSCO publishing
-
Ulrich’s Periodicals Directory
-
Directory of Open Access Journals (DOAJ)
-
European Reference Index for the Humanities (ERIH PLUS)
-
Google Scholar
-
Index Copernicus
-
East View
Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):
- 13. 00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
- 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
- 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
Несомненная научная значимость журнала отражается в тех исследовательских, методологических и философских проблемах современной психологии и психологического образования, поднимаемых и решаемых на страницах журнала.
Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, педагогов, воспитателей, работников в области образования полноценной профессиональной информацией методического, теоретического и организационного характера в области психологии развития, педагогической психологии, психологии образования, семейной, детской психологии, психологии профконсультирования и других актуальных областях психологии.
Журнал «Психологическая наука и образование» ставит перед собой безусловно своевременные и востребованные в профессиональном сообществе цели:
-
участие в аккумулировании профессионального опыта и научно-исследовательских достижений в области психологической и психолого-педагогической науки и практике;
-
участие в формировании информационной среды, отражающей динамичную картину жизни профессионального психологического сообщества;
-
участие в создании единого пространства развития психолого-педагогической мысли и практики в России и зарубежом.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Название: Психологическая наука и образование
Свидетельство о регистрации СМИ: №013168 от 26.11.1994
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Педагогическая, возрастная и практическая психология. Образование. Инновационные модели в образовании. Подготовка и переподготовка педагогов и психологов.
Форма периодического распространения: периодическое печатное издание, журнал.
Языки: русский
Территория распространения: Российская федерация, страны СНГ.
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Является ли психология наукой?
Хотя многие люди, изучавшие психологию, могут работать на работах, которые, возможно, на первый взгляд не кажутся «научными», психологическая практика и образование основываются на результатах исследований, которые прочно основаны на научном методе. В психологии есть некоторые дисциплины, которые даже больше связаны с естественными науками, например нейропсихология, изучающая влияние мозга на поведение. Психология широко признана социальной наукой и включена в список признанных дисциплин STEM Национального научного фонда.
Психология как наука
Многие программы бакалавриата по психологии формируются в соответствии с целями, изложенными в «Руководстве для бакалавриата по психологии» Американской ассоциации психологов. Хэмпширский университет (SNHU). Второй целью руководства Американской психологической ассоциации (АПА) версии 2.0 является «Научное исследование и критическое мышление», которое включает следующие подцели: использовать научные рассуждения для интерпретации психологических явлений, демонстрировать информационную грамотность в области психологии, а также интерпретировать, разрабатывать и проводить базовые психологические исследования. исследовать.
По словам Хилла, более широкое признание психологии как науки является одним из основных пунктов рекомендаций АРА.
Научная дисциплина
Статус психологии как науки основан на использовании научного метода, сказал Доминелло. Психологи основывают свою профессиональную деятельность на знаниях, полученных посредством поддающихся проверке данных о человеческом поведении и психических процессах. Психологические исследования очень похожи на исследования в других областях науки. Именно благодаря этим исследованиям психологи вносят свой вклад в исследования в своей области. «Профессионалы в области, которые «занимаются психологией» (например, исследованиями, преподаванием, психотерапией), понимают, что психология — это научная дисциплина», — сказал 9.0009 Доктор Николас Х. Доминелло , ведущий преподаватель программы бакалавриата по психологии SNHU.
Обучение планированию этих исследований и интерпретации результатов является важной частью психологического образования. По словам Доминелло, студенты бакалавриата учатся разрабатывать исследовательский вопрос и выбирать метод сбора данных, а также имеют возможность разработать и уточнить гипотетическое исследование.
Психология всегда растет и всегда строит сама себя, сказал он. «Предмет психологической науки, поведения и психических процессов обширен и сложен», — сказал Доминелло. «Поэтому установить убедительные доказательства сложно. Психологические исследования цикличны, и опубликованные результаты исследований часто вызывают дополнительные запросы. Каждый «кирпичик» знаний вносит свой вклад в общую структуру знаний о конкретном явлении».
Итак, если психологи согласны с тем, что психология — это наука, откуда возникает путаница? Что побуждает некоторых людей думать о психологии как о мягкой науке?
«Я чувствую, что отчасти это искаженное представление о психологии связано с разнообразием внутри этой области (т. е. различных подполей) и тем фактом, что результаты психологической науки часто приводят к большему количеству вопросов и направлений будущих исследований. Это контрастирует с некоторыми более традиционными науками, которые ищут только конкретные, окончательные ответы», — сказал Доминелло.
Методы исследования в психологии
Психология также использует более широкий набор качественных методов, чем некоторые традиционные науки.
«Хотя качественные исследования обеспечивают другой путь к пониманию, чем традиционные количественные методы, я чувствую, что они также являются «научными», просто основанными на других философских основаниях», — сказал Доминелло.
Методы исследования можно разделить на количественные и качественные. Результатом количественного исследования являются числовые данные, которые можно анализировать. В качественном исследовании используются такие методы, как опросы, интервью и наблюдения. Качественное исследование можно анализировать, группируя ответы по широким темам. Такое сочетание количественных и качественных методов необходимо для понимания человеческого фактора, присущего психология
«Психология как наука использует эту более широкую исследовательскую перспективу, чтобы лучше понять человеческие явления. При объединении качественные данные могут вдохнуть жизнь в количественные данные», — сказал Доминелло.
«Психология уникальна тем, что она расширяет и углубляет знания в сочетании со многими другими дисциплинами, потому что всем нам в той или иной степени интересно понять человеческое поведение, будь то собственное поведение или поведение других», — сказал Хилл. .
Это богатое сочетание качественных и количественных навыков делает психологию хорошей степенью бакалавра, которая может подготовить студентов к широкому кругу профессий. По словам Доминелло, люди со степенью бакалавра психологии могут продолжить карьеру в сфере социальных услуг, образования, управления персоналом и медицины, используя свое образование и навыки в качестве основы для понимания других людей и работы с ними.
Где можно применить психологию
Хилл сказал, что акцент программы бакалавриата по психологии на эффективном общении, информационной грамотности и понимании человеческого поведения может применяться во многих областях, помимо психологии, включая продажи, маркетинг и многие другие.
Те, кто хочет работать психологом или заниматься научными исследованиями, должны получить дополнительное образование, помимо степени бакалавра, включая степень магистра психологии и часто степень доктора философии. По словам Доминелло, это углубленное образование в области психологии часто включает в себя укрепление исследовательских навыков и повышенное внимание к научному методу и дизайну исследований.
Является ли психология наукой? Короткий ответ — да, но длинный ответ гораздо более обширен и гибок. Психология начинается с научного метода, и исследователи используют многие из тех же методов, что и их коллеги в области естественных и физических наук, но психология также требует глубокого понимания человеческого поведения, которое выходит за рамки одной только науки.
Пит Дэвис — директор по маркетингу и коммуникациям высшего образования. Подпишитесь на него в Твиттере @daviespete или подключитесь к LinkedIn.
Является ли психология наукой?
Наука использует эмпирический подход. Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знания исходит от наших органов чувств — например, зрения, слуха и т. д. аргумент (известный как рационализм). Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на опыте или могут исходить из него.
Приобретая знания на основе опыта, эмпирический подход быстро превратился в научный подход и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17 и 18 веках.
Идея о том, что знание должно быть получено опытным путем, т. е. эмпирическим путем, превратилась в метод исследования, в котором используются тщательное наблюдение и эксперименты для сбора фактов и доказательств.
Природа научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:
1. Что делать с теорией и обоснованием гипотез.
2. И актуальные эмпирические методы исследования (т. е. эксперименты, наблюдения)
Основным эмпирическим методом исследования в науке является эксперимент.
Ключевыми особенностями эксперимента являются контроль над переменными (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное, объективное измерение и установление причинно-следственных связей.
В этой статье
Основные характеристики
Эмпирические данные
- Относится к данным, полученным путем прямого наблюдения или эксперимента.
- Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения.
- Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.
Объективность
- Исследователи должны оставаться свободными при обучении; они должны стараться оставаться беспристрастными в своих расследованиях. То есть, Исследователи не подвержены влиянию личных чувств и переживаний.
- Объективность означает, что все источники предвзятости сведены к минимуму и что личные или субъективные идеи устранены. Занятия наукой предполагают, что факты будут говорить сами за себя, даже если они отличаются от того, на что рассчитывал исследователь.
Контроль
- Необходимо контролировать все внешние переменные, чтобы можно было установить причину (IV) и следствие (DV).
Проверка гипотез
- Например, заявление, сделанное в начале исследования, которое служит предсказанием и выводится из теории. Существуют различные типы гипотез (нулевые и альтернативные), которые необходимо сформулировать в форме, которую можно проверить (т. е. операционализованной и однозначной).
Репликация
- Это относится к тому, можно ли повторить конкретный метод и результаты с разными/одними и теми же людьми и/или в разных случаях, чтобы увидеть, будут ли результаты схожими.
- Если сообщается о впечатляющем открытии, которое не может быть воспроизведено другими учеными, оно не будет принято.
- Если мы снова и снова получаем одни и те же результаты в одних и тех же условиях, мы можем быть уверены в их точности вне всяких разумных сомнений.
- Это дает нам уверенность в том, что результаты надежны и могут быть использованы для создания свода знаний или теории, что жизненно важно для создания научной теории.
Предсказуемость
- Мы должны стремиться предсказывать будущее поведение на основе результатов нашего исследования.
Научный процесс
До двадцатого века наука в основном использовала принципы индукции — делая открытия о мире посредством точных наблюдений и формулируя теории на основе наблюдаемых закономерностей.
Законы Ньютона тому пример. Он наблюдал за поведением физических объектов (например, яблок) и выводил законы, объясняющие то, что он наблюдал.
Научный процесс теперь основан на гипотетико-дедуктивной модели, предложенной Карлом Поппером (1935). Поппер предположил, что теории/законы о мире должны стоять на первом месте, и их следует использовать для создания ожиданий/гипотез, которые могут быть опровергнуты наблюдениями и экспериментами.
Как указывал Поппер, фальсификация — единственный способ быть уверенным: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но наблюдения за одним черным лебедем достаточно, чтобы опровергнуть этот вывод».
Дарвиновская теория эволюции тому пример. Он сформулировал теорию и проверил ее положения, наблюдая за животными в природе. Он специально стремился собрать данные, чтобы доказать/опровергнуть свою теорию.
Томас Кун утверждал, что наука не движется к истине постепенно, у науки есть парадигма, которая остается неизменной до тех пор, пока не произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию. Наука имеет тенденцию проходить через эти сдвиги; поэтому психология не является наукой, поскольку у нее нет согласованной парадигмы.
Существует множество противоречивых подходов, а предмет психологии настолько разнообразен; поэтому у исследователей разных областей мало общего.
Психология действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э. Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ, оказали влияние на Платона, который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля.
Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень твердо верил во влияние индивидуальных различий на поведение и сыграл ключевую роль в разработке понятия «психического здоровья», полагая, что разум нуждается в стимуляции с помощью искусства. чтобы сохранить его в живых.
Аристотель твердо верил в то, что тело сильно влияет на разум — можно сказать, что он был одним из первых биопсихологов.
Психология как наука занимала «второе место» до Декарта (1596 – 1650) писал в XVII в. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет нас от животных.
Однако он верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, НЕ так!
Из этой влиятельной работы возникли другие важные философии психологии, в том числе работы Спинозы (1632–1677) и Лейбница (1646–1716). Но единой, научной, единой психологии как отдельной дисциплины еще не было (можно, конечно, возразить, что до сих пор нет!).
На вопрос «Кто является родоначальником психологии?» многие отвечают: «Фрейд». Так это или нет, можно обсуждать, но если бы мы спросили, кто является родоначальником экспериментальной психологии, вряд ли кто-то ответил бы точно так же. Так откуда же взялась современная экспериментальная психология и почему?
Психологии потребовалось так много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время для консолидации. Понять поведение, мысли и чувства нелегко, что может объяснить, почему в период между древнегреческими временами и 16-м веком это в значительной степени игнорировалось.
Но, устав от долгих лет спекуляций, теорий и споров, а также принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов.
Вильгельм Вундт создал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Интроспекция использовалась, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно то место, с которого можно было начать думать о том, как использовать научные методы для исследования поведения.
Классическим движением в психологии, принявшим эти стратегии, были бихевиористы, которые были известны тем, что полагались на контролируемые лабораторные эксперименты и отвергали любые невидимые или подсознательные силы как причины поведения. Позже когнитивные психологи тоже переняли этот строгий (т. е. тщательный) научный подход, основанный на лабораторных данных.
Психологические подходы
Психоанализ обладает большой объяснительной силой и пониманием поведения. Тем не менее, его обвиняют в том, что он объясняет поведение только после события, не предсказывает заранее, что произойдет, и не поддается фальсификации.
Некоторые утверждают, что психоанализ приблизился к статусу скорее религии, чем науки. Тем не менее, не только ее обвиняют в нефальсифицируемости (эволюционная теория тоже — почему все так, а не иначе? Потому что она так развилась!), и подобно теориям, которые трудно опровергнуть, — существует вероятность того, что она на самом деле прав.
Клайн (1984) утверждает, что психоаналитическую теорию можно разбить на проверяемые гипотезы и проверить научно. Например, Scodel (1957) постулировал, что орально зависимые мужчины предпочли бы большую грудь (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).
Хотя теория Фрейда может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции — субъект демонстрирует прямо противоположные своим бессознательным импульсам!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута отсутствием значимой корреляции.
Бихевиоризм имеет скупые (т. е. экономические/сокращающие расходы) теории обучения, использующие несколько простых принципов (подкрепление, формирование поведения, обобщение и т. д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до нравственного развития.
Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон эффекта Торндайка) и обладал твердым ядром центральных допущений, таких как детерминизм от окружающей среды (только когда это допущение столкнулось с подавляющей критикой со стороны теоретиков познания и этологии, бихевиористская парадигма/модель была свергнута).
Бихевиористы твердо верили в научные принципы детерминизма и упорядоченности. Таким образом, они пришли к довольно последовательным предсказаниям того, когда животное может отреагировать (хотя они признали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).
Бихевиористы использовали свои прогнозы для управления поведением как животных (голубей, обученных обнаруживать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге «Уолден Два» (1948) описал общество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. .
Когнитивная психология – применяет научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам путем разработки точных моделей и проведения экспериментов над поведением для их подтверждения или опровержения.
Полное понимание, предсказание и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности внешних, психических и биологических влияний даже на самое простое поведение (т. е. невозможно контролировать все посторонние переменные).
Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос «Является ли психология наукой?». Но многие подходы психологии действительно отвечают принятым требованиям научного метода, тогда как другие кажутся в этом отношении более сомнительными.
Альтернативы
Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпиризму, такие как рациональное исследование, аргументация и вера.
Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.
Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и субъективное понимание мира. Из-за этого Карл Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для исследования поведения как человека, так и других животных.
Субъективное восприятие мира человеком является важным и влиятельным фактором его поведения. Только взглянув на мир с точки зрения отдельных людей, мы можем действительно понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Именно на это направлен гуманистический подход.
Гуманизм — это психологическая точка зрения, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, совершающего поведение. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.
гуманистический подход в психологии намеренно отступает от научной точки зрения, отказываясь от детерминизма в пользу свободы воли, стремясь прийти к уникальному и глубокому пониманию. Гуманистический подход не имеет упорядоченного набора теорий (хотя у него есть некоторые основные предположения). Его не интересует прогнозирование и контроль поведения людей — это могут и должны делать только сами люди.
Миллер (1969) в «Психологии как средстве повышения благосостояния человека» критикует контролирующий взгляд на психологию, предполагая, что понимание должно быть главной целью субъекта как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чья интересы будут обслуживаться этим?
Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.
Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.
Представления о поведении, основанные на здравом смысле
В некотором смысле каждый является психологом. Это не означает, что все были формально обучены изучению и обучению психологии. У людей есть здравомыслящие взгляды на мир, на других людей и на самих себя. Эти взгляды здравого смысла могут исходить из личного опыта, воспитания в детстве, культуры и т. д.
Люди имеют здравомыслящие представления о причинах своего поведения и поведения других людей, о личностных качествах, которыми они и другие люди обладают, о том, что должны делать другие люди, как воспитывать своих детей и о многих других аспектах психологии.
Неформальные психологи приобретают знания здравого смысла довольно субъективным (т. е. ненадежным) и анекдотичным путем. Представления о людях, основанные на здравом смысле, редко основываются на систематических (т.
Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом в группе людей. Однако предвзятые убеждения редко противоречат тому, что на самом деле имеет место.
Здравый смысл — это то, что каждый использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.
Но, поскольку он не основан на систематических данных и не выведен из научных исследований, он может ввести в заблуждение и привести к несправедливому и дискриминационному отношению одной группы людей к другим.
Ограничения научной психологии
Несмотря на разработанную научную методологию (мы думаем), некоторые дополнительные проблемы и аргументы сомневаются в том, что психология когда-либо была наукой.
Ограничения могут относиться к предмету (например, открытое поведение в сравнении с субъективным, частным опытом), объективности, общности, проверяемости, экологической достоверности, этическим вопросам, философским дебатам и т. д.
Наука предполагает, что существуют законы человеческого поведения которые применимы к каждому человеку. Поэтому наука использует как детерминистский, так и редукционистский подход.
Наука изучает открытое поведение, потому что открытое поведение объективно наблюдаемо и может быть измерено, что позволяет различным психологам записывать поведение и соглашаться с тем, что наблюдалось. Это означает, что можно собрать доказательства для проверки теории о людях.
Научные законы поддаются обобщению, но психологические объяснения часто ограничены конкретным временем и местом. Поскольку психология изучает (в основном) людей, она изучает (косвенно) влияние социальных и культурных изменений на поведение.
Психология не существует в социальном вакууме. Поведение меняется со временем и в разных ситуациях. Эти факторы и индивидуальные различия делают результаты исследований надежными только в течение ограниченного времени.
Пригодны ли традиционные научные методы для изучения человеческого поведения? Когда психологи операционализируют свои IV, весьма вероятно, что это редукционистский, механистический, субъективный или просто неправильный подход.
Операционные переменные относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Например, биопсихолог может интерпретировать стресс как учащение пульса. Тем не менее, возможно, что при этом мы удаляемся от человеческого опыта того, что мы изучаем. То же самое касается причинно-следственной связи.
Эксперименты стремятся установить, что X вызывает Y, но принятие этой детерминистской точки зрения означает, что мы игнорируем посторонние переменные и тот факт, что в другое время, в другом месте мы, вероятно, не подверглись бы влиянию X. Их так много. переменные, влияющие на поведение человека, что их невозможно эффективно контролировать. Вопрос экологической валидности здесь очень хорошо вписывается.
Объективность невозможна. Это огромная проблема в психологии, так как люди изучают людей, а беспристрастно изучать поведение людей очень сложно.
Более того, с точки зрения общей философии науки нам трудно быть объективными, потому что на нас влияет теоретическая точка зрения (хорошим примером этого является Фрейд). Наблюдатель и наблюдаемое принадлежат к одному и тому же виду, что создает проблемы с отражательной способностью.
Бихевиорист никогда не стал бы исследовать фобию и рассматривать ее как причину бессознательного конфликта, точно так же, как Фрейд никогда не стал бы объяснять ее как поведение, приобретенное посредством оперантного обусловливания.
Эта особая точка зрения ученого называется парадигмой (Kuhn, 1970). Кун утверждает, что в большинстве научных дисциплин есть одна преобладающая парадигма, которой придерживается подавляющее большинство ученых.
Все, что имеет несколько парадигм (например, модели-теории), является преднаукой, пока не станет более унифицированной. При множестве парадигм в психологии дело не в том, что у нас есть какие-то универсальные законы человеческого поведения. Кун определенно утверждал бы, что психология не является наукой.
Проверка (т. е. доказательство) может быть невозможной. Мы никогда не сможем по-настоящему доказать гипотезу; мы можем найти результаты, подтверждающие это до конца времен, но мы никогда не будем на 100% уверены, что это правда.
Это может быть опровергнуто в любой момент. Главной движущей силой этого особого ворчания является Карл Поппер, известный философ науки и сторонник фальсификационизма.
Возьмем знаменитую гипотезу Поппера: «Все лебеди белые». Откуда мы знаем наверняка, что не увидим в будущем черного, зеленого или ярко-розового лебедя? Таким образом, даже если небелого лебедя никогда не видели, мы все равно не доказали нашу гипотезу.
Поппер утверждает, что лучшие гипотезы — это те, которые мы можем фальсифицировать — опровергнуть. Если мы знаем, что что-то не так, то мы знаем что-то наверняка.
Тестируемость: большая часть предмета психологии не поддается наблюдению (например, память) и, следовательно, не может быть точно измерена. Дело в том, что существует так много переменных, влияющих на поведение человека, что невозможно эффективно контролировать переменные.
Итак, приблизились ли мы к пониманию а) что такое наука и б) является ли психология наукой? Вряд ли.