Психология как наука о сознании стала развиваться: Краткая история развития психологии

Содержание

1.Становление психологии как науки.

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с прояв­лениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя чело­веком. Однако психические явления длительное время оставались для него непо­стижимой загадкой. Чтобы показать, как изменялось представление челове­ка о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки, в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе пси­хология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

Психология как наука о душе: Наличием души пытались обьяснить все непонятные явления в жизни человека. Начало этого этапа – более 2х тысяч лет назад.

Вопрос о природе души рассматривался в рамках одной из первых наук – философии. (одна из главных работ по психологии этого периода Аристотель – “Трактат о душе”)

Психология как наука о сознании: Начинается с XVII века. Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод — наблюдение человека за самим собой. Родоначальником этого периода принято считать Рене Декарта (1569-1650) Мышление (по Декарту) — это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этом суждении заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. — постулат о том, что первое, что обнаружи­вает человек в самом себе, — это его

сознание. Однако в своих трудах Декарт доказывал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждается в душе. По его мнению, взаимодействие организма с внеш­ней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок». Таким образом, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними фак­торами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в сво­ем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух. В истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат.
dualis
«двойственный»). С точки зрения дуалистов, психическое не является функ­цией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. Основными представи­телями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс. Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психо­логии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Та­ким образом, психика была приравнена к сознанию
. На смену психологии души пришла психология сознания.

Психология как наука о поведении: начинается с XX века. Психология – наблюдение за тем что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Основным направлением этого периода стал Бихевиоризм. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии. В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения. С точки зрения Уотсона, поведение — это система
реакций.
Он считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S—R» (стимул—реакция). Для бихевиористов соотношение S—R стало единицей поведения. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S—R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихе­виоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил по­местить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» — V, в ре­зультате схема приобрела вид: «S-V-R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «по­знавательные карты» (образы ситуаций).
Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных, или оперантных. Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоите том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и вос­производится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное дей­ствие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула. Как мы видим, и в данном случае игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека, что само по себе, лишено здравого смысла. С течением времени это стало понятно и представителям бихевиористского направления, и с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания — высшей формы психического отражения объективной дей­ствительности.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений,

Современный этап развития психологиинаука о психике. Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики. Начинается со 2й половины XX века.

В отечественной психологии:

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена. Так же одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической нау­ки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолже­ны такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

Однако на смену основателям отечественной психологи­ческой науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих пред-шественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их чис­лу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В более поздние годы сформировались основные современные психологиче­ские школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государствен­ного университета и Московского государственного университета. Создание пер­вой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприя­тия, памяти, сознания, личности и развития психики.

Психология как наука о душе

метки:Психология, Наука, Человек, Познание, Демокрит, Мышление, Учение, Период

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5

1. Учение Сократа

2. Учение Платона

3. Учение Аристотеля

4. Учение Гиппократа.

5. Учение Демокрита
II.  РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ …………………………………………………………………………….11
III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука.                   .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе».                        .
         Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …

… Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний . .. , условия деятельности , продукт деятельности .  3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности человека от поведения животных является …

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
1. Учение Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.).

Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.

         Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

… неизученное и опасное для человека. В психологии отчуждение представляется как раздвоение души, как существование множественности личностей в душе человека, что сопряжено с … душу как бессмертную. Вселенская душа выступает неизменной основой всего сущего. Человек получает частичку этой вселенской души как свою неизменную основу. Душа как нечто основополагающее в человеке есть проявление идеи. Душа …

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

2. Учение Платона
          Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи — образцы, а вещи — их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа — бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление — к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» — внутренний).

Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
3. Учение Аристотеля
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

3 стр., 1064 слов

Психологические идеи в учении Платона

… речь. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в … мужество в груди, чувственное вожделение в печени), и Платон. У Платона учение о частях души приняло резко выраженный этический характер. Соотношение между этими частями пояснял знаменитый …

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души:

1. Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой; высшая память — процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение — образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

4. Учение Гиппократа.

         Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
         Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки).

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

… подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и … На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена не только оболочкой, которую называли «сосудом мерзости и греха», но …

Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне).

Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

5. Учение Демокрита

Душа человека, по Демокриту, состоит из атомов огня, которые очень малы и шарообразны. Душа как огонь, она движет и оживляет человека. По вопросу места расположения разума в теле человека существует несколько точек зрения. По некоторым данным, атомы души концентрируются в пустотах мозга, и потому в нем центр разума. По другим, он находится в сердце. Возможно, Демокрит признавал не один центр разума, или его взгляд на этот вопрос менялся. Неразумная часть, по мнению Демокрита, души рассеяна по всему организму.

Благодаря особому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку (изображения), напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.

Демокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Первое он называл познанием «по мнению», второе познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению», невозможно, по Демокриту, и познание «по истине». Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Рациональное познание есть продолжение чувственного. Разум, как считал Демокрит, – это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение».

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

… совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423). Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде. А. … как-то соединить два значения, две, по сути, разные психологии — и как «слово о душе» и как «науку о психике». Однако возможно ли такое? Обратимся теперь для …

Демокрит особое место в познании уделял дыханию. Огненные атомы содержатся в воздухе, именно он при дыхании становится источником пополнения атомов души. Огненные атомы воздуха и души Демокрит считал самыми тонкими, причем только в живом организме они сосредоточены в достаточной мере и находятся «в надлежащей пропорции» с холодными атомами. Человек жив, пока он дышит. Дыхание обеспечивает человеку равновесие: оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и входящих из воздуха при вздохе.

Учение Демокрита имеет явно атеистический характер, так как души, согласно Демокриту, погибают, «ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Отрицание существования отдельной от тела бессмертной души было разрывом с мифологией, имевшей важное значение в Древней Греции. Отрицание «бессмертной души» имело принципиальное философское значение.

Несмотря на многочисленную критику, которую испытало на себе учение об атомном строении души, Демокрит предвосхищал современные достижения науки, открывшей сложное строение человеческого мозга и физиологические основы психики. Учение Демокрита, в том числе и правильная догадка о материальной основе сознания, было несовместимо с учением о бессмертии души в загробном мире. Согласно учению Демокрита, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, в основе которого лежит фундаментальное единство мира: атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты, нет никакого другого.
II
.  РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII— VI вв. до н. э., т. е., до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. Второй, научный период, начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развивалась в рамках философии, а потому он получил название философского периода и условно длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии, примерно в конце XVIII — начале XIX в., когда психология  утвердилась, как уникальная наука, имеющей свой независимый предмет, являющейся одновременно гуманитарной и естественной, изучающей и внутренние, и внешние проявления психики. Временем возникновения экспериментальной психологии считается создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундтав 1879 г.

         На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с первоосно—вой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление, так как тело является инертной массой, т. е. душа руководит пове—дением человека.  

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

… 7/ субъективность, можно изучать только себя. 5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – … На протяжении своего развития психология меняла свой предмет (душа, сознание, поведение, деятельность), однако, в отличие от многих других наук, так и не достигла общепринятого единства. Однако, …

В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
 III
. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

            Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в. , когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.

Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.

Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с официальной наукой. В связи c этим, представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В ХII-ХIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

… выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые … психологии сто­ял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Собственное сознание изучали тогда только методом интроспек­ции (буквально «смотрение внутрь») — методом познания …

Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине ХIХ в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Христиан Вольф).  Вскоре   эти  идеи  стали  очень  популярными,  и  в 1878 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

Развитие психологии привело к появлению различных школ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А.

     Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. 
2.     Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1996. 

4 стр., 1773 слов

Психология — наука XXI века

… всех востребованных практико-ориентированных направлений. Да, к сожалению, экстенсивное развитие психологии (создание новых психологических кафедр, факультетов, курсов ускоренной подготовки) привело к тому, .. . себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО. Конечно, большинство …

Возникновение психологии как науки: объяснение

Психология — относительно новая дисциплина, официально введенная в 1870-х годах Вильгельмом Вундтом. Первоначально это была ветвь философии, которая превратилась в полноценную самостоятельную науку. Это потребовало напряженной работы многих блестящих умов и привело к созданию области, которая способствует решению различных человеческих задач: от заботы о нашем психическом здоровье до создания успешного маркетинга. Давайте посмотрим, как проходило это путешествие.

  • Сначала кратко упомянем историю психологии, вытекающую из философии.
  • Далее мы рассмотрим самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки.
  • После этого мы рассмотрим возникновение психологии как хронологии науки.
  • Затем мы обсудим особенности психологии как науки.
  • Наконец, мы упомянем некоторые ключевые аспекты эволюции современной психологии, такие как достижения в области технологий.

История психологии

Психология зародилась как раздел философии. Мы можем видеть влияние философии на психологию в том, как современные психологи часто теоретизируют об определенных гипотезах, прежде чем экспериментировать.

Мы также можем увидеть его корни в том, что некоторые концепции, считающиеся истинными, в основном или полностью основаны на теории, поскольку они не могут быть полностью изучены с научной точки зрения (например, модель памяти с несколькими хранилищами).

Знаменитый философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, существую», размышляя о человеческом сознании и показывая самоанализ.

Далее мы поговорим о самонаблюдении.

Рис. 1 – Психология как научная практика имеет философские корни.

Возникновение психологии как науки

Возникновение психологии как науки произошло примерно в конце 1870-х годов, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию для научного изучения сознания. Благодаря смене парадигмы психология стала научной благодаря своим контролируемым и стандартизированным методам исследования, высоконаучным технологиям и рецензируемым, воспроизводимым и достоверным исследованиям, которые она производит.

Первоначально психология начиналась как в основном философская дисциплина, в которую время от времени вкраплены биологические основы. Вундт стремился изучить разум эмпирически.

Самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки

Первым человеком, который считал себя психологом, был Вильгельм Вундт, открывший первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге и разработавший первую экспериментальную технику, считающуюся научной: самоанализ .

Это, как и следовало ожидать, оказало огромное влияние на курс психологии. Вундт продемонстрировал то, чего не смогли другие философы до него: что эту запутанную сущность «разума» можно изучать с научной точки зрения.

Это стало катализатором появления психологии как науки. Это стало прецедентом для многих психологов, которые пошли по его стопам. Вот почему Вундта считают отцом психологии.

Вундт подготовил многих студентов, чтобы они стали психологами. Среди них был Эдвард Титченер, основатель раннего подхода, известного как структурализм. Психологи-структуралисты считают, что мозг состоит из многих частей, подобно тому, как химики расщепляют химические вещества на более мелкие компоненты. Титченер — лишь один из многих психологов, на которых непосредственное влияние оказала работа Вундта.

Возникновение психологии как науки Хронология

Различные подходы сформировали появление психологии как науки, и мы можем видеть это на временной шкале психологии. От психоанализа до бихевиоризма, от теории социального научения, а затем до когнитивной и биологической психологии — мы можем видеть различные подходы и то, как они изменили то, как работает психология.

Давайте взглянем на историю каждой дисциплины психологии.

Психоанализ

Фрейд известен как отец психоанализа, полного психологических теорий и терапевтических практик, пытающихся разблокировать бессознательное. Фрейд считал, что раскрытие бессознательных воспоминаний и желаний может облегчить подавленные воспоминания и чувства.

Хотя психоанализ включает в себя беседу с психотерапевтом в терапевтической обстановке, он не основан на конкретных научных исследованиях. Это чрезвычайно субъективно, основано исключительно на чувствах и опыте индивидуума.

Бихевиоризм

Одним из первых подходов к психологии как науке был бихевиоризм, который практикуется до сих пор. Поведенческие психологи считают, что мы можем объективно и научно изучать поведение и что любое поведение приобретается и поддерживается посредством обусловливания.

Психологи-бихевиористы не согласились с научной обоснованностью интроспекции. Поэтому они изучали человеческое поведение, используя те же методы, что и другие научные дисциплины.

В бихевиоризме различают два основных типа обусловленности: классическую и оперантную.

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание, впервые изученное русским физиологом Иваном Павловым, заключается в том, что человек становится обусловленным для выполнения определенного поведения при предъявлении стимулов, связанных с этим поведением.

Ребенок может заплакать, увидев собаку, потому что ранее он был напуган собачьим лаем. Ребенок теперь ассоциирует собак с реакцией страха на плач.

Павлов обнаружил эту обусловленность, когда изучал пищеварение собак. Он заметил, что, когда собаки видели белые халаты лаборантов, у них начиналось слюноотделение, даже когда у ассистентов не было еды для них, потому что они ассоциировали ассистентов с их естественной реакцией на получение пищи (слюноотделение).

Рис. 2. — Павлов открыл классическую обусловленность, когда собаки научились новым ассоциациям с едой.

Оперативное обусловливание

Оперантное обусловливание, изученное в ходе известных экспериментов Б. Ф. Скиннера, представляет собой процесс, в ходе которого индивидуума вынуждают поддерживать или прекращать выполнение определенного поведения с помощью положительного и отрицательного подкрепления.

Скиннер обнаружил, что крыс и голубей можно заставить выполнять определенные действия, такие как нажатие на рычаги и клевание, если они получают награду или наказание, побуждающее их повторять желаемое поведение.

Мы также можем наблюдать этот эффект у людей.

Например, если ребенок убирается в своей комнате, мать может вознаграждать его сладостями, побуждая продолжать это желаемое поведение.

Точно так же, если бы мать наказывала ребенка, отбирая игрушку, если он отказывался делать домашнее задание, это также имело бы желаемый эффект, так как это повышало бы вероятность того, что ребенок будет выполнять домашнее задание, чтобы избежать наказания.

Бихевиоризм развил научный подход Вундта к изучению психологии. Поведение является явным и может быть записано и изучено более объективно, чем мысли, а это означало, что внимание бихевиористов исключительно к изучению внешнего поведения считалось более научным.

Это помогло психологии утвердиться как науке.

Теория социального обучения

После бихевиористского подхода, который доминировал в первой половине 1900-х годов, Бандура представил концепцию теории социального обучения. Подобно бихевиоризму, Бандура считал, что наше поведение является прямым результатом раздражителей.

Однако он представил концепцию психических процессов и социальных взаимодействий (научение наблюдением) как играющую роль в поведении, которая была отвергнута бихевиористским подходом как ненаучная. Другие утверждают, что нет способа объективно измерить, ведет ли кто-то определенным образом из-за того, что он видел во внешней среде.

Когнитивная психология

Полагая, что люди не просто наблюдают и копируют поведение или что простое наблюдение за поведением людей не объясняет, почему люди так реагируют, возникла когнитивная психология.

В 1930-х годах Жан Пиаже ввел понятие схем, совокупности внутренних мыслительных процессов, связанных с конкретными стимулами, которые можно использовать для управления поведением. Это можно измерить в лабораториях с помощью сложных компьютерных программ и научных методов.

Биологические подходы

Другим подходом, использующим научные методы в психологических исследованиях, является работа, проводимая с биологической точки зрения. Эта область психологии направлена ​​​​на то, чтобы ответить на сложные вопросы, такие как споры о природе и воспитании и о том, как человеческий разум работает на физиологическом уровне.

Исследования в области биологии человека для объяснения человеческого поведения следуют научному подходу, поскольку передовые технологии используются для следования научному методу, который мы подробнее обсудим ниже.

Характеристики психологии как науки

Главной характеристикой психологии как науки является представление о том, что наука и психологические подходы претерпевают смены парадигмы. Томас Кун представил этот как способ объяснить, как развивается научная практика.

Как упоминалось ранее, новые подходы в психологии превратили дисциплину в науку. Эти сдвиги парадигмы (новые подходы) происходят, когда что-то не может быть объяснено текущим используемым методом, и поэтому используется новый подход. Каждый новый подход имеет тенденцию быть более объективным и несоразмерным с другими подходами.

Кроме того, чтобы по-настоящему утвердить психологию как науку, она должна была иметь научные средства экспериментирования и термины, которые можно было бы стандартизировать для всей науки. Следование научному методу включает:

  • Формирование гипотезы.
  • Проведение наблюдений.
  • Теории и процессы переработки.
  • Представление результатов и теорий.

Вот некоторые термины, используемые в научном методе и психологических исследованиях.

Термин Определение
Наука Систематический и объективный подход к наблюдениям и экспериментам над физическим и природным миром
Эмпиризм 90 147 Форма знания основана на том, что мы знаем и видим в проверенный эксперимент. Врожденных идей нет.
Вывод После наблюдений мы можем сделать выводы о разуме и поведении, вызванном стимулами.
Объективность Предотвращение влияния предвзятости или личных чувств на то, что мы изучаем, и на результаты этих исследований.
Контроль Исследования проводятся в условиях, снижающих влияние внешних факторов/выбросов на результаты.
Воспроизводимый Те же результаты получены при повторных экспериментах (надежные и достоверные).
Предсказуемость Мы можем установить общие законы поведения в конкретных ситуациях.
Проверка гипотез Прогнозы либо доказаны, либо опровергнуты.

Эволюция современной психологии

Психология развивалась несколькими путями: от технологических достижений до соответствия новым общественным нормам и этическим стандартам.

Первое психиатрическое учреждение

Со времен Вильгельма Вундта психология тесно связана с медициной. Выдающиеся ранние психологи, такие как Вундт и Павлов, также были врачами и физиологами. Это также делает психологию более значимой как науку, поскольку ее открытия можно использовать в медицинских учреждениях, чтобы внести ощутимые изменения в жизнь многих людей.

В Великобритании группа квакеров (христианская конфессия) во главе с Уильямом Тьюком основала первый центр лечения психических расстройств у людей. Этот центр назывался The York Retreat и был ориентирован на реабилитацию, а не на лечение.

Первое сканирование мозга

В современной психологии сканирование мозга является одним из наиболее объективных и научных методов изучения деятельности нашего мозга, который может иметь биологическое и психологическое применение. Однако на разработку и совершенствование этого подхода ушли столетия.

Первый метод нейровизуализации был создан Анджело Моссо в 1880-х годах. Это было известно как «баланс кровообращения человека» и представляло собой неинвазивный метод, который измерял, как кровь распределяется по телу, когда человек испытывает определенные психические или эмоциональные раздражители.

Следующим достижением в технологии сканирования мозга стала пневмоэнцефалография.

Пневмоэнцефалография — это метод, при котором спинномозговая жидкость извлекается из головного мозга и заменяется воздухом, чтобы области мозга были более четко видны на рентгеновском снимке.

Несмотря на свою эффективность, этот метод был крайне небезопасен для пациентов и больше не применяется.

В 1927 году лауреат Нобелевской премии профессор Эгаш Мониш разработал метод визуализации мозга, который позволил исследователям более точно, чем когда-либо прежде, увидеть кровеносные сосуды в мозге, вводя бромиды в кровоток. В конечном итоге его заменили на йодиды, которые оказались успешными в получении нейроизображений.

Этот метод позволяет психологам увидеть, есть ли аномалии в определенных областях мозга, которые могут вызывать некоторые психологические симптомы. Этот метод в основном используется нейрохирургами и с годами совершенствовался для уменьшения побочных эффектов.

В наше время мы в основном используем МРТ, ФМРТ и КТ для визуализации мозга. Они являются высоконаучными, поскольку они объективны и очень точны. Это хорошие примеры развития психологии как научной дисциплины.

Психологи перешли от простого размышления о мыслях к способности создавать высококачественные изображения областей мозга для понимания и лечения некоторых из самых сложных психологических расстройств.

Рис. 3. Методы нейровизуализации совершенствуются вместе с современными технологиями.

Сканирование мозга показывает нам, что по мере развития технологий психология получает доступ к более научным методам исследования, что позволяет проводить более точные и важные исследования.


Становление психологии как науки. Ключевые выводы

  • Психология зародилась как раздел философии и биологии.
  • Первая психологическая лаборатория была создана в Лейпцигском университете в 1879 году Вильгельмом Вундтом, который стремился изучать разум с научной точки зрения.
  • Ранний подход к психологии, бихевиоризм, способствовал укреплению репутации психологии как науки. Он сосредоточился на изучении явного поведения, которое было легче изучать объективно и, следовательно, менее подвержено предвзятости. Эмпирический подход.
  • Сдвиг парадигмы позволяет принять новые подходы к исследованиям и развитию научных методов.
  • Сканирование мозга, впервые разработанное в 1880-х годах, также быстро превратилось в высоконаучную технику, показывая, что психология также стала более научной по мере развития технологий.

История психологии – Введение в психологию I

1. Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать важность Вундта и Джеймса в развитии психологии
  • Оцените влияние Фрейда на психологию
  • Понять основные принципы гештальт-психологии
  • Оцените важную роль бихевиоризма в истории психологии
  • Понимать основные принципы гуманизма
  • Поймите, как когнитивная революция сместила фокус психологии обратно на разум

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.

Активность: просмотр видео

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм. Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году. (см. рис. 2). В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, со временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Nicolas & Ferrand, 1999).

Рисунок 2. (a) Вильгельма Вундта считают одним из основателей психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году (Гордон, 1995).

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Рисунок 3. Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд (см. рис. 4). Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 4. (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.

Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.

Макс Вертхаймер (1880–1919 гг.)43), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

Активность: просмотр видео

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Северной Америке, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса (см. рис. 5). В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я полагаю, что все важное в психологии (кроме… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, посредством непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крысы в ​​точке выбора в лабиринте. ”

Рисунок 5. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментированию. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом (см. рис. 6). Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о поощрении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рис. 6. (a) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Активность: просмотр видео

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающий характер бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и подлинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Таким образом, появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (см. рис. 7). Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Рисунок 7. Иерархия потребностей Маслоу.

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях (рис. 8). Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 8. Карл Роджерс, изображенный на этом портрете, разработал клиентоцентрированный метод терапии, оказавший большое влияние на клиническую практику. (кредит: «Didius»/Wikimedia Commons)

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Более того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием Cognitive Psychology , который послужил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Феминистская психология

Психологическая наука оказала влияние на благополучие человека, как положительное, так и отрицательное. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам, представителям этнических меньшинств как в Соединенных Штатах, так и в других странах, а также лицам с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-х годах наука о психологии была в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходных предположений о том, что пол не влияет на психологию и что женщины не представляют достаточного интереса для изучения.

Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и, по сути, обоих полов.

Кроуфорд и Маречек (1989) выделяют несколько феминистских подходов к психологии, которые можно охарактеризовать как феминистскую психологию. К ним относятся переоценка и обнаружение вклада женщин в историю психологии, изучение психологических гендерных различий и сомнение в предвзятости мужчин, присутствующих в практике научного подхода к знаниям.

Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белого населения Северной Америки, можно будет предположить, что они применимы к отдельным лицам и социальным группам из других культур, и это маловероятно (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993).

Добавить комментарий