Психология общения в коллективе: Психология общения в коллективе в школе Спиркиной

Содержание

Виды общения в коллективе:

Нижегородский Государственный

Лингвистический университет

Реферат

По дисциплине:

Психология делового общения

«Особенности общения в коллективе: уровни подчиненности, служебная субординация»

Кондратьева К.М

Группа: 11БВИ

Проверил: Гусева Н.Ю

Нижний Новгород. 2012г.

Введение:

  1. Что такое коллектив?

  2. Виды общения в коллективе.

  3. Общие требования.

  4. Уровни подчиненности.

  5. Служебная субординация .

  6. Вывод.

Что такое коллектив?

Коллектив социалистический (от латинского collectivus — собирательный), одна из важнейших ячеек социалистического общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

Коллектив сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистического сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности.

В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредствованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. 

Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякую внешне- и внутренне организованную группу можно назвать коллективом. И даже не степень организации группы делает ее коллективом.

Коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество. Общность мотивов деятельности определяет сплоченность группы. Но она еще не определяет отличия коллектива от корпорации. Поэтому положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы,- это не просто требование к коллективу, а его сущность.

В повседневной практике под коллективом часто понимают группу лиц, объединенных общей работой, общими интересами. Подобное понимание коллектива неправильно. Ведь тогда и шайку бандитов следует считать коллективом. Недопустимо смещение истинного коллектива, определяемого его влиянием на общество, к которому он принадлежит, с псевдоколлективами, служащими только одной части общества, корпорациями, служащими только самим себе, и конгломератами людей, вообще не имеющих единых целей деятельности.

В коллективе осуществляется наиболее глубокое взаимодействие личности и коллектива и наиболее разностороннее развитие личности при ее максимальной индивидуализации. <

http://azps.ru/handbook/k/koll354.html>

Вместе с тем, общую картину взаимодействия между людьми в первичных трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения.

Взаимоотношения — это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с сотрудниками) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально- психологического климата в трудовом коллективе. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе. 

Общение в трудовом коллективе — это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений.

Главная функция общения — это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения — это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.

Трудовые коллективы возникают ради целей совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно деловое общение.

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально — психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления. Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
 

Как правильно общаться с «проблемными» людьми в рабочем коллективе

Skip to content

Posted on Author Галина 0

Все люди отличаются друг от друга в социальном, психологическом и культурном плане. Каждый человек имеет собственную систему ценностей и предпочтений. Но что делать, когда в коллективе появляется сотрудник, с которым совершенно невозможно найти общий язык. Существует множество способов взаимодействия с данной категорией людей. Об этом мы расскажем в данной статье.

Основы психологического взаимодействия

Эффективная деятельность любой компании строится на продуктивном общении с коллегами. Человеческий фактор играет огромную роль при организации делового общения. В целом, это зависит от психологических и профессиональных особенностей конкретных сотрудников, а также их сработанности и совместимости.

Для общения важную роль играют не только положительные качества работников, в достижении поставленных целей нередко решающее значение имеют отрицательные стороны коллег, воздействуя на которые можно добиться желаемого результата. Способность видеть и использовать сильные и слабые стороны характера любого человека дает базисные знания об основах оптимального взаимодействия.

Как однажды сказал премьер-министр Англии Дизраэли: «Приятный человек — этот тот, кто согласен со мной». Это высказывание в дальнейшем смогли подтвердить научные исследования, ведь мы действительно чувствуем симпатию именно к тем людям, которые похожи на нас. С другой стороны, мы испытываем неприязнь к тем, чьи взгляды на жизнь, либо поведение слишком явно отличаются от наших.

«Потребность в консенсусе»: особенности психологического общения

Получается, что мы стремимся свести к максимальному согласованию собственное поведение и поведение окружающих нас людей, для максимально комфортных отношений в эмоциональном и психологическом плане. Более того, людям, которые нам симпатизируют, приписывается большая степень согласия с нашим мнением, чем это есть на самом деле.

Ученые назвали этот феномен «потребность в консенсусе». Чтобы два человека нашли общий язык требуется совпадение мыслей и чувств. Первое означает то, что нам приятны те, с кем у нас общие взгляды на жизнь и приблизительно одинаковая позиция в значимых вопросах. Второе — согласованность в переживаниях, чувствах и эмоциях. Если два человека ощущают гармонию и схожесть мыслей и чувств, то невольно возникает чувство комфорта и легкости при общении.

Поэтому следует учитывать, что у каждого есть скрытые интересы, которые требуют удовлетворения при взаимодействии с другими людьми. Научившись обращаться с такими людьми, Вы сможете добиться больших результатов в работе, чем другие. Помните, что каждый человек по-своему уникален и заслуживает особого внимания.

Какого человека можно назвать «трудным»

В случае, если контакт с партнером по общению не достигается, его можно отнести к категории «трудных» людей. Зачастую, общение с таким человеком хочется по возможности избегать и минимизировать время взаимодействия с ним. Однако, что делать, если такой человек — член коллектива и прибегать к тесному общению необходимо каждый день? Для начала необходимо понять, что именно делает человека «трудным» для общения. Из личного опыта, каждый может вспомнить, что встречались люди, найти общий язык с которыми практически невозможно. Такие встречи вызывают дискомфорт, непонимание или разрыв отношений. Если научиться понимать мотивы других людей, их психологические и эмоциональные особенности, можно сохранить рассудительность и более спокойно относится к ситуации.

Необходимо учитывать потребности «трудного» человека, и именно это поможет облегчить деловое взаимодействие.

Таким образом, «трудным» можно назвать человека, взгляды, мысли и переживания которого базируются на прошлых разочарованиях и потерях.

Стратегии поведения с «трудными» коллегами

Сталкиваясь с «трудным» человеком, необходимо задать себе вполне логичные вопросы: «Что я выиграю?» или «Что я потеряю?». Если в ситуации поддаться неосознанной стратегии поведения, общение будет насыщенно сильнейшими эмоциональными конфликтами и спонтанным характером. При этом скандалы и ссоры на работе, могут пагубным образом сказаться на рабочем процессе.

Рассмотри пять основных стилей общения с «трудным» человеком:

  1. Соперничество;
  2. Приспособление;
  3. Компромисс;
  4. Сотрудничество;
  5. Уклонение.

Выбор того или иного стиля определяется тем, что именно Вы желаете получить от ситуации, какие желания или интересы преследуете в данный момент.

Достижение собственных целей обычно приводит к стратегии соперничества. Для сохранения хороших дружественных отношений больше подойдет выбор приспособления. Уклонение будет уместно в случае, когда Вы не собираетесь решать проблемы, поскольку не имеете желания, знаний, сил или полномочий для ее преодоления. Компромисс имеет место для временного регулирования ситуации, если в обмен на свои уступки, ожидаются ответные шаги от другой стороны, при этом удовлетворяются частично Ваши желания и стремления оппонента. Из всех перечисленных, самой продуктивной, без сомнения, выступает стратегия сотрудничества. Она предполагает поиск выходов и альтернатив в преодолении спорных ситуаций.

Решение проблемы обычно помогает решить свои задачи и сохранить дружественные отношения с партнером.

Стратегии являются универсальными способами в общении и взаимодействии с различными категориями людей. Стоит помнить, что в споре должно присутствовать взаимопонимание. Не допускайте моббинга в коллективе, и всегда старайтесь разрядить ситуацию. Оптимальным способом решения проблемы будет выбор нескольких моделей поведения, для достижения лучшего результата.

Секреты эффективного взаимодействия с проблемными сотрудниками

При взаимодействии с проблемными людьми нужно иметь определенную степень гибкости. Это поможет не только преодолеть ситуацию, но и изменить свое отношение к проблеме.

Рассмотрим секреты успешного взаимодействия с «трудными» людьми:

  • Измените ход своих мыслей и видение проблемы. Зачастую, от перемены угла зрения на проблемную ситуацию, меняется и ее сущность;
  • Измените стратегию своих действий. Возьмите ответственность на себя и найдите самые эффективные способы решить конфликтные вопросы;
  • Не откладывайте решение проблемы. Чем больше, Вы игнорируете сложную ситуацию, тем труднее будет ее разрешить. Разберитесь в сути и приступайте к активным действиям;
  • Общайтесь на одном уровне с человеком. Определите каким образом Ваш стиль общения отличается от позиции «проблемного» сотрудника и адаптируйте свое поведение соответствующим образом, чтобы достичь взаимопонимания;
  • Не поощряйте плохое поведение. Не решайте чужие проблемы и не позволяйте втянуть себя в бесполезные споры. На все эти ситуации уходит драгоценное время, которое можно было бы потратить на выполнение своих обязанностей;
  • Будьте максимально понятны. Выражайте свои мысли ясно. Если Вас что-то не устраивает в работе или поведении другого человека, не бойтесь открыто ему об этом сказать;
  • Сосредотачивайтесь на целях, а не на действиях. Держите в голове идеальный образ результата, который стремитесь достичь. А за тем, выберете способы его достижения;
  • Люди не поддаются исправлению. Помните, что изменить человека практически невозможно, можно только поменять свое отношение к нему или проблеме.

Таким образом, стоит знать, что работа — это сфера профессиональной реализации человека, а не поле боя. Не тратьте много времени на межличностные конфликты и выяснение отношений. Если это мешает нормальному течению рабочего процесса — проблему нужно устранить, но не акцентировать на этом много внимания.

Category: Конфликты, Психология общения Tag: конфликтные ситуации, секреты общения, трудные коллегиLeave a comment Adblock
detector

Работа в команде | Психология сегодня

Сотрудничество, сотрудничество

Отзыв от Psychology Today Staff

Командная работа — работа с другими людьми для достижения общей цели — необходима практически во всех областях, будь то на работе, дома или на игровом поле. Хотя в некоторых ситуациях лучше действовать в одиночку, научиться работать вместе без конфликтов — это критически важный навык, который может помочь почти любому добиться большего успеха.

Содержимое
  • Почему командная работа имеет значение
  • Улучшение командной работы
  • Общение и работа в команде

Почему важна командная работа

Люди — социальные животные. Сама цивилизация является результатом объединенных усилий бесчисленного множества людей на протяжении тысячелетий. Изучение человеческого сотрудничества может помочь исследователям, организациям и семьям определить, как максимизировать командную работу в будущем. Воспитание детей или поддержание чистоты в доме, например, требует сотрудничества и справедливого распределения рабочей нагрузки. То же самое относится практически к любому рабочему месту, где для достижения целей и удовлетворения клиентов необходима слаженная командная работа.

Почему люди сотрудничают?

Сотрудничество считается ключевым компонентом человеческой природы. Совместная работа позволила нашим ранним предкам выжить; некоторые эксперты утверждают, что это даже дало нам эволюционное преимущество перед другими видами ранних людей, которые позже вымерли. Сотрудничество позволяет людям решать проблемы, которые не могут решить отдельные люди, действуя в одиночку.

Каковы преимущества хорошей командной работы?

Эффективная командная работа повышает эффективность, поскольку больше людей распределяют нагрузку. Это также повышает ответственность и моральный дух и снижает риск срыва проекта, если один из членов команды отсутствует или не может внести свой вклад. Это также позволяет членам команды учиться друг у друга и приобретать новые навыки по мере продвижения проектов.

Всегда ли хорошо работать в команде?

Бывают случаи, когда командная работа может иметь неприятные последствия, особенно когда команда становится жертвой группового мышления и принимает поспешные и опасные решения. Более того, члены команды не всегда могут в равной степени извлекать выгоду из успеха команды. Исследования показали, например, что мужчины-члены команды чаще, чем женщины, видят, что их карьера продвигается вперед после командного успеха.

Почему людям иногда трудно работать вместе?

Работать вместе не всегда получается. В некоторых командах это может быть связано с личными конфликтами — например, два человека, которые предпочитают «брать на себя ответственность», могут испытывать трудности в сотрудничестве. Для других людей работа в команде может способствовать развитию лени; поскольку другие вносят свой вклад, они могут чувствовать меньшее давление, чтобы внести свой вклад.

Что отличает хорошего командного игрока?

У хороших командных игроков есть несколько общих характеристик. Они готовы выполнять свою часть работы, надежны, честно говорят о проблемах и проблемах и ясно общаются. Позитивное отношение также имеет решающее значение: независимо от того, насколько хорошо кто-то справляется со своей работой, он будет только тянуть команду вниз, если будет угрюмым, пессимистичным или грубым.

Как улучшить командную работу

Командная работа естественна для людей в целом, но это не всегда означает, что людям легко работать с другими. Некоторые люди, особенно те, кто предпочитает работать в одиночку, могут чувствовать себя не в своей тарелке в группе или разочаровываться в общих ловушках командной работы. Для максимизации командной работы важно, чтобы все товарищи по команде разделяли одни и те же цели и были привержены общему видению. Часто достаточно одного человека, который не справляется со своими обязанностями или бросает вызов целям группы, чтобы свести на нет усилия всех остальных членов команды.

Можно ли обучить навыкам работы в команде?

Да; некоторые люди более склонны к командной работе, чем другие, но те, кто не преуспевает в этом от природы, могут стать более искусными. Обучение навыкам работы в команде обычно влечет за собой улучшение общения, развитие эмоционального интеллекта и предоставление конкретных стратегий для успешного сотрудничества.

Что делает команду успешной?

Исследования показали, что определенные качества являются постоянными предикторами сильной команды. К ним относятся хорошее общение, в том числе обеспечение того, чтобы каждому участнику была предоставлена ​​возможность высказаться, и черта, известная как «социальная чувствительность», или способность участников понимать мысли и чувства друг друга и уважительно участвовать в разногласиях.

Каковы наиболее эффективные стратегии улучшения командной работы в организации?

Предоставление членам команды четко определенных ролей, создание регулярных проверок отчетности, определение времени для обратной связи и подача примера — все это стратегии, используемые эффективными командами. Хотя меры по формированию команды часто высмеивают, исследования показывают, что некоторые из них, особенно те, которые укрепляют доверие и общение, могут повысить эффективность команды.

Как групповое доверие влияет на командную работу?

Доверие очень ценно в командах, которые долгое время работали вместе; в таких командах более высокий уровень доверия повышает моральный дух и способствует повышению производительности. Однако исследования показывают, что, когда команды вынуждены слишком быстро доверять друг другу или делать это без доказательств, это может негативно сказаться на принятии решений и результатах.

Как создать продуктивную команду?

Чтобы эффективно руководить, лидеры должны сначала работать над тем, чтобы привить общее видение и цель, которые согласуются с ценностями членов команды. Затем они должны четко определить роли участников, установить разумные ожидания и быть открытыми для обратной связи и конструктивной критики. В целом лидеры должны стремиться культивировать разнообразие и вести себя этично, активно и профессионально.

Как мне управлять тем, кто плохо ладит с другими?

Вероятно, это зависит от конкретных задач. Например, если кто-то не справляется со своими обязанностями, вовлеките его в обсуждение того, что он ценит в своей работе и какие задачи он считает наиболее значимыми. Если кто-то доминирует в групповых обсуждениях, попросите всех по очереди поделиться своим мнением, чтобы другие могли внести свой вклад.

Я предпочитаю работать один. Как научиться работать в команде?

Определите сильные и слабые стороны и запросите задачи, которые подходят. Работайте над развитием гибкости, прислушивайтесь ко всем точкам зрения (даже противоположным) и честно общайтесь. В конечном счете, научиться быть командным игроком — это научиться управлять эмоциями — будь то разочарование, страх или смущение. Практика эмоционального регулирования будет иметь большое значение для улучшения командной работы.

Как общение влияет на командную работу

Общение необходимо для обеспечения оптимальной работы команды. Однако это также может быть одним из самых сложных аспектов работы с другими людьми — и даже когда другие аспекты команды работают гладко, неэффективное общение может сорвать весь проект. Некоторые навыки, улучшающие коммуникацию, например, эмоциональный интеллект, у одних даются более естественно, чем у других; к счастью, большинство людей могут научиться лучше общаться с практикой.

В идеальной команде каждый член будет поощряться к тому, чтобы поделиться своими идеями и новостями о ходе работы, даже если новости плохие, а другие участники сделают все возможное, чтобы выслушать, оценить без суждений и предложить вдумчивый ответ. С другой стороны, плохая коммуникация — босс отвергает идеи подчиненных или выкрикивает их, или один сотрудник постоянно переговаривается с другими — нарушает общую сплоченность и может вывести продуктивную команду из игры.

Как команды могут общаться более эффективно?

Члены команды должны делиться важной информацией, когда они ее знают, а не ждать идеального момента. Следует поощрять каждого члена задавать уточняющие вопросы, когда это необходимо. Назначение одного члена команды «адвокатом дьявола» может помочь группе рассмотреть потенциальные проблемы и найти лучшее решение.

Невербальное общение, включая жесты, мимику и тон голоса, может способствовать или снижать продуктивность команды. Например, человек, который закатывает глаза на чужие идеи, может создать проблемы для морального духа команды. И наоборот, члены команды, которые хорошо понимают невербальные сигналы, могут лучше ориентироваться в групповой динамике и помогать выявлять невысказанные проблемы.

Да. Эмоциональный интеллект — это навык, который позволяет людям лучше понимать свои собственные эмоции, а также эмоции окружающих. Исследования показывают, что команды с более высоким средним эмоциональным интеллектом более эффективны, чем менее эмоционально подкованные команды. Этот навык может помочь командам справляться с конфликтами, равномерно распределять работу и развивать долгосрочное доверие.

Что такое эмоциональное заражение и как оно влияет на команды?

Эмоциональное заражение — это явление, при котором эмоции, положительные или отрицательные, «распространяются» от человека к человеку. Таким образом, в команде недовольство и негатив, исходящие от одного члена, могут вскоре «заразить» других. Поддержка эмоциональных потребностей всех членов, а также искоренение конфликтов и разногласий посредством открытого общения — ключ к управлению эмоциональным заражением в командах.

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Психология общения на рабочем месте: советы по улучшению совместной работы в команде

Эффективное общение является фундаментальным аспектом любого успешного бизнеса. На современном рабочем месте, где команды часто разбросаны по разным местам и часовым поясам, способность эффективно общаться важна как никогда. Психология общения на рабочем месте исследует основные факторы, влияющие на то, как люди взаимодействуют и работают вместе в командах. Понимание этих психологических принципов может помочь вам улучшить свои коммуникативные навыки и улучшить командную работу. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые выводы и дадим практические советы о том, как улучшить общение на рабочем месте.

1. Активное слушание: сила внимательного слушания

Одним из наиболее важных аспектов эффективного общения на рабочем месте является активное слушание. Активное слушание означает полное взаимодействие с говорящим, понимание его сообщения и предоставление соответствующей обратной связи. Те, кто активно слушают своих коллег, демонстрируют уважение, укрепляют доверие и поощряют открытый диалог. Чтобы стать активным слушателем, вам следует сосредоточиться на следующих пунктах: